Сирия. Путешествие первое

В Сирию я собиралась давно, не знаю, почему меня так тянуло туда. Но все мои знакомые в ответ на предложение поехать туда решительно не понимали, зачем. Некоторые даже не знали, где это находится. Потеряв год в поисках сопровождения, я решила поехать одна, что вызвало еще большее непонимание моих друзей. Это был сентябрь 1998 года, когда все пребывали в шоке от недавнего кризиса. Предварительно изучив путеводитель "Ле пети футе", я занялась поиском туристического агентства, которое могло бы меня туда отправить. Готовых туров не оказалось, в лучшем случае - шоп-туры. Потом я нашла маленькую сирийскую фирму, которая купила мне билет и выдала нечто вроде ваучера для получения визы в аэропорту.

Я летела регулярным рейсом "Аэрофлота". Пассажиры - в основном арабы, учащиеся или работающие в Москве, вывозимые ими русские жены и провинциалки-закупщицы товаров. В самолете я познакомилась с курдом, который учился и работал в Москве, и теперь летел домой в Камышлы. Узнав, что я еду одна и у меня не организован тур, он пришел в ужас! Дальше последовал долгий рассказ о том, какая Сирия дикая страна и какие там дикие люди. Туристов они не видели, поэтому общаться будет сложно, а ходить по улицам опасно. Мне почему-то страшно не было, но мой попутчик очень переживал.

Через 3,5 часа мы приземлились в небольшом аэропорту Дамаска. Первое, что поражает, когда прилетаешь во все арабские страны – бесконечное голубое небо и такое же беспредельное солнце над бескрайней пустыней. Мы взяли такси до города, поездка заняла полчаса по отличному шоссе с лесопосадками и портретами Хафеза Асада по обочинам. Ужасно старые машины, помятые и перекрашенные, я даже не подозревала о существовании таких моделей. Когда въезжаешь в город, окраины поражают бедностью и кажущейся разрухой. Только мечети неизменно величественны и не похожи одна на другую. По мере приближения к центру появляются аккуратные здания государственных учреждений, улицы, заманчиво убегающие вдаль, маленькие парки. Надо отметить обилие военной охраны, охраняется все, даже почта. В центре – очаровательные здания в стиле французского мандатного правления, и рядом – современные многоэтажные дома и отели. Смешение стилей не портит город, везде преобладает единая бело-серая гамма. В свете солнца все выглядит сияющим.

Мы поехали искать отель "Хамра", который я вычитала в путеводителе. Он оказался тесным и обшарпанным, номер напомнил мне палату пионерского лагеря, мебель такая же. Видя мое недоумение, мне пояснили, что все отели 3* в таком же состоянии. Тогда я выбрала "Ориент Палас", тоже старый отель, как раз во французском стиле. Постояльцы – в основном иранцы-шииты, прибывшие для посещения святых мест. Женщины все в черных хиджабах, как вороны. Самое неудачное в номере – кондиционер, совсем слабенький. Окна выходили на вокзальную площадь с настоящим паровозом и остановившимися часами. В какой-то мере кажется, что и в самом городе время остановилось.

Устроившись в отеле, мне помогли решить мне другие неизменные вопросы туристов – обмен валюты (в отеле 1 $ - 50 сирийских лир), телефон (междугородные звонки можно делать из автомата по карточке). Затем появились братья моего спутника, и мы пошли ужинать. С этим в городе проблем нет, маленькие кафе и ресторанчики повсюду. Мы были на площади Аш-Шухада. Вообще многие площади здесь с монументом или фонтаном в центре и круговым движением вокруг. На Аш-Шухада возвышается памятник какой-то турецкой мечети на телеграфном столбе в честь проведения телефонной связи. Арабская кухня всегда вызывала у меня восторг: свежие салаты, соленья и сочный шашлык неизменно хорошего качества. Особо мне понравилась маринованная репа, никогда не могла подумать, что это так вкусно.

Вечером я вышла прогуляться. Жара спала, ветер очень приятный. Мне не было страшно одной в этом городе, люди здесь в большинстве своем очень добры и внимательны. Одно из впечатлений, сразу поразивших меня – призыв на молитву, раздающийся со всех минаретов Дамаска. Ни в одном арабском городе он не звучит так изумительно. Даже когда он будил меня перед рассветом – это как волшебство! Была в районе университета, я ожидала увидеть старинные здания, а они – современные. Университет - единственное высшее учебное заведение в Дамаске с множеством факультетов, как целый город. Рядом с ним огромный выставочный комплекс, который пребывает в запустении, крупным мероприятий здесь не проводили давно.

