лучшее письмо месяца

Рассказ о самостоятельной поездке в Словакию

Вдохновившись рассказом Александра Лапшина о его осенней поездке в Словакию через Польшу, я начала изучать в интернете воспоминания туристов, побывавших там. Основательно прочесав интернет, и наш, и словацкий, я собиралась съездить в Словакию еще в январе. Но потеря загранпаспорта, последующие первомайская поездка в Венгрию и горящая сверхдешёвая июньская в Турцию перенесли этот тур на сентябрь. Программа несколько раз менялась, то хотелось зависнуть дней на 5 на курорте и отмокать в минеральных бассейнах, то пожить в кэмпинге или хате в горах. Наконец, определились с маршрутом, решили, что он будет экскурсионно-познавательным, и с коллегой поехали в Словацкое посольство за визой. Отстояв в очереди, отдали заполненную анкету с указанием пансиона, в котором собирались проживать первоначально, заплатили по 41 доллару и через неделю получили визы. Причем, у коллеги, девушки 25 лет, это была первая поездка за границу, и паспорт был чист.

Началом поездки выбрали городок Баньска Штавница из-за того, что там 10-11 сентября должны были проводиться Саламандровы дни с обширной развлекательной программой, а он сам внесен в список Мирового Культурного Наследия ЮНЕСКО. Написав много писем в пансионы и др. убытовни и получив ответы, выбрали самый дешевый вариант молодежное общежитие (домов младеже) за 150 корунок/чел. на окраине города, но близко к ж/д станции. Забронировали там жилье на 3 ночи (10, 11, 12 сентября), и также зарезервировали проживание на 2 последних дня в домове младеже в Кошице на улице Medicka, 2 за 215 корунок/ночь. Я просто написала им письма с нашими фамилиями и датой приезда. В промежуточные дни мы были полностью свободны и должны были искать жилье на месте, а также решать, куда именно ехать в зависимости от погодных и прочих условий.

Билеты Москва-Чоп были плацкартные, купейных не было. Обратных же не было никаких, кроме купе с удобствами за 1600 р. В mza.ru специально несколько раз проверила, что в день приезда и за день до него появляются билеты и в обычные купе, и в плацкарту, поэтому решили билеты брать на Украине. Оказалось, что там подороже, зато мы смогли купить купейные билеты, т.к. теперь проверено лично, что в плацкарте на этом маршруте ездить невозможно. Ведь читала я предупреждения предшественников, но надеялась, что нам повезет. В прошлом году ездила в Брест в плацкарте дважды, и совершенно нормальные люди ехали. Здесь же омрачали поездку украинские гастарбайтеры, которые на каждой станции (и даже между ними у разносчика из вагона-ресторана втридорога) покупали пиво и водку, немеряно их потребляли, а потом кричали, пели и мусорили. Были, конечно, и приличные непьющие мужчины, и они помогали урезонивать пьяных. Причем в Москве при посадке в вагон ничто не предвещало беды, наше купе было предпоследним, и соседями была семейная пара, ехавшая в Киев к родне, но после Киева соседи у нас дважды поменялись. Сначала к нам посадили приличного, трезвого мужчину до Тернополя, ехавшего аж из Мурманска, он сказал, что хуже этого поезда за всю долгую поездку не видел, и абсолютно пьяного дядьку с таким же другом. Вот эти двое нам и дали жизни, один залез наверх и заснул с громким храпом и периодическими вскрикиваниями, второй мотался по всему вагону, искал то туалет, то свое место, но возвращался неизменно к нам всё более грязный и мокрый, садился напротив, вытягивал ноги, сучил ими и пачкал моё постельное белье, или стремился залезть на нашу третью полку. Всё это длилось до тех пор, пока я не разбудила проводника, и дядьку не определили на законное место в середине вагона. При этом сзади продолжалась пьянка, которая уже перешла в стадию разбивания посуды, а впереди мужики тоже выпивали, но не так бурно. Да, а туалет-то работал только один, и тот почти возле нас - мы ехали в предпоследнем "купе". После Тернополя к нам подсели муж с женой и сыном до Чопа, которые начали есть раков и запивать пивом, причем десятилетний сын прихлебывал пиво тоже. В общем, настоятельно рекомендую брать билеты заранее и в купейный вагон.

В Чоп приехали ночью, купили на вокзале билет до Черна над Тисою (12,24 гривны), с небольшим количеством челноков прошли паспортный контроль и таможню. Украинский таможенник с недоумением спросил у нас, зачем мы едем отдыхать в Словакию. Потом мы переехали границу в шестиместном купе одновагонного поезда, там прошли паспортный контроль, у нас спросили в какой город мы едем и записали что-то на бумажке, уже на станции прошли словацких таможенников, ничего у нас даже не посмотревших, и сели в здании вокзала ждать поезда на Кошице. Учтите, что в Черна над Тисою обменников внутри вокзала нет, только банкомат, а чтобы купить билет до Кошице надо иметь 126 Sk на человека. На карточках у нас денег не было, я не успела заехать и положить долларов 50 на такой случай, хотя собиралась. К счастью, мы умолили пожилую челночницу поменять 10 долларов с небольшой выгодой для нее, а то пришлось бы ждать до 9-10 утра вместо того, чтобы уехать в 5-10.

Уже в Кошице на вокзале разменяли деньги там был самый выгодный курс обмена (1 доллар 32, 8; 1 евро 39,8). В Зволене и Попраде доллар был по 32,1 или 32,2.
    Билет Кошице-Баньска Штавница стоил 364 Sk, и ехали мы почти 4 часа до Хронской Дубравы, где пересели на современный поезд до конечной станции.

В Баньска Штавнице были к 2 часам дня, поселились, оплатив сразу за 3 ночи. Очень красивый город с двумя замками, но такой крошечный после Москвы. Всё обошли, посетили старый и новый замки, погуляли по окрестностям, посетили ботанический сад (там не было цветов, только деревья), загорели даже. На второй день посмотрели, как проводится праздник, в первый вечер сил уже не было, да и оделись мы тогда не по погоде (вечерами было холодно, хотя днем солнце припекало). Итак, на главной площади была ярмарка, продавали разливное пиво, вино и бурчак (квас?). Там же поставили сцену, где были концерт и конкурсы, которые проводил Старопрамен. В конкурсах участвовали, в основном, местные цыгане. На вопрос ведущего, что, мол, Вы пьете, некоторые цыгане вместо ожидаемого ответа: Пиво Старопрамен гордо заявляли: Водку! И пустую бутылку Столичной мы, действительно увидели на столе.

13 сентября с утра пораньше выехали из Баньска Штавница, тем более, что в воскресенье праздника уже не было, и всё было закрыто уже с полудня субботы. В выходные мне пришлось обменять 10 евро в гостинице по курсу 38, так как денег не хватало, ведь в Кошице я сдуру поменяла всего 40 долларов. Доехали до Зволена, увидели красивый замок рядом со станцией, решили посетить, но так как в понедельник он не работал (ну и длинные у них выходные!... ) узнали в информации, где можно переночевать и выбрали самое дешевое кэмпинг. Оставили крупные вещи за 24 кор. за место в камере хранения на вокзале, взяли только самое необходимое. Наш ночлег в кэмпинге стоил 370 Sk за двоих, но как же было холодно утром, а ведь люди ночевали и в прицепах, и палатках... Чтобы принимать душ в их продуваемой кабинке надо быть моржом! Пришлось до открытия замка часа полтора согреваться в местной колибе горячей едой и кофе.

В замке на нашу удачу работает русскоязычный экскурсовод, учившаяся в Москве, и всего за 80 крон с человека у нас была индивидуальная экскурсия по всем помещениям. Посмотрели картины, копии икон и алтарей, а, главное, настоящий, старинный потолок с портретами венгерской знати. Гид рассказала, что бывают у них и русские туристы, но часто и венгерские, а никого со знанием венгерского языка нет + Кстати, везде есть скидки для студентов, но на этой индивидуальной экскурсии был тариф 80 корунок.

