Мир Абхазии!

Это произошло со мной случайно. Хотя конечно и не совсем случайно. Побывать в Абхазии я мечтала всегда. Много слышала о прекрасной, необыкновенной природе. Это в общем-то и все, что я знала про эту страну.

Началось с того, что мы небольшой компанией, всего 3 человека и ребенок, купили билеты на самолет Москва-Адлер-Москва. Не имея ни малейшего представления, где жить, куда подаваться, мы так и поехали. Правда, в Москве нам дали телефон знакомого таксиста из Абхазии, который мог хотя бы как-то нам помочь.

И вот мы сошли в аэропорту Адлера. Погода встретила нас не очень мило. Накрапывал дождик, было пасмурно. Нас посадили (весь самолет наверное) в автобус и повезли с полосы к аэропорту. И тут началось: "Такси, такси, жилье, Сочи, Адлер".

Но мы знали четко: надо добраться до границы. И мы, прорываясь через толпу орущих и хватающих за руки таксистов, наверное, армян, выбрались на улицу, и пошли к аллее рядом. Но за нами четко проследовал тучный человек кавказкой наружности. И пока мы думали, как добраться до границы, он стоял рядом, а иногда даже вмешивался в разговоры, чем вызывал жуткое мое раздражение. Но, полчаса подумав, мы все таки сдались и за 300 рэ (надо сказать, это дорого, так что торгуйтесь) он доставил нас до границы.

На границе проблем не возникло. Абхазы вообще проверили у нас паспорта только потому, что мы сами стали возле них, не понимая как быть, кому что предъявлять и вообще, где мы. Переход через Псоу, нам, неинформированным людям, показался чем то жутковатым, казалось вот-вот прогремят выстрелы и т.д. Мы постоянно задавали друг другу вопрос: "Куда нас несет, еще и ребенок с нами". Надо сказать, что мои близкие вообще были не в курсе, что я подалась не под Адлер, а в Абхазию. Меньше знают, крепче спят. Только потом, спустя пару дней жизни в Гагре, мы поняли, что ничего произойти здесь не может. Поэтому все, что пишут про опасность и т.д. полный бред. Еще скажу, что на границе есть Дьюти фри. А потом, в Гагре, мы много раз встречали безакцизный товар на прилавках. Очень хорошего качества, кстати.

И вот мы перешли границу, и сразу же мы встретили нашего таксиста Володю. Хотя он наверное и не совсем Володя, но нам представился именно так. И мы поехали на автомобиле Волга в путь по неизведанной до этого дня нами странe под названием Абхазия. Честно, по времени я не помню сколько мы ехали, но не больше 40 минут это точно.

И вот она – Гагра! Я уже писала выше, что погода была пасмурной, капал дождик. В общем, когда мы въехали в город, мне стало дурно от полного отсутствия людей, отдых представился грустным, тоскливым и таким же серым как погода. Город очень длинный, ну очень длинный. Мы поехали искать дом. Наш Володя не знал хозяев, он просто останавливался у домов с табличками "Сдаю". При съеме жилья у нас была одна небольшая проблемка. Нам нужно было две комнаты, причем одна на одного человека. В общем-то не все хозяева проявляли рвение заселить нас, поэтому покатавшись немного мы согласились остановиться у тети Натэлы. Ее адрес: Гагра, ул. Терешковой, дом 13.

Позднее мы поняли, что это самое лучшее расположение дома. В принципе, находится дом в центре, в Новой Гагре, но расположен таким образом, что ночные певцы нам не очень то мешали. А море вообще находится в двух минутах. Во дворе живут куры с маленькими цыплятками. В доме два душа: один летний, а другой нагревается от электричества. Нам не повезло с погодой, поэтому мы испытали недостаток горячей воды. Летний душ не нагревался, а из-за постоянных дождей, гроз, ветра электричество отключали часто. Очень часто.

Еще во дворе жила собака, которая потом стала кошкой. Ну, в смысле собака пропала, а появилась кошка. А еще живут там крысы. Причем такие крысы, которые бегают по пальмам, поэтому не оставляйте еду на улице ни в коем случае. Честно говоря, присутствие крыс несколько омрачало наше пребывание в этом доме, но ведь не может быть все хорошо. Зато у тете Натэлы очень чистое постельное белье, действительно белое, ничем не пахло. Надо сказать, что наша хозяйка отличалась больной даже чистоплотностью. Целыми днями что-то мыла, вытирала, стирала и ворчала, но меня лично это только радовало. Пусть лучше так.

А крысы появлялись только по ночам. Днем они не встречались. В принципе, закрывая на ночь дверь, ничего страшного. На людей эти крысы не кидались, росточком маленькие, в общем такие вот абхазские крыски, как и люди местные, тоже своеобразные. Поэтому очень советую остановиться по этому адресу, если вы решили жить в частном секторе.

Теперь поделюсь впечатлениями от еды. Рядом с нашим домом находится кафе Балтика, и в первый день мы направились туда. Хочу сказать, что кормили там очень вкусным шашлыком, правда цена на него росла каждый день, но ничего не поделаешь. И еще там вкусный кофе и хачапур. Вкуснее только мы ели в кафе "Серебряный Бриз", но об этом заведение позднее. Еще в Балтике вкусные супы, а по вечерам певцы пели песни. Пели так себе, но по началу нам понравился репертуар, через пару дней мы поняли, что репертуар не меняется (как и везде). Поэтому каждый вечер в одном и том же заведении – это напряг в плане однотипности (музыки, меню, но не цен, последние различаются каждый день). В принципе, все равно хорошее кафе. Так что покушать и провести в нем пару вечеров советую. Еще в отношении цен, на это у них монополия. В том смысле, что цены везде практически одинаковые, и увеличиваются тоже одинаково по одной прямой вверх. Но все равно жизнь в Абхазии дешевле, чем в Адлере и Сочи.

На следующий день весь день, промаявшись от редко прекращающегося дождя, периодически выбегая на пляж искупаться, вечером отправились на местную дискотеку ближе к Новым Гаграм, там, где находится статуя или мумия, как угодно, самолета. Говорят (может придумывают), что раньше в этом самолете был ресторан, а теперь (бесплатный) туалет общественный. Я думаю, что недолго этому самолету стоять без действия – лишь бы не было войны. В общем, я это к тому, что не помню как называлась та дискотека. Удивило обилие местного населения (мужского и очень молодого) и практически отсутствие отдыхающих бледнолицых. Пошли мы туда втроем, то есть "хорошо, что с нами был мужчина".

Надо сказать, местные мужчины ну очень "горячие". Отступление: когда нас встретил наш таксист Володя, он сказал лично мне (т.к. я без кавалера была), что ловить у них нечего, на одного мужика 3 женщины, так что мне не светит встретить здесь мужского внимания. Вообще–то я и не собиралась общаться с местными, но это уже другая история.

Потом–то я поняла, что он очень сильно пошутил. Танцуют там мальчики очень классно, сплошное загляденье, причем танцуют лезгинку каждый вечер в любом кафе, где есть дискотеки. Любителям кавказских танцев здесь понравится. Вообще репертуар кафе однообразен. Без Централа никуда – это понятно. Восточные песенки ставят, мне на радость. С блатняком все в порядке. Еще свои народные часто ставят – тоже классно. Конечно, многие со мной могут не согласиться, но поймите, Вы приехали на Кавказ, кругом горы, море, пальмы и что еще надо, правильно, классные местные мотивы, которые так гармонируют с природой, людьми, кухней.

