Осуществленная несбыточная мечта

Свое путешествие мы назвали "осуществленная несбыточная мечта".

До сих пор нам не верится, что мы это осуществили. Поездка планировалась очень давно, но осуществить ее мы смогли только сейчас. Визы мы оформляли сами через немецкое посольство в Петербурге. Поскольку у нас было приглашение от наших родственников, которые живут там уже 11 лет, проблем с получением виз не возникло. Оформляли их три дня и стоил один Шенген 35 евро.

3 августа я, мой муж и сын Денис (23 года) прибыли в аэропорт Пулково-2. Наш рейс на Франкфурт вылетал в 4.55, были и другие рейсы, но этот на 300 евро дешевле, что немаловажно. После того как мы погрузились в самолет нас из Пулково-2 везли на полосу в Пулково-1, рулили мы очень долго и было ощущение, что мы так и поедем до Франкфурта по дороге. С учетом разницы во времени получилось, что мы прилетели во Франкфурт в 5 утра. Аэропорт Франкфурта это грандиозное сооружение – самый большой аэропорт в Европе. Самолеты приземляются каждые две минуты, но все так хорошо организовано, что глупых очередей нет.

Нас встретил Митя – муж моей племянницы и мы отправились в Штайнбах – городок, где живут наши родственники (это 20 минут от Франкфурта). После бурных объятий и обильного завтрака, (несмотря на то, что они живут там 11 лет, они остались русскими людьми) мои мужчины поехали брать заказанную заранее машину. В качестве нашего боевого коня выступил AUDI A4 Avant c дизелем (это специально для экономии топлива). На машине удалось немного сэкономить, поскольку заказанного автомата не было нам сделали скидку и машина в итоге обошлась в 700 евро на 20 дней, что очень гуманно. Еще в нашей машине была навигация – это просто нет слов (правда, как выяснилось, только по Германии), но об этом позже. Первую поездку мы совершили к побережью Рейна. Мы замечательно проехались вдоль реки. На его высоких берегах видели старые замки. Погуляли по нескольким мелким немецким городкам (они все очень похожи друг на друга) и вернулись домой.

4 августа. Кельн

Готовясь к поездке, я провела несколько часов в Интернете, и собрала довольно много информации о достопримечательностях городов, которые планировалось посетить, поэтому вопросов типа "Куда пойти?" - у нас не возникало. Обычно мы искали парковку (часто не без приключений и иногда довольно долго), а затем шли гулять по городу.

Главной достопримечательностью Кельна конечно является Кельнский собор Он виден практически с любого места в городе. Напоминает собор Св. Витта в Праге, но, на мой взгляд, он менее угнетает и не так сильно "давит" как собор Св. Витта. Внутри собора можно бесплатно фотографироваться и снимать на камеру, что меня очень удивило (в Праге за это требовали большую плату). Фотографировать в Европе можно практически во всех соборах и церквях, и даже во время службы, что мы и делали (Собор Парижской богоматери и Св. Петра в Риме). Во многих соборах за небольшую плату можно приобрести его описание и часто оно есть даже на великом и могучем.

В Кельне мы еще прошлись по пешеходной улице с магазинами с двух сторон, но этим нас теперь не удивишь, и посмотрели несколько романских церквей. В Интернете я прочитала, что в 15 км от Кельна находится дворец Бриль, и мы отправились туда.

Прибыв в Бриль, мы дворца не нашли и пришлось обращаться к прохожим которых практически не было (время 18 часов). У двух женщин я применяя свои школьные и технические институтские знания немецкого выяснила, что нам надо было свернуть на дорогу, которая вела в поле. Мы все-таки туда поехали. Из описания в Интернете я ожидала увидеть, если не Петродворец, то уж, по крайней мере, Михайловский замок.

Когда мы увидели то, на поиск чего мы потратили 1 час, то минут 15 мы хохотали, затем обошли его вокруг за 5 минут (парк-сад тоже никакой). Может, внутри там и есть на что посмотреть, но работает он до 16 часов. В 19.00 мы стартовали обратно во Франкфурт и около девяти вечера были дома.

Отступление 1. Все поездки я планировала еще в Петербурге (почему-то моя семья возложила это на меня). Время выезда, что посмотреть, расстояния – очень советую составить подобный план еще дома. Единственное, что я не смогла правильно спрогнозировать это время в пути, поскольку для каждой страны разные скорости на автобанах и у меня было заложено больше времени на преодоление расстояний, правда, в дальнейшем мы внесли коррективы.

