Лондон

Путешествовать мы решили, как всегда, самостоятельно, не привлекая к составлению программы никаких посторонних лиц (вроде турагентов). Направление отпуска тоже было очевидно: мой десятилетний наследник бредит древним Египтом. В одной из своих книжек он вычитал, что одна из лучших европейских коллекций египетских древностей хранится в Британском музее - после этого никакие другие варианты, кроме Англии и Лондона, даже не рассматривались. Так что вопрос о том, куда ехать, был решен еще в начале весны.

Для получения визы требовались подтверждения из гостиницы и бронь на билеты. Билеты пришлось купить сразу, а не бронировать - у British Airways как раз проходила кампания, по которой билеты обошлись нам удивительно дешево, и в результате в марте они уже были у меня на руках. Гостиницу искала через Интернет и заказала одну из тех, что рекомендовались на www.russianlondon.com. Заказала по телефону, причем они сразу сняли с моей кредитной карточки стоимость одной ночи (в виде безвозвратного депозита). С билетами и подтверждением из гостиницы (и кучей всяких прочих бумаг) отправились в английское консульство, где нам поставили многократную визу на 180 дней. Неприятно было то, что деньги с нас взяли за 2 визы (2 х 33 фунта), несмотря на то, что паспорт у нас один на двоих. Зато сделали визу за 20 минут, не пришлось туда-сюда ездить!

В течение апреля, мая и половины июня я прочесывала Интернет в попытках составить программу так, чтобы в течение недели мы смогли увидеть все "обязательные" достопримечательности и не умереть от обилия впечатлений. В результате точной программы, конечно, не получилось, но образовался список, где каждый пункт был помечен знаком "надо" или "можно". В British Travel Centre купила недельные проездные на городской транспорт. К ним прилагалась схема метро и книжка купонов со скидками на посещение музеев (очень пригодилась!) и ресторанов. На территории Англии таких купить нельзя (информацию почерпнула с www.transportforlondon.com).

И вот настал заветный день, 16 июня. Отпуск сразу начался с приключения. Приехав в аэропорт, мы увидели, как наш самолет поднимается в воздух (ну может, именно этот и не наш был...) - оказывается, за два с лишним месяца, прошедшие с момента покупки нами билетов, изменилось расписание! Ну и вместо прямого рейса в Хитроу полетели мы через Стокгольм в Гатвик, и оказались в Лондоне не в 11 утра, а в шестом часу вечера. Но главное, что все-таки прилетели. Погода оказалась очень английской - дождь лил из тех, про которые в школе учили говорить "cats & dogs". Пока мы добрались на автобусе до центра города, пересаживались на метро и потом топали от метро до гостиницы, наша сумка промокла до нитки (хорошо, вещи были уложены еще в полиэтиленовые пакеты). Самсонайтовскому чемодану все оказалось нипочем (спасибо ему! Сохранил мои парадно-выходные джинсы!). Погода немного примирила меня с нежданным изменением расписания. По предварительному плану, сразу после прилета мы должны были пойти смотреть парад в честь дня рождения королевы, но в такой дождь никаких воспоминаний, кроме насморка, парад бы нам не оставил. Так что мы сделали себе чаю и смотрели по телевизору, как бедные гвардейцы маршируют буквально по щиколотку в воде, а королева наблюдает из-под навеса.

Чайник в номере - самая замечательная черта английских гостиниц (по предыдущим поездкам я знаю, что его наличие практически обязательно). На мой взгляд, это создает гораздо больше комфорта, чем десяток полотенец или дорогой шампунь. Кроме чайника, были еще чашки, ложки, пакетики с чаем, растворимый кофе, сахар, молоко и печенье (все это по мере необходимости ежедневно добавляли). Наша гостиница оказалась такой маленькой, что в ней не было ни своего кафе, ни ресторана. Континентальный завтрак (булочки, мармелад, масло, йогурт, сок, фрукты, печенье, пару раз даже кукурузные хлопья и молоко) нам приносили каждое утро красиво уложенным в две корзинки и оставляли под дверью. Ну а чай-кофе были всегда в нашем распоряжении!

Утром в субботу, позавтракав, мы отправились в наш первый поход. В плане (по крайней мере, в моей голове) была обзорная экскурсия на автобусе - чтобы ребенок получил общее представление о том, куда это я его завезла. Но моя ошибка состояла в том, что я позволила ему поизучать рекламные брошюрки и листовки, в изобилии имевшиеся в фойе. А он обнаружил, помимо прочего, рекламу музея ужасов "The London Dungeon" - ну и туда-то мы и отправились. Музей, представляющий страшные и жестокие страницы истории, не рекомендуется посещать слабонервным и беременным. Не пускают также детей младше 15 лет без сопровождения взрослых. В экспозиции - разные виды пыток, казней, вскрытие трупа, жертвы Джека-Потрошителя, Великий пожар 1666 года, эпидемия чумы и т.п. "радости". К концу и вправду начинает слегка мутить. Такого мы нигде еще не видали. После такого музея нужно было где-то отдохнуть - и мы решили пойти в Лондонский зоопарк в Regent's Park, благо распогодилось и можно было не бояться вымокнуть. Особого впечатления зоопарк не произвел - видели мы гораздо более богатые коллекции животных. Правда, именно в Лондонском мы впервые посмотрели на горилл. Ребенку очень хотелось увидеть ай-ай, известных ему по книжке Даррелла, но забота о животных в зоопарке ставится выше заботы о посетителях, поэтому в домике этих ночных зверюшек такая темнота, что их почти и не видно. Интересно сделан "террариум" (?) для летучих мышей. В любом случае, свою миссию по успокоению наших нервов зоопарк выполнил полностью. Вернулись мы в гостиницу к вечеру на автобусе (естественно, двухэтажном, и сидели мы, конечно, наверху!). Ужин в ближайшем Макдональсе - и спать. Из-за разницы во времени спать хотелось уже часам к 7-8, так что проблемы с тем, как убить вечерние часы, когда все закрыто, не было (по понятным причинам, театры и ночные клубы как минимум одному из нас не были интересны, ну а уж я из солидарности...). Перед сном посмотрели прогноз погоды, который нас порадовал обещанием солнышка на всю предстоящую неделю (и, кстати, не обманул), и обсудили программу на понедельник. Наивная я думала, что теперь-то мы точно идем в Британский музей - но среди находок первого дня была брошюра о Виндзорском Леголенде! Он, конечно, тоже был в числе обязательных пунктов, но ведь не так сразу...

Как вы уже поняли, в понедельник мы поехали в Леголенд. Согласно рекомендации той брошюры на вокзале Waterloo мы купили комбинированный билет: электричка, автобус и Леголенд. И поехали: 40 минут поездом до исторического города Виндзор (название которого стало фамилией нынешней королевской семьи), 10 минут на автобусе - и с 10 утра до 6 вечера (с коротким перерывом на еду) - качели, карусели, горки, компьютерные и настоящие машинки, собирание игрушек из Лего, разглядывание удивительных моделей и наслаждение свежим воздухом, зеленью и цветами. Не обошлось без покупки набора Лего ("Мама, такие у нас не продаются!!!"). К вечеру сил хватило только на то, чтобы добраться до постели.

Во вторник мы, наконец, добрались до главной цели нашего путешествия - ведь именно из-за Британского музея мы поехали в Лондон! Несмотря на то, что мы с самого начала решили ограничиться экспозицией о древнем Египте и специализированной выставкой о Клеопатре, количество информации было таким, что мозг периодически отказывался воспринимать что-либо новое. Хорошо, что музей бесплатный - на обед мы вышли за его предели, прогулялись, поели и вернулись с новыми силами. Несколько мешали в музее бесчисленные группы английских школьников: как и все дети, собранные вместе они производили столько шума и сутолоки, что сосредоточиться было иногда сложно. Вообще, посетителей в музеях - и групп, и индивидуалов - было удивительно много. В завершение визита мы оставили солидную сумму в музейном магазине. В тот же день мы успели забраться на 60-метровую башню, называемую просто the Monument и построенную в память о Великом пожаре 1666 года, который уничтожил тогда большую часть города. На расположенную почти на ее вершине смотровую площадку ведут 311 ступеней винтовой лестницы, а спустившись, мы получили из рук смотрителя сертификаты, подтверждающие факт нашего посещения с изображением Монумента и кратким рассказом о нем.

В среду мы решили сходить в Аквариум - где акулы, пираньи и прочие морские и речные жители. Но по дороге от автобусной остановки к Аквариуму нам "попалось" гигантское (135 метров диаметром!) колесо обозрения London Eye. Я жутко боюсь высоты, но чего не сделаешь ради ребенка - и мы полетели. Один оборот колеса (или, по принятой терминологии, один полет - ведь колесо построено British Airways) длится 30 минут и за это время с такой высоты можно увидеть почти весь город. Через прозрачные стенки гондолы мы нащелкали несколько фотографий - все получились, несмотря на стекло!. Помимо зданий и мостов, мы увидели, как королева в карете, запряженной белыми лошадями, проезжает в сопровождении гвардейцев по улице Whitehall к Парламенту - в тот день открывалась очередная сессия.

После небесной стихии мы оказались среди рыб (вход в Аквариум примерно в 70 метрах от London Eye). Интересно, завораживающе. Ребенку особенно понравились, конечно, акулы и скаты (последних можно было погладить - а они как будто даже напрашивались на ласку!). От Аквариума мы пешком прогулялись через мост к Биг Бену, мимо Вестминстерского аббатства ("Сын, давай зайдем, посмотришь, какая там красота!" "Да ну его...") и к Трафальгарской площади. Для тамошних знаменитых голубей у нас оказалась с собой булочка, на которую они набросились, будто их сто лет не кормили. Завершился наш день посещением Тауэра. Мне очень понравилась выставка, посвященная истории крепости и оружию, а нам обоим - Средневековый дворец. Неизгладимое впечатление произвела выставка драгоценностей английской короны. Небольшая по количеству экспонатов, она поражает их качеством. Больше всего мне запомнился вделанный в скипетр алмаз "Звезда Африки" размером с крупное куриное яйцо и золотая ложка для коронации 1190 года. Не смогли мы увидеть Большую корону - в витрине стояла маленькая табличка "In use". Как объяснил смотритель, именно в этой короне королева в тот день выступала в Парламенте. Традиции, елки-палки. Посмотрели на то место, где стоял эшафот, на котором рубили голову несчастной Анне Болейн, чье привидение, по слухам, до сих пор бродит по Тауэру. Видели и воронов.

Четверг мы посвятили Музею науки. Как следует из названия, посвящен он истории и современности науки, техники, технологии. Рассказать о нем вкратце невозможно - настолько он разнообразен и интересен, причем как для детей, так и для пап и мам. Младшему поколению, вероятно, больше понравятся интерактивные экспонаты - как обычные, так и компьютерные, ну и родителям тоже есть на что посмотреть. Мой египтолог углядел модели древнеегипетских часов и весов.

Провести наш последний лондонский вечер мы решили в английском стиле - и из Музея науки пошли в Гайд-парк. Посидели на травке и решили прокатиться на лодке по пруду the Serpentine (помните Шерлока Холмса?). Ребенку выдали спасательный жилет и добрая мама тут же начала подшучивать, что теперь, если он мне надоест, я со спокойной совестью смогу выкинуть его из лодки прямо посреди пруда. Перед нами в ожидании лодки стяла парочка, и, услышав мои слова, девушка (в очень коротком и очень обтягивающем платье) вдруг начала нервно оглядываться и по-русски спрашивать у своего спутника, а не нужно ли и ей жилета. Что отвечал ей спутник (шея примерно 50 размера, золотые перстни и цепь, стрижка под ежик), я не слышала, но поспешила успокоить ее, что так только родители с детьми могут поступать. Не знаю, поверила ли она.

Возвращение из Гайд-парка в гостиницу подарило еще одну встречу с соотечественником. На остановке автобуса, услышав наш спор о том, на каком же автобусе стоит ехать домой (ребенок считал, что не важно, какого маршрута и сколько пересадок, главное, чтоб был двухэтажным), к нам обратился представительного вида дяденька лет 50+ с просьбой помочь ему найти, на чем доехать до его гостиницы (до того он несколько минут на школьном английском пытал какого-то местного жителя). Тут подошел наш автобус и дяденька решил ехать с нами (видимо, он уже долго пытался найти кого-нибудь, кто бы его понимал, а тут мы вдруг уезжаем...). С помощью нашего путеводителя мы определили, где ему выходить и на что пересаживаться. Когда он узнал, что мы не местные, а туристы, первое, что он выпалил, было: "А где же ваша группа?!". Как глубоки инстинкты... Хотя потом признался, что ему самому группа надоела и он решил самостоятельно погулять, а карту забыл в номере.

Отпуск, начавшийся с приключения, не мог им же и не завершиться. В ночь на пятницу (нашу последнюю лондонскую ночь) мы были разбужены противным воем пожарной сигнализации. Вернее, то, что это именно пожарная сигнализация, мы узнали уже позднее, а так обстановочка была самая боевая: на часах 2.30, темнота и рев сирены. Согласно пожарному распорядку, мы резво надели что попало и выскочили на улицу, где присоединились к толпе - кто в пальто поверх пижамы, кто в шортах без майки. Один японец, правда, был полностью одет и даже со своим чемоданом. Как выяснилось, он должен был уезжать в 3.30, поэтому и был совсем готов. Я захватила рюкзак с кошельком, паспортом и билетами, а мальчик - книжку с легендами древнего Египта... Сирена перестала выть минут через пятнадцать. Охранник пригласил всех вернуться и пояснил, что кто-то из постояльцев неудачно пошутил - развел костерок под датчиком... Остаток ночи прошел мирно.

Утро мы использовали на визит к Мадам Тюссо. Сфотографировались с королевской семьей (я) и со Стивеном Спилбергом (ребенок). Нам понравилась экспозиция "The Spirit of London". Очень мешало огромное количество народу в музее. В некоторых случаях приходилось буквально протискиваться к цели. На обратном пути прошли мимо дома Шерлока Холмса (на вход уже денег не было...), забрали из гостиницы сумки - и на метро в Хитроу. Регистрация, посадка - good bye, London!

Общее впечатление от поездки можно передать словом "восхитительно". Больше ста кадров, снятых нами за эту неделю, помогут, конечно, вспомнить основные моменты, но атмосфера, ощущения - это непередаваемо. Дружелюбие, отзывчивость и приветливость лондонцев, изумительная организация общественного транспорта, масштабы архитектуры, историческая аура - все это вместе был наш Лондон. И мы туда еще вернемся!

Sorokina Zoya
    18/09/2001 12:11

Новости из Великобритании

23.09.23 Великобритания повышает визовые сборы
    13.09.23 Великобритания закрывает для россиян безвизовый транзит в аэропортах
    01.08.23 B Уэльсе открыли подземную гостиницу на глубине 419 метров
    29.03.23 Крупные забастовки в Европе нарушают планы туристов
    17.03.23 В аэропортах мира постепенно отменяют запрет на провоз жидкостей в ручной клади