Авиакомпания VASO - почувствуйте себя быдлом



    Несколько дней назад я вернулся из Турции (Мармариса). Отчет о самой поездке я собираюсь опубликовать отдельно, а сейчас хотелось бы подробно описать самую "запомнившуюся" ее часть - перелет авиакомпанией VASO.

    Рейс 7511 Москва-Даламан 21 сентября 2001 года прошел почти приемлемо, если не брать во внимание заблеванные в предыдущих полетах и не отчищенные кресла, а также унылые физиономии стюардсс. Но вот обратный рейс… я постараюсь изложить факты, чтобы Вы могли сделать свои выводы.

    Итак, рейс 7512 авиакомпании VASO (Воронежское акционерное самолетостроительное общество) Даламан-Москва 28 сентября 2001 года, плановое время вылета 17:15 по Даламану.

    Ок.15:00 (по времени Даламана) автобус TezTour-а привозит нас в аэропорт Даламана.

    Ок.16:00 мы (уже закрывшие турецкие визы и прошедшие в беспошлинную зону) слышим, что посадка на наш рейс будет производиться через выход "3B". Примерно к 16:45 большинство улетающих уже кучкуются у этого выхода.

    17:15 - к нам выходит какая-то девушка в форме и по-английски объясняет, что здесь сейчас будет производиться посадка на другой самолет, а русских просят отойти: там проблема с самолетом, но она - сотрудница другой компании и больше ничего не знает. Никакой официальной информации нет. Через 10 минут появляется неофициальная информация - "Проблема с колесом, рейс задерживается до 20:00, а может быть - до 22:00".

    Ок.18:00 Официальное объявление на английском - "Рейс на Москву задерживается". Вскоре на табло появляется надпись "Delayed". Туристы, не говорящие по-английски, по-прежнему живут слухами, но все уже поняли, что мы попали в аэропорт всерьез и надолго.

    …Здесь очень важно описать место, в котором мы очутились. В беспошлинной зоне аэропорта Даламана находится большое количество магазинов Duty Free (дорогой алкоголь, парфюмерия и шоколад по приемлемым ценам; турецкие сладости в три-четыре раза дороже, чем на рынке); есть также кафе: $2 - стакан кофе или порция мороженого, $3 - кусок пиццы или пачка чипсов, в общем, самое дорогое место в Турции. За время пребывания в аэропорту русские туристы выпили огромное количество дорогого алкоголя, популярностью пользовались Мартини, Бейлиз, Джек Дэниелс и Реми Мартен. Закусывать было особо нечем…

    20:45 - Объявление на английском о том, что пассажиров рейса Даламан-Москва просят пройти к одному из кафе для "рефрешмента" (бесплатно получить малосъедобный сэндвич и стакан газировки). Минут через 10 я произнес то же самое объявление на русском (по просьбе служащих аэропорта). Вскоре после этого (снова из неофициальных источников, а точнее - по информации от служащих аэропорта) поступает информация о том, что действительно проблема в колесе, которое сейчас будут менять, потому что наконец-то приехала замена.

    Ок.23:00 - поступает информация, что если до полуночи не начнется посадка, нас всех разместят в гостинице. К этому моменту большинство туристов находятся в шоковом состоянии, хуже всего тем, у кого маленькие дети, а также тем, кто едет через Москву транзитом и уже купил билет. 70% таких билетов уже сгорели. Часть туристов сильно накушалась дорогих напитков, другие, вместо того, чтобы громить аэропорт (что, вообще говоря, запросто могло произойти), устроили концерт самодеятельности. У некоторых из них обнаружился такой вокал! В общем, сохранили самообладание и поддержали других, просто молодцы…

    0:10 - Объявление - "Посадка начнется в течении 30 минут". Наконец-то!

    0:45 - Пассажиры уже на борту самолета (все произошло быстро - уж очень нам всем хотелось покинуть гостеприимную турецкую землю). К самолету нас вели под рев двигателей, все дети проснулись и теперь плачут. Первое объявление на борту "Экипаж нашего самолета приветствует Вас…" - текст стандартный, ни слова извинений.

    0:50 - Объявление - "Просим у Вас прощения за задержку, связанную с устранением неисправностей" (Слава богу, догадались, подумали мы, но это было только началом…) "Однако, Шереметьево не может нас принять, ведется профилактика полосы. Взлет будет произведен ориентировочно в 3:30". Мы все так и представили себе единственный аэропорт Москвы с одной сиротливой полосой - и та на профилактике…

    Это было последней каплей. Вывод напрашивался сам собой - авиакомпания решила сэкономить на гостинице и теперь будет держать нас в этой душегубке (Ил-86), как скот.

    Выведенные из себя туристы (в том числе и я) направляются к кабине пилотов. У кабины стюарды заняли оборону, пытаясь любой ценой не допустить нас до командира экипажа. Напор, однако, слишком силен, и командир (Владимир Евгеньевич Филиппов) наконец показался - сначала инкогнито, но позже был опознан по бейджу. Его версия событий была совершенно невинной - "Мы устраняли неисправность, то, что колесо вообще удалось привезти - большая удача. О том, что нас не принимает Москва, я узнал, когда пассажиры были уже на борту, мы не успели буквально на десять минут - во всем виноваты турки. Экономия на гостинице здесь ни при чем. Теперь ничего поделать уже нельзя, выпустить пассажиров на поле или доставить их в аэропорт невозможно, но вскоре мы уже взлетим. Предоставить пассажирам какую-либо информацию в течении всего предыдущего времени не было абсолютно никакой возможности. В аэропорту Шереметьево пассажиров будет ждать представитель авиакомпании для того, чтобы урегулировать все претензии и помочь с билетами на поезд". Слишком уставшие для активных действий, мы вскоре разошлись по своим местам, счищая лапшу с ушей. Вскоре стюардессы налили нам по 100 грамм (сока или вина), а через некоторое время развезли набор из: кофе/чая, булочки, ломтика черного хлеба и маленького кусочка масла. Как позже выяснилось, это был ОБЕД (!!!). Есть нам, кстати, хотелось сильно, но спать - еще сильнее. Хорошо хоть, детишки вырубились после часа непрерывного плача…

    2:20 - Объявление - "Взлетаем". Задержка по сравнению с плановым временем вылета к этому моменту составляет чуть более 9-ТИ ЧАСОВ.

    2:30 - Объявление - "Не волнуйтесь, ТЕХНИЧЕСКИ САМОЛЕТ ИСПРАВЕН, взлет через пять минут". Большинство пассажиров сразу догадались, что купили билет на небо в один конец ;)))

    2:34 - Поехали!

    2:37 - Взлет!

    5:44 (или 6:44 по времени Москвы) - посадка в Шереметьево-2. Объявление - "Надеемся, что вскоре мы вновь встретимся с Вами на борту самолетов нашей авиакомпании" (возгласы в салоне - "Никогда!"). Выясняется насчет обеда - он, видите ли, был просрочен. Напоследок нас всех выпускают через выход в первом салоне, при этом большинство пассажиров сначала гребут против течения и спускаются в багажные отсеки второго и третьего салонов - толчея колоссальная.

    В общем, к 7:23 по Москве мы успешно прошли таможню (невиданная для Шереметьево-2 оперативность). Никакого представителя VASO мы в аэропорту, разумеется, не встретили. Более того, нам сказали, что офиса в аэропорту у этой компании нет, и дали телефоны их московского офиса - (095) 7376626 и 9564663. Разумеется, я попробовал позвонить по этим телефонам, и, конечно, там никто не снял трубку.

    В завершение процитирую пункт 9 "Условий Договора" из билета VASO:

    "Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и в других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов." Интересно, а нам вообще-то гарантировалось то, что нас куда-то везут? Насколько я понял, нет.

    Я изложил эти факты для того, чтобы будущие туристы, использовав наш печальный опыт, обращали особое внимание на авиакомпанию, которая будет осуществлять перелет. И если Вам будут предлагать VASO - не лучше ли воспользоваться услугами другой компании (а может быть, и туроператора)? В нашем случае оператором был TezTour, имеющий весьма достойную репутацию. Мы были уверены, что авиакомпания будет надежной, но, как мне сейчас кажется, VASO был выбран прежде всего из-за соображений экономии. Так что часть ответственности лежит и на TezTour-е. А что касается уважаемых сотрудников турфирм - перечитайте это еще раз и подумайте, нужны ли такие проблемы Вашим клиентам и хочется ли Вам, чтобы клиенты потом возлагали на Вас ответственность за потерянные время и деньги и испоганенное настроение?


    30/09/2001 12:09


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Турции появился новый лоукостер AJet
    13.03.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу по избранным направлениям
    "Уральские авиалинии" будут совершать рейсы из Сочи в Стамбул
    10.03.24 С 10 марта по 8 апреля в мусульманских странах будет Рамадан
    06.03.24 Возобновляется паромное сообщение между Измиром и Лесбосом
    05.03.24 В Турции снова подняли цены на билеты в музеи
    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    27.02.24 Галатскую башню в Стамбуле закрыли на ремонт