5 августа

В этот день мы совершили обзорную экскурсию по Франкфурту. Прокатились на машине и прогулялись пешком. В качестве экскурсоводов выступали наши родственники. Город показался довольно уютным и дружелюбным с красивыми невысокими домиками. Есть маленький район с несколькими высотными офисными зданиями, там находится самое высокое здание в Европе. На один из небоскребов можно подняться и взглянуть на Франкфурт с высоты птичьего полета. Очень рекомендую это сделать. Вечером здания очень красиво подсвечиваются, и их видно издалека. Вечером готовились к поездке в Париж.

6 августа

Стартовали в Париж. Выехали в 7.40 (по плану 7.00) По совету Мити решили ехать через Люксембург и Бельгию, минуя, французские автобаны (нам сказали, что они дорогие). По пути на 1 час планировали посетить Трир (43 км от Люксембурга). В Трире провели 2 часа – есть что посмотреть.

Тронулись в Люксембург и обнаружили, что навигация у нас только по Германии. Долго не могли в это поверить, пришлось доставать карты и атласы, припасенные еще дома. Пересечение границы прошло незамеченным. Выглядит это так: знак Евросоюза, снижение скорости до 70 км и все.

Все государство Люксембург – это, наверное, наш город, а его столица, наверное, наш исторический центр, но въехали мы в центр раза с 3-го (см. совет 1). Парковки все платные и их еще надо найти. Кстати, на многих картах отмечены парковки. Припарковались на закрытой парковке и сфотографировали название улицы на всякий случай. Поплутав изрядно по городу, все-таки купили карту. Стало легче.

Отступление 2. Будьте готовы к тому, что магазины в Европе не работают круглосуточно как у нас, а в выходные дни вообще беда, поэтому запасайтесь всем дома (карты, батарейки, справочники, еду, питье), берите больше - не пропадет и дома это дешевле. На поиск карты Люксембурга у нас ушло около получаса.

Времени на осмотр города почти не осталось. Пообедав в Макдоналдсе и составив план выезда из города, мы тронулись в путь. Вообще-то мы не планировали в ходе путешествия питаться в данном заведении, однако это оказалось быстро и сравнительно дешево – Фаст-Фуд одним словом.

С картой города покинуть Люксембург оказалось значительно проще. Границу с Бельгией также почти не заметили. В Бельгии на автобане единственный раз попали пробку из-за ремонта дороги, это отняло у нас час, но в дальнейшем ехали без проблем. В субботу машин было мало. На границе с Францией тоже проблем нет, только скорость 10 км/час. Дорога по Франции, хотя и не автобан, но довольно хорошая, машин было мало. Был уже вечер (18 часов), но для них уже ночь, так как в городках, которые мы проезжали мы никого (даже животных) не видели.

В Париж въехать с первого раза, как, впрочем, и с 3-го, не получилось, несмотря на наличие карты. Вообще нужно стараться придерживаться указателей Париж-центр. Мы уехали куда-то в сторону, правда, мы это не сразу поняли. Пришлось обращаться к аборигенам (сносный английский нашего сына это позволял) и просить помощи, в коей нам не отказывали.

Француженка на бензоколонке не только объяснила дорогу, но и проводила нас до кольцевой дороги. Отель заранее мы не бронировали. В Интернете я нашла адреса дешевых отелей, и мы поехали в первый из них в центре - это была наша ошибка. Суббота, весь народ в центре, улочки узкие, многие с односторонним движением, поплутав там, двинулись искать отель на окраину, но чтобы рядом было метро.

В отеле из моего списка, мест не было, но рядом был другой, где нам предоставили 2 номера по 87 евро без завтрака. Два номера на троих нам было не нужно но портье сказал что других нет, время было около 24 часов, и мы решили переночевать здесь, а утром поискать что-нибудь подешевле, но когда сын вошел в свой номер то увидел, что он 3-х местный. Мы спустились на рецепцию и портье начал нам объяснять, что номер не готов, на что сын ответил мы обойдемся (хотя в номере все было убрано и застелено и все на троих). Тогда администратор сказал, что надо заплатить всего 129 евро на троих с парковкой. Парковка оказалось подземной, причем въезд и особенно выезд – это развлечение для экстремалов. Все два дня я думала, как мы будем оттуда выезжать, но все обошлось.

В номере, поразмыслив, что не стоит терять время утром на поиски другого отеля, решили здесь остаться, и утром, когда мы пришли доплатить, то уже другой портье - девушка сказала, что наш номер стоит 109 евро и нам неправильно вчера посчитали. Нас это совсем устроило.

