Кавказ. Дорога на Джилы-Су



    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Джилы-Су - мистическое место у северного подножья Эльбруса

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    К самой высокой горе Европы ездят обычно по Баксанскому ущелью, к Терсколу, на восточные склоны.

    А северный склон, Джилы-Су, "теплая вода" - из-за многочисленных нарзанных источников, долгое время оставался труднодосягаемым.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    До тех пор, пока туда не подвели дорогу от Кисловодска, которая мгновенно получила возможность попасть в клуб самых живописных и впечатляющих дорог России

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Джилы-Су - место таинственное. И дорога к нему, несмотря на ее прикладную, рукотворную сущность, тоже вышла таинственной. Главная ее тайна - зачем она?

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога упирается в поселок Джилы-Су, и дальше ехать некуда - Эльбрус

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А само Джилы-Су, конечный пункт дороги, это крошечный поселок, с маленькими домиками-коробками, палаточным лагерем и полнейшим отсутствием коммуникаций.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Нет электричества, водопровода, канализации. И, надо понимать - и не будет. Здесь места не просто дикие, здесь места совершенно потусторонние, со времен динозавров без изменений.

    На дороге нет ничего. От слова "совсем". Совсем ничего. Последний жилой, населенный пункт - аул Кичи-Балык в Карачаево-Черкесии.

    Вот он, весь уместился на фотографии.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Совсем весь, а не какая-то его отдельная часть

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Инфраструктурная ценность дороги приближается к нулю. Для государственного масштаба она совершенно бесполезна

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    При этом - это дорога великолепного качества, очень сложная и очень дорогая

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Любая горная дорога - удовольствие недешевое. Но эта - вообще что-то немыслимое.

    Главная ее особенность - она идет по вершинам гор.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Горные дороги кладут обычно по ущельям, именно поэтому Приэльбрусье прежде всего осваивалось с удобного ущелья с востока, а здесь, с севера, нет протяженных ущелий.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Горы здесь наломаны совершенно немилосердно к инженерной мысли

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    И дорога проложена дерзко и зрелищно - в выгрызенных канавах в крутых склонах

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    С совершенно немилосердными углами, когда машина вдруг начинается карабкаться чуть ли не отвесно, надрываясь на первой передаче

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    И тут разом взмокаешь - такая дорога не простит и малейшей ошибки

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А при прибытии на место начинается и вовсе что-то невероятное - дорога зигзагом взбирается по совершенно отвесной стене - сбоку стена, под 90 градусов, с другого фланга обрыв в пропасть - тоже под 90 градусов.

    В дорогу угрохали миллионы, если не больше - и при этом неясна ее экономическая или культурная целесообразность - Джилы-Су как было диким местом, пристанищем суровых мистиков, так таким и осталось

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Цивилизация не грозит - места мало, совершенно нерентабельно любое строительство, ограниченные возможности грузопотока.

    Да, трасса великолепного качества - словно и не в тупик идет, и даже на отдельных участках есть фонари - невероятная какая-то роскошь, но горы и сами по себе капризны, а здешние - еще и злые

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Да, энергетика этого места очень мощная, но отчетливо злая.

    Любое, мало-мальское проишествие на такой дороге - всё, всё направление мгновенно и полностью отрезано от мира. Полностью - вот просто от слова совсем. Никаких альтернатив.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Я смотрю как лежит эта дорога - как уже свалились в пропасть огораживающие плиты

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Как камнепад уже засыпал отдельные части, привалил знаки.

    И это относительно спокойное лето - а что же здесь творится лавиноопасной зимой? Тающей весной, дождливой осенью?

    От одной только мысли о звенящей, гудящей мощи этих сильных, злых гор бежит по хребту ужасный трепет.

    Ноне модно искать места силы, назначать таковые, придумывать им истории и байки. Как там - "ищу место силы, Подмосковье не предлагать".

    Джилы-Су и вся дорога к нему - это настолько мистичное и могущественное место, что ему никаких баек придумывать не надо - оно и так пробирает до дрожи.

    Недаром даже во время Второй Мировой эти места были оккупированы войсками Рейха (как-то странно это представлять, но это так - вот в этих местах, где полтора человека на округу, шли бои). В окрестностях Джилы-Су нацисты организовали военный аэродром - он, кстати, до сих сохранился. Ну, разумеется - в виде лишь угадываемой площадки, но это он, тем не менее. До него можно добраться.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Не секрет, что Гитлер и вся верхушка Рейха были помешаны на мистике, на поиске признаков присутствия и следов иной расы, поиске таинственных городов. Невероятные ресурсы, даже в непростые времена, выделялись на поисковые экспедиции, археологические изыскания, исследования, раскопки.

    Здесь, в Джилы-Су, они тоже что-то искали. Военный аэродром был в частности еще и для того, чтобы можно было доставлять сюда ученых и вывозить возможные находки.

    Нашли ли они что-нибудь, кроме повсеместно раскиданных каменных символов? Этого никто не знает, как и любые поиски нацистов - в Непале, Тибете, Египте, они были строжайше засекречены. Но информация, тем не менее, просочилась, и сохранившимися архивами Рейха была подтверждена - специальным рейсом на аэродром из Тибета доставлялись тибетские ламы. О чем они консультировали? Неизвестно. Документы подтверждали лишь их визит (и отправку обратно), но не цель и результаты.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога на Джилы-Су начинается от Кисловодска, от поселка городского агломерата, носящего гордое имя Индустрия

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Несмотря на свое насквозь советское прозвание и Ставропольскую прописку, поселок практически полностью заселен этническими карачаевцами - с их традиционным хозяйством, планированием дома и дворов.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    С мечетью, с которой муэдзин пять раз в день созывает верующих на азан.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    В российской бюджетной практике есть такая тонкость - деньги на строительство дорог могут идти из федерального бюджета, если трасса имеет общегражданский статус, или из местного - если это дорога на локальные нужды. Еще в дороги вкладываются города - из своего, из городского бюджета. И вы наверное замечали - едешь по хорошей трассе, и вдруг - бдщь-тых-тых-тых! - уже катишься по стиральной доске - значит въехал в город. А у города в бюджете на дороги извечно зияет дыра.

    С трассой на Джилы-Су получилась такая же бюрократическая история - дорога особенная, успевает пройти сразу по трем субъектам - по Ставрополью, по Карачаево-Черкесии и по Кабардино-Балкарии.

    Всё, что по национальным республикам - все спонсировалось из федеральных денег, и поэтому качество там потрясное, не дорога а просто зеркало.

    А на участок дороги по Ставропольскому краю финансирования не полагалось.

    И получается так - сперва едешь через эту самую Индустрию, и до границы с Карачаем, и дороги там нет. Это не фигура речи - дороги действительно порой нет, вообще. Опять - от слова совсем.

    Присыпанная щебнем грунтовка, размытая дождями, где машину зловеще кренит в стороны, угрожая сбросить в канаву. Ямы с футбольный мяч, пыль столбом, непрерывный грохот камней о днище.

    Стойкое ощущение, что после ТАКОГО не будет уже больше ничего. Но вдруг - бац! - начинается Карачай, и мгновенно появляется великолепный асфальт.

    Дорога то спускается вниз, то карабкается на перевал. Уже упомянутый аул Кичи-Балык - последний постоянный населенный пункт.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дальше почти сотню километров будут только очень редкие стоянки, с горстью домиков

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Ну, еще заброшенный партийный санаторий "Долина Нарзанов" и обсерватория

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Когда дорога взбирается наверх, то некоторое время идет ровно - и по пейзажу на мгновенье успеваешь забыть, что в высокогорье. Но это ненадолго.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Вверх-вниз, вниз-вверх. Характерно закладывает уши.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога взбирается в поднебесную круть, и в какой-то момент въезжаешь в облака.

    Знаете, одно дело влетать в облака самолетом

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Но совершенно другое дело въезжать в облако машиной (это облако за бортом, не туман)

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А после - выезжать из облака и оказываться выше их.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Не выходя из машины

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Здесь очень быстро меняется погода. Просто мгновенно. Пять минут - и от сияющего солнца до полного ненастья. А потом опять пять минут - и вновь солнце и чистое небо

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    С солнцем, кстати, аккуратнее - тут высокогорье, беспощадный ультрафиолет. При любой погоде, но при прямом солнце, сгореть - дело несколько минут. И еще надо беречь глаза - сильно бьет по сетчатке, можно погубить зрение.

    Я же говорю - злые горы.

    Окружающее столь невыразимо прекрасно, что останавливаешься везде, у каждой новой панорамы.

    Что-то невероятное - на вершине горы и в тишине. Тишина такая, что слышен стук сердца

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А вот начинает показываться великий, ужасный и завораживающий Эльбрус. С погодой и видимостью угадать невозможно. Эльбрус сам решает, показываться ему или нет.

    Нам он показал лишь часть заснеженного склона

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога, после невероятных петель, выходила на финишную прямую. Казалось - ну уже за эту дорогу ничто поразить, удивить и напугать не сможет. Я ошибался. Последний прогон на Джилы-Су - это просто что-то невмещаемое в маленький человеческий мозг.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    haydamak
    11/11/2016 15:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны