Уикэнд в Лондоне (трипрепорт)



    Я внезапно проснулся от того, что стих гул мотора. Наступила тишина, нарушаемая только шорохом дождевых капель по крыше автобуса. "Где мы? Почему стоим?". "Это Кале" - ответил сосед - "Ждем пограничников".

    Последние, впрочем, не замедили явиться. Быстрый проход вдоль автобуса, быстрый просмотр документов, и вот уже наш шофер заруливает в огромное чрево мультипалубного парома Кале-Дувр. Как только автобус встал на предназначенное для него место в трюме, всех пассажиров выгнали на тусовочные верхние палубы, сказав, что у нас в запасе есть примерно час-полтора.

    Паром был наполнен странной смесью из белых толстых и рыхлых как клецки английских школьниц и рослых дебелых солдат-наемников, наводнивших бары. Между ними одиноко смотрелись немногочисленые островки мирных, обычных пассажиров, вроде нас. Осмотр барных ценников привел меня к интересному выводу: это не Рио-де-Жанейро. То есть, это вам не Шенген. Это гораздо хуже. Цифры были примерно те же, что и в остальной, евриковой Европе, но рядом с цифирью стоял не привычный уже значок евро, а совершенно непристойная загогулина фунта, означаюшая, что все надо умножать примерно на 1,6. Перекусывать как-то расхотелось. Тогда я снял ботинки и улегся на диванчик, с трудом найдя свободное от лежавших то тут, то там спящих тел. Но поспать мне не дали. Как только я адаптировался к громким разговорам сидевиших повсюду бравых вояк и объявам по радио, о том, что в корабельном Дьюти-Фри производится распродажа всякой всячины, как меня растолкал мой спутник и предложил подняться на палубу, чтобы посмотреть на огни приближающесгося Дувра.

    На палубе было холодно и ветренно. Продолжал сеять мелкий, приставший к нам еще на подъезде к Кале, дождик. Сделав пару снимков с фирменным спасательным кругом, мы поползли вниз, досыпать.

    Когда автобус выехал, наконец, из дырки в брюхе парома, первое, что бросилось мне в глаза - это снег. Горы были местами покрыты снегом, и я уже решил ничему не удивляться, даже тому, если навстречу выдут белые медведи в ушанках и валенках. Но, присмотревшись к скале внимательно, я понял, что это был вовсе не снег. Скала была из чистейшего белого мела, покрытого проплешинами мха и вереска. Чуть издали, в сумерках, создавалась полнейшая картина темных гор, как бы присыпанных кое-где снегом, а не белых скал, поросших клочьями мха.

    Далее была процедура проверки пограничниками нашей вшивости. Точнее, нашей благонадежности как гостей английской земли. У меня не стали спрашивать о количестве наличной ввозимой валюты в карманах. Зато поинтересовались о месте будущего жительства. И когда я сказал, что я еще пока не знаю, где буду жить, брони гостиницы у меня нет, местный мент был порядком удивлен, но в страну пустил.

    Штамп в паспорт (означающий как бы личную любовь пограничника ко мне), быстрее обратно в автобус, теплое кресло и: спать, спать дальше.

    Мое следующие просновение было уже в Лондоне. И первое, что я увидел из значительных лондонских архитектурных объектов (с моста Челси), это знаменитую четырехтрубную теплоэлектоцентраль, ставшую всемирно известной после помещения ее фотографии на обложку пластинки Animals группы Pink Floyd. Еще 5 минут, и мы прибыли на Автовокзал Виктория. Я подхватил свой рюкзачок, и вступление на землю Шекспира и Роджера Уотерса состоялось.

