Вступление
Был у меня когда-то друг. Вместе учились в школе. Потом связь между нами нарушилась, а спустя какое-то время он сам меня отыскал. К тому времени я обитал в израильском городе Хайфа, а он перебрался в Берлин. История с его переездом в Германию была тёмная. Парень, врач по образованию, решил попытать себя в ювелирном деле. Попутно судьба свела его с некоей мадам пост бальзаковского возраста, довольно состоятельной, изъявившей желание основать в Берлине мастерскую по изготовлению украшений из золота.
Итак, пообщавшись по телефону пять минут мы договорились о встрече. Дело было весной и я как раз планировал поездку к родне в Вильнюс. Добираться из Израиля в Литву я планировал рейсом через Москву с дальнейшим транзитом на поезде. Теперь же все менялось, и наиболее удобным по цене вариантом оказалось лететь с венгерской авиакомпанией "Малев" в Берлин с пересадкой в Будапеште (прямой рейс Люфтганзы стоил на сто с лишним долларов дороже). Далее, посетив друга, я планировал продолжить путь на поездке "Берлин - Вильнюс". Этот поезд курсирует несколько раз в неделю и следует через Варшаву. Уже купив билеты, я неожиданно для себя подумал на тему того, что было бы совсем неплохо совместить приятное с полезным и раз уж суждено было сменить самолет в Будапеште - так почему бы не задержаться там не на 4 часа (как это выходило по билету), а на пару-тройку дней?
Итак, сказано - сделано! Билеты обменены в очередной раз, по расписанию я прилетаю в Будапешт рано утром, а вылетаю далее в Берлин через четыре дня в обед. Прекрасно! Таким образом мне доводилось побывать сразу в двух новых для меня городах по цене обычного авиабилета в одну сторону до Берлина. За день до вылета я приобрел путеводитель "Лонели Плэнет" по Венгрии, но, изучать его пришлось уже в салоне самолета!
Будапешт
Это был мой первый визит в Будапешт. Очень много я причерпнул из путеводителя, заранее прикинул где остановлюсь на ночлег и на каких достопримечательностях города сделаю упор в эти дни. Быстрый паспортный контроль, ожидание багажа и вот я выхожу на автобусную остановку, что примерно в ста метрах ходьбы от главного входа в терминал. Автобус - Икарус гармошка, весьма потрепанный. Уже поднявшись в салон я обнаружил, что билеты не продаются у водителя. Пассажиры входили в салон уже имея на руках билеты и лишь компостировали их. Вероятно, билет следовало купить где-то в ларьке на улице, как это делают в Праге, или Варшаве. В этот момент двери плавно закрылись и автобус тронулся. Мне оставалось лишь уповать на то, что именно в это пасмурное утро контролеры обойдут вниманием этот рейс! В противном случае я рисковал попасть на штраф в размере порядка 30 долларов.
Автобус высаживает пассажиров у входа на ближайшую станцию метро ("Кебания-Кишпешт"), откуда следует продолжить путь далее в центр города. В этот раз я был уже умнее, приобрел билет заранее и вступил в вагон метро с прокомпостированным талончиком. Первое впечатление о городе и его жителях - серо. Мрачные, небрежно одетые люди, много цыган. Забегая вперед замечу, что уже через час мое первое впечатление изменилось, а в конце моего пребывания - я просто влюбился в этот город, а за последующие 2 года побывал здесь трижды!
Мой предполагаемый отель, "Flandria", находился по адресу Szegedi utca 27, это примерно в 3 трамвайных остановках (трамвай №14) от станции метро Lehel tere. Это спальный район, но вполне спокойный и тихий. Отель напоминает скорее общежитие, с длинными коридорами, удобствами на этаже и т.д. С другой стороны все очень чисто и цивильно. Есть даже кухня для самостоятельного приготовления пищи. В комнате - умывальник, телевизор, столик, шкаф. Вообщем - все то, что нужно не испорченному роскошью туристу! Место в 4-местном номере обошлось мне в $7, однако администратор заверил, что соседи вряд ли появятся, так как не сезон. Далее я получил талон на завтрак и поднялся в номер.
Расположившись, приняв душ и немного полежав с дороги, я совершенно с бухты-барахты решил в этот день поехать городок Эггер, о котором вычитал в путеводителе. Конечно же, я мог поехать туда и позже, а мог не ехать и вообще. Но...я прикинул, что, будучи большим "нелюбителем" ранних утренних вставаний, я вряд ли наберусь сил специально встать в семь утра по будильнику с тем, что бы поехать куда-либо! А значит, что это был мой шанс!
