Шарм-Эль-Шейх, Египет

Просмотрев верхнюю треть сообщений и пролистав оставшуюся часть, я не нашла ни одного письма про Шарм-Эль-Шейх (Египет), только небольшие упоминания. Решила восполнить этот пробел. Мы там были в конце сентября 2000 года.

Начну с небольшого предисловия. Я не большой специалист по заграницам, до этого была только на Кипре, а путевку самостоятельно покупала первый раз. Самое главное для меня на отдыхе - море, солнце, фрукты и спокойствие. К дискотекам равнодушна по причине давней травмы ноги, а к магазинам просто равнодушна. Поэтому буду в свое описание включать впечатления коллег по отдыху. Постараюсь излагать "как оно было на самом деле".

Началось все с того, что муж прожил в командировке в Каире в декабре полтора месяца, и вернулся оттуда с толстыми щеками, горящими глазами и дурацкой привычкой пользоваться ножом и салфеткой за обедом. Практически первыми его словами были: "Дорогая, ты обязательно должна там побывать!" Ну надо так надо. Все лето я просматривала информацию о Египте в И-нете, насколько позволяло время, и решила, что путь нам только в Шарм-Эль-Шейх: про Хургаду многие говорили, что грязно, а романтичное описание Эль-Гуны мне показалось подозрительным.

Поскольку я человек сильно зависящий от работодателя, очень заранее свой отдых планировать не могу - надо идти в "Магазин горящих путевок", тем более, что слышала только хорошие отзывы. Пришли мы в субботу в офис "Выхино", который к сожалению сейчас закрыли, и оказалось, что другие агентства еще закрыты. Нам предложили погулять немного, и вернувшись буквально минут через 40, мы столкнулись с проблемой выбора: широко известная "Пирамиза 5*" без еды (завтраки) или никому не известная "Касабланка" (Casablanca) с едой (полупансион) примерно за те же деньги . Не задумываясь ни не секунду муж сказал: "Конечно, с едой", и я была с ним полностью согласна, вот только пугало отсутствие информации об отеле. Стали звонить туроператору и выяснять подробности. Добыли буквально следующее: совершенно новый современный отель, но стройка завершена - никаких бульдозеров и т.п.; проходит рекламная акция; пляжа своего нет, но до моря 10 минут пешком и каждые полчаса ходит автобус на пляж другого отеля, где постояльцы Касабланки пользуются всеми пляжными услугами. Решили - едем в Касабланку от турфирмы "VKO-travel". Менеджер МГП сообщает, что документы будет дня за 3 до вылета. Отлично! Смотрю - на сайте VKO информация о том, что своим клиентам они выдают все в аэропорту. Ну, думаю, повезло, нам-то документы раньше выдадут. Но не тут-то было. За 3 дня до вылета никаких документов нет. Выдали нам их поздно вечером накануне вылет в офисе МГП, спасибо их сотрудникам - они сидели с нами до 9 вечера и отвечали на наши дурацкие вопросы. И кто только придумал выдавать документы в аэропорту? Мы живем в Подмосковье и такси заказываем сразу туда и обратно. Как я могу заказать такси к прилету не имея документов? А муки неопределнности?

Про перелеты не буду ничего рассказывать. Общее впечатление - ни один самолет не летает по расписанию. Ну прямо новый закон Мэрфи.

Прибыли в Шарм. Шарм состоит как бы из трех частей: Нааби-бей, старый Шарм - рыбацкая деревушка и новый Шарм (не помню точное название). Мы жили в новом Шарме. Все части находятся довольно далеко друг от друга. Добраться можно только на такси. Другого транспорта просто нет! Все такси "рено" (или "пежо"?) одной и той же старинной модели годов 60-х. Несколько похожи на наши "Жигули" 4 модели, только гораздо уже, и сиденья в 3 ряда. От нас до Наами-бей 15 минут езды и 15 фунтов денег. По началу просят 20 фунтов, но обычно соглашаются на 15. Наами-бей наиболее обжитой район, почти все отели 5*. Стоят они вдоль берега. Планировка городка такая: 30-50 метров шириной пляжи, прогулочная дорожка, отели, магазинчики. Типа Ялты. Пляж песчаный, где там рифы не знаю - мы туда плавать не ездили. По дорожке гуляет огромная толпа народу. В Наами-бей так же находятся "культурный центр" Шарма - боулинг и хард-рок кафе. Молодежь ездила и проводила там ночи. Дискотеки проводятся в разных отелях. О них сообщала приставленная к нам от принимающей стороны девушка. Насколько я поняла, где-то лучше, где-то хуже. Есть еще парк детских аттракционов, но очень маленький. Мы ездили в Наами-бей 2 раза. Второй раз уже было скучно. Но мы не любители посидеть в кафе и т.п. , а покупать сувениры мы не собирались. Кому-то наверняка понравится. Есть кафе, в которых поют живые итальянцы. Видели кафе, где пели что-то очень национальное, и публика там была соответствующая. В некоторых кафе можно посмотреть танец живота - фигня. В магазинчиках золото, сувениры, масла, пляжные принадлежности. Есть пара лавок с кожаной одеждой и домашней утварью. Мне понравились настоящие медные чайники. Народу везде полно, зазывалы работают на совесть.

Новый Шарм представляет собой огромную плоскую стройплощадку размером в несколько километров. Кое-где уже построены отели и административные здания. Муж сказал, что в Каире то же самое, что, меня лично, утешило. На самом берегу крутые отели, потом идет 2 линия - отели, принадлежащие тому же хозяину, но подешевле, постояльцы таких отелей ходят на пляж в отель первой линии. Но берег здесь - сплошной риф. До большой воды добираются по специальным понтонным мостикам метров 20 в длину. Риф здесь глубокий, вернее высокий. Ну а потом дальше от моря идут всякие "Касабланка", "холидей-инн", "уни-шарм" и т.п., из которых народ возят на пляж куда-нибудь подальше, чем просто через дорогу перейти.

Старый Шарм с внешней своей стороны представляет собой торговую улочку и фруктово-овощные лавки, а во внутрь мы решили не углубляться. Здесь же находятся 3-4 отеля. Место мне не понравилось - виды больше на пустырь, и запахи специфические из города идут, хотя море совсем рядом, пляж неплохой и риф недалеко. Мы ходили в старый Шарм несколько раз с пляжа - минут 10-15 пешком. Правда мне было страшновато: я начиталась про их строгости к одежде, а на пляже всегда была в коротких шортах и открытой майке. Ходила я по старому Шарму вцепившись в мужа и прячась за его широкой спиной. Так и не поняла, насколько правда, что они не любят "отрытых тел".

Наш отель.

Велик и могуч русский язык! - почти все из информации об отеле оказалось правдой. Отель действительно новейший, жутко мощный кондиционер, нормальная мебель, телевизор с пультом, холодильничек маленький типа "Морозки" времен нашей юности. Все в точности как на Кипре в 3*. Чистота. НО: бульдозеров нет, потому что там используется в основном ручной труд. За стеной достраивали другой отель - никакого шума. До моря 10 минут - НО там нельзя войти в воду - либо строй-площадка, либо супер-отель с вооруженной охраной у входа. Автобус как бы ходит каждые полчаса, НО не через полчаса, а полчаса каждого часа!!! Т.е. в 8-30, 9-30 и т.д. Сразу скажу, что "хождение" автобуса было самым-самым отрицательным моментом нашего отдыха. Во-первых, 1 раз в час - это мало, и приходил он когда ему вздумается!!!!!!!!!!!!! Во-вторых с утра нужно было вставать "по звонку", а не когда выспишься, иначе потеряешь попусту час-полтора, сидя в скучном номере. И в-третьих, получался просто пионерский лагерь - построились парами, пошли на выход, сели, поехали. Мне это все жутко не нравилось. Скандалы с портье на тему автобуса происходили практически ежедневно. По-русски вообще никто не говорит, их английский совсем не такой английский, как наш. Нам повезло, в тот отель, куда мы ездили на пляж один из мальчиков-ресепшн понимал немецкий, а у нас была девочка, которая довольно бойко говорила по-немецки. Разговор был примерно такой:

- Позовите главного управляющего
    - Его нет
    - Скажите ему, что по возращению в Москву мы все потребуем свои деньги обратно, и будем всем рассказывать, какое здесь плохое обслуживание. Автобуса нет уже 10 (15 -20-30) минут!

После этого на следующий день автобус приходил по точно по расписанию, через день опаздывал минут на 5-7, еще на следующий день опоздание составляло минут 10-15. За 2 недели мы пережили 3 цикла борьбы с автобусами. По началу я злилась, но когда пошел второй круг разборок, я поняла, что это "особенности работы программы".

Что еще сказать про отель? Здание имеет 2 крыла в форме буквы "Г", соединенные центральной частью, в которой находится большой холл наверху и столовая внизу. Очень симпатичная отделка, много живых растений. Наше крыло выходило на бассейн, окна другого крыла выходили на маленький дворик с детской площадкой, но там при нас никто не жил. Все отели в этой местности окружены стенами, поэтому в каждом отеле образуется такой замкнутый мирок. Бассейн довольно большой, вода голубая, кажется, все время вливается - выливается, что очень даже неплохо. Вокруг бассейна лежачки, полотенца просто выкладывали утром стопкой на один из них - не надо ни у кого просить. Убирались каждый день, но не всегда с утра. Ванны нет, стоячий душ. Очень хороший водонагреватель. Странные истории происходили с полотенцами. Их на человека должно приходится штуки 3-4, точно не знаю, потому что каждый день оказывался разный набор. Предлагала мужу оставить в номере чаевые, он сказал, что они могут не понять и не взять (ха-ха). За 3 дня до отъезда мы вернулись с пляжа, а в номере как раз шла уборка. Я таки заставила мужа дать им чаевые. Результат был такой: они тут же кинулись мыть стены и т.п., муж их еле вытолкал из номера, и в оставшиеся дни полотенец у нас была куча. Если не считать разборок с автобусом все остальные разговоры проходили довольно мило. Я как-то вечером забыла босоножки у бассейна. Обратилась к ресепшн - нашли, только что на ноги не одели.

Хотя была еще одна история. По приезду оказалось, что в номерах нет фенов, хотя были обещаны. Более того, фен оказался один и то как-то раздолбанный. Служил переходящим призом у дам с короткими волосами. Мне фен был ни к чему, но я хотела получить утюг или доступ в гладильную комнату. Девушка от принимающей стороны поговорила с представителем отеля - утюга нет, принесут завтра. Ни завтра, на после завтра утюг не принесли. Тогда девушка пообещала принести свой на один вечер, несла дня 3 - не принесла. Пришлось платье намочить и сушить на плечиках, помятость получилась более равномерная. Перед отъездом к нам подошел официант, который нас обслуживал, и сказал, что им всем (!) очень понравилось мое платье. Я удивилась, но потом решила, что из-за цвета - зеленый, как знамя ислама. Пустячок, а приятно.

И еще про заселение немного. Нас встретили в холле и сразу стали раздавать ключи, мы вошли первые и нам досталась первая комната на первом этаже - окна на бассейн, дверь на стену между отелями.. Я слегка повозмущалась, главным образом из-за первого этажа, но потом решила, что здесь будет прохладнее, чем в другом месте. А вот девушка из соседнего номера настояла на переселение - с ней ходили по всем свободным комнатам крыла. Она выбрала номер на втором этаже - окна на бассейн, дверь на улицу. После обеда в окна светит солнце - наш номер мне больше понравился. К тому я часто перелезала через перила балкона и оказывалась около бассейна. Была еще одна дама с ребенком, с которой муж почему-то не поехал. Она все 2 недели брюзжала, как тут плохо и порывалась переехать в тот отель, куда мы ездили на пляж, но так и не переехала.

И еще - у них там нормальные розетка 220В!! Можно брать всякие наши кипятильники, бритвы, фены и т.п. На Кипре, например, розетки странные, а фен был прямо в розетку кручен.

Принимающая сторона была представлена девушкой Даша, урожденная Дорея. Довольно веселая и общительная. Приходила почти каждый день, иногда опаздывала. Сразу рассказала нам про ближайшие продуктовые магазины, расценки и т.п. Сообщала про дискотеки и сама ездила с ребятами, но это от любви к дискотекам.