7 и 8 августа

И вот мы в Париже. Еще дома я составила план осмотра (воспользовалась некоторыми отзывами из Интернета). У меня был очень хороший путеводитель с адресами, режимами работы и кратким описанием достопримечательностей. Мы решили остановиться только на Париже без посещения пригородов. Не буду описывать, как посмотреть Париж за 2 дня с посещением Лувра, музея Орсе и Эйфелевой башни (это куда очереди). Поверьте это можно сделать, правда, если вы не с маленькими детьми и у вас нет проблем с ногами и здоровьем и сами вы живете в большом городе, поэтому расстояния вас не пугают.

Просто дам несколько советов.

Совет 3
    1. Отель должен быть рядом с метро, пусть даже на окраине. Париж - маленький город. Наш отель назывался Holiday Inn. Он находится на улице Tolbiac, рядом со станцией метро "Библиотека Франсуа Миттерана". От этой станции четыре остановки до центра – Городская ратуша. 15 минут на метро и вы в центре Парижа. О бронировании отеля заранее - не знаю: если вы точно все рассчитали, в том числе пробки и различные накладки, то может быть это стоит делать, но я читала, если вы опаздываете, то должны туда все время звонить и говорить, что вы задерживаетесь. Можно потерять в деньгах. У нас проблема с поиском отеля, возникла всего один раз (об этом позже).
    2. Возьмите карту и определитесь с маршрутом заранее.
    3. В Музей Орсе в воскресенье посещение бесплатно. Там есть описание музея на русском языке. Если вы большой поклонник искусства, то советую приобрести сначала книгу на русском языке, там же в музее и с ней уже осматривать музей. Это касается и Лувра.
    4. Лувр лучше посетить в понедельник вечером: он работает до 21.45 - билет, говорят, дешевле. К тому же - устав ходить по городу, вы там сможете посидеть (там много скамеек) и спокойно все посмотреть, зная, что больше вам сегодня никуда не надо. Конечно, Лувр за одно посещение не осмотреть, но выберите для себя самое интересное. Нам повезло, не знаю почему, но очереди в Лувр не было ни на входе через пирамиды, ни тем более через метро, хотя мы были там с утра. Вообще не стоит пугаться очередей – самая большая очередь, которую мы стояли – вернее, она все время медленно передвигались - это в музей Ватикана - 45 минут. Может, нам везло.
    5. Практически всюду можно найти русскую экскурсию и послушать.
    6.На Триумфальную арку нужно постараться подняться так, чтобы обойти кружок по ней пока еще светло и затем встретить сумерки. Вид на вечерний Париж с арки очень захватывающий. На Эйфелеву башню тоже можно вечером, но я бы все-таки выбрала арку, потому что с нее видна Эйфелева во всей красе с подсветкой и бегущими огнями.
    7. Обращайте внимание на то, что во многие платные музеи практически по всей Европе детям до 18 лет вход бесплатно, есть скидки студентам при наличии международного студенческого, и молодежи до 25 лет (в частности, на арку и Эйфелеву башню наш сын поднялся по льготному билету, при этом документы у него не просили).

Теперь собственное мнение о Париже. Париж хотелось посетить очень давно и просто безумно. Потом вдруг очень захотелось в Рим (особенно на площадь Св. Петра и в Собор)

И теперь можно сравнить. В Рим я бы поехала еще раз, но в большей степени с познавательной точки зрения, там не все удалось посмотреть. А в Париж можно ездить каждый год и гулять, снова посетить музеи, и еще раз подняться на Эйфелеву Башню даже пешком (кстати, на второй уровень мы поднимались пешком – очередь была втрое меньше), просто погулять по Парижу. Париж понравился очень, и все два с половиной дня мне не верилось, что мы в Париже.

9 августа

Утром забежали в супермаленький маркет, купили французского вина и шоколада, а также еды в дорогу (теперь мы были умные), и в 12.00 тронулись в обратную дорогу.

Мы решили поехать уже знакомой дорогой, тем более, что Люксембург мы посмотрели мало (первоначально планировали вернуться через Страсбург). Без проблем доехали до Люксембурга. Опять поразило отсутствие людей в городках. Несмотря на наличие карты, мы опять промахнулись с въездом в Люксембург, правда, при этом проехали через центр Европы. В парке на скамеечке перекусили и прошлись по старому городу, добрели до Собора Нотр-Дам. Людей практически не видели.

Отступление: Я все время делаю акцент на отсутствие людей, потому что для нас это непривычно, особенно летом. У нас в период белых ночей жизнь длится 24 часа и порой просто стирается граница между ночью и днем и людей можно встретить не только в центре, но и на окраинах. Правда считается, что август - это месяц отпусков, но где туристы?

Около 9-ти вечера приехали домой, где нас ждал вкусный домашний ужин.

