Рассказ о поездке в Казахстан



    В краю поднятой целины, или майские праздники в стране степей и кумыса

    ... Ровно год назад, судьба впервые занесла меня в Казахстан (см. http://sela-v.com/ru/kz.html), где я, несмотря на ушаты негатива, излитые степенными россиянами в отношении южного соседа и его обитателей – прекрасно провел время и покидал Казахстан с желанием вернуться туда вновь.

    Но, жизнь распорядилась иначе, и прошедший год ознаменовался для меня целым рядом путешествий в совершенно другие места: от Балканских гор до Иерусалима и от Стамбула до Кракова (http://sela-v.com/ru/rememb.html). Майские праздники подарили сразу несколько свободных дней, не использовать которые я не мог. Сборы были скоротечны как всегда.

    Поздней ночью наша веселая компания запарковала свеженький 300-сотый Лексус перед железно - дорожным вокзалом Екатеринбурга и пару минут спустя мы уже встали в очередь за билетами. При этом до самого последнего момента не было ясно, кто поедет, а кто нет. Издаваемый нами шум, состоящий из смеха, скабрезных шуток, громких голосов и кривляний, ярко контрастировал с утробной атмосферой ночного вокзала. Бомжи недовольно ворочались под батареями, а вокзальные менты искоса на нас поглядывали, сознавая при этом, что нас проще проигнорировать, чем связываться. Нам удается перехватить последние билеты на пользующийся дурной славой поезд Екатеринбург – Бишкек. Чем провинился этот поезд перед его пассажирами? Об этом речь пойдет ниже.

    Любители интернета, интереса ради, введите в поисковики одно из словосочетаний: поезд Екатеринбург-Бишкек, ККП Петухово, или…Курганская таможня. Ввели? Значит, вы уже созерцаете то, что созерцали мы, планируя поездку, а именно десятки и сотни статей и заметок о контрабанде из Средней Азии, коррупции таможенников, задержаниях наркокурьеров и другие замечательные вещи!

    Как бы то ни было, но в послеобеденные часы следующего дня мы занимаем свои места в вагоне данного поезда, настраиваем мысли на душеспасительный лад и ждем развития событий. Еще идя по перрону, не трудно ощутить необычный колорит Средней Азии. Колоритные смуглые лица, шум, незнакомая речь, сотни баулов с товаром. Ощущение, что попали на базар в каком-нибудь ауле. Все проходы заставлены сумками и баулами, неописуемая толчея, запах стоячих носков. К нам подскакивает проводник и, не поинтересовавшись нашим мнением, запихивает под сидение здоровенный мешок с каким-то товаром, после чего другой тип заполняет своим бесформенным багажом пространство под столиком.

    Нам складывающаяся ситуация нравится все меньше. Мне удается изловить гуттаперчевого киргиза, который одарил наше купе своим скарбом; я вежливо и доходчиво прошу его немедленно забрать свои вещи. Тот согласно кивает и исчезает в тамбуре. Проходит пять минут, десять. Поезд трогается. Полчаса. Похоже, что владелец товара не собирается его забирать из нашего купе. Тогда мы решили действовать радикально – выставили его вещи в проход, в результате чего там стал собираться народ, силящийся перешагнуть через эту свалку баулов. Впрочем, это уже не наше дело.

    Примечательно, что час спустя, когда один из нас отправился в уборную, его удивлению не было предела, ибо эти самые баулы перетащили в туалет и взвалили их прямо на унитаз (!). На полу при этом были сложены какие-то картонные коробки. Не было никакой возможности проникнуть в отхожее место, в связи с чем пришлось взять себя в руки и осуществить излияние выпитой Кока-Колы с расстояния в метр. По правде говоря, не все попало в точку. Однако маловероятно, что та часть, что не долетела до цели и попала на товар – реально нанесла ему серьезный урон. Нашим соседом в купе оказался приятный мужичина – колоритный казах из Атбасара. До самой ночи мы рассказывали друг другу анекдоты, смеялись. В отношении же наглости челноков, тот однозначно поддержал наше недовольство и даже высказал пожелание, что бы этих товарищей выкинули из поезда вместе с их баулами. Впрочем, забегая вперед должен сказать, что наше мнение сильно изменилось уже на обратном пути.

    Поезд следует через Курган - Петропавловск, а пограничный контроль проходим на станции Петухово. Имея опыт прежней поездки, я особенно не волновался, зная, что вовсе не мы являемся заработком для нечистой на руку таможни и нас они пройдут как можно быстрее, дабы оставить больше времени на челноков, которые платят им мзду. Вы думаете, мои слова являются отвлеченными предположениями из серии "Чиновники – дрянь, потому, что другими быть не могут"? Нет, вовсе не так. Просто, мы стали свидетелями сразу нескольких эпизодов, вызвавших крайне неприятные чувства по отношению к стражам российских границ.

    Ночью мы остановились на пограничной с Казахстаном станции Петухово и в вагон вошли таможня с пограничниками. Я дремал на своей полке, когда меня разбудил друг Слон и шепотом позвал за собой. Через купе от нас, где в данный момент находился офицер-пограничник, происходил следующий диалог:

    - Почему у вас нет регистрации?
    - Так были выходные, а мы на пару деньков всего приезжали.
    - Это ваши проблемы, вы нарушили правила регистрации иностранцев в России.
    - Бог с вами, какие мы иностранцы, я родился в Челябинске и просто последние годы жил в Казахстане! И я вам объясняю, что я был всего два дня в России в выходные и ОВИР не работал!
    - Но у вас казахский паспорт и вы – иностранец! Я вас вынужден привлечь к ответственности. ОВИР – ваша проблема, а не моя. На выход, вы задержаны для выяснения обстоятельств.
    - Товарищ офицер, пожалуйста... мне надо домой... а можно я вам заплачу штраф?
    - 500 рублей. Быстро давайте, нет у меня на вас времени! Квитанций у меня с собой нет, будете ждать?
    - Бог с вами, нам не нужно квитанций!

    После всего этого офицер выходит из купе и…сталкивается нос к носу с нами. Ему совершенно ясно, что мы слышали весь разговор, ибо стояли в полуметре, но ни один мускул не дрогнул на мужественном лице офицера погранслужбы. Он лишь громко заявляет, что идет контроль и мы не должны покидать свои купе.

    Вскоре поезд трогается, а через час мы останавливаемся в казахстанском Петропавловске. Здесь нас должны посетить местные служители закона (или беззакония?). Мы, валяясь на полках, обсуждаем возможные осложнения, теоретически могущие возникнуть у нас от встречи с местными пограничниками. Но ничего путного в голову не приходит. У нас нет ни багажа, ни крупных сумм денег – конфликт в нашем случае маловероятен. Время идет. За четверть часа до отправления мы начинаем тревожиться – а не провернули ли местные служивые хитрый трюк? Увы, так оно и оказалось! Проводник подтвердил, что казахстанские пограничники в этот раз ушли…пораньше и не стали проверять все вагоны.

    Это означало только одно – по пути назад эти же самые пограничники будут требовать у нас проштампованную при въезде иммиграционную карточку, которую нам не только никто не выдавал, но и наши паспорта никто не проверял! С целью предотвратить эту уловку, мы попытались покинуть поезд и найти пограничников сами, но проводник категорически воспротивился такой идее, объясняя, что поезд через пять минут отправляется и мы не успеем обратно. Что ж…нам не остается ничего иного, кроме как уповать на судьбу индейку и ехать дальше в страну степей. Возвращаемся в купе, возлегаем на полки и благополучно засыпаем.

    ... Нас будит проводник – через полчаса прибываем в Боровое. Позади остались 900 километров пути. За окном – выжженная солнцем степь, словно ковер, наброшенный на невысокие холмы. Жухлая трава, вольно перекатывающиеся пучки колючки, степенно пасущиеся стада лошадей. Мир тебе, страна великих степей!

    На севере Казахстана, между городами Кокчетав и Астана, расположен интереснейший уголок природы, настоящий оазис в море песка - Боровое. Географически этот уголок носит название Кокчетавская возвышенность, а местные путеводители именуют его не более и не менее - "Казахстанская Швейцария". Лесистые холмы занимают площадь не более 20 километров на 20. Со всех сторон сей удивительный уголок природы окружен бескрайними степями. Горы вздымаются мощной стеной над степью и чем-то напоминают кратер вулкана, внутри которого кипит жизнь, в то время, как вокруг - безжизненная пустыня.

    Вот что гласит казахская легенда об истории появления Борового: Когда аллах создавал мир, одним народам он дал обширные водные пространства, другим — высокие горы и озера, третьим — тучные поля и дремучие леса, а казахам — только степи. Казахи стали просить аллаха уделить им хоть частицу великолепия природы. Но всемогущий был скуп и не захотел отдавать то, что осталось у него в коржуне (мешке). Тогда на помощь казахам поспешил сказочный герой, весельчак и насмешник Алдар-Косе.

    Он предложил аллаху поиграть в прятки. Чтобы было где прятаться в голой степи, попросил он у аллаха хоть маленькую горку, и тот насыпал посреди степи холм, который и сейчас называется Букпа, что в переводе значит "прятаться". В разгар игры Алдар-Косе незаметно проделал в коржуне дырку, и оттуда посыпались на степь живописные горы, скалы, озера, изумрудные луга, ключи со студеной водой, весели журчащие ручьи. Горы покрылись лесом, лес населился зверями и птицами, озера — рыбой, луга — насекомыми и бабочками, каких не встретишь в степи на многие километры кругом. Так и появился на земле Кокшетау, край синих гор. В Боровом порядка 7 озер, четыре из которых довольно крупные с множеством островов, а остальные - размером не превышают квадратного километра.

    Городок Щучинск, куда прибывают поезда – небольшое провинциальное местечко, где жизнь словно приостановилась в восьмидесятых. Чистенько, скромно, аккуратно. Впрочем, бедность и отчаяние заметны невооруженным взглядом. Коловращения периода перестройки и строительства агрессивного капитализма не обошли стороной и этот замечательный уголок.

    Прежде всего, мы решили прогуляться до центра и поменять деньги. На городском базаре как раз происходило самопальное цирковое представление. Каково же было мое удивление, когда в лице ведущего я узнал того самого прошлогоднего атлета, что тягал своими золотыми зубами цепи, кувыркался с голой спиной по горам битого стекла, отжимался от асфальта с тремя здоровыми мужиками на спине!

    Сам базар приятно порадовал своей дешевизной, особенно земляными орехами, стоящими в пределах $1.50 за килограмм. Далее мы отправились в местный паспортный стол, дабы соблюсти бюрократию и зарегистрироваться по месту пребывания. Но, о боги – паспортный стол был закрыт, как и год назад!!! Мало того, на двери висела бумажонка, извещавшая о перерыве. То ли местные служивые обедают уже год, то ли их похитила нечистая сила. Так, или иначе – но мы снова невольно оказались злостными нарушителями регистрации, что нас, честно говоря, не особенно тревожило.

    До заповедника добрались на такси. Сразу же к нам подошла местная тетушка и предложила жилье. Двухкомнатная квартирка обошлась в 1500 тенге($10) в сутки за троих, что является средним показателем для этих мест. Торгуясь, мы могли бы сбросить цену как минимум на треть, но решили с пониманием отнестись к тяжелому положению местных жителей и согласись сходу, без торга.

    Курорт Боровое - некогда здравница республиканского значения, теперь переживает не лучшие времена. Не смотря на усилия руководства страны по воссозданию Борового как значимого курорта и национального природного парка, ситуация по-прежнему не вызывает оптимизма. Часть санаториев не действует уже много лет, часть пребывает в запустении. Некогда красивые жилые корпуса зияют пустыми глазницами окон. Парки и сады поросли бурьяном.

    В центре городка расположен центр отдыха, а именно - великое множество ресторанчиков казахской и уйгурской кухни и кинотеатр превращенный в дискотеку ночью и мини-базар днем. Пища практически везде предлагается одна и та же. Выбор достаточно велик и колоритен. Можно воспользоваться как стандартным меню, так и сделать спецзаказ на специфические блюда казахской кухни. Цены мало отличаются друг от друга и составляют примерно $2-3 на человека, за хороший обед с полным набором сопутствующих блюд.

    Буквально в трех минутах ходьбы от центра, плещутся воды озера, там же - вполне приличный пляж с великолепными видами горных вершин, что на противоположном берегу. Вода - кристально чиста и если бы не ее температура (не более градусов 15), то мы бы обязательно искупались. По словам местных жителей, купальный сезон в этом году сдвинулся на июль из-за ненастной погоды.

    Последующие два дня мы посвятили активному экотуризму. Боровое - удивительно фотогенично и практически с любой точки открываются совершенно потрясающие виды! При этом, местечко настолько компактно, что почти все его достопримечательности находятся в пределах досягаемости для пешего туриста. Особенно интересна северо-западная часть заповедника, в том самом месте, где в радиусе 2-3 км один от другого, расположены горные вершины Темиртау, озера Боровое и Чебачье, громадная и величественная скала Окжетпес, живописный залив и скалистый остров посреди последнего. Все это реально обойти пешком в течение 1-2 дней.

    Для начала я, как опытный "Боровик" (то бишь уже бывавший в Боровом) повел ребят на одну из гор, откуда открывается особенно живописный вид. Обратно мы возвращались по берегу Большого Чебачьего озера, менее излюбленного массовым туризмом. Вначале было красиво и комфортно. Мы неторопливо, гуляючи, шли по песочку, прикидывая, что вскоре будем дома. Но потом стало хуже – берег отвесно обрывался к воде и нам пришлось скакать по громадным валунам, словно горные козы. Как мы не свернули шею за несколько километров пути – одному богу известно, но на мою буйную голову были выплеснуты отборнейшие выражения русского языка.

    В этот же день я, обычно презирающий общепит в любых его проявлениях – пошел на поводу у друзей и отужинал с ними в кафе "Сфинкс", что неподалеку от автобусной остановки. Мало того, что в заведение вломилась компания поддатых товарищей и начала мучить караоке, своими пьяными голосами, так нас еще и накормили недожаренным шницелем. Уже перед самым сном я ощутил, что в животе происходят странные события. Впрочем, сказалась усталость прошедшего дня и я уснул. С утра мы предприняли покорение высочайшей вершины горного кряжа – горы Кокшетау, высотой в 947 метров. Для профессионального треккера, подобное мероприятие – piece of cake, но для нас – без снаряжения, без подходящей обуви и без подробной карты местности – это был подвиг. Мы долго и упорно шли вверх, не взирая на весьма резкий подъем (до 60 градусов) и влажный грунт, буквально ускользающий из-под ног. На нашем пути появлялись скалистые сопки, почти отвесно вздымающиеся ввысь. Часть из них мы благоразумно обходили, часть – пытались штурмовать. Положение отягощалось отсутствием видимых ориентиров и мы были вынуждены придерживаться лишь общего направления.

    Через несколько часов движения, мы встретились с командой скалолазов из Омска, которые тоже поднимались вверх. По их словам ближе к вершине будет прекраснейшее место для спуска. Что ж – посмотрим. Последние пару километров мы буквально плелись, не чувствуя ног и рук. Сердце выпрыгивало из груди и хотелось лишь одного – скорее добраться до верху и рухнуть в траву. Нам это удалось, правда никакой травы на вершине не обнаружилось. Последние полчаса мы снова уперлись в скалы, по которым нам пришлось перебираться на дрожащих от перенапряжения ногах. Зато великолепный вид, открывшийся нам с горы, с лихвой окупал все страдания. Заповедник Боровое лежал под нами как на ладони! Когда мы рассказали омичам, какой путь проделали, те только сочувственно усмехнулись – подъем по туристической тропе (где ходят нормальные люди, но не мы), короче как минимум вдвое и начинается вовсе не там, где его начали мы.

    ... К вечеру, уже дома, я ощутил неприятную слабость и озноб, а к ночи стало совсем не по себе. Бросало то в жар, то в холод. Не имея градусника, я не знал, какова температура, но судя по ощущениям – не меньше 39. Не желая пугать друзей, я старался вести себя тихо, но мои хождения за вторым, а затем и третьим одеялом, их невольно разбудили. Никаких лекарств не было, да и сказать с определенностью, в чем дело, никто не мог. Мне предложили поискать и привести доктора из сельской больницы, но о подобном я не хотел и думать. Во-первых, я всегда был убежденным сторонником самолечения, а во-вторых, у меня вызывало сильное опасение оказаться на койке провинциальной казахстанской больницы, где наверняка нет ни лекарств, ни серьезных специалистов.

    Положения отягощалось тем, что в 7 утра мы планировали выехать в направлении Петропавловска, откуда – поймать один из поездов до Екатеринбурга. Я не был уверен в том, что сумею одолеть эти испытания в таком состоянии, ибо слабость только увеличивалась с каждым часом. Откуда-то сверху послышался громоподобный голос нашего взводного: "Вперед, ленивые ублюдки!". Я невольно вздрогнул от видения. Потом задремал, а проснулся уже утром. К моему величайшему удивлению, самочувствие было в полной норме!

    Организм подавил инфекцию и требовал обильного завтрака. Энергия била через край – я отжался свою двадцатку, отправился на кухню, почистил картошку, поставил чай. Взглянул на часы – девятый час. Наш автобус давно ушел, а друзья продолжали мирно спать. Пришлось ехать в Щучинск на такси, где, к нашему счастью как раз оправлялась электричка в Кокчетав.

    Это была лучшая из всех электричек, виденных мною на просторах СНГ. Новенькая, чистенькая, с мягкими самолетными сидениями и телевизорами. Расстояние в 80км от Щучинска до Кокчетава мы преодолели ровно за 50 минут! Интересное наблюдение – вокзалы северного Казахстана изменились до неузнаваемости за последние годы. Почти все они, даже в маленьких городках перестроены на евростандарт и оснащены всеми плодами цивилизации, включая банкоматы, аккуратные уборные, сервис-центр, электронные табло и многое другое.

    Наше пребывание в Кокчетаве было коротким. Уже на выходе из вокзала к нам подскочил таксист и предложил довезти до Петропавловска (200км) всего за…100 рублей с носа! Машина – старушка Ауди, но вполне на ходу. Наша новая попутчица – миловидная казахская девушка Айбала, чье имя в переводе звучит как "Красивая, как луна". Что-то в этом явно было. В том время, как Слон увлеченно общался с шофером о тяготах жизни автолюбителя и местном ГАИ, я разговаривал с Айбалой.

    Она рассказала о мне о казахской свадьбе, об обычаях и традициях ее народа. Потом выяснилось, что она, как и я, изучала в университете финансы и управление в туризме. Увы, но и ей, как и мне, было не суждено работать в этой отрасли. Девушка трудилась в отделении "Европейского Банка Реконструкции и Развития" в Алма-Ате.

    ... Петропавловск встретил нас великолепной, солнечной погодой. На вокзале мы моментально приобрели билеты на проходящий вечерний поезд до Екатеринбурга. На часах – половина второго дня, до отправления больше шести часов. Решили отправиться гулять в город. Вот что пишет о Петропавловск путеводитель:

    Центром Северо-Казахстанского региона является город Петропавловск. Расположенный на пересечении путей, связывающих Европу и Азию, он стал именно тем местом, через который осуществлялись контакты не только России и Казахстана, но и Китая, Германии, Австрии, Англии, Среднеазиатских государств.

    Возник Петропавловск как военная крепость в 1752 году, но удобное расположение его в центре евразийских степей стало причиной появления в городе купцов и промышленников. В декабре 1759 года была открыта торговля в Петропавловской крепости с китайскими купцами, сюда шли караванные пути из Ташкента, Бухары, Коканда.

    Первым делом мы хотели увидеть знаменитую крепость. Мало того, целый ряд горожан радостно указывал нам нужное направление и мы шли, пока некий веселый дедушка в традиционной тюбетейке не объяснил, что: "Крепость-то она там, только..её нет" и пояснил, что сохранилось лишь место, где когда-то была крепость. Это нас уже не так интересовало. Мы решили просто ознакомиться с Петропавловском, закусить, отдохнуть в одном из парков и вернуться к поезду. Город довольно крупный, с население более 300 тысяч жителей. Практически весь, за исключение крохотного квартала – современный. Но – невероятно уютный и тихий. На городском базаре мы угостились традиционным кумысом, шашлыком из баранины. После этого, гуляя, дошли до городского парка, что напротив "Хакимата" (мэрии). Там мы вольно улеглись на жухловатую травку и благополучно уснули.

    ... Нам повезло! Мы – единственные пассажиры в нашем купе. Нам повезло вдвойне – казахстанский пограничный контроль снова, как и при въезде нас не проверил. А вот мужчине из соседнего купе повезло меньше. Было отчетливо слышно, как тот громким голосом доказывал казахским погранцам, что при въезде его не проверяли (как и нас) и никакой иммиграционной карты у него нет. Тем не менее, несмотря на его отборный мат и жуткие угрозы в адрес казахов и мусульман в целом – его высадили из поезда и разборки продолжились на улице. Проводник-казах, кивая на буяна, заметил, что нужно быть не просто умным и уметь качать права, а важно быть "умным - дураком", что бы уметь находить общий язык с людьми, ведь поговори он с погранцами вежливо и по - дружски, те бы ничего ему не сделали. Восток – дело тонкое.

    Через час мы прибываем на злосчастную станцию Петухово. Российская таможня шумно и угрожающе вваливается в поезд и…начинается тарарам. По вагону несутся до боли знакомые фразы "Что везем? А декларация есть? Нет??" и так далее. Слышны возмущенные реплики челноков, везущих в Россию товар. Кто-то громко, на ломанном русском пытается объяснить, что он уже…уплатил за провоз нелегального товара через проводника (!). На что таможенник парирует, что ему ничего не говорили и придется товар конфисковать. Азиат умоляет пощадить его и семерых детей, зазывает таможенника в тамбур, с целью пообщаться приватно. Тот охотно соглашается и вагон на некоторое время успокаивается, наступает тревожная тишина.

    Как рассказал нам позднее проводник, таможня в Петухово собирает по 5000 рублей с каждого вагона в обмен на обещание не устраивать обыска с пристрастием. Для любителей статистики - ежедневно через эту пограничную станцию следует порядка 300 вагонов – делайте выводы. Конец

    Alexander Lapshin
    12/06/2004 17:31


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Казахстана

    21.03.24 S7 Airlines будет выполнять рейсы из Москвы в Усть-Каменогорск
    07.03.24 Аэропорт Астаны до конца года будет работать с ограничениями
    24.02.24 S7 Airlines полетит из Новосибирска в Усть-Каменогорск
    23.01.24 Qazaq Air полетит из Усть-Каменогорска в Новосибирск
    22.01.24 В Казахстане будет единый часовой пояс
    Wizz Air проводит однодневную распродажу авиабилетов
    11.01.24 Qazaq Air возобновляет рейсы между Астаной и Новосибирск
    14.12.23 Qazaq air возобновляет рейсы между Астаной, Усть-Каменогорском и Новосибирском
    28.11.23 AirAsia объявила скидки в 22 процента на все рейсы
    27.11.23 Air Asia начнет совершать рейсы между Куала-Лумпуром и Алма-Атой