Крит

Пыльная Москва осталась позади, промелькнула взлетная полоса аэродрома и, вот, впереди четырехчасовой полет и за ним такой долгожданный отпуск. Крит – не самое известное среди российских туристов место отдыха, но десятки тысяч европейцев ежегодно устремляются на этот великолепный остров, венчающий собой вереницу малых и больших островов Эгейского (Критского в греческой интерпретации) моря. Земля Крита помнит Тесея и Минотавра, огромные цунами, вызванные взрывом вулкана на о. Тира (Саниторини) и закат загадочной минойской цивилизации, Римскую империю и византийское владычество. Целыми семьями, с маленькими детьми и престарелыми родителями усталые от своих непонятных нам дел граждане стран Евросоюза устремляются на благодатную землю Крита, находя на его солнечных пляжах, в живописных горах и равнинах отдых для тела и души. Решили последовать их примеру и мы.

Почему Крит? Турция избита, а свадебное путешествие захотелось провести в необычном, не примелькавшемся с рекламных плакатов и постеров месте. Вот и выбрали то, что отвечало желаниям и возможностям и, забегая вперед, сразу скажу, что мы ни разу не пожалели о нашем выборе, получив массу удовольствия и замечательных впечатлений от нашей поездки.

Как мы выбирали отель? Перелопатили массу сайтов, ища отзывы "реальных" людей отдыхавших на Крите, пересмотрели сотни фотографий, перечитали множество описаний отелей и условий в них и, наконец, остановились на отеле, который нас сразу подкупил своим необычным и красивым видом. Rinela Beach - живописные корпуса, амфитеатром выстроившиеся вокруг бассейна и пляжа, доброжелательный персонал (правда совсем не говорящий на русском – кроме "товарищ" и "доброе утро" мы ничего больше за все время отдыха не слышали), разнообразное вкусное питание, в общем все весьма приемлемо. На дверях отеля висят 5 звезд, но на наш взгляд полноценные 4 (как в общем то в турагенстве нам и обещали). Расположен отель в 15 км от международного аэропорта административной столицы Крита г. Ираклион в одной из самых первых из освоенных на Крите туристической зоне.

Сам остров вытянут с запада на восток и в длину превышает 300 км, при том что в ширину, в среднем, не превышает 50 километров. Многочисленные отели преимущественно расположены на северном побережье острова, на Эгейском (Критском) море, в то время как южный берег, омываемый волнами Средиземного (по местному Ливийского) моря, освоен меньше. Наш отель располагался как бы посередине северной береговой линии, поэтому расстояние до самых дальних точек острова от нашего месторасположения не превышало 150 км, что позволило нам совершить несколько увлекательных самостоятельных путешествий на арендованной машине.

Справедливости ради скажу, что по красоте побережье вблизи нашего отеля, да и весь центральный отрезок северного побережья, несколько уступает другим, увиденным нами, частям Крита. Тут практически нет густой растительности, сведенной на нет еще минойской цивилизацией, использовавшей древесину лесов древнего Крита и окружающих его малых островов для постройки своего флота. Нет здесь и живописных горных пейзажей, но доступность транспорта и небольшие расстояния на острове сводят эти незначительные недостатки на нет. Мы еще в Москве распланировали свой отдых, решив, что ни в коем случае не хотим провести его, валяясь на пляже (это прекрасно можно сделать за меньшие деньги и в Турции и в Египте), и наметили себе несколько интересных маршрутов для путешествий по острову. Сперва мы решили вообще отказаться от услуг местных экскурсионных бюро и совершить все поездки самостоятельно, арендовав машину, но после, здраво рассудив, что в каких-то поездках не обойдется без дегустаций шедевров местного виноделия, решили потратить два дня на организованные экскурсии, а два других дня попутешествовать самостоятельно.

Первый и последний полные дни нашего отдыха мы все же позволили себе проваляться на пляже, чтобы хоть чуть-чуть выгодно отличаться по прилете домой от бледных после зимы соотечественников.