10 августа

Первоначально по плану мы планировали 10 и 11 августа посвятить поездкам по пригородам Франкфурта, а 12-го приехать в Мюнхен, встретить нашу дочь Наташу (21 год) и далее уже продолжить путешествие. Но в конце июля выяснилось, что наш любимый Зенит играет в Австрии в Линце матч кубка УЕФА и мы не могли упустить такой шанс. Пришлось поменять планы.

10-го во второй половине дня мы выехали в сторону Мюнхена. По пути под Штутгартом заехали в городок Metzingen. Там находятся большие магазины-склады фирм BOSS, Nike и т.д. Там все товары можно приобрести со значительными скидками, однако нам ничего не приглянулось.

По плану утром 11-го у нас было посещение замка Херренкимзее, поэтому мы ехали в его сторону и в районе 22-ти часов свернули с автобана в первый встречный городок.

В Германии мы перемещались по автобанам, они там бесплатные и нет ограничения по скорости. Наша машина позволяла нам ехать со скоростью 200 км/час, правда обычно мы ехали 160-180 В Германии внимательно следят за дорогами, и много мест где идет ремонт, правда ремонтируют небольшими участками – 1-2 км, поэтому пробок обычно нет, только снижение скорости.

В городке Rosenheim мы заехали в первый же отель и сняли номер за 95 евро на троих, но без завтрака. Отель назывался Ариадна и главная его достопримечательность - это хозяйка отеля. На вид ей далеко за 80 лет, но она сразила нас своим знанием английского, наш сын не успевал все понять, что она говорит. Она дала нам ключ от входной двери, чтобы вернувшись вечером, мы никого не разбудили.

Мы отправились на поиски ужина в районе одиннадцати вечера. Естественно, все закрыто, на заправке мы купили хлеб, нарезку ветчины и воды и, садясь в машину, увидели спасительный знак Макдоналдса. Там мы перекусили и поехали в отель. Утром позавтракали продуктами, купленными на заправке, и тронулись в сторону замка. Замок находится на острове, поэтому, оставив машину на парковке (можно и вдоль дороги, но это каждый решает сам), поехали на пароходике на остров. Билет стоил 5.9 евро туда и обратно. Ехали минут 15 и любовались пейзажем. В сам дворец, к сожалению, мы решили не ходить из-за нехватки времени, так как в 13 часов нам надо было быть в Австрии. Поэтому мы просто пошли на него посмотреть и погулять.

Тропинка к нему проходит лесом. Везде написано, что идти 25 минут, но мы шли средним шагом 10 минут, обогнав при этом всех, и первыми вышли к дворцу. Там никого не было только мы. Нашему взору предстала картина: Дворец, который строился как аналог Версаля и роскошные фонтаны, и все это в лучах солнца. Правда фонтаны они каждый час на 15 минут отключают и те, кто пришли за нами не увидели сразу всей красоты.. На картинках дворец внутри напоминает наш Екатерининский в Пушкине, только он гораздо меньше. У нас тронный зал, а у них зеркальный. Может быть, нам удастся еще раз сюда приехать. А так - мы обошли дворец вокруг, провели фотосессию и двинулись дальше.

На границе с Австрией у нас опять исчезла навигация, и пришлось ориентироваться по картам. В Австрии заплатили дорожный сбор 7.6 евро на 10 дней и поехали в Линц. Это 180 км, но в Австрии на автобанах скорость 130км\134час и ехали мы 2 часа. В Линц попали сразу, но мы не знали, где находится отель. Пришлось спрашивать. Раза с пятого мы его нашли (при этом мы раза 2 мимо него проехали, не заметив). Купили билеты на футбол - 12 евро (дешевле, чем на матчи в Питере) и поставив машину на парковку, пошли прогуляться по городу. Опять–таки прошлись по достопримечательностям, посмотрели на Дунай (очень грязный).

Часов в 6 вечера решили ехать искать стадион, который, как нам сказали находится в 15-ти минутах езды от Линца. Попали мы на него часа через два, практически потеряв всякую надежду увидеть наш родной Зенит. Стадион находится в лесу и если учесть, что по размерам он напоминает наш дворовый, то увидеть его с дороги просто невозможно, да и жители практически не в курсе, что их команда играет в Кубке УЕФА. Но мы все-таки его нашли, переспросив по дороге к нему множество людей.

Зенит не подкачал, сыграл 2:2, показав неплохую игру и я согласилась с сыном, что смотреть игру на стадионе и по телевизору это разные вещи. На стадионе она захватывает всех даже тех, кто приехал сюда просто заодно с родственниками. Мы наблюдали, как одна женщина была в ужасе от всех криков болельщиков (от речевок до сплошного мата), но потом вместе со всеми прыгала и радовалась забитым голам.

