Израиль. Субьективные заметки



    Немного лирики.

    ... Израиль. Как много в этом звуке для сердца нашего слилось. По сути, какие ассоциации возникают у среднего обывателя при этом слове ? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что: неприязнь, уважение, интерес, ненависть, любовь, подозрительность, страх, злоба, зависть. Получается очень пестрая гамма эмоций. Израиль не может не ассоциироваться с евреями, а посему, к вышеперечисленным ощущениям можно добавить традиционный антисемитизм. Кто-то тяжело дыша перегаром, матюкнется в отношении "жидов", а кто-то будет не менее рьяно обосновывать "еврейскую угрозу" с точки зрения последних достижений гинекологии и астрофизики. Другие же люди, которых, к счастью, становится все больше, давно уже перестали воспринимать Израиль и евреев как нечто потустороннее.

    Как в том старом анекдоте, когда у англичан спросили "Почему у вас нет антисемитизма?". На что те ответили: "А потому, что мы в отличии от вас, не считаем евреев умнее себя".

    Израиль был создан вопреки всякой логике, выжил не смотря ни на что и превратился в развитое западное государство. С этим фактом не могут не считаться ни друзья, ни враги.

    Впрочем, оставлю лирику и переду к рассказу о своей поездке, который в свою очередь является продолжением большого турне Россия-Турция-Болгария-Израиль (www.sela-v.com/ru/bansko.html).

    2 недели в Израиле.

    Мой стамбульский самолет приземлился в аэропорту Бен-Гурион Тель-Авива. В бизнес-классе, как выяснилось, находился министр финансов Австралии. Из иллюминатора было видно, как к трапу подрулили черные лимузины, служащие аэропорта быстро развернули флаги Израиля и Австралии, была уложена ковровая дорожка. Встречал его Биньямин Нетаниягу, бывший премьер, а ныне - министр финансов Израиля.

    После более, чем года жизни вне Израиля, я смог довольно зрело оценить ситуацию и сравнить ее с происходящим в других странах.

    Разумеется, Россия находится в иной системе координат, если так можно выразиться. Если Израиль - это единая и мобильная система, то Россия - это скорее огромная и малоосвоенная территория, с островками цивилизации, мало связанными друг с другом. Несмотря на все экономические кризисы, волны террора и политические коловращения, Израиль никак не назовешь страной бедной и загибающейся.

    90% автомобилей - новые европейские и японские модели. Серьезные и аккуратные автострады и дорожные развязки, массивное строительство, масса новых бизнес центров, индустриальных зон, районы многоэтажных зданий, на манер американских небоскребов. Все это очень сильно контрастирует с Россией. Собственно говоря, если в моем предыдущем рассказе о поездке в Турцию и Болгарию, я писал о том, что Турция сделала сильный рывок вперед и заметно оторвалась не только от России, но и от некоторых стран Восточной Европы, то тут Турция резко уступает Израилю.

    Это, так сказать - первые впечатления.

    Обойду стороной типовые зарисовки путешественника. Нелегко писать со стороны про страну, которую так хорошо знаешь и в которой проведена большая часть жизни.

    Наконец-то можно расслабиться. Позади остались вокзалы, аэродромы, толпы людей, бессонные ночи, волнения и опасения. Теперь я меняю ботинки и джинсы на шлепанцы с шортами, свитер на футболку, одеваю солнцезащитные очки и…я перемещаюсь в другое измерение !!!

    Первые дни я посвятил целиком общению с семьей и друзьями. Далее же, неудержимая страсть к смене обстановки занесла меня в такие места, как Назарет, Тель-Авив, Петах-Тикву, гору Тавор, Тивериадское озеро и Нахараим.

    ...Поезд Хайфа - Тель-Авив за 45 минут преодолевает 100 километров, разделяющие эти города. С каждым годом, все более развиваются израильские железные дороги. Плотность отправления поездов выросла за последние 10 лет более, чем в 5 раз. Если еще в 1995 году можно было провести по полтора часа и более в ожидании тель-авивской электрички, то теперь разрыв минимизирован до получаса. На поезде можно проследовать от северо-израильской Нагарии, до столицы южной пустыни Негев - Беер-Шевы и Иерусалим. Скоростные поезда доставят вас туда примерно за 3-3,5 часа. Вагоны чистенькие, аккуратные, кондиционированные, мягкие сидения, чистые туалеты…

    Экономический кризис и его нюансы.

    Экономический кризис, взявший начало три года назад, считают тяжелейшим за все последние десятилетия. Вряд ли сторонний турист сможет оценить его последствия, ну, разве что ему "посчастливится" провести сутки-двое в аэропорту Бен-Гурион из-за очередной забастовки.

    Причин для кризиса несколько:

    1. Резко возросшие военные расходы, связанные с более, чем 3-летним активным противостоянием с палестинцами.

    2. Общемировой экономический спад, ударивший особенно сильно по США - традиционному и главному партнеру Израиля. Израиль, будучи практически во всем зависимым от благополучия заокеанского попечителя, пострадал от спада больше других стран, чьи экономики связаны с США в меньшей степени.

    3. "Гистадрут" - профсоюз трудящихся, стремительно превратился в ненавидимое всеми мафиозное обьединение, шантажирующее государство и терроризирующее население.

    Не стану обобщать происходящее, но, где это видано, что бы центральный профсоюз всех трудящихся страны, превратился бы в эдакий клан, в который входят лишь только избранные ? Гистадрут однозначно противопоставил себя всему частному сектору страны, а само название этой организации стало уже матерным словом. Эта организация отвоевывает лучшие условия жизни для своих людей, при этом выбивая из колеи жизнедеятельность всего государства. Бесконечные затяжные забастовки в аэропортах, министерствах, городских структурах, больницах и т.д - давно уже стали бичем израильского общества. Слабые слои населения неделями и месяцами не могут получить пособий по безработице, пенсий, пособий матерям и оплаты больничных.

    Ненависть граждан страны к Гистадруту и его членам просматривается довольно ярко как в разговорах с простыми горожанами, так и в других ситуациях. Особенно меня поразили граффити на стенах некоторых зданий в Нижней Хайфе "Гистадрут вэ аравим - уфу ми хамедина" (Гистадрут и арабы убирайтесь из страны), "Перец, пожалей наших детей !" (Амир Перец - глава Гистадрута).

    Чем более усугубляется экономический кризис, тем более обостряется противостояние Гистадрут - государство - граждане. Чем все это закончится - предсказать трудно, но, одно можно сказать с уверенностью - происходящее лишь усугубляет экономический и общественный кризис в стране.

    Арабо-израильский конфликт.

    В плане ближневосточных коловращений, я с величайшей грустью отметил про себя, что израильтяне, в большинстве своем, по-прежнему не склонны к поиску оптимальных путей разрешения застарелого конфликта с палестинцами. Небольшие группки провокаторов и с израильской и с палестинской стороны вершат судьбы целого региона. Ариэль Шарон, взявший путь на принятие "Дорожной карты" - превратился в изменника Родины. В один миг он стал изгоем общества номер один. При этом ни один правый лидер не встал и не предложил сколько-нибудь более приемлемого решения проблемы. Бесконечное военное противостояние не лежит в одной плоскости с экономическим ростом, но, по непонятной причине очень многие израильтяне не постигли этой простой истины.

    В палестинском лагере властвует озлобление и отчаяние. Средний палестинец давно уже потерял веру не только в стремлении Израиля прийти к мирному сосуществованию, но и потерял веру в собственно палестинское руководство, погрязшее в коррупции и терроре против собственных граждан.

    И с той и с другой стороны сильно мнение, что арабо-израильский конфликт провоцируется из Вашингтона, ибо очередной всплеск насилия, регулирует падение цен на нефть и дает американцам возможность оказывать давление на государства региона.

    Мне довелось приехать в Израиль в разгар предвыборной борьбы в муниципалитеты Хайфы и Иерусалима. Это было зрелищно и ярко. По улицам ездили сотни автомобилей, обклеенные агитационными постерами кандидатов. Наиболее перспективными в Хайфе изначально были двое - генерал в отставке Шмуэль Арад и матерый деляга и политикан Йона Яхав. Как и следовало ожидать - генерал представлял правую партию Ликуда, а Яхав - левых. Занятно, что при каждом кандидате были и прихвостни из различных групп населения и нацменьшинств, дабы дать последним уверенность, что после выборов и их проблемы будут решены. Банально.

    В день выборов я ожидал своих знакомых на одной из улиц Хайфы. За это время, возле меня, как минимум пять раз останавливались автомобили с агитаторами и зазывали проголосовать. Причем, дважды предлагалось вознаграждение, как в виде кепки с футболкой, так и в виде 50 шекелей ($12). Я, оставаясь верен своему принципу никогда и ни в каких выборах не участвовать - лишь отмахивался от них как от назойливых мух.

    ...Среди моих друзей я не нашел оптимизма и особенного удовлетворения происходящим в стране. Ребята, уже более года назад завершившие обучение в лучшем техническом ВУЗе страны - Технионе, перебивались, подрабатывая охранниками, уборщиками пляжа, либо просто сидя на пособии по безработице. Если раньше, программист, работающий именно программистом мог смело сказать - я работаю по специальности, то теперь, в свете происходящего, очень многие бы согласились рыть траншеи для прокладки кабеля, при этом плюс-минус признавая, что это таки больше работа по специальности, нежели…уборка лестниц.

    И наверное можно было бы с уверенностью сказать, что этот период временный и страна очень скоро вернется к экономическому расцвету эпохи Рабина, если бы не…крайне агрессивные настроения израильтян и палестинцев, не дающие мало-мальского шанса выползти из болота в ближайшие годы.

    С другой стороны, все больше вопросов вызывает политика руководства. Очень многие начинают терять веру в государство и его правительство, неспособное защитить своих граждан от палестинского террора.

    Совершенно ясно, что заигрывания с террористами еще никогда не приносили результатов. Террор надо либо давить в корне, либо решать вопрос путем политических переговоров. Израильское руководство производит впечатления беспомощного Голиафа, в панике мечущегося перед палестинским Давидом. Короткие и сомнительные войсковые операции против очагов террора, сменяются неуверенными попытками вести переговоры с этим же самыми террористами и…пока что конца этому не видно.

    Напоминает коммунальную квартиру, давно конфликтующие жильцы которой, избрали путь пожизненного противостояния, вместо того, что бы разьехаться. Только встает управдом и призывает всех найти путь мирного решения бытовых передряг, как возникает подросток-хулиган, швыряет камень в окно и…взрослые дяди и тети снова бросаются в бой с друг другом. Замкнутый круг. Либо...

    Либо кто-то действительно очень заинтересован в продолжении кровопролития. На ум приходят заметки в российской печати о косвенной причастности ФСБ к терактам в Москве и Волгодонске. Не берусь проводить параллелей с израильской службой безопасности Шабак, но целый ряд малоприятных параллелей напрашивается сам собой.

    Еще раз о кризисе.

    ... Замечу, что кризис коснулся далеко не всех. Я бы даже сказал, что более трети израильтян знают о происходящем лишь из газет. Это те самые госслужащие, сотрудники Электрической компании, Безека (телефонная компания), служащие госсектора, военнослужащие и многие другие. С удивлением узнал, что, например десятки тысяч работников Электрической компании не только не потеряли в зарплатах, но и получили значительные прибавки...

    Поездки по стране

    Настоящим спасением от бесконечного уныния и грустных разговоров о росте цен и массовых увольнения, стали для меня небольшие путешествия по стране. За 12 лет жизни в Израиле я изьездил вдоль и поперек практически всю страну и в этот раз решил увидеть то, что доселе повидать не удалось.

    Тель-Авив, сам по себе малоинтересен с туристической точки зрения. Ну что можно найти в городе, основанном примерно 90 лет назад? Намного более впечатляют темпы его развития. Здесь я не был несколько лет. За это время город стал все более напоминать не хаотичное переплетение улиц, а настоящий деловой и торговый центр страны. Созерцая панораму Тель-Авива из адвокатской канторы, с 18 этажа офисного здания, я был просто поражен произошедшими изменениями!

    Петах-Тиква, в которой мне доводилось побывать пару раз и лишь проездом - город новый, основанный как небольшое поселение чуть ранее Тель-Авива и в 15 км от него. Со временем оба города разрослись до такой степени, что фактически слились воедино. Это типовой "спальный" город, в котором, кстати, не менее 30% составляют выходцы из СНГ. Тут была оговорена встреча со знакомой журналисткой, благодаря усилиям которой, некоторая часть моего творчества увидела свет.

    Назарет (Нацрат) - древний библейский город, в настоящее время населенный арабами. Еврейская часть Назарета, называется Нацерет-Илит (Верхний Назарет) и расположена несколько в стороне от кварталов Старого Назарета. Не стану переписывать с путеводителя исторические события, произошедшие здесь. Город очень колоритный и в нем есть что посмотреть: не менее десяти действительно старинных церквей, восточный базар, узенькие улочки Старого города. Множество приятных ресторанчиков, предлагающих как ориентальную, так и обычную кухню.

    Гора Тавор (Фавор) - массивная, покрытая сосновым лесом гора в южной Галилее, в 15 км восточнее Назарета, т.н "Место Преображения". К верху ведет петляющая дорога, где очень сложно разьехаться двум автомобилям, много серпантинов и крутых виражей. На вершине горы - красивейший францисканский монастырь и греческая церковь. Кроме этого - совершенно потрясающие воображения пейзажи Галилейских гор.

    Нахараим - занятное место с необычной судьбой. Река Иордан, являющаяся ныне границей между Израилем и Иорданией, отличается чрезвычайно петляющим руслом. От озера Кинерет до Мертового моря - не более 120 километров, при этом протяженность реки на этом участке - более 250 километров ! Со временем река размывает берега то с израильской стороны, то с иорданской. Образуются и исчезают островки, а часть берега как-бы переходит то к одному государству, то к другому.

    В 1927 году, инженер Пинхас Рутенберг начал строительство первой на Ближнем Востоке ГЭС на реке Иордан, в месте впадения в него речки Ярмук. Электростанция действовала вплоть до 1948 года, пока ее месторасположение не стало зоной боевых действий, а затем и вовсе не превратилось в закрытую погранзону. Корпуса станции были заброшены и забыты на долгие десятилетия, пока, в 1994 году, после подписания мирного договора с Иорданией, Нахараим не получил новую жизнь. Частью договора с Иорданией стала передача последней небольшого островка в районе электростанции. Островок, протяженностью около 800 метров и шириной в 300, был назван островом мира.

    Сейчас Нахараим открыт для туристов. Вы можете прогуляться по зоне электростанции, полюбоваться каменистыми перекатами, где бурлит Иордан, а зимой, в период паводков - увидеть мощный водопад, низвергающийся с плотины.

    В 1997 году в Нахараиме произошла трагедия. Иорданский пограничник, как выяснилось позже - активист одной из исламских группировок, открыл огонь по группе израильских туристов. Это были школьницы младших классов из городка Бейт-Шемеш. Погибло 7 девочек. В ту пору, Король Хуссейн (правитель Иордании) приложил максимум усилий, дабы утихомирить страсти. Был организован шумный процесс по делу о террористе и тот был осужден на пожизненное заключение. Помимо этого Хусейн лично посетил могилы погибших, а членам их семей выплатил денежные компенсации. С тех пор, Нахараим, постепенно вновь превратился в место паломничества туристов.

    Еще немного рутины.
    ... Сижу дома, перебираю поступившую за год моего отсутствия корреспонденцию. Гора писем -
    ... Приглашение в новый Кантри-клаб, открывающийся неподалеку...
    ... Распечатка о состоянии банковского счета...
    ... Куча каких-то проспектов из коллеждей, магазинов, ресторанов, турфирм...
    ... Справка из суда о том, что дело в отношении меня о якобы неуплате штрафа за превышение скорости еще 1995 году - закрыто, так как штраф был оплачен мной в том же 1995 году. Слава богу. Дело тянулось 8 (!) лет...
    ... Требование Службы национального страхования уплатить взносы за все 12 лет жизни в Израиле. Абсурд, ибо эти взносы платятся лишь работающими гражданами после 18 лет, а за указанный период я успел побывать и школе и в армии и отработать несколько лет подряд. Банальная для Израиля ситуация - десятки тысяч людей ежегодно судятся с Битуах-Леуми (Национальное страхование) из-за необоснованных требований данной организации. Да и куда им с их забастовками ? Просто времени не остается на четкую и ответственную работу...
    ... Диплом об образовании. Наконец-то, почти 2 года спустя, многострадальная корочка доходит до ее счастливого обладателя...
    ... С десяток писем из армии. Вызова на сборы, вызова на суд за неявку на сборы, снова вызова на сборы. Примечательно, что резервист представляет из себя не более, чем шестизначный личный номер в армейской базе данных. Обычно ленивая солдатка-срочница, автоматом распечатывает и рассылает вызова в армию, не удосуживаясь не только проверить в базе данных, а находится ли человек в стране, но даже и не затрудняет себя пролистыванием личного дела резервиста, приписанного к её воинской части.

    А зря. Там бы она нашла как минимум 4 официальных документа, глясящих, что я временно выехал за границу. А далее бюрократическая машина набирает обороты, пока, пару лет спустя, гражданин, вернувшийся из-за рубежа и понятия не имевший о том, что его вызывали в армию, попадает под арест. Разумеется, что его признают невиновным, после чего тот, вероятно подаст в суд на армию, за незаконный арест. Израильские военные суды переполнены подобного рода делами, от чего теряется не только качество и эффективность их работы, но и в некотором смысле…само предназначение.

    По словам моего знакомого, служившего когда-то в военной полиции, очень часто, во время облав на дезертиров, выяснялось, что "дезертир" либо умер, либо уехал за рубеж, либо имеет на руках армейский же документ о негодности к несению службы. А каждый третий арестованный, решением суда, обычно отпускается домой, как раскаявшийся в своей неявке, либо как неимущий, якобы ухаживающий одновременно за десятком парализованных родственников, непременно нуждающихся в его постоянном присутствии. Абсурд.

    При этом, хочется добавить, что положительные сдвиги таки есть. В последние годы армия проводит серьезную реструктуризацию, вызванную сокращением оборонного бюджета. С некоторых пор, было принято соломоново решение призывать на военные сборы не высокооплачиваемых специалистов, а использовать для этих целей многотысячную армию безработных, годами сидящих на пособиях. Такой вариант приемлем как для безработных, чьи пособия много меньше, чем плата за участие в сборах, так и государству, которое экономит огромные средства. А какой урон наносился частным компаниям, вынужденным отпускать сотрудников на ежегодные сборы ? Прерывалась работа над проектами, неслись колоссальные финансовые потери, в то время, как нужный специалист...мыл армейские уборные, либо дремал на складе обмундирования.

    В этой связи вспоминается, как на моей базе, в течении 3 недель, драили туалеты 2 серьезных бизнесмена. За период их службы государство выплатило последним более 80 (!) тысяч шекелей (около 20 тысяч долларов). За такую сумму вполне можно было бы нанять целую бригаду профессиональных уборщиц, которые мыли бы всю базу в течении полугода как минимум!

    Одним словом - романтика! Что и говорить - Израиль страна необычная и многоликая, впрочем…как и любая другая!

    Alexander Lapshin
    12/07/2003 12:33


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Израиля

    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    18.12.23 "Азимут" назначил новые рейсы из Сочи на период новогодних праздников
    23.10.23 Туристам рекомендуют не ездить в Израиль, Ливан, Иорданию, туркомпаниям – не продавать туры
    12.10.23 Red Wings назначила специальные рейсы из Тель-Авива в Москву
    10.10.23 Российские авиакомпании продолжили летать в Израиль
    09.10.23 Минэкономразвития рекомендует российским туристам не ездить в Израиль
    Авиакомпании переносят и отменяют рейсы в Израиль
    12.09.23 Red Wings будет летать из Санкт-Петербурга в Тель-Авив
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    16.08.23 В Иерусалиме открыли самый длинный подвесной мост