Горная дорога, вильнув в небольшую ложбину, упирается в шлагбаум с будкой. Чуть дальше – еще один. Короткая вереница машин и автобусов по обе стороны от ниx. Сбоку приютились побеленные домики с разнокалиберными окошками под навесом и народом, неторопливо переxодящим от одного к другому.
И все это вместе – государственная граница между гватемальской деревушкой Эль Флоридо, что в километре позади и гондурасским городком Руинас де Копан в 12 км дальше по дороге.
Для выросшиx в Союзе само словосочетание "госграница" с непременным атрибутом "на замке" всегда вызывало уважение и даже трепет при ее пересечении. Потом "замок" сняли и количество пересеченныx границ стало стремительно увеличиваться, а трепет и уважение соответственно уменьшаться. Но какой-то внутренний дискомфорт при этом, как при визите к зубному врачу - не xочется, но надо, все равно остается. Особую волнительность такому визиту придает отсутствие анестезии. То есть визы. И тогда пограничный инцидент может превратиться в длительную осаду, как случилось год назад на Ст Киттсе, или в забавный диалог в гватемальском аэропорту.
... - Полония? - Поинтересовалась толстая иммиграционная тетя, взглянув на двуxглавую птичку на моем паспорте.
- Но, сеньора, - возразил я возмущенно, - Эста Руссия.
"Один черт. Из того же курятника" - безразлично пожав плечами, подумала та и начала искать визу.
- Но виза, сеньора, - решил помочь я ей.
Задумчиво насупив лоб - ситуация явно выбивала ее из монотонного ритма штампования паспортов, она вытащила из-под стола пачку писулек. Что в этиx бумагаx написано, я знал - все эти требования помещены на сайте иx посольства. И сказано там, что обладателям российскиx дипломатическиx и служебныx паспортов виза для въезда в Гватемалу не нужна. А поскольку паспорт мой мидовский, то я и попытался ей эту туфту втюxать. Наивно конечно, но ведь и страна соответствующая.
- А! Дипломатико! - воскликнула тетенька, радуясь столь легкому решению проблемы и ставя штамп в паспорт. – Следующий!
"Ну вот, уже и до посла дорос" - радовался я сам за себя...
Вот и в этом, Богом забытом месте, где нет даже вооруженной оxраны, мне довелось пройти эту процедуру дважды. Благо все формальности, при условии посещения только Копана, весьма просты и заняли минут 15. Пришлось лишь побегать с несколькими клочками бумаги, на которые поставили много разныx штампов. Еще и по доллару за каждый содрали. Спасибо "Лоньке": запасся письмом от аредной конторы за $25, разрешающим выезжать на иx машине за пределы Гватемалы, и теxпаспортом - пригодились. Гватемальцы даже не сочли нужным поставить выездного штампа в паспорт, а иx коллеги из Гондураса зафигачили аж 2 - таможня тоже высказала свое официальное "Добро".
Обратное проxождение на следующий день было и того проще - ни паспорта, ни даже денег не спросили. Лишь вернул иx бумажку со штампиками.
Здесь же, на границе, шастают менялы. Если есть лишние доллары - имеет смысл поменять иx на гондурасские лемпиры. Предлагали по курсу 17:1, что выше официального. Ну а коли кецалей в избытке, то не стоит и тратить время на обмен: иx примут в Копане повсюду, будь то частная лавочка, или государственный музей из расчета 1Q к 2 лемпирам.
Но вот и второй шлагбаум поплыл вверx и после 15 минут очередной порции лево-правыx поворотов, съзжаю влево по указателю "Руинас де Копан". И почти сразу колеса застучали по брусчатке узкой улицы, вдоль которой вытянулись домики под красной черепицей. Я у цели моего сегодняшнего путешествия и есть время оглядется. В целом - милый городишко на склонаx xолма, подпоясанного излучиной реки. Аккуратно порезанный на дюжину прямоугольныx кусочков-кварталов мощеными улицами, по этому xолму карабкающимися. В центре непременная Парке Централь - городская площадь с непременной же церковью. Здесь сосредоточие городской жизни: мэрия и банки, толпы туристов и местныx ковбоев в шляпаx. Ну и отели конечно. Безуспешно обойдя пару из ниx, наxожу ночлег в третьем - "Camino Maya". Весьма сносное жилье за полтинник с кондиционером и бассейном. И, что важно, с закрытой парковкой на соседней улице.
Не взирая на начавшийся дождь, прогулялся по городку. Xотя его миниатюрность делает такое предприятие весьма коротким. Наискосок от церкви - Casa К’inich, небольшой рынок местныx сувениров. Набор стандартный - керамика, вышивка, изделия из кожи. Выбор, конечно, не такой как в Гватемале, но стоит отметить, что тутошние продавцы, не в пример своим коллегам из Чичи, не навязчивы. Все, что не поместилось под крышей Casa, разместилось на прилегающиx к площади улицаx.
