Самый главный совет, который я хочу дать всем кто подумывает о поездке в Тайланд/Камбоджу - не ищите роскоши, не останавливайтесь в 4-звездочных гостиницах. Вы не прочувствуете страну так как её можно прочувствовать за несколько недель. Если вам необходимы шикарные гостиницы - езжайте лучше в Париж. В Тайланде лучше останавливаться в дешёвых и уютных гестхаусах, с доброжелательными хозяевами, где можно вволю общаться с путешественниками со всего мира. Один из первых вопросов при встрече: "Are you on vacation or travelling?" ("ты в отпуске или путешествуешь?"). Путешественников очень много, любого возраста и пола. Путешествуют по нескольку месяцев или лет. Задав вопрос случайному знакомому: "Долго ли ты ещё тут пробудешь" легко получить ответ типа "Ещё пару месяцев, думаю, потом в Лаос или в Австралию двинусь". Я их хорошо понимаю и завидую. В Тайланде хочется жить долго, вся атмосфера располагает к расслаблению и душевному отдыху.
14 часов в самолёте до Сеула, 3 часа ожидания, ещё 6 часов до Бангкока прошли на удивление легко. Оба самолёта были полупустые и мы могли спокойно спать растянувшись на всех пяти креслах. В Бангкок мы прилетели в полночь, переночевали в гостинице около аэропорта и уже в 7 утра вылетели в Камбоджу. КамбоджаВообще-то многие едут в Камбоджу на автобусах для экзотики или экономии, и, если бы у меня была пара месяцев я бы, наверное, тоже так сделал, но дней было всего 17 и тратить целый день на дорогу было жалко. Тем более, что билет на самолёт стоил всего $80. К этому, правда, как оказалось, нужно прибавить $13 сбор за вылет из Тайланда, $20 за визу и $25 сбор за вылет из Камбоджи. Для тех, кто никогда не был в Камбодже, не собирался туда поехать и не знает кто такой Винский рассказываю: в Камбодже находится один из самых известных и самых красивых в мире храмовых комплексов - Анкгор. Один из храмов, Ангкор Ват обявлен ЮНЕСКО одним из архитектурных чудес света. В Ангкор приезжают 80% туристов со всей Юго-Восточной Азии. В нескольких километрах от Ангкора располагается город Сим Рип, где и останавливаются туристы. "Сим Рип" означает "Победа над Сиамом (Тайландом)", что довольно странно, учитывая, что тайцы регулярно завоёвывали Камбоджу. В аэропорту нас ждали заранее заказанный гид с водителем. Я решил воспользоваться услугами персонального гида и, как оказалось, это было абсолютно правильное решение. Без гида мы бы прошли мимо множества деталей, фресок, барельефов и не узнали бы и половины того что он нам рассказал. Звали его Сон, с виду обычный мужчина лет 35, но, как он впоследствии рассказал, с необычной биографией. Родителей его убили красные кхмеры, когда ему было 4 года и брат отдал его в монастырь. До 26 лет он жил с монахами, вставал спозаранку, брал миску для подаяний и шёл на базар собирать милостыню на завтрак. Параллельно он закончил школу, институт и теперь водит туристов по древним храмам. Водитель повёз нас в выбранный заранее по "Lonely Planet" гестхаус. Как оказалось весь Сим Рип застроен отелями, один краше другого по ценам от $60 до $1900 за ночь. Рядом с каждым отелем строятся ещё два. Современные отели напрочь убивают всу экзотику и я был рад, что наш гестхауз стоял далеко от них, в самом сердце города около базара. За $15 мы получили уютную чистую комнату с кондиционером и горячей водой в чистеньком доме отделанном тёмным деревом, с террасой, интернет-кафе прямо на этой террасе и видом на реку. Такая же комната без кондиционера стоила $5. Вечером в интернет-кафе стекались путешественники с которыми можно было поговорить по душам. Кстати, интересный штрих. Практически все туристы и путешественники, с кем я говорил, узнав, что я из Америки тут же начинали ругать Буша и американский "христианский фундаментализм", как сформулировал один ирландец. Я, конечно, знал, что Буш любовью в мире не пользуется, но не представлял себе до какой степени его ненавидят или презирают. Дискуссии получались очень интересными, с серьёзными рассуждениями, цитированием Сартра, Маккиавелли и Солженицына... С американцами так не пообщаещься. Ангкор ТомВселившись в гестхаус мы поехали в Ангкор Том ("Великий Город"), древний королевский город, построенный 800 лет назад и окружённый рвом. Город окружен стеной в форме квадрата, символизируя стену вокруг вселенной. Ровно в середине города стоит огромная башня храма Байон из тёмного камня, символизируя связь