Выходные в Казахстане (Боровое и Астана)



    …Когда я впервые поделился своими планами посетить Казахстан, реакция родственников и друзей была достаточно схожа - "Ты сошел с ума !".

    На меня обрушились потоки негативной информации о милицейском беспределе в независимой Средней Азии, о преступности, о чрезвычайно плохом отношении к русскоязычным. Наверное, не будь я "подкован" личным опытом в Прибалтике, когда меня также убеждали в том, что там ситуация нездоровая, но в результате, побывав как минимум четырежды в Латвии, Литве и Эстонии - я влюбился в этот край, - я бы вероятно отказался от путешествия в Казахстан.

    За несколько месяцев подготовки к поездке, я перелопатил горы информации, как в интернете, так и справочной литературы. Однако, по различным причинам поездка постоянно откладывалась. Когда, в начале июня, я уже был готов купить билет на поезд и сгонять на несколько дней в Казахстан, руководство фирмы неожиданно предложило мне сходить в отпуск, который, я в результате провел, путешествуя по Турции, Болгарии и Израилю (www.sela-v.com/ru/rememb.html).

    План был таков - посетить знаменитый национальный парк Боровое, затем отправиться в новую столицу Казахстана - Астану, а оттуда прямым поездом вернуться в исходную точку путешествия - Екатеринбург.

    Моими спутниками в поездке стали две милые девушки - Аня и Наташа.

    Сборы были стремительны. Еще в вечер перед отьездом, мы носились по Екатеринбургу, в поисках железнодорожных касс, где бы можно было бы реально купить билеты, не теряя при этом полдня на выстаивание в очередях. Дело в том, что в летний период ваши шансы покинуть столицу Урала, очень невелики, в виду огромного потока отдыхающих, выкупивших все билеты задолго до предполагаемой поездки. Очереди в вокзальные кассы измерялись сотнями метров, однако даже выстояв, вы вероятнее всего узнаете, что билетов уже нет.

    Путь в Казахстан

    Наш поезд - "Свердловск - Алматы". Еще идя по перрону, не трудно ощутить необычный колорит Средней Азии. Колоритные смуглые лица, шум, незнакомая речь, сотни баулов с товаром.

    Мы встретились с девушками уже в вагоне поезда. Что и говорить - первое впечатления от наших соседей вызывало легкую панику. Ощущение, что попали на базар в каком-нибудь ауле. Все проходы заставлены сумками и баулами, неописуемая толчея, запах стоячих носков. Увы, но купейные места нам не удалось перехватить и наш удел был три верхних полки в плацкарте.

    Позже, уже освоившись в столь необычной обстановке, мы понемногу пришли в себя, а спустя некоторое время уже вовсю болтали с нашими непосредственными соседями - двумя русскими мужиками из Казахстана. За последующие 19 часов пути, мы уже знали о Казахстане много больше, чем можно было бы найти в путеводителе ! Хотя, стоит признать, что их взгляд на вещи был крайне субьективен. Это был взгляд людей, волею судьбы оказавшихся в меньшинстве в той стране, которую они всегда считали своей.

    Десятки рассказов и различных ситуаций из жизни страны, были поведаны нам по дороге. Слушая этих добродушных работяг, я все более осознавал, что пути назад уже нет и не будет никогда. У русских нет будущего в республиках СНГ, как, впрочем нет будущего и у самого содружества. Демографическая ситуация неуклонно складывается не в пользу русскоязычного меньшинства, а сами казахи, в большинстве своем, все менее воспринимают Россию как своего старшего брата. Глобально говоря, современный Казахстан склонен к самоопределению как мусульманского государства турецкого образца, нежели как придатка России.

    Поезд следует через Курган - Петропавловск, а пограничный контроль проходим на станции Петухово. Не скрою, что мы слишком уж переусердствовали, накручивая себе страхи и опасения в отношении казахской границы и ее прохождения. В голову лезли "страшилки" из интернета, на тему высаживаний с поездов, взяточничества, поборов со стороны чиновников. На самом деле все осуществилось совершенно безболезненно и быстро. Погранцы, намеченным глазом тут же вычислили потенциальных "клиентов" - челноков и практически все время было уделено именно этому контингенту.

    С казахской стороны контроль при въезде отсутствовал начисто. Я, заснув сразу после Петухово, проснулся лишь на подьезде к Боровому. Волнения остались позади - мы в Казахстане !

    Боровое

    На севере Казахстана, между городами Кокшетау и Астана, расположен интереснейший уголок природы, настоящий оазис в море песка - Боровое. Географически этот уголок носит название Кокчетавская возвышенность, а местные путеводители именуют его не более и не менее - "Казахстанская Швейцария". Лесистые холмы занимают площадь не более 20 километров на 20. Со всех сторон сей удивительный уголок природы окружен бескрайними степями. Горы вздымаются мощной стеной над степью и чем-то напоминают кратер вулкана, внутри которого кипит жизнь, в то время, как вокруг - безжизненная пустыня.

    В Боровом порядка 7 озер, четыре из которых довольно крупные, а остальные - размером не превышают квадратного километра.

    Вокзал - совершенно новенький и современный, однако сами ворота в Боровое, городок Щучье - более, чем провинциальное полусело - полугородок. Ощущается некоторое запустение, бедность, запущенность. На вокзале мы выяснили расписание электрички на Астану, до которой порядка 280 километров. Она отправляется ежедневно в 15:55 и прибывает в столицу в 20:00. Помимо электрички, в Астану практически ежечасно следуют автобусы и переодически - маршрутные такси. Однако, следует иметь в виду, что почти все автобусы идут транзитом и иной раз на них может не быть мест.

    От вокзала мы поймали маршрутку до самого курортного городка Боровое. Проезд стоит 80 тенге ($0,50). Дорога петляет среди лесистых холмов. То там, то здесь ответвляются дороги к различным санаториям, лежащим на берегах озера Щучье.

    Курорт Боровое - некогда здравница республиканского значения, теперь переживает не лучшие времена. Не смотря на усилия руководства страны по воссозданию Борового как значимого курорта и национального природного парка, ситуация по-прежнему не вызывает оптимизма. Часть санаториев не действует уже много лет, часть пребывает в запустении. Некогда красивые жилые корпуса зияют пустыми глазницами окон. Парки и сады поросли бурьяном.

    В самом городке несколько гостиниц различного уровня, из которых выделяется новенький кирпичный отель, чье название я запамятовал. Судя по припаркованным там лимузинам - данное место облюбовано местной богемой. Нам даже в голову не пришла мысль идти и интересоваться ценами в данном заведении.

    Наиболее оптимальный вариант - поселиться в частном секторе. На главное площади Борового, являющейся еще и автовокзалом и местом вечерних гуляний горожан, вас встретит толпа местных жителей, сдающих внаем свое жилье. Средняя стоимость проживания в однокомнатной хрущевке - 1500 тенге в сутки ($10). При этом цена практически не меняется от количества жильцов. Имейте в виду, что выбор у вас будет просто огромен, ибо десятки людей предложат вам практически одни и те же варианты по схожей цене.

    В центре городка расположен центр отдыха, а именно - великое множество ресторанчиков казахской и уйгурской кухни и кинотеатр превращенный в дискотеку ночью и мини-базар днем. Пища практически везде предлагается одна и та же. Выбор достаточно велик и колоритен. Можно воспользоваться как стандартным меню, так и сделать спецзаказ на специфические блюда казахской кухни. Цены мал отличаются друг от друга и составляют примерно $2-3 на человека, за хороший обед с полным набором сопутствующих блюд.

    Буквально в трех минутах ходьбы от центра, плещутся воды озера, там же - вполне приличный пляж с великолепными видами горных вершин, что на противоположном берегу. Вода - кристально чиста и если бы не ее температура (не более градусов 15), то мы бы обязательно искупались. По словам местных жителей, купальный сезон в этом году сдвинулся на июль из-за ненастной погоды.

