Здравствуйте, уважаемые автотуристы!
Буду очень рад, если изложенная мною информация поможет кому-либо из вас в составлении маршрута и бюджета поездки.
Маршрут: Riga - Paldiski(Эстония) - паром - Kapellskar(Швеция) - Stockholm - Karlstad - Oslo - Bergen - Andalsnes - Lillehammer - Elverum - Karlstad - Stockholm - Kapellskar - паром - Paldiski - Riga.
Протяженность маршрута - 3806 км.
Сроки поездки: 27.06.2001 - 13.07.2001.
Цель поездки: полюбоваться природой Западной части Норвегии с заездом на обратном пути в Стокгольм.
Участники поездки:
жена Аделаида - штурман, медик и завхоз;
сын Игорешка (7 лет) - отдыхающий;
дочь Юлька (5 лет) - отдыхающая;
ваш покорный слуга - капитан и финансист.
I. Подготовка.
О красотах Норвегии я впервые услышал от своего знакомого в прошлом году. Он настолько восторженно рассказывал об этой стране, что мгновенно воодушевил меня на путешествие по этой северной жемчужине. Но в прошлом году обстоятельства складывались не самым лучшим образом, и я решил подождать. Ждать пришлось не слишком долго, ибо уже в начале мая этого года все говорило в пользу предстоящей поездки.
За зиму я разработал подробный маршрут с местами стоянок и посещением различных удивительных мест. Информацию получил от вышеупомянутого знакомого и частично из Сети. Помогли также друзья, проживающие в Швеции.
Собственно непосредственная подготовка началась 21 мая с оформления паспорта на дочку (срок его действия истек в этом году). Эта процедура заняла 3 недели. Параллельно с этим я ознакомился с ценами на паром (www.tallink.ee). Выбор пал, естественно, на паром Paldiski - Kapellskar. Через одно из туристических агенств за месяц до отъезда забронировал билеты на паром туда и обратно, выбрав каюту класса B2-1 , а также оформил страховочные полисы по минимальной программе ( 0,55$/день). В Норвежском посольстве узнал о порядке получения визы в эту страну. Необходимы следующие документы:
- анкета ( заполняется на месте, но требуются подписи всех выезжающих в оригинале, за искл. детей ); 2 фото каждому;
- паспорта;
- билеты на паром туда и обратно ( или хотя бы подтверждение о брони );
- страховочные полисы на всех отъезжающих;
- приглашение или подтверждение брони в местах планируемых остановок.
12 июня, получив паспорт на дочку, помчался в посольство, но не успел (время работы с 10 до 12). Пришлось ждать четверга, так как по средам приема нет. Сроки угрожающе сокращаются - 27 июня паром, а виз еще нет и бронь нужно выкупать не позже 3 дней до отъезда. А тут еще 23- 24 числа - национальный праздник Ligo, да к тому же финансовая сторона поездки никак не может решиться - деньги вроде вот-вот должны появиться, но тормозят небольшие недоделки трех (!) одновременно сдаваемых объектов (я работаю в строительстве). Напряжение возрастает...
Наступает 14 число - бегу в посольство. Поскольку у меня не было никакого приглашения я договорился в отделе виз, что предоставлю им справку с места работы о занимаемой должности и доходах, вместо подтверждения брони в гостиницах, чтобы убедить их в своей финансовой состоятельности. Поначалу они вроде бы согласились, но в последний момент все-же потребовали от меня документы, подтверждающие , что у меня забронированы места ночлега. Как я ни объяснял чиновникам посольства, что планируемые места моих ночлегов наверняка будут корректироваться в зависимости от различных обстоятельств, они были непреклонны. Поэтому пришлось в срочном порядке отыскивать в Сети адреса норвежских кемпингов для выполнения этого требования. Даю адрес - www.camping-east-west.as (ссылка booking). Ответ получил незамедлительно от нескольких кемпингов и эти бумаги мне помогли преодолеть нелепую формальность. Наконец, 15 июня все документы сданы, остается только ждать и надеяться на лучшее, а также выбивать деньги с заказчиков. Визу оформляют в течение 10 дней. Получается, что крайний срок получения виз и выкупа билетов - 22 июня, но в моем случае можно и не успеть. Напряжение возрастает...