Эггер - прелестный старинный городок, полный старинных соборов, узеньких средневековых улочек, красочных винных погребов, примерно в 150 километрах к востоку от Будапешта. После столицы, именно Эггер рекомендуют посетить все те, кто знает и любит Венгрию. Автобусы туда отправляются от автовокзала "Непштадион" оттуда же отправляются автобусы по всем направлениям на восток от Будапешта, а также в Румынию. Я не стану вдаваться в описание красот этого городка, скажу только, что если вы уже побывали в Будапеште, то обязательно посвятите последний день Эггеру!
В этот же день, поздно вечером, вернувшись в Будапешт и будучи совершенно измотанным после бессонной ночи и столь активно проведенного дня, я нашел в себе силы лишь вернуться в отель, раздеться, рухнуть в постель и проспать до утра. На утро же, позавтракав, я наконец-то отправился в центр города.
В этот день я обошел практически все то, что можно было позволить себе физически, в течении одного светового дня! Замковый холм с его кафедральным собором, церквями и Рыбацкий бастионом, Читаделлу с крепостью и великолепным видом на Дунайские мосты, весь центральный Пешт, включая улицу Ваци, древнюю синагогу, Здание Парламента и многое другое. С наступлением темноты я присел на лавку в известном месте "Под часами", возле станции метро "Эрджебет тере", это в самом центре. Именно там обычно назначают встречи местные жители и туристы.
В какой-то момент, когда я совершенно расслабился и лениво размышлял о том, чем займусь на завтра, ко мне неожиданно обратились. Я не сразу расслышал вопроса - перед мной стояла высокая блондинка лет тридцати и широко улыбалась. Она повторила вопрос, по английски: "I'm so sorry, have you seen here any girl with a blond hair, as mine?". Я встряхнул головой, вопрос меня смутил, ибо я не только ничего и никого не видел - я вообще в первый момент решил, что имею дело с лохотронами. Бросил быстрый взгляд по сторонам - вроде как она одна, без помошников. Хотя - как знать, народу вокруг немало!
В двух словах мы очень быстро нашли общий язык и познакомились. Её звали Леена (с 2-мя "м"!), она была из эстонского города Тарту, а в Будапеште оказалась в составе делегации преподавателей тартунского университета, где она и работает. Она договорилась встретиться тут с подругой, но та почему-то не явилась к назначенному часу. Лена присела рядом. Мы мило пообщались минут десять, после чего я предложил оставить затею с ожиданием и просто прогуляться за компанию. Так и сделали. Мы прошлись через Ваци, поужинали в одной из кафешек, посидели на набережной, а потом я, несколько взбодренный выпитым пивом, предложил отправиться в... ВЕНУ !
Примечательно, что на часах было уже около десяти вечера. Лена, будучи девушкой совершенно иного темперамента, конечно же возразила, что это не особенно умная идея, что мы практически незнакомы и что ей завтра с утра идти на конференцию. Однако, я, после сладострастной речи, с упоминанием романтической Вены, преимуществах непредсказуемости, о красоте независимости и безумства... убедил ее поехать! Разумеется, что до близлежащего автовокзала "Erzsebet" я вел ее за руку, а она все качала головой и повторяла, что это дикость и ей право не ловко, ведь она солидная замужняя женщина и еще и преподаватель в ВУЗе!
Сейчас довольно смешно вспоминать комизм той ситуации, а тогда мне все казалось нормальным и закономерным! Наш автобус отъезжал в 23:30 и мы, купив билеты и заняв места в салоне рассуждали на темы непредсказуемости судьбы. Стоимость билета в обе стороны составляет около $35, а если у вас в наличии ISIC, то на 10% дешевле. Помимо Австрии, отсюда можно добраться на одном из ежедневных автобусов до Германии, Швейцарии, Голландии и даже Франции. Назад, в Будапешт, мы планировали вернуться на следующий день к вечеру.
Спустя какое-то время автобус тронулся, за окном проносились городские кварталы, потом ровное многополосное шоссе. Мы задремали в этом полупустом автобусе "Евролайнс", 250 километров, разделяющих Будапешт и Вену сокращались с каждой минутой.
Уже далеко за полночь автобус остановился на пограничном с Австрией КПП "Hagyeshalom". Венгерский пограничник не торопясь прошел по салону, штампуя паспорта на лево и на право. Затем мы трогаемся, проезжаем метров 200 и останавливаемся уже на австрийской границе. Прямо напротив наших окон - австрийский флаг с черным орлом и рядом - голубой флаг Евросоюза. Тут контроль более основателен. Сначала в салон входит пограничник, в течении нескольких минут осматривает сидящих. Потом входит другой, собирает паспорта, попутно задавая вопросы "Цель визита ?", "Где получали визу ?" и т.д и т.п. Не менее получаса сидим и ждем наши документы. Наконец паспорта возвращаются и мы трогаемся в сторону Вены.
Вена
На венском автовокзале "Autobahnhof Wien-mitte" имеет смысл приобрести дневные проездные билеты на городской транспорт. Стоит такой билет 60 шиллингов ($6) и даёт право на свободный проезд на всех видах транспорта в течении 24 часов с момента первой поездки. Прямо от вокзала мы спустились в метро и проехав до центра города, вышли на станции "Stephanplatz", что возле знаменитого венского готического собора Св.Стефана. Что и говорить - это нечто потрясающее. Огромный, темно-серый мрачный собор, крупнейший в стране и старейший. К сожалению в это раннее утро он был еще закрыт и нам ничего не оставалось, как только обойти его со всех сторон и продолжить прогулку далее по главному пешеходному проспекту, по которому кроме нас прогуливалось еще... человека три полицейских и всё !
Мы прогулялись до одного-единственного открытого кафе, закусили пироженными с лимоновым чаем и решили немного поспать, пока все музеи и соборы закрыты. На миг мы задумались. Каким образом осуществить данную задумку. Мы отправились в сторону соседнего отеля с шикарными мраморными лестницами и позолоченными дверными рамами. Элегантный и чуть заспанный дворецкий козырнул нам и мы очень солидно кивнули ему в ответ. Очень вежливый администратор предложил нашему вниманию прейскурант цен и мы с большим трудом сдержали бурные эмоции, охватившие нас - цена самого дешевого двухместного номера составляла "всего" каких-то $250 (!). С другой стороны, а чего же можно было ожидать от столь центально-расположенного и солидного заведения ? Я не подал виду, только сообщил администратору, что через час-полтора должны прибыть наши приятели, которые делали нам бронь в этом отеле. Так вот как только они прибудут - мы немедленно поднимемся в номера (обычный час вселения - полдень). Нам позволили подождать друзей в небольшом салоне отдыха, чуть сбоку от ресепшена. Там мы и заняли места, а уже через четверть часа - задремали, сняв обувь и сняв верхнюю одежду.
Замечу, что я крайне притязателен к месту ночлега. Очень плохо сплю в палатках, крайне придирчив к неудобным подушкам, много ворочаюсь, плохо сплю на новом месте, а утром встаю сонный и измученный. Однако, здесь мой организм решил сделать исключение - я поспал более, чем сладко и проснулся часа через три от того, что администратор предложил нам сок и горячие булочки. Мы вежливо поблагодарили нашего благодетеля, однако сон был уже нарушен и мы, отведав булочек с яблочным джемом и запив его апельсиновым нектаром, покинули это гостеприимное заведение. На часах было начало одиннадцатого утра.
Улицы преобразились! Сотни беспечных туристов и горожан неторопливо прогуливались по улицам Старой Вены, все магазины, рестораны, выставки и музеи были открыты и ждали своих гостей ! Играли уличные музыканты, смеялись дети, светило солнце. Настроение улучшалось с каждой минутой!
Вена - очень изящный и солидный город. Исторический центр сравнительно небольшой, но интересный - много соборов, старинных зданий, дворцов. Очень впечатляет здание Оперы, Парламента, корпуса национального музея и музея искусств. Улочки очень нарядны и чисты. Не стану вторить путеводителям и ограничусь личными впечатлениями. Вена - несомненно город совсем не дешевый, как и Австрия в целом. Стакан чаю с булочкой обойдется вам в $6-7, скромный обед в ресторане в центре - порядка $30 (бизнес-ланч). Вообще, прогуливаясь по улицам и рассматривая витрины магазинов, приходишь к выводу, что уровень цен здесь превышает уровень Германии, Голландии и Франции. Забегая вперед, стоит добавить, что Швеция, которую я посетил на 2 года позже, оказалась еще более дорогой, чем Австрия!
