Франция - Германия



    Часть первая: от Барселоны до Страсбурга

    В этом году мы планировали поехать на своей машине через Скандинавию, но как-то все не сложилось и был выбран привычный маршрут через Барселону (самолетом в Барсу и там аренда автомобиля). Зато, в отличие от прошлых лет, у нас было целых 3 недели времени! Все равно не хватило. Я бы еще пару-тройку недель поколесил по дорогам Европы.

    Цветочных маршрутов, как в 2004-ом не было, зато изрядно полазили по разнообразным горам, холмам и пещерам. Ну, и конечно, вино! Просто перечислю районы по которым мы проехали: Прованс, Бургонь, Эльзас, Рейн, Мозель, Бержерак, Кагор.

    Spain (Испания)

    Испанские пограничники впервые преподнесли сюрприз: они докопались почему у нас отель забронирован только на 2 недели, а обратный вылет назначен через 3? Кое-как отговорились. Это был конечно прокол Натали-Турс, которая организовала нам путевку по принципу 2-недельный тур + 1 недельный тур. Ваучер (бумажку которую смотрят погранцы) дали на первые 2 недели, а про последнюю неделю забыли. Теоретически нас могли завернуть на границе из-за этого пофигизма Натали. Через 3 недели та-же проблема опять всплыла: вернувшись в свои аппартаменты за день до отлета, мы обнаружили что там уже живут другие люди! Хорошо хоть мы вещей не оставляли. Потом был утомительный диалог с хозяевами аппартаментов, которые в конце-концов предоставили нам соседний номер. Слава богу, что офис Натали-Турс находился напротив конторы "Захара", где нам "посчастливилось" жить. Менеджер Натали разбирался с Захаровским клерком сам, на испанском языке. Наутро, при сдаче ключей, все опять повторилось: очередной служащий "Захары" опять ничего не понял и долго не хотел отдавать наши кровные 100 Евриков залога.

    С машиной, наоборот повезло: вместо забронированного Renault Clio (один из уродливейших автомобилей на свете), нам дали новенький, дизельный Smart For Four. Эти машинки только что появились в продаже и в мае 2005-ого вызывали живой интерес у испанцев и французов. Сначала нас конечно напрягало то, что на многих стоянках какие-то аборигены начинали тщательно осматривать наш тарантас. Бог его знает: вдруг это воры или эвакуаторы? Потом привыкли. Ну а в Германии наш Смартик уже абсолютно слился с потоком: это была его родина.

    По Испании решили ехать вдоль берега. Не прогадали. Хотя дорога в некоторых местах серьезно петляет, зато по живописности окружающих городков и природы - это самый интересный путь из Салоу/Барселоны во Францию. Конечно играет свою роль близость моря и сплошная пляжная зона. Больше всего понравились Sitges и Tossa de Mar.

    Кстати, от Барселоны на север вплоть до Pineda de Mar - Malgrat de Mar вдоль пляжа идет железная дорога. Так что все эти городки находятся за железкой и попасть оттуда на пляж немного затруднительно. Если вы решили там поморжевать - учтите наличие железки и редких переходов через нее. Первые "северные" курорты "свободные от ж/д" - это Blanes и Lloret de Mar.

    Sitges (Ситжес)

    просто пляжный городок с сохранившимся историческим центром на холме. Старинные постройки, церковь, форт и маленькая горка выгодно отличают его от плоских и скучных Salou, Lloret de Mar, Canet de Mar и прочих испанских "лежбищ".

    Tossa de Mar (Тоса де Мар)

    немного другое. Городок расположен на горном участке побережья. Именно от него начинается самый длинный отрезок серпантина на прибрежной дороге. Многочисленные скалы и островки красиво режут береговую линию. Чем-то даже напоминает Бретань во Франции. Кораблики возят туристов между этими островками. Вокруг города расположен самый настоящий лес, а не полустепь-полупустыня как в Салоу. Есть где погулять и подышать хвойным воздухом. Запахи обалденные. На мысе находится старинная крепость с десятком башен. Но конечно пляж маленький - в горах особо не развернешься.

    Roses (Розес)

    После Тосы есть еще несколько интересных тур.поселков и кемпингов на горном побережье. Но все они очень маленькие, с трудными подьездами. Автобусы туда явно не ходят. Затем идет большой промежуток "необжитой" земли, и наконец перед самой французской границей лежат города Roses, El Port и... Холера. Здесь опять все плоско, пляжи до горизонта и куча гостиниц-ресторанов.

    За "Холерой" вновь начинается горный серпантин. Затем - граница, и с французской стороны ее сторожит городок Цербер (Cerbere). Несмотря на жуткое название городок очень гостеприимный - здесь есть отели, рестораны, пляжи, старинные улочки и самое главное - начинаются дегустации! В местах отдыха на дороге стоят громадные бочки, точнее домики в виде бочки, где вам убедительно предложат местного "по чуть-чуть". У меня, к сожалению, с собой было черезчур испанского и я не попробовал "бочкового" французского. Боялся, что если начну дегустировать по полной программе, то к вечеру не смогу найти хотеля или водитель меня просто утопит в Средиземноморье.

    Если кто-нибудь там будет проезжать - остановитесь! Уж очень место располагает к подобным остановкам: безлюдный морской обрыв, старая просмоленная бочка и капелька янтарного или рубинового напитка в прозрачном бокале.

    Saint-Cyprien-Plage (Сант Киприен Пляж)

    А когда серпантин закончится, начнутся бесконечные приглашения свернуть на славный город Перпиньян. Причем непременно с выездом на платный автобан. Французы очень плохо спят, ворочаются во сне, если вы не оставите десяток другой евриков на их авто-доилках. На протяжении доброй сотни километров все дорожные указатели непрерывно приглашали нас посетить супер-автобан A9 и бог знает чем прославившийся Перпиньян. Но еще большей проблемой стал поиск отеля в пляжной зоне вокруг Перпиньяна. Был воскресный вечер и, похоже, все местные жители рванули на пляжи. Жуткие пробки в прибрежных поселках все-таки вынудили нас уйти от моря. С отелями был полный бардак - свободные номера долго не встречались. Наконец, приткнулись в Saint-Cyprien-Plage за удивительно низкую цену 32 Евро, с громадным балконом и видом на море.

    Narbonne (Нарбон)

    С утра двинулись на Лекат и Нарбон. Благополучно миновав их и ни разу не заскочив на пресловутую A9, приземлились в Безье. Безье для нас вообще ключевой город. Все дороги из Барселоны во Францию ведут через него. Я конечно говорю о бесплатных дорогах. Если вы предпочитаете автобаны, то можно обьехать всю страну, не заехав ни в один город, не встретив ни одного француза и даже не заметив, что вы находитесь во Франции. Настолько эти автобаны тупы и безлики - пожиратели пространства.

    Beziers (Безье)

    В Безье выделяется холм с собором над рекой и старинные мосты под ним. С площадки собора открывается широчайшая перспектива вплоть до Пиренеев на горизонте. Добраться до собора и обзорной площадки через лабиринт старого города оказалось немного затруднительно, но нас спасла туристическая дорожка отмеченная медными стрелками в асфальте, которая вывела к панорамной точке.

    Roquefort (Рокфор)

    Ну, что сказать про Рокфор? Я, конечно, не гурман и в принципе этот сыр с плесенью особого восторга сразу у меня не вызвал. В городке Рокфор я облазил все окрестные горки и полюбовался на французские долины с высоты птичьего полета. Приятно. Туристы-сыроеды в горы особо не лазят, поэтому в течение нескольких часов можно наслаждаться абсолютным покоем и тишиной этих зеленых холмов.