    Несмотря на 6-часовое утро, многие вокзальние службы и ларьки уже работали. Не мудрствуя лукаво, мы забронировали гостиницу прямо у вокзального бронировочного окошка. Пообещали, что наше будушее жилье находится в 100 метрах от Британского Музея, что есть очень удобно. Делать было пока нечего, и мы пошли неторопясь по почти пустынному городу по Buckingham Place Road в сторону Королевского Дворца, параллельно реке. Естественно, первое что нам попалось на этом пути и был сам Букингемский дворец. Там иногда обитают настояшие королевы. Подивились, пошли дальше. Я сейчас уже не буду перечислять все те улочки и закоулочки, по которым мы шли тем утром, но в итоге, пройдя противолодочным зигзагом весь старый Лондон, дошагали до Tower of London. Желтых, а также других подводных лодок в кильватере обнаружено не было - маневр сработал! Про Тауэр, записанный на пленку голос скажет позже, когда мы уже сядем в экскурсионный автобус, следующее: "Кто владеет крепостью Тауэр - контролирует Темзу. Кто держит под контролем реку - тот хозяин Лондона. Кто владеет Лондоном - владеет всей Англией. А хозяин Англии контролирует большую часть мира. Так, во всяком случае, было последние два тысячелетия".

    Экскурсия в Тауэр стоила 11 фунтов. Или паундов. Или, если вспомнить Египет - баунтей. Очередь в 9:30 утра была еще минимальная, и мы быстро оказались за входными воротами крепости. За воротами нас (и других экскурсантов тоже) ждали легендарные бифиторы - существующая уже много веков гвардия Тауэра. Просьба не путать с известной маркой джина.

    Тут я в первый раз пожалел о своем недостаточном (а лучше сказать, примитивном) знании английского. Судя по ответным репликам народа и экспрессии говорящего, лекция была ужасно интересной. Мне же удавалось уловить только отдельные слова или куски фраз. Говорил он очень быстро, не подбирая слова и не заменяя их на более простые (как я привык в остальной Европе). После бифиторской экскурсии мы обошли все доступные на территории крепости музеи и пофотографировали воронов - еще одних символов старого Лондона. Особое впечатление на меня произвела королевская сокровищница. Я, конечно, читал когда-то про легендарные бриллианты Куллинан и Кохинур. Но то, что я когда-нибудь увижу их, подлинных, вделанных в настоящие короны настоящих королей: Неисповедимы пути людские.

    Устав после похода по городу и Тауэру мы решили культурно отдохнуть, сомещая приятный отдых с полезным познанием. Big BUS - так называется одна из двух крупнейших автобусно-прогулочных фирм, обеспечивающих русскоязычную экскурсию по городу. Сели на второй этаж, поехали. Погода, несмотря на подозрительный ночной дождик над Ла Маншем была отличная: солнечно, но не жарко. Нам просто сказочно повезло. Автобус стоит 16 баунтей в сутки. То есть, билет позволяет ездить на автобусе в течении 24 часов, пересаживаясь на любой из трех кольцевых маршрутов, выходя и входя на любой остановке, как вздумается, в течении дня. Кроме того, у этого билета было еще много всяких полезных функций, правда, с некоторыми из которых мы разобрались поздновато.

    Доехали до Бейкер-Стрит. Вылезли, и решили сходить в Музей восковых фигур Мадам Тюссо. Но обломались при виде огромной очереди. Решили подъехать в воскресение с утра пораньше. Вернулись на Бейкер Стрит, чтобы найти знаменитый дом Шерлока Холмса 221b. Нашли. Сфоткались. Но в музей не пошли. Вход стоил 6 местных тугриков - безумно дорого за непонятно что. И вообще, уровень цен в столице Великобритании превзошел все мои самые мрачные предчувствия. А я то наивно накануне поездки думал уложиться в 100 евров за 2 дня с гостиницей! Потрачено же было за выходные по 80 фунтов и 50 евриков на каждого. И это если учесть, что мы не покупали никаких сувениров и для экономии времени ели в течении дня в закусочных и на ходу. Решив про себя, что Лондон - город просто супер, и что надо накопить денег, чтобы приехать сюда еще раз и более конкретно и основательно, пришли к согласию, что этот уикэнд - чиста обзорный, и экономить надо на всем!