О чудо !!! 22 числа в 10.00 долгожданный звонок из посольства - документы готовы ! Оттуда бегу в турагенство выкупать бронь, там же оформляю "зеленую карту". Уже полегче, но остается не решенным финансовый вопрос. В оставшиеся дни мне, ко всему прочему, необходимо пройти техосмотр. Машина не весть какая - VW Passat 89-го года выпуска. Два года езжу - пора бы и ремонтом заняться. В понедельник 25-го числа заехал в сервис - поменял всю ходовую на 400$, а оттуда на техосмотр, но не тут-то было. Нашли еще разной мелочевки L. Настроение - сами понимаете, но пик, кажется, пройден - часть ожидаемых денег вечером была получена. С утра снова в сервис , ребята устранили все претензии за 100$ и намекнули на то, что не мешало бы и тормозные колодки "до кучи" поменять. Но я расценил их рвение как желание раскрутить меня на неоправданные дополнительные расходы и отказался (как в дальнейшем оказалось - очень зря). Вечером прошел техосмотр! Напряжение спадает...
Но завтра отъезжать, а финансы поют романсы. Пришлось прикладывать максимум усилий на решение этого вопроса и, с Божьей помощью, 27 числа в 12.00 я с деньгами готов собирать машину к отъезду. Закупаем на базаре провиант на все время путешествия (в Норвегии все очень дорого). Ошибкой было то обстоятельство, что я слепо доверился информации в Сети в отношении ввоза в Норвегию определенных видов продуктов (в частности - молочных, алкоголя, свежих овощей). На поверку оказалось, что досмотр багажа - это чистая формальность, лишь в Эстонии на мгновение приоткрыл таможеннику крышку багажника, а в Швеции и Норвегии этой процедуры вовсе не было. Так что мой Вам совет - собирайте в поездку все, что посчитаете необходимым во избежание ненужных затрат. Затем берем на всякий случай у знакомых палатку (мы планировали ночевать исключительно в коттеджах), обмениваем валюту и в 14.30 благополучно отбываем. Через четыре с половиной часа, проехав 335 км, мы оказались в порту Paldiski, но не учли, что время отправления парома местное, поэтому только через три с лишним часа мы отплыли от причала.
II. Путешествие.
28.06.2001.
В 8.00 мы прибыли в Швецию. Выезд с парома прошел без задержек и вскоре мы уже мчались по трассе. Вдруг из под машины раздался какой-то неприятный звук. Я не допускал мысли о том, что это неполадки в машине, но, в таком случае, что же это могло быть? Оказывается, разделительная полоса (а иногда и боковая) здесь рельефная. Наехав на нее колесом ты получаешь информацию об отклонении от траектории движения по своей полосе. Славно!
Дороги здесь отличного качества, поэтому ехать ниже 120 вроде как и неприлично. Поначалу я осторожничал со скоростью и "висел" на хвосте у местных - сказывалась латвийская привычка избегать встреч с полицией. Но очень быстро адаптировался к их культуре вождения. Во всем чувствовалось уважение к участникам дорожного движения, в особенности к пешеходам. Пропустить человека на пешеходном переходе - святая обязанность, сместиться чуть вправо при обгоне - тоже. А полицейские в Скандинавии не прячутся по кустам и не унижают свое достоинство поборами со своих же, видать рвачество для них уже пережиток далекого прошлого. К слову сказать, за все время путешествия мне ни разу не довелось встретить их на дороге!
Дорога E18 - это двухполосное в каждом направлении полотно, периодически переходящее в магистраль. Отдых в специально отведенных местах, а на магистрали на съездах по указателям или на бензоколонках. Кстати, WC есть на всех бензозаправочных станциях. Бензин в Швеции колеблется от 9,30 до 9,50 SEK/л (прим. 0,9 $/л).
Погода стояла жаркая и мы за VASTERAS заезжали на купалку (кемп. Jovudden). Неплохое местечко - лодки, каноэ, водные велосипеды, а также купальня, кафе и прочее. Поехали дальше. У меня в планах было остановиться в кемпинге за KARLSTAD , так оно и получилось. Дети уже стали хныкать от жары, да и время - 17.00. Кемпинг назывался SKUTBERGET-KARLSTAD, 4 звездочки, на берегу большого озера. Стоимость за место для палатки + автомобиль составила 180 SEK. Пик сезона в Швеции и в Норвегии с 22.06 по 04.08 , а в другое время цены на 30% ниже. Из всех шведских кемпингов этот мне понравился больше всех. В Швеции кемпингов гораздо меньше, чем в Норвегии, поэтому они очень большие. А сами понимаете, чем больше кемпинг - тем меньше уюта и чистоты. По этому показателю вышеупомянутый кемпинг отличался в лучшую сторону от остальных, в которых мне довелось останавливаться.
Пробег за день - 410 км.
29.06.2001.
Выехать из кемпинга постояльцы обязаны до 12.00. У нас обычно так и выходило - пока проснутся дети, позавтракаем, соберем палатку и вещи, на часах уже 11.
Еще один важный момент! Мы взяли с собой два газовых пятилитровых баллона и однокомфорочную плитку для того, чтобы готовить обед на перегонах. Но, в принципе, можно обойтись и без них, так как в каждом кемпинге есть кухня с эл.плитами, на которых без проблем можно приготовить что-либо в дорогу и положить в термос, или вскипятить воду, чтобы в дальнейшем залить ею быстроразваривающиеся макароны, пюре или кашу.
После KARLSTAD ландшафт потихоньку начинает меняться. Равнинные участки заканчиваются и начинаются невысокие горы. Граница между Швецией и Норвегией прозрачная, и ты понимаешь, что оказался в другой стране, заметив лишь небольшое различие в дорожной разметке (белая разделительная полоса становится желтой), перед этим, правда, проехав по зеленому коридору приграничного пункта (нечего декларировать). В Mysen мы свернули на 22-ую дорогу, сознательно объезжая OSLO - в наши планы не входило посещение городов (дети быстро устают). Исключения составили BERGEN и STOCKHOLM. Далее свернули на 4-ую в направлении на Roa. По дороге еще одна остановка, чтобы искупаться - Sanstangen. Правда очень крутой спуск к озеру. Перед Roa первых два туннеля протяженностью 1 и 1,5 км. Впечатляет, особенно когда влетаешь в него на 100 км/час да к тому же с яркого дневного света. Первые несколько секунд едешь ничего не видя - нечто новое! В дальнейшем проезжали десятка два - три туннелей различной протяженности (попадались аж 7,5 км!). За Roa свернули на 35-ую в направлении на HONEFOSS. В центре города дорога проходит мимо красивого водопада (по правую сторону), видно с машины. Затем свернули на 7-ую в направлении на BERGEN. За Noresund начинается красивая дорога вдоль горного озера. Проехав километров 40 мы остановились в первом же кемпинге, попавшемся на нашем пути. Называется он - STAVN CAMPINGSENTER. Симпатичное место на берегу реки. Детям в нем сразу понравилось, так как на батуте (они были почти в каждом кемпинге) резвились детки, а для них это важнее любых водопадов и скал. Стоимость места для палатки + автомобиль составила 80 NOK, к этому еще добавили по 10 NOK за взрослого человека и по 5 NOK за ребенка. Итого - 110 NOK. Время - 20.00.
Пробег за день - 406 км.
30.06.2001.
С утра накрапывал небольшой дождик (единственный раз за всю поездку), мы сходили в душ (в зависимости от кемпинга от 5 до 10 NOK за 3-5 мин. горячей воды) и двинулись дальше. По дороге интереса ради зашли в какой-то магазин. Привожу ориентировочные цены на продукты питания:
молоко 0,5 л - 20 NOK;
мороженое - 10-25 NOK;
хлеб белый - 18-20 NOK;
пиво 0,33 л - 15-25 NOK;
пепси-кола 0,33 л - 15 NOK;
огурцы (палки) кг. - 10 NOK;
картошка стар. кг. - 8 NOK;
картошка мол. кг. - 15 NOK;
капуста св. кг - 6 NOK;
яйца 1 шт. - 2 NOK.
Вновь появилось солнце. После того, как проехали Gol начались настоящие горы и скалы! Красота неописуемая! Не знаю, найдется ли хоть кто-нибудь, кого не приведет в восторг эта дикая северная природа! Гарантирую, что любой турист, посетивший Норвегию, получит истинное наслаждение от созерцания этого великолепия!
Вскоре подъехали к водопаду Voringsfoss (он был отмечен в моем путеводителе тремя восклицательными знаками). Въезд на смотровую площадку - 20 NOK. Незабываемое зрелище! Обязательно посетите, рекомендую.
Сразу за ним несколько туннелей различной протяженности. Причем дорога идет под уклон 10%, нога все время на тормозе. В результате у меня задымилась резина. Спасло то, что я с собой возил пятилитровую канистру с водой, и после туннеля оказалась площадка для отдыха - прямо среди отвесных скал. Пришлось остановиться на обед и вылить всю имеющуюся воду на раскаленные диски. Совет: обязательно перед поездкой проверьте состояние тормозных колодок, иначе попадете в аналогичную ситуацию. Ко всему прочему двигатель у моей "лошадки" тоже слабоват для таких подъемов - 1,6 л. Когда я поднимался по серпантинной дороге с уклоном в 12% к панорамным местам с тремя пассажирами и полным багажником, то сердце сжималось от натужного звука работы двигателя.
Через часик продолжили путь, выехали из последнегог туннеля и попали в рай! Иного слова не подобрать для кемпинга под названием Mabodalen! Очень живописное место посреди гор с отличными домиками и красивой лужайкой для палаток. Есть летнее кафе и бар с уникальным интерьером. Прямо посреди кемпинга растет целая аллея черешни, причем ягоды уже спелые и очень сладкие! Мы сняли домик на 3 кроватных места за 300 NOK. Домики совсем новые, еще пахнут сосной, вода и WC внутри. Грех не откупорить припасенную на такой случай бутылочку! Рекомендую остановиться именно здесь!
Вообще отделка во всех коттеджах, где мы останавливались, была исключительно из дерева, никакой синтетики. И еще немаловажная деталь - у них запрещается курить в домиках, поэтому воздух чистый и легкий. Везде есть электроплитка, холодильник и калорифер.
Пробег за день - 185 км.
01.07.2001.
Ночью прошел дождь и было свежо. Вечером, гуляя по окрестностям, мы обнаружили в 300 м от кемпинга музей природы. Решили утром туда непременно сходить. Часов в 11 мы уже в нем. Стоимость билетов на четверых 150 - 200 NOK (точно не помню). Если знаешь английский язык, то можешь получить интересующую тебя информацию посредством компьютера. На базе сенсорного принципа расставленные в разных местах экраны расскажут Вам о происхождении ледников или о продолжительности геологических эпох , говорящая голова человека того времени поведает о себе и ответит на различные вопросы. Но самое запоминающееся впечатление оказал на нас демонстрирующийся каждые 30 мин. фильм о норвежской природе! Фантастические съемки с вертолета создают впечатление, что ты сам сидишь внутри него и совершаешь головокружительные пируэты и полеты над водопадами, вершинами гор и ледниками. Рекомендую!
Выйдя из музея увидели указатель на какой-то водопад. Решили на него заскочить. Как потом оказалось, дорога к его вершине проходила по размягшей после дождя дороге, петляя вдоль скалы. Встречались участки, на которых две машины не могут разъехаться. Как на зло на одном из поворотов на 180 градусов нам повстречался немец на bobil - дача на базе автомобиля. Еле разъехались! Взобравшись наверх, мы посмеивались над нашим термином "заскочить". Дорога туда и обратно заняла 2,5 часа, причем спускаясь, мы решили пойти навстречу настойчивым просьбам уставших сидеть в машине малышей - пробежаться впереди машины. На одном из участков бегущий вперед, а смотрящий назад Игорешка , заскочил на край дороги, поскользнулся и чуть не сорвался в пропасть (дорога ничем не огорожена). Это был самый неприятный момент за все время путешествия.
Вскоре мы достигли Brimnes. Оттуда на пароме в Bruravik. Стоимость билета складывается из автомобиля с водителем, взрослых пассажиров и детей. В нашем случае это составило 76 NOK. Сразу после переправы - туннель протяженностью 7,5 км!!! Первоначально я планировал двигаться по 7-ой дороге в направлении BERGEN, но на предыдущей стоянке мне порекомендовали поехать в VOSS, якобы там есть отличный кемпинг. Поэтому я изменил маршрут и двинул в направлении VOSS по 13-й дороге. В VOSS кемпинг нам не понравился, единственным его достоинством был большой бассейн с вышкой, но сам кемпинг оставляет желать лучшего, да к тому же на берегу озера, где располагался кемпинг, свирепствовал сильный ветер. Мы приняли решение проехать дальше по 13-й в направлении Framnes , так как на карте там должны располагаться, как минимум, три кемпинга , а в направлении BERGEN - ни одного. Первый оказался не очень привлекательным, зато следующий располагался прямо у подножия водопада Tvindefossen. Он так и называется - TVINDE CAMPING OG HYTTER. Решение принято единогласно - останавливаемся здесь ! Домик на 4 кровати стоит 300 NOK, апартаменты - 390 NOK. Сняли домик. Именно здесь я встретил земляков - целый автобус туристов из Латвии. Не поверите, но за все время путешествия по Норвегии (да и по Швеции тоже) я не встретил ни одной машины с латвийскими или российскими номерами. Эта встреча была единственной. Поговорив со старшим группы, я внес небольшие коррективы в маршрут движения, за что я очень ему благодарен. Вечерком мы с детьми поднялись на вершину водопада - пешком, не торопясь, минут 30-40 ходьбы.
Пробег за день - 91 км.
02.07.2001.
Сегодня в планах заехать в BERGEN. Хотелось взглянуть на этот портовый городок, погулять по центральной его части, посетить знаменитый рыбный рынок, зайти в музей старого города. Движемся по Е16. На подъезде к городу платный проезд, кажется 10 NOK. Кстати, не старайтесь избавляться от металлических монет достоинством 5 и 10 NOK. Во многих местах они Вам очень пригодятся. Проехали два длинных туннеля и мы на месте. К сожалению, накануне меня где-то продуло (может на пароме, потому что дул сильный ветер), и настроя на длительные прогулки по древнему городу не было. Программу минимум мы выполнили и выехали из города чуть раньше планируемого. Возвращаться к VOSS решили по другой дороге, чтобы не повторяться. Едем по 7-ой в направлении Granvin. По дороге проехали два уютных городка, расположенных на берегу одного из фьордов - Norheimsund и Oystese. Красивые места! Вскоре за последним стоянка под названием RASTEPLASS. Очень живописное место с несколькими столиками. Есть место для костра, а также крытый навес на случай непогоды. Информация для любителей рыбной ловли: ловить рыбу в норвежских водоемах имеют право лишь те, кто приобрел лицензию. Стоимость лицензии на сутки (если мне не изменяет память) - 30 NOK, а на весь сезон - 300 NOK. В промежутке еще были цены на weekend и, кажется, на месяц. Где она приобретается не знаю, так как меня это не интересовало, помню лишь, что можно было ее приобрести в кемпинге MAGELI, что под LILLEHAMMER. Так вот, на этой стоянке при мне голландцы ловили на блесну каких-то рыбин. Пообедав, поехали дальше. Доехав до Granvin свернули вновь на знакомую уже 13-ую дорогу. Проехали VOSS и двинули в направлении на Vangsnes. Вскоре за нашим вчерашним пристанищем появился указатель TAULEN CAMPING. Время - 20.00. Дети устали и просят остановиться. Ночуем здесь. Ставим палатку. Это удовольствие обходится нам в 90 NOK.
Пробег за день - 310 км.
03.07.2001.
Выехали, как обычно, в 11.00. Движемся по направлению к Vangsnes. Оттуда паромом до Hella. Переправа обошлась в 88 NOK. Далее по 55-й на Sogndal. Затем сворачиваем на 5-ую по направлению к Byrkjelo. Проехали два туннеля подряд по 7 км каждый! Проезд платный - 145 NOK. В Byrkjelo мы расслабились и проскочили поворот на 60-ую, которая ведет к знаменитому леднику BRIKSDALSBREEN. Проехали лишних километров 25 пока не очухались. Утешением оказался мощный водопад EIDSFOSSEN, попавшийся нам по пути. Вернувшись обратно поехали по 60-й в Olden. Погода - то дождь, то солнце. На подъезде к городку дорога сужается и местами превращается в однополосную с поочередным проездом по ней. Приходилось прятаться в специальных карманах, пропуская встречный транспорт. В Olden поворот направо на ледник. Через 13 км на берегу горного озера расположен кемпинг OLDEN GYTRI. Место - супер !!! Я этот кемпинг еще перед отъездом себе отметил, кстати, именно туда я посылал просьбу о бронировании места по эл.почте. В этом месте был организован первый кемпинг для желающих подняться к леднику, поэтому он наиболее красивый. Для детей отличная детская площадка - батут, бассейн, волейбольная и бадминтонная площадка, летающие тарелки и большой трактор с прицепом, который очень запомнился моему сыну. Отдыхающие в этом кемпинге имеют право бесплатно пользоваться лодками для прогулок по горному озеру. Из окна домика (их всего три) виден другой ледник. Трехъярусные газоны для установки палаток аккуратно подстрижены, везде цветочки - хозяева очень любезны и во всем чувствуется их заботливая рука. Рекомендую!
Один домик из трех (самый большой) оказался свободным, и мы с радостью в нем расположились, заплатив за него 300 NOK. На радостях я умудрился оставить у хозяев свой бумажник!!! Слышу только позади веселый смех и какие-то крики. Оборачиваюсь, хозяйка бежит следом и, улыбаясь, вопрошает - present? Время - 18.00.
Пробег за день - 294 км.
04.07.2001.
Ура!!! С утра великолепная погода - ни облачка! В 11.30 выезжаем на ледник. Через 10 минут мы на стоянке - 40 NOK. Дорога к леднику представляет собой извилистую тропу, изрядно сдобренную конским навозом , так как внизу предоставляется платная услуга - подъем к леднику на конной повозке. Самым запоминающимся был переход через бурную горную речку - на мосту вас обильно обдает брызгами падающей в этом месте воды. В жару это очень даже кстати. На солнце искрится огромная радуга, которая видна даже на фотоснимке. Народ туда идет нескончаемым потоком, еще бы - самый большой в Европе ледник. По дороге у вас имеется возможность за 10 NOK рассмотреть ледник и прилегающие к нему горы через подзорную трубу. Правда время ограничивается 3 минутами. При желании можно пройтись и по самому леднику вместе с гидом-альпинистом. Необходимое снаряжение имеется на месте. Сколько стоит это удовольствие я не узнавал. Зрелище конечно же потрясающее. Рекомендую!
Дорога туда и обратно, а также отдых и фотографирование на леднике заняли у нас 3 часа. Оттуда мы направились по 60-й в Hellesylt, чтобы на пароме проплыть вдоль двадцатикилометрового фьорда GEIRANGERFJORDEN.Отплытие 4 или 5 раз в день, но мы попали на паром практически без задержки - в 16.00. Очень живописные места открываются по пути его следования. За 45 минут мы проплыли мимо нескольких водопадов, один из них - знаменитый "семь сестер". Путешествие по воде обошлось нам в 175 NOK. Рекомендую!
Съехав с парома в Geiranger ,поверните направо на панорамную площадку DALSNIBBA. За полчаса вы окажетесь на высоте 1500 м над уровнем моря! Въезд на площадку платный - 50 NOK. Проехав по крутому серпантину вы окажетесь в поднебесье, не веря , что каких-то полчаса тому назад находились внизу в едва заметной точке под названием Geiranger. Во время этих резких подъемов и спусков у меня часто закладывало уши, поэтому спасало давно проверенное средство - леденцы. Возвращаясь обратно, мы остановились на ночь в самом Geirangere - в кемпинге VINJE CAMPING. Очень красивое местечко прямо у водопада! Время - 20.30. Поставили палатку , заплатив 100 NOK. В кемпинге есть место для костра и довольно уютно. В городке универмаг работает до 23.00, что весьма редко для Норвегии (магазины там закрываются в 17.00) Шум падающей воды очень успокаивающе подействовал на нас, и мы уснули, едва коснувшись подушек.
Пробег за день - 148 км.
05.07.2001.
Сегодня в планах заглянуть на "тропу троллей" (TROLLSTIGVEIEN). Едем по 63-ей до Eidsdal, затем паромом до Linge. Переправа - 76 NOK. Километров через 40 панорамное местечко, но, к сожалению, была низкая облачность и кроме молока ничего не было видно. То же самое на TROLLSTIGVEIEN , поэтому долго там не задерживаемся и едем дальше. Вскоре поворот направо на Dombas. Въезжаем в знаменитую ROMSDALEN! Очень красива вначале, но вскоре дорога выравнивается и мы начинаем длиннющий пологий спуск в долину. Она, конечно-же, красива, но после высокогорья уже кажется чем-то второсортным (про себя смеемся, что зажрались). В Bjorli заправляюсь бензином, который в Норвегии еще дороже, чем в Швеции - 9,7-9,8 NOK/л (1,1 $/л), причем цена его возрастает, чем дальше от Швеции. Долго не можем найти приличный кемпинг, и лишь через 100 км , за Dombas останавливаемся в симпатичном ULEKLEIV CAMPING. Отличный домик стоит всего 200 NOK. Время - 18.00.
Пробег за день - 194 км.
06.07.2001.
Отоспались и двинулись в направлении к LILLEHAMMER. Кемпинги пошли один за другим. Речка, вдоль которой мы ехали, расширилась довольно прилично, и мы въехали в GUDBRANDSDALEN. Горы уже не такие крутые - все поросшие лесом, но все равно красиво. Стоит тридцатиградусная жара! Дети стали жаловаться, что мы все едем, да едем и нигде не стоим дольше одной ночи. Впрочем, у нас в графике была запланирована двухдневная стоянка, поэтому решили найти красивое место и пару деньков отдохнуть.Перед отъездом в Сети нашел два кемпинга рядом с LILLEHAMMER (LILLEHAMMER CAMPING AS и HUNDERFOSSEN CAMPING), туда и решили поехать. По дороге проскочили большой кемпинг в красивом месте. Не долго думая развернулись и решили заехать посмотреть получше. Название - MAGELI CAMPING (4 звездочки). Нам он приглянулся, в особенности детям, потому что детская площадка была оборудована различными горками, качелями, батутом , а главное - там в загонах бегали кролики, козочки и гусь, которых они с удовольствием кормили. Детей тоже было много и мы не видели своих отпрысков целый день. Они умудрялись на пальцах объясняться с местными ребятишками. На прокат можно взять каноэ (45 NOK/час) или водный велосипед (50 NOK/час). Оборудована купальня. Решили остановить здесь, и, как потом оказалось, правильно сделали! Разбили палатку и два дня отдыха обошлись нам в 260 NOK. Цены домиков - от 275 до 760 NOK за сутки.
Пробег за день - 125 км.
07.07.2001.
В 12.00 решили на пару часов съездить в LILLEHAMMER. По дороге заглянул в HUNDERFOSSEN CAMPING - он мне не понравился. Единственный плюс, что рядом с ним находится family park HUNDERFOSSEN - целый городок различных аттракционов. Цена на входные билеты для двух детей и двух взрослых составила в сумме 620 NOK. Мы взяли себе эту информацию на заметку и поехали дальше. LILLEHAMMER CAMPING мне тоже не понравился , во-первых цены очень высокие, во-вторых место не очень удачное. Поэтому рекомендую останавливаться в MAGELI CAMPING (36 км от LILLEHAMMER). В самом городе мы пробыли пару часов, купили различных сувениров и вернулись обратно в кемпинг.
Пробег за день - 92 км.
08.07.2001.
В 10.30 выехали по направлению к HAMAR. Симпатичный городок, жаль только, что все было закрыто - воскресенье. Затем свернули на 25-ую до Elverum (там в кемпинге цена домика 350 NOK) и по 20-й на Kongsvinger. За ним поехали по 2-ой и встали в первом повстречавшемся кемпинге - SIGERNESSJOEN CAMPING. Расположен он на берегу озера и в 300-х метрах от него отличное место для купания, особенно для детей, потому что очень пологий вход в воду. В 30-ти метрах от берега глубина 1 метр. К тому же, в самом кемпинге установлена детская водная горка! Вот было радости ! И еще немаловажное преимущество - это единственный кемпинг, в котором был бесплатным душ. Может именно поэтому здесь оказались самыми высокими цены на домики - 360 NOK. Палаточное место нам обошлось в 100 NOK.
Пробег за день - 240 км.
09.07.2001.
С утра дети покатались с водной горки, а в 13.00 мы уже были на границе.
В Норвегии, купив товара в одном магазине, участвующем в программе TAX FREE, на сумму свыше 308 NOK, Вы получаете право на возврат при выезде из страны от 11 до 18,5% от уплаченной суммы. Попросите выписать Вам Tax-Free Shopping Cheque (чек, дающий право на возвращение Вам НДС) и покажите Ваш паспорт (если попросят). Продавец завернет и запечатает Ваши покупки. Постарайтесь сохранить их запечатанными до самой границы. В Morokulien Infocenter (на границе со стороны Норвегии) Вы можете вернуть свои деньги и обменять оставшуюся валюту, а также потратить ее здесь же на сувениры. Время работы с 18 июня по 19 августа с 9.00 до 20.00, кроме воскресенья. В остальное время года - с 9.00 до 16.00.
В 14.00 мы пересекли границу, и вновь скорость движения возросла до 120 - 140 км/час. По дороге мы притормаживали у купальни, ибо жара стояла нестерпимая. В 18.30 приехали в VASTERAS и остановились в 500-х метрах от того места, где по дороге туда мы уже купались! Название - JOHANNISBERGS CAMPING. Он заметно уступал всем предыдущим и по чистоте и по уюту. Одна радость - дешево. Заплатили за палаточное место всего 80 SEK.
Пробег за день - 364 км.
10.07.2001.
На заключительную часть поездки - STOCKHOLM , мы оставили 2 дня. В 9.30 выехали (для нас это рекорд) и в 11.00 были на месте. Помог нам случай. Перед самым въездом в STOCKHOLM я остановился у какого-то торгового центра , чтобы купить карту города. В продаже была лишь карта его центральной части. Я сидел в машине и изучал маршрут подъезда к Djurgarden. Тут ко мне подходит мужчина из припаркованной рядом автомашины и интересуется куда держим путь. Я ответил, что хотелось бы подъехать к морскому музею, так как там, со слов моих шведских друзей, самая дешевая стоянка и ближе всех к тем музеям, которые мы намеревались посетить. Он любезно предложил нам свою помощь. Швед отвез в столичный госпиталь свою знакомую, а после этого "на хвосте" привез нас на место. Так что плутать по незнакомому городу в самом начале нам не пришлось. Огромное ему спасибо!
Первым делом мы пошли в музей VASA. Едва подошли к входу, как начался проливной дождь. Музей мне очень понравился! Историю о затонувшем сразу после спуска на воду корабле пересказывать не буду. Кого интересует могут найти в Рунете. Стоимость билетов для взрослых - 60 SEK, для детей с 7 до 14 лет - 30 SEK, детям до 7 лет - бесплатно. Рекомендую!
Следующим музеем оказался JUNIBACKEN. Это детский музей - мир героев сказок Астрид Линдгрен и других. На специальном вагончике вы перемещаетесь из одной сказки в другую и весь маршрут Вас сопровождают комментарии на русском языке. Затем игровой зал с раскрашиванием детских физиономий в различных бабочек и тому подобное. Омрачило лишь одно обстоятельство - очень длинные очереди. Это ожидание портит все впечатление. Цена билетов составила 290 SEK. Измочаленные мы поехали искать место для ночлега.
На карте Швеции было отмечено 4 кемпинга, расположенных прямо в границах города. Но на карте центральной его части их не было. Решил действовать следующим образом - на карте Швеции один из кемпингов располагался неподалеку от знаменитого Дроттнингхолмского дворца, а на карте центральной его части было указано направление в сторону DROTTNINGHOLM. Поэтому решили двинуть туда. Выехали из центра без особых осложнений, пару раз встретился знак, направляющий к кемпингу, но перед самыми мостами у DROTTNINGHOLM я проскочил поворот направо и километров 10 уехал в сторону. В конце-концов к 18.00 мы были на месте - в ANGBY CAMPING. Весь день лил дождь и хотелось снять домик, но впервые оказалось, что свободных мест нет. Пришлось вновь ставить палатку. Заплатили 140 SEK и молили Бога, чтобы не было дождя.
Пробег за день - 159 км.
11.07.2001.
С утра отличная погода! Сначала заезжаем в DROTTNINGHOLM - великолепный дворец и прилегающий к нему парк! Версаль в миниатюре! Рекомендую!
Затем возвращаемся уже знакомой дорогой обратно на вчерашнее место стоянки. Сначала посетили AQUARIA VATTENMUSEUM. Цена билетов - 60 SEK для взрослых и 30 SEK для детей. Нам очень понравилось - тропический лес (не торопитесь проходить этот зал, дождитесь тропического ливня!), аквариум с акулами, через который можно пролезть по специальному туннелю, множество различных диковинных рыбок и каракатиц! Рекомендую!
Следующим объектом нашего внимания оказался SKANSEN - музей под открытым небом, объединяющий в себе этнографический музей, зоопарк и детские аттракционы. Цена билетов для взрослых- 60 SEK, для детей от 5 до 14 лет - 30 SEK, детям до 5 лет - вход бесплатный. Очень понравилось! Мы провели в нем около 4 часов - быстрее не получится, слишком уж он большой. Рекомендую!
Все вышеперечисленные музеи находятся рядом в радиусе 500 м, так что искать их не придется. Напоследок посетили GAMLA STAN - старый город. Паркуя атомашину у торгового комплекса GALLERIAN, мы чуть не влетели на 700 SEK - поставили ее ближе 10 м от пешеходного перехода. Нам вовремя подсказал местный водитель о нарушении, так как в нашу сторону уже направлялся parking controller. В старом городе есть пункт обмена валюты и масса различных сувенирных магазинчиков, в которых русская речь встречается чаше других. Сам город красив, но Старая Рига мне нравится больше.
В 19.00 сели в машину и пошел дождь. Штурман отработал свою часть на отлично, и мы без проблем выбрались на Е18 в направлении на KAPELLSKAR.
По дороге с нами произошла просто мистическая история. У нас с женой создалось впечатление, что что-то сопутствует удачному течению нашего путешествия, начиная с подготовки и заканчивая погодой. Мы сидели и как раз обсуждали эту тему. Я так и задал вопрос в пространство прямым текстом: "Интересно, как это можно назвать?" В этом момент нас обгоняет какой-то автомобиль, у которого вместо номерного знака надпись - HEAVEN. Я сначала не придал значения этому обстоятельству, но через мгновение у меня словно прозрение - так это же ответ на поставленный мною вопрос! По спине побежали мурашки... Мы долго ехали в полном молчании, и лишь подъезжая к кемпингу вновь обрели дар речи.
В 20.15 были в кемпинге у самого парома - KAPELLSKARS CAMPING. Свободных домиков не было, поэтому вновь выручила палатка. Переночевали, заплатив 70 SEK.
Пробег за день - 118 км.
12. - 13.07.2001.
В 8.00 мы на пароме, а в 9.15 отплыли к родным берегам. Погода стояла отличная и очень живописные каменистые островки долго провожали нас до открытого моря.Туда мы плыли ночью, поэтому путь показался быстрым, а вот обратно плывем днем, и путь кажется неимоверно долгим. К тому же меня стало мутить от небольшой качки, так что очень пригодилась каюта - лежа легче переносить тошноту. В 19.00 паром прибыл в PALDISKI , а через час мы уже прошли паспортный контроль (процедура может затянуться на несколько часов, так что на паром старайтесь заехать первыми, чтобы не томиться в очереди при выезде) и мчались по эстонским дорогам - по качеству оставляющих желать лучшего. Эстонский прикол - это вырезанный из фанеры в натуральную величину контур полицейской машины, расположенный вдоль трассы. Невольно сбрасываешь скорость перед этаким чучелом.
Наконец, родная Латвия! Переводим часы, получается ровно полночь. Через два часа открываем дверь своей квартиры и все - путешествие закончено...
Пробег за день - 335 км.
Примерный расход финансов:
- визы, страховки, "зеленая карта" - 150$;
- паром Paldiski - Kapellskar и обратно - 280$;
- бензин - 150$;
- провиант - 50$;
- платные участки дорог, паромные переправы - 70$;
- кемпинги - 240$;
- развлечения и магазины - 560$.
ИТОГО: 1500$
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ !!!
25/07/2001 12:04
Материалы по теме
- Страны: Норвегия
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.