Мы с Леной обошли весь центр города, а потом доехали до дунайской набережной. Река тут шире, чем в Будапеште, но течение слабое. Сразу за громадным мостом хорошо просматривается ООНовский городок, состоящий из нескольких громадных зданий различных геометрических форм. Интересный комплекс. Посетили знаменитый венский парк отдыха - "Пратерштерн" с его огромным колесом обзора, установленным тут более 100 (!) лет назад. В парке масса аттракционов, мы посетили комнату страха, где Ленка вдоволь накричалась, а я довольно безучастно доел свой "Хот-дог".
Часам к шести вечера мы выдвинулись в сторону автовокзала и в семь уже выехали назад в Будапешт. Итак, продолжая традицию ночных переездов, мы приехали в Будапешт в одиннадцать вечера. Было решено отправиться в мой отель, т.к её общежитие, в котором разместили эстонскую группу, располагалось еще дальше, чем моя "Flandria", а ехать в одиночку девушка опасалась. Как и следовало ожидать, на ресепшене было пусто, все давным-давно спали. Я тихонько поднялись в номер и довольно скоро легли спать.
В последний день пребывания в венгерской столице, я вышел с утра с рюкзаком за спиной, дабы сразу после прогулки ехать прямиком в аэропорт. Мы с Леной побывали в парке Варошлигет, посетили красивейший островной замок Вайахуняд (не уверен, что правильно произношу это сложное венгерское название), увидели городской зоопарк с богатой коллекцией самых различных животных и птиц. После обеда мы дошли пешком до ближайшей станции метро и распрощались, договорившись о встрече в Эстонии через месяц (как я уже говорил, мой путь также лежал в Прибалтику).
Я быстро и беспроблемно доехал до будапештского аэропорта "Ферихедь-II". Наш самолет - "Боинг 737", салон полупустой - тем лучше, как говориться, меньше народу - больше кислороду. Из аэропорта позвонил домой, использовал последние венгерские форинты, оставшиеся у меня по карманам. Итак, мой путь лежал в Берлин!
Берлин
Наш самолет приземлился в аэропорту "Тигель". Очередь на паспортный контроль. Среди пассажиров было много обладателей румынских паспортов, что подразумевало долгий простой и ожидание своей очереди. Немецкий пограничник поинтересовался целью моего визита в Германию, я ответил "личная" и очень скоро, получив багаж вышел из здания терминала. По пути я приобрёл трехдневную карточку "Berlin card", дающую право на свободное пользование городским транспортом и посещение большинства музеев города бесплатно, либо со скидкой. Стоил такой билет 29DM (около 15 евро).
Встреча с приятелем состоялась в их офисе, в западной части города. Там, посидев в их лаборатории, попив чаю и поговорив за жизнь, мы направились к нему домой, там же, неподалеку. Мне выделили место в гостиной, за компанию с 2 собаками-болонками и 3 (!) кошками. Компания веселая, ничего не скажешь!
Вечером мы с Германом (там звали парня) сидели в пивной, "гудели" за жизнь, закусывая пиво жирными свиными сосисками в кетчупе. Вспоминали школьное время, киббуц Ган-Шмуэль приютивший нас, работу на уборке апельсинов, девушек, скрашивавших наши будни на Земле Обетованной. Потом сыграли в настольный теннис... Хммм... тут мне бы хотелось пояснить, что теннисные столики находятся прямо во дворах, с сеткой, все чисто и культурно. Там же специально огороженные участки для выгула собак.
Все это чрезвычайно радовало, просто чертовски стало приятно, что хотя бы здесь, в Германии, люди, в большинстве своем, не "поражены" вирусом разрушения и порчи. Никому не приходит в голову сломать стол, изорвать сетку для тенниса, нагадить на детской площадке и т.д. Эх, - когда и мы доживем до такого умиротворения и спокойствия, а моча, бурлящая в крови богом обиженных, пакостных подростков, перевоплотится в желание созидать, а не разрушать?
Вечером, лежа на диване, в окружении четвероногих приятелей, я изучал путеводитель по Берлину. Обращаю внимание читателя на то обстоятельство, что в этом городе я уже бывал, хотя и проездом. В этот раз хотелось открыть для себя что-то этакое, занятное и нестандартное. На последующие дни, я наметил для себя несколько точек, которые планировал посетить: Музей Чек-Пойнт Чарли, музей природы Гумбольта, Археологический музей, Технический музей, подняться на телебашню на Александерплаце, посетить бывшее здание Гестапо в крепости Шпандау, съездить в Потсдам и побывать в дворцово-парковом комплексе Сансусси. Помимо этого мне следовало продлить мой второй, израильский паспорт, ибо срок действия последнего истекал буквально через месяц. Это я собирался осуществить в генконсульстве Израиля в Берлине.
Забегая вперед скажу - планы был выполнен на все 100%! Вкратце о впечатлениях и посещенных достопримечательностях:
- Парк Сансусси в Потсдаме - однозначно заслуживает отдельной поездки! Великолепный, огромный парк с несколькими дворцами, колоритными беседками, скульптурными аллеями и прудами с фонтанами. Именно там проходила известная потсдамская конференция, решившая судьбу послевоенной Германии. Сам город Потсдам - это пригород Берлина, связанный со столицей линией метро. Городок находился на территории бывшей ГДР и это вы увидите сразу - блочные девятиэтажки, хрущевки, дома культуры, переоборудованные в наше время в торговые центры. В Потсдаме очень много русскоязычных, а еще, именно в Потсдаме я увидел некоторое количество автомобилей "Жигули" и даже "Трабант", а ведь и те и другие давно уже стали историей в объединенной Германии!
- Музей Чек Пойнт Чарли - это по сути музей исторический, посвященный берлинской стене, разделявшей город почти 30 лет. Музей открыт на месте бывшего КПП "Чарли" действовавшего между Западным Берлином и ГДР. В музее экспозиция посвященная людям, погибшим в попытке перебежать из одной части города в другую. Интересно, познавательно. Не надейтесь, кстати, увидеть саму знаменитую стену во всей её красе. Дело в том, что 90% стены было снесено, а единственный сохранившийся ее отрезок (меньше 100 метров в длину), исписанный граффити, находится в районе музея Чарли.
- Музей Гумбольта - музей природы и естествознания, действующий "под флагом" университета Гумбольта. Много скелетов динозавров, тушек различных давно вымерших животных. Интересно, но, должен сказать, что в питерский музей природы имеет значительно более богатую коллекцию.
- Археологический музей на т.н "Острове музеев", расположен в старинном здании с колоннами. Главная его достопримечательность - огромные красочные ворота с мозаиками, вывезенные из самой Персии. Помимо этого - масса скульптур, предметов быта, воинские доспехи стран Востока и многое другое. Рекомендую.
- Телебашня на Александерплаце - для ценителей панорамных видов городов. Верх башни поворачивается и вы, в течении минут 10, по сути делает оборот на 180 градусов. Там же работает ресторан с бешенными ценами. Во времена ГДР площадь Александерплац была центром восточного Берлина. Интересно погулять по окружающим кварталам, проникнуться той принципиальной разницей, которая до сих пор существует между двумя частями города.
- Крепость Шпандау - расположена в черте города, хотя и довольно далековато от центра, там же рядом - одноименная станция метро. Крепость сильно пострадала во время войны и была восстановлена. Следы недавней раставрации видны и шарм древности утерян. Вообще, не ожидайте увидеть там нечто похожее на замки Луары. Шпандау - это типично военная крепость 18-19 веков, с защитными валами, окруженная прудом и внутренними постройками периода правления нацистов. Судя по путеводителю, тут находилась канцелярия Гестапо.
- Технический музей - неплохой, много экспонатов, включая самолеты, машины, поезда, просто учебные павильоны с макетами заводов, гидроэлектростанций и т.д. Райское место для мальчика лет 7-10. По большому счету от посещения Технического музея вполне можно и отказаться в пользу чего-нибудь более интересного. К слову сказать, технический музей в Мюнхене - значительно богаче и интереснее.
- Помимо вышеперечисленного, я конечно же обошел весь центр города, полюбовался на свеже-отреставрированный Рейхстаг со стеклянной крышей. Заходить внутрь не стал - сильно большая очередь. Для ценителей еврейской культурной жизни - стоит посетить синагогу, древнейшую в городе и одновременно...самою молодую! Дело в том, что оригинальная старинная синагога была разрушена нацистами в Хрустальную ночь в 1938 году. Теперь же, 50 лет спустя после тех трагических событий, на месте разрушенной синагоги, выросла новая, возведенная по образу и подобию предшественницы.
В предпоследний день моего пребывания в Берлине я побывал в израильском консульстве. Я сказал "Побывал" ? Хмммм... !