Футбол закончился в 23 часа, и встала проблема ночевки. Первоначально мы хотели найти отель до футбола рядом со стадионом, но по выше названной причине не успели, а ночью найти отель в маленьком городке невозможно: они все спят, и мы решили ехать в сторону Мюнхена и там где-нибудь заночевать. Если бы мы знали заранее, что будем возвращаться, то забронировали у бабушки еще одну ночь, а так как мы приехали уже около часа, она уже спала, но, проехав подальше в центр, мы нашли другой отель и там заночевали, сэкономив на завтраке. Завтракали тем, что купили в супермаркете в Австрии. В 12 часов выехали в Мюнхен в сторону аэропорта.

Дело в том, что наша дочь оформляла Шенген через Швецию, и чтобы не нарушать правила, она должна была сначала посетить Швецию. Самолет прилетел вовремя. Увидев нас, она сказала, что мы какие-то похудевшие, бледненькие и измученные (она перед этим отдыхала 10 дней в Крыму), на что мы ей сказали, что она скоро будет такая же. Мы отправились смотреть Мюнхен, карту которого мы купили заранее. Перекусив и обсудив план нашей экскурсии, я отдала карту Наташе, а сама только зачитывала информацию о виденной достопримечательности.

Первое место, которое мы посетили – это, конечно же, Мариенплац. Площадь нам очень понравилась, единственное, что мы не сделали, так это не посидели в кафе на площади, там было очень много курящих. Я не буду описывать все, что мы видели - это надо видеть самому.

Выполнив намеченную программу, мы двинулись в сторону замков Нойшванштайн и Линдерхоф, чтобы заночевать поближе к ним. Около 8-ми вечера мы остановились в Оберау и там заночевали. Это был самый уютный отель за все время нашего путешествия.

Оберау - это уже немецкие Альпы. Из окна отеля вид на горы. Сам Оберау - это типичный немецкий баварский городок, который показывают по телевизору в передачах о Германии. Номер стоил 70 евро на двоих с нормальным завтраком (ветчина, колбаса, сыр, масло, джем, яйца, круассаны и еще выпечка, чай, кофе). Очень уютный домашний ресторанчик. Совет: Если вы собираетесь продолжить ваше путешествие в сторону Австрии или Италии, то ночевать нужно было в Фюссене - это рядом с замками Нойшванштайн и Хоеншвангау (они работают с 8 утра), а затем уже ехать в замок Линдерхоф. Нам пришлось из Оберау ехать сначала в замки Нойшванштайн и Хоеншвангау (56 км) и затем возвращаться обратно в замок Линдерхоф, он рядом с Оберау. Прямо есть дорога через Альпы, но на карте она обозначена как трудная, и мы ехать по ней не рискнули.

В замки Нойшванштайн и Хоеншвангау мы приехали около 10 часов. Очередь в кассы была средняя (позже была больше), но движется она очень быстро там 6-7 касс, горит табло с номерами ближайших туров на разных языках. Тура на русском не было и мы взяли аудио-тур, чего советую вам не делать, а брать билет на ближайший тур и, купив путеводитель (см. выше), идти на экскурсию. Там, как правило, в самих замках есть еще описание экскурсии на различных языках, в том числе и на русском.

Мы взяли билеты только в замок Нойшванштайн из-за нехватки времени. Замок Хоеншвангау мы просто осмотрели вокруг, так как у нас было много времени до нашего тура, то мы погуляли, посмотрели чудесное озеро с прозрачной водой и поднялись пешком к замку Нойшванштайн: это не так далеко и подъем совсем несложный. Снаружи замок очень впечатляет и внутри тоже неплох, но уж больно у них короткие экскурсии за такие деньги – она длится от силы минут 30.

После этого мы поехали обратно к замку Линдерхоф. По пути заехали на баварскую ярмарку (была суббота), где была выставка-продажа различных изделий из керамики кожи и других поделок. К замку Линдерхоф приехали в 15-45 и купили билет на ближайший тур в 15-55, он оказался на английском языке, наши дети язык знают неплохо в отличие от меня, но у меня был путеводитель, к тому же там нам предложили описание на русском. Сам дворец снаружи уступает Нойшванштайну, но внутри выглядит богаче. Опять-таки - везде можно фотографировать без вспышки.

Еще мы посетили грот Венеры, где звучит музыка Вагнера (Людвиг II – король Баварии был его страстным поклонником). Вообще этот замок называют мини-Версаль (Петергоф). Он весь очень маленький, но какой-то уютный, приятно прогуляться, но мы это делали бегом, потому что нам нужно было еще к вечеру оказаться в районе Вероны, где мы планировали заночевать.

