Гераклит был прав – два раза в одну и ту же реку не войти. Это подтвердила вторая наша попытка поучаствовать в спортивно-журналистском ралли по маршруту Москва–Крым, организованным, как и год назад, Фондом развития автотуризма при поддержке правительства Москвы. Мы преодолели многокилометровые тернии к крымским звездам, но того незабываемого ощущения первооткрывателей, как в прошлом году (читайте июньские номера нашей газеты за 2003 год) увы, уже не было. Но впрочем, притяжение этого заповедного уголка земли настолько велико, что решение еще раз поехать на машинах в Тавриду, было принято без особых раздумий.
Российская глубинка
До любимого Крыма надо ехать примерно полторы тысячи километров – 760 по российской глубинке и еще столько же по украинской. Но преодолеть это расстояние нам, журналистам газеты "Тверская, 13" Дмитрию Куканову и Сергею Осипову, поначалу было не на чем. Наша верная "лапочка" - двенадцатилетняя "восьмерка" была продана буквально накануне старта. Слава Богу, выручили друзья – участники прошлогоднего ралли. Один из нас поехал на "десятке" Вадима Сайдина из журнала "Женские секреты", а другой присоединился к семейному экипажу Алексея и Надежды Подымовых от издательского дома "Финансовый контроль", которые ехали на "Опеле-Вектра".
Заметим, что на этот раз на старт около Поклонной горы вышло почти в два раза больше экипажей – более 30 машин. Тут были и знакомые все лица – журналисты из "Автомира", "Пути водителя", "Club 4X4", "Русского курьера", "Главных дорог России", "Орловской правды", ГТРК Орел, "Времени" (Республика Мордовия), но и немало новеньких. Поразило разнообразие транспортных средств, прибывших ранним дождливым утром 30 апреля на старт ралли: к примеру, рядом с приехавшей из далекого Кургана "Окушкой" гордо возвышался навороченный кадиллак, судейские тоже порадовали – всем известный автоэктремал Серега Салов газовал на страшненьком, неизвестно из чего собранном "Фольксвагене- Сирокко", и тут же черным крейсером нависал над всеми огромный джип "Шевроле". И вся эта разнокалиберная публика по традиции рванула по утренним московским пробкам на Комсомольский, 15, где расположился главный спонсор состязания – магазин "Массандра – Легенды Крыма". Захватив на дорожку по бутылочке зажигательного новосветского шампанского, мы пустились в непростой путь.
В этом году организаторы проекта усложнили спортивную часть пробега на одну категорию, видимо, чтобы жизнь нам медом не казалась. Всем участникам выдали многостраничную "легенду", по которой только и можно было добраться до Крыма. И спортсмены, и журналисты изо всех сил пытались не выбиваться из придуманного хитроумными судьями маршрута. Почти никому это не удалось. Приходилось постоянно съезжать с трассы на какие-то проселочные дороги, искать КВ (пункты контрольного времени), натыкаясь на ВКВ (внезапный контроль времени), участвовать в ДС (дополнительных соревнованиях). У одного опытного экипажа от всех этих загогулин вскипели мозги, и их вместо Орла занесло аж в Брянскую губернию.
Один ДС запомнился особо – в оврагах под старинным (дата основания 1146 г.) русским уездным городом Мценском организаторы ралли чуть не погубили всю журналистскую братию. После 6 минут приличного ливня спецтрасса для мотокросса, где было решено проверить экипажи на проходимость, превратилась в непролазное месиво, из которого Серегу Салова пришлось вытаскивать УАЗиком. После этого этот ДС пришлось сразу отменить к радости участников, и к неудовольствию судей.
Впрочем, погода не стала лучше. Славянский бог Перун решил устроить нам еще один ДС в Курской губернии. Смысл состязания был в следующем – пройти на время под проливным дождем в кромешной тьме по печально знаменитому курскому участку симферопольской трассы, который, похоже, не ремонтировался со времен Великой Отечественной войны. Напомним, что наша "восьмерка" в прошлый раз сломалась именно здесь. Но в этом году бог миловал, и не только нас. В Белгород экипажи прибыли на последнем дыхании, но без особых потерь.
Украинская глубинка
Границу в этот раз преодолевали долго – 3 часа, и это несмотря на то, что нам выделили отдельный коридор. Людей, желающих посетить соседнюю страну, было полно, что и понятно, – 1мая. Пробравшись через кордон, примерно половина участников ралли приняла мудрое решение – "забить" на спорт и превратиться в обычных автотуристов. Не стали исключением и мы – "опель" и "десятка" с радостью сбросив "легендарные" оковы, рванули осваивать украинские просторы. Обретенная свобода придала этому дню особое очарование – мы ехали как хотели, заезжали куда хотели, дегустировали местные блюда, когда хотели. Без всякой нервотрепки мы преодолели несколько сот километров по вполне приличным "незалежным" дорогам и в десятом часу вечера уже были на Чонгаре. Перед нами - долгожданный Крым.
Еще часа два пути - и мы в Алуште. К нашему удивлению на стоянке перед пансионатом "Юность" уже было много экипажей, в том числе и кавеэнщиков – так мы прозвали участников ралли, которые решили не изменять спорту и до конца соблюдать все КВ, ВКВ и прочие раллийные прибамбасы. Собравшись, все шумною толпою двинулись на набережную - отмечать встречу с морем.
О, южный берег!
Если год назад Алушта не произвела на нас особого впечатления, то в этот раз мы смогли в полной мере оценить ее прелести. Она явно похорошела, и, может быть в этом есть заслуга инвесторов из России (они вкладывают до 80 процентов всех инвестиций). На пресс-конференции с руководством города прозвучали такие цифры – в 2003 году курорт получил капиталовложений даже больше, чем его извечная соперница Ялта. Российские бизнесмены активно вкладывают деньги в строительство гостиниц и здравниц. Кстати, никаких препятствий для открытия своего бизнеса в Крыму для наших соотечественников не существует. Однако россияне не составляют подавляющего большинства среди курортников – их доля примерно 40 процентов. Сейчас отдыхающим предлагается весь спектр возможностей – цена проживания колеблется от 2 до 350 долларов в сутки.
Регион Большой Алушты необычайно интересен и разнообразен. Это стало ясно, когда нас повезли (слава богу, уже не на своих "четырех", а на автобусе) в район горы Демерджи – жемчужины центрального Крыма. Там нам предоставили возможность покататься на лошадках, отведать вкусней шурпы и плова и полазать по скалам знаменитой Долины Приведений. За все это отдельное спасибо заместителю министра курортов и туризма Автономной республики Крым Игорю Котляру.
На следующий день, отправив наших кавеэнщиков заканчивать ралли (последний третий этап пролегал по горному Крыму), мы отправились в свой любимый, навевающий ностальгию Симеиз. По традиции, искупавшись в Голубом заливе (температура воды была всего 14 градусов) и отведав самых вкусных в мире белых симеизских чебуреков, два экипажа поехали в Ялту. Там как раз должна была начаться торжественная церемония награждения победителей ралли "Легенда Крыма-2004". Мы боялись опоздать, но не тут-то было. Судейская бригада не как могла "родить" результаты соревнования. Раллисты, журналисты и жители города вместе с отдыхающими маялись на центральной площади целых шесть часов. Зато они успели вдоволь наобщаться, натанцеваться и напиться пива. Но наконец-то свершилось – награждение началось! К нашей радости, в общем зачете ралли победил журналистский экипаж из Мордовии на обычной "девятке": пилот Павел Самарин и штурман Евгений Князев.
4 мая мы встретили в "Донбассе" - в некогда величественной шахтерской здравнице с собственным фуникулером. У нас сложилось впечатление, что пансионат застыл где-то на рубеже 80-х годов прошлого века. Кстати, ялтинское побережье полно контрастов – рядом с фешенебельными, горящими неоном отелями можно спокойно наткнуться на давно заброшенный долгострой или полусгнивший пирс. Это несколько портило ощущение крымского праздника. Зато нас порадовал бриллиант в архитектурной короне Тавриды – Массандровский дворец Александра III, который многие из нас открыли для себя. Заметим, что в парке этого шедевра, построенного в стиле французского замка эпохи Ренессанса, растут единственные в Крыму две секвойи.
Далее наш путь лежал на восток – в Новый Свет.
Киммерия
Ехать от Алушты до Судака – одно удовольствие. И дело не в состоянии дороги (оно весьма неплохое), а в том, что окружает ее. Каждый поворот открывает такие виды, что хочется всякий раз остановиться и снимать, снимать, снимать. К тому же этот участок и по сей день мало заселен людьми и загажен туристами. Природа не тронута, пляжи дикие, воздух такой же, каким дышали древние киммерийцы. Витиеватое шоссе часа через полтора вывело в цветущую Судакскую долину. Однако предупреждаем – водителям не стоит заглядываться на местные красоты, особенно на участке от Судака до Нового Света - узкая дорога крепко зажата высокими горами.
Добравшись до этого красивого местечка уже вечером, мы нашли пристанище в пансионате "Полет" - в прошлом элитной здравнице для летчиков. Нас поселили в просторном номере, где не раз отдыхали после полетов космонавты. В первую ночь мы тоже отдыхали после "полета" в прибрежном ресторанчике по поводу дня рождения нашего коллеги из журнала "Путь и Водитель" Дмитрия Сорокина.
Следующий день получился насыщенным. Мы начали с главного – посетили знаменитый завод шампанских вин, основанный князем Львом Голицыным. Здесь создают напитки, которые не уступают по качеству французским аналогам. А все благодаря тому, что новосветское шампанское делают по ручной технологии – каждую бутылку буквально вынашивают 3 года. Так же, как это принято в провинции Шампань. На традиционной дегустации все, что наливалось в наши бокалы, было прекрасно. Но особенно нас поразил красный брют из сорта Каберне, который начали выпускать совсем недавно.
