Краткое вступление.
Изначально рассказ писался для передачи любимым (но очень далеким в плане расстояния) родственникам. От этого - обилие сугубо личных впечатлений и малое количество конкретной и практической информации. Хотелось просто передать ощущения от поездки, ну и конечно, поделиться тем, куда ходили и что видели. Честно говоря, была мысль дописать "практические советы" в конец, но советы - такая опасная вещь... Воздержалась.
Пятница, день до Лав Парада.
Прилетели. Вышли. Сели в S-Bahn. Уже все очень нравится. Как это ни странно, но Берлин не надоедает даже неизвестно в какой раз. Доехали до отеля, и дальше у меня по плану - быстро провернуть все дела, которые нужны для спокойного отдыха, а именно - купить билеты в Милан, удостовериться, что работают кредитки, и сходить в отель, который заказан для обратного пути, и скорректировать дни - а то мало ли, на какие числа билеты будут.
Для начала оказалось, что билетов нет ни на какие числа - то есть автобусных билетов в южном направлении нет на неделю вперед - это на Гулливера и БерлинЛиниенБус. Евролайнс из Берлина куда-то делся, а искать другие автобусы времени нет. Бежим наверх на Цоо - спрашивать про поезда. Да, на поезде проблем уехать нет - только стоить это будет на двоих триста Евро, и это в сидячем поезде с пересадкой. А сидячий поезд на ночь - это похуже автобуса, я должна сказать. Снова вниз в автобусный офис - я начинаю лазить по карте, пытаюсь найти хоть какую-то возможность куда-то доехать. Может, до Иннсбрука? Заодно и Австрию посмотрим. Но тут молодой человек за стойкой (которого я уже битый час отвлекаю от поедания вкуснейшего на вид домашнего пирога - я уже ему хотела сказать "кушайте спокойно, не обращайте внимания", а то ведь человек не может со мной разговаривать - ему явно есть хочется) предлагает единственный способ добраться до Италии - есть заявка на Mitfahrzentrale (система, по которой берут попутчиков), но уже в воскресенье, и не в Милан, а во Флоренцию. Еще полчаса раздумий и метаний, и мы соглашаемся. Заодно берем обратные билеты на автобус. Правда, они не принимают кредитки. Еще раз бежим наверх, ищем банкомат - он почему-то сообщает, что денег нам выдать не может. Меняем те жалкие наличные, что были с собой, покупаем наконец все билеты, и потрепанные, нервно измочаленные (особенно я - говорить-то со всеми приходится мне!) идем чек-иниться в отель.
Здесь нас ожидает первая радость - номер такого размера, что хоть плясать. Не избалованные европейскими размерами, мы находимся в шоке и в счастье! Вообще, отель просто отличный - в типичном берлинском дворе (когда стены все в изразцах, и все усажено цветами), с ярко-желтым холлом и оранжевыми креслами (в которых мы будем иметь завтрак), на ночь закрывается двор, вход в отель - в общем, бандиты не пролезут.
Кстати, интересная черта - в обоих отелях, в которых мы останавливались в Берлине, нам выдавали полный комплект ключей на двоих - то есть, уходя, ключ не оставляешь у портье, а носишь с собой, при этом все закрывается в трех местах. Может, это связано с интенсивной ночной берлинской жизнью? Чтобы портье не мучать...
Так, что же мы умное сделали в этот день? Ах да, недалеко от гостиницы был Обербаум-сити - квартал, построенный недавно, в котором много офисов, в основном дизайнерских, и великолепные дворы. Я к таким вещам вообще сильно неравнодушна - от дворов пришла в буйный восторг. В одном - прозрачные квадраты в полу, подсвечивающиеся вечером; в другом - какие-то хитрые кубики, сквозь которые можно смотреть на мир; в серии маленьких двориков - четыре огромных куба, обтянутых веревками с замками, типа чтобы не развалились.
Суббота. Лав Парад.
Позавтракали (как все-таки душевно в оранжевых тонах) и поехали в центр. Для начала мне нужно было там найти интернет - чтобы написать Ане об изменении в наших планах. Интернет находиться не хотел, зато мы попали в такой двор - представьте, самый центр Берлина, крупный торговый центр, а в его дворе - вольеры высотой метров по пять, а в них птицы - какие-то хитрые утки, фазаны с хвостами, в общем, для нас, привыкших к тому, что в центре города даже цветы вянут, что-то невероятное!
Но и Интернет там все-таки тоже есть - наше уже ставшее родным и любимым EasyEverything. После того, как встретишь его в трех городах подряд, к этому кафе возникают просто родственные чувства. Вот только, в отличие от других мест, здесь талончик не надо покупать у стойки - его выдает автомат.
Ну, и далее - Парад. Я бы сказала, что ничего в нем не меняется. Совершенно определенная мода - то, что в первый раз казалось ужасно оригинальным, на третий оказывается просто наработанным стилем - высокие сапоги, меховые гетры, лифчики с цветами. Но все равно все ярко и весело. Два нововведения, которые нас очень порадовали - во-первых, в качестве проездного на все виды транспорта в этот раз можно было купить трусы-стринги (для девочек с надписью Franzosische Strasse, для мужчин - Zwickauer Damm). Стоит гораздо дороже, чем лавпарадный проездной на два с половиной дня, но в виде простой бумажки, - но за этими трусами очереди стояли! Конечно - я, можно сказать, за ними на Лав Парад и ехала! Во-вторых, с тех пор как Лав Парад перестал быть политической акцией, его устроителей заставляют убирать весь бардак за собой - город это больше не делает. А грязища там получается нехилая, я вам скажу! Так вот, в этот раз, купив на Параде водичку или что еще, вы должны были дать еще одну Евру, за которую давали маленький жетончик, а его потом, соответственно, можно было обменять на свою Евру, но - сдав пустую бутылку. Таким образом, они или избавляются от валяющихся бутылок, или получают немало денег на их уборку. Жетончик же весьма очаровательный, и сделан так, что его можно носить на шее.
Мы в этот раз выбрали стратегически правильное место - прямо на площади у колонны. Там можно было поваляться на травке в ожидании машин, а потом ходить вокруг за разными - туда и обратно. Вообще, Парад был на редкость малолюдным - всего полмиллиона людей (это против полутора в прошлый раз!). Но, когда на нем находишься, это, конечно, незаметно.
Вечером мы рванули в наш любимый райончик около Hackesche Markt - там можно в любое место заходить, и везде здорово! В результате, осели в таком отличном баре - снаружи все здание заросло плющом, а внутри - какие-то плохо покрашенные комнатки, рваный диван, на котором мы и расположились, официанты, которые за стойкой сами ужинают, - и, как всегда, одна молодежь кругом. Мите досталась тарелка салата диаметром сантиметров 50, а я наконец заказала Berliner Weisser, о котором много читала (самый берлинский напиток!), но как-то не доводилось попробовать. Это такой очень легкий сорт пива, подается обычно с сиропом. Я взяла "зеленый", и ничего лучше для жары придумать нельзя - это оказался вылитый "Тархун"! Только малость алкогольный.
Воскресенье. Неужели уже сегодня придется уехать?!
Видимо, да. Но у нас еще есть пол-дня, чтобы чем-то заняться. Я настаиваю на Музее Кино, который, во-первых, на Потсдамер Платц, нежно нами любимой, а во-вторых, мы про него читали на немецком. Не говоря уже о том, что я вообще кино люблю.
Как оказалось, меня в это место пускать было нельзя... В первом же зале я впала в оцепенение, потом поняла, что сейчас заплачу от восторга, и спешно, чтобы снять напряжение, стала писать смс-ы друзьям. Потому что первый зал там такой - темный, весь в зеркалах, по полу изгибающаяся дорожка, а по бокам - несколько экранов 2х1,5 метра, на которых показывают кадры из немецких фильмов - то крупный план Марлен Дитрих, то трепетно оборачивающаяся Настасья Кински, то вплывающая в Венецию Сисси - Роми Шнайдер. И все это под музыку, и все эти лица многократно отражаются в зеркалах вокруг, и все в темноте, в общем, полный сюрреализм!
Весь музей описать невозможно, потому что там каждый зал - произведение современного искусства. Из того, что сильно запомнилось - зал, посвященный фильму "Метрополис" - выходишь на стальной мостик, а справа вверх и вниз на пару этажей - декорации метрополисовские - все эти безумные небоскребы - опять же, отражающиеся в зеркалах (зеркала для изменения пространства там используются просто гениально!), а слева - черная стена, в которую вмонтировано штук 20 экранов, на которых показывают тот самый "Метрополис". Так бы на этом мостике и осталась!
Ну, и, конечно, везде интерактивные штуки интересные - можно снять трубку со стены и послушать чье-нибудь интервью, или, например, был экранчик, где все товарищи, уехавшие в Голливуд, рассказывали о том, каково там - а они были нарисованы плывущими на корабле, и можно было навести мышку на кого-то конкретного, и он начинал говорить. Можно подойти к экрану, например, где показывают куски из фильмов с Ханной Шигулой - и, нажимая кнопки, выбирать то, что хочешь.
В зале, посвященном нацизму - стальные глухие стены с множеством ручек. Подходишь, выдвигаешь ящики, а в них - какие-нибудь документы, фотографии, рассказы.
Еще приеду - снова пойду.
Все еще воскресенье. Отъезд в страну Италию.
Забежали в отель за вещами. И там выяснили, что девушка-портье, с которой я успешно два дня разговариваю то на английском, то на немецком, на самом деле - армянка, приехавшая в Берлин в детстве. Она, конечно, впала в восторг по поводу возможности поболтать с русскими, и мы так с ней разговорились, что я начала волноваться, как бы нам не опоздать к нашему дядьке, который должен нас отвезти во Флоренцию. Надо сказать, что после опоздания на амстердамский и почти-что-опоздания на парижский автобусы, а также на таллинский поезд мы стали ужасно нервными в этом плане.
Но ничего - к дядьке не опоздали, но понервничала я изрядно. Потому что опоздал он - всего на пять минут, но я, зная немецкую пунктуальность, была готова к тому, что все - он давно уехал без нас, и вообще все плохо. Зато мы повеселились - он уложил наш чемодан в багажник, после чего сказал "Так, ждем еще двоих". Мы уже испариной покрылись, представив, как это будет здорово - четыре пассажира, а ехать пол-дня и еще целую ночь! Оказалось, что он решил, что Митя меня просто провожает, а не едет с нами. В результате мы составили идеальную шпионскую группу - водитель Андреас (долговязый немец в шортах), негритянский товарищ (выходец из Сенегала, такой же долговязый, с маленьким полиэтиленовым пакетиком в качестве багажа), и двое русских на заднем сиденье, один из которых на языках говорить не хочет, но, типа, все понимает, а другая вообще на какой-то смеси французского с нижегородским разговаривает.
Ехали мы так - варьируя скорость от примерно 130 до 180 км/час. Причем на скорости 180 Андреас мог ехать ночью под дождем, не стесняясь оборачиваться ко мне назад, если хотел что-то сказать.
На машине оказалось гораздо удобнее, чем на пресловутых ночных поездах (с купе по шесть человек - там же не откидываются спинки, и вообще места мало) и на автобусе. По крайней мере, у ФВ Пассата места сзади больше.
Так что до Флоренции мы добрались вполне даже в кондиции, без адского желания немедленно лечь спать. Опять же, весело - пообщались во время пути. Я говорю - "Андреас, а у вас в Германии есть ограничение скорости?" "Нет," отвечает Андреас, повернувшись ко мне и держа руль одной рукой, - "поэтому здесь так много аварий!"
А так как говорил он на английском не лучшим образом, и я, если знала подходящее немецкое слово, то вставляла его в английскую речь (по-немецки я говорить с ним не хотела, потому что сказать-то могу, а вот ответ понять сложновато), то к въезду в Италию я уже научилась разговаривать совершенно отличным языком - из какого слово быстрее вспомню, то и говорю. В голове постоянно составлялись фразы типа There's a terrible Strassenverkehr there или This Nebel is sehr thick.
Понедельник. Флоренция.
Флоренция началась весело. С того, что всей нашей компании было нужно на Центральный вокзал. По карте мы его найти отчаялись и стали спрашивать у прохожих. Нам объяснили раз - мы проехали круг, но вокзала не нашли; второй - еще круг, опять нет вокзала; спрашиваем у полицейских - еще кружок. ... И так мы прокружили пять или шесть раз ("Bella Italia!" - вскричал Андреас на пятом круге), после чего вытащили вещи, и все вместе отправились к этому недосягаемому вокзалу пешком.
Мы получили адрес отеля, в котором собирались заночевать, и пошли его искать.
Лирическое отступление - весь этот день во Флоренции шел дождь. Точнее, ливень. Поэтому любое передвижение было очень и очень непростым. Особенно с чемоданом (который, как оказалось позднее, промок, и лежавшие в наружном кармане журналы теперь имеют весьма странный вид).
Но какая же она оказалась красивая! Вообще-то, зная нашу невероятную урбанистичность (любимые места из посещенных - Берлин и Нью-Йорк), и учитывая предыдущий опыт выезда из Берлина в красивые города (типа Парижа и Амстердама) и последующего умирания в них со скуки, я заранее занималась аутотренингом - "мы едем в Италию отдыхать и расслабляться, во Флоренции вообще поспим, погуляем и хватит, понятно, что после Музея Кино уже ничего не нужно, но все равно - релаксация и только она". Но когда мы под дождем (а у меня уже вода по спине и ногам стекала, что совсем не способствует восхищению красотами) вышли к реке, а там - Ponte Vecchio (мост 14-го века постройки), а вокруг эти осыпающиеся дома, и дождь бьет по реке, а вдали холмы и черные тучи, - стало понятно, что Италия вряд ли даст нам заскучать просто оттого, что она невообразимо красива. И все эти улочки мощеные, и разноцветные дома со ставнями, и даже невероятный синтез моды и старины (который потом еще мы встретим в Вероне, например) - когда огромные плакаты с Кейт Мосс аккуратно вписаны в проемы окон 15-го века. Даже несмотря на желание спать я готова была там гулять до вечера - но все-таки насквозь мокрым это делать не хотелось. Поэтому мы решили поесть и пойти подремать в отель.Решили поесть.Ага.
Это оказалась проблема номер один в Италии. Мите после ночи в машине (учитывая то, что мы не обедали перед выездом) хотелось серьезной еды. В десять утра во Флоренции не бывает серьезной еды (по крайней мере, мы ее не видели). Нет, на первом же углу мы встретили пару мест с готовыми тарелками, которые потом подогреваются в микроволновке, с мясом и картошкой - но за 15 Евро есть подогретую тарелку! Ладно, съедаем по бутерброду и идем спать.
Часа в три-четыре мы выползаем из отеля с мыслью наконец пообедать.
Интересно, вот я читала-читала в Интернете всякие истории, и Аня мне рассказывала - куда это все делось? Вот почему я напрочь забыла о таком чудесном явлении итальянской жизни как сиеста? В результате, вместо того, чтобы расслабиться и погулять по городу до вечера, мы пытались найти обед. А обеда не было нигде - в кофейнях лежали остатки заветренных бутербродов, ресторанчики с вывешенным привлекательным меню все как один оказывались закрыты, и даже какого-нибудь завалящего супермаркета с развесными салатами нам не попалось - только несколько мясных лавок - но до того, чтобы есть сырое мясо, мы все-таки еще не дошли. И вот, наконец, когда мы ввалились в какую-то открытую пиццерию, радостно нашли себе в меню пиццы и салаты ... и получили от официантки сообщение, что кухня откроется только через полчаса, в семь, - только тут я вспомнила все эти рассказы о том, что в Италии почти нереально пообедать во второй половине дня. Ну да ладно, добрая официантка нас спасла от голодной смерти, на это полчаса принеся нам большие тарелки орешков и чипсов и вина.
Но впечатление от Флоренции теперь, к сожалению, большой частью заключаются в поисках еды и куда бы укрыться от дождя.
Вечер провели в гуляньях по центру города. Странно - вроде бы туристическое место, а никаких признаков ночной жизни мы не заметили. Елисейские Поля в 10 вечера запружены народом, магазины открыты, все скупают духи и кремы... А тут - полное ощущение мертвого города. Нет, люди ходят (все равно их не очень много), в ресторанчиках все активно ужинают... Но вот Ponte Vecchio не то чтобы никак не подсвечен, а и все лавки на нем с наступлением темноты закрылись. Торговцы сувенирами тоже исчезли - что, как мне кажется, для туристического центра уж совсем странно. Но такая нега разливается печальная - бродишь по такому вот древнему умирающему городку, любуешься на неосвещенные берега реки, встречаешь иногда стену дома метр шириной, на которой распятие со светильником под ним. И только мотороллеры эту негу все время нарушают.
Как они носятся по этим узким улочкам! Особенно это хорошо слышно ночью - мы вдоволь насладились, пытаясь заснуть! Наш отельчик (снова прелестный, но теперь уже в эдаком флорентийском стиле - с ванной комнатой метр на метр за раздвижной деревянной перегородкой, и с репродукцией Рафаэля на стене) стоял на очень узкой и, как нам показалось днем, тихой улице. Ночью же то и дело мимо громыхали мопеды. Что, в общем-то, в конечном итоге заснуть не помешало.
Вторник. Пока еще Флоренция.
Сегодня мы собрались ехать в Милан. Решили, что торопиться нам некуда (Аня все равно с утра занята), и что мы погуляем еще немножко. До обеда, например.
Ливня не было, но дождь все время пытался нас напугать - то и дело сгущались черные тучи, начинало что-то накрапывать - в общем, чтобы не расслаблялись. Но я настояла на том, что нам все-таки непременно нужно залезть на Piazzale Michelangelo, с которой открывается самый красивый вид на Флоренцию (мы это пару раз пытались сделать вчера, но оба раза начинался такой дождь (а спрятаться там на пути на гору некуда), что приходилось отступаться). Мне вообще только дай куда-нибудь залезть - но обычно это бывает так здорово! Залезли. Встретили там очередного Давида. Вообще, во Флоренции этих Давидов, как мне показалось, на каждом углу понаставлено - город Микеланджело, понимаешь. И эксплуатируют его нещадно - лучшие экземпляры сувенирной продукции - это фартуки и трусы с соответствующими частями Давидовыми нарисованными. Трусы мы все хотели купить, то "дедушке", то "папе", то "может, Кире?", но так и не решили, кому такие могут понадобиться.
Ну вот, а вид, конечно, великолепный. Думаю, что и с погодой нам в этом случае повезло - наверное, не часто попадаешь на такие вот грозовые тучи над городом. Слева - череда мостов; прямо - панорама Флоренции; справа - высокие холмы и кучи облаков.
Спускаемся. Справа какой-то сад, в который очень-очень хочется попасть (почему-то было похоже на "Алису в Стране Чудес" - то ли из-за того, что расположен он справа внизу от дорожки, и соблазнительно близок, и тропинки в нем кривые) - но он закрыт. А вокруг зелень, цветы... пахнет неожиданно навозом. Мы все восхищались свежими запахами, а тут я иду и говорю: "А чем это так странно пахнет?!" "Чем-чем, дерьмом" - отвечает Митя. Но даже дерьмо этой дорожке шло.
Потом еще пошлялись по центру. Поглядели на очередь в галерею Уфицци - как в Эрмитаж в выходной день, когда там еще и выставка интересная. Только тут день был будний. Посмотрели на собор, на баптистерий - гуляли без путеводителя, а я, вообще-то, все, что читала, забыла, поэтому просто наслаждались красотами.
Забавно - Флоренция вся утыкана лавками, как-то связанными с художеством - или это мастерская художника, или магазинчик с красками, или какая-нибудь багетная мастерская. Но все это выглядит как некие захламленные комнаты - а двери все открыты, хочешь - заглядывай. В некоторых дверях рабочие что-то вовсю стругают или сваривают. Атмосфера от этого, опять же, очень особенная.
В общем, атмосферу мы почувствовали, но не забрались на колокольню, не зашли в Уфицци - дел еще очень много осталось на другой раз.
Пообедали в отличном ресторанчике - с высоким арочным потолком с фресками и гроздьями живых помидоров и перцев, свисающих с потолка. И пора ехать.
Ехать от Флоренции до Милана три с чем-то часа. Поезда на Флорентийском вокзале вели себя как настоящие итальянские поезда - то есть все как один опаздывали. И в Милан мы в результате опоздали минут на сорок, заставив Аню ждать.
Как оказалось, не только Аню, но еще и брата-сестру Фабио, вместе с которыми она нас и встретила. Очень приятно - а то мы вечно ездим сами по себе, никто нас, бедных, не встречает и не провожает.
Отступление - какое счастье, что впервые в жизни нас отвез в аэропорт друг! Потому что, приехав в Пулково-2 (международный) и выгрузив вещи, мы с удивлением прочитали, что в связи с реконструкцией аэропорта, рейсы "Пулково" в Берлин отправляются из Пулково-1. Заметим, что между аэропортами связи никакой мы не видели. Вот бы было здорово, если бы, приехав на такси и отпустив его, мы в шесть утра неслись, громыхая чемоданом, к Пулково-1!
Среда. Гуляем по Милану.
Решили никуда пока не выезжать, а малость познакомиться с городом Миланом.
Ну, с чего можно начинать знакомиться с Миланом? Конечно, мы пошли к Дуомо (то бишь Миланский собор - четвертый по размеру в мире, между прочим), по пути, правда, заглянув в Кастелло Сфорцеско - средневековый замок. Замок как замок, на мой взгляд - посмотрели и ладно. Да, зато мы там впервые столкнулись с итальянским уличным музыкантом - стоит дяденька, рядом магнитофон, из него голос Паваротти что-то громко выпевает, а в самые патетические моменты этот самый дяденька немножко подтягивает. Звучит! Явно гораздо лучше, чем если бы дядька пел в одиночку.
Кстати, мы еще такого рода музыкантов встречали не раз. Ох уж итальянцы - ну никак работать не хотят! Мало того, что сиеста у них, магазины все продуктовые в девять закрываются, так еще и уличные музыканты вот так вот музицируют...
Ну вот, дошли до Дуомо. Собор сейчас частично закрыт лесами - но это совершенно не мешает насладиться его видом. Интересно, что чисто теоретически я не очень хорошо отношусь к готике, и вроде как не слишком люблю излишнюю детальность экстерьера... Но все мои теории разбились в пух и прах при виде этого здания. Пошли на крышу (конечно, а куда еще?! Тем более, что внутрь нас в этот день не пустили - не было ничего, что бы накинуть на плечи, а в Италии даже в самые туристические и раскрученные храмы с голыми конечностями не пускают). На крыше слов никаких не осталось - одни восторги! Не знаю, сколько людей сколько времени должны были над этим работать, но вырезать столько каменного ажура! И все это белое, воздушное, и на фоне неба это лес шпилей смотрится особенно впечатляющее! А сколько в Италии праведников! Куда нам до них. В Дуомо вырезано 2500 или что-то в этом роде статуй святых. Немало, да?
На крыше хотелось остаться. Кстати, кажется, что выше ничего в городе и нет - по крайней мере, панорама города открывалась явно ниже, чем мы стояли. Только вдали где-то на окраинах виднеются какие-то высотные здания.
А между прочим, многие и оставались. Я вот всегда восхищаюсь этой иностранной способностью расслабиться - будь то в уличном кафе (когда люди сидят за одной чашкой кофе два часа), или же в музее на скамеечке (смотришь, молодая пара легла на лавку, и явно скоро уходить не собирается). И здесь - некоторые просто лежали на солнце на вершине Милана, так сказать, и отдыхали. Ни с каким пляжем не сравнится! Мы все-таки обычно куда-то спешим - если уж в кафе, то надо в нем что-то делать (пить или есть), если в музее - то смотреть, если в городе - то гулять.
А еще мы в этот день нашли кафе с буфетом - очень милое, с эдаким деревянным интерьером и громкой музыкой. Платишь за буфет (и всего-то пять Евро), и можешь есть, сколько хочешь, и еще и напиток себе выбрать. А напитки некоторые сами по себе дороже, чем эти пять Евр. Кажется, ничего более выгодного в плане питания мы больше и не видели во все оставшиеся дни.
Четверг. Кажется, именно в этот день мы ездили в Верону.
Встаем, моемся холодной водой (а мы же живем в малость недостроенной квартире - еще нет горячей воды, света и газа. Холодильника, соответственно, тоже нет, поэтому продукты на завтрак мы каждый вечер (чтобы не успели испортиться) с боем покупаем - потому что купить что-то вечером очень непросто - их надо найти!).
На сегодня у нас запланирована Верона - потому как ехать сравнительно недалеко (в сравнении с Венецией и Римом, куда очень хочется, но лень), и потому что Ане она в прошлый раз уж очень понравилась. До Вероны от Милана - около двух часов. Вообще, ездить приятно - поезда (в сравнении с Германией весьма дешево) ходят часто, и вроде как с билетами проблем нет. Правда, в кассы на вокзалах всегда очередь, поэтому мы пользовались в основном автоматами, а это иногда чревато - разок автомат не посчитал нужным отдать сдачу; как-то вечером отказался принимать наличные - хорошо, что была кредитка!; ну, и в нем не узнаешь, допустим, билет туда-обратно дешевле или нет.
Верона действительно оказывается прелестным городком - все дома как игрушки - покрашены в разные цвета, с балкончиками с розовыми цветами (порядок, что ли, такой - практически на всех балконах и окнах цветы одинаковые! Кстати, знаете, как итальянцы прикрывают балконы? У немцев практически повсеместно стоят зонтики, а здесь - эдакая наружная занавеска, перекинутая через перила). Времен в Вероне понамешано - не счесть! Начинается все с 1-го, наверное, века нашей эры - при выходе в центр сразу видишь Арену - это такой вроде Колизей, только маленький. На Арене вечером дают оперы - в этот день была "Кармен", о чем мы знали заранее, и ужасно хотели пойти (даже Митя согласился!), но так и не смогли придумать, как же нам это организовать - начало в 9 вечера, а когда закончится, уже и поездов обратно нет. Была мысль остаться ночевать, а потом уж заодно доехать до Венеции - Верона как раз посередине между Миланом и ею; но не собрались... Правда, когда мы эту Арену увидели, на оперу стало хотеться еще больше - вокруг были навалены декорации к "Аиде" - где еще так близко увидишь священных быков и сфинксов?! Ладно, оставим на другой раз.
Конечно, обязательный пункт программы - дом Джульетты. Очаровательный дворик, весь в плюще, каменный балкончик, статуя Джульетты с натертой грудью. Если прикоснуться к ее груди, то что-то будет. Только Аня не смогла вспомнить, что, поэтому напрасно мы Джульетту мучать не стали.
Для интереса нашли и дом Ромео - явно похуже он жил. Правда, вроде как Джульетта - это реальный персонаж, а дом Ромео уже просто так назначили - вот этот будет.
Следующий пункт - угадайте, какой. Конечно, нас потянуло на другую сторону реки (такой бело-зеленой и очень быстрой, между прочим), на которой был ну очень соблазнительный холм. Аня пыталась сопротивляться, но большинством голосов было сказано - лезем. Лично я ничуть не пожалела - во-первых, дорожка очень живописная - вся в азалиях, которые там просто везде растут, и белые, и розовые, и голубые!; во-вторых, наверху оказался еще один потрясающий вид на город. Аня с Митей цинично сказали, что абсолютно то же самое, что и во Флоренции, но это же неправда! Там же домики разные! И куполов нет! И река другая!
Хотя обе реки подозрительно мелкие. И видимо, абсолютно не судоходные. Пытались выяснить, были ли они когда-либо судоходными, Фабио сказал, что вроде как было такое когда-то.
В общем, Верону тоже можно записывать в категорию "еще когда-нибудь вернуться". Я, конечно, как заправский возвращальщик, тем более весьма суеверный, вспомнила, что надо кинуть монетку - но вспомнила уже на вокзале, и кинула, куда пришлось - в какую-то привокзальную речку. Потом сокрушалась, что вот, дескать, имею шанс вернуться на Веронский вокзал. Аня возразила, что от вокзала до центра - 15 минут пешком, уж дойду как-нибудь. Но мы с Митей оба посчитали, что "вернуться" - это же не значит по своей воле, может по-разному сложиться - например, самолет упадет именно в эту речку, или еще как. А теперь я думаю, что, кажется, я уже свою монетку истратила - на обратном пути в Берлин автобус остановился как раз на том месте, где я ее кидала. Эх, придется сознательно еще раз ехать монетками бросаться.
А когда мы ехали в Милан, проезжали под самой большой радугой, которую я когда-либо видела! Красотища!
Пятница. Второй день прогулок по Милану.
Сегодня у нас два важных дела - во-первых, хочется увидеть "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи (Милан все-таки город деловой, достопримечательностей в нем не так много по сравнению с другими итальянскими городами; но зато те, что есть, известны всему миру!), во-вторых, у меня запланирована покупка купальника - мы же завтра будем на море, а мне абсолютно не в чем купаться!
С "Вечерей" ничего не получилось. Пока мы раскачивались, да ели вкуснейшие молочные булочки (черт, как же итальянцы научились делать хлебобулочные изделия!), пока доехали до Santa Maria della Grazie, где и находится знаменитая фреска, было уже около полудня. Мало того, что перед нашим носом до 15-00 закрылась дверь в саму церковь, так еще и на кассе, продающей билеты на "Вечерю" обнаружилось объявление, которое Аня со своим знанием итальянского трактовала как "Сегодня 19 июля! Как, вы не знаете 19 июля? Тем не менее, все закрывается до трех часов. Приходите попозже". Попозже билетов все равно не оказалось - пришлось оставить на другой день. Дело в том, что в церкви поддерживается специальная температура и влажность, чтобы как можно дольше сохранить фреску целой - поэтому запускают по 15 человек за раз, кажется, каждые полчаса.
Но в саму церковь мы зашли - очень уютная. Такая светлая, приятная. Внутренний дворик прелестный с фонтаном. Я в очередной раз позавидовала итальянцам - сидит вот человек, книжку читает в этом дворике, под боком - Леонардо да Винчи настоящий. В Петербурге, конечно, тоже грех жаловаться, но здесь еще все более древнее, поэтому ощущение немного иное.
Еще мы с Аней зашли в Pinacoteca Ambrosiana - не самый раскрученный музей, но нам все равно. Из знаменитого там - "Музыкант" да Винчи (и еще его же чертежи есть) да натюрморт Караваджо. И много-много мадонн, младенцев, святых. ... Нас тут как-то заинтересовал вопрос - ведь в Италии столько красот, почему же она абсолютна не славна пейзажистами - не то что Франция или та же Россия! А тут я поняла, что все итальянские художники писали пейзажи - просто они на заднем плане за мадоннами!
Мы там с Аней поразвлекались немножко - разглядывая несовершенства в изображении частей человеческого тела. То у кого-то пальчики артритные получаются, но носы такие узкие, что они бы ими дышать не смогли, то в одной картине Аню очень коленки заинтересовали (я ей объяснила, что именно так и получается, когда не очень хорошо умеешь рисовать, а строение колена уже изучить успел - много-много выпуклых косточек). Но так все нежно и трогательно!
Вообще, меня как-то прошибло на искусство, чего я за собой давно в такой степени не замечала. Что Италия творит с людьми! Для начала, во Флоренции страшно захотелось что-то нарисовать или акварельку какую написать - а я последний раз такое желание испытывала когда три-четыре назад! А потом еще и на ренессансные полотна потянуло - если бы времени побольше, я бы все музеи обошла, хотя давно уже все больше на современное (ну, или, так скажем, 20-го века) искусство смотрю.
В саму Пинакотеку, кстати, можно и просто зайти - само здание красивое. Снова двор абсолютно фотогеничный, витражи, галереи, освещенные солнцем. Отличные двери - витражные стекла (вроде как старинные, вот только одно смущает - что на шести языках готическим шрифтом написано "Выход"). Сквозь дверь снимать не разрешили - деньги на входе за это надо было заплатить, говорят. Ну и не надо.
Следующий пункт - купальник. В Милане от магазинов можно сойти с ума! Их столько! И там всего столько! Правда, в июле на каждом окне висит крупное SALDI! (скидки, типа), а реальные сальди находятся далеко не везде. Но, конечно, некоторые вещи даже обидно потом у нас покупать - то же белье стоит в разы меньше, а выбор такой, что нам и не снилось. С купальником мы справились за какой-нибудь час - старались, однако. Там, конечно, почти во всех крупных магазинах на лестницах стоят диванчики, чтобы усталые мужья могли посидеть-подождать, но я решила Митю не подвергать чрезмерному ожиданию.
А потом мы долго-долго шли по городу встречать Фабио с работы. Приятный в целом город, хотя на первый раз особой изюминки мы в нем не нашли.
Суббота. Мы на море.
Вот оно, счастье!
Мы приехали на море. Пара часов на машине от Милана, и вы оказываетесь на Лигурийском побережье - не самое известное у нас место - тем лучше! Городок, в котором мы были, и вовсе не избалован интернациональным туризмом - кажется, все отдыхающие были итальянцами.
В принципе, тут недалеко уже и до границы с Францией, а там - Ницца. В которой, говорят, очень красиво ночью...
Еще вечером я с большим трудом подавила желание немедленно бежать купаться. Было поздно, темно, и меня никто не поддержал.
А с утра вышла на балкон, а там - море! Прямо под окном - пальмы, везде цветы невообразимые. Городок сам курортный невероятно уютен. По пути к морю идешь вдоль каменной стены, по которой бегают ящерицы, время от времени делающие вид, что они барельеф - они точно такого же каменного цвета! Около моря растут диковинные кактусы, как у нас в магазине "Оранж", только вживую.
Само Лигурийское море очень чистое (хотя в этот день немножко и бурлило, и плавали там кое-какие палочки-веточки) и сильно соленое. Глаза в нем открыть практически невозможно. И сразу глубокое - три метра от берега, и до дна уже не достаешь. Зато, говорят, в лучшие дни отлично видно дно на глубине метров 10.
Я на море сто лет не была, может, поэтому у меня впечатления несколько более экстатические, чем надо. Может быть, все курортные городки так же хороши. Но здесь мне показалось, что просто почти рай! Можно просто сидеть в шезлонге и смотреть на море, можно смотреть назад - а там холмы-горы зеленые, можно до одури плавать в теплой воде, можно покупать у разнонегритянских торговцев на пляже сумки и бусы, а можно не обращать на них внимания. Еще ходил маленький таец, предлагал "маленький тайский массаж". Я думала, что "маленький" - это значит, выбираешь маленькую часть тела, которую он и должен промассировать; но оказалось, что нет - это банальный массаж спины, просто недолго.
Рыбой пахнет просто со всех сторон! Вообще, как раз на Лигурийском побережье у меня случилось три гастрономических откровения (до этого, как ни странно, Италия нас не баловала вкусовыми ощущениями). Первое - фокаччо на завтрак. Это такая лепешка, смахивает на лаваш, только воздушнее, и бывает с разными начинками. Выпекают ее в Альбиссоле с раннего утра, потом лавки закрываются часов с 12 и до 7, а вечером продолжается выпекание по второму кругу - и в 11 вечера все с удовольствием ее уплетают. Мы перепробовали видов шесть за два дня, пришли к выводу, что лучшие - это самая простая (с маслом и солью) и луковая. Я вообще не сильная любительница питаться булками, но тут я готова была есть фокаччо на завтрак, обед и ужин.
Вторая радость - свежая моцарелла. Это совершенно иной продукт, нежели то, что я пробовала в России, Германии или Штатах. Что-то более нежное по вкусу и воздушное по текстуре сложно придумать. Потом мы еще пробовали знаменитую буйволиную моцареллу, которая вроде как не подлежит транспортировке, поэтому находится только в Италии. Честно говоря, сильной разницы я не почувствовала - чуть-чуть плотнее оболочка, и, может быть, чуть покислее. Но тоже очень вкусно.
Ну, и еще мы там поели спагетти с морепродуктами, о которых Аня прожужжала нам все уши. Я бы сказала, что не столько вкус блюда, сколько его подача впечатляет - спагетти принесли завернутыми в фольгу - раскрываешь, а оттуда запах, запах! А вкус у блюда со свежими морепродуктами, на мой взгляд, по умолчанию хорош.
Курортный вечер - это отдельная тема. В Альбиссоле никаких развлечений вроде бы нет, отдыхают в основном родители с детьми и пожилые люди, поэтому вечером стандартное времяпровождение - прогулки по променаду. Нас об этом предупредили, я была морально готова, но что это выглядит так, я не предполагала - променад оказался слишком узким для всех желающих! Нужно было протискиваться между людьми, что делало прогулку немного странной. Поэтому мы быстро передумали там толкаться и пошли на холм.
Оттуда открываются виды на ночное море и на холмы в огоньках - идиллия! Идешь вдоль очередных неведомых цветов, мимо шикарных особняков с колоннами явно старинной постройки (ну надо же, как люди живут! Вот так вот, в почти дворце, с видом на море!). Мимо оливковых рощ - оливки еще совсем маленькие, Фабио говорит, вырастут к сентябрю. А в рощах квакают лягушки. Я удивилась - что это они, ведь лягушки у воды обычно. Оказывается, это древесные, сидят себе на оливковых деревьях и голосят. Жалко, ночью не видно.
Потом сумели выбраться на менее людную часть променада - там на дорожке выложено 20 мозаичных панно - к каждому стоят комментарии на табличках. Для одного вечера интересно.
А какие там смешные люди! Или на всех курортах смешные? Все женщины нарядились в платья с голыми плечами, золоченые лифчики, каблуки. А сами в основном такие пережаренные, носатые, с грубыми голосами - как можно так загорать, ведь уже малокрасиво получается?! Кстати, с пигментными пятнами у итальянских старушек все хорошо - видимо, загар в течение жизни даром все-таки не проходит. Зато мужчины - это признали все - попадаются ну такие альфонсы! Им-то загар идет. И тоже все нарядные - у нас так модники одеваются. Белые брюки, узкие маечки, шлепанцы, длинные волосы - красавцы!
Кстати говоря, вечная загадка - как, питаясь практически одной мукой (с небольшой добавкой овощей и мясо-рыбы) итальянцам удается быть вовсе не толстыми? По крайней мере, на Севере толстяков мы не встречали. Да даже и просто полных людей я не помню. Что значит веками наработанное питание!
Воскресенье. Еще один морской денек.
Утро. Фокаччо. Моцарелла. М-м-м...
Погода сумрачная, хотя по-прежнему жарко. Но никто не купается и даже и вовсе на пляж не выходит. Сидят человека три. Но мы все равно уселись в шезлонги - дышать йодом. Аня говорит, что в прошлом году даже таблички висели в плохую погоду - "не сидите дома, дышите"! Такая погода тоже чрезвычайно хороша - море стало совсем чистым и густо-синим, на горизонте на фоне грозовых туч проплывают кораблики, людей нет - спокойно и приятно.
Сидим так и расслабляемся до обеда. А, нет, мы с Аней не только сидели - час, наверное, простояли в прибое, тупо глядя на море и ощущая, как камушки в волнах бьют нас по ногам. Я немножко камушков собрала - в основном они серые или тускло-зеленые, но был один маленький красный ("О, M'n'Ms!" сказал Фабио) и плоский белый ("А это кусочек от унитаза?" - еще один комментарий).
В середине дня возвращается Фабио, как всегда, вставший в шесть утра и уже успевший съездить в Милан повесить лампочки в квартире (но электричества пока еще нет все равно). Предлагает, раз уж такая погода, съездить в Геную или в Cinque Terre, о которых я все мечтала. Это пять рыбацких деревушек, вдоль которых якобы идет невероятно живописная дорога и открываются виды на море, о которых я в нескольких местах читала, что это нечто потрясающее. Но до Cinque Terre ехать два часа, а до Генуи - 40 минут, поэтому выбираем Геную.
Дорога снова впечатляет - какие-то овраги между холмами, в каждом из которых по одному-два домика (вполне себе жилых - Фабио говорит, что они используются типа как летние дачи), туман, море.
В Генуе бежим в МакДональдс - использовать его не по назначению. Кстати, везде в МакДональдсе свои специалитеты. В прошлом году в Италии были креветки и маленькие рыбки жареные, в этом - креветок нет, зато есть фирменное макдональдсовское печенье. А вот в Берлине продают наггеты из брокколи с сыром.
Дела сделаны, идем гулять. Смотрим на дом Колумба - на то, что осталось от дома Колумба. Остались колонны внутреннего дворика и фундамент. Дом совсем маленький - собственно, если вычесть дворик, останется всего ничего.
Зато в целом Генуя, конечно, отличается от других мест, где мы были - сразу видно, был имперский городище. Здания огромные, статуи на них по пять метров высотой, все очень масштабно и величественно. Зато нет того уюта, которым так ценны Верона, Флоренция и прочие.
В центре там некое сооружение того же товарища, который делал Центр Помпиду в Париже (и я подозреваю, Арку в Дефансе - уж очень похоже) - как зовут, конечно же, не помню. Сооружение символизирует Геную как морской город - эдакий цветок из "мачт", ездящий вверх-вниз лифт, напоминающий фонари на судне, ряд высоких палок с трепещущими треугольниками-"парусами" (идет этот ряд вдоль пальмовой аллеи, и той же высоты - красиво, однако, получилось!). Аня морщится - "как можно в таком красивом месте строить всякую фигню!". Нам с Митей, как любителям современности, нравится. Единственно - что есть там некий сумбур - уж очень все это тесно стоит, рядом с кораблями и домами.
Все, времени гулять больше нет, но общее впечатление получено. Обедаем (в кафе самообслуживания - очень рекомендую любителям домашней еды - там можно отварной рыбки поесть с картошечкой, например, или тушеной фасоли) и едем домой, собираем вещи. И все - для нас с Митей морской отдых в этом году закончен...
На обратном пути заезжаем на стоянку - Фабио должен выпить кофе, а то уже и так страшно, как он ведет - периодически человек просто засыпает! Я захожу в магазинчик и судорожно пытаюсь решить, купить ли все сувениры здесь или же потом в Милане. Здесь всего-то пять видов макарон, но какие! - жгуче-черные спагетти, огромные зеленые ракушки, скрученные вручную красные! Песто, вкуснейший лигурийский кекс, наборы из разных видов оливкового масла в маленьких баночках и сувенирные ликерчики. Решаю, что в лавке три на три метра явно всего меньше, чем в огромном Милане - куплю там. (И очень ошибаюсь - в гигантском супермаркете, в котором я пыталась найти что-то подобное, все было для жизни - 20 метров полок с пастой, но никаких тебе черных; ряды масла, но в нормальных больших бутылках; а лигурийский хлеб и вовсе, как считает Фабио, можно купить только в Лигурии. В общем, что купила, то купила; но в очередной раз убедилась - в поездках надо то, что нравится, брать моментально, а не откладывать на потом!).
Понедельник. Комо.
Приехали вчера очень поздно - на завтрак ничего нет. Выходим с Аней в рекомендованный Фабио супермаркет у дома. Какая неожиданность - он работает с 8 до 20, но по понедельникам - с 15 до 20. ... Как телевизор, прямо.
Заходим в какую-то небольшую лавку, выбираем йогурты. Через пару минут вваливается маленькая перекособоченная итальянская бабулька и кричит во все горло продавцу: "Чао, Джованни! Как дела? Как поживает твоя супруга? Что детки?.." Входит еще пара людей, и начинается такой ор на все голоса, что находиться в пятиметровом магазинчике становится весьма опасно - так и оглохнуть можно во цвете лет! Хватаем йогурты и рикотту, не успев толком выяснить, насколько она обезжиренная (я-то в отпуске вообще себя не ограничиваю, а вот Аня бдит!), и убегаем.
Рикотта является еще одним вкусовым шедевром. Так, сыры итальянцы тоже научились делать божественно.
Сегодня мы едем в Комо. На озеро Комо. На котором прошлым летом отдыхал Джордж Клуни и провела медовый месяц Дженифер Лопез. Оба эти товарища - Анины идолы, так что Комо для нее - не просто красивое озеро, а нечто большее.
Вообще, кроме, собственно, городка Комо там есть что посмотреть - например, одним из живописнейших мест на озере считается Белладжио - он стоит как бы в центре озера, так, что открываются виды и на правый, и на левый берег. Но от Комо до Белладжио - примерно полчаса на пароходике, а мы действуем по принципу "отдых должен быть ненапряженным" - то есть судорожно бегать туда-сюда с целью посмотреть как можно больше мы не будем. Останется время - сплаваем в Белладжио, нет - ну, в другой раз.
На подходе к озеру я начинаю подозревать, что я схожу с ума. Кажется, в моем лексиконе остались только слова "Как красиво! О-о! А-а!". Мне уже и самой смешно - нельзя же каждые два часа начинать кричать от восторга. Причем, похоже, что я перетянула всю эмоциональность на себя - за все время, что мы гуляем вместе, ни Аня, ни Митя ничего такого не восклицали. Ну конечно, еще не хватало, чтобы мы втроем голосили как ненормальные.
А на Комо красиво (интересно, бывают еще какие-то слова, а то я подозрительно повторяюсь?). Красиво так, что дух захватывает. Само озеро огромное, но с нашей точки видно только часть - дальше оно сужается, чтобы где-то там вырасти в эдакую букву У. Вокруг - горы, синие, зеленые. Маленькие домики в лесу. Усадьбы за заборами - с явно не новодельными статуями во дворе и с заболоченными гаражами для катеров. Плавают гуси-лебеди, азалии цветут как нигде, солнце печет.
В Комо есть Дуомо (стишок, типа) - и снова красивый. Смахивает на Миланский, только гораздо меньше. Гулять по городу очень приятно, но главное впечатление впереди.
Мы собирались подняться на вершину горы к маяку (или башне Вольта, которая служила маяком - а Алессандро Вольта (вольты все знают?) жил как раз в Комо - мы и его дом видели - получше, чем у бедняжки Колумба), и думали сделать это пешком. Фабио предупредил, что это не очень быстро, но мы никуда и не торопимся. Но, увидев своими глазами табличку "пешком - около 2 часов", мы как-то поутихли - жара страшная, и два часа в гору... А вдруг у нас закончатся силы, и нам навсегда придется остаться на горной тропке?! В результате, решаем ехать на фуникулере. Фуникулер расхвален в буклете - и конструкция-то уникальная, и поднимет-то он вас на высоту 600 метров, а путь занимает 6 минут. Садимся. Не знаю, что думает Митя, а мы с Аней после пары минут задумчивого молчания поворачиваемся друг к другу с одним и тем же вопросом - интересно, а какова статистика - часто ли падает ентот фуникулер?!! Подниматься страшновато, но виды из окна!.. И уши закладывает. Поднялись на такую высоту, на какой я, кажется, никогда в жизни не была (пока поднимались, мой телефон поменял три или четыре оператора - заблудился, бедняжка. В конце концов нашел Swiss GSM (оба! А ведь Швейцария, хоть и совсем рядом, но все-таки не здесь) и успокоился). Дальше можно сесть на маршрутку, чтобы доехать до пресловутой башни. Но мы не ищем легких путей! Взбирались мы, наверное, еще минут 40, но по таким дорожкам! А ведь там встретилось несколько отелей. Стану богатая и старая - поселюсь вот в таком отеле и буду закатами с горы любоваться.
Сама башня, к сожалению, была закрыта. А так в ней еще есть сотня ступенек - можно подняться еще выше, и смотреть совсем уж сверху. Но и без этого нам открылась такая панорама... Такая... Вот для этого у меня, наверное, слов не будет. Ее даже описывать не хочется, да и шансов никаких нет. Я все пыталась какой-нибудь кадр поймать в объектив, но пришла к выводу, что никак не передать этой красоты. Внизу, кстати, хотела купить открытку - там-то фотографы профессиональные - но и на открытках ничего приличного не нашла. Видимо, уж слишком совершенен пейзаж, чтобы его такими методами запечатлеть можно было.
Вторник. Шопинг в Милане.
Не только шопинг. Еще мы хотим все-таки дойти до "Тайной вечери". Поэтому встать надо рано. Я-то встаю, обнаруживая при этом Анино отсутствие, а вот Митю просто не добудиться.
Оказалось, Аня пошла ко врачу (о мобильная связь! Она нас просто спасала иногда. А ведь еще два года назад ездили без всякой мобильности - в Берлине с Олей назначали место встречи с вечера). Что интересно, врач принял ее бесплатно, сделал какие-то легкие анализы (тоже бесплатно) - о страховке никто не спрашивал. Мне, правда, так и не удалось добиться, к любому врачу так вот можно зайти, или же это было специальное место. Кстати, Фабио радовал нас рассказами о чудесах итальянской медицины - о том, как его сестре в детстве приживили два отломанных передних зуба - ничего не заметно!; и о том, как ему отрезали кусок бедренной кости и вживили его в стопу, иначе бы ходить не мог теперь.
Ну вот, а благодаря Аниному раннему подъему мы становимся обладателями билетов в Santa Maria delle Grazie - ура! У нас есть около часа до нужного времени. Бредем по улице и набредаем на рынок. Это ужасно! Нас туда нельзя пускать! Аня совершенно спокойна - ее эстетика рынка не привлекает, ей лучше цивильный Morgan или Fiorucci. А вот мы, привыкшие к берлинским толкучкам, радостно бросаемся к кучам вещей, за краткое время накупаем какой-то ерунды по бросовым ценам (у Митиной сумки на пояс стоимостью с чашку кофе с булочкой на следующий же день расходится один из швов), и очень довольны. Интересно - похоже, что в Милане не торгуются даже на рынке. При нас люди показывали откровенные дефекты, просили о скидке - продавцы ни в какую. Видимо, в миланском шопинговом ажиотаже в конечном итоге купят все. Эх, то ли дело в Берлине, где в последний раз я ни одной вещи не купила, не выторговав что-нибудь. Цену на сапоги и вовсе сбила раза в два (когда я в третий раз за две недели подошла к брутальной ведьминского вида владелице сапог и невинно спросила "а сколько сегодня они стоят?", она мне их сунула со словами "забирай за сколько хочешь, только отвяжись в конце концов!").
Да Винчи. Наверное, о фреске можно не говорить? Полчаса, отведенные на каждую группу, в зале с "Тайной вечерей" можно провести легко, ничуть не скучая. Даже несмотря на то, что фреска была сильно разрушена - многие лица смазаны, попадаются светлые пятна - впечатление сильное.
Лучше расскажу, как выглядит процедура. Как я уже говорила, в связи с поддерживанием особой влажности, запускают людей очень строго. Нужно пройти через, кажется, три двери - в каждом предбаннике держат еще по паре минут. С помощью этого, кстати, достигается еще один эффект - к моменту входа в саму залу проникаешься значительностью и важностью происходившего тогда и происходящего сейчас.
Выйдя, изучали на плакатике, где же Иуда, и где какой апостол. Сначала почти все апостолы показались неведомыми - тут тебе и Джованни, и Томмазо, и Пьетро. Постепенно всех вычислили. Ну надо же - представьте себе "Евангелие от Джованни" - это же смех какой-то! По-моему, сразу смахивает на "Евангелие от Джанни Родари". Ладно, шучу.
И снова шопинг - мне непременно захотелось купить лифчик, видите ли. К вечеру мы совершенно измочалены, без лифчика, тем не менее, зато с шлепанцами, которые Аня уже неделю искала, и вот нашла.
Несмотря на жару (в которую есть вообще мало хочется), заставляю себя попробовать настоящее тирамису - а то, может, шансов больше в жизни не будет! Это действительно "вознеси меня на небо" или как там название это переводится. Ничего общего с теми более или менее плотными тортиками, которые подаются под этим титулом в России и Америке. Совершенно воздушная субстанция уникально нежного вкуса в маленькой мисочке, иногда натыкаешься на кусочки тающего бисквита, а сверху все посыпано кофейной пудрой. Ну ладно, кажется, все главные гастрономические опыты получены.
Вообще, по сравнению со Штатами и с любимым Берлином, кормили нас как-то скудно в Италии - порции почти всегда небольшие, и далеко не всегда вкусные. Правда, и ели мы в недорогих местах, но тем не менее. В этот день, например, впервые в жизни я была в китайском ресторане, в котором порции на одного (!) человека! Обед нам в нем обошелся в 30 Евро на троих (пришлось брать каждому по три блюда, и все равно было немного). Через два дня в Берлине мы поедим в тайском кафе за 9 Евро, и взятые три блюда осилить не сможем. Насколько я поняла, "primi" (первые) и "secondi" (вторые) "piatti" (блюда) - это не просто названия. Действительно, можно брать спагетти на первое и мясо на второе - а мы-то все надеемся на пасту как основное и питательное блюдо!
Ну ладно, это такие практические заметки. Просто, кроме "Вечери", мы сегодня ничего для души нашей бессмертной не делали.
... Я вот думаю, а когда мы заходили в Дуомо? В общем, когда бы это ни было, а внутри собор совершенно не похож на себя снаружи - вся его белая воздушная ажурность быстро заглатывается невероятной мрачностью внутренней части. Очень высокие своды, витражные узкие окна, никакого освещения. Бр-р-р.
Женщина на входе, срываясь в слезы, по-английски просит ей объяснить, каковы же правила - вчера она была в майке с вырезом - ее не пустили; сегодня надела более строгую - снова не дают войти, а вот женщину перед ней в аналогичном фасоне без проблем впускают! Правила такие - нельзя декольте, шорты и мини-юбку. Но попробуй разбери, в каком месте заканчивается декольте и начинается просто горловина футболки!
Вечером пытаемся устроить прощальные посиделки. Фабио покупает тортик, который ем я из невероятной собственной вежливости - Аня вечером не будет, Митя не хочет, а мне становится жутко неловко. Митя берет арбуз. Приезжая, понимаем (в который уже раз), что резать нам его нечем. Разделываем бедное полосатое создание с помощью моей пилки для ногтей и пластмассового ножичка. Пробку в вине вдавливаем с помощью отвертки - больше инструментов в доме нет. Засыпаем на ходу...
Среда. Подозрительно мало отпуска осталось. Немножко Павии.
Я больше никогда в жизни не пойду по магазинам! Это я говорю. Поэтому по Милану мы гулять не будем - в нем невозможно не заходить в магазины.
Выбираю ближайшее к Милану место из Мишленовского зеленого путеводителя - пусть будет Павия и Павианский (гм, как же по-русски?) монастырь. Монастырю поставлено высшие три звезды - этот памятник архитектуры XIV века считается одним из самых красивых в северной Италии.
Так как билет снова покупаем в автомате, выяснить, останавливается ли поезд у монастыря, не удается. Выходим в Павии и совершаем самую странную за все наше итальянское время прогулку. Натыкаемся на средневековые башни, которые стояли по углам жилых домов - высокие, квадратные в сечении, каменные сооружения без окон (еще одно место, которое было интересно посетить - Сан Джиминьяно, который славен именно тем, что там осталось много таких башен - называют "средневековым Манхеттеном" - но ехать было далеко). Проходим мимо пары церквей. Заглядываем в знаменитый замок Висконти - очередной пример средневековой архитектуры (Митя удивлен необычно большими окнами - при том, что наверху, как и положено крепостному замку, окруженному рвом, - бойницы). За все это время не встречаем ни одного человека. Все лавки по пути почему-то тоже закрыты - хотя и не воскресенье, и рано еще. В конце концов, забегаем в магазин под гордым названием GONDONI (пропустить возможность получить пакетик с такой надписью Митя не в силах, поэтому проводим там некоторое время, пытаясь выбрать, что бы такое купить за минимальную цену). Неожиданно наталкиваемся на нужные предметы белья - покупаем, раз уж так. И выходим к вокзалу - а я была уверена, что мы идем в направлении реки, к красивому мосту. Да и на Университет, выпустивший Петрарку, Колумба и уже упоминавшегося Вольта, хотелось взглянуть... Ну, раз уж вышли, поедем домой. Все равно уже пора.
Дома сборы, попытки неугомонных Мити и Ани найти горячую еду (и ничего-то у них не вышло, ведь еще не было семи!), принимаем холодный душ. И все, скоро на автобус.
Доезжаем почти без приключений (если не считать того, что автоматы, продающие билеты на метро, не принимали банкноты, лоток с билетами был уже закрыт, служитель метро ничем помочь не мог, и все такое - хорошо, что мелочи сумели набрать).
В ожидании автобуса нас примерно до костей съедают маленькие и коварные итальянские комары. Милан - это первый город после родного Петербурга, где нам встретились комары в таких количествах! Правда, ведут они себя несколько иначе - не жужжат над ухом и не присасываются намертво к телу, а быстро-быстро кусают и испаряются.
Последние "спасибо" друг другу ("Фабио, спасибо за гостеприимство!" "Да что вы, я ничего не делал, это вам спасибо за то, что приехали" и так далее), снимки на память, уговоры, где и когда встречаемся в следующий раз (мы обещаем свозить в Кронштадт, Фабио - в Рим), все - сели-поехали.
Интересно, а нельзя ли заплатить два Евро и ехать в багажном отделении - это ведь какая экономия?...
Четверг. Ночь в автобусе... и снова Берлин!
В автобусе неожиданно слышим русскую речь. Оказывается, наш сопровождающий - выходец из России ("Guten Abend! Ich heisse Sergei" - представляется он автобусным путешественникам, а мы с Митей начинаем как придурки хихикать - в Берлине на каждом углу нам попадался бесплатный журнал SERGEI - я даже в нем нашла статью про Флоренцию, долго и усиленно ее читала, находила полезную информацию - где лучше жить, да где приятнее вечером посидеть... В конце увидела подпись "рекомендации с сайта www.gay.de", и вот тут и заподозрила, что журнал-то непростой).
Сергей же, похоже, тоже считает нас за беспомощных придурков - поэтому все, что он говорит по-немецки, лично нам потом назидательно повторяет на русском. Хотя, конечно, спасибо ему за это - вдруг мы ничего не понимаем, в самом деле?
Утром останавливаемся у немецкого Гастхауза - чтобы все могли умыться, выпить кофе, позавтракать. Романтичные немцы поставили перед ним скульптуру - более смешного и дурацкого оленя с огромными рогами и толстой попой я, кажется, не встречала. Но какие у него выпученные лиричные глаза!
Еще несколько часов - и мы снова на Цоо.
Очередной отель - и опять чудесный! В любимом нами Крейцберге. Похоже, что мы попали в какую-то очень удачную ценовую категорию - все отели в этот раз как сговорились на цене в 70 Евро, и все нам нравятся невероятно! Не можем решить, если поедем еще в Берлин, где будем жить - в первом или же в этом. Здесь, кроме того, что отель в старинном берлинском доме, со скрипучей деревянной лестницей, с рельефом на потолке, и с балкончиком, выходящим во двор, - был еще и чудесный портье. С манерой поведения в стиле Тима Рота в "Четырех комнатах". Заведя нас в номер и показав, как что открывается-закрывается, одарил нас такой улыбкой - "Have a nice day! Бай-ба-аай!"
Выходим на улицу. Нормальных людей как сдуло (в смысле, прилично одетых) - ура, опять вокруг ни одного человека без пирсинга и татуировок! Три часа дня, а все открыто - ешь, не хочу!
Гуляем, пытаемся найти Мите футболку с надписью DDR (видели в буклете), снова нас пробует поливать дождь. Любуемся на медведей по всему городу (я говорила, что везде выставлены медведи (символ Берлина) из папье-маше в натуральный размер, которых за определенную плату можно было раскрасить? Главное их скопление мы обнаружили у Бранденбургских ворот, где они образуют круг, держась за руки (за лапы?)
Решаем провести вечер за пивом - не можем выбрать, куда зайти из уже облюбованных мест - на одной только улице у нас таких четыре! Все-таки пойдем в последнее, на рваный диванчик. По пути на противоположной стороне улицы видим стену дома, всю увешанную круглыми блестящими штучками, которые колышет ветер - и все шуршит и переливается. Переходим посмотреть поближе - оказывается, это вход в магазин. Как и в Калифорнии, опять в последний день мы попадаем в самый дурацкий магазин на свете, в котором нам нужно ну решительно все! Летающая под потолком свинья - это же просто необходимый элемент интерьера! А жужжащие катающиеся по полу цветные мышки? А туалетная бумага в целующих губках? Не говоря уже о макаронах весьма фривольных (эх, могла бы сейчас дома готовить Penis al Pesto - но мы их не купили). И такие же мятные леденцы. Но у нас денег столько уже просто нет! Ладно, быстро хватаем коврик (точнее, коврище) для мыши с плавающими рыбками, пухлые резиновые сердечки для снятия напряжения... Ну ладно, еще бумагу с губками тоже возьмем... А вот еще... Но тут Митя меня силой вытаскивает из магазина. В следующий раз.
Сидим на диване (народу в баре - просто битком! И все общаются, и как-то все очень мило и не напряженно. У нас часто или напиваются, или томно эдак по-модному молчат...), пьем кто что. Я пробую красный Berliner Weisser - нет, пожалуй, в виде Тархуна он лучше.
Все, спать. Автобус вещь хорошая, но выспаться в нем совершенно невозможно.
Пятница. Улетаем. Хорошо хоть не с утра.
Потому что у нас рейс только в пять часов. Хотя все остальные дни Пулково летает из Берлина в семь утра. А так у нас есть время что-то еще сделать.
Я давно хочу сходить на купол Рейхстага и в Зоопарк, но опять это откладывается на другой раз. К Рейстагу всегда очередь, а на Зоопарк нужно много времени.
Едем к Olympia Stadion - стадиону, построенному к Олимпийским играм 1936 года, на котором, соответственно, Лени Рифеншталь и снимала свою знаменитую "Олимпию". Сейчас весь стадион закрыт на реконструкцию, оказывается. Готовят что-нибудь невероятное и современное к ЧМ по футболу. Но, во-первых, сам район приятный - прогулялись вокруг стадиона в зелени (Кстати, я всегда понимала, что Берлин - город зеленый, но только в этот раз я обратила внимание, что улиц без деревьев или кустов просто нам не попалось!). Добрели до башни - а вот на нее можно подняться. На верху башни - колокол (не знаю, как он во время игр использовался? Надо бы где-то почитать), открывается вид на весь стадион, да и на весь Берлин. Как обычно, есть таблички с силуэтом города, показывающие, где и что вы видите. Или не видите, если вы пришли, как я, без очков, и вокруг к тому же туман.
Наверное, на эту башню Рифеншталь устанавливала движущуюся камеру, с помощью которой снимала постепенно открывающуюся панораму стадиона.
Доезжаем до Александрплатц, кидаем монетки (даже Митя не устоял). Последняя поездка на супер-поезде в метро - такие поезда уже были в прошлый раз два года назад, но сейчас их гораздо больше - без вагонов. Если едешь в конце, впечатление просто потрясающее - впереди извивается эдакий желтый червяк, и можно видеть где-то вдали кабину водителя! А теперь еще и во всех поездах новый вид рекламных носителей - маленькие телеэкраны через каждые три метра на потолке. Дополнительный дизайнерский штрих. Митя тут же сказал, что хочет заниматься именно такой рекламой - там во многом похоже на флэшовую эстетику, то есть нам для изготовления доступно. Вот только у нас таких экранов нет в метро. Ой, а если бы были, и их бы все ночами отламывали?! Вот ужас-то!
Кажется, наш отпуск закончен. Ждем следующего?
21/06/2006 22:51
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.