    Последующие два дня, мы посвятили пешим экскурсиям по окрестностям. Боровое - удивительно фотогенично и практически с любой точки открываются совершенно потрясающие виды ! При этом, местечко настолько компактно, что почти все его достопримечательности находятся в пределах досягаемости для пешего туриста.

    Да, именно в нововыстроенную столицу Казахстана лежал наш путь. Дело в том, что в виду отсутствия обратных билетов, мы были вынуждены купить обратные билеты не из Борового, а из Астаны, причем на совершенно другой поезд. Вначале это обстоятельство не особенно нас обрадовало - ну подумайте, что за радость терять полдня на путь из Борового в Астану, что бы только лишь сесть на поезд ? Однако, потом, почитав про Астану в интернете (рекомендую сайт www.astana.dan.kz), мы решили не отчаиваться и рассматривать вынужденную поездку в столицу страны, как еще одну экскурсию.

    На маршрутке вернулись в Щучье. По пути услышали разговор нескольких пассажиров. Те обсуждали тему, которая тревожила нас с момента пересечения казахской границы, а именно - регистрация. Как я уже и упомянул, на границе нас не проверяли, никаких иммиграционных карт не выдавали и ничего не обьясняли. Однако, мысль о регистрации, навеянная интернетными рассказами о Казахстане, сверлила мозг день и ночь. Нам совершенно не хотелось поиметь счастье грубого общения с казахскими пограничниками на выезде из страны.

    Некоторые из спрошенных нами туристов утверждали, что если мы пребываем в стране до 5 дней, то регистрация не нужна в принципе. Кто-то вообще слышать не слышал об обязанности зарегистрироваться, кто-то считал, что регистрироваться надо вне зависимости от срока нахождения. Боровская милиция не смогла нам внятно ответить на вопрос и порекомендовала обратиться в иммиграционную службу в Щучьем.

    В самом же Щучьем выяснилось, что для постановки на учет следует приложить массу документов, начиная от ксерокопии паспорта, фотографии и кончая…домовой книгой нашего квартировладельца (!). Ясно, что эти требования были невыполнимы, в следствии чего, напрашивался вывод о том, что следует элементарно "заплатить" чиновнику. Вопрос состоял лишь в том, какому чиновнику платить - в Щучьем за якобы постановку на учет, или пограничникам на выезде из страны ?

    Когда же мы, отыскав иммиграционную службу, оказались перед закрытыми дверьми с висящим замком и запиской "Ушли на обед", мы просто-напросто плюнули на эту регистрацию, тем более, что поджимало время отправления электрички.

    На вокзале наши планы несколько изменились, ибо перед нами возник мужчина в типичной казахской тюбетейке и предложил довезти до Астаны, попросив лишь денег на бензин. По сумме это выходило не дороже электрички, зато по скорости и комфорту (мы ехали на "Ауди") - не шло ни в какое сравнение !

    На выезде из Борового мы медленно проплыли мимо "Жол полицыясы" (ГАИ), после чего наш водитель, как истиный джигит, набрал крейсерскую скорость в 140 км/ч и доставил нас в Астану уже через 2 часа !

    Астана

    Вот что пишет о городе его коренной житель и хозяин вышеупомянутого сайта об Астане:

    "Исторических памятников подобно пирамиде Хеопса или собора Парижской богоматери у нас нет". С одной стороны это правда, а с другой - если все начнут строить пирамиды, жизнь станет скучной, а туризм умрет. Вся изюминка как раз заключается в местной специфике." И это верно. Что мы собственно говоря знаем о новой столице Казахстана ? Авантюра Назырбаева ? Новое поднятие целины ? Сомнительный супер-дорогостоящий проект непонятного назначения ? Способ отмывания уворованных миллиардов ?

    Как бы то ни было, но Астана - это свершившийся факт, это созданный людьми оазис в пустыне и оазис совсем не худшего качества !

    Астана (ранее: Целиноград, Акмола) - городок районного значения, железнодорожный узел северного Казахстана. В начале девяностых здесь началось строительство новой столицы, чью роль ранее выполнял город Алмата. Строительство шло ускоренными темпами, нищий Казахстан, где не менее половины населения живет в нищете, выкладывался весь на возведение новой столицы.

    С приобретением статуса стольного града, в Астану перебрался президент Назырбаев и все министерства и ведомства государства. Были построены шикарные, в восточном стиле резиденции и дома приемов для иностранных гостей. Некогда жиденькая речушка Ишим (Есиль) была перегорожена дамбой и превращена в пределах центра города в пруд с приятной набережной. По берегам реки выросли красивейшие жилые массивы для "слуг народа". Жилые комплексы представляют из себя интересный пример нео-среднеазиатского градостроительства. В городе немало новых памятников - Абаю, национальному герою Кенесары, жертвам политрепрессий и многие другие. Помимо этого - несколько интересных музеев, аквариум.

    Население города выросло практически втрое за последнее десятилетие, речь идет о госчиновниках и членах их семей перебравшихся из Алматы, а также всех тех, кто связан со строительством города. Логично задать вопрос - а чем будет жить новая столица в перспективе, когда ее строительство будет завершено ? Я не заметил ни серьезных промзон, ни какой бы то ни было инфраструктуры, в которой смогли бы трудоустроиться сотни тысяч жителей стремительно растущего мегаполиса. Не постигнет ли Астану участь умирающих городов севера России, понастроенных коммунистами без всякого разумного расчета и планирования ? Не загнется ли начинание Назырбаева в тот момент, когда иссякнут финансовые вливания ? Что ж - поживем увидим.

    А пока я могу констатировать, что Астана несомненно заслуживает интереса. Если ваш путь пролегает мимо, или же вам не составляет труда предпринять турне подобное нашему в соседний Казахстан - это стоит того ! Как говорят казахи - "Кош гюльдениздер !" (Добро пожаловать !).

    Послесловие

    Остается добавить, что мы совершенно спокойно покинули Казахстан. Пограничники на станции Каерак, лишь поинтересовались сроками нашего пребывания в стране, а узнав по билетам, что менее пяти дней - тут же вернули паспорта и проследовали далее по вагону. Из этого мораль - храните билеты до выезда из Казахстана, а если вы планирует провести в нем более 5 дней - попытайтесь таки оформить регистрацию, либо заготовьте сумму от 10 до 100 долларов (в зависимости от жадности пограничников) на штраф за нарушение паспортного режима. По словам матерых нарушителей паспортного режима, торговаться с пограничниками о сумме штрафа не возбраняется. Что и говорить - восток дело тонкое ! Народ, в целом - очень милый и гостеприимный. Любой казах с радостью поможет туристу, подвезет, подскажет, посоветует, причем, как правило - от чистого сердца. Единственно что - не следует приезжать туда с чувством превосходства и убеждением в том, что вокруг одни глупые "чурки". Проведя в Казахстане несколько дней, а лучше неделю, вы увидите, что если кого и можно назвать "чурками", так это некоторых жителей российских городов, живущих в грязи, озлоблении и пышущие чрезмерным гонором, сквозь запах перегара.

    Alexander Lapshin
    25/07/2003 12:32


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Казахстана

    12.10.24 Между Новосибирском и Риддером возобновится железнодорожное сообщение
    30.08.24 Air Astana будет выполнять рейсы между Алматы и Фукуоком
    02.06.24 Uzbekistan Airways объявила 2 новых международных направления из Нукуса
    28.05.24 Red Wings будет выполнять прямые регулярные рейсы из Самары в Алматы
    02.05.24 Аэропорт Астаны перестал принимать и оправлять самолеты ночью
    26.04.24 S7 Airlines будет выполнять рейсы из Новосибирска в Астану
    25.04.24 "Аэрофлот" обещает ветеранам бесплатные авиабилеты
    24.04.24 S7 Airlines полетит из Новосибирска в Алматы
    03.04.24 Qazaq Air приостановила полеты из Актобе в Казань
    "Аэрофлот" начинает продавать билеты на рейсы из Петербурга в Алматы