Надегустировавшись, раллисты отправились по проторенной князем Голицыным тропе. Она огибает скалу Орел и доходит до знаменитой Царской бухты. Никак нельзя пройти мимо грота Шаляпина (где, по легенде, пел великий певец) и сквозной пещеры, выходящей прямо к морю.
Утром нас разбудила настоящая корабельная сирена. Спросонья нам показалось, что к нашему пансионату пристал пароход. На деле же это завывал наш судейский джип, возвещая о том, что пора двигаться в Феодосию.
Этим городом мы открыли для себя еще одну удивительную страницу вечной книги Крыма. Здесь в разные эпохи переплетались судьбы самых разных народов. Например, в средние века Феодосию назвали столицей приморской Армении – в городе было намного больше армянских храмов, чем всех остальных. Раньше этот уголок входил в состав Аланского царства. Добавим сюда греков, генуэзцев, турок и получится пестрая историческая картина.
Однако, сейчас Феодосия – русская. Это видно по всему – по вывескам, по речи горожан, в конце концов, по менталитету. Пережив довольно трудные постсоветские времена, город стал активно развиваться. Это касается и производства, и торговли, и городского хозяйства, а в особенности туризма. К слову, нам было приятно жить в обновленном почти до евростандарта пансионате "Феодосия".
Местные власти перспективы развития сферы отдыха и не только связывают в первую очередь с Россией и Москвой. Кстати, столичное правительство активно сотрудничает с городом: уже работает московское представительство Феодосии, расположенное, естественно, на улице Айвазовского, а наше представительство откроется скоро на знаменитой даче Стамбули. Юрий Лужков побывал здесь не так давно с официальным визитом, и после этого феодосийский мэр, по его словам, оценивает деловые качества нашего градоначальника на 12, 5 баллов по 12-балльной шкале.
Отдыхать в Феодосии не только приятно, но и интересно. Можно не сомневаться, что никто не пройдет мимо галереи Айвазовского. Многие знакомы с его творчеством только по репродукциям, но увидеть картины "живьем" - совсем другое дело! Чего только стоит одна лунная дорожка, которая перемещается вслед за зрителем. Прогулявшись по главной туристической улице Феодосии, не поленитесь дойти до Карантина. Это название старая часть города получила в царские времена – здесь, на территории бывшей генуэзской крепости, держали некоторое время крымских татар, возвратившихся из хаджа в Мекку из страха перед эпидемиями. В давние времена тут располагались четыре монастыря и более десятка храмов разных конфессий. Нас допустили в сохранившиеся старую армянскую церковь и византийский храм XIV в. иконы Иверской Божьей Матери. К сожалению, у местных властей не находится средств для достойного содержания исторических памятников.
Потом был Коктебель – столица воспетой Максимилианом Волошиным Киммерии. Если ее сердце – это домик поэта на набережной, то душа, видимо, находится в Коктебельском винном заводе. По крайней мере в этом на все сто были уверены раллисты, многие их которых побывали на нем уже второй раз. В этот раз нам повезло – мы попали на мадерную площадку в тот самый момент, когда шел процесс переливания солнечного напитка с одновременным обогащением его кислородом. Наглые журналисты тут же нашли стаканчики и, отталкивая друг друга, припали к божественной струе. В программу экскурсии подобная дегустация не входила, и руководству завода даже пришлось вмешаться.
В Москву, в Москву…
Восьмого мая раллисты покинули гостеприимную Феодосию - их ждал город-герой Севастополь с его удивительным парадом Победы, Инкерманским винзаводом, Херсонесом и соседкой-Балаклавой. Увы, журналистам "Тверской, 13" пришлось покинуть дружную компанию – в Москве нас ждали дела.
Привычный маршрут пришлось изменить – под Мелитополем еще вовсю взрывались снаряды, и Симферопольская трасса была перекрыта. Экипаж нашей "десятки" решил ехать через Таганрог. К ночи мы добрались до границы с Россией и уже почувствовали себя почти дома. Но не тут-то было! Таганрогские таможенники оказались настолько "любезными", что нам захотелось повернуть обратно. Излишне ревностные блюстители закона ни в какую не хотели нас пускать с крымскими винами, упершись "рогом" в пункт новой инструкции, по которой нельзя ввозить в нашу страну более 2 литров любых алкогольных напитков на человека. Так что, автотуристы, будьте бдительны!
Ехать по России было в удовольствие – мы ни разу не попались владельцам полосатых палочек, ростовская трасса по большей части не вызывала нареканий (как хорошо, что Курская область осталась в стороне). И вообще мы поняли, что возвращение домой – один из лучших моментов любого путешествия.
23/03/2005 03:05
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.