Около 18-ти часов мы добрались до Гармиш-Патриккирхе и в пиццерии поужинали. Это, пожалуй, единственный раз (не считая ужинов во Франкфурте у родни), когда мы объелись, очень хочется применить другое слово, но это действительно так. Все было очень вкусно и порции были большие, мы даже не доели целую пиццу и взяли ее с собой.

В 19-00 мы выехали в сторону Австрии. Пересекли границу (это мы перестали замечать - только ориентировались по тому, что прекращала работать навигация). Дорога проходила через Альпы и двигались мы все время по автобану. Объехали Инсбрук и, когда до Италии осталось около 20-ти км, вдруг увидели шлагбаум и с нас стали требовать оплатить проезд по дороге. Мы стали объяснять, что у нас есть талон (мы его купили еще по дороге на футбол), но нам сказали что это не то, что просто эти 20 км – это платная дорога – 8 евро съехать куда-либо было уже невозможно к тому же темнело и ехать по горной дороге не хотелось, пришлось платить, но это грабеж. Спокойно въехали в Италию, где на контрольно пропускном пункте получили талон для оплаты проезда по автобану (в Италии автобаны платные), при съезде его отдаешь контролеру или автомату и платишь за проезд.

К Вероне подъезжали уже около десяти вечера в темноте и опять без карты. Но до города мы так и не доехали. В ближайшем населенном пункте стали искать отель и это как раз единственный случай, когда мы попали в отель не с первого раза. Где-то в 4-5 отеле, нам подсказали отель, где точно есть свободные номера и объяснили, как доехать. Около часа мы до него добирались, но номера в нем действительно были. 2-х местный номер с завтраком - 100 евро, куда еще входило посещение сауны, фитнеса и бассейна + закрытая парковка, но у нас на все это не было времени, так как утром нас ждала Венеция.

14 августа

От Вероны до Венеции 110 км. Доехали мы быстро, но долго стояли в очереди чтобы оплатить проезд по автобану. Вы не поверите, но в Венецию с первого раза мы тоже не попали. Хорошо, что на пути нам попалось бюро информации (я вспомнила советы из Интернета), мы зашли в него, купили карту, определили куда ехать и тронулись в путь на парковку. По Венеции можно перемещаться пешком, либо на водном транспорте (трамвайчики, лодки, гандолы и т.д.). На площади Рима расположены два больших многоэтажных гаража. В одном из них мы и оставили машину - 20 евро на 12 часов (либо 26 евро в сутки, но мы не планировали там ночевать). Составили план осмотра города и двинулись в путь. Конечно же, нашей целью была площадь и собор Сан-Марко. Сначала мы решили, что придется воспользоваться трамвайчиком, но когда мы прошли какое-то расстояние и, увидев по карте, что это почти треть пути, то решили, что дойдем пешком. Здесь мы действовали, как и в Париже. Дойдя до очередной достопримечательности, останавливались, и я зачитывала из своей книжки, купленной в Питере интересную информацию. Практически по всем улицам есть указатели на площадь Сан-Марко.

Впечатления от Венеции остались разные. Мужу понравилось все. Он увидел, что и ожидал увидеть. Я, если честно не знаю, что ожидала увидеть. Побывать в Венеции - это тоже была еще детская мечта. Мне тоже все понравилось, но когда я стояла на площади Сан-Марко, у меня было ощущение, что я нахожусь в умирающем городе и вот это ощущение, что все это исчезнет и сохранить невозможно, меня не покидало во время всей прогулки по Венеции. И еще. Венеция совершенно не напоминает Питер. Совершенно другой архитектурный стиль. Нас пугали, что гулять там невозможно: всюду запах затхлости от воды, может, ветер дул в другую сторону, но даже мои чувствительные к запахам мальчики ничего не почувствовали. Так что - мы гуляли с наслаждением.

Около шести часов вечера мы, увидев, что на город движется темная большая туча, тронулись в сторону Флоренции, чтобы как можно ближе к ней заночевать. Это около 250 км. Но проехать нам удалось лишь около 100 км, потому что дождь нас все-таки настиг. Дождь - это мягко сказано. Со всех сторон гремело, сверкали молнии, падал град, а вокруг горы, не очень-то приятно. Дворники просто так скользили по стеклу, как бутафорские.

На автобанах стоять нельзя, но многие машины заезжали за сплошную линию и останавливались. Во-общем, увидев первый съезд в какой-то населенный пункт, мы съехали с автобана и во втором отеле нашли номер за 75 евро на двоих с завтраком.

