Колодец планеты

Озеро Байкал расположено в центре Азии. Оно вытянулось полумесяцем с юга на север на 636 км. Наибольшая ширина 79 км, наименьшая - 25 км. Длина береговой линии около 2000 км. Это самое глубокое озеро на земном шаре. Глубина его достигает 1641 м. В Байкале сосредоточено 23 тысячи куб. км (22% мировых запасов) чистой, прозрачной, пресной, маломинерализованной, щедро обогащенной кислородом, неповторимой по качеству воды. В Байкал впадает более 300 рек, речек и ручьев. Вытекает из озера лишь одна Ангара, воспетая в легендах. Подсчитано, что 60% из 2630 видов животных и растений, встречающихся в озере, не встретишь больше нигде в мире. Среди них и рыба голомянка, и нерпа, и омуль. Байкал со всех сторон окружен горами. Это - древнейший водоем мира, ему около 25 млн. лет. В 60-ти километрах вниз по Ангаре находится город Иркутск.

Совершить поездку на Байкал мы планировали давно. Мной и моим другом Саней (Герасимов Александр) эта идея овладела еще в январе. И началось: сбор сведений в Интернете, изучение маршрута, составление списка необходимых вещей. Ближе к лету определились с датой – 17 июня. И вот мы в поезде Алматы - Новосибирск. Далее: Рубцовск, Барнаул, а рано утром мы уже в столице Сибири, где и берем билеты на поезд Москва-Благовещенск. Весь день мы провели у моего брата, который показал нам Новосибирск, его основные достопримечательности. Далее мы продолжили свой путь по Транссибирской магистрали – 32 часа до Иркутска, около 2000 км. Красноярск, Тайшет – лишь две продолжительные остановки на таком протяжении пути, а остальное время мы наблюдали за окном лишь одно – тайгу. Бескрайнюю, до горизонта, на тысячи километров. И реки. Крупнейшие из которых Енисей и Ангара.

В Иркутск мы приехали утром. Разница по времени с Москвой здесь составляет 5 часов. Купив билеты в обратную сторону, мы воспользовались услугами крутившегося все это время вокруг нас таксиста-частника. Дядя Коля (как он нам представился) за довольно приличную сумму предложил нам доехать до Листвянки - главной Байкальской пристани, посетив по пути два музея. Мы с Саней согласились. Очень охота было поскорее оказаться на берегу Моря (ни один местный житель не называет Байкал озером), ради которого мы столько тряслись в не совсем комфортабельных поездах.

Расстояние от Иркутска до Листвянки примерно такое же, как от Семипалатинска до Шульбинска. На полпути заехали в музей деревянного зодчества "Тальцы" (через полтора месяца здесь побывают Борис Ельцин и Гельмут Коль), протянувшийся на несколько километров по побережью Ангары.

Множество творений Сибирских деревянных зодчих – жилые дома, острог, часовня, школа, трактир. Все это было перевезено и отреставрировано с затопляемых земель, когда строились плотины на реке Ангара. Музей занимает несколько десятков гектар и включает в себя также Бурятский архитектурный комплекс. Все посмотреть нам не удалось. Сказывалась долгая дорога, поэтому побродив там около часа, сделав несколько снимков, мы вернулись к ожидавшей нас у входа машине. Купив несколько открыток и значков на память, мы поехали дальше.

И вот он – Байкал! Окруженный горами, тайгой, с чистой прозрачной водой. В тот ясный жаркий день он был покрыт шапкой тумана. Дело в том, что температура воды здесь составляет около 10 градусов, а погода была жаркой и безветренной. Благодаря этому туману к вечеру Байкал приобрел ярко-голубой оттенок.

Дядя Коля продолжил свою экскурсию и предложил нам заехать в Байкальский музей, здание которого красовалось у истока Ангары. Здесь мы осмотрели все – чучела всех животных и птиц, обитающих в округе, образцы камней и минералов, многие из которых можно встретить только здесь и больше нигде в мире, а также огромные аквариумы с представителями подводного животного мира. Особенно впечатлили нас две нерпы (байкальские тюлени). Саня долго снимал этих, экзотических для нас, животных на видеокамеру, любуясь их забавными мордочками.

Осмотрев все и всех, мы приобрели видеофильм о Байкале и двинулись уже в саму Листвянку – поселок, протянувшийся на пять километров вдоль берега. Название поселка происходит от лиственниц, растущих на ближнем Лиственничном мысу. Это главная Байкальская пристань. Листвянка изначально была целью нашего путешествия. Теперь нужно было решать вопрос с проживанием. Мы знали, что здесь можно снять комнату практически в любом доме (дядя Коля это подтвердил), так как для большинства местных жителей это является единственным средством заработка, хотя и неплохого.

Другие же занимаются ловлей и копчением рыбы с последующей ее продажей туристам. И продают они ее недешево. Например, копченый или вяленый омуль и хариус стоят около 50 рублей. Коптят рыбу прямо на месте ее продажи – на рынке у причала и вдоль всей набережной. Немало людей занимается изготовлением и продажей сувениров из сибирских самоцветов, чароита, нефрита, а также различных поделок из можжевельника, кедра в виде нерп, шаманских масок, бурханчиков (бурхан – бог Байкала) и многого другого. Мы с Саней купили аметист и чароит. Как сказала нам продавец, чароит, который добывается только на Байкале, дарят понравившейся девушке, и тогда она обязательно ответит взаимностью.

Итак, мы определились с жильем. Это небольшой деревянный домик для отдыхающих, который находится на территории детской экскурсионно-туристической базы. Удобный двухместный номер, приемлемая цена (200р. в сутки с человека) и вид на Море, которое находилось в пятидесяти метрах от нас. Плотно пообедав в теперь уже нормальных условиях, мы отправились осматривать окрестности. Прошлись по набережной, усеянной крупными камнями, потрогали воду – да, действительно, очень холодная, но какая чистая. Из детского лагеря выбежало несколько детей с ведрами и длинным черпаком. Один из них стал зачерпывать воду прямо из Байкала, а остальные уносили полные ведра обратно. Позже и мы смогли убедиться, что пить отсюда совсем безопасно и делают это абсолютно все местные жители.

Следующим объектом нашего внимания стали горы, окружающие поселок. Подъем в них был не совсем легок, но он того стоил, потому что вид отсюда был прекрасен – Байкал в тумане, едва видимые горы на другом берегу Моря (там уже начинается Бурятия), кажущиеся совсем маленькими катера, проплывающие внизу. Пока мы сидели и любовались пейзажами, мимо нас прошли вниз две девушки. На Санино приветствие они ответили что-то непонятное, что заставило нас подойти к ним поближе и переспросить еще раз. В результате разговора (выручил немецкий, который я знаю) выяснилось, что они шведки, живут где-то под Стокгольмом. По-русски знают только "да", "нет", "спасибо", и "пиво". Сфотографировавшись с ними на память, мы распрощались. Уже на следующий день мы смогли убедиться, что большинство туристов здесь – иностранцы, остальные же иркутяне, приезжающие на день-другой.

Второй день встретил нас пасмурной погодой и мелким дождем, что впрочем, настроения нам не испортило. Сходили на переговорный пункт, позвонили в Семипалатинск, потом купили омуля горячего копчения и пиво. Взяли в кассе два билета на водную экскурсию к Шаман-Камню. Шаман–Камень - крохотный скальный остров высотой в полтора метра в истоке Ангары, геоморфологический памятник. В древности местные жители наделяли Шаман–Камень чудодейственной силой. По древним поверьям, это место обитания хозяина Ангары – АМА САГААН – НОЙОНА.

На шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком. Если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали.

Исток Ангары самый широкий и крупный в мире. Ширина 863 м. И вот мы идем на катере по Байкалу. Поразила невероятная чистота, прозрачность его воды. Дно было видно на протяжении всей поездки, хотя глубина местами достигала двадцати метров (как объяснил нам наш штурман). Хорошо, что мы надели свитера, потому что воздух был холодный. Байкал, как гигантский кондиционер охлаждает территорию на десятки километров вокруг себя. Экипаж катера сделал нам приятный сюрприз, причалив к Шаман-Камню вплотную и разрешив посидеть на нем. Да, действительно, продержаться здесь ночь практически невозможно из-за холода и страха упасть в ледяной поток.

Так, посидев посреди Ангары и покурив, мы отправились обратно. Только теперь мы сели на нос катера, чтобы "полной грудью надышаться свежим воздухом". Высадившись на берег, нам пришлось снять теплую одежду, потому что здесь было довольно-таки жарко. Еще раз купили омуля, только теперь уже вяленого и пошли в сторону обсерватории, которая находится где-то в горах недалеко от Листвянки.

Наши надежды посмотреть на звезды в вакуумный телескоп не оправдались – обсерватория была закрыта. Это нас сильно не огорчило, потому что сам поход сюда по горе с сопутствующими видами отсюда уже стоил многого. Вечер мы провели на набережной, фотографируя Байкал, закат над ним. В этот день Море было спокойно, впрочем, как и на третий день нашего пребывания здесь, когда мы совершили еще одну экскурсию по побережью Байкала – Национальный Прибайкальский Парк.

Начинается он севернее Листвянки километров на двадцать, у поселка Большие Коты, в который мы и отправились на катере "Восход". Компанию нам составили местные жители и группа интуристов со слегка подвыпившим гидом-переводчиком. Причалив, мы отправились за пределы поселка по одной из троп, ведущих вглубь тайги. Тропа вела вдоль ручья, из которого мы испили чистой холодной воды. Вокруг на полянах и на склонах гор - сосны и лиственницы, под которыми муравейники с человеческий рост. Кроме их размера нас удивило и их количество – они появлялись через каждые 20-30 метров. Видимо благодаря им мы избежали встречи с клещами. Не довелось, к счастью встретиться и с медведями, изредка, но появляющимися в этих местах. Погуляв и надышавшись свежим, наполненным лесными ароматами воздухом, мы вернулись к причалу.

Опять "Восход", обрывистые склоны прибрежных гор, кристально чистая вода и холодный ветер. Вечером, вернувшись в Листвянку, мы совершили восхождение еще на одну гору, у подножья которой находился наш домик. На этот раз на вершине нам попался металлический столбик с указанием высоты над уровнем моря – 1467 м.

Четвертый день прошел тихо и размеренно. Тихий час после обеда, катание на катамаране, вечерняя прогулка по набережной. Честно говоря, уже очень хотелось домой – в Семипалатинск, слишком далеко мы от него находились. Но не было сделано еще одного – мы до сих пор не искупались в Байкале, впрочем, и сами не видели, чтобы кто-то делал это даже в самую жаркую погоду. А тут ночь, вода как в колодце, плюс ветер и мелкий дождь. Погружаться пришлось с разбега, а потом сразу обратно, потому что пробирало до костей. После такого купания озноб не оставлял нас еще где-то с час.

Утро пятого, заключительного дня, прошло в сборах, покупке билетов до Иркутска и приобретении сувениров. Пройдясь в последний раз по набережной, мы обратили внимание на одну из надписей, сделанных на ее стенах - "Семипалатинск Шелехов 2004". Мы с удовольствием приписали рядом обломком кирпича "Саня Слава Казахстан Семипалатинск 2005" . В итоге, эти две надписи заняли довольно много места, и прочесть их можно было издалека. Через пару часов, попрощавшись с Байкалом, мы отправились в Иркутск.

Далее – три дня дороги домой. Уставшие, но довольные поездкой, мы вернулись в Семипалатинск. Еще до отъезда многие отговаривали нас: "зачем в такую даль", "да вы там замерзнете", "что там хорошего" и в том же духе. Мы же хотим сказать, что увиденная нами первозданная красота и чистота Байкала навсегда останется в нашей памяти как одно из самых незабываемых событий в нашей жизни. И, возможно когда-нибудь мы еще раз будем стоять на берегу Колодца Планеты.

Селиванов Вячеслав
    06/09/2005 00:53

17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны