Каньон Ак-Су



    Мамка у Васьки Трубникова жила в Южно-Казахстанской области, которую у нас в Казахстане негласно называли "Техасом". Василь постоянно мотался туда присматривать за огромным приусадебным хозяйством, которое его мать в одиночку вести не могла. Возвращался он оттуда обычно нагруженный ниже ватерлинии мясом, птицей, орехами, фруктами и многим-многим другим, периодически угощая нас изумительной стряпнёй собственного изготовления. Я хоть и сам умею очень неплохо готовить, но Васька был одним из тех очень немногих моих знакомых, которые меня в этом деле переплюнули... Василь накануне опять уехал к матери, а мне предложил подтянуться к нему через неделю, когда начинались октябрьские трёхдневные праздники.

    Да с удовольствием!

    С билетом до станции Тюлькубас я приехал на Алма-Ату 2 и стал искать свой вагон. В кармане плейер, в ушах наушники, радио "NS", какая-то совершенно классная музыка и настроение ну прямо на миллион баксов. Подошёл к своему вагону, отдал проводникам билет и посмотрел в сторону хвоста поезда: показалось, что там стояли мои знакомые. В этот момент проводники похлопали меня по плечу:
    - Братишка, ты куда едешь?
    - В Тюлькубас, а что? В билете разве не написано?!!

    Оба проводника как-то странно посмотрели на меня, но пропустили в вагон. Оказалось, что 12й купейный в этом поезде, шедшем в Атырау, назначался переменным трафаретом по Чимкенту и все, кто в нём ехал, имели билеты не дальше, чем до этой станции. А в числе пассажиров своего вагона я оказался единственным русским. По проходу носилась целая куча детишек мал-мала меньше, добрая половина которых по-русски уже, похоже, не понимала и, идя от титана с кружкой кипятка, я на всякий случай кричал "Ыстык!!!" малышня постарше с моего пути разбегалась сама, баласят помладше затягивало с прохода в купе суровой родительской рукой...

    Погода стояла так себе. Сначала было пасмурно, а ночью в Чу пошёл приличный дождь. Наш поезд застрял там аж на лишний час, но в Тюлькубас всё же пришёл вовремя. Проводник проспал всё на свете, но я минут за десять успел сам по себе проснуться, собраться и вывалиться на мокрый и абсолютно тёмный перрон. Василь блукал возле здания вокзала, увидел меня, схватил за руку и потащил по каким-то крутым ступенькам вниз. Оказалось, что там, так же, как и в Новом Афоне, перрон был выше привокзальной площади на целый этаж пассажирского здания. Трубников приехал за мной на своей чёрной 31й "Волге" и за каких-то 10 или 15 минут привёз меня в Ванновку, которая теперь стала называться "Село Турар Рыскулов".

    Домина был просто огромный моих трёхкомнатных квартир эдак на три или даже на четыре. Васька отапливал дом газом, включая его на ночь. Прямо посреди двора росли четыре огромных орешины – опавшими грецкими орехами, кожурой от них и листьями был густо усыпан весь дворик. Ещё больше орехов оказалось разложенными по пластиковым корзинам у Васьки в доме. А прямо за домом и оказался тот самый знаменитый скотный двор, продукцией которого Василь нас неоднократно баловал в Алма-Ате. По два десятка кур, гусей, овец, свиней, три коровы, две кавказских овчарки женского полу, короче, целый зоопарк!

    Васькина мамка Ольга Михайловна, встретив нас, немедленно завела другую машину вполне бодренький с виду "Москвич412", запрыгнула за баранку и покатила куда-то по своим делам, а Василь принялся кормить всю свою живность. Сразу чувствовалось 600 километров к западу: Чимкент, наверное, уже должен был жить в другом часовом поясе, в 2 часа разницы с Москвой, ибо рассветало в Ванновке по сравнению с Алма-Атой очень поздно. Но всё же рассвело, причём вскоре разогнало все эти низкие серые тучи, выглянуло солнышко и моментально стало тепло. Трубников прошёлся по куриным насестам, через час или полтора вернулась Ольга Михайловна домашнее солёное сало, лук со своего огорода, свежайшие яйца моментально образовалась огромная сковорода совершенно классной глазуньи.

    Позавтракав, мы собрались в Чимкент. Ольге Михайловне нужно было по служебным делам в областное Управление Юстиции, ну а мы с Василём так, за компанию. Трубников уселся за руль чёрной "Волги", но тут эта машинка ни с того, ни с сего решила вдруг объявить нам забастовку: что-то случилось с то ли с рулевыми тягами, то ли со всей передней подвеской руль у него в руках всё время дёргало вправо-влево, так же мотало и саму машину. Но Василь был настойчив и непоколебим тихонько, со скоростью в пятьдесят шестьдесят, мы всё же как-то поехали.

