Есть в Берлине одно очень примечательное место. Находится оно недалеко от центра города, дойти пешком от Бранденбургских ворот и памятника жертвам Холокоста можно минут за 15-20. Здесь, как и в нескольких других мемориальных комплексах, рассказывается о самых тёмных страницах истории Германии - о времени нацистского режима 1933-1945 гг. Но в отличие от многих других мемориалов, здесь основной упор делается не на жертвах этого режима, а на преступниках, виновных в страшных событиях тех лет. А называется это место "Топография террора".
"Топография террора" - это мемориальный комплекс, расположенный на месте бывшей штаб-квартиры рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и подконтрольных ему организаций: гестапо, Службы безопасности СС (SD) и РСХА. От прежних зданий не сохранилось ничего, кроме гестаповских подвалов, поэтому для мемориального комплекса в 2010 году было закончено строительство нового павильона.
Фото: Manfred Brückels via Wikipedia
В непосредственной близости от павильона находится Дом Мартина Гропиуса. Здание напротив него носит название Прусского ландтага - сейчас там располагается парламент города Берлина. Между двумя величественными зданиями проходит небольшой сохранившийся участок Берлинской стены. Во время Холодной войны здание Прусского ландтага принадлежало ГДР.
Другое серое здание по соседству - один из немногих поныне существующих образцов национал-социалистической архитектуры. В некогда самом большом офисном здании столицы располагалось нацистское министерство авиации, возглавляемое Германом Герингом (построено в 1935 г.). После войны со здания сняли нацистских орлов со свастикой и расположили там министерства ГДР. Сегодня здесь находится федеральное министерство финансов.
Штаб-квартира Гиммлера и руководимых им подразделений располагалась в зданиях, которые сильно пострадали в последние месяцы войны. В рамках денацификации Германии было решено сравнять с землёй всё, что от них осталось.
Постоянная выставка в новом павильоне знакомит посетителей с "топографией" нацизма. Подробно освещается история и структура основных инструментов террора Третьего Рейха, методы преследования противников режима, политика на оккупированных территориях.
Многочисленные фотографии, документы и поясняющие тексты если и не дают ответ на вопрос "как же так получилось?", то хотя бы рисуют чёткую картину того, "как же всё функционировало". А функционировало всё по-немецки очень чётко.
Разумеется, немало рассказывается о деятельности СС по преследованию и уничтожению еврейского населения Европы. На фотографиях ниже представлены сотрудники нацистских концлагерей во время отдыха (на большой фотографии справа - персонал концлагеря Аушвиц).
По словам сотрудников музея, такое тщательное изучение подробностей функционирования Третьего Рейха служит, в первую очередь, попыткой не допустить повторения тех страшных событий в будущем. Я убеждён, что подобная работа с историей собственной страны необходима не только Германии. К сожалению, в России до сих пор не построен посвящённый сталинскому террору мемориальный комплекс, который был бы адекватен масштабам трагедии. С таким мемориалом, вероятно, было бы куда меньше дилетантов, ностальгирующих по крепкой руке товарища Сталина.
Некоторые исторические документы, представленные на выставке, могут шокировать.
В общем, экспозиция очень информативная и многогранная. Вход на территорию бесплатный, а по выходным проводятся традиционные для мемориальных комплексов бесплатные экскурсии для всех желающих на английском и немецком языках.
Помимо постоянной экспозиции, в "Топографии террора" проходят разные временные тематические выставки. Одна из нынешних выставок посвящена массовым расстрелам на территории Восточной Европы в 1941-1944 гг.
Будете в Берлине - сходите в "Топографию террора", не пожалеете!
13/02/2017 16:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Берлин
- Отзыв о поездке: Как Штази ломало судьбы, осень 2016
- Отзыв о поездке: Мемориал Берлин-Хоэншёнхаузен: ГУЛАГ в Берлине, осень 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.