Великий Устюг на Новый Год

Вначале была депрессия. Великая движущая сила, толкающая людей на необъяснимые поступки.

И было две девицы, страдающие той самой депрессией; более того, дошедшие до состояния "Все к черту! Уеду куда глаза глядят!" Две девицы - это я и моя подруга Ленка.

И было еще 30 декабря 2001 года.

Глаза наши вполне резонно поглядели в сторону "Комсомольской". Три вокзала как-никак. Куда-нибудь точно уедем.

Расписание на Ленинградском нам чем-то не понравилось, и мы переместились на Ярославский. Тут выбор был больше. После недолгих размышлений и прикидок мы остановились на Вологде. Рассуждения и прикидки сводились, главным образом, к тому, чтобы не оказаться в незнакомом городе среди ночи.

И вот взят билет в купейный вагон, потому что в плацкарт не было, сделаны последние закупки "на дорожку", поезд Москва - Котлас подан к перрону.

В купе мы вдвоем. Среди соседей по вагону какие-то маленькие дети, непонятные взрослые и два солдата, уже начавшие праздновать любимый праздник.

Далее мы держали военный совет над "Атласом автомобильных дорог" и решили, что самое подходящее место для встречи Нового Года - Великий Устюг. И ничего, что Дед Мороз уехал на праздник в Москву. Я где-то слышала, что из Вологды до Устюга ходит автобус.

Прибытие в Вологду в пять утра. Хочется спать, но солдаты празднуют, дети возятся и верещат, а взрослые таскаются по вагону и хлопают дверьми. Никогда больше добровольно не сяду в купейный вагон!

В Вологде привидениями побродили по вокзалу, выпили кофе, похихикали около киоска с "Шампузиками" и выбрались в город. Увидели каток. Решили, что, если не Устюг, то пойдем сюда. Встретили дворника, он провел заочную экскурсию по городу и порекомендовал, что лучше посмотреть.

На автовокзале купили билеты на девятичасовой автобус (чуть больше ста рублей) и последовали совету дворника, дабы убить время. Кремль почему-то не нашли.

На каком-то перекрестке сели в автобус №19. Доехали до конечной, повернули назад и вышли там же, где вошли. Кондукторша, милая женщина, сказала нам вслед: "Не поняла!" "Мы тоже", - ответили мы, обернувшись, и отправились на автовокзал. Тем временем светало.

Наконец, подали автобус до Устюга. Мы заняли места, и начался долгий путь. Пассажиры считали, что через 10 часов, согласно расписанию, будут на месте назначения. Но не тут-то было! Даже успела прийти мысль о встрече Нового Года в дороге. Причина - поломка автобуса. К счастью, шофер оказался и хорошим автомехаником. Наверное, в этих краях иначе нельзя. Город - два часа дороги(поля, леса, снег) - деревня - еще два часа (поля, леса, снег, ЛЭП) - еще одна деревня. И так далее. Деревня - некоторое количество домов, магазин типа "Сельпо" и автостанция, состоящая из кассы и иногда еще будки сортира.

Мобильные телефоны очень быстро заблудились, впрочем, Ленкин в Устюге свой "Билайн" нашел. А вот мой хваленый МТС... Впрочем, не будем о грустном. Надеюсь, они уже исправились.

Так о чем я? Да, автобус...

На месте мы оказались вместо 19-00 около девяти. Но "на месте" - сказано громко. Нас выгрузили на площади перед автовокзалом, который находится в некотором отдалении от города. Местные автобусы уже не ходили, хотя в расписании еще значились. Впрочем, чего я хотела 31 декабря?

Приехавших быстро разобрали по машинам встречающие. И осталось нас, неприкаянных, восемь человек. Две мы, два парнишки, пара бабулек и муж с женой среднего возраста.

Угроза встречи 2002 года в автобусе миновала, но зато нависла новая - встреча вышеупомянутого на пронизывающем ветру у закрытой автостанции.

Но вездесущие таксисты! Эти самоотверженные товарищи! Эти спасители! И нет им покоя ни ночью, ни днем, даже если день предпраздничный, а ночь новогодняя. По десять рублей с человека - и в любую точку города. Плюс бесплатная консультация на тему гостиницы и скептическая ухмылка на ту же тему.

Да сами знаем, что не самая умная мысль тащиться на Новый Год на родину главного героя праздника и рассчитывать на наличие мест в гостинице.

Называется она "Сухона", в честь реки, на которой стоит город.

У администратора - столпотворение, что вселяет оптимизм относительно наших умственных способностей и пессимизм - относительно перспектив. - Что бы вы хотели, девочки? - Нам бы переночевать где... - это уже с мыслью о диванчиках в холле.- У нас мест нет, но нам только что звонили из общежития речного училища и просили отсылать к ним.

И далее нам выдается адрес, который каждая из нас запоминает по-своему, и подробное описание дороги, что запутывает окончательно. Тем более, что объясняют как минимум трое. Все сразу, хором. С усиленной жестикуляцией. Того и гляди провожать кинутся. Души у устюжан нараспашку.

А ветер поднялся страшный, да и мороз не в пример московскому (живет он тут, не хухры-мухры!) Идем по названным улицам, задыхаясь от ветра и споря о номере дома. Переходим через что-то по обещанному земляному мосту. И вот слева показались ворота с якорями и классическая общага за ними. Дошли!

В дежурке у входа сидят два мужика. Вроде бы ни при чем - в трениках и футболках. Смотрят телевизор и тихонько ведут беседу.

Мы поздоровались и сказали, что пришли к ним жить. Дядька постарше невозмутимо достает откуда-то из-под телевизора чистую бумажку формата А4, и предлагает нас записать.

Называем свои имена и фамилии, он добросовестно фиксирует и засовывает бумажку туда же, откуда достал.- А паспорт?- Не надо паспорт. Пошли, я вас поселю, а завтра придете и рассчитаетесь.

Просто коммунизм. Да и стоит все удовольствие 60 рублей с носа.

Комната, рассчитанная на двоих, оказалась просто огромной. Две кровати с ВАТНЫМИ одеялами, диван, кресло, стол, шкаф и тумбочки. На стенах обои с кораблями. А на кроватях сложенные и накрахмаленные, лежат простыни такой веселой расцветки, что действительно можно обхохотаться. Голубые, в разноцветные сердечки. Подумав о предназначении простыней, но так и не выяснив оного, повесили их на окно, чтобы не дуло.

Сбегали в магазин, благо он еще работал, закупили продуктов.

Борьба со сном оказалась тяжелой, но мы победили. Правда сидеть за столом не хотелось, лучше бы лежать. Бессонная ночь в поезде сказывалась. Тогда мы изобразили стол из двух тумбочек, установив их между кроватями.

Новогоднее меню: Вино для проводов старого года (исполняет красный коктейль местного разлива; мы решили, что не осилим на двоих большую бутылку шампанского, да еще и вина, вот и обошлись маленькими коктейлями);Шампанское (исполняет такой же коктейль, только желтого цвета);Шоколадный крем плюс две одноразовые ложки из поезда (не мазать же в Новый год крем на хлеб! Тем более, что хлеба мы не нашли);Деревянное печенье "Мария";Сыр-нарезка "Виола";Яблоко, 1 шт.;Шоколадные конфеты, 3 шт.;Ириски, горсть;Йогурт, 2 шт. (на утро)(смертельно хочется сосиску!)

А также на столе располагаются две свечки, чтобы не ходить до выключателя, когда сон нас свалит, в качестве подсвечников то же печенье, игрушечная лошадка, пластиковые стаканчики и два мобильника в качестве Курантов.

Провожая старый год, даем друг другу слово впредь думать хотя бы через раз, прежде чем что-то сделать, а также философствуем и размышляем, не съездить ли заодно в Архангельск.

И тут выясняется, что на одном мобильнике без 4-х двенадцать, а на другом без 2-х. Ни телевизора с Президентом, ни радио нет. На улицах - мертво, только ветер воет. Хотя кто-то сказал, что ночью будет народное гулянье. Пока что-то не заметно. К дядькам в дежурку идти не хочется. Даже не потому, что к дядькам, а потому что идти.

Время на телефонах усреднили и плюс-минус в полночь открыли "шампанское". Выпили за Новый год, пожелали себе всего, поели шоколадный крем ложками.

В 15 минут первого задули свечки и уснули мертвым сном.

Назавтра, как это всегда бывает, настало утро. Почему-то шумело в голове.

Умылись ледяной водой (горячей не предусмотрено в принципе). Успели вовремя, потому что уже через час в коридорный сортир стояла очередь. Откуда народ взялся?

Позавтракали йогуртами. Очень долго искали, кому заплатить деньги и отдать ключ. В принципе, могли бы и так уехать. Под конец дядька из дежурки вспомнил, что надо еще записать город, откуда мы приехали.

Мороз стоял страшный, но деваться было некуда (да и зря, что ли, столько ехали?), и мы пошли гулять по городу, приготовив к бою фотоаппараты.

Так и не поняли, насколько велик Устюг, но глаз он радовал и душу грел. Одноэтажные резные домики, церкви, ветвистые деревья, почти полное отсутствие машин (честно говоря, кроме той, что нас довезла, больше не припомню, но, наверное, они все-таки были), магазины со спокойными, вежливыми и открытыми продавщицами (1 января!). Да и мечту съесть сосиску я, наконец, осуществила. По некоторым признакам поняли, что гуляние ночью все-таки было. Из интересных домов - здание около парка (зимой там рядом каток) с шахматной крышей, эдакий теремок, и одноэтажный домик - с первого взгляда - каменный, но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что "каменные" плиты вырезаны из дерева.

А чего стоит Почта Деда Мороза!Когда я была маленькая, я в него тоже верила, хоть письма и не писала. Некуда было. Нынешним детям в этом плане куда как лучше - они даже ответ получат. И это будут не происки родителей, а настоящее дед-морозовское письмо. А если детишка сподобится послать свою фотографию или рисунок, то это добро будет с любовью храниться. Что с любовью - чувствуется.

Мы были поражены Почтой до глубины души. Местная Снегурочка рассказала, правда, кое о каких хитростях, о которых детям знать необязательно. Например, некоторые родители, желая, чтобы ребенок получил от Мороза не только письмо, но и подарок, посылают игрушку вслед за письмом чада. Дед Мороз берет полученный подарок, красиво упаковывает и отправляет обратно со своими поздравлениями и именной печатью. По-моему, очень неплохая идея.

Пишут Деде Морозу обо всем и круглогодично, используя его и как телефон доверия, и как высшую инстанцию. Даже с 23 февраля поздравлют. А Снегурку, соответственно, с 8 марта.

До сих пор не понимаю, почему не купила книжку о родословной Мороза. В самом деле, интересно же, откуда у мужика взялась внучка! А полистав сию книгу, уяснила, что женой народного героя была некая Метелица.

Погревшись и набравшись впечатлений, снова вышли на улицу. Насчет того, где можно поесть, мы ничего не придумали. Попросту не нашли. Поэтому пришлось пользоваться обычными продуктовыми магазинами. А дальше надо было решать, как жить дальше. На чем, когда и главное куда ехать.

В Устюге узнать можно все. И элементарно просто. Выйдя на автобусную остановку, мы спросили, можно ли добраться до Котласа. Если верить "Атласу", связь с этим городом должна быть, а пиликать снова 10 часов до Вологды совершенно не хотелось. Так вот, на остановке мы получили подробнейшее объяснение. В час уходит автобус на Котлас с автовокзала, куда можно доехать первым маршрутом (если мне память не изменяет). В два часа в ту же сторону уходит электричка. До железнодорожного вокзала можно доехать на "двойке". А еще - во-сколько, бабушка не помнит, но каждый день летает самолет до Вологды, дорога занимает всего полчаса, не в пример вышеупомянутому автобусу. До аэропорта довезет автобус №3.

