Греция. Воспоминания об Элладе

Эту путешествие я бы назвал наиболее ярким из всех тех, в которых мне довелось побывать. И не потому, что красоты Древней Эллады поразили меня больше, чем Храмы Иерусалима, или дворцы Севильи. Дело в том, что поездка в Грецию стала для меня первым в жизни путешествием за границу, а кроме этого, моей компанией в поездке был весь наш класс ! Да, именно так – летом 1995 года, мы, выпускники школы, одноклассники, 17-18 летние ребята и девушки, сумели собраться, скооперироваться и полным составом отправиться в турне. Сейчас, 8 лет спустя, я, разгребая тетрадки с путевыми заметками тех лет, решил увековечить сие путешествие в истории !

Изначально задумок было несколько, однако, путем открытого голосования, было принято решение ехать в Грецию. Эта страна набрала наибольшее количество голосов. Варианты с Италией и Кенией отпали в виду их чрезмерной дороговизны. Ясно, что провести в Греции 2 недели было предпочтительнее, нежели неделю в более дорогой, но вряд ли более интересной Италии.

Было решено отправиться в Грецию паромом из израильской Хайфы, однако, буквально за несколько дней до поездки, выяснилось, что греческие портовые службы объявили забастовку. Все морское сообщение со страной было прервано и это обстоятельство чуть было не сорвало наше предприятие, ибо билеты были уже выкуплены, включая обратные, на самолет. В результате, наше руководство сумело полностью переиграть первоначальные планы. Были срочно сданы билеты на паром (к счастью, деньги были возвращены полностью), куплены на самолет и в результате мы прилетели в Афины за трое суток до предполагаемого срока.

Вечером, перед выездом в аэропорт, наша команда, в духе известных советских традиций, учинила чрезмерно веселую гулянку, после которой, определенная часть публики, весьма с трудом следовала к автобусу, а в самом автобусе очень скоро ощутила нужду в гигиенических пакетах и моральной поддержке товарищей по оружию !

Комичен был эпизод с проходом паспортного контроля в аэропорту Бен-Гурион Тель-Авива, когда наш общий товарищ – неплохой вообщем-то парень, испытал сильные затруднения с ответом на вопрос "Куда вы летите ?". В ответ тот очумело улыбнулся левой половиной лица и заявил, что…"Ой, я вам тут сейчас вырву…". Немая сцена. Кто-то успел подхватить, уже начавшего падать бедолагу и ответить за него.

В салоне греческого "Олимпика" страсти не утихали. Степенные греческие батюшки с укоризной косились в сторону хохочущей толпы, занявшей весь хвост самолета. Что и говорить – поведение наше переходило все рамки дозволенного и не делало чести ни нам, ни стране, которую мы представляли.

В аэропорту нас встречала принимающая сторона в виде замусоленного автобуса без кондиционеров и нашего гида-сопровождающего, который оказался израильтянином греческого происхождения. Тут, наверное стоит сделать краткое отступление в отношении организации этой поездки. Вопреки бытующему мнению о том, что организованный тур должен представлять из себя верх комфорта, максимально проработанный маршрут и супер-профессионального гида, в нашем случае все было с точностью до наоборот !

Наш тур назывался "Молодежный", что подразумевало довольно свободный маршрут, который определили мы сами изначально, гостиницы в Афинах, кемпинги вне города, автобус наиболее простой категории. Иными словами, цель стояла так – "максимум впечатлений за минимум денег". Наш гид – неказистый мужчина лет пятидесяти, с массивным рюкзаком за спиной, под которым болтались подвешанные за шурки ботинки. Что ж – начало многообещающее !

Афины

Наша гостиница располагалась в самом центре города, на площади Омония. Мы, морально подготовленные к спартанскому отдыху, остались более, чем довольны этим неказистым отельчиком, в котором не только была в наличии горячая и холодная вода, но и даже присутствовали кровати с бельем ! И бог с ним, что канализация была засорена и вода из душевой подтекала в комнату, а во дворе, куда выходили наши окна, две пьяные бомжихи истошно орали друг на друга.

После недолгого отдыха нас попытались вытянуть на экскурсию в Акрополь, однако немногие нашли в себе силы на столь серьезный шаг, особенно с учетом бессонной ночи и обьемов выпитого накануне перед вылетом ! Лишь небольшая часть ребят, большей частью девушки, довольно бодро собрались и поехали с гидом на обзорную экскурсию.

Мои соседи по комнате – Гена и Лёха, так же как и я, предпочли прежде как следует выспаться и лишь после этого начинать ознакомление с Античной Грецией. Отдохнув, мы сами, вооружившись картой города, прикинули наиболее интересный пеший маршрут к Акрополю, мимо горы Ликобетта, Парламента и древнего стадиона. Первое впечатление – насколько, все таки, Афины напоминают Тель-Авив ! Причем речь не только о схожести архитектуры, а еще и о чрезвычайной близости людского темперамента. Хаотичное движение транспорта, сигналы, люди перебегающие проезжую часть на красный свет, бесконечные пробки возле каждого светофора и многие другие радости южного города.

Последующие три дня в греческой столице, были проведены спонтанно и без какой-либо ясной программы. Мы, разбившись на компании, сами по себе гуляли по Афинам, сами себе находили занятия. Некоторые посвятили время музеям, часть даже побывала в греческой опере, кто-то обошел все торговые центры, а кто-то умудрился даже свести знакомство с греческими красотками лёгкого поведения, которые впоследствии оказались молдаванками. Иными словами – знакомство с Древней Элладой шло полным ходом ! Апогеем нашего пребывания в Афинах стала встреча с полицией, которая была вызвана администратором гостиницы, не сумевшим по-мирному совладать с парой наших одноклассников, отказывавшихся в один из дней выставить из гостиничного номера жриц любви.

В последний наш день в Афинах, была предпринята пешая прогулка по исторической Плаке – старой части города. Впрочем, за последнее время мы настолько излазили этот город сами по себе, что запросто смогли бы провести подобную экскурсию и сами ! Вечером был праздничный ужин в ресторанчике в той же Плаке, в музыкальном сопровождении и с народными танцами, которые исполняли танцоры в национальных костюмах.

Острова Парос и Идра

Pано утром, на четвертый день нашего путешествия, мы покинули Афины и добравшись автобусом до Пиреуса (Пиреи) погрузились на паром, идущий к острову Парос, что примерно в 80 километрах к югу от Афин. Путь туда ничуть не менее впечатляет, чем сам Парос. Представьте себе синее-синее море, могучие горы на горизонте, исчезающий позади вас громадный афинский мегаполис, десятки разнообразных судов, бороздящих воды во всех направлениях, а еще…красивейшие, покрытые густыми лесами острова, с аккуратненькими деревушками и позолоченными крестами церквушек. Парос – наиболее туристический из всех "пригородных" островов греческой столицы. Тут немало отелей, несколько кемпингов и великое множество ресторанчиков, в основном морской кухни.

От материка, Парос отделяется узким проливом, шириной от силы километр. Еще один маленький островок с крепостью на нем, находится чуть в стороне от Пароса. После недолгой прогулки по деревушке, мы загрузились на катер и переправились на материковую часть, где нас ждал кемпинг. Для меня и моего приятеля Гены, Парос стал еще и местом серьезного испытания ! Да, да, именно так. На следующий день мы решили предпринять пешую прогулку, пересечь водораздельный хребет острова и увидеть его восточное побережье. Захватив с собой по бутылке воды, мы переправились назад на остров и выдвинулись в путь. Асфальтированная дорога петляла сквозь сосновые рощи, нещадно палило солнце, а мы, сжав зубы, упрямо шли вперед.

В какой-то момент, часа через два пути, мы поняли, что очень скоро закончится питьевая вода. Нам очень хотелось верить, что вот-вот перед нами откроются стены монастыря, который был отмечен на карте, где мы сможем пополнить запасы воды и продолжить путь. Вместо этого, мы, достигнув наивысшей точки острова, где и находился монастырь, поняли, что это был археологический памятник, причем давно заброшенный. Положение становилось критическим. Пить хотелось жутко, глядя вниз на крохотные домики Пароса, мы понимали, что вряд ли найдем в себе силы вернуться назад. И что же..? Разумеется, в итоге все завершилось благополучно. Совершенно измученные мы таки дотопали к исходной точке, ворвались в первый ж магазинчик, купили холодной колы и жадно выпили ее, обливаясь ею и кашляя.

Идра

Идра – наверное самый живописный из островов, которые нам довелось посетить в этом путешествии. Это наиболее удаленный из Саронических островов. Длинный и узкий скалистый остров, круто обрывающийся в море. Одноименный городочек живописно раскинулся вокруг небольшой бухты. Вход в бухту охраняют два мощных бастиона с древними орудиями. Нас разместили в частном пансионате "Елена" в глубине городка, среди хитросплетений узеньких, мощенных улочек. В этот же день мы с Геной и Лёхой, на этот раз вооружившись большими, чем накануне запасами воды, решили покорить вершину Идры. Это было много проще, чем в случае с Паросом. Вверх вела крутая тропа и уже через час мы достигли типичного монастыря, со стен которого открывались потрясающие виды Эгейского моря, горы Пелопоннеса на горизонте и скалы близлежащего островка Докос.

Вечером мы гуляли по набережной Идры. Играла музыка, из ресторанов приятно веяло жаренной рыбой и пряностями !

Напфлион

Утром мы, быстро собравшись, спустились к порту, заняли места в "Ракете" и та, взревев моторами, понесла нас к берегам Пелопонесса. Наш следующий пункт – город Напфлион, столица независимой Греции в 18-19 веках, а теперь – уютный курортный городок с живописным замком. Каково же было наше удивление, когда в порту нас встретил тот самый древний автобус, что возил нас по Афинам !

Перед отбытием в кемпинг, что примерно в 10 километрах от центра города, мы поднялись в замок, сделали чудесные снимки залива, живописного городка и мощных крепостных бастионов. Эх, как хотелось бы провести здесь пару деньков..! Но наш маршрут предельно сжат и времени на лирику не оставалось.

Рано утром – подьем, быстрое приведение себя в порядок и отьезд. Нас ждет долгая дорога – к обеду мы должны прибыть в местечко Диакофтон, откуда по узкоколейной железной дороге отправиться к живописному каньону и монстырю Мега Сплеон.

Эпидаврос

Красивейший и крупнейший в Греции амфитеатр. В комплекс входит сам театр, старинные постройки, колонная улица и музей. Театр примечателен тем, что, бросая монетку в его центре, звук довольно отчетливо разносится по всей его площади и звон можно услышать даже на верхних рядах. По крайней именно так сказано в путеводителе. Признаюсь честно, проведенный нами эксперимент показал, что слышимость хоть и неплоха, однако, звон монетки нами услышан не был. Зато очень отчетливо было услышано бурление в чьем-то животе. Приближалось время обеда. На скору руку перекусив, мы снова возвращаемся в автобус и продолжаем путь в Диакофтон.

Коринфский канал

По пути делаем краткую остановку на Коринфском канале, соединяющим Эгейское и Ионическое моря. Канал, протяженностью в 6 километров, был прорублен в скале еще в древнеримскую эпоху. На его строительстве полегла не одна тысяча рабов. Но…не пропал их скорбный труд ! И по сей день канал в действии и ежедневно пропускает через себя десятки судов.

Диакофтон и Мега-Сплеон

…Крохотный локомотивчик, малюсенькие, чуть выше человеческого роста вагончики – поезд однозначно вызывал интерес. Когда же мы услышали шум стартера и прогазовку – стало ясно, что это некое подобие автобуса на рельсах. Сие чудо природы вздрогнуло всем корпусом и тронулось в путь. В этой поездке важно побольше вертеть головой, так как красота она повсюду и со всех сторон ! Поезд медленно ползет над пропастью, а внизу, на глубине метров в сто, ревет бурная река. Немного страшно становились, когда туристы всей толпой переходили с одно стороны, на другую, от чего вагон совершенно явно взрагивал !

Конечная станция – Калавирта. Отсюда нам предстоит пеший поход вниз по каньону до собственно монастыря Мега-Сплеон. Места красивейшие, приятное ощущение горной прохлады, так чудесно контрастирующей с изнуряющей жарой на побрежье. Вокруг море воды – ручьи, родники, просто капли, срывающиеся с прочти отвесных склонов.

Дельфы

В Мега-Сплеоне нас снова встречает знакомый уже автобус и примерно час спустя, мы прибываем в портовый городок Эйон, где громадный автомобильный паром пересекает Ионическое море в сторону собственно материковой Греции. Пуь занимает чуть больше полутора часов. Море явно сердилось – довольно серьезные валы разбивались о борта нашего судна, обдавая любопытных туристов брызгами. Те, жалобно пища и вереща, скрывались в недрах судна.

В порту Эратини мы вновь занимаем места в автобусе и выезжаем по направлению к древним Дельфам. Путь лежит вначале вдоль побережья, но некоторое время спустя, начинается подьем в горы. Дорога чрезвычайно изобилует серпантинами, поэтому не обходится без испуганных возгласов наших прекрасных спутниц.

Дельфы – это маленький городок прилепившийся к одному из склонов горы Парнассос. Известен он благодаря неплохо сохранившемуся старому городу, множеству храмовых ансамблей, среди которых выделяются Храм Дельфийского Аракула, амфитеатр, массивные руины казначейства. Все это – на фоне поистине величественных горных пейзажей. В Дельфах очень резко ощущается смена климатических зон относительно побережья. Ближе к вечеру, приятная прохлада сменяется настоящим холодом, спасаясь от которого, мы, переодеваемся в джинсы и свитера. Ночуем в небольшом отельчике, на центральной улице городка.

Утром, после завтрака отправляемся в зону археологических раскопок, что чуть севернее центра городка, а через полтора часа уже выезжаем по направлению к жемчужине северной Греции – Метеоре, или как ее зовут греки – "Митаура" ! По пути наш гид предлагает заехать в местечко Арахова, известное своими кожедубильными мастерскими, где помимо всего прочего, шьют неплохие кожаные куртки. Часть из нас обзаводится семи кожаными изделиями.

Метеора

Путь не близок. Нам предстоит преодолеть порядка 300 километров сквозь горы и долины. Поездка невольно растягивается на весь день, однако, по пути мы делаем остановки в городах Ламия и Кардиция, в каждом из которых есть что посмотреть – в первом руины крепости, а во втором – несколько занятных монастырей. Ближе к вечеру прибываем в городок Каламбака, который станет исходной точкой в поездке по Метеоре. Однако, экскурсия переносится на утро, в виду наступления темноты.

Эту ночь мы проводим в кемпинге, причем нам предлагается два вариант ночлега – в большой палатке, где нашими соседями станут поддатые итальянцы, либо на крыше…душевых, где специально для нас могут натянуть тент. Оценив моральный облик итальянцев (а он ничуть не лучше облика нашего, в день вылета в Грецию !), выбираем душевые !

…Ночь, над головой – звезды. Кто-то резко пихает меня в бок. Просыпаюсь. Это Лёша. Он по-заговорщицки шепчет, что через вентиляционную трубу прекрасно видны девушки, моющиеся в душевых. Сон как рукой сняло – по пластунски подползаем к вентиляции. Леха не ошибся – человек пять девиц, судя по всему - из итальянской группы, приводят в порядок свои смуглые тела. Долго еще сон не шел в руку – мучили разные непонятные теперь уже мысли, волнения, сомнения. Под утро задремал тревожным сном.

Метеора – это одновременно чудо природы, памятник архитектуры и религиозный центр. Небольшая долина вся усеяна громадными отвесными башнями-скалами, вершины которых увенчаны монастырями. Испокон веков здесь селились монахи, создавая свои обители в столь недоступных и защищенных от врагов местах. Пейзаж просто восхищает – что-то крайне необычное и захватывающее дух !

Один из монастырей мы посетили – путь наверх проложен зигзагами по почти отвесной скале. В опасных местах сделаны поручни. Однако, во времена средневековья, монахи связывались с внешним миром посредством люльки, опускаемой вниз с массивного дубового балкона.

Гора Олимп

После Метеоры мы, следуя маршруту, берем курс далее на север страны, проезжаем города Лариса (где обедаем), делаем краткую остановку в Лептокария, где фотографируемся на фоне мощной крепости, возвышающейся над побережьем Эгейского моря и вот, к полудню приближаемся вплотную к горе Олимп, тот самый Олимп, на чьей вершине восседают боги древней Эллады ! Последний населенный пункт перед подьемом в горы – деревушка Лептокария. Здесь действует несколько десятков небольших семейных отельчиков, для готовящихся к покорению высочайшей вершины Греции.

Мы делаем краткую стоянку и начинаем подьем. Вершина горы скрывается в тумане и это завораживает еще больше ! Автобус тяжело кряхтя карабкается по узенькой дороге, где было бы довольно проблематично разъехаться двум транспортным средствам ! Вокруг нас – густые еловые леса. Дорога заканчивается в местечке Приония, что на высоте около 1000 метров над уровнем моря. С этого момента мы начинаем пешую часть восхождения.

Довольно четкая тропинка едет к вершине, а по пути то и дело встречаются туристы, спускающиеся вниз. На Олимпе – все люди братья, поэтому не поприветствовать брата-туриста считается нехорошим тоном ! Так что в течении последующих пяти часов подьема, мы то дело делаем отмашки рукой и здороваемся "Shalom, we‘re from Israel !", а в ответ слышим "Hello, we’re from England !", "Здравейте, ми сым из Булгария !", и тому подобное.

Немного не доходя вершины, расположена деревянная избушка, состоящая из двух спальных комнат, где туристы спят вповалку на матрасах, что называется плечом к плечу. Там же есть небольшая гостиная, где можно сытно поужинать и посидеть у камина. И все бы хорошо, если бы не две детали – невыносимый храп и сопение десятка человек, запах стоячих носков и…удобства, находящиеся несколько в стороне от избушки. Путь туда не долог, однако, в 22:00 хозяин отключает генератор и все погружается в кромешную тьму. Путь в туалет превращается в истинное испытание для сильных духом. При блеклом свете луны, вы, осторожно ступая и стараясь не споткнуться о разбросанные поленья, ищите путь к заветной дверце. Стоит иметь в виду, что ночью спускаются с цепей два здоровенных ротвейлера, которые, по словам хозяина – мухи не обидят, но, поверьте, встретить их ночью на темной тропе – удовольствие не для слабонервных !

С утра мы поднялись на одну из вершин горного кряжа. Наивысшая точка, 2917 метров, лежит примерно в километре от избушки, но идти туда не так просто. Что можно сказать ? Богов замечено не было. Не исключено, что громовержец Зевс элементарно не нашел заветной дверцы с писающим мальчиком !

Остров невезения в океане есть !

С посещением Олимпа, активная часть путешествия была завершена. Оставались 4 дня безмятежного отдыха на солнечном острове Скиатос, являющийся главным островом Спортадской группы островов, что к югу от города Салоники. Добравшись на автобусе до портового городка Волос, мы взошли на паром и взяли курс на остров. Над морем носились чайки, ярко светило июньское солнце, мы были полны радости. Ничто не предвещало…ну не беды, конечно, но грядущего экстрима !

Нас разместили в кемпинге, в западной части острова. Спальные мешки были брошены в тени персиковых деревьев, а сами мы отправились к близлежащему пляжу, где вволю накупались в теплой, как молоко воде ! Ближе к вечеру, народ начал кучковаться и строить саамы разнообразные планы на вечер и ночь. Большая часть укатила в городок на гулянки и дискотеку, часть осталась в кемпинге. Мы же, неизменная троица, съездили в городок, погуляли, закупились продуктами и вернулись в кемпинг. Однако, ближе к полуночи, Гена не выдержал и снова отправился в городок.

Далее, под утро, я был разбужен Иланой, тревожно трясшей меня за плечо. Не до конца проснувшись, я уловил лишь отрывочные фразы - "Гена…машина…нет прав…едет…пьяный…бензин…убьется !!!". Оказалось, что Гена, отгуляв на дискотеке, упившись вдрязг, решил под утро взять в прокат автомобиль. Оставив в залог свой паспорт, он взял крохотный автомобильчик "Фиат-Читтавекья" и погнал его в сторону кемпинга. В пути, по неясной причине, он не смог переключить передачу и все 20 километров ехал на первой, в результате чего прикончил и без того почти пустой бензобак !

Пешком мы бросились в сторону городка, минут через 30 мы увидели Гену. Он сидел возле дороги, обхватив руками колени и задумчиво глядел вдаль, в сторону материка. Рядом стоял ветеран итальянского автомобилестроения - Фиат. Парень был насколько шокирован всем произошедшем за эту ночь, что бросил только одну фразу: "-Это полный п***ц !".

Далее мы принялись толкать злосчастный автомобиль к кемпингу, где был шанс попросить немного бензина у местных жителей. Хозяин, добрая душа, методом отсоса, перелил около литра бензина из своего "Нисана", что дало нам возможность доехать до ближайшей заправки.

Все последующие дни мы носились как очумелые на этом крохотном автомобильчике ! Хочется пояснить, что ни один из нас не имел водительских прав, однако, греческие власти на островах, откровенно закрывают глаза на то, что каждый второй отдыхающий садится за руль автомобиля, либо мотоцикла не имея на то никаких прав ! Разумеется, что воодушевляться от данного обстоятельства вовсе не стоит, ибо, попади вы в аварию – вас немедленно уличат в езде без водительских прав, а в случае наличия пострадавших – однозначно определят в кутузку !

Ко второму дню пребывания на Скиатосе, половина наших ребят обзавелась транспортными средствами. Встречая друг друга на единственной автодороге острова, мы истошно кричали в окно: "Смотрите, эти придурки тоже взяли тачку !".

Примерно за день до окончания путешествия, с одним из ребят произошла неприятность. Тот упал с мотоцикла, да так, что серьезно повредил себе ногу. На скорой помощи его отвезли в местную поликлинику, где доктор наложил на колено порядка десяти швов, а также залатал разбитые локоть бровь и ухо.

На этом, к сожалению его неприятности не закончились. Хозяин мотоцикла, которому тот оставил в залог свой паспорт, потребовал возмещения ущерба, нанесенного сему транспортному средству. Ремонт был оценен в 500 долларов. Таких денег у парня не было и тот был вынужден одалживать по немного у каждого из нас. К счастью, вопрос решился. Бедолага, хоть и хромая, но отбыл вместе со всеми в Афины, где нас ожидал авиаперелет в Израиль.