Поездка в город-призрак Орбита, расположенный в Черкасской области, давно планировалась, ещё с осени 2015 года. Намечалась весьма масштабная экспедиция, в которой помимо Орбиты планировалось заехать в Чигирин, посмотреть скансен "Казачий хутор", побывать на Морозовском угольном карьере. Но не сложилось как-то. Лишь в ноябре 2016 года, с лёгкой руки Влада vlad_volya, идея поездки возродилась.
Долго ли мне собираться в поездку? Совсем нет. На все сборы ушло от силы минут 15. В пятницу на работу пришлось идти с рюкзаком, т.к. домой заскочить времени не оставалось. Мне даже пришлось уйти с работы пораньше, ведь отправление электрички в 14:50, а рабочий день заканчивается в 16:00. К счастью, это не составило труда.
Еду привычным маршрутом по волне Харьков - Огульцы - Полтава - Гребёнка. Вслед за мной на скором поезде Харьков - Львов едут ещё трое ребят. Я б тоже поехал с ними, но до последнего дня думал, что со мной на электричках поедут ещё двое путешественников. Вообще было много желающих к нам присоединиться, благодаря моему объявлению в сообществе "Студкауч".
Про дорогу до Гребёнки рассказать особо нечего. Ехать одному достаточно скучно. Тем более, по темноте. Чтоб бороться со скукой, я съел почти все взятые из дому припасы. Успел и подремать, и послушать музыку в наушниках. За проезд до Огульцов заплатил 6,15, а на участке Огульцы - Гребёнка 18,45 грн.
И вот 9-часовой переезд позади, в полвторого ночи я оказываюсь в Гребёнке. Тут происходит "встреча на Эльбе" с ребятами, приехавшими из Киева. На перроне меня встречают Влад и Рома. А на полу в зале ожидания, расстелив карематы, устроились коллеги-путешественники Тимофей, Слава, Игорь, Андрей и Даша. Они прибыли в Гребёнку ещё за 2 часа до моего приезда, и чтобы как-то развлечься, угадывали слова. Термос с кофе опустел, а кое-кто уже и пиво выпил.
Гребёнка - это такое место, где встречаются люди, путешествующие с пересадками. Все едут с разными целями, но их объединяет одно: желание добраться дешевле. Недаром ведь каждую ночь здешний вокзал переполнен. Людей здесь не пугают ночные пересадки, кого-то даже, наоборот, привлекает романтика ночных дорог. Много здесь и пожилых людей. Некоторые из них, несомненно, ездят с пересадками многие годы.
Помимо закалённых жизнью мешочников и рюкзакастых вдальрайдеров, на гребенковском вокзале порой можно встретить и молодых девушек. Тимофей как раз заметил в сторонке симпатичных сударынь и пошёл к ним знакомиться. Две полтавчанки ехали на выходные в Киев, погулять по городу. Уже и номерами обменялись. Но оказалось, они ещё школьницы.
Там же познакомились с ещё одним парнем, который ехал из Носовки в Одессу на электричках. До Черкасс ему с нами по пути. Тоже вдальрайдер со стажем, видимо. Путешествия объединяют!
Вскоре прибыл львовский поезд, в котором подъехали остальные ребята из Харькова. Я встретил Толика, Наташу и Игоря, теперь почти все в сборе.
Наша бригада создала целый ажиотаж в пригородной кассе, существенно подняв им выручку. Большинство из нас купили билеты до Черкасс, а некоторые даже взяли билет туда-обратно. Всё дело в том, что Гребёнка относится к Южной дороге, а в дизеле работают кассиры Одесской дороги. Тарифы ЮЖД в 2 раза ниже тарифов ОдЖД.
Пока суть да дело, на посадку уже подали наш дизель. В него садилось достаточно много людей. В первом вагоне было тепло от работающего двигателя, но почти все сидения оказались заняты. А во втором вагоне мест было предостаточно. И вся компания из 12-ти человек смогла занять лежачие места.
На деревянных сидениях спать, конечно, не уютно. Но некоторые ребята предусмотрительно подстелили карематы. В 3:58 отправились. Сразу по отправлению прошли контролеры-кассиры и больше нас не беспокоили. В отличие от прошлого раза, когда я на полтора часа застрял среди поля, наш дизель ехал уверенно и быстро, не отставая от графика. До Черкасс ехать приблизительно 2 с половиной часа, так что толком поспать не удалось. Сквозь дремоту я слышал, как на промежуточных остановках заходил народ и вопрошал, "что это за спальный вагон?" Тем не менее, места хватило всем.
Едва только начало светать, мы приехали в Черкассы. Там мы встретились с ещё одним участником поездки - Игорем. (Теперь у нас 3 Игоря - хоть желание загадывай!) А дизель ушёл дальше, на Тараса Шевченко.
Немножко взбодрившись, мы пошли на автостанцию, которая находится рядом с ж/д вокзалом. К сожалению, в сторону Орбиты железной дороги нет, приходится пользоваться автотранспортом. Согласно плана поездки, нам требовалось доехать до остановки Стецовская дамба, а оттуда несколько километров пройти пешком. Но, к сожалению, билет до дамбы на автобус Черкассы - Днепр не продали, потому что он не делает там остановку. И тут я здорово натупил. Решил взять билеты на следующий прямой автобус Черкассы - Стецовская дамба, который шел полчаса спустя. Вот уж не подумал я, что этот автобус поедет не по прямой трассе, а будет 3 с половиной часа пробираться по ухабам, объезжая все прилежащие сёла. Вдобавок, билеты на него стоили на 20 грн дороже.
Пока было время до автобуса, мы зашли в ближайший супермаркет АТБ, чтоб набрать продуктов для импровизированного пикника. Затарились неплохо - на 2 мешка.
А вот и наш автобус.
На него начался настоящий ажиотаж. Билеты продавались без мест, так что пришлось чуть ли не штурмовать несчастный "Богданчик". Но ничего, все поместились. Некоторым из нас даже удалось сесть. Пока ехали по Черкассам, в автобус продолжали набиваться люди. В основном, пенсионеры, дачники. Какое-то время ехали по трассе, но потом свернули в село Боровица, оттуда по разбитой в хлам дороге в Топиловку. Там автобус развернулся и поехал обратно в Боровицу. Затем пробирались по уложенной когда-то пленными немцами брусчатке в село Тиньки. Автобус шатало и колбасило, двигались чуть ли не со скоростью пешехода. Уж не знаю, сколько времени прошло, пока доехали до следующего села - Рацево. Те из нас, кому посчастливилось сесть, мирно дремали. Остальные коротали время за разговорами.
Не прошло и часа, как мы прибыли в Чигирин. Автобус стоит там минут 10, можно выйти размяться и покурить. Изначально Чигирин также был включен в нашу программу поездки. "Резиденция Богдана Хмельницкого", его же музей, памятник выдающемуся гетману, бастион Дорошенко - в общем, есть, что посмотреть. Но я уже был в Чигирине в 2012 году, а остальных это интересовало куда меньше, чем город-призрак Орбита.
Казалось, до Орбиты уже рукой подать - вон уже виднеется труба на горизонте - но автобус ещё долго объезжал лужи и выбоины Галагановки, потом Стецовки. Автобус наш почти опустел, и вот уже конечная остановка на окраине села - Стецовская дамба.
Хотя до самой дамбы ещё километр, автобус туда не идёт. На часах уже полдвенадцатого, и мы, не теряя времени, направляемся в сторону Орбиты. Вскоре перед нами открылся во всей красе вид на Кременчугское море.
Над водой возвышаются зернохранилища ООО "Нибулон", терминал для перегрузки зерновых и масляных культур на речной транспорт.
Идём дальше.
А тем временем небо очищается от облаков. Синоптики не обманули, обещая в этот день солнечную погоду. Чтоб сократить путь, сворачиваем с дороги и двигаемся по направлению к руинам так и не достроенной Чигиринской АЭС. Именно благодаря проекту атомной электростанции появился город Орбита. Но сразу после катастрофы на Чернобыльской АЭС всю стройку свернули.
Идём по валежнику, вдыхаем запах хвои, и никаких следов присутствия человека вокруг. Экологически чистое место.
Выходим к бетонной площадке. Вероятно, в этом месте планировалось разместить один из энергоблоков.
Чуть поодаль - недостроенное административное здание.
Конечно, мы не преминули побродить по этажам среди развалин.
Говорят, из здания вывозили всё, что может пригодиться в хозяйстве: наличники, плитку и даже лом кирпича.
Идём раньше, к трубе котельной.
Котельная предназначалась для отопления многоэтажек в Орбите. Но сейчас от неё осталась лишь груда развалин.
Лестницу на трубе не так давно спилили. Чтоб всякие "умники" вроде нас не лазили. Поговаривают, что и трубу хотят в скором времени снести.
Любители экстрима не опустили руки, приставили к трубе самодельную деревянную лестницу. Но подниматься мы не рискнули, уж слишком всё там ненадёжно.
Идём дальше. И натыкаемся в зарослях на ещё одно трёхэтажное здание. Здесь было строительно-монтажное управление Чигиринской АЭС.
На первом этаже - прикольная карта Орбиты из мозаики. Справа - водохранилище и АЭС, слева - жилые кварталы.
В этом здании такая же разруха, как и в первом. Только здесь благодаря умельцам есть возможность подняться на крышу.
Пробираемся через лес дальше. И вскоре видим гаражи, слышим лай собаки. Значит, пришли. Мы на Орбите!
В клетках сидят курицы, есть детская площадка, а кто-то даже выглядывал из окна. Есть даже спутниковые тарелки! Это место только с большой натяжкой можно назвать городом-призраком. В этой глуши живёт около 30 семей. На нас никто не обращал внимания. Тут уже привыкли к визитам туристов и сталкеров.
Но на окраине есть здание, которое не обойдёт стороной ни один человек, посетивший Орбиту. Это заброшенная девятиэтажка, в которой должно было быть общежитие.
Конечно же, мы тоже туда поднялись. Сделать это было нетрудно. Лестница крепкая, только без перил.
В здании видны многочисленные следы пребывания наших предшественников. Оно и не удивительно: тут почти как Припять, только без радиации.
На саму крышу было подняться сложнее. Но это того стоило.
Оттуда открываются превосходные виды.
Хвойный лес вокруг выглядит так же, как и летом. Запах хвои и ласковые солнечные лучи помогают на минутку забыть, что сейчас ноябрь. Лишь холодный ветер, который на крыше становится ещё сильнее, не даёт этого сделать.
Внизу виден универмаг
и кулинария.
Довольно долго мы пробыли на крыше, фотографируясь и рассматривая окрестности. Но пора спускаться на грешную землю. Голод давал о себе знать. Не прошло и пяти минут, как в сосновом лесу запылал костёр.
Пикничок удался на славу. От свежего воздуха все проголодались, налетели на еду, успевай только жарить сосиски! Под это дело хорошо пошёл сок, сидр и чай. А после ужина решили ещё немного побродить по заброшенной части города. После заката всё стало выглядеть более депрессивно. Но не за этим ли мы сюда приехали - чтоб прочувствовать атмосферу запустенья и разрухи!?
Темнеет быстро, а значит, пора идти обратно. Встретив пожилого мужчину, местного жителя, мы остановились с ним поговорить. Он с удовольствием рассказал нам о жизни в Орбите, ведь поговорить-то не с кем особо. В общем, официально города Орбита на карте Украины вы не найдёте. Территориально это часть села Витово. Дважды в день через Орбиту проходит автобус Витово - Черкассы, но рейсы не ежедневные, да и нам по времени не подходят. Жить в Орбите не так и плохо: есть электричество, даже провели газ. Только работы нет, конечно, и молодёжь ищет любые возможности уехать. В Орбите, в основном, живут старики.
Пора покидать это забытое богом и царём место. Выйдя на трассу, мы замечаем, что к нам приближается грузовик. Не долго думая, ребята начинают его стопить. Вот удивился водитель, наверное, увидев на дороге 12 непонятных личностей. Тем не менее, он остановился (куда ж ему деваться-то, ведь мы перегородили проезжую часть!). Но подвезти нас отказался, хоть и ехал в попутном направлении - на элеватор "Нибулон".
Ноябрьские сумерки угасли быстро. Резко похолодало. Освещая фонариками путь, мы торопливо двинулись к Стецовке, чтоб не пропустить единственный автобус.
Если бы опоздали, пришлось бы топать пешком 10 км до Чигирина. Владу показалось, что мы опаздываем. Он всё таки застопил машину и уехал вперёд, чтоб задержать автобус. Но когда мы все дошли, оставалось ещё минут 5 до отправления, водитель даже не запустил двигатель старенького "ПАЗика".
И тут для участников поездки наступило время прощаться. Мы разделились: Игорь, Игорь, Дарина, Тимофей, Влад, Слава и Андрей уехали в автобусе в Черкассы; Толя, Наташа, Игорь, Рома и я остались на остановке, решив ехать в другую сторону, на Кременчуг. Так удобней вернуться в Харьков (а Роме доехать до Градижска).
Всё бы ничего, но... Мы остались стоять в кромешной темноте. Лишь где-то в селе мерцал фонарь. Местный магазин закрылся. Холодный, пронизывающий ветер завывал в голых кронах деревьев. Ждать автобуса, по меньшей мере, полтора часа. Надеяться на попутки особо не приходилось. Но Рома всё же не унывал и пытался голосовать на обочине. За всё время проехало от силы 5 машин, никто не остановился. Термосы наши давно опустели, мы начинали замерзать. Приходилось ходить туда-сюда, делать лёгкую разминку. Вот уже прошло не полтора часа, а целых два. Автобус явно опаздывал. И когда в головы начала закрадываться мысль "а что делать, если автобус не приедет", со стороны села показался свет фар. Как застрявшие на необитаемом острове рады кораблям, так и мы встречали наш спасительный "Эталон" сообщением Черкассы - Полтава. Расположившись на задних сидениях, мы быстро отогрелись.
Этот автобусный рейс уже знаком мне с поездки в Чигирин 2012 года. Тогда мы добирались домой аналогичным образом. В Кременчуге попрощались с Ромой, все остальные поехали дальше. В Потоках трасса идёт вдоль железной дороги, там мы обогнали дизель Кременчуг - Полтава. А в Полтаве мы оказались уже в пол-одинадцатого.
Дальше возник вопрос, как ехать дальше. На автовокзале мы выяснили, что автобусов в сторону Харькова не будет до утра. Игорь стал отчаянно рыться в интернете, пытаясь найти ближайший поезд. Но ближайший - в 4 часа утра. Я смотрел на это с иронией, так как знал заранее: ближайший транспорт в сторону Харькова - электричка Полтава - Огульцы в 2 часа ночи. И пусть скорый поезд отправлением в 4 часа даже немного опережает волну на электричках, всё же лучше поспать в вагоне, чем торчать почти всю ночь на вокзале. И пусть Игорь морально не был готов провести ещё одну ночь в дороге, ему хотелось доехать побыстрее и с комфортом, но ничего не попишешь. Чтоб как-то убить время, мы двинули пешком с автовокзала на Южный вокзал. Беседуя, прошли через всю Полтаву, около 10 километров. Пришли на станцию уже в полвторого ночи.
Успели ещё выпить чаю и купить пригородные билеты в кассе. Случайно купили один лишний. И вот уж подали на посадку состав до Огульцов. Не дожидаясь отправления, заняли места в почти пустом вагоне и начали дремать. До тех пор, пока не началась проверка билетов. В нашем вагоне без билета ехал мужчина в возрасте, к нему и пристала девушка-кассир. Минут 10 продолжалась перепалка, девушка требовала оплатить проезд или выйти на ближайшей станции. Мужчина же настаивал, что платить не собирается, денег нет. Мол, он едет на работу в Харьков, и чтоб оплатить проезд, он сначала должен заработать деньги. Ругал все, на чем свет стоит, в том числе Порошенко. Толик подошел к ним и протянул лишний билетик, якобы за того мужчину. Но кассир стала кричать, "уберите, это ваш билет, а он пускай платит!". Мужчина же кричал, что билет ему не нужен, что он будет ехать бесплатно. Вот такое столкновение двух противоположных точек зрения! В конце концов, кассир сдалась и, нервно фыркнув, ушла в другой вагон.
Несмотря на рокот компрессора, на мягких сидениях ЭР9М спалось отлично. Мы даже проспали прибытие в Огульцы. Я лишь случайно заметил, что электричка не двигается, и выглянул в окно. Спросонок в темноте не смог рассмотреть, где мы стоим, пришлось выйти в тамбур. Только тогда понял, что мы уже на конечной. Наташа, Толик и Игорь продолжали спать, так же спал и тот мужчина, который ругался с кассиром. Только когда я громко сказал "станция Огульцы", все проснулись. К счастью, пересадка в Огульцах почти полчаса, и мы успели перейти в харьковскую электричку. В ЭР2 уже было не так комфортно - деревянные сидения и много людей, - не прилечь. Остаток пути дремали сидя, а на рассвете прибыли в Харьков.
Возможно, кому-то поездка показалась утомительной, ведь суммарное время в пути значительно превысило время, которое мы провели в Орбите. Тем не менее, я уверен, что никто не пожалел, что поехал. Некоторые из нас захотели снова приехать в Орбиту. И для меня поездка запомнится как яркая, насыщенная и позитивная. До новых встреч!
См. также: Недостроенная Чигиринская АЭС
30/01/2017 14:00
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Отзыв о поездке: Цыганский парк "живых и мёртвых" в Днепропетровске, декабрь 2016
- Фоторепортаж: Зарисовки из Харькова, 15.01.2017
- Фоторепортаж: Святогорск, 07.01.2017
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.