    Долго ли, коротко ли, но трасса плавно обогнула жёлто-зелёную сопку, за которой расположился састюбинский цемзавод, и вскоре показались Белые Воды. Едва заехав в этот посёлок, Васька свернул к первому же кафе.

    Не прошло и десяти минут, как хозяева кафешки, узбеки по национальности, принесли нам заказ: десяток палочек бараньего и десяток печёночного шашлыка, лепёшки и огромный чайник с чаем. Маленькие палочки шашлычков были как-то похитрому обсыпаны тмином, а на столике заранее стояли пиалки с приправами для них ВКУСНЯТИНА!!! За весь этот заказ мы заплатили какие-то копейки около четырёх с половиной долларов...

    Подкрепившись, мы поехали дальше. Заехав в Чимкент, мы припарковали машину у этого самого Управления Юстиции, Ольга Михайловна умчалась на совещание, а мы с Василём пошли пешком по городу. Чуть дальше от Управления по той же улице оказался филиал "KEGOC", напротив которого было ещё три или четыре летних площадки, предлагавших наперебой и манты, и плов, и бешбармак, и просто бульончик-сорпу с баурсаками в огромных пиалах, причём по таким же копеечным ценам. Впрочем, такие площадки стали попадаться нам и дальше как говорят в городе Одессе: "Шоб я так жил?!!"

    Мы повернули направо и дошли до той площади, где с одной стороны стояла одна из самых крупных чимкентских гостиниц с огромной полукруглой летней площадкой"палубой" на уровне второго этажа здания, а на другой стороне площади был парк. По улице ходили и автобусы, и троллейбусы, но мы так и пошли дальше пешком, заглядывая иногда в магазинчики я не мог пройти мимо ни одного книжного торговца. Вскоре мы оказались у местного ЦУМа. После экскурсии по этому торговому центру Василь повёл меня по тихим "непроездным" улочкам куда-то обратно к Управлению Юстиции и через пару кварталов мы наткнулись на кафешку, переделанную из двух или трёх обычных квартир на первом этаже обычной панельной пятиэтажки.

    Заведение напомнило мне детское молочное кафе на площади Ушанова в Усть-Каменогорске: в нём не было ни спиртного, ни пива, зато была целая куча всяких пирожков и пирожных, мороженое разных видов, а наливали чай, кофе, соки, бульончики из кубиков и молочный коктейль. За столиками сидели молоденькие симпатичные девчоночки-студенточки, учившие какие-то конспекты или просто болтавшие между собой. Милая беззаботная обстановка, лёгкая музычка мы с Васькой заняли столик, взяли огромный чайник чая с лимоном, по паре пирожных и славно просидели там почти час.

    Когда мы вернулись назад к Управлению, Ольга Михайловна сама села за руль, выехала со стоянки и ждала нас уже на улице. Мы выехали из города на трассу и поехали назад в Ванновку. Но где-то на половине пути Ольга Михайловна остановилась в одном из придорожных посёлков и повела нас в кафе. Это заведение оказалось двумя длинными одноэтажными домами с асфальтированным двориком, полностью покрытым крышей. В одном из домов была кухня и какие-то служебные помещения, а во втором комнаты"кабинеты", рассчитанные на 8 10 человек каждый. Мы заняли один из них, заказали разливного чимкентсткого пива и копчёную рыбу, а Ольга Михайловна заказала потом и несколько таких же крохотных шашлычков, но в нас с Васькой уже не влезло, поэтому мы забрали это мясо домой.

    На следующее утро Василь устроил мне экскурсию на знаменитый чимкентский каньон Ак-Су. Он завёл "Ниву" и мы поехали сначала в посёлок бывшей птицефабрики, называвшийся теперь Жабаглы. По дороге, чуть правее, сначала попалась сама птицефабрика, уже к тому времени развалившаяся до самых каркасов, затем мы въехали в посёлок, где несколько кварталов занимали симпатичные двухэтажные панельные коттеджики, построенные когда-то специально для птицеводов. Примерно половина коттеджей пустовала, оконных рам и дверей уже не было, а в двух или трёх местах были видны даже попытки разобрать такой коттедж на отдельные панели. Васька сказал, что эти панели пользуются спросом на чимкентском строительном базаре...

    Оказалось, что один из этих коттеджей был тоже их Ольга Михайловна, Василь и его младшая сестрёнка прожили там несколько лет, пока Михайловна была одним из самых крутых начальников на теперь уже закрывшейся птицефабрике. Дом стоял с виду абсолютно целым, но окна были заколочены и в нём никто сейчас не жил. В каком-то соседнем коттедже жил Васькин одноклассник Бахтияр. Трубников вытащил своего друга из дому и мы, теперь уже втроём, поехали дальше на каньон.

