Пiдтримаi наших.*
Три тысячи лет назад до нашей эры Крымский полуостров населяли тавры‚ затем к ним присоединились скифы‚ аланы и сарматы. С годами картина менялась. Безусловно‚ мягкий‚ бархатный климат этого солнечного края‚ его плодородная земля и выход к средиземноморью‚ не оставляли равнодушными татар‚ в последствии названных крымскими‚ турок‚ немцев и пр. Русский народ пролил немало крови на крымской земле: оборона Севастополя (в русско-турецких и отечественной войнах)‚ героические действия партизанских отрядов (отечественная война). И как же теперь чувствует себя русский турист на крымской земле? Хозяином? Желанным гостем? Непрошенным гостем? Просто чужаком или даже врагом? Попробуем разобраться. Работа‚ даже если она приносит материальное и моральное удовлетворение‚ должна периодически прерываться заслуженным отпуском. Согласитесь‚ что, несмотря на всю привлекательность средней полосы России (леса‚ озера‚ грибы‚ комары и т.п.)‚ всякий уважающий себя труженик мечтает позагорать‚ искупаться в теплом южном море‚ подышать свежим горным воздухом. Разумеется‚ никто не снимает со счетов побережье Краснодарского края‚ курорты Азовского моря‚ но мы обращаем взор на вышеупомянутую крымскую землю‚ исторически небезразличную русскому сердцу.
Театр начинается с вешалки‚ поездка на курорт - с билетной кассы. Купить билет в один конец‚ пусть и отстояв приличную очередь в душном зальчике‚ все-таки можно‚ но билет обратно вам так легко не продадут‚ вежливо предложив, решить проблему с билетами "оттуда" самостоятельно на месте‚ пообещав‚ что проблем-то не будет. Украинский поезд Москва-Симферополь - это прыщавый юнец-проводник‚ не знающий расписания‚ кипяток‚ который появляется лишь эпизодически‚ нестираемая грязь на сиденьях‚ несмываемая грязь в уборных и уникальная система вентиляции в виде разбитых стекол‚ еще более грязных‚ нежели сиденья. Дорога дальняя (23 часа)‚ но в пути вас кормить не будут - вагон-ресторан отсутствует‚ как класс. Все‚ что может предложить вам неумелый юнец-проводник - это теплое (надо сказать‚ дешевое) пиво и пищевые суррогаты из отходов химической промышленности.
Видимо‚ расписание движения поездов является настолько сложной наукой‚ что недоступна она не только для проводников‚ но и для украинских таможенников‚ которые‚ не закончив осмотр‚ спрыгивали из поезда на ходу‚ одновременно давая инструкции по правильному заполнению миграционной карты. Несчастные пассажиры‚ ехавшие до Харькова (отныне не просто станция‚ а таможенный блокпост)‚ пытались сойти с поезда четырежды - с помощью стоп-крана. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих‚ потому не проводник будит пассажиров на конечной станции‚ а они - его. При этом пассажиры‚ не успевшие сдать сонному проводнику постельное белье‚ вынуждены повторять подвиг харьковских таможенников в более сложных условиях - виртуозно выпрыгивая на ходу с вещами на симферопольскую землю.
Дорога от Симферополя до Ялты осложнений не вызвала‚ удивляло лишь то‚ что водитель рейсового троллейбуса всю дорогу поправлял свой бюджет‚ подсаживая безбилетных земляков и поправляя сваливающиеся с проводов токоприемники. Увы‚ старенький (годов 60-х) чехословацкий троллейбус Skoda‚ современным транспортом назвать - не поворачивается язык. При переезде через знаменитый перевал‚ вы ощутите ни с чем не сравнимые ощущения - у вас крепко заложит уши. Высокогорье...
И вот мы приезжаем в Ялту - жемчужину Крыма. Первое‚ что бросается в глаза - не местные достопримечательности‚ а назойливые квартирные агенты с потрепанными картоночками с надписью "квартира люкс". Цены разные. За 100 долларов в сутки вы можете снять комнату в квартире на набережной‚ а если повезет‚ то и однокомнатную квартиру. За полтинник предлагают аналогичные апартаменты‚ но в более отдаленной от пляжа части города‚ причем это может оказаться как жилье в добротном "сталинском" домике‚ так и в полуразвалившейся халупе дореволюционной постройки. Мы же выбираем эконом-класс. Комнату за 15 долларов в сутки. Стоит отметить‚ что, несмотря на наличие приставок "люкс" и "эконом"‚ вода‚ причем только холодная‚ во всех типах квартир‚ подается дважды в сутки. Горячая же вода есть только в квартирах с газовыми колонками. Ялта стоит на склонах гор. Это обуславливает своеобразие рельефа города. Путь от нашего эконом-жилья до набережной - это получасовой, крутой спуск вниз по извилистым улицам‚ не имеющим границ между пешеходной и проезжей частями. Это - не случайная оговорка‚ ибо залюбовавшийся горным амфитеатром турист рискует попасть под колеса торопливого водителя. Тем не менее, спуск - не подъем. Какой бы дорогой вы не шли от набережной до своего эконом-жилья‚ помните - путь будет пролегать по перепаду высот примерно в две многоэтажки‚ что укрепляет ноги‚ но портит настроение.
Пляжи... Как же замечательно‚ что прибрежная линия оккупирована большим количеством кафешек‚ ресторанчиков‚ забегаловок (есть даже McDonald’s)‚ потому‚ как именно в них не так тягостно ожидание свободного места на пляже. А вот с ними-то как раз беда. И вот, наконец, вожделенный пластиковый лежак подпирает ваш обрюзгший белый зад. Еще миг - и вы сольетесь с бирюзовыми волнами‚ но будьте бдительны. Вы не одиноки. Помимо таких же‚ как и вы‚ энтузиастов‚ в воде плавают окурки‚ бутылки‚ обертки‚ предметы гигиены и человеческой жизнедеятельности. Подводный же мир не отличается таким многообразием. Поэтому матерому дайверу под водой делать будет просто нечего. Смыть с себя соленую воду не получится‚ ибо души с пресной водой на пляже не предусмотрены. Солнечные ванны стоит принимать крайне осторожно. Ялтинское солнце - не подмосковное. Загорать следует постепенно увеличивая дозу солнечного облучения‚ иначе вы рискуете превратиться в человекообразный кусок обгорелого мяса. И никакой крем вас от этого не спасет. Но не стоит волноваться - солнце вы будете видеть не каждый день. Для любителей статистики‚ из десяти дней‚ проведенных в Ялте‚ четыре были солнечными‚ пять - облачными с моросящим мелким дождем‚ а один день (последний) одарил нас тропическим ливнем. Неожиданный каприз погоды‚ возможно и редкий в этих краях‚ превратил Ялту в некое подобие крымской Венеции с каналами‚ полными бурой воды‚ и, частично парализовав движение транспорта. Но не будем забегать вперед.
Итак‚ на второй день отдыха мы вспомнили про слова учтивого московского билетного кассира о том‚ что обратный билет можно без проблем купить на месте. Видимо‚ она никогда не бывала в Ялте. Отстояв приличную очередь (плюс технические перерывы и поломка компьютера в кассе)‚ мы увидели флегматичное лицо местной кассирши‚ предложившей взять билеты либо на поезд‚ отходящий через 3 дня‚ либо через месяц‚ что никак не входило в наши планы. Увидев панику в наших рядах‚ она посоветовала обратиться в некий "сервисный центр" этажом ниже или "передвижную билетную кассу" (ноу-хау!!!)‚ являвшую собой микроавтобус‚ оборудованный компьютером с беспроводной сетью. Сначала мы метнулись в сервис-центр‚ где очередь было вдвое больше и агрессивней‚ чем в кассу. Мы пошли ва-банк и выбрали эксклюзивный вариант покупки билетов - в микроавтобусе. Их было два и очередь‚ориентируясь на интуицию‚ помноженную на противоречивые подсказки аборигена с безразличным и спитым лицом‚ металась от одного автобуса к другому‚ очередность терялась‚ градус общественного возмущения нарастал. В воздухе повеяло паникой. И вот у автобуса появилось прелестное пышноволосое, юное создание - девушка с кока-колой и гамбургером - кассир из сервис-центра. Парадоксально‚ что, несмотря на единую с традиционной кассой компьютерную сеть‚ в микроавтобусе билеты на подходящий нам рейс волшебным образом оказались‚ но по более высокой цене. И хотя за ценой мы не стояли, и возможный отъезд из Ялты казался нам уже чем-то невероятным. Покупая билеты‚ мы все же поинтересовались‚ из чего складывается эта самая разница в цене. Ответ был дан блестящий и не подразумевающий обсуждений: "12 гривен стоит обслуживание" (то есть порядка 70 руб. с носа). Обслужили.
Исходя из горького опыта‚ мы решили купить билеты на рейсовый автобус "Ялта-Симферополь" заранее‚ с запасом по времени‚ чтобы не спеша собраться на обратный поезд. Но в последний день нашего феерического отдыха нас ждал неприятный сюрприз. Ливень размочил наши‚ как нам казалось‚ стройные планы. В связи с аварией на горной дороге движение троллейбусов сместилось с опозданием на час‚ из-за чего нам светила перспектива опоздать на поезд. Обменять билет или просто купить билет на прибывающий троллейбус не представлялось возможным‚ потому‚ что перед билетной кассой зловеще извивалась взрывоопасная километровая очередь‚ а в справочной сидела женщина‚ у которой внезапно случился приступ глухоты и немоты. Но мир не без добрых людей: одни купили у нас билеты по номиналу‚ другие же за в два с половиной раза более высокую цену добросили-таки нас на вокзал вовремя. В поезде приключений не было. Более того‚ на этот раз (возможно‚ огорченные неудачными прыжками с поезда) украинские таможенники даже не почтили нас своим появлением. Следует отметить‚ что российский поезд "Симферополь - Москва"‚ на котором мы ехали все-таки более чистый‚ чем украинский‚ и проводник более осведомлен о времени остановок и расписании движения.
И вот мы едем в Москву и ловим себя на мысли‚ кто же мы - русские туристы в Крыму? Решайте сами.
P.S. Возможно‚ читателю этих строк может показаться‚ что авторам поездка на курорт не удалась‚ и кроме негативных впечатлений‚ других нет. Но это не так. Ниже приводим список того‚ что понравилось в Ялте. Вот он: пиво (Бiле Нiчь‚ Багряне)‚ массандровские вина‚ невиданный по красоте салют на День Ялты‚ рапаны в баре "Дайв"‚ неплохая по качеству и демократичная по цене кухня.
P.P.S. Не то‚ что мы отговариваем вас от поездки в Ялту. Езжайте‚ попробуйте сами‚ возможно вам повезет больше‚ но не забудьте взять с собой марганцовку (ее запретили к продаже в городе) и украинско-русский словарь‚ ибо многое покажется вам непонятным.
* - поддержи наших (укр.)
26/08/2004 14:27
Материалы по теме
- Страны: Украина
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.