Поскольку поездки по Ирану уже подробно описаны, я постараюсь осветить лишь определенные моменты.
Мы путешествовали втроем (1 девушка) по почти стандартному маршруту: Язд, Керман, Бам, Бандер-е Аббас, Кешм, Шираз, Исфахан, Ахваз, Табриз.
Основной путеводитель - Lonely Planet
Общие сведения
Страна занимает промежуточное положение между развивающимися азиатскими странами и, например, "Европой": попрошайничество, грязь, перманентная торговля и т.д. - отсутствуют; с другой стороны - дорожное движение "по понятиям", примитивный сервис, сложности связи.
По внутренним настроениям можно сравнить с СССР в предперестроечный период (84-85гг).
Народ очень дружелюбный, любит побеседовать на политические и экономические темы (мы как раз попали во время заложников в Норд-Осте). Вообще, я бы выделил некую интеллигентность в общении, как общую черту иранцев, - принято вежливо и тихо разговаривать (полицейский даже выгнал из здания аэропорта двух азербайджанцев, которые громко ругались (или общались) друг с другом)
Страна не испорчена туристами (надолго ли?). Аккуратно договариваться нужно с таксистами (особенно, в Азербайджане). Кроме того, в Иране им принято давать чаевые при длительных и/или сложных переездах, что, желательно, учитывать в цене сразу. В остальных случаях, в т.ч. на базаре торг ограничивается 5-10% (в худшем случае 20%).
На женщин накладывается ограничение по одежде, которое можно минимизировать до платка и закрытых конечностей. В отличие от азиатских стран, женщин на улицах, в офисах, ресторанах вполне нормальное количество.
Иран - весьма дешевая страна по еде и передвижению. Непропорционально дорогие музеи (для иностранцев) - 2,5-4 долл. средняя цена.
Еда. Обед происходит с 12 до 15 часов. После 15-15.30 поесть, особенно в небольших городах, практически, невозможно. Сама еда вполне вкусная и вполне безопасная.
Из самолетов - самый худший Ту-154, остальные (Фоккер-100, А-310, Боеинг-737 и т.д.) покомфортабельней. Внутренние рейсы заполнены, билеты нужно брать за 1.5-2 дня. Стоимость 12-18 долл.
Обмен денег производится в банках и занимает ок.20 мин. В крупных городах (Исфахан, Шираз, Тегеран) есть частные менялы.
Язд (25-26.10.2002)
Прилетели на самолете из Тегерана, который был через 5 часов после московского (domestic airport (terminal 6) находится в 15 минутах ходьбы от международного (terminal 2)). Время (летнее) на полчаса назад.
Язд, наверно самый приятный город с великолепной гостиницей на базаре (в LP не указана).
Старый город, в котором живут и сейчас, мы осмотрели с крыши Хусейнии (минареты Пятничной мечети были закрыты), на которую нас завел глухой старик по имени Аббас. Выбрались - сами.
Кроме стандартного набора интересно посетить Чак Чак (ок.80 км на С) - действующий зороастрийский храм в горах. По дороге можно поесть верблюжьих кебабов. (все вместе - 23 долл.).
В Язде довольно удачная ситуация с туристическим обслуживанием (Internet @zd cafe возле Пятничной мечети) с большим выбором разнообразных мероприятий.
Керман (27.10.2002)
В Язде мы взяли такси до Кермана (400 км, 38 долл.).
Керман город обычный и после Язда не впечатляет. Здесь мы нашли pkhayot (a) и сшили чадор. В нем женщинам удобней чем в обычной одежде в связи с жарким климатом (реклама).
В Кермане было достаточно много афганских беженцев, являющихся рассадником мелкой преступности и наркоторговли.
Чтобы добраться до Бама (200 км) мы решили использовать общественный транспорт - автобус (3 долл.). Автобус сам по себе вполне нормальный (получше наших красных Икарусов), однако ехал он до Бама 3 часа, плюс час на ожидание, да и найти его оказалось не так то просто даже местным жителям. Мы просто чудом успели, имея столько времени в запасе.
Бам (28.10.2002)
По дороге в Крепость можно зайти в Мавзолей имама Азири. О крепости писать не буду. В цитадели есть чудесная чайхана, с говорящей по-английски хозяйкой. Кроме чая и кальяна здесь дают совершенно великолепный мааст с финиками.
В Баме мы взяли такси до Бандер-е Аббаса (400 км через горы, 35 долл.)
Бандер-е Аббас (29.10.2002)
В городе делать нечего, кроме, наверно, самых лучших в Иране свежевыжатых соков и отличного дизи (первое и второе на обед).
На рейсовом катере (20 мин) мы доехали до о.Кешм
о.Кешм (29-31.10.2002)
Здесь мы устроили курортный отдых. Из достопримечательностей интересны "мангровые джунгли" (в LP не описаны). Вдруг, среди пустыни, огромный зеленый лес (правда карликовый, как на севере), с разными птицами, ящерицами без задних ног. Катание на лодке с купанием - 6,5 долл.
Менеджер отеля сказал, что в ближайшем будущем здесь появятся алкогольные напитки. Потребности в них мы, впрочем, не испытывали, за исключением случая отмечания дня рождения, - все заменял кальян.
Возле Бандер-е Аббаса есть еще один остров - Ормоз. Идти до него ок.часа на моторной лодке (рейсовая). На нем находится полуразрушенная португальская крепость, однако, основное впечатление - это переход. на лодке по Персидскому заливу. Если будет небольшое волнение, то считайте, что вам повезло.
Шираз (01-03.11.2002)
Из Бандер-е Аббаса мы долетели до Шираза на самолете.
Один день ушел на Персеполис, Накш-е Раджаб (сассанидские барельефы), Накш-е Ростам (крестообразные гробницы Ахаменидов в скалах, известные по, например, фильму "Габбех" и сассанидские барельефы).
Наиболее яркие достопримечательности Шираза это сады с дворцами 19 века, например, Bagh-e Narajastan, и мавзолей Shah-e Cheragh. Служитель мавзолея провел для нас небольшую экскурсию с посещением закрытых залов.
Здесь уже интересен базар с разнообразными вещами и большим количеством номадических (произведенных кочевниками) товаров (giveh - туфли).
Есть две очень интересных чайханы - одна в гроте над Воротами Корана (Darvazeh-e Quram), другая - находится недалеко (смогу показать на карте) (в LP - не указана). Здесь был самый крепкий кальян из местного табака.
На третий день мы поехали в этнографический тур по маршруту Шираз-Казерун-Фирузабад-Шираз смотреть на кочевников (кашкайцы). Организовано все было в "живом" порядке, т.е. мы подъезжали к лагерям кочевников, подходили, здоровались и смотрели друг на друга как в зоопарке. Однако, в любом случае это была единственная возможность - других предложений на рынке не было. Напряженность ситуации скрашивал гид, с которым нам явно повезло. Кроме того, мы посмотрели хорошо сохранившийся сассанидский дворец в Фирузабаде.
Из Шираза в Исфахан мы прилетели на самолете.
Исфахан (04-05.11.02)
Обязательно нужно посетить Армянский квартал. Это аналог Галаты в Стамбуле, - европейский район в азиатском городе. Мощеные улица, люди понимают английский. Здесь же есть 3 церкви с заслуживающими внимания росписями. Вообще, в Иране попасть в церковь - задача отнюдь не простая. Удалось нам это сделать только в Исфахане.
В Исфахане мы наблюдали антиамериканские студенческие демонстрации, проходивших под чтение стихов.
Из мусульманской архитектуры, наверно, наиболее интересна Пятничная мечеть, где архитектура от 11 до 14 веков водном флаконе и великолепный резной михраб. Здесь же мы попали на съемки фильма.
Из Исфахана в Ахваз мы прилетели на самолете.
Ахваз (06.11.2002)
Как пишет LP: "There is nothing to see and to do in Ahvaz." Это промышленный город с большим количеством огромных крекингов, из чего, вероятно, можно сделать вывод, что наше оборудование нефтеперерабатывающей промышленности не в самом худшем состоянии.
Целью нашего приезда в Ахваз было посещение зиккурата и Шуша (древние Сузы - столица Элама). Зиккурат, действительно, представляет собой внушительное зрелище, даже если не вспоминать, что построен он в 13 в до н.э. Особого внимания заслуживает "экскурсовод", описанный в LP и говорящий на "reasonable English" в прошлом, похоже, инженер-строитель.
Стоит иметь в виду, что внутрь зиккурата, официально, не пускают (в LP об этом ясно не сказано). Его можно только обойти вокруг и посетить две комнаты на первом уровне.
Со служителями, если туристов мало, договориться можно, - мы видели двух человек внутри, однако здесь, в первый и единственный раз пошел дождь и достаточно сильный, поэтому мы оставили это занятие, равно как и посещение гробниц.
В Шуше эламитский слой, практически, не сохранился. Представлен период, когда Шуш стал очередной столицей Ахаменидов (некое продолжение Персеполиса). Стоит посмотреть мавзолей Даниэля, особенно, настенная живопись во дворе.
В Ахвазе мы покурили арабский кальян (с дренажом) на набережной, в обществе полицейского и его друзей. Кальян был с каким-то очень интересным травяным ароматизатором. В продаже нигде мы такой табак не видели.
Это был первый день Рамадана. С этого вечера у нас начался марафон. Поздно вечером мы перелетели в Тегеран, подремали в аэропорту, а в 6 утра был самолет в Табриз.
Табриз (07.11.2002)
Столица Азербайджана. Персов здесь значительно меньше, чем в Ахвазе.
Первым делом мы поехали в Кандован (Иранская Каппадокия). Очень яркое впечатление. Только ради этого стоило ехать в Табриз. В Кандоване нам довелось пообщаться с людьми незнающими фарси (только турецкий).
Сам Табриз интересен тем, что турецкий город с соответствующей архитектурой. Ярких примеров привести не могу, Голубая мечеть - реставрируется.
Вечером мы вернулись обратно в Тегеран.
Тегеран (07-08.11.2002)
Вечернюю прогулку по Тегерану мы завершили в чайхане у базара. Закончился второй день Рамадана, и создавалось впечатление, что происходит отмечание всенародного праздника. Здесь мы курили кальян со вкусом кофе с молоком. Учитывая, что начиналась вторая бессонная ночь, весь вечер прошел в сюрреалистических тонах. На прощание хозяин чайханы сказал нам, что в первый раз его заведение посетила ханум.
В 4 часа утра мы улетели в Москву.
Что не успели, но хотелось бы:
г.Уремия (под Табризом) с одноименным озером.
Деревня Масулех, возле Рашта.
г.Кашан.
и наверное район г.Керманшах.
Это была, наверно, самая лучшая поездка.
Всего не опишешь.
25/12/2002 12:31
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.