"Автопробег" по Украине



    (Москва-Киев-Львов-Прикарпатье-Каменец-Подольский-Одесса-Крым-Москва)

    В конце весны стало ясно, что старший сын не успевает решить проблемы с загранпаспортом, вызванные сложными отношениями с военкоматом и поездка в Румынию-Болгарию откладывается. Замена нашлась сразу, я, наверное, раз 20 была на Украине, но никогда не попадала западнее Киева. Поскольку без моря жить не могу, треть отпуска отводилась на Крым, несколько дней на любимую Одессу, а остальное на ознакомительную поездку по Западной и центральной Украине. Здесь нарисован наш маршрут.

    Состав нашей группы окончательно выяснился только за день до выезда. Сразу было ясно что едет мой старший - Егор, со своей девушкой - Юлей. Их друзья, ездящие с нами в прошлом году, нахватали хвостов в институте и в конце августа им надо было быть в Москве, мы же планировали вернуться числа 7-8 сентября. Младший ребенок - Ванька - сдавал вступительные экзамены в ВУЗ, и результаты стали известны всего за 5 дней до отъезда. За неделю до отъезда к детям присоединилась пара их друзей, а я так и не нашла себе никого в попутчики и уже привычно оказалась в компании молодежи от 18 до 25 лет. Средний ребеночек не поехал, решив отдохнуть от всех нас.

    В субботу, в 6 утра, мы стартовали на двух машинах, 99 и ВАЗ 2106. В шестерке мы с Ванькой были вдвоем: Ванька за штурмана и запасного водителя, я за основного.

    Ехали через таможню "Три сестры" (Россия-Белоруссия-Украина). Дорога была удивительно пустынна на всем протяжении. Паровозиком мы ездить не любим, 99 уходила вперед, но они останавливались обедать, а мы нет, и к границе приехали почти одновременно. Несмотря на пустую трассу, на таможне скопилось много фур, в очереди же для легковых мы были 7-е. Российская таможня заняла около часа. Украинцы справились за полчаса. Никто не смотрел, что лежит в машине и даже украинскую ОСАГО не проверяли.

    Украина встретила неплохими дорогами, даже в Городне, где в прошлом году были ямы, все заделали. Первая остановка планировались в Киеве и мы выехав с таможни быстренько припустили к нему, но не тут то было. Впервые в дальних путешествиях, да и вообще впервые за несколько лет у меня сломалась машина. Пару раз стрельнув напоследок, она потеряла мощность и вскоре встала, не доехав км 15 до Чернигова. Время и место она (машина) выбрала неудачно. Пустынная дорога, суббота, вечер. Прицепив к 99, дотащили ее до Чернигова и с трудом, но все же нашли на Черниговской объездной маленький автосервис с единственным мастером, собирающимся домой. Зовут мастера Владимир Павлович, привет ему и спасибо. Поменял он нам контактную группу, выставил зажигание, спросил за это смешные деньги, да еще и согласился на рубли. Одно жаль, контактную группу он поставил б/у, другой взять было негде, и как-то ему удалось меня убедить, что мы с ней вернемся в Москву.

    Как оказалось, убеждал он меня зря. Надо было утром поискать все же автомагазинчик и прикупить новую деталь.

    Киев

    Несмотря на ремонт, к Киеву мы подъехали вовремя, остановились буквально за 1 км до города, кинув в симпатичном леске палатки, пожарили на костре сосиски, посидели, поболтали, заползли в палатки и замечательно выспались. Утром, по опыту прошлого года, не стали искать открытые в такую рань (а на Украине время еще и на час отстает от московского) приличные места для завтрака, поели в Макдональдсе. Времени на Киев было выделено мало, только один из нас не был в нем раньше, поэтому мы проехались по центру, поднялись на фуникулере на Владимирскую горку, прошлись вокруг Михайловского собора, (основанного в 1108 году сыновьями киевского князя Изяслава Ярославича - Петром-Ярополком и Михаилом-Святополком на месте древнего Дмитриевского монастыря), посмотрели на на 76-ти метровую колокольню Софийского собора, главного православного храма домонгольской Руси.( Строительство храма было начато при Ярославе Мудром на месте битвы киевлян с печенегами, а освящен храм в 1032 году. Назван собор в честь собора Святой Софии в Константинополе), полюбовались видами на Днепр и... покачались на качелях. Я в Киеве всегда бываю в ясную, солнечную погоду, и может быть поэтому он кажется мне чистым, вымытым и солнечным городом.

    Выезжая из Киева, заправились на Лукойле по кредитной карте и искупались в озере. Ночевать мы должны были во Львове, заехав перед ним в замок в Олеско.

    До Ровно дорога была очень приличная. Две полосы в каждую сторону, покрытие средненькое, но без ям. Езда по таким дорогам трудна из-за монотонности. То ли делo - ехать по М4. Как обгонишь на шахе по встречной, быстроедущую фуру и полчаса спать не хочется, а тут все время тянет в сон. Но после города Ровно, все наладилось, ровной дороге пришел конец. Почти до Львова трасса была узкая, разбитая, чем ближе к границе, тем чаще стали попадаться фуры. Я уже предвкушала осмотр замка в Олеско, но у машины оказались свои планы. При въезде в Олеско она опять расстрелялась и встала. Теперь был уже воскресный вечер и шансов починиться сегодня было совсем мало. И тут мы впервые познакомились с гостеприимством в западной Украине.

    Жители Олеско приняли самое горячее участие в оживлении нашей машины. Сначала ее оживили настолько, что удалось проехать где-то км до непонятно чего сo страшненькой заправкой, пустой стоянкой для дальнобоев и чем-то вроде закрытого сервиса. В сервис для нас был вызван мастер, которого вытащили из-за стола, причем ему пришлось идти пешком 2 км. Он-то и оживил наши машину так, что до Москвы мы ехали уже без посещения автосервисов.

    Об одном жалею до сих пор, что в результате всех этих ремонтов, так и не удалось посмотреть замок. Пока починились уже начало темнеть, замок уже было бы и не разглядеть, к тому же до Львова оставалось еще км 70 и надо было подумать о ночевке. Теперь придется, в дальнейшем, так составить маршрут, чтобы все же замок посмотреть, тем более, что в тех местах есть еще очень много мест, которые стоило бы посетить, да и в сам Львов можно ездить много раз. Через час мы въехали во Львов.

    Львов

    Город встретил толпами народу на улицах и разбитой брусчаткой. Квартира, на которую мы расчитывали оказалась занатой, искать что-то на ночь глядя не хотелось, поэтому мы прибегли к испытанному способу и переночевали в палатках в районе объездной. Рано утром заехали в город, таксисты посоветовали купить газету с объявлениями и через полчаса за 100 гривен в сутки, мы поселились в неплохую двухкомнатную квартиру со стиральной машиной, СВЧ и прочими предметами быта в районе Нового Львова. Львов это единственный город, где мне совсем не хотелось пользоваться своей машиной. Дороги произвели неизгладимое впечатление. Брусчатка. Где-то камень выпал и новый вставили больше предыдущего, где-то просто не вставили, разметки, по крайней мере в центре, не видела ни разу. Дороги довольно узкие, по этой же брусчатке проложены трамвайные пути, причем рельсы выпирают см на 10-15. Машины паркуются посреди совсем неширокой улицы, между трамвайными путями.

    Трамвай обгоняется и справа и слева, если встречный поток немного задержится, короче, где можно протиснуться, там и обгоняется. Поскольку с ДАИ ситуация на тот момент была непонятная, никто на светофоры не смотрит. Хотя справедливости ради скажу, что пешеходов пропускают и аварию за все время я видела всего одну и мелкую. Без машины во Львове передвигаться легко. Очень много маршруток, проезд в которых стоит 1 гривну. К остановке они подходят буквально каждые полминуты. Такси тоже очень много и проезд на них тоже стоит совсем немного.

    Львов красивейший город. В центре буквально каждый дом заслуживает внимания. Одна из центральных площадей - площадь Рынок. Ее размеры 142 на 129 м и находится на ней 44 здания, и выходит на нее 8 улиц. В центре площади ратуша, вход в которую охраняют львы.

    Углы площади украшают фонтаны, к сожалению, не работающие, сооруженные в начале ХIХ века и посвященные греческим богам: Артемиде, Посейдону, Аполллону и Афродите.

    Интересно, что большинство домов на площади шириной в три окна. Дело в том, что во времена магдебургского права дома с количеством окон больше 3 облагались налогом.

    На площади множество музеев, мы посетили лишь аптеку-музей "Под черным орлом". В первом зале находится действующая аптека, в которой можно купить вполне современные лекарства.

    Соседняя с площадью Рынок - Кафедральная площадь, на которой расположен Латинский Кафедральный собор им. Св. Марии, строительство которого было начато в 1350 году, закончилось в 1493,после пожаров 1527 года здание храма обновили. А в 1760-1778 реставрировали. Все периоды оставили свой след в архитектуре храма. Латинский собор прошел от готического стиля через ренессанс, барокко и классицизм до модерна.

    Рядом с собором находится семейный склеп купеческой семьи Боймс. Часовня Боймс была построена в 1609-1615 годах в стиле позднего ренессанса.

    На Друкарской улице находится построенный в 1898 дом, называемый "Под Богородицей".

    На площади Адама Мицкевича расположен старейший львовский отель "Жорж", основанный в 1793 году, в нем в разное время останавливались Оноре де Бальзак и Ференц Лист, Этель Войнич, шах Ирана и Жан-Поль Сартр.

    Конечно, за полтора дня мы осмотрели малую часть города, тем более, что очень часто отвлекались на чревоугодие, потому что оказаться во Львове и удержаться от постоянного посещения ресторанчиков, кофеен, кондитерских - невозможно. Может быть нам так везло, но везде где мы были нас радушно обслуживали, вкусно кормили и потом обязательно интересовались, все ли нам понравилось. Причем стоимостью обеда можно просто пренебречь. Например, в ресторанчике "Золотой вепрь", который находится на старой центральной площади города - площади Рынок, обед с первым, вторым, салатом, кружкой пива и графинчиком Немироффа стоял по 160 рублей на человека, в среднем.

    Одно жаль - бродя по Львову, все время представляешь, каким бы мог быть город, если его привести в порядок. Здания ветшают, горожане говорят, что даже балконы порой разрушаются и падают. А балконы там невероятно красивые.

    Отреставрированных домой совсем немного и все это при том, что город наводнен туристами, много гостиниц, банков, фирменных магазинов.

    Прикарпатье

    Последний раз выпив замечательный львовский кофе, мы выехали в Прикарпатье. Дорога из Львова была вполне приличная и не мешала любоваться природой. Очень симпатичное сочетание невысоких гор, множества больших и маленьких рек с бурным течением, порогами и водопадами, чистых, ухоженных сел, постоянно встречающихся на дороге повозок, запряженных парой лошадей. Проезжая через Рогатин, сфотографировали Николаевский костел постройки ХV века.

    В Делятине мы не выдержали, разулись и долго бродили босиком по относительно тихому там Пруту. Заехали на сувенирный рынок в Яремче, купили мелкие сувениры и отличные теплые носки из овечьей шерсти. Очень красив Прут, протекающий в конце Яремче.

    Там же, у Прута, находится сделанный в национальном стиле ресторан "Гуцульщина". Природа вокруг настолько хороша, что принимаем решение не искать места в многочисленных здесь гостиницах, а разложить палатки. Очень быстро находим место для ночевки на берегу маленькой речушки. Моментально на плитке сварили ужин и даже выпили бутылочку "Медофф".

    Под утро нас разбудила гроза, встали, посмотрели, что речушка наша, хотя и стала значительно полноводнее, вряд ли выйдет из берегов и заснули опять. Утром несколько беспокоило, как машинки преодолеют подъем по глинистой дорожке, но изделия российского автопрома вообразили себя джипами и вскарабкались даже без помощи пассажиров, стоящих нагатове на обочине.

    В Черновцы, по совету Виктора Лукьянова, мы поехали через Яблонив, по дороге, обозначенной на карте тоненькой красной линией. Дорога от Делятина до Яблонива окaзалaсь совершенно разбита, кроме того, ее постоянно пересекали потоки воды, льющейся с гор после дождя. Но мы совершенно не жалеем, что поехали именно так, потому что увидели настоящее заповедное Прикарпатье, а не стилизованное и сделанное под туристов, как в Яремче.