Из Зволена поехали в Баньска Быстрицу, там с вещами потащились искать молодежное общежитие на ул.Каменского, в котором прошлой осенью останавливался Александр, долго взбирались на гору с вещами, но в нём не оказалось мест. Прогулялись до информации в центре, за 20 крон зарезервировали места в Studentsky Domov Akademii Umeni на улице Kollara, 20 это даже ближе к центру, чем ул.Каменского. Можно было и не резервировать, но после первой неудачи решили перестраховаться. Ребята из Словении, которых мы встретили в информации, появились в нашем студ. доме после нас. Цена - 250 кор. за чел. Рекомендую - современное здание со стеклянным лифтом и новой мебелью в комнатах. Гуляли по центру, восхищались красивой главной улицей, фотографировались около каждого памятника и забегали в магазины. После их закрытия съездили в Теско (4 остановки от набережной в конце главной улицы), затарились продуктами-фруктами-пирожными.

Наутро 15 сентября поехали в Спишска Нова Весь через Врутки за 292 Sk. Недалеко от станции постучались в первый же пансион, поговорили с проживавшим там итальянцем, и решили остановиться там, на одну ночь. В Спишска Нова Весь центральная улица разделена костёлом высотой 87 метров, театром и музеем на две улицы Зимнюю и Летнюю, там гуляют и пьют пиво. В принципе, город примечателен тем, что он находится около Словенского рая национального парка, а в 15 минутах езды от него находится старинный городок Левоча, в 30 минутах памятники, внесенные в список ЮНЕСКО: Спишский град, замок 12 века с огромной территорией, и Спишске капитула ( с XIII века - аббатство, а с 1776 г - резиденция епископа; представляет собой улицу, застроенную готическими домами и окруженную стеной. С одной стороны улицы находится собор св. Мартина (1273), а с другой - семинария и епископский дворец (1652). )

В первый же день съездили в Левочу, посетили собор Святого Якуба (50 кр.), увидели знаменитый алтарь, выполненный мастером Павлом из липы. Там был автомат, за 5 кр. рассказавший историю собора на русском языке. Сам городок показался маленьким, и мы решили поселиться в Спишска Нова Весь для последующего посещения Спишского града и капитулы. Зашли в частный дом по адресу, выписанному из интернета и договорились с хозяйкой остаться на 2 ночи. Рекомендую всем улица Хряпчикова, д.18. Стоило это по 250 кр./день, у нас была своя кухня, где мы завтракали и ужинали и смежная гостиная с телевизором. Захотите у них остановиться - просите поселить на втором этаже, там обитая деревом огромная гостиная с 2-мя спальнями, ванной комнатой и туалетом. Их эл.адрес: ub.katarinka@pobox.ru.
    Вообще, у хозяев жить комфортнее, и за те же деньги, что в молодежных общежитиях, есть телевизор, чайник, плита и холодильник. Опять же есть с кем поговорить и посоветоваться о маршруте. Находится эта улица рядом с автобусной станцией, около которой большой супермаркет Hypernova, в нём за покупку на 800 крон нас оправили к стойке информации, там попросили едну корунку (1 Sk) и вручили бутылку сухого белого вина. К чему всё это было, мы так и не поняли, но вино выпили. Нам бы так в Ашане или Метро...

Хозяева муж с женой и дочкой лет 17, приятные люди, пытающиеся говорить на русском языке, они его изучали в школе, но подзабыли. Мы у них были первыми русскими, и оставили благодарственный отзыв в книге среди других записей на непонятных языках (может, чешских и польских?).
    В нашей гостиной на полке был обнаружен набор из открыток их города времен социализма, где имелись надписи и на русском языке. Особенно впечатлила та фотография, на которой были изображены серые панельные 9-этажные коробки, а на обороте мы прочитали: Просторные, воздушные квартиры заменили маленькие душные домишки. Долго смеялись, особенно после экскурсии по 2-этажному "домишку" хозяев, способному вместить не меньше 14 туристов. Наши гостеприимные хозяева любезно захватили нас на машине в Попрад, и разрешили оставить вещи в доме до 4 дня, т.е. нам не нужно было съезжать в 10 утра, и в последний день мы попытались съездить в Добшинскую пещеру. Но добраться до нее нам не было суждено из-за редко ходящих автобусов (увы, не сезон), и погуляв по Попраду, посетив Спишскую Соботу, костел святого Juraja (стоит 30 Sk и есть путеводитель на русском языке) и музей быта (Podtatranske museum, 20 Sk), часам к 5 мы вернулись, попрощались с хозяевами, забрали вещи и поехали в Кошице.

К 20 часам добрались до Кошице, поизучали карту около вокзала, зарисовали маршрут и побрели к забронированному молодежному общежитию, тревожась, что бронь уже снята. Прошли мимо музыкального фонтана, посидели-полюбовались немного и ступили дальше в ночь. Хотя было всего пол девятого - девять, казалось, что как у нас после одиннадцати, везде было темно и пусто. По зарисованной схеме пройти не удалось, улица оказалась тупиковой, выбрались на освещенную и подождав прохожую, стали пытать ее, как найти наш Domov mladeze, она остановила пожилого мужчину, и он нас захватил с собой, по дороге притормозил молодых ребят, в общем, участливые словаки подсказали и вывели. Да, народ, действительно, вежливый, в поезде помогают снять рюкзак с полки и даже вынести чемодан из поезда. Не говоря уж о том, что здороваются и прощаются с попутчиками и в магазинах.
    Благополучно поселились, выспались и с утра рванули в Прешов, скучно что-то показалось на одном месте сидеть (билет туда-обратно 76 кр., ехать минут 30). Кстати, в отличие от Чехии нет скидок за проезд двух человек на поезде, только есть скидка за покупку обратного билета, но небольшая крон 10.

Прешов - красивый город с достопримечательностями на главной улице, мы там пофотографировались, попили пива и вернулись. Вечером посидели часок у музыкального фонтана хоть и небольшой, но как же красиво! И не надо, как в Праге специально ехать на выставку, брать билеты и ждать сеанса, в Кошице он бесплатный и прямо в центре города.
    Последний день посвятили шоппингу, накупили летней одежды на распродаже, и выехали на скором поезде (рыхлике) в 16-26 до Черна над Тисою, в 20-15 был поезд до Чопа, на котором мы оказались единственными пассажирами. Билет от Кошице до Чопа взяли сразу за 206 Sk.

В Черна над Тисою, чтобы не сидеть 2 часа на станции среди слонявшихся там цыган, прошли немного и, расспросив первого же прохожего, нашли кафе (или скорее пивную-закусочную) У ветерана (по дороге прямо и направо) с большим количеством фуражек на полке и дешевой, но вкусной едой. Словацкая кухня хороша тем, что даже в самой простой забегаловке Вы получите отбивную (rez) из свежего мяса (свинины) или рагу, а не котлету с макаронами, как у нас в столовых, и стоить это будет совсем недорого. Так, У ветерана за порцию "болгарского режа", состоявшую из 2-х кусков мяса с нас взяли 56 кор., мы ее разделили на двоих, и получилась обычная наша порция.

А если в Словакии приходилось брать гарнир, например рис (ryza), то это оказывались 3 большие горки, поэтому я чаще брала одно мясо. Их отбивные бывают обжарены в тесте и запивая их темным пивом, прощаешься с диетами.
    Как-то мы перекусили на вокзале Зволена, просто зашли скоротать время до поезда - попить пива, смотрим висит едальный листок с большим выбором горячей еды, так там язык с шампиньонами стоил всего 34 кр., рис 12, и всё было исключительно вкусно и чисто.

В Баньской Штавнице мы перекусили однажды только супом и пивом, чеснокова полевка (чесночный суп) сверху приправлена гренками, а внизу расплавленный сыр никакого второго блюда не надо.
    В Словакии можно зайти в любой ресторан, даже самый огромный и роскошный, и всегда в меню есть блюда по приемлемым ценам (спец.предложения или бизнес-ланч), и пиво максимум 20 кор. за малый бокал. Много баров без еды, и меня еще удивляло, что народ пьет что-то вроде бутылочной фанты и кока-колы вместо свежего разливного пива. Еще удивляло, что чай стоит 15 кор., а это всего лишь пакетик в чашке с кипятком, уж лучше к обеду взять пиво, а к завтраку кофе, если уж не эспрессо, то по-турецки. Только в Баньской Штавнице по пути к новому замку нам попался чайный домик с чаем в чайниках.
    Кстати, галушки с брынзой мне абсолютно не понравились, жареный сыр намного вкуснее, особенно с ветчиной. Еще везде много пиццерий, мы часто брали пиццу одну на двоих.
    Хороши кондитерские, где мы с утра попивали кофе (presso kava) с пирожными или штруделем, цены на кофе 19, пирожные 14-18 кор. В Кошице по главной улице аж 2 кондитерские Aida, одна напротив другой, там замечательные пирожные. С голоду в Словакии не пропадешь, мы всё время еле ходили из-за больших порций. Хорошо, что постоянно в гору поднимаешься, хоть как-то растрясается.
    Перепробовали почти всё пиво: Steiger, Corgon, Saris, Zlaty Bazant, Topvar, Staropramen, Tatran, Kozel, Krusovice (от 12 до 18 Sk за малый бокал).