Кстати о кухне. Продолжим. Мне там нравилось все. А вот моим друзьям нет. Кому остро, кому солено. В общем так: на рынке утром вы можете приобрести замечательный домашний сыр (он нравился всем). Еще на рынке, где-то на задворках, но указатели имеются (лучше спросите у местных), пекут лаваши прямо при Вас и продают горячими-горячими. Они тоже обалденные. Также, если Вы любитель кисломолочных продуктов, можете приобрести мацони, молоко, только вот с мороженым у них напряг, вкусного мы так и не встретили.

Мы были в середине июня, т.е. в не сезон еще. Зато из фруктов продавалась черешня, дикая черешня (маленькая, черная и очень сладкая), мушмула – мало кто знает, что это, но точно вам скажу, что это вкусно и полезно, говорят, в них много йода, грушки маленькие, малина кислая, когда я спросила, сладкая ли малина, мне местная женщина ответила, что малина не бывает сладкой, а бывает только кисло-сладкой, вкусная шелковица, остальные фрукты турецкие. Еще я обожаю чурчхелу (не знаю как это правильно пишется), там ее можно купить на каждом шагу. Но есть одно но. Не знаю, как в Абхазии, но раньше там где я отдыхала, чурчхелу делали только с орехами, теперь же орехов мало, внутри сплошные цукаты. Но сверху все та же вкусная штука - сироп из фруктов. Продается куча сладостей самодельного изготовления, говорят вкусные, я не ела, не знаю, по крайней мере люди при мне не травились.

Отдельная история про мамалыгу – их национальное блюдо, правда называется оно не так, но я не помню. Состоит оно из кукурузной каши, копченого сыра и мяса, плюс острая жидкая фасоль – сами решайте, пробовать или нет, но мне понравилось.

Вино, честно Вам сказать домашнее лучше не брать. Гадость в основном еще та. Нас правда угощал вином наш таксист Володя, вот это вино так вино, но они его даже и не продают, сами пьют. Так что делать-то умеют, но не для приезжих. И то понятно, нам и их бражка кажется вкусной, все таки натуральное. Лучше покупать вино в бутылках Сухумского завода, очень хорошее и стоит в два раза меньше чем у нас. В Москве это вино считается хорошим, а там оно стоит так же как у нас Арбатское, например. Пробовала там чачу. Выпила мало, так что ничего не могу сказать про последствия. Хотя больше ста грамм ее я и не осилила бы наверное. Пиво местное не пили, говорят оно сладкое. Почти везде подают вкусный кофе, говорят из-за воды. И еще, что очень радует, кормят не из пластика, а из нормальной керамической посуды. В общем то, питаться можно в кафе вполне и не дорого, чтобы с кухней не замарачиваться. Еще советую попробовать вареники с адыгейским сыром. Очень вкусно.

Теперь хотелось бы поделиться впечатлениями от экскурсий. Это конечно что-то! Удивительно, но как в такой маленькой стране может быть столько всего интересного и красивого. Мы долго ходили и выбирали бюро экскурсионное. Они там на каждом шагу. И остановились все-таки в одном. Не помню как называется, попробую объяснить месторасположение. Если идти с улицы Терешковой в сторону рынка, то это бюро первое, которое Вам встретится по пути с правой стороны, не доходя мумии самолета. Там замечательная девушка сидит, которая Вас не обманет (проверено). Если найдете это бюро, требуйте экскурсию с водителем Тэнго на ниве. Это правда эксклюзив, поверьте мне!

С ним мы ездили на Аудхару, Рицу и Гегский водопад. Называется это тройная экскурсия. Как мы на это решились? Да мы просто не знали что представляет из себя такая экскурсия. Встаешь в 7 утра, а в 8 тебя уже везут. Сделаю отступление: мы туда поехали с большого бодуна и недосыпа. Накануне ночью, когда рвались домой, нам местные, узнав на какую экскурсию мы едем, сказали что там похмелье как рукой снимет, можем не переживать Они были правы. Сначала ехали по трасе, на которой кроме коров больше и нет никого, а потом, вдруг, свернули влево. А надо сказать что слева нас встретил непонятный мост через реку и дорога из камней, булыжники сплошные, которая поднималась градусов на 45-50. Вот и началось наше путешествие в гору. Тогда мы, наверное все, молились о нашем водителе, который стал таким родным после экскурсии. Кстати, не советую туда ехать на другом каком транспорте, если только на джипе или вездеходе. На своей машине, если вы не горец не ездите. В общем, поднимались минут сорок экстремально.

А когда наконец-то поднялись, увидели удивительное, незабываемое зрелище. Скала, водопад и снег. Правда, снег грязный, но все таки снег! Мы забрались по нему вверх к водопаду. Кстати, стоя у водопада, я увидела маленькую радугу. Это очень красиво. В общем тогда наше похмелье как рукой сняло, мы даже забыли о том что не выспались и т.д. Все таки больше 1600 кв. над уровнем моря. Воздух необыкновенный, горная речка, в которой можно умыться, попить (если сушняк), внизу пасутся коровы, снег подтаивает, а сверху тебя только небо и солнце. Когда мы туда приехали, оказались вообще одни, потом уже подъехала экскурсия и мы поехали дальше к Рице.

Путь на Рицу уже не казался таким страшным, все таки асфальт под колесами. Проехали каменный мешок и вскоре оказались у озера. Но так как у нас все таки была тройная экскурсия, наш Тэнго повез нас выше на источник Аудхара. Ехать туда долго, со скал стекают водопадики прямо на дорогу (не понятно как там асфальт клали), издалека видны водопады побольше. Есть там необыкновенный молочный водопад, потому что вода с газами и, стекая с гор, кажется молочно-белой. На источнике мы попили необыкновенной воды, встретили какого-то парня, который уже неделю ходил по горам один, а теперь собирается домой. Мы решили, что это американский шпион, а он прикидывался украинцем. На Рице мы пофотографировались и пошли кушать форель. Я не могу передать всю красоту озера, съездите и посмотрите сами, только обязательно съездите, потому что это того стоит. Я не могу посоветовать Вам, где покушать на Рице, потому что покормили нас так себе. Съедобно, дорого, но мало.

Потом мои друзья катались на катамаране, а я исследовала окрестности. На Рице уже полно народу, но ощущение дикой природы все равно не теряется. В клетках Вы можете наблюдать медведей и даже орла. Кстати про медведей, не верьте, если вам скажут, что мишек, когда они подрастают, выпускают, их продают в зоопарки. А мишки злые вообще-то. Я захотела с одним сфотографировать, маленьким, а он меня тяпнул, извиняюсь, за мягкое место, больно было.

Нет слов, чтобы описать всю красоту. На обратном пути мы останавливались на голубом озере. Оно маленькое, посередине местные поставили платное место для фотографирования, народу толпа, в общем нам не удалось насладиться красотой и мы уехали. Останавливались на пасеке, купили обалденный мед. Очень советую. Это была незабываемая поездка.

Следующая наша поездка была в Сухуми. Поехали мы туда на автобусе, без экскурсий. Ехали часа два. И вот въехали в город. Я никогда не была в Чечне, но видела по телевизору разрушенный Грозный. Так вот Сухуми очень напомнил мне Чечню. Нет дома на котором не было бы следов от пуль, а разрушенных, брошенных домов сколько... У меня честно, были слезы. Мы там даже и не фотографировали почти, не хотелось снимать этот ужас и беду людей. Очень много на улице женщин в черных одеждах. Да еще и пасмурная погода нагнетала обстановку. Вот там действительно не чувствуешь себя в безопасности. Хотя без оснований я это говорю.

Приехали мы туда, чтобы посмотреть обезьянок. И посмотрели. Голодные обезьянки, протягивающие свои ручки сквозь решетку, орущие. Страшновато было даже. Не советую сувать им пальчики в клетку. При входе продают мушмулу и хлопья кукурузные. Спокойно можно кормить обезьян. Людей никого, тишина, птички поют и обезьянки кричат. Почти как в джунглях, только с клетками. Погуляли по парку. Красота, воздух необыкновенный, но начался дождь (как в тропиках – проливной и теплый), и мы поехали домой в Гагру. Впечатление общее – заброшенный рай. В принципе, в Сухуми стоит побывать, но второй раз специально я уже наверное не захочу поехать.

Следующее наше путешествие было в Пицунду. По времени на маршрутке это занимает 25 минут. То есть совсем рядом от Гагр. Нам как всегда не повезло с погодой, начался дождь, поэтому провести полноценный день там нам не удалось. Орган слушать не стали, просто погуляли.

Еще мы ездили в Новый Афон, тоже без экскурсий. Садитесь на маршрутку до Сухуми и просите остановиться водителя в Новом Афоне, монастырь будет слева от вас. Там мы замечательно погуляли. Осторожно, там есть змеи. Поднимались в келью апостола Симона. Подниматься надо пешком в гору, так что надевайте удобную обувь, потому что нам с подружкой пришлось идти босиком. По дороге нам почти никто не встречался, от этого ощущения были еще лучше. В келье есть человек, он Вам все расскажет и покажет. Если кто не знает, скажу, что келья представляет из себя пещеру в горе. Еще на территории Нового Афона есть пруд с лебедями. Можно купить хлеба и покормить их, а в воде, где плавают лебеди, видна рыба, которая не меньше лебедей кидается на хлеб.

Кушали мы в Апацхе. Очень вкусное домашнее вино и кукурузная каша (мамалыга), а вот шашлык был из вяленого мяса, так что тем, кто не любит такую пищу, не советую его заказывать. Сам монастырь большой, но почти никуда не пускают, только в главный Собор, монахов тоже не встретили. Общее впечатление – очень здорово. Пейзажи красивее не придумаешь.

Последняя наша экскурсия была по вечерней Гагре. Для разнообразия можно съездить, но лучше найдите водителя местного, который Вам сам все покажет, расскажет. Конечно, Гагра с высоты птичьего полета красивая. Вы будете проезжать длинный туннель. Но случилась с нами одна история в этой поездке. Не буду рассказывать, но советую проверять вашего водителя на отсутствие наркотиков в крови.

Немного про местных мужчин. Плохих нам не встретилось. Конечно, пристают, конечно, сыплют комплементами, конечно, пытаются поухаживать, но не более! А потом, ведь как себя поведешь. Бывало немало вечеров, когда мы с моей подругой ходили вдвоем на дискотеку, в кафе. Конечно, подсаживались, пытались угостить (мы долго сопротивлялись, но в итоге сдались и приняли угощение). Но без посягательств на нашу честь. Я, конечно, не говорю, что все такие, но нам повезло и мы встречали только хороших людей. Поэтому общее впечатление об абхазах очень хорошее. Конечно, они ленивые, ну это наверное основной их недостаток. И его можно им простить, ведь у них такая природа, что всякая суета, строительство и созидание здесь ни к чему.

В общем, я всем советую побывать здесь, и чем скорее тем лучше, ведь неизвестно, что будет через год с этим прекрасным мирком Абхазия. А нам остается молиться за мир и понимание между нашими народами.

Елизавета
    13/08/2005 02:37

Новости из Абхазии

22.08.23 На границе с Абхазией автомобили застревают в чудовищных пробках
    15.08.23 Названы морские курорты, где отдыхать в конце августа дешевле всего
    14.08.23 На курортах черноморского побережья обещают продолжительный купальный сезон
    29.07.23 Между Сочи и Абхазией будет курсировать туристический поезд "Рица"
    12.06.23 В Абхазии прогулка в купальнике по улице будет стоить 6000 рублей
    21.03.23 Туристический поезд Туапсе-Гагра возобновит движение в апреле
    05.09.22 Где сейчас заграницей принимают карты "Мир"