    Ну, а Дима сходил в сырную пещеру, где и прикупил пару упаковок местной "плесени". Я попробовал и чуть не выплюнул. Потом на каком-то обеде мне попал салат с маленькими кусочками Рокфора. В малых дозах - терпимо. Затем, уже в Эльзасе, под проливным дождем, когда закуски кроме этого мокрого, заплесневевшего сыра не было в принципе - я наконец-то его распробовал. Достаточно приятная вещь под белое вино, но есть нужно очень маленькими кусочками: режешь кубиками, потом на зубочистку (или что там под рукой) и в рот. Неплохо.

    Millau (Милау)

    Далее наш путь лежал на Милау. С туристической точки зрения Милау - это сверхновая звезда на небосклоне Франции. Главная достопримечательность города - самый высокий в мире мост (виадук) над долиной Тарна. Вот мы и рванули на этот мост. Проехали под ним, затем заехали на мост. Он кстати платный! Затем, пытаясь вывернуть с платной дороги на какой-то развязке, запутались и вновь вылетели на этот чертов виадук... В стране Забории все развязки ведут на пункт принудительного отбора денег. В результате мы вынуждены были проехать по дурацкому мосту еще раз и заплатить двойную сумму. Это как в "Дне Сурка" - наступаешь снова и снова на одни и те же грабли. Кое-как вырвавшись с виадука-ловушки, решили, что либо он либо мы его черезчур любим.

    Montpellier le Vieux (Старый Монпелье)

    После Милау отправились в "Старый Монпелье". Поехали вдоль долины Тарна по D907bis и были очень довольны дорогой. Масса красивых деревушек на холмах, река, кемпинги, скалы, каяки - местность в которую хочется вернуться. К сожалению, ни разу не попробовали плавать на каяках, хочу это сделать в следующий раз. Предложение проката лодок на Тарне, Мозеле, Дордони более чем достаточно. Вид с реки, особенно на Дордони просто обалденный.

    Возвращаясь к Старому Монпелье должен сказать, что место спорное. Я конечно много читал про него перед поездкой, но какого-то выдающегося впечатления оно не производит. Скалы, камни, многокилометровые пешие маршруты между этих камней. Подьемы, спуски ... В этих местах в принципе вся местность такая - старые горы с кучей каменных болванчиков. Кому там привиделся древний город - не понятно. Но деньги за вход берут. Как я уже не раз говорил - у французов талант в создании платных тур.обьектов на пустом месте. Ни одна нация мира не может с ними поспорить в этом деле. И самое главное - после посещения этих в общем-то пустышек все-равно остается чувство удовлетворения. То ли обертка красивая, то ли действительно они стоят потраченных денег ? А может я слишком сильно люблю Францию и готов прощать ей любые недоразумения?

    Meyrueis

    ключевая точка при переезде гор Центрального Массива. С удивлением оглядываем до боли знакомые улицы. Оказывается мы уже были здесь 2 года назад. В общем, как ни крути - это город где все путешественники останавливаются на обед или на ночь. Отсюда же стартует ухабистая дорожка на Авен-Арман.

    Aven Armand (Авен Арман)

    Место которое невозможно не посетить. Каменный сад в гигантском подземном гроте. Здесь нет узких, длинных проходов, запутанных коридоров и т.п. вещей характерных для любой пещеры. Просто погружаетесь в вагончике под землю и проходите через маленькую дверь, после чего перед вами распахивается гигантское шарообразное пространство сплошь проросшее удивительными каменными цветами. Сразу приходят на ум Бажов и его Хозяйка Медной Горы. Либо они жили здесь, либо на Урале есть грот-близнец Авен-Армана. Другая ассоциация - Дали, Гауди и Giger. Эти люди явно тут побывали перед тем как выдать миру свою знаменитую биомеханику. Все голивудские космо-монстро-ужастики тоже уходят корнями в подобные пещеры. Маленькие человеческие лесенки проходят на разных уровнях между фантастических каменных созданий. В основном это "растительные" формы, но на стенах имеются жуткие образования в виде гигантских пастей с неземными челюстями и зубами. Один в один - "Aliens" Giger-a! Пластика и выразительность потрясающие! Как сказал мой приятель - "Голливуд просто отдыхает!"

    Даже вечно-орущая стая немецких байкеров напрочь заткнулась попав в этот грот.

    Anduze (Андюз)

    Выйдя на поверхность земли и немного прийдя в себя, мы двинулись дальше в направлении долины Роны. Пришлось преодолеть горы Центрального Массива. Дорожный серпантин очень надоел. Дороги узкие, встречные машины постоянно пытаются выскочить в лоб из-за очередной скалы.

    Заночевали в городке Андюз. Точнее, даже не вьезжая в него, в одном из придорожных отельчиков с садом. Хозяин оказался очень словоохотливым, сказал что его дед приехал сюда из Белоруссии и значит мы почти что родственники. Тем не менее поутру содрал с нас 100 евриков за комнату, ужин и завтрак.

    Андюз был выбран только потому, что рядом с ним находится местное чудо - бамбуковый сад, посаженный лет 100 назад каким-то чудаком. Сад сохранился и разросся и теперь туда продаются билеты, а во всех окрестных деревнях бамбук стал непременным украшением огородов.

    Тут кстати я столкнулся и с пресловутой частной собственностью на землю. Мне очень хотелось посидеть на берегу близлежащей речки, которая текла метрах в ста от нашего отеля. Я спросил деда-хозяина, как туда пройти. Он мне неуверенно показал дорожку за домом. И ведь знал гад куда посылает! Я пошел. На заборе было что-то намалевано по-французски, но никаких ворот не было - обычная дорога. Но стоило мне пройти метров 50, как на меня набросилась мерзкая старуха из дома напротив. Она чертила рукой линии в воздухе крича что-то типа "привАт!". Я показывал пальцем на другую дорожку, она оббегала меня с той стороны и опять орала "привАт!". Когда я показал на последнюю оставшуюся дорогу к отелю, она опять туда побежала и заорала "прив...", но видимо маразм был не совсем окончательный и старуха заткнулась, дав мне уйти нормальным человеческим образом - пешком по земле. Думаю через пару лет она будет заставлять случайно забредших туристов улетать с ее бесценной частной собственности по воздуху.

    Вообще, Франция имеет второе название - Страна Забория. Здесь все давно поделено и огорожено вплоть до сантиметра. Строительство и ремонт Заборов составляют основное занятие сельского населения (после вина и сыров). 5 дней в неделю многочисленная французская братва возводит и латает все новые и новые заборы. Вы не имеете права шагнуть с общественной дороги ни вправо, ни влево. Если создать карту свободной Франции, то это будет жалкая сеточка, совпадающая с асфальтированными общественнными дорогами. Даже остановиться можно только в специально отведенных для этого местах. Обочин нет в принципе. Если вы ненароком пересечете какой-то малозаметный заборчик, хозяин озаборенного пустыря или помойки будет визжать, кусать и лягаться пока вы не покинете его бесценную приват-территорию. То же для приват-дорог и приват-парковок. Вдоль дорог сплошняком тянутся приват-леса, приват-озера, приват-горы и приват-пляжи.

    Uzes (Юз)

    Старинный городок, сохранивший свою радиальную структуру и кое-где остатки стен. Город очень живой, улицы заполнены людьми. Причем в основном местными жителями, а не туристами. В самом центре - традиционный базарчик с фруктами, рыбой, колбасами, сырами и прочими натюр-продуктами. Подобные базары работают до обеда и представляют собой самое "французское", незабываемое и вкусное! место маленьких городков.

    Кстати, все сувениры, трикотаж и "бытовуха" во Франции и Европе уже давно чистокровно китайские. А продают их в основном местные "афро-европейцы" - негры, по-нашему. Противно, если честно: Эйфелева башня, made in China, в руках белозубых торговцев из Чунга-Чанги.

