Не ходите, дети, в Грецию гулять с "Музенидис-тур"...



    Итак, все-таки не надо воспринимать буквально сабж, Греция - страна очень интересная и приятная, и рассказать я хотел бы не обо всем многообразии возможностей отдыха, а того, что предлагает греческий туроператор "Музенидис тур" - о шоп-туре, или, точнее, шуб-туре.

    Итак, немного предыстории.

    Сам я - в недавнем прошлом работник турагентства, поэтому - владею ситуацией в немного большем объеме, нежели среднестатистический соотечественник, жена - до сих пор работает в турбизнесе, посему - мы были свободны от необходимости "процеживания" информации из Инета, книг, от знакомых, просто - решили на ноябрьские съездить в Грецию за шубой жене.

    Процесс выбора закончился достаточно быстро - кто не слышал хотя бы о фантастически дешевых турах за шубами и фантастически дешевых шубах в Греции, продаваемых фирмой "Музенидис"? Хотя наши партнеры-греки говорили о том, что "Музенидис" - контора, работающая не совсем джентльменскими средствами - но - это их дело.

    Пока же - позвольте немного рассказать - что же такое эти шуб-туры.

    Итак, основная привлекательность этих шуб-туров - в их стоимости.

    Стандартное условие - это оплата в Москве или регионе 50 $ на человека, за которые обещают (и, в принципе, предоставляют) как указано на сайте:

    В стоимость тура входит:

    авиаперелет Москва - Салоники - Москва; трансферы, экскурсии по программе, проживание с питанием (доплата за одноместное размещение $15 в сутки); медицинская страховка; виза; услуги русскоговорящего гида; услуги карго (дополнительно). Срок подачи документов не позднее 8 дней до вылета.

    Вроде - дешевле не бывает! Но - уже давно твердили миру, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. И в данном случае - благотворительностью никто не занимается, каждый турист, желающий поехать так дешево - подписывает бумагу, в которой обязуется купить на указанных "Музенидисом" фабриках или меховой ярмарке "Эдика" меховое изделие (к которым, как объясняет по приезду гид, не относятся дубленки, шапки и подобные изделия, то есть - не шубы) на сумму не менее 700 $. Если не захочешь себе что-либо купить - платишь "неустойку" 300 $ уже в Греции, гиду.

    Программа Эдика + море

    ПРОГРАММА ЭДИКА + МОРЕ

    Условия

    1. Оплату по туру шоп+отдых от компании МУЗЕНИДИС ТУР в Северную Грецию принимает на себя центр меха ЭДИКА при условии покупки шубного изделия на сумму не менее 900 (девятисот) долларов США.

    2. В случае невыполнения указанного условия, оплатить в Греции представителю выставочного центра ЭДИКА доплату до фактической стоимости тура в размере 300 (трехсот) долларов США.

    3. Скидка (оптовая цена) при покупке более одного изделия.

    Однако - мало кто знает, что возможен еще один вариант - ты можешь сразу, в России, заплатить сумму 250 $, и поехать без так называемых обязательств. Вот тут уже возникает первая непонятка - за что с людей берут лишние 100 $ в Греции? За то, что их что-то не устроило? Но - это уже на совести туроператора.

    Итак, была выбрана форма оплаты. Кстати, как выяснилось из разговоров с согрупниками: практически никто не знал о наличии как минимум двух вариантов оплаты тура, посему все поехали за 50 $, и многие говорили о том, что они лучше бы ехали без этих пресловутых "обязательств". Честно говоря - странно, что агентства на местах не дают эту информацию, но с другой стороны - я их вполне понимаю: объяснить людям выгоду заплатить сразу в пять раз больше, чем есть возможность - тяжко...

    Мы заплатили так - я поехал "без обязательств", жена - с обязательствами. Надо было, правда, ехать обоим без обязательств, но почему мы так решили - об этом позже.

    Итак, день первый.

    Среда. К 10-00 (а точнее - в 9-40) мы были в аэропорту Домодедово, чтобы в 12-00 рейсом Ист-Лайн улететь в Салоники.

    По поводу аэропорта хочу сказать следующее - это сейчас реальный конкурент Шереметьево-2, причем - с явно увеличивающимся проигрышем Ш-2. Во всяком случае - места больше, что на автостоянке у аэропорта, что внутри аэропорта, персонал - пока не такой, извините, закушавшийся, наглый и высокомерный, как в Ш-2. К сожалению, проскакивают "совковые" проблески, но в целом - очень неплохо. Особенно - цены в киосках (которых, правда, почти нет в зале вылета) и в баре в зоне ожидания (там - нормальные цены, в отличие от цен заведений в закрытой зоне Ш-2).

    Самолет взлетел вовремя, борткоманда - работала на уровне уже подзабытых стандартов Аэрофлота времен сразу постсоветской эпохи, еда - тоже весьма приличная (во всяком случае - вид курицы не вызывал тошноту, как это, к сожалению, бывает в последнее время на пиковых рейсах), напитки - ассортимент - побольше, нежели в Аэрофлоте и тем более - на чартерах.

    "Только прилетели - сразу сели... "

    Итак, через почти три часа полета - Салоники.

    Сперва, как обычно - паспортный контроль. Ну понятно, что для русских напрягаться не будут - на Ил-86 (триста с гаком человек) была одна кабинка, потом, минут через десять - открылась вторая. Народ у нас к битвам привычный, поэтому - оценить масштаб битв за место под солнцем... простите, у окошка пограничника каждый может самостоятельно. В общем, становится сразу понятно отношение местного населения к русским в цивилизованных (и не очень) странах.

    Миновав относительно без потерь этот рубеж - получили багаж, и вышли за пределы закрытой зоны. Гида с табличкой "Музенидис" увидели сразу, он переадресовал нас к стойке около двери аэропорта, где сотрудники фирмы отмечали прибывших.

    Зная о том, что под Салониками (во второй части поездки) может быть расселение в отель как в 2, так в 3 и в 4 звезды - сразу поинтересовались насчет того - в какую гостиницу поселят. Тут хотелось бы заметить, что классификация "по звездам" носит весьма относительный характер в разных странах, поэтому просто сравнение отелей в разных частях света по количеству звезд не особо корректно. В Северной Греции вообще нет официальной классификации по звездам, вместо нее введена буквенная классификация.

    Не особо удивившись, узнали о том, что будем поселены в две звезды, и поинтересовались принципом расселения. Естественно, что этот вопрос принимающей стороне был не особо приятен, и сперва нам посоветовали жить там, куда поселят, и не создавать очереди. Сперва мы попросили девушек-гидов вести себя повежливее, результатом чего стал совет пройти как можно быстрее в автобус. Но, как это обычно и бывает в конфликтных ситуациях, после того как были сказаны волшебные слова: "Ребят, а вас не учили вести себя с клиентами вежливо? А то мы, вообще-то, сотрудники московской турфирмы N, и нам хочется отдохнуть, а не разбираться в Москве с вашим начальством в центральном офисе", появилась отменная вежливость и было сказано, что тему расселения мы обсудим чуть позже.

    Итак, вот то, что обещано в рассылке фирмы Музенидис":

    1-й день "Прилет, встреча в аэропорту. По дороге из аэропорта обзорная экскурсия без остановок по г. Салоники".

    В общем - да, пункт можно считать выполненным. Гид (не профессиональный экскурсовод, а сопровождающий) достаточно неплохо рассказал об истории города Салоники, края, немного - истории всей Греции.

    "Трансфер в г. Касторья на комфортабельном автобусе (кондиционер, TV, холодильник с напитками)".

    Насчет этого - ну, в принципе - практически любой зарубежный автобус весьма комфортабелен по сравнению с чадящим Икарусом и, тем более, ЛАЗом. Но вот насчет телевизора - в нашем автобусе он отсутствовал, в другом - был, но исключительно для декора. Вообще - поездив достаточно немало, я вспоминаю только один раз, когда при переезде телевизор работал, и было это в Юго-Восточной Азии.

    Насчет кондиционера - при температуре за бортом порядка 15 градусов выше нуля кондиционер не был особо необходим, вентиляция же работала в прерывистом режиме, включаясь после криков сзади. Роль холодильника выполнил гид, разнесший каждому по пакетику даже не сока, а апельсинового нектара (это в Греции-то!)

    "По дороге посещение храма Панаия Сумела (если позволяет время и погода), место поклонения греков всего мира".

    Храм мы посетили, храм новострой, достаточно симпатичный, икона же - 13-го, если память не изменяет, века. Место достаточно приятное, минут двадцать прошло достаточно быстро, и вот тут выяснилось, что следующего пункта - остановки на перекус не будет. Правда, гид обещал, что часа через полтора мы будем на месте, так что эту новость восприняли спокойно.

    "Затем остановка в местечке Кастанья, в горной таверне на чашечку кофе (2-3$) или обед ( за свой счёт ). Во время поездки русскоговорящий гид знакомит туристов с историей и достопримечательностями древней и современной Греции. Размещение в отелях г. Касторья - Dedis, Angeli, Petra (кат. В). Расселение туристов в 2-х, 3-х местных номерах".

    Насчет "размещения в отелях города Касторья" - ну как сказать, наверное, размещение в каком-нибудь мотеле в 10 километрах от города можно считать "в городе", но если честно - все-таки хотелось погулять вечером по городу, тем более что в этот день ужин был не предусмотрен в стоимости, и с радостью предпочли бы посидеть в каком-нибудь ресторанчике на берегу местного озера. В принципе, такси стоило недорого - порядка 7-8 долларов в один конец, но - устали.

    В результате поужинали в ресторане отеля - неплохо, но - в общем, в достаточной мере общепит. Ну ладно, первый день все-таки... :-)

    День второй.

    "2-й-день Завтрак (шведский стол)".

    Завтрак - типичный европейский уплотненный. Вареные яйца, колбаса, сыр, масло, несколько видов джемов, кофе, чай.

    "После завтрака посещение выставочного центра меховых изделий EDIKA, представляющего более 180 фабрик Касторьи и Сиатисты. Во время посещения организуется обед (бесплатно)."

    Позавтракав, грузимся в автобус. Время - 9-30, хотя, лично по моему мнению - можно было бы выехать и раньше. Но, видимо, основная часть торгующих в меховом центре открывается около 10, поэтому, видимо, и выбрано время отъезда. По пути, который занял примерно полчаса, гид рассказывал нам об истории возникновения шубного бизнеса в Кастории. Произошло это еще во времена оны, когда на озере было много бобров. Местные жители делали из них теплые вещи, которые пользовались неплохим спросом в окрестностях, поскольку в окрестностях Кастории зимой температура бывает, по словам местных жителей, до -10 - -15 градусов. Бизнес шел удачно, посему местные бобры были успешно пущены на шубы, а поскольку в это время уже львиная часть населения Кастории была завязана на шубах - пошли закупки иностранного меха, сейчас закупки идут, в основном, на канадских и голландских аукционах.

    Шубы шьются там тремя способами - первый - это из кусочков. Второй - пластины меха, третий - при помощи компьютера подбирается по цвету конфигурация разреза пластины меха в форме елочки, в результате из одной шкурки делают полосу длиной в высоту шубы. Отличительный признак - чередующиеся полосы светлого и темного меха.

    Потом был вводный инструктаж по тому - как правильно проверить качество шуб, потом - рассказ про то, откуда взялся центр меха "EDIKA".

    История была преподнесена душещипательнейшая - жили-были касторийские шубники, и продавали они шубы с переменным успехом в Европу и Америку. В период активизации "зеленых", когда в Европе по выходу в свет в натуральных мехах очень реально было вернуться с этими мехами, покрашенными нитрокраской из баллончика "защитниками животных", продажи начали ощутимо падать. В это время очень удачно начали появляться в Греции наши соотечественники, которые, в скором времени, стали настолько серьезным партнером греков, что в 1995 году был построен центр мехов, в котором представлено действительно очень много секций. И шло бы это так идиллически, но - в 1998 году помните, какие события были, народ в шоке бросился спасать деньги - в общем, шубы были в тот момент не самым важным.

    А греки радовались предстоящему сезону, были взяты кредиты у правительства, закуплены шкуры, нашиты шубы - а тут такое... В общем, кредиты отдавать надо, но пускать производителей по миру правительство не захотело, дало кредиты, и вместе с меховым центром благородные турдеятели из Музенидиса придумали такой рекламный ход, чтобы и нашим (грекам) и вашим (желающим шуб). Вот такая интригующая история.

    На самом деле, как кажется лично мне - вся эта программа затеяна только с одной целью - чтобы не перегонять деньги либо по банку, либо курьером, сделан был ход, чтобы турист вез деньги налом сам. Перевалить процесс перевода денег на агентства тоже нельзя - они же на счет в банке приходить будут! А тут - 80 процентов суммы идут налом, причем - черным налом.

