Хотелось бы предупредить тех, кто едет в Болгарию впервые.
Во-первых, курортный комплекс "Золотые Пески" расположен ближе всех других курортов к Варне, отчасти поэтому цены там вполне приемлемые. Считаю, что трехзвездочный отель в Болгарии - это совершенно пустая трата денег. Лучше сегодня взять две звезды, или две+, но чтобы был недавно отремонтирован. В качестве примера могу привести отель "Родина". Обычная совдеповская гостиница с надоедливыми горничными, телефоном 70-х годов, маленьким телевизором без пульта дистанционного управления и слышимостью, как в студенческом общежитии химиков, помните, в фильме "Двенадцать стульев".
Радости в том, что отель расположен на первой линии совершенно никакой. В первую очередь, это неимоверный шум практически всю ночь и с раннего утра. Потому что на берегу находятся все увеселительные заведения. Они отделяют береговую линию от ближайших отелей, а работают до последнего посетителя. Засядет там какая-нибудь бригада совершенно безцеремонных немцев, и бессонная ночь вам обеспечена. А утром сердобольные болгары осуществляют завоз продуктов на предстоящий день, стригут прилегающие к ресторанам газоны, моют проходящую по берегу дорогу.
Подышать морским воздухом можно и со второй, и даже с третьей линии, потому что берег поднимается вверх, и отели располагаются террасой. А поскольку расстояния в Болгарии вовсе не те, что в России, то от отеля второй линии до моря нужно пройти лишние 50 метров, а третьей - сто. Причем все это практически пропорционально съэкономленным вами долларам. Большенстов же отелей в "Золотых Песках" оборудованы бассейнами. Так что к морю может быть и идти не понадобится.
При отъезде имейте ввиду, что рассчетный час во всех без исключения отелях - полдень. Если ваш самолет летит плюс-минус два-три часа - это нормально. Если же позже, придется где-то коротать время, потому что из номера вас выдворят. Хоть завозмущайтесь.
Три звезды отличаются от двух наличием телефона и телевизора. Замечу сразу, что телефон вам совершенно не нужен. Как правило, рядом с отелем стоят два-три современных таксофона, из которых при помощи купленной где-нибудь рядом телефонной карты можно позвонить куда угодно, хоть в любую точку мира. Причем стоимость телефонной карты везде одинакова - что в Варне, что на курорте. А телефон в номере - это пост-советский анахронизм. Во-первых, помните всегда, что в Болгарии, как и во всей Европе, нет так привычной для нас ежемесячной абонентской платы. Сняли трубку, набрали номер, установилось соединение - включился счетчик. Нужный вам номер набрался, или ненужный - неважно. Установилось соединение - придется платить при отъезде. Иначе не дадут бумажку с отметкой о том, что вы останавливались в этом отеле. А без регистрации на границе при отъезде оштрафуют на 50 $.
Я пробовал: в "Родине" в 90 % случаев соединение устанавливается либо с несуществующим номером, о чем вас уведомляет автоответчик на АТС, либо с рецепшн, либо с совершенно ничего неподозревающим абанентом. А платить придется за все. Поскольку ни российские турагенства, ни принимающая компания в Болгарии, ни персонал отеля вас ни о чем предупреждать не будут, я и рассказываю об этом более подробно. В "Родине" меня ткнули носом в кучу немецких букв, и сказали, что об оплате за телефон написано вот здесь.
Телевизор, если вы приехали по настоящему отдыхать, смотреть некогда. Но уж если выдалась свободная минутка, возьмите напрокат в этом же отеле. Стоит он сущие пустяки. Из российских программ вещает Првый канал и НТВ. Причем все это ощутимо отличается от того, что показывают нам во внутреннем эфире. Например, по Первому каналу едет много рекламы для русскоговорящих жителей Израиля. Вам оно надо ?..
Впрочем не все, наверное, российские турагенства такие, мягко говоря, невнимательные к своим клиентам. Мне довелось, а точнее, черт дернул, воспользоваться услугами артели под названием "Green Bay". Это на самом деле артель из трех калек и трех компьютеров в одной комнате в тихом центре Москвы. Некто Марина Олейник не высовываясь дальше телефонного аппарата, выдавая себя за туроператора, организует все так, что вы сразу и сообразить не успеете, где вас облапошили. Во-первых, вам подсунут договор, подписанный этой самой Мариной, хотя фамилия номинального директора совершенно иная, из которого следует, что вы обязаны все, а ваш туроператор ничего. Медицинскую страховку выдают, видимо, из тех, что подешевле. По крайней мере, в Варне нет представительства той страховой компании, где вы будете застрахованы. Мне, например, Марина советовала звонить в Париж в случае недомогания. Слава Богу, делать этого не пришлось. Иначе отдых мне обошелся бы в копеечку ( об оплате за телефонные переговоры я писал выше). Тон предложения примерно такой: не хотите - не берите...
Но это все из разряда случайностей. Могу со всей ответственностью заявить, что болгарам, кроме вашего паспорта с накленной в него визой, ничего не надо. Не смотрят они на ваш ваучер - можете его хоть сами нарисовать, не интересует их ваша медицинская страховка. Создается такое впечатление, что их пограничники сами еще не привыкли к наклейкам их посольства в наши паспорта, поэтому разглядывают их с особой тщательностью.
Совсем другое дело обратный вылет. И дело тут не в болгарской стороне, а в российской. Болгары вас выпустят без проблем, не забудут улыбнуться и пожелать счастливого пути. Разумеется все это по-русски. А вот дальше...
У меня был обратный билет на чартерный рейс. В Москве я этому не придал особого значения, хотя меня отчасти насторожило то обстоятельство, что Олейник предложила мне на 20-30 минут приехать пораньше, чтобы поменять этот билет в аэропорту у представителя авиакомпании. Я приехал пораньше, но менять билет не понадобилось. Просто рейс задержали. Чартер - это самолет без расписания. Другими словами: лечу куда хочу, и когда хочу. Причем билет продан был одной авиакомпанией. Самолет зафрахтован у Воронежского "тракторостроительного" завода (называется ВАСО). Задержался он в Варне относительно указанного в билете времени на 8 часов, а прилетел вместо Шереметьево-1, как указано на сайте "Green Bay" и как ждали все пассажиры и где многих встречали родственники, в Шереметьево-2. Разница небольшая. Но учитывая еще и разницу во времени с Болгарией, получился час ночи. На чем добираться до города ? И кому предъявлять претензии ? Такси совершенно официально с квитанцией стоит 50 $. В "Green Bay" компенсировать эту сумму сразу отказались, заявив, что претензии нужно предъявлять перевозчику. А в билете о возможном изменении времени вылета все написано. Может быть и написано, только в моем именно билете все на английском языке.
Прямо сюжет для Михаила Задорнова. Если, конечно, не забивать себе голову тем, что билет на чартер стоит в 2 раза дешевле, чем на регулярный рейс. Потому что они привозят в Варну отдыхающих, а чтобы не лететь обратно пустым, продают одно и то же место дважды. То есть за него платят те, кого они привезли, и через две-три недели должны будут забрать. А если вы еще вскочили на подножку - двойной доход, причем без всяких гарантий и обязательств. Выходит компания, организующая ваш отдых, соответственно, с перелетом, в моем случае "Green Bay", экономит ваши деньги в свой карман, а претензии... кому угодно.
Принимающая в Болгарии сторона сильно удивлялась, когда я произносил название компании "Green Bay". Вот вам и туроператор... Мой вам совет: не связывайтесь. Себе дороже.
25/07/2003 12:33
Материалы по теме
- Страны: Болгария
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.