    Но к Юзу это пока не относится - тут еще можно встретить настоящих "реликтовых" французов.

    Pont du Gar (Понт дю Гар)

    Кроме того что Понт дю Гар - чудо римской эпохи, это еще и чудо небывалой щедрости современных французов. Представляете, посещение данного шедевра и его окрестностей абсолютно бесплатны! Что случилось с французами?!

    l'Ardeche (Ущелье л'Ардеш)

    Далее мы попытались проехать по разрекламированному ущелью l'Ardeche, но довольно быстро нам это наскучило. Дорога идет слишком высоко и бесконечно петляет. Проехав километров 15 и убедившись что виды с дороги открываются в принципе одни и те же, мы повернули к долине Роны. l'Ardeche несомненно красивое место, но там нужно либо идти пешком, либо плыть на байдарке. Деревень нет - только скалы, река и живая природа.

    Rhone (Долина Роны)

    Дальше дорога шла вдоль Роны. Это широкая судоходная река с массой маленьких городков и сплошными виноградниками на склонах. Периодически встречаются "шедевры" промышленной архитектуры прямо на живописных берегах вперемежку с виноградниками: атомные электростанции, цементные заводы, карьеры и прочая "нечисть". Т.к. информации о местных достопримечательностях у нас не было, а городки в которые мы заезжали ничем особым не блистали, то и ярких впечатлений Рона не оставила.

    Хронические пробки согнали нас с прямой дороги и к ночи мы оказались в городе Romans-sur-Isиre. Название красивое, но сам город совершенно не понравился. Грязноватый, очень много мусульман, закутанных от пяток до макушки в какие-то странные одеяния. Наверное здесь находится их перевалочный пункт по пути миграции из Марселя на север.

    Perouges (Перуж)

    Мы обьехали Лион и остановились в городке Перуж. От Перужа осталось впечатление полу-музейного места. Люди там конечно еще живут, но очень тихо и незаметно. Частота встреч на улицах: примерно 1 человек за 5 минут. Но сама деревушка примечательна: одноцветные каменные улицы с непременными красными цветами на окнах домов. Есть несколько ресторанов и сувенирных лавок.

    Auxey-Duresses

    Дальше пошла Бургундия с ее винным путем. Вино я помню хорошо, а вот Бургундию - не очень. Остановились в деревне Auxey-Duresses, предварительно заехав еще в несколько не менее марочных селений. Там каждая деревня - этикетка с какой-нибудь бутылки. Замечательно поужинали - такого вкусного мяса мне еще не попадалось. Я, к тому же, совершил длительное пешее турне по окрестным деревням, лесам и виноградникам. После суточного пребывания в Бургони заборы я уже мало замечал и просто перешагивал их. В результате заблудился в виноградниках, нашел там пару таких-же удегустировавшихся англичан, вместе с которыми безуспешно стучался в ворота местного лесного замка, требуя продолжения банкета. Но замок отбил наш приступ. Древние стены и башни оказались неожиданно серьезными для столь глухого места. Потом "Винный Путь" занес нас в чужую, неопознанную деревушку и я до самой ночи топал пешком по деревенским проселкам, пытаясь найти свою спальную "Этикетку".

    Nuits-St-Georges

    с утра попали в это злачное место бургундских винолюбов. Хороший городишко. Но цены на Бургонь взвинчены немилосердно. Евриков 50 за бутылку - нормальная практика. 10 Евро - самое дешевое. Нет, ну можно конечно найти за 5 или даже за 2, но это будет либо Прованс либо Италия.

    Dijon (Дижон)

    Столица Бургундии, крупный город и все такое. Несмотря на крупность и столичность, центр Дижона не утратил живости и очарования маленьких бургонских городков. Та же толпа на улице, перебирающаяся от одного ресторана к другому, те же винные лавки, громадный блошиный рынок, занимающий несколько улиц и площадей в центре. Музыканты, туристы и почему-то отсутствие наших африканских братьев. Нет, они конечно имеются в наличии, но в небольших дозах и какие-то ассимилированные что-ли. Глаз не режут. Крупные магазины в Дижоне тоже не выставлены напоказ, как в остальных городах. Всяческие C&A и Лафайеты скромно жмутся в сторонке. Вечно спешащие деловые люди в пиджачках и полчища автомобилей тоже остаются за кадром. А старый пешеходный центр целиком занят мелкими лавочками, ресторанами, рынками и праздно-шатающейся публикой. Радостный город. Особенно в обед, когда толпа начинает рассаживаться по разнообразным заведениям и улочки быстро превращаются в одну гигантскую харчевню.

    Mulhouse (Мюлуз)

    Здесь у нас вечно возникают неприятности. Вот и на этот раз: гостиницу мы нашли успешно, но сдох ноутбук. Какие-то темные личности залили его чем-то жидким и липким А ноутбук - это GPS-навигатор, выход в интернет и место сброса цифровых фоток с наших маленьких фотокарточек. В Мюлузе со всем этим пришлось распрощаться. Далее навигация шла по бумажной карте и дорожным указателям, от чего мы давным-давно отвыкли. Фотоаппаратом приходилось щелкать гораздо реже, чтобы экономить место. Про выход в инет вообще забыли.

    Утром, на выезде из Мюлуза, сразу и конкретно заблудились: город был перекопан вдоль и поперек, при этом все указатели на столбах анулируются и найти нужное направление можно только по компасу. Люди! Не ездите в Мюлуз!

    Alsace (Эльзас)

    Эльзас был одной из главных целей нашего путешествия. Насмотревшись картинок с лубочными домиками и аистами на крышах, мне захотелось все это увидеть воочию. В принципе все правда: Эльзас является красивейшим патриархальным местом, где люди пол-жизни проводят, украшая свои пряничные домики всякой всячиной, попивая местное винцо и устраивая всевозможные праздники. Вдоль дороги тянутся виноградники. На крышах домов - настоящие гнезда аистов. Те же аисты важно вышагивают в придорожных виноградниках.

    Но вот с погодой нам совершенно не повезло. Все дни нашего пребывания в Эльзасе было пасмурно и шел дождь. А ведь ясное небо - это почти 50% удовольствия получаемого от подобных городков. В дождь лавки и рестораны закрываются, достопримечательости тускнеют и праздничная толпа исчезает с улиц.

    Эльзас - область очень маленькая. Все его городки вытянулись в ряд километров на 100 между Страсбургом и Мюлузом вдоль узкой долины Рейна. С Запада долина отгорожена цепочкой Вогезов, а с востока, за Рейном идут горы немецкого Шварцвальда. Названия деревень и городов Эльзаса чисто немецкие. Это и была Германия до 18-ого века, пока область не завоевал Людовик 14-ый - "Король-Солнце". Страсбург стал "французским" городом в 1681 году, а Мюлуз вообще в 1798-ом.

    Через 70 лет Бисмарк вернул Эльзас Германии, после чего и начались все беды России. Фактически в обеих мировых войнах мы сражались за то, чтобы Франция вновь подчинила себе этот маленький немецкий край. Первая Мировая, Русская революция, Сталин, Гитлер, жуткое число 27 миллионов убитых россиян во Второй Мировой, сегодняшнее непонятное положение России вне Европы - это все последствия французской жадности и упертости в отношении в общем-то чужого для нее края. Франция получила все что хотела и к тому-же избежала тотальных разрушений, поджав хвост в 40-ом году и сделав дело руками союзников в 45-ом. Сейчас это самая благополучная страна Европы. Германии пришлось смириться: в 44/45-ом страну так капитально отутюжили, что найти уцелевшие старинные города здесь почти невозможно. Тем не менее, сегодняшняя Германия - мощное и богатое государство. Но зачем все это было нужно России и что с нами стало из-за какого-то Эльзаса?!

    Riquewihr (Риквир)

    Первые знаменитые винные городки мы проскочили из-за дождя. В Rouffach и Eguisheim, к сожалению, не побывали. В Риквире наконец-то смогли вылезти из машины. С дороги город выглядел совершенно невзрачно. Мы уже собирались ехать дальше, но что-то меня подтолкнуло дойти до ближайшей арки в одном из домов. За аркой нас ожидало то чудо, которое и называется Эльзасом. Там начиналась Гран-Рю (главная улица) Риквир-а Гран-Рю в Эльзасе это примерно как улица Ленина в русских городах. Риквирская Гран-Рю состоит из громадного количества уникальных фахверковых домов всех оттенков радуги. Каждый из них непременно украшен цветами на подоконниках, дверях, а зачастую и просто в горшках, выставленных на улицу. Если отойти от Гран-Рю вглубь по одной из пересекающихся улиц, то попадаешь на узенькие не-туристические переулки, где цветы, в основном розовые кусты, или виноград опутывают стены и окна, соединяясь вверху над улицей. Здесь бродят французские домохозяйки с внуками и маленькими собачками, неспешно переговариваясь о каких-то своих делах или поправляя бесконечные цветочные горшочки на стенах, лестницах и балконах. Кроме цветов, улицы Риквира украшают многочисленные вывески и скульптуры. Скульптуры не в смысле мраморных девушек с веслом, а разноцветные аисты, гномы, лошади, кошки, люди - в общем дикий хоровод красок и форм. Старые колеса от телег, грамофоны и прочий антиквариат тоже выставляется напоказ, разнообразя нескончаемые цветочные заросли. В результате и создается тот неподражаемый колорит Эльзаских городков, который влечет сюда туристов со всего света.

    Ribeauvillй (Рибовиль)

    После Риквира восприятие уже не такое восторженное, но Рыбавиль, как мы его назвали, ничем не уступает предыдущему городку. Он даже чуть больше и богаче. В Рыбавиле мы кстати остановились на ночлег. Гран-Рю, пряничные домики, башни, лавки и харчевни - все в полном составе. Плюс несколько живописных замков на виноградных холмах вокруг. Днем город почти полностью пешеходный, ночью на Гран-Рю машины движутся с приличной скоростью.

    Haut Koenigsbourg (О Кенигсбург)

    Старинный немецкий замок, на одной из самых высоких вершин Вогезов. Когда-то входил в линию обороны германских княжеств от французов. В 17-ом веке его взяли штурмом вездесущие шведы, после чего замок превратился в руины. Варвары, что с них возьмешь

    После присоединения Эльзаса к Германии в 1871 году, немецкий император решил сделать замок символом возрожденного Рейха. Замок практически отстроили с нуля, по сохранившимся гравюрам и чертежам. Получилась грандиозная крепость, c которой виден чуть ли не весь Эльзас. Сейчас - это французский музей с входными билетиками, естественно.

    Colmar (Кольмар)

    Готовясь к поездке, я считал Colmar чуть ли не главным воплощеннием Эльзаса, самым интересным городом всего маршрута. После реального посещения Кольмара, это мнение напрочь исчезло. Да, Кольмар - типичный эльзаский городок. Но он довольно крупный и разноцветные фахверковые домики с цветами здесь несколько теряются среди больших проезжих улиц и "типовой" французской застройки. "Маленькая Венеция" - это вообще самый большой блеф, который мне встречался. Если считатать один коротенький канал с прогулками на моторной лодке - Венецией, а саму моторку - гондолой ... тогда Екатеринбург или Москву можно с полным правом называть "большими Венециями" - там тоже есть реки и лодки. Все-таки Венеция - это нечто большее, чем кольмарская экскурсия туда-сюда по единственной протоке.

    Itterswiller (Итервиллер)

    Разочарованные, мы не стали искать отель в Кольмаре, а поехали дальше по винному пути. Ночь застала нас в Иттервиллере. Это немного необычное селение, т.к. оно в основном состоит из гостиниц. Естественно, гостиничные хозяева пытаются выделиться, кто как может, и в результате городок радует глаз своими замысловатыми строениями. Мы сняли шикарный номер с огромным балконом, цветами и прекрасным видом на виноградники и Вогезы. Вот только мой вечерний поход за рислингом закончился слишком мокро: кавешку-то я нашел и вино купил, но внезапный ливень отрезал все пути отступления из винного погреба. Потусовавшись минут пятнадцать с такими же, пойманными дождем, туристами-американцами, я не выдержал и помчался в свою гостиницу на другом краю деревни. Думаю, в глазах американцев я выглядел настоящим героем. Они так и не решились замочить ножки, предпочитая толпиться под низенькой аркой.

    Arzviller (Арзвиллер)

    С утра мы решили посмотреть знаменитый шлюз в горах в районе Arzviller-a, где корабли пересекают Вогезы, пользуясь 2-километровым гиганским "лифтом". Но в этот день с нами случился острейший приступ "географического критинизма". Мы проехали Saverne (кстати живописный город), проехали километров 15 вдоль канала ... и в нужном месте в течение часа безуспешно искали громадный шлюз! Так и не нашли)

    В Arzviller-e столкнулись с доблестной французской армией. Вообще, французские вояки у меня почему-то ничего кроме улыбки не вызывают. Они настолько чистенькие, обвешанные всякими побрякушками и имеют такие грозные выражения лиц, что кажутся чем-то бутафорским, киношным. Очень любят передвигаться на своих стерильных автомобилях по самым лучшим дорогам Франции. Их колонны попадаются регулярно. Стоянки и маневры устраивают не в лесах и полях, а в более удобных для этого городах. В частности, в Arzviller-e они оккупировали церковь и центральную площадь - как раз место пересечения 5-ти дорог, на которых мы безуспешно пытались найти шлюз. В церкви поставили какую-то радиостанцию, площадь оцепили те самые супергрозные "киношные" автоматчики с пушками наперевес и черными очками на глазах, а по городу расползлись многочисленные расстановщики дорожных указателей. В это же время мы методом тыка исследовали 5 Арзвиллерских дорог. Ну и конечно каждый раз возвращались на центральный перекресток. Когда мы в 3-ий раз появились на нем, французкое воинство уже явно считало нас зловредными шпионами и дружно направило свои автоматы в нашу сторону. Под угрозой расстрела нам пришлось отступить - шлюз не нашли. У меня вообще сложилось впечатление что эти "пластмассовые солдатики" специально перевернули все дорожные указатели. Кстати, в Германии и Испании бравые натовцы попадались нам всего лишь пару раз и вид у них был вполне земной.

    Strasbourg (Страсбург)

    После того как французская армия мужественно отбила наш натиск в Вогезах, нам ничего не оставалось как повернуть в Германию. По дороге пришлось оккупировать Страсбург. Вообще мне нравится слово "оккупировать"! Жители отелей здесь, например, называются "оккупантами". А подходя к туалету, на котором горит надпись "Оккупировано" начинаешь по аналогии с "немецко-фашистской оккупацией" думать, что теперь это минимум на 3 года!

    Страсбург - своеобразный город, в котором легко ориентироваться по двум базовым вещам: во первых круговой канал вокруг всей старой части города; во вторых - Страсбургский Собор, огромное сооружение, видное отовсюду. В Страсбурге, как и везде в Эльзасе, есть кварталы красивых фахверковых домов. Район "Маленькая Франция" в основном застроен именно в этом стиле. К тому же здесь окружной канал делится сразу на 5! рукавов. Обилие воды придает дополнительный колорит этой радостной архитектуре.

    Страсбургский собор уникален не только своей высотой, но и какой-то особенной ажурностью и цветом. Все готические соборы Франции имеют сероватый цвет с небольшой примесью желтизны. В Страсбурге собор построен из камня с красноватым оттенком. В сочетании с огромным количеством скульптуры и мелких деталей это придает ему немного металлический вид. Стены собора выглядят не плоским барельефом, как скажем в парижском Нотр-Даме, а какой-то обьемной трубчатой конструкцией.

    Часть вторая: Германия - Люксембург и Бельгия

    Germany (Германия)

    В Страсбурге переехали Рейн и попали в Германию. Движение стало напряженней, просветы между деревнями пропали. Немцев вообще намного больше чем французов, страна очень плотно заселена и к тому-же немцы предпочитают более крупные машины. Сетка дорог более развитая, а значит и ориентироваться сложнее и расслабляться некогда. В сущности Германия - это один гигантский город, а бывшие дороги давно превратились в улицы. На 2-ой день движения по Германии Дима уже взмолился, сидя за рулем машины: Поехали обратно во Францию!

    Schwarzwald (Шварцвальд - Черный Лес)

    Но сперва у нас был небольшой отрезок для расслабления: мы переезжали Шварцвальд - немецкий Черный Лес. Он хоть и называется черным , но выглядит очень радостно: море зелени и живописные деревушки между гор. Машин мало, дороги не ветвятся на каждом шагу - не езда а сплошное удовольствие!

    Здесь кстати мы решили и проблему обмена денег. У нас были с собой 2 евро-пятисотки, которые мы уже отчаялись разменять во Франции. Французы боятся их как огня, даже в банках не принимают! Маразм какой-то: не берут собственные деньги! В Страсбурге я обошел 3! банка (пост-офисы тоже навестил) и ни в одном месте со мной даже разговаривать не стали, лишь посылали в очередной пункт, где вроде бы должны разменять эту диковинную валюту. Лишь в последнем банке когда я уже начинал ругаться, операционистка призналась что у них есть какое-то распоряжение, запрещающее принимать пятисотки не от клиентов банка. Она же посоветовала мне сделать обмен в Германии. В Германии мы разменяли купюры в первой же деревне: в любой немецкой сберкассе или супермаркете эти деньги свободно принимают.

    Тем кто поедет во Францию с евро-пятисотками, помните: это неконвертируемый мусор! Быстрее рубли обменяете, чем пятисотки.

    Reutlingen (Рютлинген)

    Гостеприимный Шварцвальд вскоре закончился и мы с головой окунулись в немецкий лабиринт дорог и городов. В Рютлингене у нас была назначена встреча с местными "коллегами". Я позвонил им по телефону, чтобы узнать точный адрес и тут же столкнулся с новой проблемой - я не мог понять немецкое произношение улиц! Даже по буквам! Немцы произносят слова совершенно не так как их пишут! В результате у меня был номер дома (его назвали по-английски) и странная мешанина из латинских символов, даже отдаленно не напоминавших какое-нибудь слово.

    Burg Hohenzollern (Замок Гогенцолернов)

    Километрах в 20-ти от Рютлингена находятся гора и замок Гогенцолернов (Burg Hohenzollern). Очень величественный замок, кстати. Заехали, т.к. до встречи было еще несколько часов. Я как обычно двинулся в гору пешком, по ходу обдумывая как бы попроще выпутаться из ситуации с адресом, а Дима залез в автобусик для ленивых. Когда я достиг вершины, Дима с кислой физиономией уже сидел в замковской кафешке над пустым пакетиком из под картошки: "Они все сосиски жрут, а мне не дали!". Я пошел заказывать себе вино и выяснять причину сосисочной дискриминации. Дима тоже подскочил к витрине и начал показывать как "нехорошие" немцы легко покупают его ненаглядные сосиски. Разобрались. Оказалось, что сосиски назывались по-немецки каким-то словом на "R..". Но самое главное - продавщица в кафешке была русская!!! Видимо ангелы к людям всегда спускаются на горах. Вот и наш ангел по имени Ирина встретился в Бурге Гогенцолернов. Набрал я рютлингенский номер и передал телефон нашей новой знакомой. Она записала улицу, примерное местоположение и договорилась о прочих подробностях. Спасибо, Ирина!

    В Рютлингене конечно поплутали, но умудрились попасть на место встречи секунда в секунду.

    Tubingen (Тюбинген)

    Т.к. ночевать в городе нам не хотелось, в голове еще были свежи воспоминания от зеленого рая Шварцвальда, а к северу вплоть до Штутгарта располагался один из национальных парков - мы рванули на поиск гостиницы в этот парк. К сожалению, пробороздив все деревни в лесу вплоть до окраин Штутгарта ни где не смогли найти свободных мест. (Немцы тоже не дураки - предпочитают отдыхать на природе.) Приткнулись только на краю Тюбингена, города сросшегося с Рютлингеном. Как ни странно, официантка в гостиничном ресторане опять оказалась русской.

    Если про Россию можно сказать - это сплошной лес c вкраплениями городов, то Германия - это сплошной город с редкими вкраплениями лесов.

    Stuttgart (Штутгарт)

    Здесь нас интересовал прежде всего музей Мерседеса. Сам город тоже неплохой, но как-то после Эльзаса он не цеплял. Нашли музей почти быстро - всего лишь два раза платно запарковались и один раз навестили Туристик Офис. Музей находился на территории заводов Даймлер-Крайслер. Эту истину мы постигли конечно не сразу. Предварительно полазили по огромным стройплощадкам, куда вели все указатели на "Mercedes Museum". Я вообще думаю, что немцы совершенно незаслуженно считаются самой пунктуальной и организованной нацией в мире. Они такие же раздолбаи как итальянцы или русские. Просто они более запуганные в своей стране своими-же законами. Там где их не особо пугают - природное раздолбайство немцев расцветает еще более бурным цветом чем наше. Они как бы вырываются на свободу и начинают дурить на полную катушку. Именно поэтому немецкие туристы столь бросаются в глаза (и особенно в уши) во всех странах мира.

    Вот и в Штутгарте все указатели вели на новое недостроенное здание музея, а сам музей находился в совершенно другом месте. Пришлось ловить какого-то мерседесовца в пиджачке, чтобы выяснить куда они запрятали этот чертов музей?

    Музей конечно понравился. Обожаю автомобили 20-ых - 50-ых годов. А если это еще и Мерседесы - получаешь просто бездну эстетического удовольствия. К сожалению только фотки вышли плохие. Я так и не смог подобрать нужный режим для подобного типа слабого многоточечного освещения с тысячами бликов на лакированых поверхностях.

    После музея, выбрались из Штутгарта и погнали в сторону Heidelberg-a. Это популярная немецкая тур.точка - студенческий город. Но германские дороги нас очень быстро сломили. После пары часов пробок, гонок и судорожных метаний в поисках проезда через бесконечные немецкие городки, мы вырулили на автобан и тупо погнали к Рейну. В очередной раз плутать без навигатора по местной мешанине дорог уже совершенно не хотелось. Так что в Гейдельберг не заехали. Автобан быстро и без приключений вынес нас к Висбадену (Wiesbaden), где мы свернули на любимейшую "деревенскую" трассу. К сожалению мы не увидели громадный кусок Германии, но се ля ви - значит в следующий раз и обязательно с навигатором.

    Rhein (Рейн)

    Маленький кусочек Рейна между Висбаденом и Кобленцем (~70km) является лучшим местом Германии из всего, что я когда-нибудь видел. Во-первых, вдоль Рейна, с обеих его сторон проложена автодорога. Не автобан, слава тебе господи! Между Рейном и дорогой идет вело-пешеходная дорожка - эдакий междугородний тротуар. А между "тротуаром" и рекой - кусочек зеленой зоны с регулярными каменными спусками к реке. Зеленая зона - это полянки, маленькие песчаные пляжи или лесопосадки. В результате получается идеальное место для пеших или вело-прогулок вдоль реки. А Рейн стоит того!

    Я отмотал пешком километров 15 по самым живописным участкам. От Майнца до Кобленца берега Рейна высокие, холмистые. На каждом холме понатыканы многочисленные замки. Большинству из них конечно более подходит статус "Руины", но столь живописные руины только украшают местность. Крупных городов и диких немецких конгломератов здесь нет - только маленькие полу-туристические, полу-винодельческие деревушки. И не сросшиеся между собой, как повсюду в Германии, а с нормальными лесо-виноградными промежутками километров по десять между крайними домами поселений.

    А еще этот отрезок Рейна знаменит своими авто-мото парадами. Между Рудесхеймом и Лорелей здесь каждый день идет настоящий парад тщеславия. Мотоциклисты со всей Германии сьезжаются сюда, чтобы просто продефилировать вдоль берега на своих чудо-конях. Сверкающее хромированное мото-стадо ездит туда-сюда вдоль Рейна весь божий день. Высшим писком считается проехать в фашистской каске на хромированном Харлее, с выпученной вперед челюстью и в тяжелом кожанном плаще. Черном естественно. Ну, и в черных очках, конечно. Не хватает только свастики на рукаве и железной бляхи на груди. Меня сначала очень тянуло запустить какую-нибудь каменюгу в такого фашиста, но потом стало ясно, что это просто кич. Люди так отдыхают и они не имеют ничего общего с наци. Не менее вызывающе выглядят многочисленные трехколесные мото-чудовища. За рулем обычно сидит толстый бородатый фриц в кожанной куртке и каске, а на заднем кресле между двух колес красуется его грудастая подруга в купальнике. Чудовища окрашены во все цвета радуги и радостно дудят в клаксоны проплывающим по Рейну кораблям с туристами. Смотрится очень классно!

    Немцы вообще обожают блестящие мотоциклы и их "волчьи стаи" колесят по всей Европе. Обязательно в черной коже, с крутыми ватными плечами и толстыми покровами, скрывающими не менее толстые животы. Зычное немецкое "Га-Га-Га" можно услышать в любой точке континента. Но они вполне добродушны и неконфликтны. Подобная стая русских байкеров вряд ли будет столь же миролюбивой.

    Кроме байкеров Рейн оккупирован многочисленными автошедеврами. Все нестандартное, плоское и кабриолетистое тоже гоняет туда-сюда по этому маленькому отрезку счастья. Серийные немецко-французские кабриолеты здесь выглядят, как признак дурного тона. Зато всяческий эксклюзив из Англии, Италии и Франции очень распространен. И цель фланирования вдоль берега - та же что и у байкеров: себя показать, людей посмотреть. На фоне всех этих авто-шедевров очень трогательно смотрятся стайки английских "Мини". Не новых, брутальных, заряженных BMW, а старых разноцветных малюсеньких автомобильчиков. Они, как и мотоциклы сверкают своим хромом, и ездят пачками по 3-4 штуки. Выглядят как маленькие, разноцветные Чебурашки, заблудившиеся в толпе взрослых дяденек.

    Rudesheim am Rhein (Рюдесхейм)

    Рюдесхейм знаменит своими колоритными улицами и домами. Нечто напоминающее Эльзаские деревни, но все по-немецки вылизано и заточено. Если в Эльзасе царит какая-то природная, хаотичная живописность, то в Рюдесхейме явно поработали опытные дизайнеры. Дома выглядят как музейные шедевры, но багодаря вину и людям улицы города такие-же веселые и живые, как в Эльзасе или в винных городках Бургундии.

    В Рюдесхейме расположено множество отелей и ресторанов. Но главный магнит города конечно - вино. Рюдесхейм, пожалуй, можно назвать столицей винного Рейна. Люди сьезжаются сюда чтобы пропустить рюмочку-другую-десятую в одном из местных подвальчиков. Кое-где это происходит прямо между бочек. Местные рислинги очень дешевые, поэтому их пьют по-немецки щедро. Но бомжей и людей возвращающихся домой на четвереньках я не встречал.

    На следуюшее утро, пока я бродил по улочкам просыпающегося города, подьехали первые два автобуса с китайцами. Из них вышло человек сто туристов в абсолютно одинаковых белых панамках и все это полчище плотным строем двинулось по мостовой. Это как бы греческая фаланга, но вместо щитов и мечей у них фотоаппараты. Под них массово резервируются рестораны, гостиницы и дегустационные точки. Они - будущее европейского турбизнеса. Кажется, немецкий "Штерн" летом 2005-ого писал об "ужасных русских", вытесняющих немцев с пляжей Турции и Египта. Подождите, вы еще увидите массовый китайский туризм в Европу! Вот где будет настоящий кошмар.

    В Рюдесхейме есть музей вина с интересной шкалой цен на входной билетик. Цена билета прямо пропорциональна количеству дегустационных стаканчиков. От 2-ух дринков до 10-ти. После чего идет "проездной" - билет с неограниченным количеством выпивки. Самое забавное, что есть детский билет. По цене он соответствует взрослому 2-ух дринковому.

    Loreley

    Утес Лорелей, самая знаменитая точка Романтического Рейна. Вкратце история такова: Жила-была на Рейне простая немецкая девушка Лорелей. (Не такая простая, правда, как потом выяснилось.) Влюбилась она в сына барона из соседнего замка. И была у нее дурацкая привычка сидеть на утесе и распевать песни. С тоски, видимо. Утес Лорелей стоял в самом узком месте Рейна, там где течение очень быстрое и коварное. А девушка была видная, голосок сладкий, одеждой она почему-то тоже не пользовалась. Вот проплывающие корабельщики и заслушивались, а потом засматривались. Короче все разбивались о камни и гибли. Кончилось тем, что молодой барон из местного замка, плывя на лодке, тоже засмотрелся, забыл как рулить и утонул. Его отец послал карательную экспедицию на утес. Но и Лорелей кликнула своего папу. А папой ее оказался сам Рейн. Воды Рейна смыли всех солдат. Лорелей после этого тоже пропала. В общем - все умерли.

    Sankt Goarshausen

    Городок возле утеса Лорелеи. Отсюда можно пешком сходить к памятнику Лорелей, который стоит на узком мысе посреди Рейна. Над городком возвышается красивый замок. Видимо с его обитателями связана легенда. Туда тоже можно забраться. Там кстати даже два замка - один называется "Кот", другой - "Мышь". Ну а я встречал закат, лежа на травке, на вершине утеса Лорелей. С этой точки открывается замечательный вид на Рейн и проплывающие внизу кораблики. Перед поездкой я где-то вычитал в интернете: "Что может быть лучше, чем сидеть с бутылочкой рислинга, на вершине Лорелей и любоваться на вечерний Рейн." - это на самом деле так!

    На мысе Лорелей познакомились с русской парой из Израиля. Они бежали из Союза в 78-ом году и до сих пор считают что в России все ужасно, а люди бедные и бесправные. Встретить русских авто-туристов в рейнской деревушке для них было равнозначно контакту с инопланетянами - шок. Ну а когда я сказал, что мы каждый год берем машину и катаемся по Европе, у этих двух жертв Холодной Войны видимо вообще рухнули все основы мироздания. В них угадывалась какая-то мешанина из страха, удивления, высокомерия и детского любопытства. Такое же странное представление о России сидит в головах большинства европейцев.

    Koblenz (Кобленц)

    большой город, место слияния Рейна и Мозеля. Весь центр - сплошные магазины. Здесь мы немного потусовались, опять встретили русских, поглазели на слет владельцев старинных мерсов и поехали дальше в долину Мозеля. Как-то не прельщают нас крупные города, а от стандартных кварталов C&A и прочих Лафайетов уже просто шарахаемся.

    Мозель в отличие от Рейна река более медленная и чистая. Здесь народ вовсю купается и отдыхает. Очень много кемпингов на берегах. Корабли плавают по всему протяжению реки. Замки, холмы и виноградники точно так же распространены, как на Рейне.

    Burg Eltz (Бург Эльц)

    Единственный из замков, который расположен не на горе, а наоборот в яме. К нему легко спуститься, но выбраться по солнцепеку уже не так просто, особенно если сьешь пару сосисок и выпьешь энное количество пива в гостеприимном замке. Бург Эльц отличается также необычной архитектурой. Он очень компактен и вытянут в высоту. Это как бы мощный каменный колодец с хороводом легкомысленных башенок на вершине. Вокруг колодца идет еще одно кольцо стен и помещений, где сейчас расположены сувенирные лавки и пара ресторанчиков.

    Cochem (Кохем)

    Самый красивый город в долине Мозеля. Главной достопримечательностью конечно является замок Кохем. Вторая точка удара по нестойким туристам - мозельское вино. Пить местные вина на фоне замка и снующих туда-сюда пароходов очень приятно. Жить в гостинице с видом на Мозель - тоже приятно, хотя бы потому, что вечером зажигаются многочисленные огоньки на проплывающих кораблях и в домах на той стороне реки. Можно часами любоваться на реку. А еще иногда вечером бывают местные праздники, с живым концертом, кучей народа и массой палаток, продающих вино и жарящих мясо. Ночью общегородская попойка заканчивается салютом. Все это называется "Фестивалем Вина".

    Здесь я познакомился с очередными немцами и под винцо уговаривал их инвестировать в Россию. Это были сотрудники одной германской IT-компании. Когда я спьяну брякнул о том, что в Германии уже невозможно работать из-за дурацких налоговых и трудовых законов - они даже не стали возражать, а грустно признались, что их фирма вовсю занимается переводом рабочих мест в Восточную Европу. Меня задело то, что они предпочитают создавать филиалы в Румынии, или на край - в Польше, либо Чехии. Румыния для них - явный фаворит. А про Россию сказали, что у нас очень криминальная страна и они просто боятся иметь с нами дело. Думаю я их переубедил, хотя возможно и наоборот - еще больше напугал... В общем, атмосфера на празднике была вполне веселая. В отличие от российских "Дней Городов" никто никому не бьет морду и не писает на прохожих, ужравшись пивом. Хотя, если уж говорить честно - то под местным мостом с утра воняло вполне конкретно. Немцы тоже люди и тоже "свято блюдут законы" лишь по-ситуации.

    Luxembourg (Люксембург)

    Государство хоть и карликовое, но километров 50 мы по нему отмахали. Кроме одноименной столицы оказывается тут есть и другие города. А еще в Люксембурге самый дешевый бензин. Процентов на 20 дешевле чем во Франции или Германии. Зато расценки в ресторанах самые дорогие из всех встречавшихся. Я не говорю о каких-то изысканных заведениях и блюдах. Средний уровень цен во всех ресторанчиках гораздо выше чем в остальной Европе.

    Сам город построен на холмах и в нем много мостов, лестниц, башен и прочих сооружений придающих городам дополнительный шарм - "3D-город". Праздник жизни в Люксембурге бурлит на центральной площади или сквере - как это место правильно назвать я не очень понял. Там много деревьев и еще больше столов на улице, которые выставляют ресторанщики из окрестных зданий. Народ вовсю поглощает пищу по бешеным люксембургским ценам. Тут же прогуливается множество розово-голубых созданий. Каких я там розовых близняшек видел - просто шарман! В сувенирных лавках и на лотках продается всяческая белиберда в поддержку нетуда-ориентированных людей. В перемежку лежат фотографии царствующей семьи. Судя по количеству отпрысков, у люксембургского монарха с ориентацией все в порядке. А судя по количеству портретов - простые люксембуржцы честно и откровенно любят своего монарха. А может у продавцов разнарядка такая - хочешь торговать сувенирами, будь добр положи рядом десяток портретов августейшей семьи?!

    Хоть Люксембург и неплохой город, но в целом он нас не особо вдохновил. Желания остановиться в нем не возникло. К тому-же стояла дикая жара и мы решили мотануться через Бельгию до моря. Автобаны там бесплатны, а растояние - километров 300. Два с половиной часа езды.

    Belgium (Бельгия)

    Здесь мы хотели найти гостиницу с видом на море. Начали с города Ostend и проехали практически всю Бельгию по побережью. Но в этом странном государстве все отели были заняты. Бельгийцы так любят свой маленький кусочек холодного моря, что полностью застроили его громадными многоэтажками с аппартаментами и отелями. Я говорю совершенно серьезно: все 60 километров бельгийского побережья от голандской до французской границы застроены огромными домами, в которых нет свободного места! Причем до пляжного сезона было еще далеко! Представляю что там творится когда море прогреется и выглянет солнце!

    Еще одна удивительная вещь - трамвайные пути, проложенные вдоль пляжа, от границы до границы. Трамваи появляются как призраки из тумана. Они бодро бегут через бельгийский пляж, прямо по дюнам, звенят своими колокольчиками и исчезают за горизонтом. И ты знаешь, что эти странные, почти бесшумные создания будут ехать вдоль моря до самой границы и днем и ночью! Ярко-освещенный трамвай с какими-то людьми на фоне моря и заката солнца ... Мистика, картинка жизни из другого измерения!

    Но мистика мистикой, а ночевать где-то надо было. И мы ушли во Францию.

    Часть третья: снова Франция. Кале - Салоу

    Calais (Кале)

    По-французски, я думаю, это звучит "Кале", по-русски мы тут же окрестили город "Калачом". В Калаче есть 3 примечательных точки. Во-первых, конечно, замечательное здание с башенкой и павлином. Я не в курсе, что в нем находится, но чудный домик служит визитной карточкой всего города. Во-вторых - порт и вход в тоннель под Ла-Маншем (или Па-де-Кале, как кому нравится). Калач служит главными воротами континентальной Европы для английских путешественников. Как уж там они добираются - не важно. Главное, что весь этот поток непременно делает паузу в Калаче.

    И, наконец, третья базовая точка - городской пляж. Т.к. побережье здесь ориентировано строго с севера на юг, то и вечернее солнце совершает посадку точно перпендикулярно берегу - на западе, в самом синем море. А значит великолепные краски заката разыгрываются, как в театре, перед городским пляжем Кале. Пляж очень большой и такая-же крупная автостоянка вдоль него. Вот на этой стоянке мы и тормознули. Мы сначала думали что многочисленные автомобили здесь просто припаркованы, но оказалось, что во всех этих машинках сидят люди! И в основном, парочки. Они все приехали сюда лишь для того, чтобы полюбоваться закатом!

    Fecamp (Фекамп)

    С утра зарядил проливной дождь. Проехав километров 200 вдоль моря и с удовольствием вкусив морских гадов в одной из прибрежных таверн, мы остановились в Фекампе. Смысла куда-то ехать и что-то смотреть под дождем не было, магазины не работали и мы откровенно пробездельничали в этот день. Местная публика очень плотно занимала все окрестные ресторанчики и казино на набережной. Я конечно прогулялся под зонтом по Фекампу, но удовольствия от этого было мало. Фекамп является как-бы близнецом знаменитой Этреты, но таких красивых скал в нем нет. К тому же этот дурацкий дождь ...

    Утром, под нескончаемым дождем поехали на юг. Сначала заскочили в Онфлер и Довиль, но погода не располагала к прогулкам и мы отмотали аж до самой Луары.

    Да, кстати, знаменитый фекампский ликер Benedectin был куплен, но как-то не вдохновил. Либо это не мое, либо он просто перерекламирован. А может, ситуации подходящей не было для того чтобы его прочувствовать ? Ведь и сыр Рокфор я понял не сразу ...

    Azay-le-Rideau (Азо ле Ридо)

    Заночевали в одном из луарских замков - Азо-ле-Ридо. Не в самом замке конечно, а в гостинице по соседству. Дождь наконец-то закончился. Получились неплохие фотки замка. Азо действительно красив и уютен. Пожалуй это самый фотогеничный замок на Луаре. А городок вокруг него мало интересен. Рядом еще находится замок Саш. В нем долгие годы жил и работал Бальзак. Но это уже удовольствие на любителя. Сам Саш совершенно невзрачен.

    Saumur (Самюр)

    заехали второй раз. Но ремонт до сих пор не закончился. Замок закрыт для посетителей. За Самюром расположена подземная атомная электростанция. Дым от нее столбом стоит над всей Луарой. Потом мы пытались попасть еще в пару замков. Но оказалось что на Луаре вторник - выходной день и все замки закрыты. Никаких разумных обьяснений столь странному выбору выходного я найти не смог.

    Beynac (Бейнак)

    одно из самых заметных мест в долине верхней Дордони. Замок на горе, маленький туристический городок внизу. Сверху, с башен открывается хороший вид на долину Дордони и несколько близлежайших крепостей. Замок когда-то принадлежал Ричарду Львиное Сердце. Неплохая империя была у этого англичанина во Франции! Дальше, вверх по Дордони расположено еще несколько колоритных замков. Между ними плавают туристические кораблики и конечно! прокатные байдарки. Из всех рек Франции, именно Дордонь в районе Бейнака мне наиболее понравилась.

    Rocamadour (Рокамадюр)

    Я где-то читал рассказ одной французской гидши, в котором она называла Рокамадюр самым интересным местом Франции, гораздо более привлекательным чем Мон-Сен-Мишель. Теперь могу сказать, что полностью с ней не согласен. Сен-Мишель - это настоящее чудо. Рокамадюр - просто колоритный городок, каких во Франции не мало. Главной особенностью Рокамадюра является его вертикальная направленность. Устремленность к Богу, наверное. Кстати рядом с ним находится противоположное вертикально-направленное место - Пропасть Дьявола. Так что можно посетить владения и того и другого за один день. В Рокамадюре постройки стоят слоями - самый нижний это жилая улица, выше храмы, еще выше - замок. На машине можно заехать и на верхнюю площадку (что гораздо проще) и на нижнюю. Но внизу меньше места для парковки. Где-то половину вертикального пути можно проехать на лифте. Но все-таки он идет не до самого верха. Последний участок - пеший, по петляющей дорожке, на которой построены обзорные площадки в виде маленьких бастионов. Жить лучше в соседней, слившейся с Рокамадюром деревушке - Hospitalet. Там понастроено много отельчиков и ресторанов с панорамным видом на Рокамадюр и ущелье. Вид конечно замечательный и народ откровенно медитирует сидя на терассах ресторанов и попивая вино под медленную музыку в стиле Enigma. Ночью Рокамадюр отлично подсвечивается. Столик в первом ряду с видом на вечерний город лучше заказывать заранее.

    Gouffre de Padirac (Пропасть Дьявола)

    Посещение Рокамадюра очень удобно совместить с экскурсией в Пропасть Дьявола. Она находится километрах в 10-ти от Рокамадюра. Это гигантская пещера с подземной речкой. Необычен даже вход в нее - огромная дырка в ровной поверхности земли. Прямо между домов - бац, и дыра! Спускаешься через дыру на лифтах, потом подземный коридор выводит к пристани. Здесь народ садится в плоскодонки, человек по 10 на лодку, и подземные гондольеры начинают свою работу. Это как бы первый круг ада. Через несколько сот метров "грешники" вылазят на сушу и начинаются следующие круги. Красота и грандиозность места постепенно нарастают, маршрут достаточно извилист и проходит по разным гротам. С какого-то участка начинаешь замечать чертей - фантастические натеки на стенах в виде открытых пастей или других "био"-форм. В отличие от "растительной" красоты Авен-Армана, здесь царят жуткие "животные" линии. В конце-концов дорожка выводит в грот с подземным озером в котором стоит сам "дьявол" - большой сталактит (сталагмит?), с определенного ракурса напоминающий неземное создание с ужасной открытой пастью. Далее дорожка начинает уводить на вертикальные участки пещеры, где люди проходят по "висящей" тропе мимо огромных колон и пропастей, по дну которых течет подземная река. Заканчивается все опять на пристани - пещерный гондольер вывозит вас обратно на свет божий.

    К сожалению, фотографировать в пещере не разрешают. Но зрелище - незабываемое!

    Najac (Наяк)

    Честно говоря, Наяк мне понравился ничуть не меньше, чем Рокамадюр. Город построен на горке, а на соседнем холме стоит мощный замок. Городок разросся и дотянул свою Гран Рю вплоть до замка. Все это огибается большой петлей реки Аверон. Так вот и идешь по длинной главной улице к замку. А по сторонам расположены красивые дома, ресторанчики, цветы. Ближе к замку старинные дома становятся еще живописней, а люди исчезают. Здесь идут тщательно сохраняемые руины, обросшие густой травой и цветами. Туристов мало. По сторонам, сразу за домами, начинается крутой спуск к реке, кое-где просто обрыв. Внизу, вдоль реки - лес.

    Albi (Альби)

    Городок, давший имя целому периоду в истории Франции - Альбигойским войнам. (Альбиносы - наверное тоже оттуда) В те времена гуманнейший и демократичнейший французский король на пару со святейшим Папой Римским устроили тотальную резню жителям Прованса. Крестоносцы убивали всех подряд. Бог на небе не успевал сортировать: кого в рай, кого в ад ... Таким вот кардинальным способом Папа вернул заблудших овец в "правильное" стойло - перерезал все стадо. А город Альби по-прежнему стоит на своем холме, окрашенный в кроваво-красные оттенки.

    Leucate (Лекат)

    Остановились в той же самой гостинице, что и в прошлом году. Ничего не изменилось. Даже хозяин встретил нас все в той-же полосатой рубашке. Вот только комары ночью достали.

    Salou (Салоу)

    Вот и все. Опять Салоу - полуголый, пляжный городок в котором все лето идет затяжной праздник и дискотека, густой русский мат, круглосуточный немецкий визг, жара, топлес-дамы от 16 до 80, гостиничные неурядицы, паэлья, автобан, аэропорт, самолет, Москва... дождь, пробки, аэропорт, самолет, Екатеринбург. Ливень, переходящий в град.

    Аркадий Истомин
    30/06/2005 22:21


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Германии

    25.10.24 Введение цифровой регистрации въезда и выезда в Евросоюз опять отложили
    22.09.24 С 10 ноября в Евросоюзе начнет действовать новая система въезда
    05.09.24 В европейских аэропортах опять запрещают провоз жидкостей
    28.05.24 Шенгенские визы будут стоить 90 евро
    21.05.24 Евросоюз меняет правила ввоза животных из России и Белоруссии
    11.04.24 Uzbekistan Airways один день распродает билеты по избранным направлениям
    03.04.24 Германия временно введет погранконтроль
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    18.02.24 FlyDubai будет выполнять рейсы в Базель