Израильское консульство находится в фешенебельном районе Берлина, состоящем из богатых частных 2-3 этажных коттеджей. Выйдя на соответствующей станции метро, я автоматически вынул карту и принялся выискивать нужную улочку. Так, углубившись в карту я не торопясь шел вперед, когда вдруг кто-то взял меня за плечо. Я от неожиданности выронил карту из рук - передо мной стоял некий товарищ в спортивном костюме и договаривал фразу "Can I help you?". Я отшатнулся от него, по инерции прижав к себе сумку с видеокамерой. Первая мысль, как и всегда в подобных случаях - лохотрон! Я довольно резко ответил ему, что его помощь мне не нужна и пошел своим ходом вперед, слегка задев его плечом. Тот снова нагнал меня, перегородил мне путь и спросил куда я иду. Тип был невысокий, но крепыш. Не то, что бы я оценивал свой шанс набить ему физиономию в случае надобности, а просто отметил про себя.
Тут я, краем глаза замечаю израильский флаг буквально в двух коттеджах от меня. А еще я замечаю, что улица пустынна, въезд на нее перегорожен бетонными блоками и прямо напротив здания консульства стоят два броневика немецкой полиции. Потом я перевел взгляд на этого типа и неожиданно для себя отметил "А ведь он изральтянин!". И действительно, очень типичный, носатый, густобровый, короткая стрижка, в ухе - наушник, обкусанные ногти. Все выдавало в этом парне сотрудника службы безопасности израильского посольства!
На мое приветствие "Шалом !", тот ответил "Шалом". Чуть удивленно, впрочем. Далее он спросил, не израильтянин ли я, потом проверил мой паспорт и недовольно вздохнул "Что ты так дергаешься, мы уж решили, что тебя надо проверить!". Я обьяснил, что иду менять паспорт и тот проводил меня до консульства. Немцы проверили меня металоискателем, заставили показать содержимое сумки. И вот я прохожу мощные железные ворот и оказываюсь в консульском отделе, на входе в который вновь преодолеваю проверку с металоискателем. Во общем... паспорт я продлил на месте без вопросов. На обратном пути разговорился с тем израильтянином, что остановил меня. По его словам подобные меры безопасности вынужденная необходимость и на прощание пожал руку и пожелал счастливого пути.
Вечером того же дня я купил билеты на поезд Берлин-Вильнюс на завтра. Стоил такой билет порядка $50 и поезд следовал через Польшу и Белоруссию (Гродно).
Путешествие из Берлина в Вильнюс с депортацией из Белоруссии.
Боже, какие неудобные купе в этом поезде! Представьте себе обычное советское купе. Представили? Теперь урежьте его в ширину на полметра, уберите оба лежака с одной стороны и... перенесите их на противоположную! Да, да. С той лишь только разницей, что четвертая, самая высока полка, служила для багажа. Высота от одной полки до другой - сантиметров 60, не более. Нас в купе трое: я, пожилой белорус и молодой немец-хиппи. Весьма тесно, а для страдающих клаустрофобией - просто пытка. Невозможно ни нормально читать, не сесть, не покушать. Ты вечно "привязан" к верхнему соседу, у которого следует каждый раз просить спуститься вниз и поднять вверх его полку, дабы покушать, или просто достать свои вещи.
Через два часа после отправления из Берлина, поезд останавливается на пограничной станции "Франкфурт-на-Одере". Там мы стоим не менее часа, немецкие пограничники проштамповывают паспорта, после чего трогаемся и переезжаем мост через реку Одер. На том берегу - Польша. Снова пограничная проверка, поезд замирает возле здания вокзала, виднеется польский флаг, надпись "Rzeczpospolita Polska" и станция - "Куновице". Все формальности не занимают много времени. Польский офицер шлепает въездной штамп в мой паспорт, у белоруса интересуется целью его поездки в Польшу. Спустя какое-то время состав вздрогнул и начал набирать ход. Мы - в Польше! На часах - полночь. ...Проснулся я от щелчка закрываемой двери - это мой сосед пошел умываться. Поезд мягко подрагивает и несет нас вперед. Выглянул в окно - там проносятся сельские пейзажи, небольшие хутора, машины перед шлагбаумами, ожидающие пока наш поезд проедет. По расписанию мы приближались к станции Белосток. Это уже совсем не так далеко от границы с Беларусью. В коридоре разговорился с немцем. Его звали очень банально - Ханс, а ехал он в Ригу, к своей подруге, с которой познакомился где-то в Европе. Человек по-образованию учитель географии, но работа его тяготила и он предпочел жизнь вольного странника. Что сказать - молодец, только... кхе-кхе, ему бы не помешало чуть-чуть обратить внимание на влпросы личной гигиены, а точнее - запах, исходивший от его носков. Накануне вечером я и мужик из Беларуси мучались от запаха нечистых ног нашего соседа, пока не заснули тревожным сном.
Ханс поинтересовался у меня, нужна ли виза в Беларусь? Я ответил, что лично мне, как счастливому обладателю российского паспорта - не нужна (ох, как я ошибался !!!), а вот ему, как обладателю немецкого - нужна. Ханс был дико удивлен, он возразил, что как-так, что он ездил без визы в Штаты, Японию, Израиль и ЮАР и нигде ему виза не требовалась ! Я лишь пожал плечами и ответил, что Беларусь -это не ЮАР и не Штаты и что тут действуют "совковые" визовые правила, счастливо дожившие до сих времен. Парень был очень сконфужен. Он долго задумчиво смотрел в окно, потом снова обратился ко мне: "Скажи, ты считаешь, что меня могут не пустить без визы?". Я ответил, что предвидеть что-либо невозможно, что вряд ли ему позволят въехать без визы, но, с другой стороны терять нечего, так что попытка - не пытка.
Белорус принял активное участие в нашем разговоре. Он почему-то утверждал, что немца обязательно впустят, ведь поезд следует через Беларусь только транзитом. Я же усомнился в его словах, ибо не мог представить себе, что такое возможно. По крайней мере, если парня и впустят, то за очень хорошую "мзду". Меж тем я и сам начинал волноваться по поводу грядущего прибытия в Беларусь. Вспомнились рассказы о поборах и беспределе белорусских погранцов и таможни, об ограблениях пассажиров поездов и т.д. Чем больше я на эту тему думал, тем более начинал впадать в состояние стресса. Раз за разом я перелистывал свой российский загранпаспорт, в поисках каких-нибудь "зацепок", благодаря которым белорусы будут меня доставать и напрашиваться на взятки. Сознаюсь, я сильно преувеличивал опасности - но, что делать - дорога штука нервная!
Итак - последняя польская станция, "Кузница". Дальше - Беларусь. Нервное напряжение достигает пика, когда мы трогаемся. Оба - я и немец стоим в коридоре и тревожно смотрим на проплывающий мимо нас щиток "РЭCПУБЛIКА БЕЛАРУСЬ". Далее, слева по курсу - вышка пограничников, на которой сидит солдатик с прожектором. Еще минут десять пути и мы останавливаемся. Небольшой полустанок, административные здания. На перроне поезд ожидают с десяток пограничников и кучка таможенников. На их лицах - насмешливые ухмылки, не обещающие ничего хорошего пассажирам.
"Добрый день, паспорта пожалуйста" - в дверях возникает офицер в чине капитана. За его спиной - солдат с овчаркой на поводке. Я замечаю, что у немца дрожит рука, сжимающая документы. Меня это немного рассмешило - до чего все таки западный мир напуган вечной угрозой с Востока, а имидж "Империи Зла" жив и теперь, на пороге XXI века!
Офицер пролистывает паспорт Ханса, видно, что ищет именно визу. Потом поднимает на него глаза и спрашивает по-русски, где виза? Тот не понимает слов, но догадывается о чем идет речь. Бедолага начинает что-то лепетать по-английски на тему того, что он и не подозревал, что ему нужна виза в Беларусь. Офицер естественно не понимает слов немца (английскому их не учили видимо), но догадывается, в свою очередь, что визы у человек нет. Далее происходит монолог пограничника с самом собой (ибо немец не понимает его слов), из которого следует, что со стороны туриста не разумно ехать в чужую страну, не выяснив её визовых требований. Логично. Он оставляет паспорт у себя и берет мой. Долго его листает, сверяет фотографию с оригиналом, сидящим напротив него.
Потом следует вопрос: "- Вы живете в Израиле?"
Я: "-Верно".
Он: "-Куда вы следуете ?"
Я: "-В Вильнюс."
Он: "-А почему у вас нет визы в Литву ?"
Я: "-Я въеду туда по израильскому паспорту"
Он: "-Так не положено, я не могу дать вам следовать этим поездом"
Я: "-Какая связь, почему я не могу следовать ЭТИМ поездом ?"
Он: "-Если вас не впустят, то все претензии будут к нам, так что попрошу вас на выход."
Я: "-Позвольте, насколько мне известно, вопросы наличия виз - это прерогатива соответствующего государства, а в данном случае я не понимаю, что вы от меня хотите !".
Он: "-Уважаемый, попрошу на выход, я на собираюсь с вами тут препираться!".
Я: "-Я считаю, что ваши действия неправомерны, позовите сюда ваше начальство".
Он: "-Я тут начальство, на выход, я еще раз по-хорошему вам говорю!"
Я: "-Позовите вашего непосредственного начальника, пока вы этого не сделаете - я никуда из купе не выйду, можете вызывать ОМОН, если хотите!".
Он: "ОМОН значит, да ? Хорошо, сейчас все устроим, будет тут меня учить как жить!" - с этими словами он достал рацию и позвал наряд милиции. Я думал, что он блефует, но к моему величайшему удивлению, уже через 5 минут появились два милиционера-сержанта.
Пограничник передал им мой паспорт, сказал, что данный тип отказывается выполнить указания пограничной службы.
В двух словах, меня высадили на станции и отвели в отделение милиции. Там некий улыбчивый лейтенант предложил присесть и начал заполнять протокол. Я обьяснил ему суть дела, добавил, что не нарушил никаких законов и я требую, что бы меня немедленно вернули в поезд и дали возможность проследовать к пункту назначения. Мент оторвался от протокола и сказал, что его не интересует правомерно, или неправомерно меня высадили. По его словам меня задержали за... хулиганство и неповиновение погранслужбе. И тут меня "переклинило". Я заявил, что неоднократно слышал про хамство и беспредел белорусских властей по отношению к туристам, добавил, что никаких взяток они от меня не дождутся и еще раз потребовал вызвать вышестоящее начальство. Мент встал с места и прошелся по комнате, затем подошел ко мне сзади и заявил, что никакого хамства ко мне применено не было и вообще, добавил, что собирается меня оштрафовать.
Тут мне показалось уместным применить следующий ход - я потребовал связаться с израильским консульством и сообщить им об аресте их гражданина. Мент снова оказался за столом напротив меня. Надменная улыбка на его лице сменилась довольно злобной гримасой. Он пододвинул ко мне протокол и потребовал расписаться. Разумеется, что я категорически отказался расписываться. Тот на повышенных тонах заявил, что если я заплачу штраф немедленно, то я еще успею на поезд. Я ответил, что не вижу никакого законного обоснования для взимания штрафа и ничего платить не намерен, потом снова попросил связаться с израильским посольством в Минске. Неожиданно в комнату вошел тот самый капитан-пограничник, с которым я ругался в вагоне. Мент передал ему содержание наших бесед. Капитан лишь кивал, слушая его: "Угу, угу, Вот как... угу." Потом он предложил мне проследовать за ним. Я было решил, что в "Обезьянник", но он просто вышел со мной на станцию со словами - "Мы отправляем вас назад в Польшу", а затем вручил мой паспорт. Я ему ответил, что он не имеет права отправлять меня куда-либо, ибо я въехал в Беларусь как гражданин России и имею право находится в Беларуси без всяких виз. По поводу поезда я сказал, что этого так не оставлю и сейчас поеду в Минск, где немедленно напишу жалобу в управление погранслужбы. Капитан что-то крякнул и со словами "Стойте здесь", вошел в здание вокзала.
Меж тем поезд тронулся. Я стоял на перроне и не знал как поступить. Капитан исчез и не появлялся и мне показалось, что было бы неплохо вскочить на подножку и продолжить путь, ибо, судя по всему, инцидент был исчерпан. Сказано - сделано. Проследовал в вагон, где и встретился с проводником. Тот встал стеной у меня на пути и спросил, откуда я и как попал в в вагон? Я обьяснил,что "бегал менять деньги на вокзал и опоздал". Тот обьяснил, что этот вагон - "Гродно-Вильнюс", а к моему вагону я пройти не смогу, ибо из-за погранконтроля все вагоны блокируются во время следования по территории Беларуси. Короче говоря, пришлось мне заплатить около 20 немецких марок, после чего проводник отвел меня в купе, где помио меня ехала совершенно разношёрстная компания, а именно - шведка, англичанин, финн и двое корейцев - парень и девушка. Все они ехали путешествовать по Прибалтике.
Остается только добавить, что границу Беларусь-Литва я пересек без проблем, получив выездной белорусский штамп. Пограничник шлепнул его не глядя, он даже не затруднил себя поиском штампа въездного (который я так и не получил). И слава богу! Мне также неизвестна судьба Ханса, ибо в свой вагон я так и не попал.
Уже на литовской стороне, на первой же станции, если не ошибаюсь, в Варене, в купе подсела литовская девушка, с которой мне суждено было познакомиться и подружиться в дальнейшем. Впрочем... это тема уже совершенно иного рассказа!
17/11/2002 12:29
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.