Отдых в Сочи



    Дагомыс. Дорога туда. Димитровград - Сочи

    Работали мы, работали и доработались до того, что 7 лет не были с детьми в отпуске на море.

    Наконец, наше терпенье лопнуло, да и дети выросли так, что вместе можно было съездить, по сути, в последний раз (дальше будут ездить сами) и, заняв деньги (почему-то в нужное время их всегда не хватает), двинулись на только что месяц назад приобретенной ДЭУ-ЭСПЕРО на Юг.

    Около 100 км ехали до Тольятти по знакомой, не раз езженой и вполне удобной трассе. Через час доехали и до плотины Волжской ГЭС. Здесь хотели посмотреть, как падает вода и сфотографироваться. Но чтобы свернуть к нужному месту, необходимо было пересечь налево сплошной встречный поток авто. К тому же у съезда почему-то дежурили "гиббоны". Поэтому осмотр первой достопримечательности отложили на обратную дорогу и поехали дальше. Так всегда на трассе - любая задержка нестерпимо раздражает, и все остановки автоматически сводятся к минимуму. В общем, сел за руль и едешь, пока не доедешь до чего-нибудь.

    Еще через час не без труда свернули с М5 на Сызрань. Трудно было потому, что указатели совершенно бестолковые, и первый поворот на Сызрань мы пропустили без тени сомнения и с чистым сердцем. Хорошо, что еще другие повороты есть. Так что после пары наводящих вопросов дорога была найдена.

    Сызрань на внешний вид (никогда в ней раньше не были) выглядит как большая деревня или, если хотите, как старинный купеческий город. Светофоры есть, но почти все не работают, зато вместо них стоят регулировщики. Я было стал вспоминать знаки регулировщиков, которые учил десять лет назад, когда сдавал на права. Однако не понадобилось. Регулировщики успешно объяснялись с участниками движения при помощи всем знакомых знаков, которыми объясняются, например, в толпе на базаре и даже не пытались изобразить из себя то, что мы иногда видим в старинных кинофильмах.

    Однако возникли другие проблемы. В Сызрани оказалось очень плохо с дорожными указателями (по крайней мере, на Саратов), и поэтому из Сызрани нас вывел язык, который пришлось употреблять раз 10. Общее впечатление не очень.

    Дальше мы опять попали в родную Ульяновскую область и по очень хорошей дороге доехали до Саратовской обл. (Хвалынский район). И тут началось то, что цензурным языком описать невозможно. Мой младший сын Андрей (14 лет) дал этому название "несчастье автомобилиста". Сказать, что это было для меня неожиданностью формально нельзя. Знакомые, которые уже проезжали по этим местам (на "Жигулях") говорили примерно, что там километров 20-30 плохой дороги, а дальше, мол, все о'кей.

    Однако то, с чем мы столкнулись, нельзя назвать даже направлением движения. Вся дорога представляет собой уже грунтовку. Временами попадается 15-20 метров разбитого асфальта, а дальше вновь как по ледяным торосам. Сквозь глинистую почву проступают вздыбленные куски асфальта. Ехать можно было со скоростью 20 км/час. Вся Эспера тряслась и рыдала. И рыдания эти были мне как ножом по сердцу. И куда я вперся на новой-то машине?! Казалось, что дорога эта не кончится никогда. Какие там 30 км! - 100 км не менее Только миновав Шиханы, мы попали на более или менее сносную дорогу.

    У всего этого безобразия лишь одно преимущество: ни встречных, ни попутных, ни гиббонов, но уж лучше гиббоны, чем такая дорога. Дальше дорога была разная, в целом удовлетворительная и даже есть надежда на то, что со временем будет хорошая, потому что мы постоянно объезжали ремонтируемые и строящиеся участки. Но объезды по щебенке сквозь сплошную пыль! Хорошо, что есть кнопка циркуляции вентилятора!

    Около самого Саратова дорога стала даже хорошей. Но, объехав город, столкнулись с теми же проблемами.

    Здесь нас ожидала первая потеря. На узком мосту через какую-то канаву на приличной скорости я въехал правым колесом в ямку у бордюра. Уйти не мог. В это время на мосту был встречный грузовик. Страшный удар потряс всех нас. Остановился, осмотрел колеса. Внешне вроде бы ничего. Однако биение руля на скоростях выше 120 км/час дало знать, что переднему правому диску каюк.

    Всю дорогу по Саратовской области мы проклинали Аяцкова и распевали: "Таких не берут в космонавты".

    Приехали, однако, в Волгоградскую область. В Камышинском районе дорога была хоть и проезжей, но почти ничем не отличалась от саратовских дорог. Стоны Эсперы болью отзывались в моем сердце. После Камышина ехать стало легче, уже опускался вечер. Начиналась гроза. Стал накрапывать дождь, предвестник летнего ливня. Сверканье змеистых молний смешивалось с отсветами вечерней зари в серо - синих тучах. В общем, "Ревела буря, гром гремел".