В Чопе купили билет в купе, разменяв рубли и доллары на гривны, посетили пристанционный бар, где словацкого пива уже не было, а "Оболонь" не привлекала, поэтому взяли одесского шампанского за 12 гривен, с ним и скоротали время. В купе сели одни, по дороге подсел парень до Винницы, рассказал нам о своей будущей работе в Чехии, он как раз оформлялся через посредников и ездил в Будапешт в чешское консульство (почему не через Киев, мы так и не поняли). Купейный вагон был тоже не сильно чистый, и проводник сначала не особенно приветлив, но потом оттаял и поведал нам, что не в сезон до Чопа будут ездить только плацкартные и купейные вагоны с едой, а он, видимо, останется без работы...

Если сравнивать Словакию с Чехией, то эти страны, естественно, похожи, только цены в Словакии пониже из-за высокого курса доллара (32,8 против 26, комиссии нигде не было), да и народ поотзывчивее, туристы и гастарбайтеры их не озлобили еще. Видели сеть магазинов Кенвело. Только выбор сувениров в Чехии намного больше.

Живут в Словакии небогато, хотя мы видели людей, в основном, на улице или в поездах, а богатые люди во 2-м классе не ездят. Заметили, что мобильники у них здоровые и одеваются в китайских магазинах - там толпы людей, а в бутиках пусто. Пока не так много китайских ресторанов, как в Чехии. Правда, мы не были в столице, может, там по-другому.

Поездка была с 8 по 22 сентября, всего 11 ночей в Словакии, истратили 65 долларов за проживание и 120 долларов за весь проезд. Еда и пиво долларов на 70. Итого: 255 долларов за весь тур + 41 доллар за визу. Автобусные туры подороже выходят, опять же ехать менее комфортно, да и группа собирается человек 50, и везде приходится бегом бежать. Преимущество групповых туров только в том, что ничего искать не надо и тебя везде доставляют. Но после первомайской поездки в Венгрию, когда мы поесть толком не успевали и всё равно пару-тройку раз опаздывали в автобус, где нас сильно ругали, я лучше поеду дикарем. Тот тур считался 9-дневным, но в Венгрии мы были всего 5 дней/4 ночи в гостинице Будапешта, а стоил аж 290 евро (в визой и проездом).
    А уж если вспомнить прошлогоднюю первомайскую поездку, где мы вместо обещанной гостиницы в Кракове жили в двух разных гостиницах километрах в ста от него, и все три дня колесили по Польше, въехали туда аж через Белосток, сделав огромный крюк, на ночевки приезжали лишь к 12 ночи и падали без сил, а в 6 нас уже будил гид, то за это особое спасибо белорусской турфирме Экотур-6. Действительно, дешево и сердито.

Лучше на следующие праздники (в январе или на майские) поеду еще раз самостоятельно в Словакию. Много еще осталось неувиденным: пещеры, замки, купальни. Составлю маршрут, предварительно списавшись с хозяевами, их на месте всё же трудно найти вывесок на домах может и не быть, а в информации нам частные дома не предлагали.

Рада, если смогла помочь кому-нибудь с информацией о поездке, мне лично очень помогли советы предшественников.

С уважением, Марина.

Марина
    04/10/2004 12:27

Новости из Словакии

05.10.23 Словакия вводит контроль на границе с Венгрией
    23.02.21 В Европе туристов из России не особо ждут, но иногда впускают
    03.02.20 Новые правила выдачи шенгенских виз: что изменилось?
    20.01.20 Wizzair открыла продажу билетов от 30 евро из Петербурга в Софию, Бухарест, Братиславу и Вильнюс