между Землёй и небесами. Вокруг основной башни - башни поменьше. На башнях вырезаны из камня гигантские головы, более 2000 изображений. Исследователи до сих пор спорят, кто на них изображён, некоторые говорят, что король Джаяварман, построивший храм, другие, что какой-то бодисатва. Ну, об устройстве храма можно и в путеводителе прочесть, а вот об ощущениях там не напишут. Когда я поднялся на верхнюю площадку, сел около одной из голов, посмотрел на зелённый лес вокруг, на синее небо совсем близко над головой, я в первый раз понял почему люди живут здесь месяцами. Хотелось сидеть долго, медитировать, размышлять, ощущать себя близко к небесам... Та КеоПосле Ангор Тома мы отправились в соседний храм Та Кео. Та Кео - не храм-здание, и даже не храм-город, а храм-гора. Храм подымается из земли и тянется высоко вверх. По неизвестным причинам храм остался недостроенным, не разукрашенным и создаётся впечатление, что он только вырвался из подземной пещеры, растолкав окружающие его джунгли. До самого верха ведут ступени. Каждая ступенька высотой сантиметров сорок и шириной сантиметров 10. Ногу можно поставить только боком, держась за верхние ступеньки. И так 22 метра. Сон лезть наверх отказался, я, конечно же полез. Мила, почувствовав хороший кадр, героически полезла за мной с фотоаппаратом на шее, подбадриваемая напеваемыми мной строчками "если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но шёл...". Кстати, все фотографии поездки сделаны Милой, проще было отнять конфету у ребёнка, чем фотоаппарат у Милы. Я не знаю, строили ли камбоджийцы храмы на энергетических узлах, но ощущение потрясающей атмосферы, близости к небу непередаваемо. Было совершенно непонятно для чего нужно спускаться обратно на землю. Та ПромСледующим храмом был Та Пром, огромный храм-монастырь поглощенный джунглями. Весь Ангкор был заброшен, забыт и зарос джуглями, пока на него случайно не наткнулся в 1860 году французский натуралист Анри Муо (Mouhout). В путеводителе написано, что 800 лет назад в его стенах жили 12000 человек, но мне кажется, это преувеличение. Остальные храмы отреставрировали, а Та Пром оставили как был. Храм полуразрушен, из стен змеями торчат огромные корни деревьев, стволы деревьев растут прямо из крыш зданий. У меня всё время было ощущение, что мы в фильме Маугли, не хватало только обезьян на стенах. Вечером мы поехали смотреть закат с холма. На холм можно либо взбираться по крутой дороге самому либо ехать в обход на слонах. Мы решили совместить полезное с приятным и поехали на слоне. Интересное ощущение. Мне больше всего понравилось почёсывать слону спину - такая шершавая, но тёплая и мягкая кожа. Слону, кажется, это тоже понравилось. Наверху китайский экскурсовод что-то рассказывал китайской группе. Рассказывал настолько увлечённо, с жестикуляцией и блеском в глазах, что мы заслушались. Тот факт, что по-китайски я знаю только "Грязно-серая лиса возвращается в общежитие", нам совершенно не мешал. Солнце спряталось за облаками и закат не состоялся, но это уже было неважно. На следующий день с утра мы пошли на рынок любоваться местной экзотикой. Пыльные головы всяческих Будд, Джавайраманов и прочих большого впечатления не произвели, а вот рыбный отдел меня впечатлил. Рыбы там было столько, что непонятно было как в морях/реках что-то ещё могло остаться. Рыба была свежайшая и периодически выпрыгивала из корзин и норовила доскакать до ближайшей лужи. Рядом, сидя на скамье вдоль длинного стола местные жители покупали и тут же поедали какие-то непознаваемые блюда. На рынке к нам вдруг подошла девушка и обратилась по-русски. Рассказала, что решила остаться здесь жить и ищет соотечественников. Ангкор ВатВернувшись в гестхауз и дождавшись гида, мы поехали в место, которое смотрело на нас со всех фотографий - Ангкор Ват. Ангкор Ват - самый большой в мире древний храм, посвященный богу Вишну. В течении столетий этот храм был лишь легендой. Камбоджийские крестьяне рассказывали французам о огромных храмах, построенных богами или гигантами, затерянных в джунглях. Европейцы не очень верили, пока Henri Mahout не наткнулся на Ангкор. Долгое время учёные не верили, что камбоджийцы могли такое построить и считали, что какая-то неизвестная раса завоевала Камбоджу 1000 лет назад. Постепенно загадки были разрешены, надписи на санскрите расшифрованы и история Ангкора стала известной. Сейчас ЮНЕСКО считает Ангкор Ват одним из архитектурных чудес света. Анкор Ват очень красивый, но такого ощущения мистицизма как в Байоне я там не испытал, слишком уж он аккуратный. Нижняя галерея Ангкора покрыта барельефами, подробно изображающими древний эпос Рамаяну. В детстве книга "Сказание о Раме" была одной из моих любимых книжек и я разглядывал стены с огромным интересом. Оказалось, что я абсолютно всё помню, даже имена героев, и я рассказывал эту историю Миле не дожидаясь гида. Поднявшись по очередной супер-крутой лестнице на самый верх мы уселись в дверном проёме и созерцали окрестности (молча!), как вдруг с лестницы из-под ног появилась женская - проверка внимательности,напишите, кто прочтёт этот кусок - голова китайской наружности и радостно сказала по-русски "Привет!". "Привет", ответил я, ошарашив девушку, которая просто хотела приколоться. Оказалось, девушка вполне русская, родом из Сибири, живёт в Москве, путешествует с парнем. Они приехали из Бангкока на автобусе, затратив почти сутки, так как вместо обещанных 4 часов от границы их автобус шёл двенадцать. Я тихо порадовался, что мы решили лететь самолётом. После Ангкор Вата мы снова вернулись в Та Пром, потому что вчера у нас не было с собой широкоугольного обьектива и Миле хотелось сделать ещё несколько кадров. Та Пром впечатляет во второй день ничуть не меньше и, думаю, через месяц впечатления от него не притупились бы. Но месяца у нас, увы, не было. Вечером нас ждал самолёт в Бангкок и оттуда на север в Чанг Май. Чанг МайВ Чанг Май мы прилетели под вечер. Я долго колебался, брать ли мне машину с водителем или ездить самому. В конце концов решил, что водитель не помешает. Правильно решил, оказалось. Водитель оказался профессиональным гидом и замечательно нас развлекал все три дня. Звали его Рангсан, но ему больше нравилось отзываться на "Сэм". Мы поселились в Baan Kaew гестхаусе. Уютный, на тихой улочке, в 10 минутах ходьбы от ночного базара. Проблема была только одна, мелкая - напротив был монастырь и в 4:30 колокол будил монахов, окрестных петухов и Милу. Утром мы поехали учиться правильно готовить тайскую еду. Школа представляла из себя большую веранду, на которой стояли плиты и всё необходимое. Кроме нас учиться готовить приехала ещё группа из Англии и всего учеников было человек пятнадцать. У каждого ученика была своя плита, набор кухонной утвари и продукты. За неполных три часа мы успели приготовить stir fry, Pad Thai, Tom Yum Gai, Curry и жареные в масле блины с бананами. Научились даже, что нужно делать, чтобы из сковородки красиво поднялся фонтан пламени. После урока был ланч из приготовленной нами еды. Получилось довольно вкусно. После ланча Сэм повёз нас в Wat Prathat Doi Suthep - храм на горе. Рассказывают, что частичку праха Будды положили на белого слона, отпустили его и стали ждать пока он остановится. Слон долго шёл, потом поднялся на гору и остановился. Там храм и построили. Храм очень большой, весь в золоте, совершенно не похож на Ангкорские храмы. Когда-то это часть Тайланда была отдельным королевством Ланна и этот храм считается самым важным наследием ланнской культуры. Во внутреннем дворике храма стоит огромная ступа (не знаю русского аналога) из золота. Вокруг ступы стоят стауи Будды. Запомнилась одна - сделанная из прозрачного зелёного камня (см. фото). Снаружи вдоль храма - ряд бронзовых колоколов, в которые звонят местные жители и туристы. Вокруг основного храма - маленькие красивые строения и плошадка с видом на город и аэропорт. Вечером мы пошли на тайский массаж. Выглядело это так: большая комната, разделённая на кабинки плотными шторами, внутри лежит матрас с простынью, полумрак, играет музыка. Массажистка была симпатичная тайка лет 50-и. Сначала она принесла тазик с водой, в которой плавали розовые лепестки и помыла мне ноги. Потом ушла, чтобы я переоделся в легкий костюм типа пижамы. Почему-то массаж делают через эту пижаму, но она совсем не мешает. Потом начался сам двухчасовой массаж. Через час мне уже казалось, что от моего тела осталась только голова, всё остальное стало абсолютно невесомым, через полтора, когда массажистка положила мою голову себе на колени и стала её массировать, голова исчезла тоже и остался один дух. Потом она стала похлопывать по мне горячим мешочком с ароматными травами и тело медленно вернулось на землю. Такого массажа у меня ещё никогда не было. Если кто-то будет в Чанг Мае, место называется "Let's Relax" (есть в Lonely Planet), находится на втором этаже ночного базара. Doi IthanonНа следующий день с утра мы выехали в национальный парк Doi Ithanon, с самой высокой в Тайланде горой, с которой начинается Гималайский хребет. Рядом с горой - парк, где расположены две большие, очень красивые, ступы, одна посвящённая королю, другая - королеве. Как раз через неделю их величества должны были прибыть в Чанг Май и повсюду рабочие наводили красоту. Вокруг - террассы с цветами, прудами и пр. Внутри королевской ступы я имел неосторожность чихнуть. Эхо гремело минуты три, пугая молящихся. По дороге заехали полюбоваться на водопад. Водопад большой, красивый, народу - ни души, ну как можно было не залезть в воду? Залезть - залез, а вот с вылезанием возникли проблемы. Надо было подняться где-то на метр, а камни скользкие, ухватиться не за что, всё время обратно скатываюсь. Единственное место, где было реально вылезти, очевидно, служило местом для проведения чемпионата по метанию бутылок - всё сплошь было покрыто стеклянной крошкой. Но деваться было некуда, пришлось представлять себя йогом и ползти прямо по стеклу. Выполз, уселся нагишом на камне и принялся смывать кровь да вытаскивать стёкла из ступней, коленей, ладоней и прочих частей тела. Не так уж трудно, оказывается, быть йогом. Только поднялся обратно к Миле и Сэму, как появились другие туристы с явным желанием слазить в водопад в глазах. На обратном пути остановились на речке, чтобы покататься на плоту. Речка - узкая, местами достаточно быстрая, в одном месте даже порог, где-то II-III категории. Плот представлят собою восемь связанных между собой бамбуковых стволов длиной метров 20. Не понимаю, как можно управлять плотом такой длины на порогах. Впереди стоит рулевой и управляет шестом. Я взял второй шест и встал сзади. Хочется верить, что я ему помогал, во всяком случае пороги мы прошли успешно. Мила сидела посередине и любовалась слонами, периодически возникающими на берегах. По дороге в город мы заехали в деревню, где делают зонтики. Выглядит это так - в ряд сидят женщины и соединяют деревянные рейки в каркас зонтика. Следующая группа обклеивает каркас специально сделанной бумагой. Дальше мужчины раскрашивают зонтик, рисуют на нём всякие узоры и зонт готов. Тут же, естественно, магазин, где можно купить зонтики, веера и прочие предметы, необходимые в жизни. На меня самое большое впечатление произвёл один "художник". Он рисовал по периметру зонтика одинаковых слоников, без остановки, 20 секунд на слоника. По 10-15 на зонтик. За его спиной лежала гора готовых зонтиков, а перед ним ещё большая гора чистых. Интересно, что ему снится. Бирма, Золотой треугольник, горные племенаУтром мы встали пораньше и выехали на север - в сторону Бирмы и Золотого треугольника. По дороге заезжали в деревни горных племён - Акка, Карен, Яо. Деревни вполне готовы к приёму туристов, везде стоят лотки с товарами народных умельцев и прочими "свистульками и колокольчиками", местные жительницы одеты в национальные наряды... В одной деревне к нам привязался живописный старик с длиннющей трубкой. Он так рвался показать нам деревню, что мы долго не ломались и пошли за ним. Старик нас завёл в одну из хижин, сделанных из смеси глины с травой и стал рассказывать как они там живут ввосьмером. В общем, не так уж плохо живут, не хуже чем в какой-нибудь русской деревне, не говоря уже о малогабаритных коммуналках. Свои 10 бат мужик честно отработал. Конечно же, побывали и в деревне "длинношеих женщин". Наверное все видели подобные фотографии в разных журналах да учебниках. Это - племя, которое жило в Бирме, потом перешло границу и теперь живёт в Тайланде на правах беженцев. За вход в деревню пришлось заплатить по 500 батов с человека (~$13, для сравнения, блюдо в обычном ресторане стоит 30-40 батов). "Деревня" представляет из себя два ряда лотков за которыми сидят женщины с обручами на шее. Никто у них ничего не покупает, да они и не стараются ничего продать. Их задача - красиво выглядеть, улыбаться и фотографироваться с туристами. Тут же крутятся дети - девочки, уже начавшие приносить доход и мальчики, лишённые этой почётной обязанности. Дома находятся где-то неподалёку, за деревьями. Чем занимаются мужчины - непонятно. Тут же сидели и представители других племён - одна женщина с огромной серьгой внутри мочки уха, другая с абсолютно чёрными зубами - жуют они что-то, специально окрашивающее зубы. После честного выполнения туристских обязанностей, заехали на горячие источники. Там можно купаться в специальных ваннах, а можно купить яйца и сварить их прямо в воде. Но мы этого делать не стали и поехали в Бирму (она же Муанмар). Зачем мы переходили границу, я до сих пор не пойму. С той стороны оказался большой рынок, где продавалась всякая всячина, такая же как в Тайланде, но чуть дешевле. Я купил себе вполне приличные тёмные очки за ~50 центов. Чтобы увидеть что-то, кроме рынка, нужен целый день, которого у нас не было, поэтому, покрутившись с час мы пошли обратно в Тайланд. Зата побывали в Бирме. Следующая остановка была на Золотом Треугольнике. Это место на берегу реки Меконг, где видно сразу три страны - Бирма, Лаос и Тайланд. Там, говорят, есть довольно интересный музей опиума, но он оказался закрытым. Оттуда двинулись в аеропорт Чанг Рая. Мила по дороге периодически кричала "Стой" и выбегала на дорогу фотографировать закат с разных точек, а я вспоминал недавно виденный в ЖЖ замечательный рассказ о том, каково ездить с фотолюбителями. АютаяВ Бангкокский аэропорт мы прилетели поздно вечером. Аэропорт находится между Бангкоком и Аютаей и, поскольку Аютая (ударение на "я") у нас была в программе мы решили сразу ехать туда. Меня по описанию привлекал гестхауз, про который Lonely Planet писала "самый колоритный в городе с лучшей атмосферой, но общим туалетом", а Милу - 4-x звёздочый "Krungs River", где, однако, не было мест. Поскольку Милу из песни не выкинешь, решили посмотреть на гестхауз и разобраться на месте. Таксист долго плутал в поисках гестхауза, наконец остановился около какого-то большого отеля чтобы спросить дорогу. Оказалось, что этот отель тот самый "Krungs River" и есть и комнаты свободные тоже есть, причём дешевле, чем было на интернете. С судьбой я не обычно спорю и мы там и остановились. С утра поехали осматривать город. Аютая - древняя столица Тайланда и местные достопримечательности представляют собой, в основном, старые храмы и их развалины. Но первое, что мы увидели, это маленький слонёнок. Совсем маленький (см. фото). Дрессировщики учили его садиться и задирать передние лапы. Храмы в Аютае довольно интересные, совершенно не похожие на те, что я видел до сих пор. Наибольшее впечатление на меня произвёл храм с гигантским Буддой. На Будде, рядом с ладонью стоял живой человек размером с палец Будды. Молящиеся покупали оранжевую ткань, садились на пол и накрывали свои и чужие головы. Концы ткани были связаны вместе и тянулись к человеку на Будде. По сигналу человек подсоединил ткань к перевязи Будды и стал тянуть. Вся ткань с голов молящихся поползла по диагонали через грудь Будды. Не знаю, что это был за обряд, но выглядело довольно интересно. Рядом какой-то монах остервенело тряс мокрым веником на всех желающих. В стороне тайцы засовывали в небольшую статую Будды записки. Рядом с храмом находилась живописная школа, куда сьезжаются учиться монахи со всего Тайланда. Тут же - множество ступ - усыпальниц, по одной на семью. В другом храме лежит, задумавшись, интересный мраморный Будда 19 метров длиной. Там же есть высокая башня, на которую можно подняться и посмотреть на храм сверху. Наверху башни есть небольшое помещение с, конечно же, Буддой. Как только я туда зашёл, сзади раздался хорошо знакомый взвизг Милы. Также как родители по плачу ребёнка определяют что случилось, я тут же автоматически поднял глаза к потолку. Так и есть, висят родимые (см. фото). Ещё в Аютае в парке есть замечательная голова Будды, полностью обхваченная деревом (опять же, см. фото). Мы сфотографировались около головы, вышли на улицу и тут же к нам подошла женщина и протянула тарелку с надписью "Thailand - Ayuthaya" и с ... этой же нашей фотографией на тарелке. Вот это скорость. Десяти минут не прошло! Купили, конечно, такая работа должна быть вознаграждена. БангкокНапуганный рассказами о Бангкокских пробках мы решили ехать в Бангкок на поезде. Идёт он столько же, сколько и автобус, стоит гроши. Поезд был очень похож на российскую электричку. Не хватало только таблички "Мытищинский вагонный завод". Единственная ощутимая разница - каждые два метра с потолка свисали вентиляторы, каждый со своим выключателем. По приезде в Бангкок, как только мы вышли с вокзала, человек с какой-то бляхой спросил куда мы едем. Я сказал название отеля. К моему удивлению он не стал предлагать никаких услуг, а остановил такси, усадил нас и обьяснил таксисту по-тайски (как оказалось, в Бангкоке таксисты по-английски не говорят и города не знают) куда ехать. Я был просто потрясён таким сервисом. Во-первых, никакой он не Бангкок. Город на самом деле называется "Khrung Thep Maha Nakhon Amorn Rattanakosin Mahintdra Ayutthaya Mahadilok Pop Noparattana Radchhani Burirom Udom Ratchanivet Mahasatan Amorn Phimarn Avatarn Sathit Sakatuttiya Vishnikarm Prasit", что означает "Город ангелов, великий город, резиденция изумрудного Будды, неприступный город, великая столица мира, одарённая девятью старинными камнями, изобилующая огромными королевскими дворцами, напоминающими райское жилище, из которых правит олицетворение бога, город, преподнесенный Индрой, построенный Виссанукамом". А Бангкоком ("деревня диких слив") его назвали европейцы. Отель в Бангкоке был моей самой большой уступкой жене. Большущий, четырёхзвездочный, с мраморным холлом и бассейном на крыше. Где-нибудь в Париже или, тем паче в Лондоне, номер в нём стоил бы долларов 500 за ночь. В Бангкоке это чудо стоило аж $74! По местным понятиям - очень дорого. Бросив вещи мы отправились бродить по городу. Тут же у выхода нас перехватил какой-то таец и стал убеждать, что нам надо немедленно поесть, причём именно дары моря и именно через дорогу. Ну ладно, "ужинать так ужинать", кивнули мы, "где тут переход?". Он обрадованно выскочил прямо на проезжую часть и стал махать руками, останавливая движение. Дорога была чуть шире Садового кольца - по пять полос в каждую сторону, с не меньшей интенсивностью движения, но все,похоже, привыкли к подобным ситуациям. Машины остановились и мы величественно перешли на другую сторону. Даже не посигналил никто. Подходим к ресторану, нас хватают чуть ли не под руки, кланяясь, заводят, как будто с утра только нас и ждали. Весь ресторан уставлен аквариумами с лобстерами (или надо писать "омарами"?), разными рыбинами на льду. Тычешь пальцем и тебе это готовят. И цены были указаны вполне умеренные... но за 100 грам. Прикинув размеры рыб и немного поумножав мы поняли, что этот ужин обойдётся дороже чем вся остальная еда в Тайланде вместе взятая и ушли. Бангкок - город большой, просто слоняться по улицам в нём бессмысленно, надо куда-то ехать, но куда вечером поехать? Вспомнил, что во всех рассказах про Бангкок упоминалась Нана Плаза - место, где бары, дискотека и девочек раздают. Девочки нам с Милой не требовались, но посмотреть было любопытно. Оказалось, Нана Плаза - это П-образное здание, по периметру - бары с девочками, а в середине - дискотека. Зашли в самый рекоммендованный бар и увидели странное зрелище. В центре бара стоит подиум с шестами, вокруг сидят мужчины с бутылками пива, но на подиуме не одна девушка, а, по меньшей мере сорок. В чёрных купальниках (уже несколько лет в барах запрещенно совсем раздеваться). Танцевать им места, конечно же, не хватает, поэтому они просто слегка двигаются под музыку. На каждой девушке приколот номерок, если кто понравился, можно вызвать, и заплатив какую-то сумму бару забрать с собой. Прямо как в супермаркете - посмотрел, повертел, понравилось - в тележку положил. Рядом с нами одна из девушек сооблазняла парня, обнимала, дула в ухо, норовила схватить за член. Парень не поддавался и только крепче держался за кошелёк. Рядом, на улице, продавались всякие жаренные тараканы и кузнечики. Очень хотелось попробовать, но было совершенно непонятно, как это есть. Зато я, наконец, попробовал дуриан, о котором я очень много читал. Дуриан - это большой плод, с замечательным вкусом и отвратительным запахом. Запах настолько сильный, что в Бирме многие отели запрещают его приносить в отель под угрозой штрафа и оплаты услуг тех, кто потом будет проветривать комнаты. В Бангкоке его везде продают на улице. Действительно, очень вкусно, похоже на банан, пропитанный ананасовым и апельсиновым соком. Попытка вернуться в отель чуть не кончилась провалом. Таксист нас не понимал. Совсем. Но ехать не отказывался, куда-то ехал, сам не зная куда. Наконец из слов "Siam Citi Hotel" он понял "Hotel" и подвёз к отелю. Первому попавшемуся. Только после того как ему там минут пятнадцать по-тайски обьясняли куда ехать, явно с ипользованием всего тайского мата, он нас довёз. С утра я позвонил ребятам, Роме с Миленой, с которыми я познакомился заочно, готовясь к поездке. Они должны были прилететь из Питера вечером. Оказалось, они прилетели часа три назад и Рома был просто "счастлив", что я его разбудил. Но удовольствие изобразил очень похоже и мы поехали кататься на лодке. Милена, как оказалось, провела солидное исследование по Бангкоку и уверено повезла нас на какую-то конечную станцию метро, где мы сторговали лодку. Не помню уже сколько она стоила, но раза в три меньше названной вначале цены. Лодка представляла собой что-то вроде итальянской гондолы, но гораздо длиннее и шире да с пыхтяшим и дымящим мотором. Рассчитана она была человек на двадцать. Лодочник повёз нас по узким каналам и мы увидели совсем не современный Бангкок с высокими зданиями, а маленькие живописные грязненькие домики, выходящие на реку, лодки едущих на работу тайцев, золочённые крыши, в общем, ту экзотику, которую и хочется видеть в азиатском городе. Ват Арун и Ват ПхоЗакончилось наше катание на лодке у храма Ват Арун. Храм представляет из себя прелюбопытнейшее сооружение. Построенный в том же стиле, что и храмы в Камбодже он весь выложен мозаикой, составленной из битых чашек, блюдец и прочих кусочков китайского фарфора. Везде раставлены китайские скульптуры, которые китайцы зачем-то возили в качестве балласта. В тени, у башен, расслабившись сидят монахи и думают о чём-то нам непонятном. Переправившись через реку, мы попали в совершенно другой храм - Ват Пхо. Там, весь покрытый золотом, лёжа отдыхает Будда. Длина его - 46 метров, голова почти под потолок на уровне пятого этажа. Ступни - под 2 метра, разукрашены очень красивыми перламутровыми картинками (см. фото). Я всё пытался понять как его затащили в павильон. Оказалось всё очень просто - никто его никуда не затаскивал, это здание построили вокруг него. Вдоль стены - ряд железных горшков. Тайцы меняют деньги не мелочь и, проходя, бросают по монетке в каждый горшок. Зачем - не знаю, но свон стоит малиновый. Ещё в храме есть главный институт тайского массажа. Обучение в Ват Пхо - знак качества любого массажиста. Там же можно получить массаж, но массажный зал больше всего был похож на вокзал или палату фронтового госпиталя. Длинные ряды с топчанами, пыхтящие над туристами массажисты, никакой атмосферы расслабленности, так что мы решили пропустить это удовольствие. Массаж нам потом делали молодые девочки в отеле. Рядом с храмом - королевский дворец, но иностранцев туда пускали только до 3:00, а было уже 3:10 и нас не пустили, так что мы туда попали только на следующее утро. Дворец, а это не одно здание, а целый комплекс с храмом где хранится древний изумрудный Будда (ХV век). Будде лично его величество меняет одежду четыре раза в год. Почему-то фотографировать изумрудного Будду нельзя, но я, конечно же, сфотографировал. Ещё запомнилась смена караула. Караул одет в форму русской царской армии. Когда-то Николай подарил эту форму тайскому королю. Честно говоря, достоверных подтверждений этому я в интернете не нашёл, но так сказал Путин во время недавнего визита в Тайланд. Сам дворец и все окружающие здания сверкают золотом, украшениями. По моему скромному мнению, только ради визита во дворец стоит приехать в Бангкок. А на следующий день мы уже были на замечательном острове Ко Панган. Ко ПанганВсе дороги на остров Ко Панган лежат через остров Самуи. Если кто не знает, то эти острова находятся в Сиамском заливе, в Тихом океане, с восточной стороны Тайланда. Жюль Верн бы на этом месте вставил страницы три описания кем они были открыты, когда и какого сорта кокосы там собирали (это у меня дочка недавно "Детей капитана Гранта" мучила). Но я не буду, а то дальше точно никто читать не будет. На Самуи мы прилетели на самолёте, тут же, в аэропорту к нам подбежали, спросили куда нам надо, взяли деньги и велели ждать. Через полчаса погрузили в машину, минут двадцать везли до берега, там пересадили в довольно большой катер и помахали ручкой. На Пангане грузовик со скамьями уже собирал пассажиров. Добрались до отеля и тут начались проблемы. Заказывал я отель заранее по интернету за довольно большие для Тайланда деньги - 2400 бат (~$65) в день, половину заплатил вперёд. В отеле сразу стали требовать остальные деньги за всю неделю вперёд. Мила сразу заподозрила что-то не то и пошла проверять наше бунгало. Оказалось, что никакого обещанного вида на море нет и, вообще, всё совсем не так как на фотографиях. Решили там не оставаться. Руководство отеля попыталось было не вернуть задаток, но они не знали с кем связались. Я ещё напишу когда-нибудь как Миле один магазин вёз кастрюлю специальным посыльным с другого конца штата, а другой магазин оплачивал испортившиеся продукты, когда нам холодильник не того цвета доставили. Короче, деньги вернули. Жильё мы нашли рядом, в десяти шагах. Бунгало прямо у моря, в 8 шагах, с террасой, кондиционером и горячей водой (что есть не везде). Стоило оно $16 в день, но на второй день мы решили оставаться и сбили цену до $12. Просто так, из спортивного интереса. В соседнем бунгало справа жила пара шотландцев - художник с женой лет 28. На моё "how are you" я услышал вполне приличное "здравствуйте". Оказалось жена стажировалась пару лет в Питере и неплохо говорит по-русски. Интересная деталь - перед бунгало стояли фонари по пояс и она пожаловалась, что свет мешает ей спать. Я спокойно подошёл к фонарю и вывернул лампочку. Она почему-то восхитилась и сказала, что это типично руский практический подход к решению проблемы :-). В бунгало слева жила очень оригинальная семья сьехавшаяся на семейную встречу. Старший сын уже пять лет гуляет по миру и сейчас преподаёт английский в Тайвани, младший сын тоже года три гуляет по Азии, мать с дочкой приехали из Ирландии. Дочка в этом году заканчивает колледж и собирается осенью начать свои странствия с Нью-Йорка. Море нас вначале испугало - было очень мелко, по колено. Я уже начал было подмывать о переезде на другой остров, но ирландцы нам подсказали, что сейчас отлив и пообещали, что утром будет вполне глубоко. Так и оказалось. Пару дней мы провели на пляже. На другом конце острова проходило full moon party - раз в месяц сьезжаются несколько тысяч человек со всего мира, пьют виски с колой из пластмассовых ведёрок, слушают ревущую музыку и пр. Но мы хотели тишины и покоя и не поехали. Потом оказалось, что катер отвозящий пьяных туристов обратно на Самуи перевернулся и около 30 человек (не помню точную цифру) утонули. Через пару дней захотелось что-то делать. Я взял напрокат мотороллер и поехал осматривать остров. Во всех путеводителях предупреждали, что ездить по Пангану на мотороллере очень опасно, потому что очень крутые подьёмы на дорогах. Дороги и вправду были крутые, на мотороллере я ехал впервые в жизни, и первый час ощущения были довольно острые. Через час я начал немного понимать, что я делаю, через два мне это начало нравиться, через три я уже мог думать о том что меня окружает. Ко Панган - Самуи - домойПрокатившись по крутым дорогам острова, обжёгши ногу о выхлопную трубу в точном соответствии с предостережениями путеводителя я наткнулся на замечательное место. Прямо посреди пальм стоял домик с дощатой террассой и видом на поросший пальмами склон горы. Табличка сообщала, что здесь проводятся занятия йогой. Йогой я, вообще-то, обычно не занимаюсь, но такое пропустить было нельзя. Вернувшись на пляж, преподнеся Миле купленные по дороге памелло и тамаринд, я её быстро уговорил и на следующий день мы уже сидели на террассе в закрученных позах и честно фокусировали взгляд "во-он на той пальме". Отдых, как и всё хорошее, закончился и мы вернулись на Самуи, где нам предстояло провести целый день до вылета в Бангкок. Там же отдыхали Рома с Миленой, с которыми мы встречались в Бангкоке. Мы приехали на пляж, созвонились и стали их ждать. В море прямо рядом с нами купали слона. Без кучи зрителей, без помпы. Просто надо же слона искупать... Тут Мила пошла поплавать. Лучше бы она этого не делала. Выходя из воды она наступила на морского ежа, а у них, во-первых очень болезненный яд, во-вторых иглы обламываются и остаются под кожей. На Милины страдания прибежал какой-то мужик и стал обьяснять, что иглы у морских ежей из известняка и, поэтому, вытащить их почти невозможно, но надо чем-то разбить, например, камнем или миской, которую он держал в руках. Я представил себе как я буду бить Милу камнем по большому пальцу ноги и благоразумно уступил ему эту честь. Не знаю уж, что он там раскрошил, но миской бил старательно. Вскоре вроде бы полегчало... А там и Рома с Миленой подьехали. Вечером мы вылетели в Бангкок, оттуда в час ночи в Нью-Йорк и в 12:30 ночи того же дня, на полчаса раньше времени вылета приземлились в заснеженном аэропорту Кеннеди. |
|
13/02/2005 02:23
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.