    Волгоград

    Уже в темноте, в дождь, часов в 9 вечера въехали мы в Волгоград и, остановившись у первого же магазина, спросили, где здесь неподалеку может находиться гостиница. Нам повезло. Гостиница "Волгарь" оказалась буквально за углом на проспекте Ленина. (Вот так! "…и Ленин великий нам путь указал"). Я и сам прожил …надцать лет на проспекте Ленина, а работа моя там до сих пор.

    Гостиница - это громко сказано. На самом деле это бывшее, а, может быть, и действующее общежитие Волгоградского тракторного завода, который и расположился аккурат напротив, через дорогу. Но об этом позже.

    Как оказалось, общага эта некоторое время специализируется на обслуживании таких как мы транзитных туристов. Берут за ночлег 50 руб. с человека. На этажах - секции. Комнаты 2-х и 3-х местные, удобства в секции. В душе, хоть и порядочно разоренном, оказалась горячая вода. На первом этаже продовольственный магазин и довольно-таки приличное кафе, которым мы и воспользовались. Автомобиль удалось поставить на задах гостиницы. Там что-то строилось. Стройка охранялась, и сторож с удовольствием принял за 20 руб. нашу Эсперу под свою ответственность. На этом положительные впечатления закончились.

    Дождь, шквалистый ветер, все закончилось в одно мгновение. Осталась духота и что-то мелко и случайно моросящее. Спать на кроватях с продавленными панцирными сетками (может кто-то помнит, что это такое) было практически невозможно. К тому же из открытых окон доносился непрерывный шум проспекта и что-то тяжелое ухало с периодичностью раз в минуту. Было понятно, что рядом какое-то предприятие и казалось, что это один цех со злобной настойчивостью и регулярностью ударяет по другому. Пришлось закрыть окна, и, чтобы не помереть от духоты, я лег на пол и завернулся в мокрую простыню. О, как обожаю я тебя, Эспера, за твой кондиционер!

    С грехом пополам перекантовались, и рано утром, выйдя на балкон (О да! В отеле в каждом номере балкон!), в тишине, мы обнаружили перед собой Волгоградский тракторный завод имени … да нет же, дорогие мои, у нас, и другие революционеры водились, Ф.Э.Дзержинский, например. Во как! Он-то (завод) нам и не давал спать почти всю ночь. Вот они плоды экономического роста! Мало того, что мы всей семьей поехали на Юг пополнять бюджет Краснодарского края и города Сочи, так и треклятый завод работает чуть не в три смены.

    На самом деле все наши проблемы (кроме духоты и проваленных кроватей) были бы решены, если бы нам дали комнаты с видом на стройку, на которой мы оставили свою ласточку, кондиционированную нашу. Так что, господа, будете в этом отеле - не требуйте номера с видом на Волгу. На нее вы и по дороге насмотритесь.

    Далее наш путь лежал на Мамаев курган. Грешно было бы, будучи в Волгограде, не посетить это место, благо все интересное похоже находилось вдоль этого самого проспекта. Погода была пасмурная, после вчерашней грозы что-то мелкое слегка моросило, задерживаться было нельзя, надо было до темна успеть в Краснодар. Поэтому сделали всего пару фотографий при помощи таких же, как и мы туристов из Татарстана, которых довольно было в этот ранний час, и двинулись из города на Федеральную дорогу М21.

    Съездив и туда, и обратно, и повидав кое-что, я теперь могу сказать вам, почти спеть: " Что за дивная эта дорога М21!"

    И хоть не широка она и не так много на ней бензозаправок и оборудованных стоянок, зато состояние дорожного полотна приличное, не заходит она почти ни в один населенный пункт, не напряжена и почти нет гиббонов. Короче едешь по ней - отдыхаешь. Жаль, что короткая больно, хотя именно на этой дороге у меня состоялись первые встречи с гиббонами.

    Первый раз меня оштрафовали перед переправой через Дон. Дорога там до переправы прямая, как стрела, перед мостом пост ДПС. Я, учитывая этот факт, не гоню, перед постом сбросил газ, еду по знакам "60 км", потом "Стоп".

    Тормозят, говорят: "Скорость - 115 км/час", превышение, однако. Видели бы вы мои маленькие глаза, которые сделались, как у Петра 1, когда он бил тростью Меньшикова за очередной факт казнокрадства! Я десять лет за рулем, езживал по междугородным трассам и не раз. И никогда, слышите, никогда и никто даже не намекал на ограничение в 90 км/час. Ладно, правила знаем, платим штраф. Одновременно вижу в "скворечнике" у гиббона бинокль. Это они высматривают на прямой дороге тех, кто пересекает сплошную там, где их радар уже не берет. Орлы дальнозоркие, что и говорить.