    От следующего посёлка асфальт на дороге кончился и наша "Нива", периодически ныряя в ямы чуть больше её самой, добралась-таки до подножия довольно крутой горы и с натугой поползла вверх по щебёночному грейдеру. Гдето через полчаса мы выползли на плато Ер-Су. Машинка закипела прямо возле опоры высоковольтной линии электропередач, ажурная паутинка которой легко опоясывала окрестные вершины. Мы вышли осмотреться.

    С плато вниз открылся великолепный вид на весь Тюлькубасский район, а чуть выше и правее нас раскинулся довольно приличный по размерам посёлок. Во люди жили! Абсолютно экологически чистейшее место и никакой цивилизации ни тебе автобусного сообщения с райцентром, ни "Скорой" по такой дороге на плато далеко не всякая машинка смогла бы заехать, а уж автобус тем более... Я подумал сначала, что народ там ездит исключительно на лошадках, однако вскоре мимо нас просквозил какой-то частный "Зил131" с брезентовым тентом и кузовом, полным народа - я не понял только: это был чартерный рейс или регулярный?..

    Машинка наша, наконец, подостыла, завелась, и мы проехали мимо посёлка, сразу за которым начинались три дороги, шедшие до самого каньона. Василь сначала хотел ехать по самой прямой из них, однако мы вовремя заметили маячившую вдалеке такую же белую "Ниву", как у нас. Это же уже была территория заповедника Аксу - Жабаглы, за рулём мог оказаться егерь и Трубников от греха подальше рванул по левой, менее всего укатанной дороге.

    Плато кончалось, укатанная трава с глиной сменилась сначала мелким гравием, потом стали попадаться камни всё крупнее и крупнее, пока в конце концов колея не превратилась в откровенные валуны, а дорога снова поползла вверх так круто, что машинка вновь закипела. Встали, кое-как выбрались на таком крутом уклоне из машины и открыли по бутылочке "Чимкентского" пивасика. Другая белая "Нива" исчезла из виду и мы успокоились. Остудив по новой и себя и машинку, мы вскоре добрались, наконец, до самого края каньона Аксу.

    Мы забрались на такую высоту, что кругом уже лежал снег, начинавший подтаивать на солнышке. Прямо у нас под ногами оказался крутой скалистый обрыв, местами поросший редким кустарником, а где-то, метрах, наверное в пятистах внизу, в очень узком ущелье неслась горная речка её шума мы не слышали. Другой "берег" каньона казался гораздо ближе к нам, чем его дно. А чуть дальше высилась огромная заснеженная гора на её склоне мы даже заметили еликов - высокогорных диких козлов. Мне сказали, что это уже была Киргизия...

    Полюбовавшись всей этой красотой, мы поехали обратно. Спустившись по крутой дороге с плато ЕрСу, мы выскочили на равнину и здесь Васькина "Нива" вдруг начала глохнуть через каждые 2 3 километра и до Жабаглов мы добрались с немалым трудом. В посёлке Василь полез в двигатель, долго прочищал топливный фильтр, затем ему стоило немалых трудов отключить обратно передний мост, который мы включили перед подъёмом в горы. Долго ли, коротко ли, но машинка всё же пришла в чувство и мы вернулись в Ванновку...

    Ещё через пару часов я уже поехал в Тюлькубас. Билет на обратный поезд у меня был заранее, а Василю нужно было возвращаться ко всей своей живности, поэтому на станции он не задержался. С огромным баулом, полным грецких орехов, я около получаса бродил по перрону, глядя на местных торговок: ведро шикарных яблок 100 тенге; пластиковый пакет с двумя или темя килограммами уже лущёных грецких орехов 250...

    Цены были ниже наших алма-атинских раза в три минимум! Но я уже ничему здесь не удивлялся я понял наконец-то, где Аллах создал на Земле Рай...

    Михаил Уткин
    15/06/2005 12:55


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Казахстана

    12.10.24 Между Новосибирском и Риддером возобновится железнодорожное сообщение
    30.08.24 Air Astana будет выполнять рейсы между Алматы и Фукуоком
    02.06.24 Uzbekistan Airways объявила 2 новых международных направления из Нукуса
    28.05.24 Red Wings будет выполнять прямые регулярные рейсы из Самары в Алматы
    02.05.24 Аэропорт Астаны перестал принимать и оправлять самолеты ночью
    26.04.24 S7 Airlines будет выполнять рейсы из Новосибирска в Астану
    25.04.24 "Аэрофлот" обещает ветеранам бесплатные авиабилеты
    24.04.24 S7 Airlines полетит из Новосибирска в Алматы
    03.04.24 Qazaq Air приостановила полеты из Актобе в Казань
    "Аэрофлот" начинает продавать билеты на рейсы из Петербурга в Алматы