Теперь о еде.

В отеле. Завтрак и ужин - шведский стол. Завтрак каждый день был абсолютно одинаков - нарезанные овощи (помидоры/огурцы), булочки, чай, кофе, хлопья какие-то. Для каждого желающего повар делал яичницу с добавками на выбор - лук, колбаса, перец. Довольно мило, но через неделю надоело. Ужины тоже были похожи друг на друга. Всегда была курица, рыба, мясо цельное и рубленное, рис, макароны. Много выпечки. Но все же на каждый ужин было что-нибудь новенькое. Были и салаты. Овощные салаты и фрукты всегда очень быстро заканчивались, так что лучше приходить в первых рядах. До сих пор удивляюсь: каждый вечер они готовили большую кастрюлю риса и такую же кастрюлю макарон, и их никто не ел, что в принципе понятно - были только русские.

Были с ними 2 тетушки, которые как-то пожили в Хургаде в 4*. В первый же вечер они подняли хай, что еда совершенно ужасная, пусть дают другой отель или готовят лучше. На следующий вечер еда стала ну чуть-чуть лучше и чуть-чуть разнообразнее, но зато под блюда постелили квази-скатерть и "украсили" цветами и вазами. Тетушки были в восторге. Напитки за дополнительную плату. Вода в литровых и полуторалитровых бутылках в 3-4 раза дороже, чем в магазине. Чашка растворимого кофе 5 фунтов. Столько же чай из пакетиков. По приезду брала кофе на ужин - с каждым разом все хуже и хуже. Мне это надоело, и я сказала официанту, что кофе ужасный, а муж соответственно не дал чаевые. Но через день все равно захотелось кофе - на этот раз подали более-менее приличный. Потом оказалось, что в соседнем отеле варят настоящий кофе. Сходили попробовать - действительно, но чашечка маааленькая, и ждали доооолго. Кстати о чае. Везде дают чай-пакетики. Я поинтересовалась у Даши - оказалось, это гадкие западные туристы другой чай не признают. Но как сказано выше - можно взять кипятильник и сделать чай, какой хочешь.

Есть там и вино - белое, розовое и красное. Как объяснила Даша, виноград привозят из Франции, а вино делают в Египте. Как так получается - не знаю. Мы попробовали красное - нам понравилось, даже домой привезли. Стоила бутылка в городе 10$, 15$ в нашем отеле и 20$ в соседнем, где кофе. Честно говоря, мы были единственными, кто пил вино, остальные пили воду. Еще одна пара попробовала розовое вино - им понравилось, но на следующий день у тетушки проявились пятно и лицо отекло. Мне почему-то кажется, проблема была не в вине. Белое вино имеет самую скучную этикетку, мы на него так и не покусились.

Супермаркеты довольно примитивны, больше похожи на хорошие сельпо прежних лет. Там мы покупали соки и воду. На вид соки примерно одинаковые, но некоторые почему-то в 2 раза дороже. Цены нигде не указаны, их узнаешь, только когда в кассе сканируют товар. Соки мне не понравились - все очень сладкие. Фруктов в почти супермаркетах нет. За ними мы ходили в лавки старого Шарма. Муж еще в прежний свой приезд в Египет полюбил гуаву. Ее в основном и покупали, а также груши, дыни, манго и финики. С манго вышла странная история. Выбирать-то мы их не умеем! Первый раз мы среднее зеленоватое манго съели вдвоем - вкусно. Потом я съела целое желтенькое манго одна, но оно было более мягкое, и мой организм его не принял. К утру все пришло в норму, но как правильно выбирать манго я не знаю. Может надо зеленые брать, а желтые это уже перезрелые?

Никто замечаний нам по поводу продуктов не делал, но к концу второй недели появились у входа объявления на русском языке, что продукты приносить нельзя. Написаны они были ооооочень мелкими буквами, может, кроме меня никто и не заметил. Через пару месяцев на сайте того же МГП "Касабланка" уже шла как "все включено" и в 1.5 раза дороже. Пожалуй, на такое предложение я бы не покусилась.

Теперь про отель, куда мы ездили на пляж. Называется он "Бич Альбатрос" 4*. Размером побольше, но там регулярно травили каких-то насекомых. На его территории 2 или 3 кафе-ресторана, золотая лавка и отделение банка. Рядом с отелем центр связи, 2 супермаркета и мечеть, с которой несколько раз в день раздается призыв к молитве. Это отель первой линии. Пляж мне очень понравился - сам пляж красная глина, вход в воду сделан из камней, а дно - песочек. Чуть дальше более дикий пляж - никаких каменных спусков. Много лежаков по всей длине пляжа. Полотенец выдавали сколько спросишь. Имеется 2 нормальных душа на с несколькими лейками - никаких очередей. И вообще, принимали как родных. На пляже кафе-бар. Рядом площадка для анимации. Настоящее представления я так и не посмотрела, видела репетиции - обыкновенная самодеятельность. Здесь же проводились дискотеки. Иногда в произвольный момент времени проводили занятия аэробикой в воде. Минут на 15-20. Я попала только пару раз, и несколько раз видела из воды - пока доплыла уже все кончилось. А жаль.

И наконец самое главное - буквально в 7 минутах ходьбы по берегу риф!!!!!!!!!! Он не высокий - метра 3-5, поэтому вода очень хорошо прогревается, и жизнь просто бурлит. Поскольку тем мелко и тепло, все плавали с масками. На это риф, как на работу в 11-00 шла толпа народу из отелей старого Шарма. Я ходила позже - народу меньше, и не разрываешь между желаниям загорать и плавать около рифа. Даже не буду пыжиться описать все красоты. Могу отметить 2 момента - за этот пляж и этот риф я готова простить все недостатки, описанные выше. И когда я купила книгу про обитателей Красного моря, оказалось, что я видела 2/3 из них. Некоторые просто не встречаются в Шарме. Я видела даже очень редкую, очень страшную и очень ядовитую рыбу - это что-то! Из всех составляющих отдыха остались экскурсии.

Нам предлагали Каир (120$), монастырь св.Катерины (IV век) (60 или 100$), заповедник в красном море (50$) и поездку на джипах (60 или 80$). Кстати, в Наами-бей в тур бюро цены такие же, кое-что на 5$ дешевле, но ведь до Наами-бей надо самим добираться. Поскольку я плохо переношу дорогу да еще по приезду сильно подвернула ногу, а муж уже бывал в Гизе, выбор сильно сузился до заповедника. Даша нам неоднократно говорила, что гиды везде русские, что оказалась наглой ложью.

Но начну по порядку. Как водится, заехал за нами автобус. Как ни странно, мы оказались последние - место одно, а нас двое, причем муж мой довольно большой мужчина. Собиратель клиентов уступил ему место, я притулилась рядом, а собиратель завис в воздухе у меня перед носом. Благо ехать не далеко - порт за старым Шармом. По пути остановились около проката - взяли мужу маску. Приехали в порт, загрузились на катер. И тут приходит мужик и говорит: "давайте паспорта". А мы не взяли - нам Даша сказала, что в Шарме все спокойно, с паспортами ходить не надо. Потом он нас спрашивает: "вы откуда?" - Касабланка. Оказалось, его интересовала страна. Сознались, что мы русские. И тут все присутствующие на нас вылупились, почему, я так и не поняла. Этот мужик ушел. Через некоторое время пришел другой, оглядел нас, задал те же вопросы, еще спросил, где наши паспорта (в отеле, где же им еще быть?) и ушел. Через некоторое время пришел еще один мужик, и мы своими руками вписали свои фамилии в какой-то журнал, после чего отчалили. Компашка оказалась смешанная - немцы, итальянцы, 2 молодые арабские пары. Никто никому ни на каком языке ничего не рассказывал!! Одна из итальянок спросила у рулевого, почему заповедник так называется. Он ответил ей двумя предложениями. Вроде что-то про несчастную любовь. Пришли к рифу. На море волнение, таких катеров полсотни, все одинаковые! Спрашиваю рулевого, как вас найти - "спроси Мухамеда, меня все знают". Надела маску - пошла спускаться в воду. Этот самый Мухамед вцепился в меня и что-то настойчиво спрашивал, раза с пятого поняла, он волновался, умею ли я плавать. Сказала, что умею, и поплыла. То ли из-за волнения на море, то ли из-за огромного количества людей и кораблей вода была довольно мутная. Приходилось часто выныривать и искать катер - не отплавает ли, через некоторое время вычислила признаки, которые были только у нашего катера - немного успокоилась. Но обстановка довольно нервная. Мухамед не зря волновался - одна из немок чуть не утонула, пришлось кому-то из экипажа прыгать в воду, надевать на нее круг и тащить к катеру. Арабки плавали в полной амуниции - платок на голове, платье, штаны и ласты. Весьма прикольное зрелище.

Провели мы в заповеднике часа полтора. Поплыли обратно. Как я расстроилась! - 50 баксов за 1.5 часа. Но оказалось, это не все. Пришли мы в какую-то бухточку и встали. Всем предложили обед, я отказалась - организм не любит качку. Мужу обед понравился - курица, макароны, дыня и еще что-то, тем более, что у него оказалась плохая маска, плавать он долго не мог. Ну а я все плавала и плавала. Вода здесь оказалась теплая и прозрачная, а риф несколько не такой, как на нашем пляже. Грузимся опять и держим курс прямо на наш пляж. Оказалось не прямо, а несколько дальше - к пляжам тех крутых отелей, у которых дядьки с ружьями стоят, и в которых, как потом оказалось, проживали почти все экскурсанты, кроме нас и арабов. Вот, наверно, они обрадовались. Правда, катер встал довольно далеко от берега - не каждый доплывет. Здесь риф совсем не такой, как на нашем пляже - глубокий, вода холоднее, поэтому все в голубых тонах, мелких рыбешек нет, зато разных кораллов больше. Пробултыхались еще час, на палубе всем предлагали конфеты, я отказывалась, но Мухамед всучил мне аж 3 штуки - как лучшему пловцу. И наконец в порт.

Тут я решила, что день получился хороший, 50$ - нормальная цена за целый день с обедом.

Про другие экскурсии расскажу с чужих слов.

Монастырь св.Катерина находится около той горы, где было пророчество Моисею. Поэтому экскурсия состоит из 2 частей - встречание рассвета на горе Моисея и осмотр монастыря. Отъезд в 2 часа ночи в каким-то сухим пайком в автобусе. Ничего плохого про автобус не говорили. Около горы народ выгружают, и каждый в меру своих физических и финансовых возможностей идет в гору. Если хочешь - возьми верблюда, не бесплатно, конечно. Так и идет все толпа - дети, старики и верблюды по колено в дерьме, по словам участника. Подходят к лестнице, которая продолжает подъем на гору, тут уж каждый сам за себя. Но вот и вершина, а рассвета все нет, и никто не знает, где он начнется. Зато холодно, но можно взять одеяло, которым пользовались предыдущие поколения, опять же не бесплатно. Ну вот и рассвет - пошли обратно. По монастырю водил монах сравнительно плохо говоривший по-русски, в связи с этим ничего интересного не рассказал. Мероприятие проходило в быстром темпе и к 2 часам дня они были уже в отеле. Обратите внимание, опять никаких гидов! Несколько человек, на вопрос, какие у них впечатления, сказали: "зато мы проверили себя на прочность". Ну-ну.

Большая экскурсия на весь день - цветной каньон, деревня бедуинов и какой-то соседний городок. Мероприятия проводится на джипах, в которых установлены лавки (!), и сидеть проходится спиной к середине салона. Участникам понравились ручные дельфины у бедуинов и каньон.

Каир. До Каира ехать очень долго, в самый великий музей, кажется их вообще не повели, самое большое впечатления произвело посещение папирусной фабрики. Я даже и не знаю, что подумать - то ли в Гизе было совсем плохо, то ли народ такой странный попался.

В заключение хочу сказать, что права покачать там иногда полезно, даже если вы не любите это делать. Торговаться в лавках - пока обязательно, хотя некоторые делают сравнительно низкие цены, и о скидках даже не разговаривают.