    В каком-то из сел остановились уточнить дорогу, у стоящих на обочине и, видимо, ждавших крайне редко проходящего транспорта людей. Один мужичек быстро сориентировался и со словами - "Я вам подскажу", быстренько забрался в салон. Ему явно хотелось поговорить с приезжими, а полноценной беседы на украинском не выходило и мужичек вспомнил, что когда-то, лет 30 назад, он служил в Сибири и, как ни странно, довольно сносно заговорил на русском. Главное, что он хотел до нас донести, это то, что на Западной Украине хорошо относятся к русским, восточным украинцам и всем остальным народам, и в этом мы были с ним полностью согласны. Высадив словоохотливого украинца, мы устремились к Хотину и Каменцу-Подольскому.

    Хотин и Каменец-Подольский

    По дороге в Каменец-Подольский мы заехали в Черновцы. Город явно заслуживает более внимательного осмотра, но у нас по плану было две крепости, поэтому ограничились проездом мимо очень красивого университета и обедом в ресторане "Кайзер" при одноименном отеле. Обед был недорог и вкусен, а официант хотя и все путал, но был очень приветлив и предупредителен. К тому же мы оказались единственными посетителями ресторана, что также было приятно. Напоследок, Ванька купил у администратора бокал с надписью "Черниговское" для своего друга, коллекционирующего пивные бокалы. Ну, а посколько, пустой бокал вещь бесполезная, он купил его полным и вместе с ним погрузился в машину. Пока я любовалась симпатичными Черновцами, Ванька смаковал свое пиво и видимо, от особой нежности к нему, излишне сильно сжал бокал и ...раздавил его. Конечно, это могло бы кончиться сильными порезами, но все как-то обошлось и вспоминая этот стакан, пиво и Ванькину физиономию, я хихикаю до сих пор.

    Крепость возникла в начале ХI века. Киевский князь Владимир Красное Солнышко, укрепляя западные и южные рубежи Киевской Руси, создал систему приграничных форпостов, одним из которых и был Хотин. В 50-х годах ХIII века воздвигли каменные укрепления вместо деревянных. Крепость, стоящая на берегу могучей реки, воссоздана в фильмах "Гадюка", "Захар Беркут", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Три мушкетера", "Черная стрела", "Старая крепость", "Стрелы Робин Гуда". Помните штурм непокорной Ла-Рошели отважным мушкетером Михаилом Боярским и его тремя друзьями? Это была хотинская "Ла-Рошель".

    Я никогда не видела ничего подобного. Суровые стены невероятной толщины, высотой до 60 метров, рвы, впечатление очень усиливает широкий Днестр, на берегу которого стоит крепость. Немного жаль, что мы попали в День независимости Украины и видимо, из-за этого не нашли экскурсовода, но может это и неплохо, потому что народу было совсем мало, поэтому легко можно было представить как это выглядело тогда, когда здесь жил целый гарнизон. Казармы для солдат, дворец коменданта с нарядной красно-белой кладкой, мастерские, конюшни, бани... Крепостной двор внутри был разделен еще одной стеной, чтобы неприятель попал в ловушку, если вдруг ему удастся проникнуть в замок. Посреди плаца колодец, уходивший в землю на 65 метров, чтобы гарнизон не остался без воды.

    От Хотина до Каменца-Подольского менее 40 км, поэтому вскоре мы оказались в другом замке.

    Первые каменные здания замка были возведены в ХП-ХШ вв. Народу здесь было довольно много, к том же на экскурсию привели курсантов военного училища, которые все заполонили, поэтому увидеть картинки из прошлой жизни здесь сложнее.

    Обрывистые скалы служат естественным постаментом для стен и башен замка. Геологи спорят, откуда взялся этот остров на суше. То ли упорный Смотрич проделал себе петлеобразное русло в сплошных породах Волыно-Подольской возвышенности, то ли, еще в давнюю пору, когда земли нынешней Украины были покрыты водами океана, некое постоянное океаническое течение оставило причудливую борозду на дне. Стало крылатым выражение турецкого хана Османа, который в 1621 году подошел к стенам этой крепости и спросил, кто так ее укрепил. "Сам Бог", - ответили хану. "Тогда пусть Бог ее и берет", - ответил Осман, поворачивая вспять свои войска.

    Каменец-Подольский это удивительный комплекс, в нем переплетаются природный ландшафт, культовые и оборонительные сооружения разных эпох и народов.

    Побывав за один день в обоих крепостях, я не могла сказать какой из них произвел большее впечатление, но сейчас, через месяц, мне чаще все же вспоминается хотинский замок.

    Наше посещение Каменца-Подольского совпало с празднованием на Украине дня независимости. Оказалось, что в городе живет огромное количество молодежи, которая сначала веселилась на улицах, а к вечеру расположилась в большинстве ресторанов и кафе в городе. Оголодавшие, мы нашли места в кафе Монте Кристо. Это было первое заведение за всю поездку где нам не понравилось, еда невкусная, официантке мы были совсем неинтересны, в конце нас еще и обсчитали. Обычно я не проверяю счета, а тут вдруг почему-то пересчитала, потом уже ради интереса посмотрела несколько завалявшихся в сумочке счетов, везде было все правильно. Портить впечатление от города скандалом не хотелось, поэтому заплатили ровно по счету, не оставив ни копейки чаевых, и ушли.

    Ночевать собирались в рекомендованном авторушником Max P SINTRA "Гала-отеле." Но дети неожиданно впали в экономию, возможно и правильно, потому что был уже совсем вечер, а в 6 утра нас ждала дорога в Одессу, то есть в отеле нам оставалось провести всего часов 8. Словом поселились в подвернувшуюся гостиницу "Украина". Двухместный совковый номер, правда, с удобными кроватями, что было немаловажно, но, к сожалению, душем на этаже, стоил 30 гривен. Когда-то, годы в 60-е, это, наверное, была главная гостиница города. Ах да, Ванька еще успел спасти честь украинской девушки. Ему не спалось, он вышел на улицу и пошел в скверик посидеть на лавочке, на соседней сидела девушка, к которой и пристали проходившие мимо парни: сначала с противными разговорами, а потом полезли руками. Слава богу, Ванька решил все же, что силы неравны, и пошел за подмогой, которая быстро нашлась: видимо из-за праздника в городе было много милиции. Парней увезли, Ваньку похвалили и с пониманием отнеслись к нежеланию давать какие-либо показания.

    Ранним утром мы стартовали в Одессу. Дорога от Каменца до Ярмолинцев совсем плохая - узкая и разбитая. Хорошо еще, что было раннее утро и дороги оказались совершенно пустые. Потом потянулась обычная трасса, по полосе в каждую сторону, но полосы широкие, 3 машины при необходимости разойдутся. Перед Уманью ребенок Ванька совсем надулся, что руль я ему не доверяю. Ну думаю, после Умани мы попадаем на свежепостроенную шикарную трассу Киев-Одесса, там я ему руль и отдам, ну и отдала... От Умани 60 км все ехали по одной стороне дороги, потом на некоторое время была неплохая широкая трасса, потом опять всех согнали на одну сторону, ну, и так до самой Одессы, то так, то эдак. Правда, трасса все же действительно широкая, поэтому даже одной стороны хватало для нормальной езды со скоростью 110-120 км. Я вначале немного побоялась, но вскоре привыкла, ну, и Ванька старался меня не пугать маневрами, так что до Одессы я была штурманом-бездельникoм, ибо штурманить было нечего.

    Одесса

    Сразу поехали на наше прошлогоднее место в Лузановку. Наши домики подорожали со 100 до 120 гр, как мы и думали. Еще успели распаковаться и залезть в море. Домики расчитаны на 4-х, но мы как и в прошлом году поместились там вшестером. В них есть вода и хороший туалет (душ рядом на улице), а в одном (170 гр) еще и холодильник, телевизор и кондиционер. В прошлом году мы его снимали, в основном, из-за кондишина, а в этом жары не было и решили обойтись. Дети в Одессе оторвались. Вся Лузановка это сплошные кафе-бары-дискотеки. В Москве они практически не ходят в такие места, а на отдыхе им это важно. Танцевали. играли в бильярд до 4-5 утра. Попали на свадьбу, короче, навеселились. Я же начиталась вдоволь и купалась в море, до которого было меньше 100 м.

    В первое же утро съездили на Привоз и накупили домашней колбаски, фруктов, овощей, рыбы.

    Эх... Цены в Одессе в ресторанах уже не так привлекательны как в Западной Украине (хотя все равно ниже московских). И сервис, в основном, уже не тот. Во всем остальном Одесса порадовала. В прошлом году было, как и во Львове, много очень красивых, но разрушающихся зданий. А в этом - кое-что уже отреставрировано, многое делается.

    Правда, не понравился большой торговый центр, где первые два этажа фасада реставрировали, а сверху надстроили нечто из стекла.

    Любимый цвет в Одессе - белый. Наверное больше 90% местных жителей и туристов носят белую одежду. Выглядит здорово. Море порадовало - не было ни медуз, ни водорослей. Короче, Одесса, как всегда, хороша, и при малейшей возможности я буду стараться сюда попасть. Пробыв в ней 4,5 дня мы двинулись в Крым.

    Крым

    Дорога была вполне приличная, не очень загруженная, так что до Армянска доехали быстро и без приключений. Но все же это путешествие запомнится поломками машин. У девятки умер генератор. И если на моей шестерке без него можно спокойно ехать, меняясь раз в день аккумуляторами, то на 99-й такой фокус почему-то не проходит. Узнали о этой поломке мы в самое неподходящее время. Единственный сбор, который я всегда платила, это курортный, а в этот раз, мы с Ванькой пребывали в хулиганском настроение и отвернувшись от гаишника, старательно направлявшего нас в коридор для приезжих, мы промчались по дорожке для местных. Проехали еще км 20 и тут получили смску, что 99 встала, немного не доехав до места, где оплачивают курортный сбор. И мы поехали обратно. Никто не заметил как мы пролетели в обратном направлении.

    Махнулись аккумуляторами, ну, и опять к посту. Решили, что нехорошо ехать так же, вызывая у гаишника эффект де жа вю. Поэтому поехали в коридор, где мзымают дань, но настроение-то хулиганское осталось, поэтому заявили, что едем в Керчь на паром, а не отдыхать. Нам что-то пытались возразить, но, видимо поняв по нашим физиономиям, что бесполезно, махнули рукой. А 99, опять же проехали дорогой для местных. Вообщем, что-то вдруг на нас нашло, ведь не 60 же рублей с машины нам стало жалко. Видимо, длительное пребывание на Украине повлияло.

    В Судак поехали через Белогорск, причем поверили какому-то маленькому указателю "На Белогорск" и проехали, минуя Джанкой, по совсем пустынному степному Крыму.

    За 30 км нам попались 2 машины и велосипедист. Даже странно, что в Крыму могут быть настолько необитаемые места. Посмотрели Белую гору. Совершенно неземной объект. Явно заслуживает отдельного посещения. Эта дорога, отличается от идущей через Симферополь - Алушту, отсутствием гор чуть ли не до самого Судака. Только последние км 10 пошли небольшие серпантины. Было даже жалко, что не покатались по горам всласть. Пожалуй, надо было ехать туда через Алушту, а обратно уже через Белогорск. Вскоре после обеда мы уже были в Веселом.

    Собирались жить в палатках, но обнаружили совершенно пустой и какой-то заброшенный кемпинг и остановились в новеньких небольших домиках. Потом оказалось, что зря мы поторопились заплатить сразу за 3 дня, потому что неподалеку обнаружили другие домики, гораздо более удобные, с неплохо организованным бытом и радушными хозяевами. Туда мы и переползли через 3 дня. Цены к 1 сентября совсем упали. Отдыхающих совсем немного, пустые пляжи.

    За домик, расчитанный на 5-х мы платили 20$, причем, если бы сразу заселились в них, то обошлись бы 15$. Говорят, что летом цены были выше раз в 5. В Веселое вернулось много татар, изгнаных из Крыма в 1944 году. Поэтому здесь чувствуется вкус настоящего Востока. Апофезом всего этого является дастархан - классический восточный шалман, в котором гость не сидит на стульях, а лежит на мягких лежанках. Здесь не замечаешь, как идет время. Здесь невозможно куда-то торопиться и часы являются абсолютно лишним предметом.

    Домики строятся на основе кафешек, поэтому на первом этаже дастархан, а на втором домики, веранды со столиками, где вечерами собираются жильцы поболтать и посмотреть на море, до которого метров 50-70, души, чистые туалеты и кухня с холодильниками и плитами, где можно готовить и столиками, за которыми можно поесть, но все едят на верандах. Домики ползут еще и третьим этажом. Конечно, в них никаких удобств, но чисто, продуманы те небольшие удобства, которые присутствуют. Все это хозяйство держит большая татарская семья. Бабушки утром варят кашу и кормят всех желающих, уже много лет, по утрам, один и тот же дядька привозит очень вкусные пирожки, видов 20. Молодежь убирается, поливает цветы, стоит за стойкой бара. Все, конечно очень примитивно, но по-домашнему приятно. Жильцы, при желании, объединяются и вечерами ведут умные беседы про оранжевую революцию, про то, кому на Украине жить хорошо. Кстати, встретившиеся нам украинцы довольно политизированы, при этом многие, видимо, неплохо информированны. Пообщаться было интересно. В первый же день мы решили пойти на гору, в заповедник.

    Караул-Оба - это древние коралловые рифы. Поскольку мне в гору лезть не нравится, а Ваньке, занимавшемуся некоторое время альпинизмом, идти по тропе неинтересно, решили, что я вокруг горы поплыву, а он будет карабкаться по камням, переходящим местами в скалы вдоль берега моря.

    Вид горы с воды был замечательным, удивляли палатки, прицепившиеся к горе порой на совсем небольшом пятачке. Здесь обитали любители одиночества, "дикого туризма" и нудисты. Причем странная вещь, Ванька с камней видел исключительно обнаженных девушек, а я как посмотрю на скалы - голый мужчина, а девушки все одетые. Парадокс :)) Так я не теряя ребенка из виду и доплыла до Царской пляжа, названного так потому, что в 1912 г., находясь в Новом Свете, здесь купался император Николай II, там мы еще искупались, погрелись на огромных камнях посреди бухты, поныряли и в обратный путь пошли уже по тропе.

    В заповеднике есть удивительные места, например - ущелье "Ад", из которого в любую погоду выходят струи ледяного воздуха. Еще эту расщелину называют "холодильник" , температура в ней, как в пещере - семь-восемь градусов.

    Есть "Адамово ложе", название этой долинки гид прокомментировал примерно так: "Здесь так прекрасно, что Адам именно тут ночевал с Евой". Долина "Рай" тоже неподалёку. На одном из скальных уступчиков стоит каменный диван - так называемая "скамья Голицына", на которой отдыхал князь во время своих прогулок по Караул-Обе. Вообще-то скамья была вырублена ещё таврами, Голицын её подновил. Лестницы, вырубленные таврами в скалах, постепенно приводят к вершине. Местами тропа проходит по краю довольно отвесных стен. Почти на каждым поворотом открываются великолепные панорамы Новосветских бухт и пейзажи Караул-Обы. Сосна и можжевельник здесь похожи на гигантские бонсаи.

    Здесь когда-то сняли советский боевик "Пираты ХХ века"

    В горных долинах остались следы присутствия тавров - вырубленные в неприступных скалах крепости и ходы, остатки наблюдательных постов. Пик горы использовался как дозорный пост для наблюдения, а также как пункт своеобразной сигнальной системы - при нападении врагов на поселения судакской долины, там зажигался костёр на Крепостной горе, увидев его, дозорные на Караульной горе (вершине Караул-Оба) также разводили пламя, которое было видно на Аю-Даге. Таким образом, сигнал опасности в считанные минуты передавался по всему побережью крымского юга.

    На следующий день выбрались в Свято-Троице Параскевиевский Топловский монастырь. Монастырь действующий. Несколько источников, купальни. В 20-х годах прошлого столетия монастырь был разграблен, взорван строящийся храм. Возобнавлена деятельность монастыря в 1992 году. Особого впечатления монастырь не произвел. Очень много паломников, в купальнях суета, очереди.

