(С указанием расценок и полезного)
Значит так, особо мы ничего не планировали, просто, как обычно случились праздники, и хотелось солнца. Понятно, что ни о каких турецких или египетских здравницах речи не шло, а поездка за три моря требует подготовки.
В авиакомпании меня обрадовали, что на 1,2,3 мая билеты есть только в Читу, Душанбе (бизнес класс) и Ташкент. Ура, мы улетели в Ташкент. Мы – это я и мой 14-летний сын-переросток.
Рейс Трансаэро из Домодедово туда – в 23:30, прилет в 5 утра. Обратно в 5:55 и в Москве в 10:00. Но зато из Домодедово. В Ташкенте в аэропорту можно поменять немного денег. Вообще в городе курс 1 долл.=1000 сум или 1100. В аэропорту может быть 950 сум за долл. Выходите из здания аэропорта и вдыхаете запах цветущих фиников. Это после апрельской, мрачной Москвы. Потом на Вас набрасываются озверелые таксисты. Такса до города – от 2000 до 5000 сум. Мы спросили у таксиста недорогую, чистую гостиницу, и он отвез нас в Рафшан. Это 15 мин. езды от аэропорта, частная гостиница на 40 номеров. Хороший ремонт, ванна, спутниковое ТВ, кондиционер, очень хороший завтрак и самое главное – внутренний дворик с розами и фонтанами. Номер на двоих 40 долл. в сутки. Рядом есть еще одна гостиница, тоже частная – 20 долл. номер, чисто, но без изысков. Скорее напоминает наши советские областные туристические центры. Вообще в этом районе (не знаю, как он называется, но считается престижным) полно различного рода гостиниц от небольших частных, до многоэтажных комплексов.
Мы отоспались и пошли на ближайший рынок. Называется Госпитальный. Напоминает наш Даниловский – прилично, недорого. В Ташкенте рынков много, но сами аборигены говорят, что Госпитальный – оптимальное соотношение цены и "сервиса". Клубника – от 300 до 600 сум за кило. То есть за 50 центов Вы получаете килограмм спелой сладкой клубники. Черешня – 2000 сум за кило. И это считается дорого, т.к. черешня – только началась. Всякие орешки, сухофрукты, черная и белая шелковица – даром. Мы набрали себе этих удовольствий и в ближайшем сквере наелись так, что еще пару часов в себя приходили.
В Ташкенте делать нечего. Местный более-менее адекватный персонаж посоветовал сходить в музей Тимура (!), на Бродвей, а вечером, если нам неинтересна местная дискотека, можно поплавать в бассейне.
В Музей мы все-таки пошли, потому что писать хотели. А там самый чистый туалет в городе. Хороший большой музей. Если коротко – то Тимур, он же Тамерлан завоевал половину средней Азии, а весь остальной мир платил ему дань. А еще вся Европа со всеми тогдашними королями и королевнами благодарна Тимуру по самые брови, потому как он их от татаров спас. Наш Донской со своим Куликовом полем щенок, и кабы ни большой узбекский брат, то "вам русским давно бы кирдык был". Бродвей оказался пешеходной улицей, напоминающей любую пешеходную улицу любого другого города. Еда, художники, бирюльки.
Потом мы поехали на станцию "Пушкина" или "Пушкинская" в бассейн NBU. Сначала было плохо. Во-первых, от метро мы шли полчаса. И никак не могли найти вход в спортивный центр. Аборигены показывали пальцами во взаимоисключающие направления. Касса оказалась совсем в неожиданном месте. Но потом стало сразу хорошо. На двоих час пребывания в бассейне – 2 долл. Вход на территорию спорт-центра и вовсе бесплатный, а уже на месте Вы договариваетесь про игру в гольф, футбол-волейбол, теннис большой и маленький. И вообще очень приятное место для прогулок. В бассейне за такие деньги мы, ясное дело были одни, хотя на улице – 30 градусов. Вода чистейшая. Дали полотенец.
Потом я выяснила, что в Ташкенте есть еще 2 или 3 таких центра, где состоятельные узбеки вечерами кучкуются. Про расценки вообще:
- Метро – 400 сум.
- Такси в городе – максимум 1500 сум. Обычно – 500-700.
Поесть – чем нецивилизованей место и страшнее клеенка на столе – тем вкуснее. Мы ели плов, самсу и шурпу в районе госпитального рынка – это что-то. Андижанский плов из огромного дымящегося уличного казана – это вещи на всю жизнь. А на Бродвее мы зашли в приличный ресторан, где в "праздничный плов" натолкали сладкой кукурузы и зеленого горошка. Ну что тут делать.
- Чай зеленый "ноу лимит" и шикарная узбекская лепешка – 200-300 сум.
- Пиала плова – 700-1200 сум.
Отдельный разговор – движение на улицах и поведение водителей. Подозреваю, что есть некая национальная игра "Смерть пешеходу". Если Вы переходите улицу (неважно есть ли "зебра" или нет) то движущаяся машина не только не сбавит скорость, а вовсе напротив, причем еще и вильнет в Вашу сторону. Несколько раз мне готовы были отдавить ноги, когда я ловила машину на обочине. Однажды я со злости заехала кулаком в стекло Оки. Что Вы думаете, Ока остановилась и из нее каким-то чудом вылезли 5 огромных, желтозубых узбека. Спасло знание английского и злая уверенность в собственной правоте. Мы покричали, руками помахали, потом я уехала на пойманной машине, а они все еще обратно загружались.
Что касается безопасности. В Ташкенте на одного гражданского приходится пять милиционеров. Их не любят. Сами милиционеры про себя говорят. "Мы тож воры. Ток мы в форма". Но зато спокойно. Если отъехать подальше от центра и поближе к границе, то случалось всякое. Местные предостерегали садиться в машину, если там сидит еще кто-то. Увозят в Казахстан или Таджикистан. И с концами. Про людей. Такие как везде - разные. В массе своей – бедные, поэтому понятное желание денег. Их и просят. В любой форме – завышенные цены на рынке, обман на дальность поездки в такси. Просто попрошайничество. Но это неизбежный аспект пребывания в другой стране - надуют все равно. Отношение к женщине удручающее. Босая, беременная, на кухне. Хотя в городах есть цивилизованные дамы, в брюках, с мобилами. В абсолютной массе все аборигенки сурьмят брови. То есть смуглая, темноволосая, с большими черными глазами во всем блестящем и с черными-черными бровями. Нина Хаген форева.
Следующим утром мы отправились в Самарканд. Это очень просто. Вы приезжаете на автовокзал (метро не помню, добирались на такси). От автовокзала начинается трасса на Самарканд. Там на вас нападают местные водилы. Расценки следующие: 5 долл. место в машине. Считается, что посадочных мест в машине – 4 (спереди и три сзади). Машины – узбекские ДЭУ. Вполне приличны. Дорога до Самарканда – 380 км. 4 часа езды. Лучше заплатить больше, но ехать с комфортом.
Для справки: место в автобусе обычном (Лиаз) – 2 дол. Место в Икарусе – 3 дол. Постов много. Проверяют выборочно, но автобусы проверяют дольше.
Обычно все водилы делают в день одну-две поездки в оба конца. На постах их знают, пропускают без задержек.
На подъезде к Сырдарье стоят тетеньки, жарят свежепойманную рыбу. Вкусно. Но просите, что бы меняли масло, а то они на одном и том же масле и рыбу, и пироги, и мясо…
Дороги приличные. Практически все время, какие- то села. Ближе к Самарканду видны горы, и даже снежные вершины.
В Самарканде первое, что Вы проезжаете – обсерватория Улугбека. В принципе можно здесь и остановится, но лучше доехать до "центра", иначе придется кого-то ловить. Пешком от Улугбека до центра – далековато и прямо по оживленной трассе.
В центре – сразу рынок похож на любой периферийный рынок. Китайская пластмасса, турецкие юбки. Дальше – пешеходная улица. Очень приятное место. По обеим сторонам – аптеки, магазинчики, парикмахерские. И, наконец, Вы выходите к площади Эль-Регистан. Это красиво. Правда. Те, кто ездил по североафриканским и восточным странам меня поймет. Чистенько, качественная подсветка по вечерам. Невооруженным глазом видно, как все башни-минареты – заваливаются, что Ваша Пизанская. Вообще удивительно, что они не рассыпались при таких частых землетрясениях. Ташкент не устоял, а 500-летние башни стоят и ничего. Еще одно наблюдение – самая яркая керамическая облицовка – древняя. Современные изразцы не держат краски и моментально выгорают.
От Эль-Регистана можно дойти до могилы Тамерлана. Причем знайте, что в здании стоит муляж. А сама могила – в подвале. И так везде. Даже в Мекке гранит – это обманка. Все самое интересное – под землей. Можно спросить экскурсовода – а как насчет оригинала посмотреть? Сначала будут страшные глаза: "Только президентам чито-ты!" Потом за 2 долл. открывают все двери.
В 20 минутах езды – очень красивый комплекс Имам аль Бухары. Построенный на месте чего-то старинного культового. Туда привезли кусочек камня из Мекки. Мы попали туда на проезд свадебного кортежа. Молодых откровенно жалко. Это Вам не от Воробьевых до Кутузовского проехать. Это три дня празднеств. 200 человек гостей. Самоотверженный труд родителей. Женщины отдельно, мужчины в черном.
Еще недалеко от Самарканда есть Мечеть пророка Даниила. Камень, где лежит его рука (или нога) длиной 5 метров. Чтобы никто не знал, в каком месте, но что бы каждый имел возможность прикоснуться к святыне. Во дворе – старое дерево, увешенное платочками. Ствол – раздвоен. Если пройти три раза сквозь дерево, а потом повесить платочек, то можно, наконец, забеременеть. Наивные люди.
Еще во дворе есть пещера. Если Вы чувствуете в себе некие эзотерические возможности, то для проверки оных Вы должны в абсолютном одиночестве провести 40 дней в этой пещере. И или сдохнете от скуки, или будете лечить наложением рук.
К вечеру мы озаботились ночлегом. Гостиницы есть и разные, но это скучно. Встретили на улице благообразного старца, спросили у него, где путникам можно переночевать. Старец поджал губы. На что у нас была заготовлена фраза: "Чем отдавать деньги бездушному государству лучше сделать приятное хорошему человеку". Старца звали Халим и он был гидом и по совместительству муллой. В общем, божий человек – не обидит. Следующие пару ночей мы провели у него. Халим жил в кишлаке в 40 км. от Самарканда по дороге в Шахризабс. Имел машину и был уважаемым человеком. Кишлак прям в предгорье. Вокруг холмы, пасущиеся коровы, ослики, дети…
И это было прекрасно. В кишлаке один Халим говорил по-русски. Вода из горной речки, электричество по графику. Живет с женой, младшим сыном, невесткой и внуками. Старшие дети учатся в городе. Жену раз или два в год вывозит в город за покупками – одежда, крупы. Все остальное – свое. Жена ткет потрясные ковры. Причем все это как "тогда". Деревянная основа, ногами перебираются какие-то палки, продеваются нити. А еще мы ходили, покупали хлопковое масло. Два каменных диска трутся, масло жмется. В движение это приводи ослик, ходящий по кругу за морковкой.
Дивные-дивные люди. Усадили в достархан (если я правильно называю огромную кровать с коврами - подушками и низким столиком). Начали поить чаем и простоквашей. Потом салаты с морковкой и свежими помидорами. А потом, когда мы расстегнули все штаны и ослабили резинки, принесли тазик с пловом. Что это был за плов! Рисинки были прозрачны и таяли не во рту, а в воздухе. Морковка и лук золотистой шапкой лежали сверху. Мясо можно было ломать вилкой. Сладкий целейший и, одновременно, хрустящий чеснок! Невозможный абсолютно фантастический запах. ФЕЕРИЧНО! Вообще кормят от души и на убой. Хорошо то, что "главное" блюдо едят все из одной тарелки и можно сачкануть.
У Халима помимо огорода есть свой маленький "аптечный" надел. Он мне показывал хозяйство и "вот памидор, агурчик, тут у меня перчик растет, красавиц да? А здесь мой маленький радость". У Чебурашки парники. Маленькие аккуратные грядки совершенно абсолютно несъедобных грибов, грядки побольше с коноплей, на задах культивируются маки. И потом я наблюдала откровенно психоделическую картину, когда невестка Халима мотыгой обрабатывает грядки с огурцами и горохом, двигается по огороду и, не меняя ритма, пропалывает грядки с коноплей, аккуратно извлекая одуванчики и прочий мусор.
Собирали маковый сок. Хотела пальцы облизать, Халим дал по рукам. Это очень крепкий спецательный мак, выращивают для себя, и он не был уверен, что мой городской организм правильно отреагирует. Вообще в кишлаке растет много удовольствий, но исключительно для себя и друзей. На продажу – практически ничего не идет. Я хотела взять с собой малую толику, но мне сказали следующую фразу "Ты не знаешь, кого закладывать". И вообще если поймают с посылкой местного – отделается штрафом и испугом. Поймают белого чужака – по полной программе – вонючая тюряга, работа на плантациях и абсолютная неизвестность.
Понятно, что трубку мира мы раскурили, и делается это весьма изощренным способом. Табака никто не курит, поэтому ни сигарет, ни папирос в кишлаке нет. Скручивается трубочка из бумаги, перевязывается ниточкой. Пластинка гашиша нанизывается на железный прутик, другой прутик нагревается на огне и проводится по первому, в результате чего гашиш начинает дымить. Вот тут вот и нужно через трубочку его курить. Потом были грибочки, чай с маком, катание на баранах и беготня за курицей. Ну да ладно.
На следующий день после чрезвычайно плотного завтрака мы поехали в Шахризабс. Могу сказать, что одно из приятнейших мест в Узбекистане – это перевал между Самаркандом и Шахризабсом. Это очень красиво. Зеленые-зеленые холмы с редкими горными речушками и россыпь красных маков. Шахризабс стоит в стороне от туристических маршрутов. Грязный малюсенький городок. На центральный площади – памятник Тамерлану. Издалека очень похож на возмужавшего Ильича в шапочке с пипочкой. За Тамерланом – Ак Сарай - две башни 14 века. В лучшие годы имели высоту в 180 м., сейчас чуть более 100. Наверх можно подняться по узкой каменной лестнице. Причем ступеньки имеют высоту от 20 см до метра. На иные приходилось буквально залазить. Сверху ничего примечательного. Разве что ограждение. От 100 метрового полета Вас отделяют две железяки с намотанной тряпочкой. Примерно такие, как ставят в Москве зимой под сосульками. Еще в Шахризабсе есть удивительной красоты комплекс мечетей с минаретом. Название не помню, но там есть туалет, поэтому ориентируйтесь на запах.
На следующее утро Халим отвез нас на автовокзал Самарканда и с рук на руки передал знакомому водителю. Так что по приезде в Бухару ( 300 км. ) нас тут же отвели в невероятно грязную чайхану, нашли местного пожилого авторитета и передали нас с примерными словами "родственница близкая, с сыном из Москвы". И опять чай с медовым сахаром, плюшки и салаты, разноцветные барышни, приносящие/уносящие тарелки. Закрались даже мысли "откормят, под рождество заколют". Мы под благовидным предлогом и после щедрых чаевых оттуда ушли.
Что нужно посмотреть – вид на старый город со стен какой-то мечети. Вспоминается старый фильм "Волшебная лампа Алладина", хотя он снимался совсем в другом месте. Стены дворца в ширину размером с футбольное поле и пузатые. И вообще Бухара – такая вся цельная. Как будто весь город задумался и строился одним человеком и по четкой схеме.
Нам хватило пол-дня для осмотра всех достопримечательностей. Прошли по всем узким улочкам и были у нас планы поехать в Хиву. Но в разговоре выяснили, что до Хивы с тыщу километров, что до Арала, из-за которого мы хотели туда ехать – идти и идти по жаре и страшно соленом ветру. Что лицо засаливается и обветривается в момент и что по дороге там и сям расположены лепрозории. Без сына я, может, и рискнула бы, но рисковать здоровьем ребенка было бы чересчур. В общем, тем же вечером через Самарканд мы уехали в Ташкент. А, помывшись и скупив оптом ближайший рынок, улетели в Москву.
Резюме поездки таково: если для Вас на отдыхе основное это комфорт и приятность глазу вокруг, не надо Вам ехать в Узбекистан. А если хотите без виз, больших денег и долгих перелетов походить, посмотреть и потом взахлеб рассказывать "как это было круто!" - поезжайте, наверняка, Вы найдете для себя массу интересного.
03/07/2004 19:04
Материалы по теме
- Страны: Узбекистан
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.