15 августа

Утром, позавтракав, мы поехали во Флоренцию. Дождик то накрапывал, то просто лил, и казалось, что осмотр Флоренции придется оставить на другой раз. Но при подъезде к ней дождь прекратился, появилось солнце, жизнь налаживалась. На ближайшей заправке мы купили карту Флоренции, а заодно и Рима, и первый раз въехали в город с первой попытки. Правда, долго не могли припарковаться. Вооружившись картой, пошли на экскурсию. Флоренция совсем не похожа на Венецию. Несмотря на свой возраст, город хорошо сохранился. Впечатляет площадь Синьории. Там мы немного послушали русскую экскурсию. В пять часов двинулись в сторону Рима, предстояло проехать 288 км, которые мы преодолели без проблем.

Отступление: про дороги подробно описал наш сын на своем сайте: www.vectrab.spb.ru. Хотелось бы добавить. Самые быстрые дороги для нас оказались в Италии, несмотря на глобальное ограничение скорости до 130 км/час, там очень мало мест, где есть знаки снижения скорости. Если в Германии перед тоннелем знак 60 км/час, то в Италии просто знак тоннеля, а скорость – твои проблемы. В Германии при изгибах дороги (даже плавных) скорость часто ограничивалась, в Италии же просто указатель на крутой поворот и решай сам, что тебе делать – снизить скорость или почувствовать себя экстремалом.

В Рим даже при наличии карты въехать с первого раза не получилось. Мы даже не пытались.

Пришлось спрашивать дорогу. Вообще все к нам относились очень доброжелательно и охотно помогали. Это касается не только Италии. Попав в город, мы по карте нашли район поиска отеля - рядом с метро и не очень далеко от центра. Опять поразило отсутствие людей на улицах города. Отель нашли за четыре остановки метро от Колизея. Остановились и сразу сняли два номера по 80 евро за номер с завтраком и парковкой. Номер оказался очень тесным, но мы опять решили, что не стоит тратить время на поиски чего-то особенного для того, чтобы только переночевать.

Было около десяти вечера, и мы решили перекусить. Портье нам сказал, что уже все закрыто, можно попробовать купить что-нибудь в центре. И мы отправились к Колизею.

Первый шок мы испытали в метро, когда оказались одни в вагоне это при том, что наша станция не была конечной. Сама станция не производила впечатления. Она не была грязной, но была вся темная: черный пол, темные стены. В Париже хоть поезда были современные, а здесь подошел поезд, разрисованный в стиле граффити – просто жуть. Но вот мы вышли к Колизею и если опустить, что мусора было больше, нежели людей у Колизея, то он красив. Выходя из метро, вы сразу натыкаетесь на его стену. Вас разделяет только дорога. Он хорошо подсвечен. Нам хотелось погулять вокруг, но метро работает до 23 часов, поэтому мы быстро купили что-то несъедобное на вид, и, как оказалось в последствии, и на вкус, и быстро поехали назад. Уставшие и голодные мы легли спать.

16 августа

Встали рано, позавтракали (завтрак простой – круассаны, джем, йогурт, мюсли, молоко, чай, кофе). Первое, что нам хотелось посетить это собор Св. Петра, куда мы и отправились. Народу слегка в метро прибавилось. Когда мы шли к собору, то видели большую очередь в Ватикан (как оказалось позднее – мы видели только четверть очереди) и по дороге решали, стоит идти в Ватикан или нет.

И вот знакомая площадь (сколько раз мы видели ее по телевизору, но в живую все по-другому). Не буду описывать чувства, которые мы испытали, стоя перед собором на площади: наверное каждый испытывает что-то свое, но у меня было ощущение, что я завершила какое-то большое дело, достигла цели, и опять ощущение, что мне это все снится. Пройдя фейс-контроль (очередь была небольшая), мы оказались в соборе. Там мы пристроились к интересной экскурсии. Экскурсовод вел экскурсию только для мальчика с мамой, но наше присутствие он переносил спокойно без косых взглядов, хотя мы ходили за ними гуськом.

Сделали несколько фотографий. Уходить из собора не хотелось, но пришлось. Рядом с собором на площади находится почта, откуда мы отправили открытки знакомым со штемпелем из Ватикана. Надо было отправить еще самим себе. Не догадались. Очередь в собор была уже в несколько раз длиннее. А мы пошли в сторону очереди в музеи Ватикана. Встали, решили посмотреть, как она двигается. Оказалось быстро. Мы стояли 45 минут (но это все время двигаясь). Билет стоил 12 евро - это был самый дорогой билет в музей за все время нашего путешествия (студентам -6 евро). Посидев немножко в садике, мы двинулись к нашей цели – Сикстинской капелле. Двигались к ней мы часа 2, осматривая картины и скульптуры. Хорошо, что у нас было описание каких-то картин и скульптур и самой капеллы, а то там, конечно, переизбыток всего. После этого нам не захотелось больше видеть никаких музеев с картинами.