    Второй случай из разряда курьезов. Останавливают на посту в Морозовске, как потом выяснилось для проверки по компьютеру. Гиббон машет мне палкой, стоя на краю небольшой лужицы. Я, конечно, подъезжаю к нему и правым колесом попадаю в лужицу, которая оказалась глубокой, как озеро Байкал. Гиббона обдает с ног до головы, и он стремительно скрывается в глубине поста. Когда я через пять минут выхожу к машине, он уже привел себя в относительный порядок и сопровождает злобным бормотанием мои извинения.

    М21 быстро закончилась и вот мы уже на главной российской дороге - М4. Про нее уже писано-переписано: то пробки, то объезд, то вдруг участок отличной скоростной трассы. Вдоль дороги продают квас и мед, а также фрукты, овощи и пляжную дребедень и так до Джубги. Квас попробовали - пить можно, но вряд ли нужно. А мед-то начали продавать еще на той разбитой хвалынской дороге. И так вдоль всех дорог вплоть до моря, а там уже горный мед.

    Продавцы меда выставляют его обычно на капоте своих машин. Машины ставят торцом к дороге - издали чисто гиббонская засада. Порядком они мне надоели, эти продавцы меда, косящие под продавцов полосатых палок. И откуда они взялись в таком количестве, почитай от самой Ульяновской обл. и до моря?

    При подъезде к Краснодару в станице Динской с нас содрали 10 руб. "за экологию". Явно незаконно и можно было не платить, но пока разобрались, а вокруг толпа таких же плательщиков - туристов. В общем проще заплатить, чем скандалить. На то, видимо, и рассчитано. Далее такое повторялось не раз. Правда СО регулировать никто не рвался. И на том спасибо.

    Кстати, весь Краснодарский край, кроме побережья - царство гиббонов. Сидят под каждым кустом. Благодаря водительской солидарности удалось проехать почти без штрафов, один раз только оштрафовали за пересечение сплошной линии, хотя в этом месте была пробка и не объехать эту толкучку при первой же возможности было просто невозможно. Гиббоны, однако, не дремали. И вообще, гиббоны на этой дороге давно уже озолотились. И видно при общении с ними, как они любят свой (кроме шуток) рабочий материал. Примерно так же, приговаривая ласковые слова, охотник берет на мушку очередную свою жертву.

    Краснодар

    В Краснодар приехали засветло, как и задумано. Расчет был приехать к морю на следующий день пораньше, чтобы иметь в запасе светлое время для обустройства. Однако Краснодар разочаровал. Все гостиницы были переполнены, и никаких других вариантов не просматривалось, а уже начало смеркаться. Наконец, нас приютила бабушка, которая продавала помидоры у входа в одну из гостиниц. Жила она в частном домике на окраине Краснодара вместе с неженатым сыном. Преимуществом местоположения была окраина города, с которой и нужно было стартовать к морю. Нам она предоставила летний домик у себя во дворе. Как вы понимаете, все удобства были тоже во дворе. Кое-как переночевав на полу, как и в Волгограде (в этот раз альтернативы просто не было), мы рано утром покинули не слишком гостеприимный Краснодар и двинулись к морю.

    Надобно сказать, что нам на дороге, на трассе не раз попадались мотели, некоторые из них ничего так на внешний вид. В них можно было переночевать за 100 руб., принять душ, поужинать (позавтракать) и сделать несложное обслуживание автомобиля. Однако полное отсутствие информации об их расположении, делает невозможным планомерное и целенаправленное посещение их. Вот и приходится искать ночлег дедовским совковым способом.

    Серпантин

    Самым большим моим впечатлением после перевала на Джубгу было не море, а серпантин вдоль моря, по которому нам предстояло двигаться к Сочи. Дело в том, что я был в этих краях в первый и последний раз 23 года назад. Проезжая по железной дороге вдоль моря, почти по пляжам, я видел слева шоссе с резво мчавшимися по нему автомобилями, и думал, что это шоссе идет параллельно железной дороге также вдоль пляжей. Теперь вы понимаете мое разочарование когда, петляя вправо-влево и вверх-вниз, я иногда видел внизу в просвете между скал весело катящиеся вдоль пляжей вагоны.

    Делать однако нечего, привыкли и к этому. По дороге несколько раз встречалась сцена: замученные автотуристы на карачках борются с проявлениями морской болезни, Нас эта доля миновала, по крайней мере, по пути туда. Кстати все борющиеся ехали почему-то оттуда. Впоследствии, я узнал, что дорога эта называлась "Голодное шоссе". Может быть поэтому?

    Хотелось бы отметить, что серпантин этот труден еще и потому, что ширина его всего две полосы и обогнать медленно идущие грузовики почти невозможно - кругом закрытые повороты. Надобно сказать, что большинство водителей грузовиков, понимая это, сигнализировали поворотниками о возможности обгона, спасибо им за это.