Утром проснулась сначала от призыва на молитву, а потом - от того, что машины сигналят как безумные. Здесь так принято, сигнал - и приветствие, и прощание, и любые эмоции. На завтрак – яйцо, хлеб, масло, джем и чай. Как оказалось потом, в большинстве отелей он выглядит подобным образом. Я пошла в офис "Аэрофлота", потому что не менее чем за 3 дня до отъезда обязательно нужно подтвердить дату вылета. Офис расположен рядом с русским культурным центром, и там мне сказали: "А вас вчера встречали!" Оказывается, фирма в Москве, покупавшая мне билет, предупредила свой головной офис о моем приезде. Через пять минут появился представитель "Лин-тур", отвел меня в свой офис и спросил, что я хочу увидеть. Он хорошо говорил по-русски, как и многие встретившиеся мне позже, поскольку учились в России. Я хотела бы съездить в Босру и Пальмиру, дальше на один день не уедешь, а ночевать все же лучше в Дамаске. А по городу я могу походить и одна.

Первое мое направление – старый город. Я ориентировалась по карте, это несложно, названия улиц дублируются латинскими буквами. Все расположено так близко, можно легко дойти пешком. Народу везде много, по мере приближения к рынку возрастает количество продавцов всего подряд. Меня еще удивила толпа около здания суда. Что пытаются здесь решить эти люди? Вход в старый город, обнесенный каменной стеной, лежит через рынок Аль-Хамидийа, который считается самым дешевым в городе. Он начинается крытым проходом, по обеим сторонам которого лавки, магазины, прилавки и просто уличные торговцы. Пройти там незамеченной невозможно, продавцы довольно назойливы. Но целью моего путешествия была знаменитая мечеть Омейядов. Ничего лучше я в своей жизни не видела, хотя была и в других арабских странах, и в Европе, и в США. На ее месте в древности находился храм Юпитера, затем – христианская церковь, а в начале 8 в., когда Дамаск был столицей Арабского халифата, возведена мечеть. Видимо, место, где молились веками, имеет определенную ауру. Туристок на входе одевают в темно-серые плащи с капюшоном и следят, чтобы все завязки были завязаны. Мужчинам в шортах выдают длинные черные юбки, довольно забавно смотрится. Огромный двор с традиционным фонтаном для омовения в центре заполнен верующими, туристами и голубями. Мозаика на фронтоне изображает большие зеленые деревья. Наверно, они всегда были пределом мечтаний арабов. Внутри мечети очень спокойно и тихо, и при этом совершенно свободная атмосфера. Многие читают или спят, дети бегают, паломники молятся. В центре – могила, где покоится Иоанн Креститель. Все подходят и пытаются разглядеть что-нибудь через толстое рельефное стекло. Другое священное место здесь - могила Хусейна, куда стекаются шииты-паломники. Мавзолей Салах-Ад-Дина, расположенный где-то рядом, я не нашла.

Далее мой путь лежал во Дворец Азема. Это образец турецкой архитектуры 18 в., сейчас там находится музей народных искусств и традиций Сирии. Прямоугольный двор с фонтаном посередине. Комнаты вокруг двора представляют собой образец арабского дома, их обстановка и убранство очень красивы. Я еще бродила по рынку, чуть не заблудилась. В каком-то уличном кафе я остановилась перекусить, стандартное предложение - шаурма и чай. Ко мне подошел продавец павлиньих перьев и заговорил по-русски. Оказалось, у него жена и сын в Белоруссии, а ему пришлось уехать. Он попросил написать письмо ей, сам он не умеет писать по-русски. Хозяин кафе смотрел на нас с беспокойством, он боялся, что сириец досаждал мне. После обеда три часа – сиеста. Перерыв во всех магазинах, а государственные учреждения закрываются вообще.

Вечером ужинала в ресторане "Аль-Камаль" на улиц Порт Саид. За $ 4 – отличное качество и обслуживание. Кофе – это отдельная тема. Раньше я его не любила, но в Дамаске он везде, он манит своим ароматом, невозможно отказаться. Потом я отправилась в торговый район Салхие. Центральная улица - пешеходная, где множество маленьких магазинчиков. Надо сказать, крупных торговых центров и супермаркетов нет вообще, поскольку страна практически закрыта для внешнего импорта, и товары большей частью сирийские. Жизнь здесь кипит именно по ночам, целые семьи, включая грудных детей, дефилируют вдоль витрин. В завершении вечера вчерашний гид отвез меня в кафе, где собирается местная молодежь. Чем полезно иметь знакомых среди местного населения - они покажут тебе такие места, которые ты бы сама никогда не нашла. Музыка, пиво, фонтан журчит... Очень комфортная обстановка.