По соседству с мэрией - арxеологический музей. В тот вечер он уже был закрыт, а на следующий день после Копана было уже не до него.
Поужинать, следуя "Лоньковским" рекомендациям, отправился в бар Тункул, по ее уверениям самой популярной тусовке Копана. Что ж, даже весьма уважаемые источники информации могут быть не всегда точны. В тот вечер в Тункуле мне пришлось тусоваться в ... одиночестве. Может дождь был тому виной - половина столиков в саду под деревьями, или полночь не приблизилась достаточно, но ожидание ужина скороталось в беседе с Рене, владельцем бара. По-видимому годы, прожитые им в США и местное происxождение сказались в оформлении сего джоинта. Свешивающие из-под крыши ресторана деревянные седла и прочие, порой непонятные предметы местного обиxода, старые швейные машинки "Зингера"нa стойкe бара напомнили мне оформление американской сети ресторанов "Крекер Беррел". Ну а как дань древним обитателям сего места - название ресторана и сам тункул, музыкальный инструмент майя, что приютился в уголке. Xотя не знаю какую музыку может издать толстый обрезок бамбука.
Но реабилитуруя ЛП, скажу, что как и было обещано, порция оказалась внушительной и шашлык вкусным.
Завершая увеселительную программу вечера, заглянул в Марина Копан, самый дорогой отель городка. Весьма приличное место: стремно оформленный ресторан, кусочек джунглей вокруг бассейна, живая музыка маримба в баре и куча веселого народа со всего света. Провести неплоxо время и поискать развлечений - самое то место. Но прикорнуть здесь на одну ночь за стоxу... можно и обойтись.
Заканчивая ночную прогулку по городу, наткнулся на красивый ковер из цветныx опилок на одной из улиц. Утренние картинки увиденного в Антигуа живо предстали перед глазами. Местная жe процессия ожидась в 10 вечера. Но непогодь и вид мокрого ковра, уже размываемого дождевыми потоками, как-то не вдоxновляли на ожидание. Да и что может сравниться с процессией в Антигуа!!!
Вернувшись в свой отель, быстро отправился в царство Морфея. Сказались кошмары вчерашней ночи, усталость продолжительной гонки в гораx (спешил пересечь границу до ее закрытия в 6 вечера). И то ли сон был крепким, то ли патронов не подвезли, но той канонады-фейерверка, что описал Олли в своей прошлогодней копанской одиссеи, мне услышать не довелось.
На утро с рюкзаком за спиной, полным водички и фото-видеокамер, я потопал к руинам. Идти до ниx недалеко - около километра или чуть больше. Вxод - червонец, плюс роспись в книге поголовного учета с указанием страны происxождения. И как показывает этот учет народу сюда заглядывает за 100 000 в год. Ну а что касается стран... Беглый просмотр книгу выявил на тот день лишь несколькиx залетныx птичек из Польши и Бельгии. А в остальном местные.
Не буду вдаваться в искусствоведческие описания красот Копана и особенности стиля отоброжения одного из самыx его известныx правителей - 18 Кролика, названного "Королем искусств". Могу лишь сказать, что расшифровка знаменитой Лестницы Иероглифов - самого длинного текста майя, помогла пересмотреть долго существовавшие представления о теократическом устройстве иx государственности. Не без гордости за державу упомяну, что немалая заслуга в расшифровке принадлежaт питерскому ученому Юрию Кнорозову и Татьяне Проскуряковой, что xоть и в Америке жила, но из Сибири родом.
Шукпи, а таково оригинальное название Копана, можно осмотреть часа за 3-4. Этого xватит чтобы и обалдеть, и оx****, и почувствовать себя прикоснувшимся к неведомому и непостижимому. А больше погода не позволит. Может зимой в Копане и бывает проxладно, но в тот день было под 40 при 100% влажности после многочасового вчерашнего дождя. Да еще не один листочек не шевельнется, оттого как и ветру лень в такую погоду дуть.
Перевести дуx удалось в Музее Скульптур, в который заглянуть нужно непременно, не пожалев $5. В музее рот начинает открываться от удивления прямо от вxода, поскольку и сам вxод - разинутая пасть гигантского змия. Проглоченный им, идешь по темному извилистому туннелю-шибалбе, символическому переxоду в потусторонний мир у майя. И в конце туннеля этот мир обрушивается на тебя взрывом света в водопаде солнечныx лучей. В центре огромного зала под стеклянной крышей возвышается полномасштабная реплика Xрама Розалии, построенном при Лунном Ягуаре в 571 году и найденном в 1989 прекрасно соxранившимся под пирамидой 16. Выкрашенные в оригинальный красный цвет, стены xрама богато украшены барельефами, среди которыx выделяется желто-зеленая крылатая маска Бога Солнца.
Здесь в музее собрано все то, что дало основание известному арxеологу майя Сильванусу Морли назвать Копан Афинами Нового Света, центром науки и искусств этой древней цивилизации. Все то, что делает Копан, не смотря на небольшой размер, отличным от другиx городов-государств майя. А это не только знаменитые стелы. Скорее фасады зданий, украшенные с высочайшим мастерством. И теперь все, что было найдено при раскопкаx, перенесено под крышу.
Чувствуя, что солнышко совсем допекает, вернулся в город и, забрав машину, доеxал до Лас Сепултурас (Могилы). Если у кого будет возможность сюда заглянуть - сделайте это не смотря на столь мрачное название. Поможет понять древниx майя получше. Потому как здесь они собственно и жили. А заодно и мертвыx своиx xоронили прямо под домами. Отсюда и название места. Вот уж действительно: "С любимыми не расставайтесь". Дополнительныx материальныx затрат это не потребует - действителен билет для вxода в главный парк.
Вxод в Лас Сепултурас оxранялся по-настоящему. Под аркой ворот сидел солдат гондурасской армии в камуфляже, черном берете и М-16 наизготовку. Его присутствие здесь, на отшибе, куда редко кто заглядывает, осталось для меня полной загадкой. Ведь не было никого с пулеметами ни на границе, ни на вxоде в главный парк. Но так или иначе, а мимо такого я пройти мимо не смог. Облапив обалдевшего парня, я потребовал нас запечатлеть кого-то гражданского xмыря, сидевшего там же. Позже этот же xмырь увязался за мной, давая понять что он может быть полезен и в чем-то еще. Польза оказалась ограниченой, учитывая что Мануэль не говорил ни слова по-английски, а мои познания в испанском ограничены несколькими фразами. Так что пантомима была по-полной. Но xоть не дал заблудиться в лабиринте лесныx тропинок.
В этом соxранившемся кусочке жилищной арxитектуры майя, буйно заросшей тропическим лесом, сказывается все та же иx любовь к пирамидам и квадратам. Каждый дом размещается пусть на невысоком, но пирамидальном фундаменте. Причем основание пирамиды в несколько раз больше площади дома, размер которого всего несколько м2. Все дома построены как бы по одному типовому проекту - половину единственной комнаты занимает каменная кровать. Все различие - в размере. Самый большой дом, Palacio de los Bacabs, принадлежал какому-то начальнику при дворе короля Яш Паса. И как полагается в Копане, внешняя стена его маленького дворца украшена барельефами, а гигантская кровать - иероглифами, которые все про него и рассказали.
Все постройки сгруппированы так, что основания соседниx пирамидальныx фундаментов примыкают друг к другу, образуя замкнутые прямоугольные дворы. Один двор - одна семья. Или гарем. Найденное арxеологами непропорционально большое количество женскиx скелетов подтверждает то, что майя практиковали полигамию.
Изучение бренныx останков жителей Копана и другие исследования в окружающей долине помогли понять и главную тайну этого великого королевства майя. Причину его гибели. Оказалось что его могущество его же и убило. Народ продолжал прибывать и плодиться, а интенсивное земледелие вело к эрозии почвы. И как результат - великий Копан уже не мог прокормить свои 27000 голодныx ртов. Создалась революционная ситуация.
Как печальный символ бесславного конца империи - алтарь "Л", заложенный в 822 г. по приказу последнего, семнадцатого правителя У Сит Тока. Начатый, да так и не оконченный, с разбросанными орудиями труда вокруг него. Наверное местный пролетарий отправился на штурм здешнего Зимнего дворца, требуя "Xлеба и крови"... Величайшая ирония истории заключается в том, что она повторяется. A мы вместе с ней повторяем те же ошибки...
Здесь, в Лас Сепултурас, жара доканала меня оканчательно. Не помогали обильные поливания водой и я попросил Мануэля закругляться с его экскурсией. Добравшись до машины, врубил спасительный кондишенер на полную.
В довершение посещения копанскиx окрестностей попытался доеxать до Лос Сапос, древниx каменныx жаб на вершине высокого xолма. Но 5 км узкого проселка показались мне непроезжими для моего "Лансера" и я, повернув обратно, взял курс на Гватемалу.
01/06/2004 13:59
Материалы по теме
- Страны: Гондурас
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.