    Еще одна интересная особенность: свирепые краснодарские гиббоны практически исчезли как класс, как только мы выехали на побережье и не надоедали нам в течение всего отдыха, кроме двух нетипичных случаев, о которых позже.

    Все-таки Голодное шоссе чуть было не взяло с меня свою дань. Проезжая очередной поворот где-то в районе Мамедовой щели, я принял дорогу, отходящую прямо вглубь ущелья, за шоссе и вместо того, чтобы поворачивать направо, двинулся прямо, как вы понимаете, пересекая встречную полосу. Здесь мне в правый бок чуть не впилась "шеха" движущаяся на законных основаниях по своей полосе. Как разъехались - Бог ведает!

    За все время моего водительского стажа это была самая серьезная аварийная ситуация.

    Уняв дрожь, поехали дальше. В каждом населенном пункте вдоль дороги предлагалось жилье. На любой вкус и на любой кошелек от 50 руб/чел. И это в разгар сезона. Очень удивительные дикари встречались при этом вдоль дороги. Они ставили свои палатки на обочине со стороны моря, зацепляя зачастую крепления палаток за металлические отбойники шоссе. Как вам покажется жить у моря хотя бы и неделю, но фактически прямо на проезжей части? Может быть, это какие-то деревенские жители, которым не хватает "шума городского"?

    Первоначальный план у нас был ехать до Адлера. Сочи отметалось сразу как место не тихое и дорогое. Однако пока рассматривали по дороге различные предложения по жилью, незаметно наступила вторая половина дня, мы приустали, а ехать, еще надо было через весь Сочи. Поэтому, доехав до славного местечка Дагомыс, мы решили больше судьбу не испытывать, а пожить здесь, о чем, впрочем, не пожалели.

    Дорога обратно

    Распрощавшись с гостеприимными хозяевами, 17 августа в 7 часов утра, отправились мы в обратный путь. Серпантин Голодного шоссе (Кстати, фактически серпантин кончается именно в Дагомысе, далее в Сочи, и особенно по дороге к Адлеру шоссе уже более-менее.) оказался в этот ранний час уже достаточно загружен и загазован, и половина моего экипажа вдруг ощутила позывы морской болезни. На одном из перевалов мы выстроили вполне уже знакомую по дороге туда, картину борьбы с "морской болезнью" на карачках, хотя так и не поняли, почему это происходит по дороге "оттуда". После этого мы ощутили, что на самом деле едем по Голодному шоссе. Нас спасло придорожное кафе в Новомихайловском, кстати, мы его посещали и по дороге "туда", очень удобно расположено и готовят хорошо. Шумно только от дороги.

    Когда мы только собирались в путь, очень боялись этих придорожных забегаловок. Оказалось что 70% их превзошли наши ожидания. 30% , как вы догадываетесь, вписалось точно в "10". Однако статистика эта доказывает, что питаться в них вполне можно. И что характерно, как говаривал один мой товарищ: "Никаких очередей и хамства".

    Успешно объехав Краснодар и Ростов, к вечеру мы в Волгоград не успели, как ни старались. Решили остановиться в Белой Калитве.

    Белая Калитва

    Как я понял из беглой рекогносцировки по прибытии на место, Белая Калитва - глушь абсолютная. Потом я узнал, что здесь делают литые колесные диски, но это было потом. И здесь был "отель" тоже в общаге, специализировавшейся на обслуживании транзитных туристов. Местное население, невероятно доброжелательное к приезжим, быстренько указало нам месторасположение гостиницы, автостоянки и точек питания.

    Дед, сторож импровизированной автостоянки во дворе какой-то строительной конторы, за 15 руб. с чувством глубочайшей благодарности принял нашу Эсперу под свое крыло.

    С точками питания оказалось сложнее. По высказываниям местной публики выходило, что их вовсе нет, что, конечно, не типично, но пришлось поверить. Уже смеркалось. В качестве источника удовлетворения наших потребностей в еде был указан магазин, коим мы и не приминули воспользоваться. Общага чем-то напоминала волгоградский "хотел" "Волгарь", однако была коридорного типа , а не секционная. Тем не менее в кранах была вода, хоть и холодная, а внутреннее убранство номеров было покруче, чем в Волгограде, а самое главное - тишина мертвая. Нас это устроило гораздо больше, чем шум Волгоградского тракторного.

    Так что господа, рекомендую: если хватит бензина, проскакивайте Волгоград и милости просим в патриархальную Белую Калитву.

    В 6 час. утра мы стартовали на Волгоград, его удалось почти объехать, только немного зацепили окраину. Далее Аяцков с его "лучшими" в Поволжье дорогами. Еще в Сочи я порасспрашивал дальнобойщиков, какая в тех местах дорога получше. Чтобы объехать Хвалынский район. Мне посоветовали после Саратова ехать на Пензу, Петровск, Кузнецк и там выходить на М5. Так и поступил. Не доезжая до Петровска, свернул по указателю направо, проехал километра три, и… о, ужас! - попал сначала на щебенку, а затем на грунтовку. Неужели все повторится? Все ужасы хвалынской дороги? Проехав еще немного, хотел уж было поворачивать назад, но решили все-таки спросить людей, работавших в поле у дороги. Народ сказал, что эта дорога вовсе не ведет в замок маркиза Карабаса, как мы уж было подумали, а вскоре должна выйти на асфальтированную трассу. Слава Богу! Предсказания сбылись, и мы по живописной лесной дороге через некоторое время выбрались на М5.

    Далее опять сначала через родную Ульяновскую область, потом, объехав запутанную Сызрань, мы уже в ночи приблизились к плотине Волжской ГЭС. И вновь нам не удалось увидеть, как падает вода и сфотографироваться. Вот вам урок: никогда не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Ведь завтра может и не наступить!

    Так, немного поплутав в темноте на родной тольяттинской дороге, в двенадцатом часу ночи мы целыми и почти невредимыми вернулись домой в Димитровград, оставив за плечами 4800 км пути.

    Езда по Сочи

    Как я уже отмечал, только мы въехали на знаменитый серпантин, как все краснодарские гиббоны сразу стали ручными и пушистыми. Однако после Туапсе при въезде в большой Сочи с нас содрали 42 руб. (0,5 МЗП) по постановлению Сочинской мэрии за "экологию" и выдали "зеленую" карту, действительную целых три дня. Картой никто не интересовался на протяжении всего нашего пребывания на побережье, но это были не гиббоны и можно было не платить. Кстати рублей по 10-20 с нас срубали регулярно при въезде в различные "рекреационные" зоны, т.е. там, где экскурсии. Гиббоны штрафовали только около госдач ("Бочаров ручей", например). Первый раз меня за это оштрафовали около парка "Ривьера". Я не знал, куда дальше ехать. Остановился и решил спросить гиббона. Он сразу меня оштрафовал и сказал с очень важным видом, поднимая глаза к небу, что "здесь живут боги!" Я живо заинтересовался, и поскольку кроме обычных отдыхающих никаких богов не наблюдал, спросил его: "Уж не Путин ли здесь живет, и где это все находится?" Раз уж оштрафовали, то хоть достопримечательность посмотреть. Уступая моей настойчивости, гиббон украдкой махнул рукой в сторону какой-то стеллы, стоящей посреди клумбы. Потом я слышал, что там на самом деле жил Лукашенко. Кроме стеллы я так ничего и не увидел. Кстати, Путин и гиббоны мне еще попались.

    Возвращаясь из Красной Поляны и проезжая мимо Адлера, мы вдруг увидели, что все вокруг как бы покрылось белыми одуванчиками. Так много было вокруг гиббонов и видимо других ментов в летней форме.

    Постепенно до нас дошло, что прилетает Путин. Так вот. Такого количества гиббонов я не видел за всю свою жизнь. После этого у меня было одно желание - успеть в Дагомыс пока не перекрыли трассы. Надобно сказать, что нам это удалось. По - видимому, трассу уже основательно почистили. Выражение "гиббоны сидели под каждым кустом" здесь было в корне не верно - сидели под каждой травинкой. И все- таки нам досталось от президентской камарильи. Вскоре они появились в Дагомысе на каком-то семинаре. Здесь была резиденция Примакова. Дагомысский туристический комплекс, в 100 метрах от которого мы жили, сразу обложили гиббоны и войска связи со своими "тарелками", сушившие свои портянки почти что на нашем заборе, и нас всех перестали пускать на автомобиле на пляж, и, следовательно, домой, поскольку и от пляжа мы жили в 200 метрах. Дело дошло до того, что и сами хозяева пробирались домой партизанскими тропами. Но если хорошенько "поговорить" все-таки удавалось проехать мимо гиббона. Зато на пляже стал пользоваться большой популярностью мой бинокль, поскольку женская половина путинской семьи ежедневно дефилировала на гидроциклах в сопровождении дельтоплана охраны вдоль нашего пляжа. Кстати с нашего пляжа был хорошо виден пресловутый "Бочаров ручей", а также и президентская яхта в сопровождении катеров охраны отметилась у наших берегов.

    Главная особенность езды по самому Сочи - это высокая плотность потока и пробки. Провинциалов это, конечно, может напрягать, зато москвичам любо-дорого: знакомая картина, почти как на Таганке. Наиболее напряженная самая старая Сочинская магистраль - Виноградная улица до морпорта. Далее Курортный проспект и дорога на Адлер. Это практически магистраль с многорядным движением и здесь уже можно перейти на пятую передачу. Говорят, что адлерскую дорогу вскоре продлят и пустят в объезд Сочи - дай им Бог! Поездил я в связи с ремонтом автомобиля и не по курортным зонам Сочи - и там движение ой-ёй-ёй.

    Забавно в Сочи работают светофоры. Уже в 15 часов они переходят в дежурный режим, и масса автомобилистов начинают эксперимент под названием "у кого морда шире".

    Главный для меня вопрос все-таки был, где оставить машину пока мы предаемся цели визита. Охраняемых парковок около популярных мест попалось нам все-таки немного, практически удалось воспользоваться двумя - остальные были постоянно заняты. Почти пустая и абсолютно доступная (5 руб/час) стоянка у парка и пляжа "Ривьера". За 30 руб. можно постоять день у концертного зала "Фестивальный", что очень удобно, если вы собрались на концерт.

    К сожалению, весьма плохи дороги к многочисленным "водопадам","пещерам" и "рощам". Вы это оцените, если самостоятельно будете совершать экскурсии. Еще очень мало указателей. Нам неоднократно, изрядно поплутав, приходилось прибегать к помощи "великого и могучего", дабы не сгинуть по дороге на очередную экскурсию.

    Тем не менее есть одно совершенно замечательное место (с точки зрения автолюбителя конечно) - 33 водопада. Туда ведет узкая горная дорога, покрытая щебенкой. Обратно, естественно, возвратиться можно только по ней. У самых водопадов шумит ярмарка домашнего вина. Согласитесь, ну кто устоит, чтобы не продегустировать "все вина Адыгеи"? Вина эти, кстати, порядочная дрянь. Так вот, когда усталые, но довольные будете возвращаться, внизу вас встретит "ментокрылый мусоршмитт" и ласково предложит подуть в трубочку. Я там был, в трубку дул. Только ничего у них со мной не вышло, потому что "по усам текло, а в рот не попало". Ну а вы- то, на ус наматывайте!

    Бензин

    Когда сборы в дорогу были уже на завершающей стадии, почувствовались признаки бензинового кризиса. Цены на бензин стали ощутимо расти и над нами нависла тень бензинового кризиса 1999 года, когда многие с трудом выбирались из Сочи. Подумалось однако, что снаряд в одну воронку дважды не попадает, выберемся как-нибудь. На всякий случай взяли с собой десятилитровую канистру, пустую, которой ещё ни разу не пользовались. Цены на 92 бензин росли с уровня 6,2 руб/л. в начале сборов, а накануне отъезда заправился уже за 7,2 руб/л. Когда проезжали Тольятти, замелькали цены на заправках 8,5 и даже 9 руб/л. Расстроились слегка, ведь в бюджет поездки была заложена цифра 7руб/л. Однако, самое главное - бензин был.

    Далее по мере продвижения на Юг цены стали падать, и нам удавалось в "благословенной Саратовской области" заправляться аж за 6,3 руб/л. Это-то нас чуть и не сбило с понталыку. Увидев как какие-то экзальтированные пензяки, активно заливали этот бензин во все свободные емкости, сетуя на отсутствие его на трассе, я было уже вытащил канистру, однако, моя верная супруга и штурман отговорила меня, причем главным аргументом было то, что "в салоне будет вонять", и правильно сделала! Канистру в девственном виде мы привезли домой.

    Далее до самого Сочи цены колебались в пределах 6,5 - 7 руб/л.

    В Сочи цены на бензин за две недели пребывания плавно выросли до 8 руб/л, хотя всегда можно было найти бензин и за 7,5руб/л. Бывали случаи и отсутствия 92го на близлежащих заправках. Самое неприятное, это то, что как мне потом объяснили, и сам я почувствовал - бензин низкого качества. Гарантированно можно было заправиться только на заправках "Роснефти" и "Лукойла", но на них начались перебои из-за повышенного спроса, по-видимому. Из-за плохого бензина регулярно загибаются инжекторы, и поэтому в Сочи процветает целая индустрия по ремонту и очистке инжекторов. На обратной дороге без проблем заправлялись бензином по цене от 7 до 7,6 руб/л.

    Расход бензина составил на трассе и туда, и обратно 8 л на 100 км пути. По Сочи, где мы проехали 800 км, расход составил 14 л, так что почувствуйте разницу.

    Проживание и отдых в Дагомысе

    Здесь мы исключаем описание проживания в санаториях, гостиницах и кэмпингах, поскольку изначально ориентировались на "частный сектор". Вариантов проживания можно было найти множество на любой вкус и кошелек от комнаты на несколько человек с "удобствами" где-то во дворе, до отдельной благоустроенной квартиры или домика, т.е. от 50 руб/чел в сутки до ….

    Я писал о дикарях, живущих в палатках вдоль шоссе. Видели мы не менее оригинальную картину: один man просто поставил свою "Волгу" ГАЗ-21 углом к забору ближайшего к пляжу дома. Сверху поставил большой зонт, а открытую сторону угла загородил ширмой, и жил припеваючи те же две недели.

    Предостерег бы я вас, уважаемые господа от вариантов проживания в 30-50 метрах от моря, по крайней мере, в Дагомысе. Устроиться так на самом деле можно, но будете вы жить между пляжем и железной дорогой.

    Есть там такой жилой массивчик. Причем на пляже и в самом этом массивчике множество кафешек с громкой музыкой и сильным запахом шашлыков, с веселой публикой в придачу до самого утра, плюс железная дорога. Вам нужен такой компот?

    Мы проживали в 100 м от железной дороги и в 100 м от комплекса "Дагомыс" у армян в большой комнате, причем наши дети жили в домике во дворе. С нас брали по 160 руб. в сутки а с детей по 80 руб. Эспера стояла под навесом во дворе под охраной собаки. Конечно, "хотел" этот представляет собой, как и все остальные в округе " воронью слободку". И все прелести коммуналки можно ощутить в местах общего пользования (газ, целых два душа, один с проточным электрическим водогреем). Однако, за две недели это не успевает надоесть и соотношение цена/качество следует признать удовлетворительным, "малопорядочно", как говаривали в 18 веке.

    С едой вообще никаких проблем не было и не могло быть. Утренний чай дома у хозяев, обед и ужин в многочисленных кафешках, которых не пересчитать. Кстати, около нас было кафе "Крепость" с ничем не примечательной кухней и с выдающейся внешностью, служившей многим ориентиром, о чем неоднократно уже писали в Интернете. Готовят в этих кафешках достаточно сносно, пообедать можно рублей за 80-100 на человека с пивом. Для более тощих кошельков есть, например, столовая в туркомплексе " Дагомыс", где мы тоже пару раз отметились, там можно пообедать без очереди и вовсе за 30-50 рублей без пива. Конечно, с этой еды вы не пополнеете , но голодными ходить не будете. Кроме того, нам рассказали о существовании столовой на пляже, где можно пообедать и вовсе за 15-20 руб., и туда в обед не пробиться. Но это для сведения, вдруг кому пригодится.

    Есть еще вариант - приобретать продукты на рынке и готовить самим у хозяев на кухне, однако нужно сразу предостеречь, - цены здесь в разгар сезона даже выше московских.

    На пляже и по дороге к нему, особенно в самом Сочи, вас будут потчевать пирожками, вареной кукурузой, на ваших глазах приготовленными мантами, чебуреками, хычинами, сладостями и мороженым, а еще жареными улитками и прочей морской нечистью.

    Вы сможете попробовать почти все сорта отечественного и многие зарубежные сорта пива. Мне довелось насладиться в Сочи на пляже "Маяк" иркутским разливным пивом под названием "Колчак". Пиво ничем не выдающееся, зато как звучит!

    Вам будут предлагать домашнее вино из бочонков рублей за 5-10 стаканчик. Прямо скажем, вино это в большинстве случаев - сладкий компот. Рассчитано оно на невзыскательный женский вкус. Однако не отравитесь. В последствии я выяснил, что делают его из привозного винограда (свой в Сочи не растет - только чай) варварским методом, т.е. на диких дрожжах. Такой компот и вы, поди, не раз делали. Вобщем не вино это. Вот на Кипре под маркой "домашнее" идет весьма качественный продукт.

    Кроме лежания на пляже, категорическим противником которого я являюсь, в Сочи есть еще множество способов приятного времяпровождения. Признаюсь сразу - большинство из них мне не известны, поскольку двух недель и штуки баксов для ознакомления со всеми местными прелестями явно не достаточно. Однако, и скромный бюджет предоставляет определенные возможности для любителей, скажем так, среднеактивного отдыха.

    Во-первых, на любом пляже, (обычно вход около 30 руб.), вы можете покататься на банане за 50 руб., на парашюте за 500 руб., на гидроцикле за 200 руб., спуститься в море на тарзанке, наконец за 30 руб.

    Во-вторых, экскурсии. На мой взгляд, стоит хотя бы раз побывать на всех экскурсиях, предлагаемых местными экскурсбюро, это в любом случае лучше праздного шатания. Уровень экскурсоводов, состояние автобусов (без кондиционеров конечно!) и организационные способности этих контор, - это как повезет.

    Мы ездили на большинство экскурсий самостоятельно, на своем авто. Это давало ощущение свободы, но при этом явно не хватало экскурсоводов. Приходилось прицепляться к группам на местах, а это не всегда удобно. Особенно нехватка экскурсоводов ощущалась в "Дендрарии".