    После неудачного заезда в район Бейкер-стрит решили немного передохнуть, и опять проехали на автобусе до Пикадилли-Сёркус. Слезли с автобуса и потопали в сторону Британского музея, не забыв по дороге схавать по куску курицы с бутербродом. Но в музей мы сперва не пошли, а пошли в заказанную утром гостиницу, чтобы проверить, что там к чему и сбросить лишние вещи из рюкзаков. Еще раз напомню, что более дорогих цен на гостиницы я не встречал даже в Ницце, на Лазурном берегу в разгар сезона. За жалкую двухкроватную лачугу с рукомойником с нас содрали 50 паундов на двоих. И что интересно: когда мы пришли туда около 15-16 часов, свободных мест там уже не было, о чем извещала табличка на входе. Вовремя подшустрились. Возможно, в городе есть и более дешевые, и более удобные места для ночлега. Но, повторяю: город просто огромен. Тянется бесконечно, если ехать на автобусе от центра. Искать, где еще на окраине есть гостиницы и почем, а потом неизвестно как до них поздно вечером добираться: Нет уж, увольте!

    Британский музей находился через квартал, был бесплатным и мы решили зарулить туда: на халяву и уксус сладкий! Ничего особенного. Предметы европейской и прочих культур. Много археологически выкопанных экземпляров. На любителя. К тому же, медленный марш по помещениям музея после почти бессонной ночи и нескольких десятков километров по городу сделали свое изнурительное дело: была почувствована жестокая усталость. Пришлось даже подприсесть в одном из залов и повтыкать носом. Чуток полегчало.

    Тут мы вспомнили, что наш 16-фунтовый проездной позволяет осуществить прогулку по Темзе на кораблике. Место отплытия находилось недалеко от Tower of London/Tower Bridge. Долго идти уже было невмоготу, и мы сели опять на открытоверхий автобус, и продолжили наслаждение от неспешной из-за большого траффика, езды по городу, созерцания окрестностей а главное, от чувства покоя в натруженных ногах.

    Подъехали на пристань мы как раз к отплытию. Пароход, особенно верхняя, открытая палуба был набит битком праздным (впрочем, таким же как и мы) народом. Темза в районе Лондона достаточно широка, шире, например, Москвы реки в полтора-два раза. Ужасно грязная. Местами из под набережной виден илистый грязный берег, усеянный мусором. Кстати, о мусоре. Город сильно замусорен. На всех улицах просят милостыню огромное количество нищих бомжей, тут же лежат их грязные одеяла, в которых те, кто еще не просит денег, просто спит. Это, конечно, не придает прелести общему виду города, однако создает некий прикольный контраст со всей той богемно-богатой жизнью, которую ведет одна из величайших столиц мира.

    Теплоходная экскурсия закончилась около здания Парламента. Мы сошли на берег и прошли мимо него, а также мимо Вестминстерского аббатства, где днем стояли огромные толпы людей, жаждущих проникнуть внутрь. Тут мы вспомнили, что нам был настоятельно рекомендован бесплатный просмотр заката солнца с моста Ватерлоо. Чем мы и не преминули воспользоваться. Однако, ничего такого особенного мы не заметили, потому что солнце садилось за верхушки домов, и настоящего, красного заката не получилось.

    Следующим пунктом программы было посещение Сохо - центра ночной жизни города. И пошли мы на северо-запад, через Ковент-Гартен, где уже вовсю играли уличные музыканты, затем через Чайнатаун, забитый (относительно) дешевыми китайскими ресторанчиками. Время было 10, для ночной жизни еще рановато. Но мы уже совершенно умирали после тяжелго экскурсионно-трудового дня. Поэтому попытались просто найти средне-приличный и умеренно-ценный ресторанчик обязательно английского (великобританского) типа. Это оказалось нелегко: как нас и предупреждали, все более-менее приличные места уже были битком забиты. После нарезания кругов, из последних сил был найден компромиссный вариант и вожделеный нормальный ужин был, наконец, съеден. После чего на нас навалилось сильнейшее расслабление, граничащее с последней стадией утомления и мы, не сговариваясь, выползли из-за стола и попытались переместить наши наполовину мертвые тела в сторону отеля. Переместили. Упали. Умерли. Время: 23:30 по-местному.

    Встали в 8 без труда. Накануне решили, что отдыхать будем на том свете, или хотя бы дома. Позавтракали и пошли пешком к Мадам Тюссо. Утро было замечательное, как и, повторюсь, вся погода во время нашего пребывания в столице Альбиона. Наш многострадальный 16-фунтовый автобусный тикет, позволял, кроме всего прочего, внеочередной проход к "сокровищам" Мадам Тюссо и в некоторые другие места. То есть, любой билетер этой автобусной сети мог бы нам продать билеты во все эти места без накидки и немедленно. Но только, к сожалению, не рядом с упомянутыми в проспекте культурно-массовыми точками. То есть, на автобусной остановке "Мадам Тюссо" купить билет в Мадам Тюссо было нельзя. А во всех остальных местах, якобы, можно. Но мы так и не проверили это чудодейственное свойство невзрачных бумажонок. Решили, что утром в воскресение народу будет мало. И чуть не обломались, так как, придя неторопясь на место, обнаружили, что очередь уже вовсю стояла. Отстояли всего полчаса. Это цветочки, по сравнению с тем, какого размера очереди там бывают днем.

    Итак, самый знаменитый музей восковых фигур из всех музеев восковых фигур мира. Я сам был в подобном заведении только один раз, в Москве, довольно давно. Так что сравнивать мне было, считай, не с чем. И мне понравилось. В первом зале стояли все текущие знаменитости, многие из которых были незнакомы неанглийским и даже европейским резидентам. Ко всем экспонатам можно было подойти и потрогать, а главное, сфотографироваться обнявшись. Как это не было пошло и банально, мы с другом поддались всеобщему безумию, и начали беспрерывно щелкать затворами обоих камер. Равнодушных в зале не было. Мало того, мы ухитрились попасть на дешевую (по лондонским меркам) экскурсию в святая святых: мастерскую по изготовлению этих самых восковых копий на последнем этаже. Тут я во второй раз горько пожалел, что плохо слушал учителей и не учился английскому языку дополнительно и самостоятельно долгими зимними вечерами. Мне, как человеку технического склада, было очень интересно поглядеть на саму эту кухню, на процесс изготовления так удивительно похожих на живых людей кукол. За доступность приходилось расплачиваться: многие популярные слепки требовали чуть ли не ежедневной реставрации и подновления: так залапывали их многочисленые фанаты и поклонники. Следующий зал представляли голливудские звезды и их герои. Следуюший зал был заставлен историческими личностями, преимущественно персонажами английской истории, членами современных королевских семей и главами государств. Не обошлось и без ВВП, рядом с которым я злорадно сфоткался. Далее был подвал с ужасами-страстями-убийцами и висельниками, потом на закуску была аллегорическая поездка в кабинке, стилизованной под кэб, через залы с механическими манекенами. Это называлось "дух Лондона". Тоже неплохо. Напоследок мы попали в находящийся в том же зале суперсоверменный цифровой плонетарий. Для интересующихся техникой поясню, что его отличие от агрегатов, стоящий в менее крутых местах заключается в том, что вся лекция заранее смонтирована и сдеална на компьютере, полностью анимирована и проецируется через всего один проектор на весь купол. Примитивно и гениально. Зрелищность от этого не упала, наоборот, неограниченные возможности компьютерной графики позволили воспроизвести любые эффекты, которые мог представить самый изощренный разум режиссера или сценариста. Напоследок хочу заметить, что цена билета за все обошлась в 17 баунтей.

    Следующим пунтктом нашей супернасыщенной программы было посешение Национальной картинной галереи. Поскольку 24 часа с момента покупки волшебного автобусного билетика уже прошли, пришлось топать на Трафальгарскую площадь по Регент Стрит пешком.

    Ну что тут можно сказать? Прекрасно. Просто прекрасно. Даже не ожидал я увидеть столько замечательных полотен великих мастеров. Я не большой фанат живописи, но считаю своим долгом заглянуть во все мало-мальски известные картинные галереи мира. Как-то это место, возможно из-за своей обособленности от Шенгена, прошло мимо моего внимания ибо, эта возможность попась в Лондон на уикэнд оказалась в некотором роде неожиданной и спонтанной.

    Прекрасно спланированный и организованный музей. Вся экспозиция поделена и разбита на группы по принадлежности к тому или иному веку. Из шедевров музея прежде всего хотелось бы отметить, конечно же, "Мадонну в скалах" Леонардо да Винчи. О разнообразии остальных экспонатов надо либо писать отдельную статью, либо скромно умолчать, чтобы не вызвать бурю дискуссий и нареканий от читателей данного опуса. Ввиду крайней усталости (данный креатив пишется вечером в понедельник после напряженного трудового дня) решено было выбрать первый вариант и на этой фразе прервать рассказ про Национальную галерею.

    Ходили мы по ней до самого закрытия, не чувствуя усталости. Нет ничего приятнее, после пяти часов приобщения к прекрасному вылезти на свет божий на Трафальгарскую площадь и остудить разгоряченные хотьбой ноги в тамошнем фонтане.

    После 6 вечера в воскресение в Лондоне открыты только мелкие супермаркеты и рестораны. Хотя в субботу, некоторые магазины, например музыкальный Virgin открыты до полуночи. Делать было решительно больше нечего, и была подана идея: сходить в знаменитый Гайд-Парк.

    Там было море народу. На всех лужайках лежал и сидел на траве всенациональный люд, играл в мяч, пикникничал или просто спал. Повалялись и мы, рассматривая облака в небе. Потом пошли на так называемый ораторский угол - самое известное на весь мир место, где любой желающий может толкать любую речугу или вести любой диспут. Основной контингент находившихся там ораторов - негры или арабы, первые жаловались на свою несчастную негритосовую долю, вторые же, в основном, занимались толкованием и перетолкованием Корана. Скучно. Ожидали большего. Может, не сезон:

    Время отъезда начало поджимать, и мы отправились в последний путь по прекрасному Лондону - к автобусному вокзалу Виктория. По дороге был съеден ужин. Потом была регистрация и посадка в автобус. Последний прощальный взгляд на белеющие в вечернем небе трубы теплоцентрали, потом долгая и нудная езда по южным окраинам. Нормальных автострад, начинающихся недалеко от центра, и быстро выводящих автомобили из города, в Лондоне, кажется, нет. Вскоре, так и не дождавшись, когда город кончится, я задремал.

    Разбудил меня матюгальниковый голос водилы, извещавший, что всем необходимо покинуть автобус, перетусоваться в рекреационной зоне и вернуться обратно через 45 минут. Вылезя из спертого, но теплого нутра я не сразу сообразил, что мы находимся отнюдь не в Дувре. Это был Фолькстоун. Вход в Евротуннель. Чтоже, неплохо: туда - на пароме, обратно - по туннелю. Полный спектр ощушений. Послонялись по залу, почитали проспектики, выпили чаю и какавы. Наконец, дали зеленый свисток, и косяк автобусов, выстроившись в вереницу, поехал на платформу грузиться на подводный поезд.

    Фолькстоуновский евротуннельный вокзал, собственно, очень был похож на человеческий, только увеличенный раза в два. В два раза более широкие перроны, к которым вели индивидуальные пандусы. Съехав по такому пандусу, наш автобус занырнул в здоровенный вагон, проехал еще немгого, после чего тот вагон, где он стоял, перекрыли от остальных, оствив лишь аварийные двери для прохода пассажиров. Вскорее поезд плавно тронулся. Я попытался посмотреть в окно, но ничего, кроме серой стены туннеля я не увидел. Тогда я вернулся обратно в стоящий автобус и сел на свое место.

    "А над нами, километры воды, а над нами, бьют хвостами киты". И под тихое, почти бесшумное покачивание автобуса, замурованного в стальной скорлупе вагона, несущегося подо дном моря, я опять уснул и больше уже не просыпался до самого конца.

    Вопросы и заявки на цифровые фотографии принимаются по мыльному адресу.

    tetraedr
    25/08/2002 12:24


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Великобритании

    31.03.24 Uzbekistan Airways будет летать в 2 лондонских аэропорта
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    23.09.23 Великобритания повышает визовые сборы
    13.09.23 Великобритания закрывает для россиян безвизовый транзит в аэропортах
    01.08.23 B Уэльсе открыли подземную гостиницу на глубине 419 метров
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    29.03.23 Крупные забастовки в Европе нарушают планы туристов
    17.03.23 В аэропортах мира постепенно отменяют запрет на провоз жидкостей в ручной клади
    28.11.22 Великобритания отменяет "морской безвиз" для круизных туристов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует