Неудавшийся хэт-трик или моя поездка в Закавказье

Для несведущих в футболе: хэт-трик это три гола, забитых одним игроком в одном матче. Я для себя называю так поездку, за которую удалось посетить три новых страны.

Отправился я в начале мая с.г. в деловую поездку во Владикавказ. Т.к. я знал, что до грузинской границы оттуда всего 28 км (погранпост Верхний Ларс-Казбеги), я решил заранее обзавестись тройной грузинской визой, чтобы съездить в Грузию, а оттуда - в Азербайджан и Армению. Благо что деловая часть моей поездки оканчивалась прямо перед 4-дневной праздничной эпопеей Дня Победы.

Отправился я в посольство Грузии, что на Остоженке. Небольшая очередь (минут на десять) - и я у окошка. Выясняется, что трёхкратку мне поставить не могут. Только двушку или мульти, но в последнем случае с меня приглашение из Грузии. За неимением оного оформляю двухкратку, тем более что консул меня заверил - при въезде из Армении или Азербайджана визу можно оформить на границе, соответственно в Садахло или Красном Мосту (обманул, стервец, но об этом ниже...). Плачу 40 вечнозелёных и в этот же день получаю двухкратную визу (при несрочном - до недели - оформлении это стоит 20$).

Выехал во Владикавказ. Фирменный поезд "Осетия" достаточно чистый, прводницы, скорее, добросовестные. Моя оценка - "4".

Владикавказ - город небольшой и тихий, большей частью одно- и двухэтажный. Но и пятиэтажки попадаются. Жил я в частном доме у бизнес-партнера, так что за какчество тамошних гостиниц сказать ничего не могу. Ресторанчиков там масса, цены по сравнению с московскими не просто душевные, а архидушевнейшие (на пару сотен рублей объедаешься не по-детски!). Для тех, кто захочет насладиться аутентичной осетинской кухней, рекомендую ресторанчик с не очень благозвучным названием "Ирон Къебиз". Там можно попробовать уалибах (осетинский вариант хачапури), лыбжа (суп с мясом, картошкой и травами - очень вкусный!), сакараджу (пирог со свекольной ботвой), хичины (пироги с разными начинками).

Как я упомянул, Владикавказ производит впечатление тихого города, но впечатление это портят висяшие на каждом углу плакаты-предупреждения, как вести себя в случае теракта, при захвате вас в заложники и т. п. За двадцать минут до Владикавказа поезд делает остановку в Беслане. Когда он трогается к Владику - очень хорошо видно печально известную школу (она метрах в ста от ж\134дороги) с разрушенной крышей и выбитыми стеклами... В самом городе за три дня я был дважды обыскан (достаточно вежливо, впрочем) милицейскими патрулями.

Но вот и закончилась моё пребывание в столице Осетии. Утром 6-го мая я поехал на Первомайский рынок, откуда ходит ежедневный автобус на Казбеги (приграничный городок Грузии). Билет стоит 50 рублей. А забивается автобус так, что едешь в изогнуто-висячем положении. Народу набивается, по-моему, раза в три больше, чем следует, и практически все - с мешками, тюками, баулами. Короче, больше получаса такой муки я не выдержал, и подъехав к нашему погранпосту, вылез из автобуса, попросился в первую же легковушку, которая уже прошла таможню. До Казбеги (примерно 15 км) объявили двести рублей, я отдал их без разговоров. Примерно через пару км после нашего погранпоста остановились у грузинского, мне проштамповали паспорт, водителю, как местному жителю, достаточно оказалось показать погранцу свой аусвайс, и мы поехали дальше. Километров через пять после грузинского поста начались потрясающие пейзажи. Внизу - бурлящий Терек, вокруг - в неимоверном количестве заснеженные горы. Если кто-нить когда-нить поедет этим маршрутом - фотик держите наготове, не пожалеете!

Минут через 15 прибыли в Садахло, и там на моё счастье уже готовилась к отъезду в Тбилиси маршрутка, в которой не хватало ровно одного места! Я его тут же занял. Водитель объявил цену-8 лари (здесь и далее 1 лари = 15,8 рублей), согласился взять долларами, дал я ему 10$, получил 10 лари сдачи.

Маршрутки в Грузии - это отдельная песня. Набиваются обычно так, что сидишь в зафиксированном положении, шевельнуться - проблема. Очень я жалел, что фотоаппарат мой был в сумке, а сумка - в багажном отсеке. Виды были - дух захватывало. До горнолыжного курорта Гудаури (это где-то 50км) дорога экстремальная, проходишь штук пять тоннелей, по пути - выбоина за колдобиной... После Гудаури дорога идет вниз, становится ровной и человеколюбивой. После Гудаури, у небольшого придорожного рынка, сделали остановку. Кто хотел - купил сувениры, фрукты, минералку, а кто очень хотел - сходил в туалет. Повторяю - в туалет сходили только те, кто очень хотел. Просто таких туалетов я даже в России не встречал...

В нашей маршрутке оказалась супружеская пара голландцев (он - журналюга, ехал освещать встречу Мишико с Егор Егорычем, она - просто за компанию) и два японца. Эти- работают в Москве, и в Грузию поехали исключительно из туристических целей. А не из-за Буша, коего, по их словам, вся Япония терпеть ненавидит...

У этой великолепной четверки фотоаппараты мигали вспышками, как мне показалось, весь трехчасовой маршрут.

Но вот и Тбилиси, автовокзальчик коммерческих маршруток у станции метро Дидубе. Время вроде ещё детское, 4 часа дня, и я решаю бросить сумку в какую-нибудь гостиницу и поехать на экскурсию в Азербайджан - через Красный Мост.

Плотно и вкусно пообедав за 7 лари, ловлю такси, мне с ним везёт. Таксист - очень умеренный в своих запросах (туда и обратно - 60 лари, примерно 950 рублей, расстояние в один конец - километров 70). Кроме того, он мне посоветовал ОЧЕНЬ симпатичную маленькую гостиницу "Варди" ("Роза"). Прямо на берегу Куры, отделка - евростандартная, номера уютные и стерильные. Цена - 40 лари за сингл. Правда, находится ближе к окраине. Всем, кто поедет в Тбилисо - РЕКОМЕНДУЮ! Тел. (995-32) 720-173, rosehotel@mail.ru

Ещё час с небольшим дороги - и вот он, Красный Мост, главные ворота из Грузии в Азербайджан. Таксист заранее предупредил, что границу пересечь он не сможет. Находим для него стоянку, бесплатную. Обмениваемся на всякий случай номерами мобильников (я уже купил местную симку MAGTI) и я пешим порядком перехожу границу.

И вот тут-то и выясняется, какую недостоверную информацию выдал мне консул Грузии о возможности получения визы на границе. Оказывается, российские ситизены могут получить её ТОЛЬКО В КАЗБЕГИ, ВОЗДУШНЫХ И МОРСКИХ ПОРТАХ ГРУЗИИ. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! И ведь сообщили мне это после того, как влепили штамп в паспорт! Если бы они сказали это ДО ТОГО (т. е. до погашения визы), я бы однозначно развернулся назад и поехал в Тбилиси, отказавшись от экскурсии в Азербайджан в пользу поездки в Армению. Дело в том, что на азербайджанской стороне границы в пределах, скажем так, доезжаемости, нет ничего особо интересного. До Баку-10 часов езды. А вот до Еревана из Тбилиси можно добраться часов за пять максимум, проезжая по пути озеро Севан (в рекламе, ИМХО, не нуждается).

Что ж, пришлось двигаться в Азербайджан. Доехал я на попутном автобусе до города Акстафа, где-то час езды от границы. Походил по его утопающим в зелени улицам, поужинал в кафешке около автовокзала. Полпорции кюфты на первое, порция джиз-быза на второе, салат (гора зелени и овощей) и чайник обалденного чая с гвоздикой обошлись мне в 23000 манат. Отдал я пять долларов, что по курсу было чуть больше и вышел с таким чувством, что раньше чем дня через три кушать не захочу...

Назад поехал на попутчике. Узнав, что я из России, водитель ДЕНЕГ БРАТЬ НЕ ЗАХОТЕЛ - у него в Самаре брат работает, понимаешь. Когда я стал настаивать на оплате- начались обиды... Пришлось согласиться ехать бесплатно! Звучит анекдотично, но так оно и было. Правда, по дороге ещё взяли троих, но я сидел спереди и дискомфорта не ощущал.

Снова прохождение границы - в обратном направлении, и- назад, в Тбилиси.

Следующий день посвящаю хождению по Тбилиси. Переулки старого города, проспект Руставели. И, конечно же, знаменитые сернистые бани, которые в своё время привели в восхищение самого Пушкина (его восторженный отзыв увековечен в мраморной табличке на стене высшего разряда). Плата за вход - 2 лари в высший разряд и 1 лари в обычный (без парилки). Советую не пожалеть лишний лари и ходить в высший. Обычный разряд не сказать что грязноват, но некоторая неухоженность имеет место...

Встретил в высшем разряде одного из японцев- попутчиков. Оказалось, он в эти бани ходит каждый день по два раза - утром и вечером. У них в Японии такие бани, оказывается, дороже (берёт калькулятор и считает) примерно в 46 раз.

Большим для меня огорчением оказалось то, что не смог попасть в театр марионеток Резо Габриадзе. Как мне сказали, этот театр теперь выступает, в основном, за границей и в России. Так мне сказали две миловидные девушки-грузинки. Отсюда вывод-для грузин Россия всё-таки не заграница. Не мешало бы Мишико с Владим Владимычем об этом подумать...

Вообще, отношение к себе в Грузии я видел только хорошее. Меня бесплатно подвозили на маршрутке, на улице объясняли всё, что было нужно... Услышав, как я разговариваю по-русски с официанткой, из-за соседнего стола мне прислали бутылку великолепного саперави (да простит мне та замечательная грузинская компания, но я передарил эту бутылку хорошей девушке по имени Ира, которая, попробовав, была в восторге).

Теперь о ресторанах в Тбилиси. Есть там, разумеется, и крутые ("Имерети", "Колхети" и пр. ), в которых можно выложить бешеную сумму лари в тридцать (около 500 рублей), но я кушал в небольших и уютных, где больше 10 лари ни разу не оставил, объедаясь при этом как Гаргантюа.

Общее впечатление от Тбилиси - город очаровательный, на пару порядков безопаснее Москвы, но чуть более обшарпанный (и то, говорят, к приезду Егор Егорыча его здорово примарафетили). Обитатели его где-то порядков на пятьдесят гостеприимнее и дружелюбнее обитателей крупных российских городов. Русский язык понимают все. За три дня мне попался единственный человек, не говоривший по-русски - официантка в том ресторане, где мне подарили саперави. Как мне сказали про неё, она приехала из глухой мегрельской деревни, так что ей простительно... Названия довольно часто дублируются по-русски, порой комично. На одном из большиш магазинов- грузинская вязь, ниже "SUPERMARKET", ещё ниже- "ГАСТРАНОМ" (через "А"). А вот какую надпись я увидел на воротах автоснервиса (воспроизвожу точно):
    ВУЛКАНИЗАЦЫЯ
    МОТОРИСТ
    ХОДОВОЙ
    СМАСКА

На некоторых станциях названия продублированы на русском, но на большинстве - нет. Я вышел из положения, купив у входа в станцию "Руставели" схему метро на англицком.

На следующий день я решил съездить в Марнеули и Садахло - попытаться прорваться как-нить в Армению. Дорога на всё-про всё потребовала 4 лари при езде в довольно комфортных условиях - народу в маршрутке что туда, что обратно было чуть больше половины вместимости.

В Армению попасть не удалось - погранцы грузинские запросили за разрешение сходить через погранмост в Багдашени (село на армянской стороне) 300 долларов. На моё возмущенное замечание, что за такие деньги я могу в Прагу или Хельсинки слетать, мне философски заметили:"Ми тебья, дарагой, понимаем. Но за дешевле рысковать не будем. С работи могут вигнать, а место хорошее!". Я думаю, очень хорошее...

Как бы то ни было, я для себя решил, что не готов платить триста штатовских тугриков за визит в армянскую деревню (не Ереван же, в конце концов!). Походил по большому приграничному рынку, потом поехал в Марнеули. Там уже подошло время обеда и я зашел в очень симпатичную кафешку на улице Руставели, метрах в 50 от остановки маршруток на Тбилиси и Садахло. И там я понял, как жестоко ошибался, считая тбилисские рестораны дешёвыми... По сравнению с этим кафе (где вечерами, кстати, играет живая музыка) они-жутко обдиральные. Посудите сами:заказал я порцию ОБАЛДЕННОЙ домашней кюфты, два салата (овощной и домашний сыр с травой тархун), пять штук СКАЗОЧНЫХ хинкали, чайник чая (его мне доливали пару раз бесплатно) - ВСЕГО ЗА 6 ЛАРИ (~95 рублёв). Съел я салат с сыром и кюфту и понял, что уже наелся. И решил-таки съесть одну хинкалину из спортивного интереса. Но когда откусил кусочек хинкали, понял твёрдо - умру, но доем все! В этот вечер я не ужинал...

И вот - 9 мая, день отъезда. С утра еду на автовокзальчик в Дидубе, первая маршрутка на Казбеги идет в 9.00. Меня предупредили - если хочу сесть с гарантией - должен приехать за полчаса до отправления. Приезжаю за 20 минут - мест уже нет. Следующая в 10.00, места есть, но ждать не хоца. Один таксист соглашается довезти за 1000 рублей и 8 лари, которые я заботливо отложил на маршрутку. За час долетаем до Гудаури. По пути вижу, что Грузия отмечает день Победы - дети возлагают венки к памятникам, Вечному огню... Проезжаем Гудаури. К сведению г\134лыжников - ОЧЕНЬ хороший курорт. Номера в гостинице "Марко Поло" (построили автрийцы) стоят в районе 100$ с кормежкой, но в селе сдаются коттеджи* с ванной, туалетом) по 30-40$. Место - АБСОЛЮТНО безопасное в криминальном плане. Почем ски-пасс - мой таксист оказался не в курсях, к сожалению... Еще часа полтора тряски - и мы в Казбеги. На миниавтовокзале, как стая коршунов, кучка таксистов. До Владика объявляют тыщу рублев. Мягко посылаю их подалее и иду пешком на дорогу в сторону чек-пойнта. Минут через двадцать останавливается "Нива", за рулем грузинский таможенник. Доезжаем быстро, денег-с не берёт-с... Ну, меня этим после гостеприимной Грузии уже не удивишь... Быстренько выписываюсь из Грузии, ищу попутку до Верхнего Ларса (нашего чек-пойнта). Берут меня ребята- осетины на "Газели", везут огурцы на владиковский рынок. Довозят почти до вокзала, денег не берут (то ли тлетворное влияние Грузии сказывается, то ли ваще на Кавказе народ такой приятный по жизни). Ещё часа три прогулки по Владикавказу, визит в полюбившийся мне "Ирон Къебиз" (см. в начале), и - посадка в поезд "Владикавказ- Москва". До свидания, Кавказ и Закавказье! Даст Бог, ещё увидимся!

Если у кого будут вопросы - милости прошу.

Артур
    27/05/2005 12:11

25.04.24 В столице открылась навигация на Москве-реке
    "Аэрофлот" обещает ветеранам бесплатные авиабилеты
    24.04.24 Из Перми запустят водный маршрут в Закамск и Краснокамск
    S7 Airlines полетит из Новосибирска в Алматы
    Red Wings начнет совершать рейсы из Челябинска в Минск
    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой