Красно-синий Лиссабон

Я думала, что более захватывающей посадки, чем на Мальдивских островах, где единственная взлетно-посадочная полоса располагается на отдельном островке, быть не может. Но приземление в Лиссабоне – это нечто. Самолет разворачивается над гаванью, летит так низко над городом, что на многочисленных стадионах города различимы фигурки футболистов, потом планирует параллельно с оживленным шоссе, на которое, кажется, и собирается приземляться… но нет, спокойно пристраивает шасси на бетонную дорожку и под громкие аплодисменты и крики "ЦСКА вперед!" тормозит.

Должна сразу внести ясность, это был не совсем обычный рейс. Для экипажа самолета это был скорее форсмажорный рейс: за неделю организованный чартерный ИЛ-96 с тремя сотнями мужиков (десяток девушек разбавлял этот однородный коллектив) в различной степени подпития, но ВСЕ в красно-синих футболках любимой команды! Команды, которую они приехали подержать в первом для России финале Кубка УЕФА.

Мы изначально отказались от трансфера, т.к. аэропорт находится очень близко от Лиссабона, к тому же не хотели участвовать в развозе и кантовании армейцев по отелям. Прямо перед выходом из аэропорта – организованная стоянка такси, всего 3 минуты и мы уже внутри Мерседеса, на ломанном португальском (спасибо вам, создатели бразильских сериалов!) я объясняюсь с водилой. С него началось наше знакомство с португальским гостеприимством. Перед отъездом мы несколько волновались: все-таки едем на матч с местной командой, у которой сотни тысяч поклонников, вдруг наши красно-синие футболки будут вызывать излишнее раздражение у болельщиков "Спортинга"? По нашему опыту, москвичи не очень жалуют болельщиков зарубежных команд. И вот, завидев наши армейские майки, водитель очень живо интересуется целью нашего приезда, постоянно улыбается и в конце концов желает нам успеха! Мы сначала списали его добродушие на тот факт, что он оказался фанатом "Бенфики", заклятого противника "Спортинга", но впоследствии выяснилось, что такая доброжелательность и радушие свойственны всем встреченным нами португальцам.

Гостиницу мы заказали 3 звезды, Embaixador. В самом центре города, рядом с центральным проспектом столицы Avenida de Liberdade. Очень тихая и уютная гостиница (по крайней мере была, до заселения цсковцев). Номер маленький, но тоже очень приятный, окна выходили во двор – напротив находится жилой дом. Мы приехали вечером, и я стала свидетелем потрясающей картины – у каждой квартиры вместо балкона своя терраса, и вот на верхней горели свечи, играла музыка, люди то ли ужинали, то ли просто наслаждались теплым вечером. У меня просто в сердце защемило – вот это жизнь. Все-таки моя мечта – жить в теплой стране, где можно разъезжать на кабриолетах, завтракать на террасе и т.д. и т.п.

Побросав вещи, приняв душ, мы отправились в город. На все про все у нас было 48 часов. Нам еще очень повезло с чартером. Мы прилетели накануне матча 17 и улетели только вечером 19, тогда как большинство было вынуждено прилететь утром 18 и улететь в ту же ночь, считай сутки без сна, к тому же безумные эмоции, которые переживает любой болельщик на стадионе – это реально изматывает. Хотя было всего 11 вечера, центр города был практически пуст. Одинокие пешеходы с любопытством разглядывали наши красно-синие футболки. Поужинали в кабачке, над которым висел баннер "Мы болеем за ЦСКА" (дело рук русской поварихи), выпили вина и отправились в гостиницу, отдыхать. Сразу скажу, что от Лиссабона у меня осталось всего одно негативное впечатление, но довольно ощутимое: там весьма невкусная пища. Море свежей рыбы, морепродуктов… но приготовлено все не самым лучшим образом. Мы были где-то в 4-5 ресторанчиках – везде одно и то же меню, однообразная вареная картошка или картофель фри на гарнир, однообразная безвкусная рыба. Блюдо в среднем 10-15 евро. В последний день я не выдержала и пошла есть спагетти в итальянский ресторан. В принципе, моему мужу вроде бы нравилось, но он тоже был не в восторге, к тому же он все блюда активно запивал пивом.

Завтракали мы в ресторане на 9 этаже гостиницы, откуда открывался потрясающий вид на Лиссабон. На первый взгляд, гостиница невысокая и из нее мало что увидишь, но лиссабонский ландшафт напоминает американские горки: резкие спуски и подъемы, из-за чего с любой точки города можно наблюдать очень красивые пейзажи спускающихся холмов. Завтрак стандартный: хлопья, йогурт, булочки, ветчина, сыр. Нам было вполне достаточно.

На ресепшене взяли бесплатную карту города и отправились осматривать достопримечательности. Первое, что бросилось в глаза – толпы болельщиков ЦСКА. Нас было около 3 тысяч, все, конечно же, хотели погулять по городу и сразу направились в центр, поэтому наше присутствие было столь ощутимым. При этом проходящие лиссабонцы не только не проявляли каких-либо негативных эмоций, напротив, все улыбались, приветственно махали, а автомобилисты сигналили. Лиссабон – очень красивый город! Старинные дома, узкие улочки, черно-белые мостовые – очень впечатляет. Черные и белые камни вручную укладывают по определенному узору, весь город вымощен ими, при этом рисунки везде разные. Так здорово выглядит. Мы обычно особо не готовимся к поездкам, не читаем специальную литературу, не покупаем путеводители. Предпочитаем ориентироваться на местности. Решили, что ключевые туристические места, достойные нашего внимания – это замок Св.Георга и башня Белем. Пока мы добрались до замка, я думала – помру. Он возвышается над городом на крутом холме. Поскольку дороги до него мы не знали, а улиц там много, решили идти от набережной, по кратчайшему, как показалось, маршруту. Мы шли, шли, шли, потом ползли, ползли и наконец доползли. Нам, в принципе, повезло с погодой, было +25, но в тот момент мы очень об этом жалели. Обливаясь потом и изнемогая, мы добрались до касс, заплатили 3 евро на человека и оказались на территории замка. С крепостных стен Лиссабон виден, как на ладони. Побродив по древним камням, мы приняли решение резко метнуться на башню Белем, а потом уже пообедать. Отказавшись от идеи пешеходного спуска, мы поступили очень неоригинально и взяли такси. Белем оказался ну очень далеко от центра. Таксисту мы заплатили 17 евро, тогда как дорога от аэропорта до гостиницы нам обошлась в 6 евро. Но на мой вкус, башня была даже интереснее замка. Ее можно было обойти сверху донизу по узенькой винтовой лестнице и по всему периметру. К тому же она стоит на берегу реки, и волны весьма живописно бьются о ее стены. Еще одно везение – мы оказались в Лиссабоне в международный день музеев, когда доступ всем посетителям был бесплатный (только замок почему-то к музеям не отнесли). Потом мы сходили в монастырь Жеронимуш (Иеронимов, кажется), очень и очень красиво. Обратно в центр мы добирались на трамвае. Карты с маршрутами у нас не было. Но на каждой остановке есть стенд с указанием, куда идут автобусы, останавливающиеся в данном месте. Мы сели на трамвай, купили билеты в автомате по 1,20 евро на человека и спокойно доехали до Площади Коммерсьо, откуда начинается центральная пешеходная улица Rua Augusta. Именно на ней располагается масса ресторанчиков, сувенирных лавочек и…. магазинов!!! Увидев 2 магазина Zara подряд, я сразу заявила: "Вы как хотите, но я завтра никуда не поеду, а пройдусь по магазинам".

Должна отметить, что с нами в Лиссабон поехал приятель мужа, большой любитель достопримечательностей, пеших прогулок и всяческого активного досуга, тогда как мы предпочитаем поваляться на пляже, посидеть в кафе, пивка попить – в общем, не выдержали мы и отправили его в одиночку к очередному монастырю, а сами уселись под зонтиками и стали наслаждаться отдыхом. К 3 часам дня в центре города было заметное оживление, появились болельщики "Спортинга", торговцы спортивной атрибутикой, но армейцы Москвы все равно привлекали самое большое внимание: громкие песни, речевки, реющие флаги – фанатов "Спортинга" это только заставляло улыбаться, они просили разрешения с нами фотографироваться, пожимали нам руки и радостно продолжали свой путь. В ресторанчике мы заказали местное фирменное блюдо – котелок с тушеными креветками. К ним я взяла себе вина – потрясающее по вкусу и цвету розовое вино, всего 6 евро за 375 мл. Ближе к 6 часам мы вернулись в гостиницу, чтобы подготовиться к Матчу. Надели футболки, нанесли боевую раскраску (вот и пригодился купленный 2 года назад детский грим из ИКЕА), справились у портье, как лучше всего добраться до стадиона Жозе Алваладу и, с Богом, отправились в путь. Ближайшая станция метро находилась в 100 метрах от гостиницы, билеты продаются на станции в автоматах, проезд по одной зоне 0,70 евро. В вагоне красно-синие болельщики ехали вперемешку с бело-зелеными – все улыбались (опять же) и обсуждали предстоящий поединок.

Стадион вполне обычный, европейский. Очень эффективная служба безопасности и допуска к трибунам. Никаких беспорядков, давки и уж тем более никаких шеренг с конным ментами, когда ты протискиваешься сквозь слюнявые лошадиные морды. На стадионе всего 4 входа (!) вместо десятка на Черкизове, при этом никакой давки (!)

Стадион Жозе Алваладу 18 мая – просто бело-зеленое столпотворение. Выглядело очень красиво, но и наш сектор также представлял собой весьма колоритную картину. Про матч писать не буду. Такие эмоции и словами-то описать сложно, а уж изложить на бумаге вообще нереально. Скажу только – это был один из самых волнительных и счастливых моментов в моей жизни (не считая 5 минут драки на нашей трибуне с местным спецназом – хотя мы были в отдалении этого побоища, но как-то жутковато стало). После матча отправились отмечать победу в центр города, туда уже подтягивались все остальные армейские фанаты. Бело-зеленых не было видно нигде, за народными красно-синими гуляниями наблюдала пара патрульных и видеооператор какого-то российского телеканала. Мы были настолько эмоционально и физически опустошены, что решили все же вернуться в отель и отдохнуть перед последним днем в Лиссабоне. По пути до отеля нам встретились: толпа цсковцев, горланящих "Кубок наш!", толпа менее шумных цсковцев, намеревающихся штурмовать фонтан, кучка армейских болельщиков, обучающих фанатов "Порто" антиспартаковским речевкам. Возле последних мой супруг притормозил, и заставить его покинуть приятное уличное кафе, где разливали недорогой портвейн в приятной его армейскому сердцу компании, стоило больших трудов. В номере мы включили телевизор и с чувством глубокого удовлетворения смотрели репортажи о матче, горестные интервью Лиедсена и Са Пинту и кадры с довольными цсковскими физиономиями.

На следующий день наш спутник уехал на Атлантической побережье в Кашкайш и на мыс Рока, а мы с большим трудом встали, собрались, оставили вещи на ресепшене и пошли опять гулять по Лиссабону. "Гулять", конечно, громко сказано. Мы приземлились в полюбившемся нам ресторанчике, где уже опохмелялись наши "собратья". По дороге накупили португальских газет, где на первых страницах аршинными буквами было напечатано "Какая боль!" ну и далее по тексту. Муж заказал пива, а я отпросилась на часик пробежаться по магазинам. Я с тоской смотрела на ряды блузок, брюк, платьев, которые были мне не доступны, не из-за цены, цены там вполне бюджетные, а в силу специфики моего нерешительного женского разума. Ну как скажите мне можно за час обойти все понравившиеся магазины, примерить понравившиеся вещи и решить, что брать, а что нет? Можно было и задержаться, конечно, но я отчетливо понимала, чем дольше я хожу, тем больше пива выпьет мой супруг. В общем, потратила я в Zara целых 17 евро на пару блузок и весьма неудовлетворенная вернулась в кафе. Остаток дня мы провели в блуждании по центральным улочкам с остановками в разных ресторанах и сувенирных лавочках. Пока мы обедали, углядели напротив супермаркет, оказалось, там продается неплохой портвейн всего за 3,39 евро, а мы хотели в дьюти-фри покупать. Сразу купили 5 бутылок в подарок друзьям и родным. В дьюти-фри портвейн продавался исключительно выдержанный и по соответствующим ценам, так что мы не прогадали. Очень большой парфюмерный отдел – я опять же совершенно растерялась, захотела купить все и сразу, но махнула рукой на это бессмысленное занятие.

Посадка в самолет была идиотской, сказали занимать любые свободные места – ну вы можете себе представить, что там творилось. В целом, обратный полет прошел спокойнее, народ загружался на борт очень "уставший", поэтому всего пара часов бурной деятельности с традиционными песнями и ползанием по салону – и все в отрубе. Когда после 2 часов сна я ехала в метро на работу в новенькой бейсболке с символикой финала Кубка УЕФА, меня охватило странное ощущение… во всем вагоне ни одного человека в красно-синей майке!!! А в ушах гремело "А значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…"

Barbara
    27/05/2005 18:56

Новости из Португалии

04.07.22 Португалия отменила антиковидные ограничения на въезд
    14.06.22 На курортах Пиренейского полуострова введен оранжевый уровень опасности
    20.05.22 Мадейра отменила медицинские маски
    03.02.22 Для въезда на Мадейру больше не требуются тесты
    23.02.21 В Европе туристов из России не особо ждут, но иногда впускают
    03.02.20 Новые правила выдачи шенгенских виз: что изменилось?
    24.04.19 Как будут работать консульства и визовые центры в майские праздники
    13.02.19 Визовые центры стран ЕС, Канады, Сингапура и Таиланда сменили адрес в Москве