    В подтверждение версии о черном нале гид достаточно долго рассказывал о том, что уход от налогов - чуть ли не национальный вид спорта греков (ха, нашли кому об этом рассказывать!), поэтому - при оформлении покупки шубы в центре - процедура длинная. Но - о ней немного позже.

    Подъезжаем к центру, который из себя представляет 4 двухэтажных (впоследствии выяснилось - есть еще подвальный этаж), вполне в духе греческих домов, правда - минимальное количество окон. Но это как раз объяснимо, все-таки в основном шуба стоит за 1000 долларов, а шуб там этих - действительно много. Правда, сперва показалось, что не очень многообразно, но - после третьего круга по этажу это впечатление прошло :-)

    Немного о самом центре.

    Здание довольно специфичное, и что больше всего бросается в глаза - так это как в том анекдоте, "бедненько, но чистенько". При том что с группы остается денег тысяч на 150 - 180 нерублей как минимум, и при этом абсолютно явно, что вкладываться в здание не намерены. Сами торговые залы - чистые, простенькие, но - нормально. Мешает, правда, то, что окон практически нет, а освещение - голубым светом от ламп дневного света. Туалеты - явно не ремонтировались с момента открытия, и хотя с нашими "стандартными" общественными туалетами, естественно, сравнивать не стоит, но - характерно.

    То же самое касается и бара (цены в нем, правда, вполне лояльные), и столовой - вот столовая - это в чистом виде общепит.

    Но - про столовую позже.

    Если в той же "Снежной Королеве" вроде бы всего навалом, но реально - выбрать нечего, то здесь - наоборот, вроде висит и не так уж много, но выбор большой.

    Когда ехали в этот центр, сперва думали, что он - действительно международный, то есть туда возят не только русских, но - это оказалось не так. Все там "заточено" под Россию, в каждом отделе или хозяин, или сотрудник говорит по-русски, причем не то чтобы просто говорит, а это наши люди. Соответственно, степень профессионализма именно как у продавцов у них весьма разная - вплоть до того, что в одном отделе была натуральная бабуля из среднерусского городочка, которой либо правнуков нянчить, либо с товарками на завалинке сидеть...

    В общем, процесс покупки выглядит так - те, кто уже явно здесь не первый раз, либо идут в какие-то конкретные точки, либо сразу едут на нужные им фабрики (входящие в конгломерат по оплате тура), для чего греки даже дают персональную машину! (И все за 50 долларов!)

    Те, кто ищет шубы для себя - ходят кругами, заходя в каждую секцию и меряя, сравнивая, думая...

    Интересен процесс узнавания цены. Есть две цены на на каждую вещь - так называемая первая и вторая. Первая - это цена для тех, кто еще ничего не купил, и, соответственно, не оплатил еще остаток от стоимости своего тура. Вторая - это цена "со скидкой", то есть - нормальная продажная цена. И вот тут легко выясняется коэффициент жадности продавцов. Продавцы совершенно спокойно называют одновременно и первую, и вторую цены одновременно, а исходя из стоимости тура в Москве "без обязательств" 250 долларов стоимостью тура "с обязательствами" 50 долларов достаточно легко :-) вычисляется дельта, которую необходимо погасить покупкой шубы - 200 долларов. Но - встречались продавцы, которые разницу между первой и второй ценой давали до 600 долларов! 300 - это вообще нормально, значит - на эти лишние 100 точно опустить цену можно. Еще один интересный момент - по первой цене торгуются очень неохотно, по второй - гораздо охотнее.

    Итак, ходишь - и сравниваешь, думаешь, мозгуешь... Подходит время обеда, спускаешься вниз, на входящий в тур обед - практически наш родной общепит. Нет, есть три-четыре салатика на выбор, 3 горячих, напитки (включая пиво) тоже включены, но качество пищи - ... Хваленого качества греческой кухни нет и в помине, котлета типа "Гордон-блю" явно родом из морозильника в супермаркете, остальное - не намного лучше. А запах... Видимо, на вентиляции на кухне решили слегка сэкономить.

    Ладно, не есть все-таки приехали, до четырех ходим в ...цатый раз по меховому центру, затем - вторая часть программы.

    "После обеда посещение фабрик: PKZ, KRANIAZ, AVANTI, IMAGE, DEDIS, VITANIOTIS, ASTROPEL, MIHAILIDIS, APHRODITI, SALOGIANNIS."

    Итак, увидев, что в центре меха не все так дешево, как казалось из Москвы - погрузились в автобус - и поехали по фабрикам, которые тоже находились за городом. По словам бывалых - на фабриках цены должны были быть заметно ниже, чем в центре.

    Выбор на фабриках был беднее, чем в центре, что, в общем, было ожидаемо, а вот цены - выше, и намного, причем - на всех фабриках. Возможно, что это было сделано специально - с тем, чтобы как можно больше было куплено в центре. Косвенно эту мысль подтвердило то, что на единственной фабрике, не представленной в центре (PKZ) цены были тоже завышены, но все-таки что-то люди там купили. В остальных местах - вообще без какой-либо надежды.

    В большинстве мест единственным развлечением (и в меховом центре тоже) было поглощение спиртных напитков, предлагаемых, впрочем, потенциальным покупателям достаточно скупо. Тех же, кто что-то купил, угощали гораздо радушнее.

    Так проездили часа четыре, и поехали в отель. Тут, наконец, начал доходить глубинный смысл поселения достаточно далеко от города - тонко и ненавязчиво нам обрубали концы для возможности походить по неконтролируемым магазинам и потратить деньги мимо центра мехов.

    В схему "невыпускания" ложился и "греческий вечер".

    "В 21:00 Греческий вечер: живая музыка, вино, танцы, разнообразие блюд."

    Единственное, что было очень радостно - так это то, что проводился этот вечер в зале около нашего отеля.

    После "кипрских вечеров" я ждал чего-либо подобного - еды, построенной по принципу "много блюд по чуть-чуть", когда каждые несколько минут к столу подходит официант и предлагает взять чуть-чуть нового блюда, и опять, и опять... На пятой - шестой перемене блюд народ обычно ломался, и дальше уже шло вино в основном, и что покрепче.

    Параллельно шла фольклорная программа, песни, танцы, какие-то номера.

    В нашем случае было проще - на столе стояли салаты, вино (вино постоянно подносили), принесли горячее, фольклор был в виде двух греков, исполнявших порядка часа греческие песни, затем на первый план вышли представители "Музенидис", которые сперва устроили нечто вроде викторины, затем - выбор "мисс группы", затем - начались танцы.

    "3-й день Завтрак (шведский стол). Посещение центра EDIKA и меховых фабрик."

    Итак, после завтрака, собрав вещи - поехали опять в центр меха. Точнее, сперва минут пятнадцать подождали одну мадемуазель, которая решила, что с непомытой головой она просто не имеет права садиться в автобус, в результате - 40 с лишком человек ждали ее минут двадцать, причем гид, которого попросили поторопить ее или поехать без нее - сказал только, что она не подходит к телефону. Ну ладно, принцип понятен - еще не все закрыли обязательства по туру, да и зачем ссориться с одной из крупных покупательниц?

    В центре меха - процедура стандартная, но - правильно вчера нам говорил гид - первый день старайтесь только смотреть, купите во второй. Если все-таки взгляд за что-то зацепился напрочь - покупайте, конечно, но - думайте.

    В результате жена определилась из трех отмеченных ею моделей, и процесс купли - продажи завершился передачей денег продавцу, пятиминутным ожиданием чего-то типа чека, в котором стояла сумма гораздо ниже реально уплаченной, и спуском вниз. Если вы думаете, что мы сразу вышли из центра и положили покупки в автобус - вы ошибаетесь. С покупкой надо подойти к гиду (тем, кто делал не первую покупку - тоже обязательно, не говоря про тех, кто сделал первую покупку), отдать чек, отдать покупку - и можно гулять до практически отхода автобуса. Такую задержку гид объяснял тем, что нужно все оформить, снять "тревожные пуговицы" (вообще в любом магазине эта штука снимается прикладыванием ее продавцом к съемнику на несколько секунд). У меня же сложилось впечатление, что проблема была в другом - видимо, шла проверка первости / непервости покупок, соответственно - получение денег в оплату тура с продавцов, возможно - еще что-то.

    В районе часа дня должна была быть экскурсия по окрестностям, на которую мы собрались, поскольку свои "обязательства" мы уже выполнили. Перед отъездом я подошел к гиду и спросил - что у нас с обедом. Он ответил, что можно поесть будет около одной церкви, на смотровой площадке, где у нас будет стоянка порядка часа, либо - пообедать в "ресторане" мехового центра, вместо экскурсии. Естественно, решили поехать на экскурсию.

    Сама экскурсия была опять же вариантом осмотра города из окон автобуса, а на остановке гид решил отыграться за наш утренний демарш по поводу опоздавшей девицы, видимо - минут за 10 до назначенного времени отъезда подошел, и вежливо, но с ехидцей заметил, что скоро автобус отходит, и если мы опоздаем - нам придется добираться до центра меха на такси. Но, надо отдать ему должное, после того, как ему были показаны часы и замечено, что у нас есть еще восемь минут - гид пожелал нам приятного аппетита и больше этот вопрос не поднимал.

    Вернувшись в центр меха, мы еще в итоге часа два ждали, пока оформят общий инвойс, пока еще кто-то докупал шубы, в общем, часа в четыре вместо обещанных двух - двинулись. При этом гид, в течение этих двух часов ожидания обещавший каждому спрашивающему отъехать через 10-15 минут - сказал с облегчением, что сегодня уложились еще быстро.

    "После обеда - отъезд из Касторьи. Остановка в Кастанье на обед в таверне (за свой счет). После отъезд на п-ов Халкидики в город Неа Калликратия, размещение в отеле 3*. Ужин в ресторане гостиницы "Mykonos paradise"."

    Итак, покинули мы Касторию, и ехали 4 часа чистой езды до деревеньки под Салониками. В пути была одна остановка на перекусить, и вот в начале девятого мы приехали в местечко, отстоящее от Салоников на 40 километров (в московском офисе Музенидиса сказали, что расстояние будет 25 километров).

    Вспоминая наш разговор с гидом в аэропорту по поводу расселения - нас единственных поселили в отель категории 4* (реально - где-то 3*+). Остальную часть группы поселили в отель 2*+.

    Отель очень приятный, стоит в метра 50 от пляжа, так что для лета - возможно, достаточно неплохой вариант на дешевый, но достаточно качественный отдых на море, но - на городском пляже. Причем явно, что этот отель достаточно сильно ориентирован на русских - идет канал ОРТ.

    Ужин был по системе "шведский стол", единственное, что немного огорчило - во-первых, горячие блюда были достаточно остывшие, во-вторых - из фруктов были только яблоки и апельсины. Опять же - Греция все-таки...

    "День отъезда. Для туристов с вылетом в среду. После завтрака посещение торгового центра "FENA" , где вы найдете женскую, мужскую и детскую одежду, а так же обувь и аксессуары. Магазин находится в г. Салоники, недалеко от аэропорта. В продаже имеются товары таких известных марок как: LOIS FERAUD, ROCCOBAROCCO, CLASEN, BIANCA, GIANFRANKO, FERRE, BETTY BARKLAY, VERSE, CELVIN CLEIN, TRUSSARDI SPORT, KENZO, DIESEL, LACOSTE."

    На эту "экскурсию" мы не поехали, отважившись на гораздо более интересное, по нашему мнению, мероприятие - посещение наскальных монастырей в Метеоре, которая предлагалась за дополнительную плату. Тем более, что, поговорив потом с одногруппниками, поняли, что эта поездка в Салоники - достаточно малопривлекательная, как и все халявное в этой жизни.

    Итак, отъезд был в 6-45 утра. Опять же, мелькнула мысль, что лучше бы мы третью ночь переночевали в Салониках, оттуда поехали бы в Метеоры (от Кастории до этих монастырей - 1,5 часа, против 4 от Салоников). Но, увидев, что с двух автобусов набралось желающих всего ... 5 человек, поняли, что у Музенидиса посыл, в общем-то правильный.

    Про экскурсию рассказывать сложно - лучше ее увидеть.

    Гид (профессиональный) нам достался великолепный, даже по российским меркам.

    Вообще, хотелось бы заметить - во время своей работы в турбизнесе я очень часто сталкивался с претензиями клиентов на низкое качество, по их мнению, проведения экскурсий за рубежом. Это не слабое качество, просто, видимо, у нас экскурсоводы были явлением наравне с балетом - впереди планеты всей. Только балет-то наш видели, а гидов - нет. На Западе совсем другие стандарты, и в задачу гида не входит рассказ на всем протяжении переезда до цели экскурсии, и энциклопедические знаия по предмету экскурсии. Жаль, конечно, что это уходит...

    Так вот, гид у нас был именно "нашего" стандарта, и провел экскурсию великолепно. Но пара капель дегтя на бочку меда нашлась.

    Сперва, перед монастырями, гид завез нас на фабрику икон. Я прекрасно знаю, что в таких местах гиды - на проценте с купленного группой, но быть в той лавке больше часа - явный перебор. В принципе, ничего страшного не было бы, но потом гид начал достаточно прилично гнать сами монастыри, поскольку закрываются для посещения они рано.

    Но все равно - впечатление от монастырей - грандиозное, их строили группы монахов от 5 до 80 человек на вершинах скал высотой от 100 до 300-400 метров, при этом просто поражаешься на то, какой труд на постройку был затрачен, и какой труд нужен был на ежедневное обеспечение жизнедеятельности - связь с землей была только при помощи лебедки, на которой поднималось все - от воды и пищи до стройматериалов и самих монахов.

    Сейчас монастыри, вроде, постепенно безлюдеют - видимо, молодежи такой образ жизни не слишком интересен, но - это уже не нам решать.

    Окрестные скалы облюбовали скалолазы и молодежь, в общем - если будет возможность посетить эти места - надо это сделать обязательно.

    На обратном пути была другая ложка дегтя - на обед нас завезли в какое-то придорожное кафе, после которого я был просто в шоке. Можно спорить о вкусе пищи, гурманить, но есть пищу, приготовленную на комбижире в Греции, за достаточно приличную сумму - это было сильно...

    Гида я потом отвел в сторонку и сказал все, что я думаю об этом заведении, сперва он попытался возражать в привычном духе - "Нормальное место", но после произнесенной магической фразы про работу в турагентстве - пыл гида сразу же испарился и разговор пошел в уже извинительном ключе.

    На обратном пути мы решили выйти в Салониках и погулять - в результате наконец-то поели греческой пищи :-)

    Был вечер субботы, народу - уйма, в основном - молодежь, большинство баров / кафе забиты по полной программе, в общем - жизнь кипит :-)

    За компанию - увидели вывеску "Музенидиса", по сравнению с которой вывеска стоявшего по соседству отеля 5* просто терялась :-)

    Такси до отеля обошлось нам из центра Салоник в 18 долларов, причем - четко по счетчику. Но - в Греции есть два вида таксистов - те, кто работает по счетчику, и, видимо, учившиеся у наших - сперва спрашивают куда, потом решают - надо это им или нет.

    День отъезда.

    Вечером предыдущего дня решили в последний день сгонять на полдня в Салоники, но с утра почувствовали, что настолько устали вчера - решили остаться в деревушке, погуляли по ней, купили какие-то сувенирчики в Москву, и в начале первого поехали в аэропорт.

    И вот тут была самая большая ложка дегтя от Музенидиса.

    Рейс поднимает, в принципе, тот же Музенидис, поэтому перед стойками регистрации гиды попытались навести порядок. Порядок, правда, в результате они навели достаточно странный - отодвинув основную толпу от стоек на метр-полтора, гиды начали пропускать вперед "знатных шубников", то есть людей, купивших на очень приличные суммы. Даже если эти люди стояли спокойно в очереди, то гиды вытаскивали их вперед, и протаскивали впереди всех. В это же время по очередям (было три стойки) ходил некто, представленный как офицер таможенной службы, и собирал с присутствующих чеки с фабрик и копии инвойсов из мехового центра. Зачем это надо было - ума не приложу, но - Бог с ним.

    "Знатные шубники" были зарегистрированы, и вроде начали регистрировать остальных, как вдруг - один из гидов объявила, что правая стойка будет регистрировать только тех, у кого много багажа, а те, кто стоит в эту правую стойку - пойдут через одного в центральную. Мне этот бардак уже поднадоел, и я подошел к гидам с вопросом по Жванецкому: "А почему, собственно?!"

    Не успев даже увидеть реакцию гида, я ощутил приличный толчок в бок, и увидел какого-то разъяренного грека в черной кожанке, орущего на меня: "Отойди за линию, я тебе сказал!!! Ты понял??? Быстро за линию!!!"

    Это меня слегка взбесило, но сперва я поинтересовался - а кто он, собственно?

    Грек, не переставая меня толкать, правда - безуспешно, поскольку весовые категории у нас были слегка разные, не в его пользу, шипел, что мне было все ясно сказано, что вот только отойду я от стойки - со мной разберутся, что я тупой баран, и еще что-то...

    Еще пару минут он пихался, шипя что-то в том же духе, потом мне это надоело, и я его слегка отодвинул - причем таможенник, стоявший рядом, посмотрел на это, сказал что-то типа "Не стоит, потише" и продолжил свое дело. Но мой ответ даром не прошел - тут же со второго бока подлетел второй грек в черной коже, уже с конкретной голдой на шее и видом конкретного братка. Он тоже начал меня отпихивать, шипя: "Успокойся! Успокойся, я сказал!! Смотри, отойдешь от стойки!!!"

    На вопрос - а кто он еще такой? - последовало, что он - гид "Музенидиса". Но на просьбу назвать имя и показать хоть что-то, доказывающее его отношение к Музенидису (все гиды обязаны иметь хотя бы бейджи с названием фирмы, в которой они работают) он начал уже громко обещать разбор прямо по отходу от стойки. Пришлось вспомнить волшебную фразу, и популярно объяснить ему, что с анонимами я общаться, и тем более разбираться не собираюсь, что разбираться, раз остальные гиды Музенидиса молчат и не пресекают этот беспредел, я буду в Москве, с центральным офисом, опять же сославшись на работу в турагентстве, а если он еще что-то хочет сказать - то придется писать официальную ноту в консульский отдел посольства Греции. После этого "братела" куда-то испарился, а первый- грек начал передавать через себя паспорта и билеты на стойку, не подпуская самих туристов к стойке.

    После регистрации я спросил "официальных" гидов про то - кто этот нервный? На что услышал ответ в достаточной степени обескураживающий - это президент "Музенидиса"!!! Но, правда на просьбу назвать его имя - посоветовали спросить у него самого.

    Вот такая гостеприимность и корректность... На самом деле - я не уверен глубоко, что это был президент, скорее - просто обычная охрана, на всякий случай, но такого хамства я и в России уже давно не испытывал...

    Обратная дорога прошла спокойно, в Домодедово - долго ждали багаж, но пришел он нераспакованный :-)

    Таможня - была очень лояльна, была вполне удовлетворена устным заявлением о количестве шуб, не трясла.

    Итак - результат.

    Куплена шуба, которая в Москве стоила бы минимум в полтора раза дороже.

    Много положительных эмоций.

    Мало, но сильных отрицательных эмоций.

    Выводы: еще раз - бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И если тебя облизывают первые два дня, пока ты не выполнил программу закрытия стоимости тура, то после отъезда под Салоники отношение гидов к тебе меняется достаточно заметно. Если первые два дня ты - желанный гость, то после - достаточно назойливое насекомое, типа осы - относятся уважительно, но про себя, похоже, тихо ненавидят. Видимо, это связано с политикой "Муз%енидис", которую (это чувствуется очень хорошо) интересуешь не ты как просто клиент, а ты как кошелек.

    Гиды - все постсоветские, а отсюда вытекает комплекс, характерный для всех выходцев из постсоветского пространства, причем независимо от страны оседания, осевших за рубежом - превозношение страны, в которой они осели, превозношение себя как граждан этой страны, попытка быть в этом вопросе "святее Папы Римского", и презрительное отношение к бывшим соотечественникам, абсолютно непонятно чем вызванное. Это характерно даже для работающих в сфере услуг.

    Я лично - скорее полечу в следующий раз в качестве нормального туриста, чтобы жить там, где я хочу, делать вечером то, что я хочу, а не понимать, что тебя вежливо, но вполне эффективно держат в жесткой узде.

    Сама же Греция - очень приятная страна, с очень приятными людьми, но, к сожалению, это трудно почувствовать в подобной поездке. Так что - в Грецию-то я еще поеду, но не с Музенидисом, пусть даже он мне и приплатить пообещает - все-таки не тот вариант путешествия мне хочется.

    P Burmistrov
    09/09/2001 12:11


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Греции

    03.02.20 Новые правила выдачи шенгенских виз: что изменилось?
    09.01.20 Aegean Airlines сделала скидку на билеты в Грецию
    18.06.19 Поезда Афины - Салоники ускорены на час с лишним
    24.04.19 Как будут работать консульства и визовые центры в майские праздники
    20.02.19 Aegean Airlines сделала скидку на билеты в Грецию
    03.01.19 Aegean Airlines сделала скидку на билеты в Грецию
    20.12.18 График работы визовых центров в новогодние праздники изменится
    10.10.18 Осликов Санторини защищают от туристов
    27.08.18 Aegean Airlines сделала скидку на билеты в Грецию
    24.08.18 Туристы помогут властям Греции собирать налоги
    [an error occurred while processing this directive]