Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь и расположенный в 500 м от него уже увиденный нами музей деревянного зодчества под открытым небом вместе с возможностью неспешной прогулки по набережной на месте слияния Волги и реки Костромы представляют собой своеобразный "город в городе", отделённый одноимённой рекой от основного города. Там с лёгкостью можно провести полдня, практически находясь на природе с созерцанием левитановских пейзажей.
Костромской Ипатьевский монастырь тесно связан с российской историей: его развивали ещё предки Бориса Годунова; именно здесь был избран на царство в 1613 году Михаил Романов, ознаменовав этим завершение Смуты и положив начало новой правящей династии в России; в честь монастыря названа найдённая там Ипатьевская летопись, один из важнейших документальных источников по истории древней Руси, Обитель фигурировала и в кинематографе - в фильме "Очи чёрные" Никиты Михалкова и "Жестокий романс" Эльдара Рязанова.
Это полностью открыточный вид монастыря, такой же ракурс будет везде в сети, чем-то напоминающий Аграбу из мультсериала "Аладдин", который был сформирован в ходе последней реконструкции обители под руководством Константина Тона в 1837-1863 гг.
Посмотрим обитель более подробно. Прямо перед нами- угловая Пороховая башня 1586-1590 гг.. за ней - в виде мощной башни церковь Хрисанфа и Дарии авторства архитекторов К. Тона и Н. Григорьева 1852-1863 гг. возведения и вдали другая угловая Водяная башня 1586-1590-х гг. С жёлтыми куполами- собор Троицы Живоначальной ( мы ещё поподробнее посмотрим).
Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописи в 1432 году. принято считать (хотя достоверность этого мнения окончательно не подтверждена), обитель основал выходец из Золотой Орды и один из предков Бориса Годунова - татарский мурза Чет, поступивший на службу к князю Ивану Калите, и принявший при этом православие и имя Захарий. Обитель сыграла значительную роль в истории нашей страны. В конце XVI века, благодаря покровительству тех же Годуновых, это был один из главных монастырей России, по своему значению не уступавший Троице-Сергиевой лавре. В 1613 году именно отсюда началась история царствования Романовых, так как будущий царь Михаил Фёдорович на тот момент уже год как жил в стенах монастыря вместе с матерью. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, а на следующий день, 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялся обряд призвания на царство Михаила Романова.
На фото - Воскобойная 1586-1590 гг. возведения и Квасная башни 1586-1590 гг. постройки.
Юго-западная башня 1642-1645 гг. постройки.
Затем въездная Зелёная с Юго-западной башнями таких же годов постройки, как и Юго-западная.
А теперь погуляем внутри монастыря. Перед нами - Домовая церковь мучеников Хрисанфа и Дарии, с противоположной стороны напоминающая белоцветную версию Спасской башни Московского кремля. Кстати, таких имён в названиях храмов мне не доводилось слышать, что только заинтересовало. Хрисанф был родом из Александрии, вместе с отцом-язычником переселился в Рим, где обучался в философской школе. Во время обучения прочитал Новозаветные книги и решил стать христианином. Он нашёл скрывавшегося от гонений священника Карпофора, который несколько месяцев наставлял Хрисанфа в вере, а затем крестил, и Хрисанф стал открыто проповедовать христианство. Отец Хрисанфа, желая вернуть его к язычеству, женил юношу на Дарии, жрице Афины Паллады, но Хрисанф обратил свою жену в христианство. Супруги были приведены на суд, где их подвергли истязаниям, требуя принести жертвы языческим богам. После безуспешных попыток склонить их к отречению от Христа супруги были казнены - их живых опустили в ров и засыпали камнями и землёй предположительно в 283 году н.э.
Канонический вид- слева Троицкий Собор 1650-1652 гг. В центре - восстановленная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 2013 года (удивитесь) постройки , а справа- звонница 1604-1646 гг. возведения
Сохранившееся надгробия семьи Бориса Годунова.
Есть пример Касимова у меня в журнале в 4 частях, где удалось пролезть в заброшенную усыпальницу последних правителей Касимовского ханства Афган-Мухаммед султана с супругой Алтын ханым и сфотографировать их захоронения.
Архиерейский корпус XVII века.
Нравятся подобное оформление входа, нечто похожее и в Каире видел (надо собраться и написать большой пост о Старом исламском городе египетской столицы, благо, даже экскурсии водил для сокурсниц по РУДН и даже знакомых татарских студентов, которые учились в Каирском университете).
теперь мы покинем пределы монастырских стен и посетим слободскую церковь Иоанна Богослова 1687 года постройки. Изначально здесь и появился отдельных район, население которого снабжало монахов провиантом.
Часовня Царская Голгофа с общим видом Ипатьевского монастыря и за ним музеем деревянного зодчества. Сама часовня 2009-2013 гг. постройки имеет символическое значение- в Ипатьевском монастыря начиналась династия Романовых, в 1918 году в Ипатьевском доме под Екатеринбургом царская семья будет расстреляна.
В следующем репортаже продолжим знакомство с Костромой.
06/12/2016 15:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Кострома
- Отзыв о поездке: Моя Россия, Кострома, лето 2014
- Отзыв о поездке: Кострома: у Ипатьевской слободы, осень 2014
- Отзыв о поездке: Большой пост любви к Костроме, лето 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.