    У нас были планы поездить по Крыму, но видимо уже накатались и решили дальних вылазок не совершать, зато вволю накупаться и налазится по ближайшим горам. К тому же вдруг заболел Ванька. Правда, нашей фирменной, быстротечной болезнью. Один день он постоянно спал, просыпаясь лишь, чтобы убедится, что температура по-прежнему под 39 и доплестись до моря окунуться. А на следующий день уже был здоров, хотя и слаб. Пока он болел Егор с Юлей прошлись по голицинской тропе и сделали много красивейших фото. Отболев Ванька решил эти фото посмотреть и случайно все стер. Кроме Крыма на флешке оказалась вся Одесса. Я не могла скрыть огорчения и бедный ребенок, придя в себя, поскакал опять в гору и тщательно все снял, но Одесса все же была утеряна, как и Топловский монастырь.

    Съездили искупаться в Морское. Сезон и здесь окончен, на берегу стояло всего пару палаток (и это в первую неделю сентября). Жить в Морском, по-моему, хуже, из-за дороги прямо у пляжа, отсутствия тени, да и единственный вариант проживания, который мы там углядели, это палатки. Правда, наполовину построена гостиница, которая, возможно, будет очень неплохой, но сейчас строительство заморожено. Уже построена еще одна , но тоже пока не открыта. В Морском очень приятно понырять, дно очень красиво.

    Конечно, съездили в Судак. Уже не в первый раз, посетили Генуэзскую крепость. Заехали за шампанским в Новый Свет. В отличии от поселков, в городах сезон еще в разгаре.

    Так и прошли шесть дней, выделенных на Крым.

    Дорога домой

    Во вторник рано утром я искупалась последний раз в море и мы выехали в Москву. В Судаке всех тормозили даишники. Пытались развести сына на употребление алкоголя, но убедившись, что мы даже не воспринимаем их всерьез и откровенно развлекаемся - отпустили. В Крыму останавливались еще дважды - сфотографировать Белую скалу, да в Джонгаре купить рыбу.

    По совету соседей из крымских домиков заехали в Новомосковск и сфотографировали местный собор. Интересна история его строительства. В 1773 году в казацком селении Самарь (так по названию реки раньше именовался город Новомосковск) казаки решили построить новую церковь. Когда договор был подписан, мастер внезапно исчез. Он спрятался в плавневых дебрях, где однажды во сне ему явился Николай-чудотворец и подсказал, как должен выглядеть собор. Лишь после этого мастер приступил к работе. Сооружение было возведено из дерева без единого гвоздя. Сделано это было по просьбе заказчиков, которые считали, что нельзя вбивать гвозди в храм Иисуса Христа, распятого на кресте именно с помощью гвоздей. В 1888 году собор был перестроен, но в основном он сохранил свой прежний вид.

    Трасса Крым-Москва уже сто раз описана, поэтому не буду повторяться. Скажу лишь, что очень часто меряют скорость. Встречные предупреждают. Дороги малозагруженные. Всю Украину вел Ванька, всю Россию я. Обе таможни - наша и украинская пройдены за 20 минут.

    Украинцы вдруг вспомнили про дорожный сбор:
    - Оплатите 34 гривны!!!
    - что так много?
    - ну хотя бы 10!
    - ах, и столько нет...
    - ну что ж, езжайте...

    До первой российском АЗС (в 100 м от границы) мы дотянули на последних каплях бензина. Вскоре остановились поужинали в придорожном кафе, потом забравшись в лесополосу, разложили палатки и легли спать. Еще запомнилась Курская область постоянными запрещенными обгонами, причем знаки поставлены абсолютно от балды. К обеду отпуск закончился окончательно - мы въехали в Москву.

    Особое спасибо любимой конфе "Отдых и путешествия" на www.auto.ru за идею и всяческую помощь. А может кто-то на следующий год хочет составить компанию? Август-сентябрь, Болгария-Румыния, можно без авто, в моем свободные места ожидаются. Присоединяйтесь!

    spasskay
    15/10/2005 23:41


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Украины

    25.06.22 Украина вводит визы для граждан России
    13.03.20 Международные поезда массово отменяются
    13.04.18 Туры на Чернобыльскую АЭС возобновлены
    06.03.18 В Киеве открылся второй отель бренда ibis
    28.12.17 C 1 января правила въезда на Украину для россиян изменятся
    17.11.17 Названы самые опасные и безопасные страны для туристов
    14.06.17 Близ Чернобыльской АЭС открылся первый хостел
    11.04.17 Киевский аэропорт Жуляны не будет работать 11 дней
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    22.12.16 Из Киева в Польшу будет ходить скоростной поезд