    Вообще главным впечатлением от посещения всех мест развлечения может остаться очередь. Совершенно жуткая очередь (на 40-градусной жаре) была, например, в билетную кассу на фуникулер в Дендрарий. Такая же очередь на канатную дорогу на Красной поляне. В аквапарках можно напрочь обгореть в очередях практически на все водные аттракционы, если вы стоите 20 мин, считайте, что вам повезло. Очереди везде! Когда сочинские бизнесмены справятся с этим чудом-юдом, побережье Сочи станет одним из самых лучших мест отдыха в мире. А пока что короткие впечатления от собственноножно посещенных мест.

    Сочинские аквапарки. Несомненно, необходимо, если вы с детьми, посетить сочинские аквапарки. Их два. На самом деле есть маленькие аквапарки при некоторых санаториях. А также есть крутейшие, (как нам говорили "газпромовские", "черномырдинские") аквапарки выше Туапсе в пос. Лермонтово и Небуге. Но общедоступных аквапарка всего два, в районе маяка у морпорта. Они так и называются "Маяк", пляж там тоже называется "Маяк", а концертный зал "Фестивальный". Это самая кипучая точка Сочи. Здесь с утра до вечера, до глубокой ночи вы получите ощущение праздника.

    Один аквапарк, тот, что поближе к морпорту, постарее, попроще, подешевле, (300 руб/час) и поинтереснее. Интереснее потому, что в нем есть спиральные горки, которые, на мой взгляд, должны быть в каждом аквапарке. Попроще потому, что вода на аттракционах морская. Впритык к нему более новый аквапарк с пресной водой, без спиральных горок и ценой 400 руб./чел. Тоже неплохая штучка. Для тех, кому такие цены невмоготу, с 16 часов в оба парка пускают за полцены, при этом и солнце уже не так сильно жарит. Возможно это наилучший вариант.

    Красная Поляна. Интересна сама по себе дорога туда, вырубленная под руководством царского племянника, пленными турками в конце уже позапрошлого (Увы!) века. В 2001 году должна вступить в строй новая дорога, а старая превратится в туристическую достопримечательность. В остальном, кроме гор - это подъем на высоту 2000м на канатно-кресельной дороге (180 руб/чел), и что явилось неожиданностью для нас, поскольку никто и нигде об этом ни гу-гу, - полет на параплане. Канатная дорога - штука интересная, но не более того, особенно в придачу с очередью. А вот полет на параплане это что-то! Приходится говорить об этом, будучи только свидетелем, а не участником. Повторяю, эту возможность мы обнаружили, только поднявшись на высоту 2000 м. За 1000 руб/чел вас оденут в летный комбинезон, пристегнут как малого дитятку на грудь инструктора и, поймав нужный ветерок, вы разбежитесь синхронно с инструктором и ….

    Дагомысские корыта. Когда вам надоест солнце, шум и гам, стоит посетить "Дагомысские корыта". Здесь вы попьете пива в тени высоких деревьев, искупаетесь в теплой и пресной горной речке Западный Дагомыс (собственно "корыта") и пособираете тот самый "краснодарский чай". Только появляться там лучше после 17.00 час, когда разъедутся все экскурсии.

    Рафтинг. И все-таки самые лучшие впечатления у меня оставил "рафтинг" - сплав на резиновых надувных рафтах по речке Мзымта (100 руб/чел экскурсия + 100 руб/чел собственно рафтинг). Мероприятие по уверениям устроителей абсолютно безопасное, (и видимо так оно и есть), но так приятно щекочет нервы, так освежает! Рекомендую всем.

    Концертный зал "Фестивальный". И конечно же концертный зал "Фестивальный"! Такой прекрасный зал, такая акустика! В Сочи в сезон гастролируют почти все наши "звёзды" и "звездочки". Каждый может выбрать по вкусу. Мы выбрали Николая Баскова и были вознаграждены Прекрасным.

    Дмитрий и Галина
    25/09/2000 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    26.10.20 Электронные визы в Россию: граждане 53 стран смогут въехать через 14 аэропортов и 14 наземных пунктов с 2021 года
    07.10.20 "Ласточка" Екатеринбург - Пермь будет ускорена
    15.09.20 Nordwind Airlines полетит из Петербурга в Хабаровск
    11.09.20 "Азимут" будет летать из Саратова в Ростов-на-Дону и Нижний Новгород
    09.09.20 "Азимут" будет летать из Минеральных Вод в Краснодар, Воронеж и Калининград
    02.09.20 "Победа" будет летать из Москвы в Курган
    01.09.20 "Аэрофлот" убрал из продажи часть рейсов зимнего расписания
    31.08.20 Nordwind Airlines возобновит полеты в Ростов на месяц раньше и будет летать чаще
    27.08.20 "Сибирь" увеличила число рейсов к черноморским курортам
    25.08.20 В Москве закрыты последние троллейбусные маршруты
    [an error occurred while processing this directive]