Прага. Отдыхай без договора с "Отдыхай!"



    На прошлой неделе на форуме www.travel.ru и в разделе "Письма читателей" я публиковал свою статью о работе московского туроператора "Отдыхай!". Так получилось, что я воспользовался его услугами, о чем впоследствии очень пожалел, так как у турфирмы оказались ну очень уж странные представления об организации туров. Именно мои впечатления и легли в основу первой статьи. Она была не критической, а просто информативной, чтобы люди знали, что они могут ждать от встречи с турфирмой "Отдыхай!". При этом я оставлял надежду, что в плохой организации тура виновата не турфирма, а ее менеджер (Свитнева Людмила Ивановна), которая нас оформляла в поездку. Но все оказалось намного хуже.

    Вкратце напомню, о чем идет речь. Мы приобрели тур в Прагу на 5 дней с четверга по понедельник в офисе фирмы "Отдыхай!", польстивший на ее привлекательную и красочную рекламу в Интернете. После оплаты тура оказалось, что летим мы в Прагу в четверг поздно вечером и прилетаем туда уже около полуночи. То есть оплаченный день (весь четверг) в Праге у нас пропадает. Мы приняли бы ситуацию как она есть, если бы на другие рейсы не было билетов, но в тот день в свободной продаже по очень низким специальным ценам были билеты и на утренний рейс "Аэрофлота", и на дневной рейс "Чешских авиалиний". Но ведь билеты были! Неужели турфирме так сложно угодить клиентам? Видимо, этой фирме действительно сложно. Обратно в Москву мы также, как выяснилось, должны были вылетать рано утром в понедельник, то есть турфирма лишили нас еще одного дня в Праге. То есть предложение турфирмы "Отдыхай!" о 5 ДНЯХ в Праге явно не выполнялось. Более того, выяснилось, что "Отдыхай!" вообще не имеет отношение к этому туру, а договор мы подписали напрямую с загадочным чешским туроператором "Голден Праг".

    После телефонного разговора с заместителем генерального директора турфирмы (Владиславом Мельниковым), который кроме себя никого не слышал и как заведенный повторял, что если мы и прилетаем в Прагу поздно вечером, то даже 10 минут на чешской земле турфирма считает за полный день и поэтому претензии о сокращении тура на целый день не принимает, я понял, что турфирма не привыкла слушать и слышать своих клиентов и считает себя всегда правой. Особенно восхитила меня находчивостью г-на Мельникова, который с ходу по телефону придумал версию, что этот тур на уик-энд в Прагу придуман специально для бизнесменов, которые только после рабочего дня в четверг могут ехать в аэропорт и вылетать на отдых. Вы часто встречали менеджеров, у которых такая богатая фантазия? Вот то-то же, и я тоже. Только умиляться можно и затем идти в туалет, снимать с ушей остывшую лапшу. Но следует периодически выходить из комы в реальность. Ведь в рекламе тура не было сказано ни слова о такой специфике тура, поэтому примем слова г-на Мельникова за ложь во спасение турфирмы. Именно ложь, так как позднее его слова не подтвердились. Но ложь во спасение, которая, как известно, враньем не является.

    Объявив в рекламе продолжительность тура в Прагу 5 дней, турфирма брала на себя обязательства предоставить туристам отдых продолжительностью именно 5 дней. Если турфирма не уверена, что сможет организовать перелет туристов утренними рейсами до места отдыха и вечерними обратно, чтобы подстраховать себя, она могла бы указать продолжительность тура 4 ночи и была бы застрахована от неожиданностей. Большинство турфирм, уважающих себя и клиентов, именно так и делают, и претензий к ним по этому поводу уже никто не предъявляет. Но турфирма "Отдыхай!" оказалась особенной фирмой. Ей все равно, что написано в рекламе. После того, как в офисе турфирмы "Отдыхай!" вы сдадите свои документы и оплатите тур, предварительно подписав договор, у турфирмы появляется основание вежливо ткнуть вас в него и заметить, что заключали вы договор не с ООО "Отдыхай!", а с фирмой "Голден Праг", которая находится в Праге. Заметьте, ткнуть в этот юридический казус не ДО подписания договора, а ПОСЛЕ. Поэтому все претензии должны предъявляться только ей. Нашлись уже туристы, которые пытались судиться с турфирмой. Так, Елена опубликовала следующее сообщение на форуме travel.ru:

    Автор: Елена Дата: пн, 31 мар 2003, at 4:32 p.m.http://forum.travel.ru/main/index.cgi?read=38958

    ООО "Туроператор "Отдыхай!", заманивающий туристов яркой рекламой в Интернет, привлекательными турами в Прагу, интересными условиями договора, является фактически посредником, который не отвечает ни за Ваши деньги (переведенные Вами в Прагу), ни за Ваш отдых, ни за возникающие проблемы. Сторонами договора являются фирма "Голден Праг"(Прага) и турист. Но если Вам придется отказаться от поездки (наводнение, землетрясение и др.) то получить Ваши деньги не с кого. ООО "Туроператор "Отдыхай!" Вам ничего не должен, а фирма "Голден Праг" далеко и даже не считает нужным отвечать на письма своих клиентов и исполнять условия договора. Господа! Будьте бдительны! Не соглашайтесь на подобные договора. С осторожностью относитесь к обещаниям ООО "Туроператор "Отдыхай!". Учитесь на наших ошибках.

    Прошу ответить тех, кто имел дело ( поехал или не поехал в Прагу) с ООО "Туроператор "Отдыхай!" в августе 2003г.

    ООО "Отдыхай!" в чем-то прав. Действительно, если договор заключен с фирмой "Голден Праг", то и претензии нужно предъявлять ей. Доставить повестку в суд в Прагу по дипломатической линии не сложно, если есть связи. Неявка представителей фирмы "Голден Праг" в российский суд можно трактовать как неуважение к российскому судопроизводству и законодательству со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Что касается турфимры "Отдыхай!", ее можно привлечь к суду как соответчика, ибо "Голден Праг" называет фирму "Отдыхай!" своим эксклюзивным дилером, а отношения фирмы и ее дилера принято считать экономически связанными.

    Ну да бог с ними, с юридическими казусами, пусть их распутывают юристы. Расскажу я лучше вам о своих новых впечатлениях о работе турфирмы. Позвонив нашему менеджеру Людмиле Ивановне в понедельник для того, чтобы уточнить время получения всех необходимых документов для отъезда в Прагу, я получил обнадеживающую информацию, что весь пакет документов готов, она ждет только авиабилет, который принесут сегодня вечером, и что уже сегодня после работы я могу приехать и все забрать. Как хорошо, что я уже привык делить все слова г-жи Свитневой даже не надвое, а в десять раз точно. Поэтому я подстраховался и договорился о встрече на полдень вторника. В 20-05 в понедельник раздался телефонный звонок, и я чуть не подавился, услышав в трубке уже знакомый мне голос нашего менеджера. "Билетов нет. Будут завтра. В турфирму не приходите и ждите моего звонка", - было заявлено мне. Ну что ж, ждем, и внутренне готовимся, что вообще никуда не поедем. Всякое может быть…

    Во вторник вечером наша многоопытная Людмила Ивановна все же изволила сообщить мне, что билеты получены, и она готова нас принять. В среду днем мы прибыли в офис турирмы "Отдыхай!", которая, исходя из позиции сотрудников, в общем-то не имеет никакого отношения к нашей поездке и турфирме "Голден Праг", но тем не менее оформляет все выездные документы и выдает их. Будем считать, что она является передаточным звеном, и турфирма "Голден Праг" просто боится доверить ООО "Отдыхай!" организацию туров в Прагу, опасаясь плохой работы ее сотрудников. Но это только предположения, не станем им доверять. Не знаю, как вы, а я в это просто не верю.

    По виду Людмилы Ивановны можно было понять, что она не спала всю ночь. Наверное, готовилась к встрече с нами. Усадив нас за единственно свободный стол, она приступила к выдаче документов со всей ответственностью. Мне почему-то сразу вспомнился "наперсточник", сидящий у нашей станции метро, и зарабатывающий ловкостью рук. (Но давайте сразу забудем это сравнение, не к месту оно). Людмила Ивановна важно и многозначительно вертела перед нашими глазами каждым полагающимся нам документом, и при этом была так добра, что даже давала их трогать. Вручила указанный в рекламе "…и - впервые в Москве! - ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПУТЕВОВДИТЕЛЬ (да-да! Именно так с ошибкой и написано в рекламе!) ПО ПРАГЕ". Правда, тут мне пришлось надолго задуматься над иронией судьбы и смахнуть скупую мужскую слезу, предательски наворачивающуюся в уголках глаз. Путеводитель по Праге оказался справочником, изданным "Афишей" аж в 2001 году, и продающимся на каждом углу, поэтому слова рекламы "впервые в Москве" явно были не к месту. Ну да ладно. Забудем. Предположим, что турфирма имела ввиду, что впервые в Москве турфирма выдает вам вместе с туром путеводитель, а писавший рекламный текст сотрудник турфирмы просто плохо владел языком и не смог донести до читателя всю глубину новаторской мысли и концептуальный подход к делу качественного обслуживания туристов. Хотя и в этом случае странно – это не первая турфирма, выдающая путеводители при покупке тура. В общем, запутались мы. Одно ясно - турфирма хотела как лучше, и вообще – она выдает только то, что, видимо, передала ей из Праги фирма "Голден Праг" (раз договор заключен именно с ней). А если что не нравится – претензии предъявляйте в Чехию.

    Вместо обещанных рекламой "бесплатного бокала свежесваренного пива в лучшем пивном ресторане Праги "Новоместский пивовар", бокала ароматного горячего глинтвейна, знаменитого чешского "сваржака"" нам были выданы купоны на их получение. Я всегда думал, что пиво и купон на пиво – это разные вещи. Но спасибо турфирме, теперь буду знать, что это одно и то же. Видимо из того же разряда, что и "реклама тура" и сам тур. Ну да ладно. Забудем. Какие претензии? Ни-ка-ких!

    Информационный пакет, который должен был (согласно рекламе) включать подробную карту центра города, мы так не получили. Зато нам дали отпечатанные на разноцветных листочках списки клубов и дискотек Праги, а также купоны на пиво, сауну и богемское стекло. Там еще была страничка с описанием тура и чешский разговорник формата А4, свернутый втрое. А Вы думали, что это будет в виде нормальной книги? Ошибаетесь. Подумайте, ну зачем он вам нужен?

    Как я уже говорил, что Людмила Ивановна готовилась к нашей встрече основательно. Иначе чем можно объяснить, что в медицинской страховке была сделана ошибка? Видимо, волновался человек, предвкушая встречу. Заботливой рукой г-жи Свитневой в разделе программа страхования была обведена строка "программа типа "Т"". Однако если заглянуть в правила страхования, размещенные в конце полиса, то можно увидеть, что программа "Т" на Чехию не распространяется. Я вполне допускаю мысль, что уважаемая страховая компания в случае чего все же не откажет нам в помощи (на всякий случай у нас еще есть различные страховки, выданные нам на работе, так как характер нашей работы подразумевает постоянные поездки за границу), но странно, что Людмила Ивановна делает такие грубые ошибки. Я смею надеяться, что моя любимая г-жа Свитнева в своем возрасте все же знает, какую букву русского алфавита необходимо обвести в кружок, просто она устала и промахнулась. С кем не бывает. А ведь по правилам страхования любые ошибки при написании страхового полиса ведут к его автоматической аннуляции…

    Получив на руки билет, я с удивлением, переходящим в полное недоумение, увидел, что он был выписан за 2 дня до поездки и оплачен наличными. То есть слова Людмилы Ивановны за 10 дней до начала тура о том, что "билеты уже оплачены и ничего изменить нельзя", были очередной ложью. Видимо, врать и обманывать стало образом жизни Людмилы Ивановны, и она уже не замечает, что говорит. А может, это тоже была ложь во спасение? Тогда простим г-жу Свитневу, ведь ей еще работать и работать в турфирме, а лишнее, сказанное нам по телефону сказала, не в счет – надо же было себя обелить…

    Выдавая билет, г-жа Свитнева, ехидно умиляясь сообщила нам, что группа, отправляющаяся на следующий неделе в аналогичный тур по той же цене, вылетает рано утром (как мы и хотели), и только мы летим вечером. Ну что сказать. Не знала, наверное, Людмила, что сказал нам ее начальник, и своими словами она дезавуировала его утверждения. Нехорошо, ведь начальник всегда прав, а Людмила всего лишь на всего его подчиненная. Ведь г-н Мельников аж минуты две объяснял мне по телефону то, что тур предназначен для бизнесменов, которые только вечером могут ехать в аэропорт. Г-н Мельников, что же Вы лишили тогда бизнесменов следующий группы права поработать в четверг? Зачем заставили их ни свет ни заря вставать с кровати и мчаться в аэропорт? Или уже забыли о том, что сказали по телефону. А забыли, потому что это была неправда??? Ай-яй-яй, нехорошо!

    Покидая турфирму, мы попросили поставить нам печать на акте о приеме-сдаче документов. Оказалось со слов Людмилы Ивановны, что ООО "Отдыхай!" не имеет вообще никакой печати, не имеет книги регистрации входящих и исходящих документов, а также не оказывает таких услуг. Вместо печати поставила она на копии акта свою закорючку, что, видимо, символизировало эквивалентность Людмилы Ивановны резиновой печати турфирмы. Спасибо, Вам, Людмила Ивановна, за чудесные моменты жизни, проведенные с Вами. Ведь минута смеха прибавляет час жизни. Если мне вдруг станет скучно, я Вам позвоню. Мне так понравилось отдыхать с ООО "Отдыхай!" 

    P.S. Только что вернулся я из этого тура по Праге. Ну что сказать. У меня сложилось сугубо субъективное мнение, что чехи еще не научились нормально работать. Нет, обслуживать туристов как раз могут отлично, могут проявить даже доброжелательность к русским (как сказали в одном месте, им приходится это делать, так как сейчас поток туристов в Прагу иссяк и ездят только русские). Но вот, к примеру, довести туристов самолетом из Праги в Москву чехи нормально не могут. А как еще объяснить тот удивительный факт, что по прилету в Москву нам было объявлено, что чехи не загрузили ни один багаж пассажиров нашего рейса, и что он прилетит следующим, "Аэрофлотовским". Может быть, стоит объяснить "Чешским авиалиниям", что им стоит перевозить не только пассажиров, но и заняться перевозкой их багажа тоже. Ведь это удобнее. Конечно, "Аэрофлот" всегда выручит, но все же… И представителя чешской авиакомпании хотелось бы видеть при выдаче багажа, а то зачем прятаться от разгневанных туристов? Видимо, прятаться от туристов стало национальной забавой, если принять во внимание то, что чешский туроператор при продаже туров "прячется" за спину российской турфирмы, а представитель чешской авиакомпании – за спины сотрудников отдела розыска багажа аэропорта "Шереметьево-2". Дай-то бог, чтобы я оказался не прав. А то уж слишком много получается случайных совпадений…

    Владислав
    05/04/2003 12:31


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Чехии

    25.07.24 Россияне могут въезжать в Чехию только с загранпаспортами нового образца
    24.02.24 Чехия продлила запрет на выдачу виз россиянам на неопределенный срок
    23.01.24 Брюссель и Прагу соединит ночной поезд
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    17.05.23 Словакия временно вводит контроль на границах
    23.03.23 Чехия продлила запрет на выдачу виз россиянам
    14.12.22 Чехия запретила безвизовый транзит
    19.10.22 Чехия закроет въезд для российских туристов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    22.07.22 Названы туристические места в Европе, где больше всего карманников