Итак, второй полный день отдыха и первая наша экскурсия (организованная). Началось с того, что опоздал экскурсионный автобус – ненадолго, минут на 10, но все-таки неприятно было. В поездке мы посетили Археологический музей в г. Ираклионе и развалины Кносского города-дворца. Долго рассказывать об этой экскурсии бессмысленно, скажу только, что она посвящена исключительно истории Минойской цивилизации на Крите (если не считать часовой прогулки по г. Ираклион) и в целом, конечно, интересна. Единственно, хочу сказать, что эту экскурсию вполне можно совершить и самостоятельно, арендовав машину и вооружившись путеводителем по Криту, в котором черным по белому написан весь текст, заученный экскурсоводом, со схемами развалин и комментариями к ним. В таком варианте Вы сможете сэкономить 35 евро на человека и не зависеть от расписания экскурсии. И хотя этот день принес нам массу впечатлений, мы его потом единогласно признали наименее интересным за весь отпуск – эта автобусная экскурсия нам не очень понравилась.

На следующий день мы уже взяли на прокат машину и отправились в самостоятельное путешествие по острову. Про аренду машин стоит рассказать отдельно. Представитель встречающей стороны предлагал нам арендовать Hyundai Accent за 105 евро на два дня. Мы изобразили на лице удивление, на всякий случай сказав, что в городе видели цены дешевле, после чего цена упала до 85 евро. Сказав, что подумаем, мы обратились в арендное бюро отеля. Тут Hyundai Getz стоил уже 70 евро.

Воодушевившись, мы отправились в арендное бюро напротив отеля и сняли там абсолютно новый Шевроле Авео за 50 евро. Теперь я уже думаю, что пройди мы еще метров 100-200 до другого арендного бюро, цена могла бы упасть еще больше, но 50 евро нас вполне устроило, и мы радостные отправились в нашу первую самостоятельную поездку по Криту. Заправив полный бак (бензин стоит порядка 0,98 евро за литр и за два дня, несмотря на двигатель 1,2 литра мы потратили бензина на 40 евро), мы отправились по побережью на запад. Целью нашего путешествия мы избрали единственное пресноводно озеро на острове – Курнас. Когда нам сдавали машину напрокат, специально "забыли" погасить дальний свет фар – так, как мы выяснили, местные предостерегают опытных водителей – внимание! за рулем турист!

Освоившись и погасив через несколько минут дальний свет, мы через пару часов достигли цели нашего путешествия. Дороги на Крите хорошие, указатели на английском присутствуют везде, машин немного, дорожной полиции мы не видели вообще, хотя ею нас и пугали (пристегивайте ремни – штраф 83 евро!). Озеро – красота неописуемая – вокруг живописные горы, людей очень мало, в то же время нельзя сказать что безлюдно. Взяли напрокат водные велосипеды и час покатались по озеру, после позагорали и погуляли по берегу. На берегах озера водятся пресноводные черепахи. Ходили их смотреть – увидели одну мельком, да нашли кладку яиц, не тревожа более покой критских черепах, вернулись в машину и отправились назад в отель. Маршрут следующего дня был посложнее. Мы решили пересечь остров и доехать до Средиземного моря. Конечной целью этой нашей поездки мы выбрали местечко Матала, а по пути решили посетить развалины древнеримской столицы Крита, города Гартина, и руины города-дворца Фестоса, в развалинах которого археологи обнаружили знаменитый, но до сих пор не разгаданный, Фестский диск.

Взяв, как и накануне в отеле ланч-баскет (персонал ресторана любезно предоставлял каждому, кто пропускал обед, картонную коробку со всякой снедью с собой), мы направились на юг. Проехав Ираклион (вообще большинство дорог центральной части Крита проходят через этот город) мы попали на скоростное шоссе, которое довольно скоро перешло в извилистый горный серпантин. Резкие повороты и пейзажи завораживали, заставляя захватывать дыхание. Проехав городок Агиа Варвара, мы спустились с перевала и оказались на равнинной части южного Крита. Довольно скоро по краям дороги показались полустертые временем развалины строений древнего города. Это была Гартина.

Город воистину огромен и тянущаяся сквозь него дорога, насколько мы поняли, задевала его лишь краешком, оставляя в стороне основную его часть. Позже мы выяснили, что во времена своего расцвета город насчитывал до 200.000 жителей (т.е. столько же, сколько сейчас проживает в Ираклионе) Сегодня, раскопана лишь небольшая часть этого города, которую мы и посетили. Пожалуй, единственным сохранившимся строением был христианский храм, в котором даже работала часовенка. Рядом живописно расположились развалины Одеона. Как мы поняли, Одеон был чем то типа театра и места сборищ для элиты города. Погуляв по развалинам, мы поехали дальше. Вскоре мы миновали город Мирес и свернули к развалинам Фестоса.

Фестос расположен интереснее Кносса. С вершины холма, хранящего на себе следы былого величия древней цивилизации, открывается поистине завораживающий вид на раскинувшиеся по обе стороны от него долины, увенчанные вдалеке высокими хребтами гор. Сами развалины, не обезображены археологами-строителями. В начале прошлого века Эванс, проводивший раскопки развалин Кносского дворца, позволил себе восстановить по фрескам из бетона фрагменты его построек, за что до сих пор осуждаем многими археологами. В остальном развалины Фестоса в общем то мало чем отличаются от развалин Кносского дворца. Побродив по вершине холма и сделав пару живописных снимков, мы отправились дальше.

Через 30 минут мы уже были в Матале. Мелкогалечный пляж, небольшой забавный поселок, немного туристов и знаменитые матальские пещеры, приютившиеся в высокой скале, ограничивающей пляж с севера. В древности, в этих пещерах, похоже, селились первобытные люди, но после, в 60-70 ых годах прошлого столетия, их оккупировали европейские хиппи, расширили под свои нужды и жили там. После, пещеры объявили памятником старины, и теперь они украшают собой один из самых оригинальных пляжей Крита. Полазив по пещерам, вдоволь позагорав и накупавшись, мы погуляли по поселку, купили сувениров и довольные отправились назад.

На следующий день состоялась экскурсия на высокогорное плато Лассити. Экскурсионный автобус сперва отвез нас в горную деревушку, где мы имели удовольствие дегустировать местное вино, а после, по довольно страшной дороге, направился к перевалу. Посетив по дороге женский монастырь, мы миновали отметку в 900 метров над уровнем моря и, спустившись на 100 метров, оказались на плато. Высота 800 метров над уровнем моря, чистейший воздух и тысячи ветряных мельниц. Под каменистой поверхностью плато скрывается огромное подземное озеро, воду из которого, для полива своих плантаций, местные жители издавна добывают с помощью энергии ветра. Объехав плато с запада, мы оказались у подножия окаймляющих его гор. Покинув автобус, мы поднялись на 100 метров вверх и, заплатив по 4 евро за каждого, прошли в пещеру, в которой, как уверяют местные жители, греческая богиня Гея родила младенца Зевса, скрыв его тем самым от глаз отца, пожиравшего всех своих детей из страха потерять трон. Красиво, прохладно, сыро, сталактиты, сталагмиты – в общем, было интересно.

После пещеры мы посетили гончарную мастерскую, группой пообедали в местном ресторане (как оказалось, в стоимость нашей экскурсии входил и обед) и поехали обратно в отель. Вот и все основные события нашего недолгого, но полного впечатлений отпуска. Встречали и провожали нас без задержек и нервов. Вместо оплаченного группового трансфера, мы получили в оба конца индивидуальный. Катерина – представитель встречающей стороны - была всегда вежлива и предупредительна, и, хотя она и хотела нам сдать машину в аренду за 1,5 цены, в целом, мы ею остались довольны. Вообще у нас сложилось впечатление, что вся встречающая сторона состоит из одной этой Катерины, но нам, в общем-то, было все равно, все свои обязательства она выполнила безупречно и мы остались довольны – спасибо ей большое!

Спасибо также Елене – оператору туркомпании в Москве за оперативную и качественную работу по организации нашей поездки. И, спасибо огромное, гостеприимному солнечному острову Крит!