На следующий день запланирована поездка в Босру. Я и двое сотрудников украинского посольства встретились с гидом на автобусной станции. До Босры – три часа на юг. Автобус был не очень, кондиционер совсем никакой, жарко. Зато была возможность посмотреть, что за городом. Каменистая пустыня с невысокими горами, абсолютно непригодная для возделывания. Местами попадаются, конечно, распаханные куски, чаще – стада овец. Деревьев катастрофически мало. Босра - очень маленький городишко, скорее поселок. Босра знаменита остатками римского города 2 в. с амфитеатром. Действительно, на его территории сохранились практически целые улицы, дома и бани, где до недавнего времени жили люди! Позже город достраивался и перестраивался, с принятием ислама появились мечети. Амфитеатр огромный, из серого камня, очень хорошо сохранился. Мы обошли весь город, но солнце палило нещадно, и все быстро устали. Возвращались мы последним автобусом, часа в три. Вечером, когда зажигались фонари, я вышла на улицу. Только в жарких странах так ценишь прохладу по вечерам. Центральные улицы хорошо освещены. Ужин в ресторане "Аль-Араби" в районе Аш-Шухада оказался еще дешевле, чем вчерашний. Удивительные здесь цены, но ведь и средняя зарплата местных жителей - 100-150 долларов в месяц.

На следующее утро меня уже не разбудили ни голоса муэдзинов, ни уличное движение, и я проспала завтрак. Пришлось съесть шаурму в кафе у вокзала. Это было роковой ошибкой, поскольку я отравилась. А ведь предупреждали - не ешьте на улице! Остаток дня я провела лежа в номере. Мне привез какие-то таблетки, спасибо служащим отеля за заботу. Поездку в Пальмиру пришлось отложить.

Утром мне стало лучше, и я отправилась в район Такия Сулеймания. Сначала прошла через рынок кустарных изделий. Там преобладают вещи, изготовленные вручную традициоными способами. Серебро, стекло, ткани, чеканка, кожа – все кажется старинным и необычным на европейский взгляд. Далее - мечеть 16 в. в турецком стиле, перед ней большой бассейн. В парке напротив неожиданно вижу военные самолеты, оказывается, рядом музей оружия. Потом я дошла до реки Барады, точнее, до набережной. Воды нет, говорят, только зимой бывает. Недалеко расположен Национальный музей. Вокруг сады, очень симпатичные место. Я зашла внутрь, совсем мало народу. Надо отметить туристы в Дамаске попадаются очень редко, обычно европейцы или вездесущие японцы. Сам музей огромен, в нем множество залов разных периодов истории Сирии. Обойти за один раз все нереально, я и не обошла. Вечером самое приятное занятие – прогулки по улицам. Я забрела в район посольств. Улица Аль-Джалаа - пожалуй, самая очаровательная.

Днем еще раз ходила в старый город. Я бродила там по узким проходам, улицами их не назовешь. Дома сохранились с древних времен, оказалось, запрещена какая-либо реставрация, только двери новые. Есть там и христианский квартал, греческие церкви, кафе-бары и магазины с непривычным для Дамаска набором товаров. Из того, что я хотела еще увидеть в Дамаске, оставалась гора Кассиун, с которой открывается замечательный вид на город. Но туда пешком не дойти. Я попросила гида объяснить водителю такси, куда мне нужно, но в ответ он с ужасом замахал руками. Оказалось, Кассиун – известное место, куда приезжают заниматься любовью. Женщины закрывают лица, когда поднимаются туда, боясь позора. Так я туда и не попала.

В последний день я гуляла по северным районам Дамаска. Довольно богатые дома, современная архитектура, фонтаны и маленькие парки. Даже машины более новые. Полдня заняла покупка подарков. Рынок Аль-Хамидийа для этого занятия очень подходит, можно купить практически все - сувениры, сладости, кофе, украшения, посуду, и все это неизменно местного производства.

День вылета был пятницей, это выходной. Практически все закрыто, в городе довольно тихо. В полдень начинается пятничная молитва, она разносится над городом на разные голоса через громкоговорители. Я успела погулять по южной части, там уже совсем другие районы. Более бедные, грязные и люди смотрят менее дружелюбно. По дороге в аэропорт становится грустно. Не хочется уезжать. Что-то есть такое в этом городе, что не отпускает просто так! Посадка в самолет закончилась, а мы не взлетели. Два часа просидели в ожидании, потом нас отвезли обратно в здание аэропорта. Сказали, какая-то поломка двигателя. А на самом деле - это Дамаск не отпускает от себя. Вскоре все починили. Мы взлетели, картина повторяется в обратном порядке - ты видишь, как постепенно отдаляется бескрайняя пустыня и меркнет беспредельное солнце, и небо темнеет… Я была уверена только в одном – я вернусь сюда.