Почему мы туда поехали?
С чего начинается поездка на Карибы для нормального российского гражданина?
Наверное, с романов о капитане Бладе, читанных-перечитанных в детстве. Ты вырос, но все эти названия – Барбадос, Тортуга – продолжают звучать чудной музыкой. Острова и широты, не просто овеянные романтикой, а которые сама романтика и есть.
Но, как водится, посещение столь часто представляемых в детстве прелестных уголков всё откладывается с года на год. Мальдивы и Юго-Восток как-то ближе, понятней, доступней.
И вдруг они разом выпадают из рассмотрения из-за страшного землетрясения 19 декабря 2004 года. Не знаю, кому как, а для нас неприемлемой была мысль поехать в края, где едва только поминки закончились, да и повторные толчки весьма вероятны.
И вот Карибский проект начал обрастать деталями и конкретикой. Хотя обрастать по разным причинам в дикой спешке – вся поездка была сорганизована за неделю-две; и нельзя сказать, что это к лучшему.
Но почему Доминиканская республика? Выбирать, по большому счету, приходится из неё, Кубы и Ямайки. Ямайка (по слухам, если кто-то знает лучше, опровергните) – слишком уж дорогА, Куба… ну, не верю я, что в социалистической стране можно нормально отдыхать. Многочисленные рассказы о "домашних ресторанах" тоже как-то не вдохновляют. Конечно, это "крышетечный экспириенс", как выражаются некоторые энтузиасты, но лично нам хотелось спокойного отдыха.
Так определилась страна, а то, что мы отдыхали на Пунта-Кане, объяснялось, честно говоря, только тем, что предложений отелей по этому региону больше, чем по остальным.
Туроператор, к которому обратились, предложил десятидневку с перелетом прямым перелетом Москва-Пунта-Кана. Для справки отметим, что вариантов перелета огромное количество, по схеме "Москва – один из немецких аэропортов – Доминикана". Естественно, в аэропорту пересадки теряется время, поэтому в итоге дорога занимает больше времени. Оглядываясь назад, мне кажется, что стоило напрячься и поискать перелет из Екатеринбурга, минуя Москву, через Мюнхен, Франкфурт или Прагу, куда из Екатеринбурга летают регулярные рейсы.
Но мы согласились на "московский вариант" и прямой полет, потому что времени на всяческие поиски альтернатив уже не было. Попытка выкружить 14-дневное размещение успехом не увенчалась: москвичи явно усложнять себе жизнь не любят и, что называется, подают котлеты только с рисом, а тефтели только с картошкой.
Что почитать перед отлетом?
Естественно, за то короткое время, которое было в моем распоряжении, я постарался найти максимум информации по этой стране. Оговорюсь сразу, что английским я владею посредственно, и сузил свой поиск русскоязычным Интернетом (путеводителей в книжных нет). Увы, улов был невелик. Весьма куцее описание страны кочует с сайта на сайт почти без добавлений, плюс удалось найти несколько отчетов туристов. Карты тоже весьма общие, не удалось даже толком разузнать, где конкретно находится эта самая Пунта-Кана… а уж местоположение конкретных отелей – тайна за семью печатями.
Вряд ли имеет смысл давать ссылки на конкретные сайты со статьями – их легко найти обычным поиском. А вот ссылку на хороший сайт погоды дам (полезно знать, что творится там, куда вы собрались):
погода в Пунта-Кане
погода на карибских островах и в Атлантике.
Для тех, кто готовится к разъездам по острову, могу отдельно сказать, что хороших карт в Интернете не найти, а, скажем, карты для навигатора "Гармин" весьма бедны и неточны – как собственная карта Garmin V, так и World Map.
Путем долгих поисков удалось найти занятный сайт rwsmaps.griffel.se и скачать с него огромную карту Карибских островов для Garmin ("зип" размером 220 мегабайт одним файлом). Карта сделана на базе американских спутниковых данных и невероятно перегружена данными о рельефе. А вот дорожная сеть и береговая черта – тоже с огромными ошибками.
Что же делать, если хочется точной информации? Есть замечательный сайт zulu.ssc.nasa.gov, с которого можно скачать чудные спутниковые снимки. Разрешение их (1 пиксел – 15 метров) вполне позволяет разглядеть отдельные здания и дороги. Правда, чтобы работать с файлами формата *.sid, потребуется найти в Инете необходимое программное обеспечение (поставляется бесплатно), и размер файла – опять же за сотню мегабайт. После чего вам либо всё необходимое планирование предстоит проделать дома, либо взять с собой ноутбук, либо распечатать снимок острова с разбивкой на листы, а это получится невероятная кипа страниц.
Как мы летели
Итак, нам предстояло вылетать 25 января из Домодедово в 8:30. Обычная беда для туристических чартеров – туристу приходится начинать свой отпуск со вставания часа в 4 утра, из-за чего весь первый день отпуска окрашен недосыпом. Нам еще трудней, чем москвичам – ни один утренний рейс из Екатеринбурга не стыкуется с этим чартером, приходится лететь вечерним рейсом. Сидеть ночь в аэропорту? Заселяться в гостиницу, чтобы вставать и ехать спозаранку? И то, и другое как-то напряжно. В итоге решаем ночь провисеть в клубах. Забегая вперед скажу, что решение было ужасное лично для меня, поскольку в самолете я уснуть не смог и до места назначения долетел "ваще никаким". Хотя спутница моя от ночной прогулки по Москве с остановками в клубе "Вермель" и баре "Баллантайн" получила бездну удовольствия, потом поворчала на домодедовские порядки, а в самолете вытребовав для себя плед уснула, как пожарная газель Что тут скажешь – молодость…
И еще один занятный момент. В аэропорту Домодедово есть чудная камера хранения, где берут на время поездки вашу теплую одежду, совершенно в тропиках ненужную. Но горе тем, кто её туда отдал – вам же еще предстоит добраться до самолета на автобусе… толкаться на морозе у трапа… Поскольку "рукава", через которые прямо из аэропорта должны грузиться пассажиры в самолеты, почему-то используются в редких случаях.
Полет-то продолжается 13 часов. Хотя Боинг-767 более комфортабелен, чем наши "тушки" и даже аэробусы, всё равно тяжеловато. Тем более, что это старенький "Боинг" авиакомпании "Трансаэро", где не работает половина туалетов, и, по булгаковскому завету, "чего ни хватишься, ничего нет". Мы сидим в хвосте салона, раздача напитков начинается исключительно с головы. Поэтому сока нам уже не хватает. Раздача пледов тоже начинается с головы. Стюардессы произносят страшную фразу "пледы – только женщинам и детям!" (прямо как шлюпки на "Титанике"!), постоянно уходят за новой порцией пледов… Короче говоря, пока пледы донесли до хвостовой части, пришлось изрядно намерзнуться. Разговоры с пассажирами – исключительно в тюремно-армейском ключе: "Сядьте… я сказала, сядьте!!! Иначе я плед не дам!!!", "Нельзя" и проч. На требования вызвать старшего подходит некий юнец, от которого явственно разит спиртным и с нагловатыми глазенками.
А самолет тем временем пролетает над Норвегией (на фото), Оркнейскими островами, с севера огибает Англию и Ирландию и устремляется на юг над Атлантикой. Впрочем, сплошная пелена облаков раздвигается (лишь на минутку) и видна синяя гладь с белыми точками – айсберги!
Заветные пальмы всё ближе, а облака не рассеиваются… Самолет начинает снижаться, на высоте 2000 метров входит в сплошное "молоко", из которого выходит лишь на 500 метрах. Вот тебе и тропики!!!
Однако довольно тепло (особенно по контрасту с нашей зимой), шелестят пальмы… В зале прилета наяривает карибский оркестрик, задавая безумный темп. Формальностей минимум, паспортисты едва смотрят в ваш паспорт – главное, чтоб заплатил 10 долларов и заполнил вьездную карточку (корешок потребуют на выезде). На всё уходит едва ли 10 минут. Багаж в зубы и вперед! До отеля – еще минут 20-40 езды на автобусе.
Отель
Я выбрал "Натура Парк Экоресорт". Впечатление – противоречивое. Номер, особенно ванная, кажется потрепанным и даже обшарпанным. Однако есть кофеварка и к ней кофе-чай, предоставляется утюг с доской. В первый день проживания сломался отельный водонагреватель, так что горячей воды не было… прямо как дома! Ни извинений, ни объяснений не последовало.