Осматривая капеллу, хорошо бы иметь ее описание, если вы, конечно, не искусствовед и всю свою жизнь не посвятили ее изучению. В принципе в садике, где мы отдыхали, висит на разных языках ее описание, с которым можно ознакомиться заранее.

Сады Ватикана были закрыты для посещения, но они прекрасно видны из окон музея, можно сфотографировать. Перед выходом из музея, мы отдохнули, немного перекусили в основном фруктами, купленными заранее на рынке рядом с нашим отелем, и продумали дальнейшей маршрут на сегодня. Конечно, далее это был Колизей. В Колизей тоже была очередь, но не такая большая. Погуляли по Колизею. С него хорошо виден Римский форум. Далее мы продолжили свою экскурсию по проложенному маршруту, перекусив, конечно же, в Макдоналдсе. Посмотрели Пантеон, площадь Наварры, фонтан Треви, президентский дворец, и закончили на площади Республики.

Было еще не поздно, но мы уже устали и отправились в отель, где поужинали, продумали план на завтра и легли спать.

17 августа

Наши мужчины решили, что обратно мы поедем ночью, чтобы сэкономить на отеле (160 евро), поэтому утром мы сдали номера. Забежали на рынок для пополнения провизии на обратную дорогу (в основном, фруктами). С портье удалось договориться, что машину мы заберем около 16-ти часов. Затем снова отправились гулять по Риму.

Рим не удалось осмотреть за два дня как Париж. Достопримечательности там больше разнесены по городу, чем в Париже, поэтому выбрали, что ближе к центру. Посетили Испанскую лестницу, которая, кстати, не очень впечатлила (на картинках она лучше), Народную площадь – это понравилось, Дворец Юстиции, замок Ангела и завершили свою экскурсию опять на площади Святого Петра и с чувством выполненного долга двинулись к отелю, по пути с трудом нашли ресторанчик (у них сиеста), где неплохо перекусили.

В отеле мы переоделись и тронулись в обратный путь. Поехали по проверенной дороге по автобанам. Машин было немного, к ночи стало еще меньше. Муж и сын по очереди вели машину, хотя права есть у всех четверых, но мальчики наши услуги сразу отмели. Они менялись через два часа, а потом и через час. Несколько раз мы останавливались на заправках перекусить и один раз для доливки масла в двигатель (об этом у сына).

В Германии включили навигацию, стало легче. Я была за штурмана, но периодически клевала носом, а с навигацией в моих услугах уже не было нужды, разве что в качестве развлечения для водителя. Проехали немножко по ночному Мюнхену. Очень понравился Мерседес-центр. Стеклянная многоярусная парковка машин с красивой подсветкой. В 6 утра были в Штайнбахе. Проехали 1310 км за 14 часов, но 2 часа из них это остановки, колеса крутились 12 часов. Никакие легли спать.

18 августа

Проснулись около 12-ти поели и поехали во Франкфурт. Наташа там ведь еще не была. Погуляли, поднялись на второе по высоте здание, посмотрели сверху на город. Вечером сделали променад по бутикам. Так как все-таки сказалась усталость, рано легли спать.

19 - 22 августа

В эти дни совершили поездки по городкам в окрестности Франкфуртата вместе с родственниками, которые выступали в качестве экскурсоводов.

Посетили Бад-Хомбург – город богатых людей. Достоевский там написал своего "Игрока". Так же съездили в Висбаден, где попали на пивной фестиваль, посмотрели на подвыпивших немцев. Несмотря на дождь, поехали в Баден-Баден, пока ели в китайском ресторанчике, дождь прекратился, и нам удалось посмотреть городок. Посидеть на скамейке, где Тургенев встречался с Виардо, сфотографировались у знаменитого казино.

Также за эти дни посетили множество магазинов, убедились, что в этом плане мы от них теперь не отличаемся, разве что тем, что у них нет магазинов работающих круглосуточно.

23 августа

Наш самолет вылетал в 7 утра. В аэропорт приехали на своей машине, где ее и сдали.

Было очень грустно, что сказка закончилась.

В следующем году опять собираемся в путешествие, постараемся учесть все наши промахи, а пока будем смотреть фотографии, кино и жить этими впечатлениями до следующего лета.

PS. В этом отзыве я хотела рассказать не о том, сколько всего нам удалось увидеть, а в основном об ошибках, которые мы совершили, чтобы тем, кто тоже захочет проехать на машине по Европе их не повторили. Может быть, нам следовало бы сократить маршрут, посмотреть что-то более обстоятельно – не знаю. Мы так долго собирались в это путешествие, что не знаем - получится ли еще раз попасть в сказку.

Мы проехали 6600 км, потратив 410 литров бензина.