Прекрасный Париж и "ненавязчивый" сервис от компании "Кругозор"



    Вместо предисловия

    Перед тем как купить путевки, мы довольно много ходили по Интернету, просматривали туристические сайты, отзывы "бывалых" путешественников, программы туров. Узнали для себя довольно много о Франции, французах, Париже, но когда сами попали туда, многое подтвердилось, но многое и оказалось мифом.

    Но давайте все по порядку, поскольку сейчас мы и сами до некоторой степени попадаем в разряд "бывалых", решили написать эту статью, может быть, она окажется кому-нибудь полезной, а кому-нибудь поможет избежать серьезных ошибок, которые могут испортить весь отпуск.

    Начнем с того, что мы решили ехать в Париж автобусом, т.к. можно увидеть пол-Европы пока доберешься до Парижа, и принялись выбирать подходящий тур и фирму. Мы перебрали очень много вариантов и, в конце концов, решили остановиться на московской фирме "Кругозор". Выбрали мы эту фирму по нескольким причинам: фирма довольно старая и известная; она специализируется исключительно на автобусных турах по Европе; а также нам понравился один из туров: это тур 3.1, так как он включал посещения таких городов как Берлин, Люксембург, Реймс, Брюссель, и, что самое главное - целых 6 (шесть) дней в Париже!

    Мы заказали и оплатили 3 путевки (мы вдвоем с женой и наша дочь 17 лет) за 2 месяца вперед, чтобы забронировать хорошие места в автобусе. Пока шла подготовка документов, все было нормально. Однако, за две с половиной недели до отправления нас неожиданно "обрадовали": оказалось, что к дате выезда наша группа не собралась (и это 30 июля - в самый сезон отпусков!). В турагенстве нам сразу же стали предлагать поехать с другой группой с 20 июля (это всего за два дня до выезда, и, прошу учесть, что выезд из Москвы, а мы живем в Белгороде, так что заказать билеты от Белгорода до Москвы за 2 дня в самый разгар отпускного сезона, на проходящий поезд, т.к. наш фирменный поезд приходит в 9-00, а сбор группы в 7-00 это весьма проблематично). К тому же, это был совершенно другой тур с пребыванием в Париже 4 дня, он и стоил меньше, чем мы уже заплатили. Естественно, мы отказались и потребовали деньги назад. Тогда "Кругозор" предложил нам наш тур, но с выездом 6 августа.

    И вот, наконец, долгожданный день настал, и уже в 5.30 утра мы были в Москве на Белорусском вокзале, откуда добрались до офиса фирмы "Кругозор", где на 7 утра был назначен сбор нашей группы. Это на ул. Марксистская, 3.

    Вся группа собралась аккуратно и вовремя. Стояли мы довольно долго, но наш сопровождающий так и не появлялся. Наконец, когда уже в группе начался глухой ропот, появилась какая-то молодая девушка, почти школьница, сказала, что она и есть наш сопровождающий (Милаева Ольга), после чего огорошила всех, сообщив, что наш автобус по дороге в Москву попал в аварию, разбился, и ехать нам теперь не на чем. И вот теперь руководство "Кругозора" ищет выход из создавшегося положения.

    Через 30 минут нам сообщили, что руководители "уже" на Белорусском вокзале и берут нам билеты на поезд до Бреста, а из Бреста мы поедем автобусом до Парижа. Начались возмущения, требования вернуть деньги. Конечно, никто и ничего не вернул, т.к. с нами говорила девочка, которая сама ничего не знала и все время разговаривала с начальством по телефону. Затем вся группа (31 человек) с чемоданами потащилась на метро, причем бегом, т.к. через 30 минут с Белорусского вокзала отходил поезд "Москва-Берлин".

    На перроне нас встретили два пузатых "супермена" и заявили, что для 8 человек билетов не хватило, и их повезут до Бреста в автобусе с группой, которая ехала на 8 дней (наш тур рассчитан был на 11 дней). Когда все сели, оказалось, что свободных мест в вагонах было очень много и как позднее мы узнали - просто "Кругозор" решил не тратить деньги на билеты - группа сразу заявила, что доплачивать за поезд не будет. К слову сказать, что если билет на поезд брать самому, то это обойдется вам в 703 руб. (фирменный поезд, обычный еще дешевле), а через фирму - 1500 руб. Пришлось фирме платить по 703 руб. за человека самой. Перед отправлением возмущенную группу заверили, что в Бресте мы сразу же пересядем в автобус и, не потеряв время, отправимся дальше…

    Да, раскатали мы губешки свои - 5,5 часов мы просидели в Бресте на вокзале рядом с бомжами. Купить ничего нельзя, т.к. ни один обменник не работал - ночь! После долгих "шумных" переговоров договорились, что нас будут пускать в туалет за 6 российских рублей. В общем, до 5 утра мы сидели на вокзале, пока "Кругозоровское" начальство искало нам автобус - спасибо польской частной компании, которая дала свой автобус, правда, этот автобус привез группу, высадил ее и сразу посадил нас. Спасибо двум польским шоферам: Яреку и Кшиштофу, если бы не они, то наша поездка была бы вся испорчена. Такое мнение сложилось в конце тура у всей группы.

    Автобус был великолепный: современный, мягкий, работали и видик, и кондиционер, была и горячая вода, только туалетом мы старались не пользоваться (все делали на остановках, в Польше, в отличие от Белоруссии туалеты бесплатны), т.к. их просто не успели поменять. Водители наши оказались просто виртуозами. Водили автобус очень хорошо, никогда не отказывали в экскурсиях (даже если не набиралось нужное кол-во людей). Да и вообще они выполняли не только свои обязанности, но и работали за нашего сопровождающего, - которая даже не знала где находится отель. Ребята знали английский и немного французский и выясняли в кафе в Париже, как проехать к отелю!!! И вообще, надо заметить, наша сопровождающая вела себя не очень хорошо, даже можно сказать иногда развязно, временами на замечания откровенно хамством.

    И вот мы вечером приехали в Париж. Теперь мы не будем описывать всю красоту этого замечательного города - вы это сами увидите, а просто дадим несколько советов, где и что купить из еды, сувениров и др. и не очень тратить на это много денег. Что посмотреть и как туда добраться.

    О неприязни французов к английскому и немецкому языкам

    обращаются по-английски или немецки и почти никогда не отвечают. Вернувшись из Парижа, мы можем со всей ответственностью заявить, что это - миф! Мы много раз в центре обращались к французам по-английски, и почти всегда получали вежливый и обстоятельный ответ. А если же француз и не мог ответить нам (что нередко случалось особенно на окраине, где находился наш отель), то не потому, что он не любил английский язык, а просто его не знал, но изо всех сил старался нам помочь. И вообще, мы пришли к выводу, что французы по натуре - народ очень дружелюбный и жизнерадостный. Отношение к русским - очень хорошее, в ряде мест (где часто появляются русские туристы) не удивляйтесь, что к вам могут обратиться и по-русски. Наших узнают сразу, каким-то особым чутьем, даже если вы идете без своей группы и не произносите ни слова, не удивляйтесь, если услышите: "Русский, привет!" или "Спасибо, давай-давай!". Конечно, это всего несколько фраз и, вероятнее всего, вам хотят продать какой-нибудь сувенир или сумочку, но все равно приятно.

    В одном из магазинов я задал вопрос по-английски, два продавца владели английским очень плохо, и толком ничего не поняли, но тут же после обычного "пардон" нашли где-то китайца, который по-английски говорил довольно хорошо и ответил на все наши вопросы.

    Парижское метро

    Метро в Париже довольно сильно отличается от привычного для нас метро московского или питерского образца.

    Во-первых, линий значительно больше, расстояние между остановками меньше, и сеть метро настолько густа, что в любую точку Парижа можно без проблем добраться при помощи метро, достаточно иметь при себе его план. План метро и центральной части города всегда можно бесплатно взять в любом парижском отеле, в том числе, наверняка, и в том, где будете жить вы или попросить в кассе метро, когда будете брать билеты (тоже бесплатно).

    Линии метро обозначаются просто номерами, и к тому же, каждая линия выделяется своим цветом, причем цвет линии на любом плане и на всех указателях в переходах метро совпадают. Это очень удобно. К тому же, парижское метро представляет собой симбиоз обычных линий метро и пригородных электричек. Пригородные линии обозначаются RER, на схемах они выделены более жирными линиями и нумеруются не цифрами, а буквами А, В, С и т.д. Линии RER имеют свои станции по всему городу (с соответствующим обозначением RER), а также на них можно попасть через переходы с обычных станций. Но, не забудьте, проезд по линиям RER дороже, чем в обычном городском метро и, если переходить с обычной линии на RER, вам придется доплачивать разницу и поэтому следует сохранять билеты до конца поездки.

    Организация движения и станций тоже отличается от привычной нам схемы. Мы привыкли так: выходишь на нужную линию - и на станции поезда идут в одну и другую сторону. В Париже - не так: вам нужно найти не только станцию нужной вам линии, но и именно то направление, в котором вам необходимо двигаться. Направление определяется наименованием конечной станции линии. К примеру, чтобы попасть на станцию метро "Fort d'Aubervillers", неподалеку от которой находился наш отель, нам следовало выйти на линию 7, направление "La Courneuve" (это конечная станция в нашем направления). На противоположной стороне платформы могут отправляться поезда другой линии, поэтому не удивляйтесь, если увидите, как с одной станции поезда идут в одном направлении.

    Однако, не пугайтесь, все станции и переходы снабжены большим количеством очень понятных указателей и схем, так что заблудиться практически невозможно. Просто, достаточно привыкнуть к этой схеме. Мы разобрались в ней буквально за одну первую поездку и далее каждый день ездили в метро без всяких проблем. Итак - входим в метро. Первым делом, естественно, надо купить билеты. Стоимость 1 билета (мы были в августе 2005 года) 1.4 евро. Недешево, как видите, но, если вы собираетесь ездить в метро не один раз, а к тому же путешествуете вдвоем или втроем, как мы, на билетах можно сэкономить. Для этого следует покупать их набором по 10 штук, такой набор называется "Карнет" и стоит 10.70 евро. То есть, экономия составляет 3.30 евро на десяток билетов. Продаются наборы на каждой станции в кассе (ее легко узнать по надписи "Information. Tickets". Подходите, говорите: "One carnet, pleas", подаете деньги - и получаете 10 билетиков с неизменным "Мерси". (Кстати, по этим билетам можно ездить не только в метро, но и в автобусе, трамвае и даже фуникулере на Монмартре).

    Итак, купив билеты, направляемся к турникету, вставляем билет в специальный паз, он туда втягивается автоматически, проштамповывается и выскакивает из щели дальше на турникете. Загорается зеленый индикатор, и вы спокойно проходите через турникет.

    Внимание! Ни в коем случае не выбрасывайте билет до конца проезда. Внезапно появившиеся контролеры могут потребовать предъявить билет и если его у вас нет - вас могут оштрафовать (на приличную сумму). Билет действует только на одну поездку - здесь принцип такой же, как у нас.

    Далее, находим нужную посадочную платформу (по номеру линии и названию конечной станции вашего направления), пользуясь разноцветными указателями и ждем поезда.

    Вот тут хочется сказать несколько слов отдельно о поездах парижского метро. На разных линиях можно увидеть вагоны разных типов. На некоторых линиях поезда метро идут на резиновом ходу, они подходят к платформе со своеобразным шелестом, что так непривычно для нас, привыкших к грохоту металла.

    Еще одна очень важная деталь: в парижском метро двери вагонов автоматически не открываются. Для того, чтобы они открылись надо нажать специальную зеленую кнопку на двери, или повернуть вверх металлическую ручку. Кнопки или ручки есть как с внутренней, так и с наружной стороны дверей. Так что, если вы стоите на платформе, и около вас остановился вагон, чтобы открыть двери надо тоже нажать кнопку или повернуть вверх ручку.

    Вагоны внутри тоже очень не походят на наши: они гораздо удобнее. В наших сидения располагаются вдоль стен вагона, т.е. реализуется принцип: перевести как стоячие). В парижском метро мягкие удобные сидения расположены поперек вагона (как в автобусе), если людей будет очень много, имеются и откидные сидения.

    В некоторых местах метро выходит на поверхность и идет над ней, на уровне 2-3 этажа. Особенно это интересно в районе Монмартра: едешь и рассматриваешь проплывающие мимо дома и узкие улочки. Итак, мы доехали до нужной станции, вышли из вагона, и теперь надо выйти на поверхность. Сделать это очень просто: идем по указателю "Sortie" (слово это по-французски значит "выход", а не то, что сразу же приходит на ум любому русскому человеку).

    Парижское метро - довольно старое, поэтому оно не такое глубокое, как в Москве, на многих станциях вообще нет эскалаторов.

    Еще один совет: когда соберетесь в Нотр-Дам и доедете до станции метро "Cite" - не спешите подниматься к выходу по лестнице, она там довольно длинная, а потому для всех, кто хочет облегчить процедуру выхода, рядом с торцом платформы имеется большой лифт (его легко можно найти по картинке-указателю). Когда войдете в лифт - не пытайтесь искать там какие-либо кнопки: их там попросту нет, наверху горит табло, на котором отсчитываются секунды в порядке убывания: 00 - пуск!

    Станции метро значительно более скромные, чем в Москве, но уютные, в них нет той безвкусной подавляющей помпезности. На некоторых станциях устроены витрины с различными экспонатами, нечто вроде маленьких бесплатных музеев. На нашей станции "Fort d'Aubervillers" была устроена даже маленькая кактусовая роща.

    Названия станций в поезде не объявляют (точнее объявляют только в самых новых составах, которых в метро еще не так много, да и то на французском), но на каждой станции написано ее название очень крупно, и в каждом вагоне есть схема линий метро со всеми станциями, так что никаких проблем это не вызывает. Работает метро с 5.30 до 0.30. Интервал между поездами 1-8 минут. В выходные дни количество поездов резко сокращается и интервалы, естественно, увеличиваются.

    Музеи

    Музеев в Париже, как известно, огромное количество, тут уж, как говорится "каждый выбирает по себе". В некоторых музеях (например в Лувре или Доме Инвалидов) вход для детей до 18 лет - полностью бесплатный, в другие - со скидкой. Обычно цена билета для взрослого от 3 до 8 евро (для ребенка до 18 лет - скидка около 50%).

    В больших музеях перед входом не забудьте взять план (около стойки Information), это бесплатно. Планы подготовлены на нескольких языках (довольно часто встречаются на русском). Во многих музеях можно взять электронного экскурсовода. Это небольшой прибор, как правило, напоминающий мобильный телефон. Его дают бесплатно, достаточно только предъявить билет, вводите код нужного языка (его вам подскажет работник музея, в нашем случае для русского языка код был 20 - это в музее Армии). Далее набираете номер зала, в котором вы находитесь и слушаете объяснения экскурсовода. Не забудьте только по окончании осмотра вернуть этот прибор, а то на выходе завоет сирена.

    Сувениры

    Совет первый: не старайтесь покупать сувениры в центре или в непосредственной близости от той или иной достопримечательности. Как правило, то же самое можно купить чуть дальше и значительно дешевле. Самый распространенный сувенир - это, конечно же, Эйфелева башня во всевозможных интерпретациях.

    Дешевле всего мы видели сувениры, которые продавали с рук негры у Версаля. Они обожают русских и при виде их сразу же громко кричат: "Эй, земляк - подходи, давай, давай!". С ними можно торговаться и на несколько евро набрать кучу различных сувениров. Но сувениры у них слишком однообразны - одна только Эйфелева башня в разных видах да открытки. Гиды нам говорили, что много недорогих сувенирных лавочек на Монмартре. Лавочек там, действительно, очень много, но сувениры не лучше, чем у негров (а там такие лавки содержат тоже негры и арабы), только немного дороже.

    А вот если вы хотите найти что-нибудь особенное, оригинальное, присущее только одному Парижу - отправляйтесь к Нотр-Дам, перейдите через мостик, и на набережной Сены вы увидите длинный ряд прилавков с сувенирами - здесь, в основном, торгуют сами французы, цены - весьма приемлемые, и разнообразнее от оригинальных брелков и зажигалок до целых картин и многотомных книжных изданий. Мы смогли даже найти два набора довольно редких почтовых марок, посвященных Наполеону и французским королям. А какие там видели книги! Просто глаза разбегаются - но увы, все они были только на французском, я честно проверил все лотки в поисках чего-нибудь на английском - но увы, безуспешно.

    Кстати, если с набережной вы перейдете улицу и пройдетесь по многочисленным сувенирным магазинчикам на противоположной стороне - то тоже найдете там очень много интересного, да и цены практически не отличаются от тех, что на набережной.

    Продовольственные магазины

    Не старайтесь есть в кафе Макдональдс или обычных кафе - это все равно для русских туристов дорого (если вы, конечно не "новый русский"). В магазинах (около отелей) покупайте длинные батоны, сыр, огурцы, колбасу, нарезку (мясную или колбасную), сосиски - делайте из них чисбургеры (бутерброды), берите воду и в путь по Парижским достопримечательностям.

    О ценах на продукты:
    В магазине:
    1 бутылка (1.5 л) минеральной воды - от 1.30 евро до 2.75 евро (если брать упаковку из 4-6 бут., то это вам обойдется 2.0-2.5 евро)
    1 бутылка (1.5л) сладкой газ.воды - от 0.34 евро до 1.50 евро
    Мясные изделия: нарезка (солями, колбасная,мясная) от 0.86 евро до 2.80 евро
    колбаса от 3.0 евро до 3.5 евро (за упаковку)
    сосиски 0.85 евро (за упаковку в 10 шт.)
    Салаты: от 0.70 евро до 1.00 евро (большой выбор)
    Хлеб: в основном все брали длинные батоны по 0.40 евро
    Вино: 1 бутылка (0.75л) от 1.30-1.40 евро до… 4-5 евро и т.д.
    В кафе:
    1 бокал минеральной воды 8 евро
    1 бокал вина от 13 евро и выше

    В зависимости от того, где находится кафе, меняется и цена на еду: от 2.90 до 3.50 евро за круассан и от 3.00 и выше за все остальное.

    Вот и сравните где и что лучше брать. Мы, т.е. вся группа покупали еду в магазине, ели и пили (вино!) каждый день и не очень много истратили. Забегая вперед, сразу честно скажем, что на все (считая еду, вино, одежду, сувениры, наборы духов и муж. и жен. в музее "Fragonard", билеты на метро) мы на 3-х человек истратили 375 евро (это еще включая и Берлин, Брюссель, Люксембург, Реймс).

    Промтовары

    Когда вы попадете на Монмартр, то там будет множество магазинчиков, лавочек. Не кидайтесь покупать чуть ли не в каждом. Ищите магазины с названием "Tati" или "Sympa". Дело в том, что в Париже существует такое "правило": закончился сезон (примерно 2004 год) и в 2005 году уже коллекция 2004г. не МОДНАЯ, поэтому ее уже сдают в эти магазины (в другие тоже, но они продают ее дороже). Много одежды находится прямо на улице в больших корзинах на колесиках. Не стесняйтесь - копайтесь в этих корзинах, ищите то, что вам подходит, только не забывайте смотреть на ценники - основная цена от 1.99 евро до 2-3 евро. Зайдите внутрь магазина, там тоже лежит и висит много вещей (но смотрите на ценник, т.к. бывает, что померив, вешают не туда: стоит 5 евро, а висит в 2 евро). Вся эта одежда не second hand, а хорошие новые вещи (с бирками, в упаковках и без и одежда французская, а не китайская. Как у нас в России).

    Жена с дочерью набрали много из одежды и белья по просто очень смешным для России ценам:
    Пример:
    Комплект женского белья: Россия 1500-2000 руб. - Париж 1.99-3.00 евро
    Футболки: Россия 400-600 руб. - Париж 1.99-2.00 евро
    Платье: Россия 2700-3000 руб. - Париж 1.99-4.00 евро
    Это при стоимости евро 35 руб.50 коп.

    Очень много детской одежды. И вообще, у нас сложилось мнение, что в этих магазинах одевается пол-Парижа. Очень много электротоваров, тканей, одеял, подушек и т.д., даже канцтовары - все это в магазинах "Tati" или "Sympa". Вся наша группа поехала домой с множеством громадных пакетов из "Tati" и "Sympa".

    Несколько слов о фирме "Кругозор" и о том, как подыскать турфирму для путешествия

    описали, как мы начинали наше путешествие с этой фирмой. Должны сказать: что, как говорится: "Все, что Бог ни делает - все к лучшему." После всех злоключений нам дали польский автобус от небольшой польской фирмы, с которой, как мы узнали позже, "Кругозор" обычно не работает, а обратился к ней только по причине исключительных обстоятельств (тот автобус, который должен был везти нас, попал в аварию еще в Москве, да так и не был отремонтирован даже к концу нашего путешествия).

    Нам просто исключительно повезло: два водителя-поляка, которые превосходно выполняли не только все свои обязанности, но и обязанности нашего сопровождающего, которая на протяжении всей поездки не делала вообще ничего. Даже на таможне наши водители вели все переговоры с таможенниками и оформляли все документы и наши паспорта, в то время как наша сопровождающая даже не соизволила выйти из автобуса. В общем, с полной уверенностью можно сказать, что сопровождающего у нас не было вовсе.

    Теперь об организации тура (если это можно назвать организацией вообще). По дороге в Париж автобус заходит в Берлин и далее делает там стоянку 8 часов. Там делается пешеходная экскурсия с гидом (работа гида всем понравилась), а дальше все предоставлены сами себе (т.е. с 16.30 - 2 часа с гидом, а потом с18.30 до 24-00 свободны). Надо учесть, что это был выходной и уже вечер, а потом и ночь, все закрыто. Мы не знали, куда себя деть, да еще шел сильный дождь и температура упала до +6 градусов С. В общем замерзли как цуцеки. Но это ерунда по сравнению с тем, что на обратном пути маршрут построен так, что автобус опять стоит в Берлине, на той же самой стоянке и опять 8 часов. И никаких экскурсий и ничего подобного. Нам пришлось всем просто бродить по городу и бесцельно убивать время. А ведь автобус идет проездом через Варшаву. Почему же тогда не сделать стоянку там, ведь для этого даже не надо изменять маршрут?

    Наши польские водители предлагали нам по своей инициативе сделать стоянку в Варшаве и найти для нас русскоговорящего гида, причем без всякой дополнительной оплаты, но наша сопровождающая на этот раз решила показать себя и наотрез отказалась. Тогда водители предложили сделать стоянку около зоопарка т.к. там стоянка не по времени, т.е. стой сколько нужно и там мы еще не были, поэтому могли походить по зоопарку. Там делают "отстой" многие туристические автобусы. Опять отказ! Почему?

    Но самое ужасное началось, когда наши поляки привезли нас в Брест и должны были срочно возвращаться в Польшу.

    Наша сопровождающая еще на границе заявила, что в Бресте нас уже ждет автобус (наш "родной" - его уже "отремонтировали") и мы не будем терять время, а сразу пересядем и поедем в Москву. На границе сопровождающая не выдержала наших насмешек и решила все делать сама. Она долго бесцельно бегала от одного домика к другому, возвращалась, выясняла у таможенников что-то и опять пускалась в бега...

    Наконец, она протянула документы водителю и сказала, что он может ехать, но водитель проверив документы, заявил, что не хватает одной печати, на что последовал довольно грубый ответ, что он ничего не понимает и пусть без всяких разговоров едет, куда ему говорят...

    Поехали.. и приехали!!! Нас на выезде из терминала остановили и поинтересовались у водителя: "Первый раз едешь что-ли? Ты что не знаешь как оформляются документы?" Пришлось возвращаться и ставить ту самую злосчастную печать которой нам так не хватало для долгожданного выезда... автобуса там и в помине нет. Наша сопровождающая долго созванивалась с кем-то по телефону и, в конце концов, объявила что: "Ничего страшного, автобус скоро будет, он уже в 70 км от Бреста..."

    Мы даем вам возможность самим представить, какими выражениями встретила вся группа эту новость. А было раннее, и очень холодное утро, спрятаться от пронизывающего ветра было негде, но наши поляки и здесь опять выручили нас, вместо того, чтобы срочно ехать к границе, снова подогнали свой автобус к стоянке и впустили всю группу, дав возможность всем ждать другой автобус в тепле и уюте. Все вместе мы дружно спали, потом встречали восход солнца...

    "Наш" автобус появился только через 2.5 часа. Согласитесь, это довольно странно: для автобуса туристического класса пройти 70 км за целых 2.5 часа! Но, когда мы увидели этот автобус, сразу все стало понятно. Все еще раз убедились как здорово нам повезло: что было бы, если бы мы ехали в нем с самого начала, даже представить страшно...

    Автобус был старый, резина на колесах почти совсем лысой, салон - грязный, о кондиционере скромно молчу, там не то, что кондиционер, даже освещение в салоне толком не работало. Сидения при движении тряслись как в лихорадке, спинка сидения впереди меня все время устрашающе двигалась, угрожая выбить мне "последние" зубы, так что приходилось все время придерживать ее рукой.

    Да и вообще, автобус оказался совсем не "нашим", а белорусским, арендованным фирмой "Кругозор". Это был не автобус - просто куча лома со свалки. Белорусские водители вели себя просто хамски: после четырехчасового прогона, когда группа начала просить сделать остановку, чтобы сходить в туалет (туалет в автобусе, естественно, не работал, а только протекал), ответ водителя звучал примерно так: "Когда мине самому надо будет - тогда и остановлю!". Это очень напоминало типичный образчик совдеповского хамства начала 1980-х годов...

    Понятное дело, такая конструкция тащилась по трассе со скоростью не более 80км/час даже по самой лучшей трассе и смогла притащиться в Москву только очень поздно ночью, когда уже все какие были поезда ушли...

    А теперь несколько советов тем, кто собирается путешествовать по Европе на автобусе и только выбирает тур и фирму.

    Самое главное - будьте предельно внимательны !

    В первую очередь обратите внимание на маршрут: ни в коем случае не соглашайтесь на так называемые "комбинированные туры", где вам предлагают из Москвы до Бреста добраться поездом, а из Бреста - автобусом. Здесь вас обманут сразу в двух моментах: во-первых, за билет от Москвы до Бреста фирма возьмет с вас почти двойную его стоимость, а во-вторых: из Бреста вам дадут белорусский автобус, а они практически все - примерно такие же, каким пришлось ехать нам.

    Туристические фирмы очень сильно экономят, нанимая за гроши белорусские автобусы, но они настоящий лом на колесах. Как сказала моя жена (и это она написала в анкете-отзыве), этот автобус не разваливается только потому, что его птицы "зацементировали"...

    В договоре с фирмой обязательно оговорите тип автобуса и ваши места в нем. А также, обязательно поинтересуйтесь, чей автобус (российский или белорусский) повезет вас в этот тур. Если белорусский - отказывайтесь сразу, каких бы сказок вам не рассказывали в агенстве. Помните: все белорусские автобусы - лом! Не поддавайтесь на уговоры - иначе поймете свою ошибку когда уже будет поздно!

    А еще лучше, в договоре отдельным пунктом специально указать, что автобус должен быть российским. Внимательно изучите программу тура, чтобы там не было таких накладок, как у нас: стоянки в Берлине по дороге туда и обратно на одном и том же месте (или дважды в одном и том же городе) И самое главное: никогда не связывайтесь с фирмой "КРУГОЗОР". Несмотря на мощную рекламу и красивый сайт в Интернете, эта фирма имеет только 1 (ОДИН) свой собственный автобус, все остальные она арендует в Белоруссии (что это такое, вы уже знаете, мы повторяться не будем. Это уже не русский, а белорусский экстрим)!

    Вместо эпилога

    Обязательно посетите Париж! Вы влюбитесь в этот город, и он останется в вашем сердце навсегда. С самой первой минуты вы не будете чувствовать себя в нем чужим, потому что, он - ваш, и у каждого свой. И вам снова захочется вернуться сюда снова и снова…

    Но никогда даже не подходите к компании "Кругозор", перефразируя классика могу сказать: "Кругозор" и настоящий туризм - две вещи несовместны…

    Кто захочет узнать что-то подробнее, то может послать нам e-mail.

    Елена и Николай
    26/08/2005 17:11


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    07.03.24 Доступ зрителей на церемонию открытия летней Олимпиады во Франции ограничат
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    08.02.24 Еврокомиссия собирается поднять цену шенгенских виз
    30.01.24 Получить шенгенскую визу стало немного проще
    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    30.12.23 Между Берлином и Парижем впервые за десятилетие пошли поезда
    21.12.23 Во Франции запрещают курение на пляжах
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    29.11.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы из Абу-Даби в Ниццу