Пляж очень хороший, без приливов-отливов, которые достают в Индийском океане, хороший песок и достаточно глубокая вода с небольшой волной, которая прорывается за барьерный риф. Но Атлантика есть Атлантика… даже в ясные дни – серьезный ветер. Впрочем, посредственная погода (ветер, облака, холодноватая вода) давала о себе знать практически все дни пребывания. Местные, однако, утверждают, что такой суровой зимы и не упомнят… Видимо, глобальные катаклизмы затронули и этот благословенный уголок.
Что касается качества "олл инклюзивности", сравнивать мне трудно, в аналогичных отелях до этого не жил. Наверное, всё как везде: бары на пляже и у бассейна, обед в "нормальном" ресторане и облегченный вариант на берегу. Рядом с автоматом пепси-колы стоит бутылка с ромом (причем не самой дешевой марки), так что концентрацию "Кубы либре" можно определять самому
Ресторан достаточно хороший, уставшим от шведского стола можно сходить вечером в "романтический" ресторан, где всё тоже бесплатно, но по предварительной записи. И официанты медленны, как слоны. Вообще отель оставляет странное чувство смеси щедрости и то ли жлобства, то ли просто непродуманности. Рома – хоть спейся, а вот апельсинового сока за ужином не достать, будьте любезны ограничиться винами трех цветов, пивом, кофе, чаем и водой.
Отель стоит на краю группы из трех отелей, дальше начинается "девственное" болото, то есть непроходимые заросли, зато можно гулять и совершать пробежки по океанскому берегу. В симпатичной заводи у выезда из отеля водятся всякие рыбы, утки с утятами и довольно крупные черепахи. Да, кстати, "экологическая" направленность отеля обеспечивается наличием на территории запруд с рыбой, гусей, уток, цапель и даже розовых фламинго. Днем фламинго молчат, а ночью орут примерно как павлины (кстати, пара павлинов в отеле тоже есть. Но они безмолвствуют).
Впрочем, оторванность от основной массы отелей Пунта-Каны создает проблемы. Собственной дискотеки нет, шоу-программа – колхозная. Магазинов и "независимых" ресторанов – тоже нет. Кстати, собственный магазин отеля поражает убожеством своего ассортимента. Ладно, продукты вряд ли нужны… медицинская помощь оказывается… но за презервативами тоже в медпункт идти?
Когда мы поставили вопрос "Можно ли доехать до хорошей дискотеки или города?" перед работавшим с нами сотрудником турфирмы, он сказал, что только на такси и стоить это будет около 70 долларов (!!!). Да… это вам не Индонезия, где таксисты осаждают вас и готовы за пять зеленых довезти хоть на северный полюс.
Отдыхает в отеле достаточно пестрая компания. Русских практически нет вовсе, единственная встреченная нами пожилая супружеская пара – жители Бостона. Естественно, много американцев и канадцев. Европейцы представлены по большей части испанцами и итальянцами, есть немного немцев.
Экскурсии
Их предлагается достаточно широкий выбор. Но в этом смысле расположение отелей в Пунта-Кане крайне неудачно – все достопримечательности в других концах немаленького острова. До столицы ехать автобусом часа три, причем дорога достаточно нудная. Экскурсия на заповедный остров Саон чуть поближе и побыстрее. До "настоящих" гор за один день доехать и вернуться вообще невозможно. Так что любителям поездок, видимо, лучше выбирать Ла Роману или Хуан Долиа, жертвуя качеством пляжей.
Мы скатались, пользуясь неподходящей для отдыха у моря погодой, в Санто-Доминго и на остров Саон.
Если честно, столица республики не вдохновила. Ужасающая железобетонная громада музея-памятника-маяка Колумбу, скромный музей средневековых раритетов в доме сына Колумба… сам по себе город живописностью или колоритом не блещет. Кафедральный собор также достаточно скромен. Полчаса, которые отводятся для прогулки по городу, ничего не меняют, кроме того, что знакомство с торговцами сувенирами на улице Конде настроения никак не повышает.
Зато, в кои-то веки, повезло с гидом, проводившим экскурсию (почему-то с этим делом лично мне клинически не везет, куда бы не заносила туристическая судьба) – пояснения гида Нины Лысенко, уже четверть века живущей на острове, были невероятно познавательны и очаровательны хотелось бы через Интернет выразить ей всяческие благодарности!
Экскурсия на Саон – сугубо "купально-загоральная". Но в этом качестве она на диво не продумана. Вас довозят автобусом до городка Альтос-де-Чавон, вы его осматриваете бодрой рысью, потом вниз к реке и на моторные лодки. Вниз по течению, и далее по морю. Тут первая остановка – "сноркелинг". Дают маски и трубки… но никто туристов не предупредил, что возможности переодеться не будет. Поэтому примерно половина из них, не пожелавшая париться в автобусе в плавках, сидят как дураки или переодеваются завернувшись в полотенца. Затем мы приплываем на Саон, где, по идее, нас должен поразить своей красотой здешний пляж. Я не знаю, что за пляжи на Хуан Долиа и Ла Романе, но на Пунта-Кане пляж ЛУЧШЕ! Точнее, песок и пальмы такие же, а вот дно при входе – коралловые обломки, идти сущая пытка, ободраться или растянуть ступню можно легко.
На обратном пути катера снова останавливаются, опять остановка для купания в месте, где полно морских звезд. Далее, с ураганной скоростью – к пристани, там бегом к автобусу. Переодевалок нигде нет. Времени на них тоже. Подразумевается, что в жарком климате мокрая одежда не проблема, а даже радость. Но изнеженным уральцам +25 с ветерком жарой почему-то не кажутся и почки начинают предательски ныть…
Ко всему этому стоит прибавить, что аренда авто здесь дороже, чем в Европе, а манера езды здешних водителей – "мы любим мужество отчаянных парней". Испытывать судьбу, да еще приглашать испытать её свою спутницу, как-то не тянет. Поэтому интереснейшая по своей природе страна фактически остается непознанной
Что удалось увидеть за время коротких поездок по стране? Природа востока острова не очень примечательно, это равнинные полустепи или болота, поля. Города и поселки поражают своей нищетой, стоят фанерные домики как с нарисованной ребенком картинки, торговые ларьки. На веревках прямо на улице вялится мясо (!) Невероятная замусоренность.
Ощущение такое, что менталитет рабов с плантаций по-прежнему дает о себе знать. Работу местные жители не любят клинически. Не используется и десятая доля возможностей по работе с туристами, по сути, всё сводится к интенсивной торговле сувенирами (безделушки, сигары, ром, экологически чистый сахар, кофе, специи).
Но каким может быть резюме?
Любую вещь надо с чем-то сравнивать. Карибы явным образом конкурируют с Юго-Восточной Азией как возможность жаркого зимнего отдыха.
Если отталкиваться от этого, то мы имеем несколько более прохладный климат (даже если нам с погодой сильно не повезло) и существенно хуже развитую инфраструктуру (бары, рестораны, диско). Пусть даже, опять-таки, здесь мы просто не попали в "правильные" места. Зато океан "настоящий", в отличие от тихого и приторно теплого Индийского.
Наверное, действительно стоит говорить не сколько "хуже-лучше", а об отличии энергетики. Сервис на Юго-Востоке лучше, но опять-таки приторные, слащавые манеры тайцев и соседних с ними народов кого-то могут и "достать". Карибцы в сравнении с ними выглядят более натуральными, живыми. Те же, кстати говоря, мулатки – красавицами их назвать никак нельзя, но есть в глазах и движениях какая-то "игра", искорка…
Десять дней у моря пролетают незаметно. Да еще во второй половине нашего пребывания установилась совершенно безоблачная погода. И наступает последний, безмерно грустный день прощания с пальмами, с черепахами и утятами в заводи (кто их покормит завтра?!), последние коктейли, последний взгляд на море…
Под ласковым утренним солнцем тащим в автобус сумки и пуховики, от которых абсолютно отвыкли. Подробнее изучаем небольшой аэропорт Пунта-Кана: совершенно отстойный "дьюти-фри", но есть открытая терраса, куда уже после всяческих досмотров, в ожидании посадки можно выйти, посидеть на тропическом солнце и подышать вольным воздухом.
Опять 12 часов на раздолбанном "Боинге" - правда, стюарды (уже другие) несколько дней отдыхали у теплого океана, и потому приветливы и милы.
Самолет начинает крутиться над московскими пригородами, а командир корабля радостно объявляет: погода в Домодедово ясная, температура -25.
Упс… тропики кончились… Но еще долго в голове будут наигрывать карибские ритмы, а вечером, вернувшись с работы, плеснешь себе рома с кокой, почувствуешь знакомый вкус – и зажмуришься, вспоминая солнечный свет в пальмовых кронах.
26/06/2005 09:38
Материалы по теме
- Страны: Доминикана
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.