От последнего сообщения мы выпали в осадок. После недолгих споров, и к моему неудовольствию, выбрали электричку. На мой взгляд, надо уж было до кучи еще и самолет оприходовать. Что мы, электричек не видели? Оказалось - не видели, но об этом чуть позже.

Побродив еще по сказочному Устюгу, прокатившись в санях с бубенцами (15 рублей за неплохой круг), сели на второй автобус, который повез нас к вокзалу. По дороге из окна мы увидели самую обычную Бабу Ягу, подметающую дорожку перед самым обычным домиком на окраинной улице, и самого обычного Деда Мороза, бодро шагающего по своим делам. Надо заметить, что Яга, как истинная нечисть, на фотографии не запечатлелась.

Вокзал оказался современный и несоразмерно большой для такого города. Наверное, рассчитан на будущих паломников. Кассирша рассказала, что лучше выйти на Южной, чтобы успеть на поезд Воркута-Москва.

Электричкой оказался паровоз плюс вагон плацкартного типа с кондукторшей. Набралось нас, горемычных, человек двадцать. Поезд дал гудок и тронулся.

За окном разгорелся закат. Потом стемнело. Какой-то безбилетник угрожал кондукторше: "Я вам за это никогда не скажу "с новым годом"!" В темноте мимо окна летели искры из паровозной трубы.

Поезд останавливался несколько раз. Причем останавливался на переездах, так, чтобы выход из вагона оказался на дорогу, а не в сугроб. Из вагона спрыгивал какой-нибудь пассажир, и мы ехали дальше.

Наконец показался Котлас-Южный, паровоз стал, мы и еще пара пассажиров быстренько соскочили на перрон.

Здание вокзала оказалось вполне человеческим, то есть таким, как во всех маленьких русских городах.

В 18 с копейками в кассе взяли билеты на нужный поезд и сели его ждать. Прошлись до палатки на перроне, доели сыр с сосиской, увидели бомжовую тетку с собакой.

Поезд, наконец, объявили. Мы, боясь опоздать выскочили на улицу.

В билетах значился вагон №3. Логично предположить, что нам придется бежать в какой-либо из концов перрона. Поэтому мы стали высматривать номер первого появившегося вагона.

Поезд пришел в сосульках по самые колеса. Так, что даже окон местами совсем не было видно. Люди в этот поезд сели 31 декабря и встретили вместе Новый год.

Первым появился вагон № 25. Мы все поняли и побежали к хвосту поезда. Мимо проплыли 24, 23, 22 вагоны... Все было в порядке до 19-го. Зато к нему был прицеплен 1-й, за ним 2-й, 3-й и 4-й, уже не зеленые, а полосатые, что-то типа нашего флага.

Мы развернулись на 180 градусов и рванули за своим вагоном. После четвертого вагона шел девятый, восьмой, седьмой... кажется, синего цвета.

Догнали свой вагон и обнаружили его закрытым. Бесплодно постучались. Добрая проводница из вагона №2 разрешила пройти через нее. Мы этим воспользовались.

Наша же "капитанша" варила суп, и была очень недовольна тем, что ее побеспокоили. Однако места нам великодушно указала, как и было предписано в билете.

Потом была картошка с котлетами, купленная у бабульки на какой-то станции, разговоры соседей по вагону.

Одна тетушка говорит другой: "А мне дочка подарила... дра... дришлаг, что ли, называется... макароны варить".

Знала я, что Воркута далеко, но что настолько... И это начался второй год 21 века!

В Москве -2 С, просто курорт. Дико хочется спать. Дома я посмотрела на карту. Мы были в 6 см от Москвы. Кто бы мог подумать.

Но самое главное - я в очередной раз убедилась, что совсем необязательно покупать путевки (мне, кстати, поездка обошлась в 700 с небольшим рублей), что там, где живут люди, никогда не дадут пропасть. А самое главное, что Бог бережет. Сами знаете, кого...

Татьяна
    25/01/2002 12:29

29.03.24 "Россия" начнет совершать рейсы из Минеральных Вод в Анталью
    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее