Летом я познакомился с Мещёрским краем во время чудесной поездки на поезде по заповедной линии "Владимир-Тумская". Про два города, осмотренные тогда, - Гусь-Хрустальный и Курлово - я уже писал. Как известно, Мещёра располагается не только во Владимирской области, к которой относятся вышеназванные города, но и на территориях Московской и Рязанской областей. Осенью мне удалось побывать и в этих частях Мещёры. В Московской области для осмотра был выбран необычный город Рошаль. Это один из самых удалённых от Москвы и труднодоступных городов региона. В сети приходилось натыкаться на крайне негативный рассказ об этом городе, выдержанный в стиле "раз уж в благополучной Московской области есть такая дыра, то что уж говорить про остальную Россию". Ниже представляю своё видение Рошаля. Так ли уж плохо в трёх часах езды от Москвы, или же административная принадлежность к столичному региону всё же спасает ситуацию?
Оговоримся, что в Рошаль и Спас-Клепики мы съездили в единственный тёплый солнечный день этой осени. Везением это не назовёшь - этого одного дня бабьего лета мы ждали месяц, ежедневно отслеживая прогноз погоды. Само собой, золотой осенью любой город будет выглядеть чуть лучше, чем есть на самом деле.
Рошаль поприветствовал креативным биллбордом, приуроченным ко дню города:
Сперва мы пошли гулять по улице Октябрьской Революции - главной в городе. Тихий и уютный Рошаль встретил сказочным спокойствием и умиротворением. Ну и заодно неплохим благоустройством. Тут в голову стали прокрадываться сомнения, такая ли уж тут дыра. Справедливости ради, причины так думать у меня были. Чтобы это понять, надо посмотреть на расположение города, а заодно узнать его историю.
На улице Октябрьской Революции один за другим на протяжении целого квартала тянутся однотипные симпатичные деревянные дома, к тому же ещё и выкрашенные в одном стиле. В конце рассказа я ещё приведу небольшую подборку жилого фонда "исторического" Рошаля. Этот город - вообще заповедник раннесоветской архитектуры.
Достаточно найти Рошаль на карте, чтобы понять, что это действительно глушь. Расположен он в 150-и километрах к востоку от Москвы, среди болот и мещёрских лесов. К нему ведёт единственная дорога от Шатуры. Кроме последней в ближайших окрестностях Рошаля и городов-то больше нет. 150 километров от Москвы - это самый короткий путь, но далеко не самый быстрый. Расстояние это считается по проходящему ближе всего к городу Егорьевскому шоссе, узкому и переполненному населёнными пунктами, светофорами и другими препятствиями. Не припомню, чтобы хоть когда-нибудь на моей памяти, кроме глухой ночи и 1 января, на нём не было хотя бы небольшого затора. Нам, например, в этот день уезжать из Москвы пришлось аж по Щёлковскому шоссе, т.к. все более южные направления на восток стояли с раннего утра. Так что добраться отсюда до Москвы - приключение не из лёгких. Хоть область и Московская, на работу в столицу каждый день не поездишь. Многие города соседних областей, в том числе и более удалённые, расположены относительно Москвы куда удобнее.
Встретилось что-то от конструктивизма, в хорошем состоянии. Это здание рошальского техникума. Построено в 1932-м, когда учебное заведение называлось "школой фабрично-заводского ученичества":
Удалённость и труднодоступность - не единственный повод ожидать от Рошаля чего-то нелицеприятного. Рошаль - это немаленький советский моногород, градообразующее предприятие которого (огромный химический комбинат) после перестройки развалилось. При том, что город расположен бог знает где, население его сегодня - более 20 тысяч, а раньше было и больше. Что может представлять из себя город без нормальных коммуникаций, где 20 тысяч химиков враз лишились работы? На деле, Рошаль выглядит лучше многих на порядок более успешных городов Подмосковья. Наличие бюджетов столичного региона отчасти это объясняет, но всё равно приятный облик Рошаля вызывает удивление.
Двор детской школы искусств украшен клумбой с лирой:
Рошаль вряд ли может похвастаться богатой и славной историей. Поселение Крестов Брод возникло здесь за четыре года до революции, при строящемся пороховом заводе. До того момента среди этих глухих болот не было даже полноценных деревень, только отдельные урочища. Территория, относящаяся тогда ещё к Владимирской губернии, принадлежала владельцу мишеронского стекольного завода. Сдаётся, место в такой глуши тогдашними промышленниками было выбрано неслучайно. Если и рванёт пороховой завод где-то посреди болот, никто и не узнает.Сразу после революции посёлок получил название в честь петербургского революционера (хотя сегодня ассоциация возникает исключительно с хирургом). С 1940-го стал городом.Скамейки перед школой, как и лира, являются подарками выпускников, о чём сообщает надпись. Очень мило, если это сделано не добровольно-принудительно. Объекты, выходит, совсем свежие.
Как и в случае с любым другим моногородом, история Рошаля привязана к истории градообразующего предприятия. При советской власти пороховой (а впоследствии - химический) завод стабильно рос и развивался. В этот период здесь был построен ещё и завод пластмасс, позднее фактически слившийся с химическим. К 90-м годам тут помимо взрывчатых веществ производился целый набор всевозможных химикатов, как оборонного значения, так и бытового, и даже мебель. Как гордо заявляют некоторые источники, площадь территории завода превышала площадь города в три раза. Впрочем, это говорит скорее о специфических нормах безопасности на производстве взрывоопасных веществ, чем о грандиозности предприятия. Тем не менее, это производство прямо или косвенно кормило двадцать тысяч советских граждан. В "исторической" части Рошаля каменных домов наберётся не более десяти. Пара из них - сталинки провинциального уровня, построенные симметрично, для образования "ворот" перпендикулярной улицы:
Кто-то из администрации в своё время увлёкся этим градостроительным приёмом и организовал аналогичные ворота на следующей перпендикулярной улице, только уже из куда менее красивых домов. Выглядит забавно, особенно на фоне окружающего засилья деревянных бараков.
Сегодня же Рошаль - центр притяжения для "сталкеров" и всевозможных любителей заброшки. Хоть на территории бывшего завода сегодня вполне функционирует несколько производств, огромные его площади всё равно представляют собой гигантскую плохоохраняемую техногенную зону с десятками заброшенных корпусов, недоразворованным имуществом завода и ручьями какой-то химической жижи. Детский садик, благоустроенный на хорошем подмосковном уровне:
Рядом с ним - другой детский садик, только заброшенный. Несмотря на некоторую прилизанность города, нет-нет да и проглядывают следы закрытия единственного предприятия. Концентрация заброшенных зданий в Рошале очень высокая. Не разрухи какой-то, а именно заброшенности. Зато школьникам местным раздолье. Охраны и ограждений нет в принципе. Только в момент съёмки этого здания, его внутренности исследовали трое подростков.
В отличие от некоторых других советских общественных зданий в Рошале (например, техникума), кинотеатр "Родина" окончательно забросили. На фото в рассказе nordprod 2012-го года у кинотеатра ещё была красивая неоновая вывеска. Но это не единственная потеря Рошаля. Атлантов, раньше украшавших вход в местный ЗАГС, тоже куда-то дели. Без них здание стало совсем неинтересным, я его даже в отчёт включать не стал.
Хорошую службу Рошалю служит его статус города областного подчинения, что ставит его в один ряд с Дубной и Черноголовкой. До 1993-го он входил в состав Шатурского района. В нынешних реалиях это значило бы отток всех налогов в райцентр. Чем это чревато, хорошо видно на примере Вереи и Хотьково, которые при удачном расположении, работающей промышленности и принадлежности к Московской области выглядят бедно и провинциально. Здесь же денежные потоки город стороной не обходят.
Кое-где встречаются советские вывески. Для Подмосковья вещь нечастая.
Образец крайне странного благоустройства. В 2014-м году старую неработающую трансформаторную будку обложили новым красным кирпичом, смонтировали к ней скамейки с коваными фонарями, а одну из стен расписали фреской с пейзажем Москвы (хотя как по мне, больше похоже на Италию). Рядом установили двух вырезанных из дерева сов, как на фото №8 (они в кадр не попали). Не забыли прилепить памятную табличку (сверкает над сидящей женщиной): "Дорогим рошальцам на 100-летие города от СМУ-7". Более нелепого объекта для декорирования, мне кажется, придумать сложно. Интересно, "дорогие рошальцы" оценили?
Как пишут умные люди - одно из старейших зданий города. Относительно Рошаля, это всего лишь 1913-й год. Сейчас в нём базируется местная электросетевая компания:
Единственный храм в городе - Скорбященский. В основанном в 1914-м году посёлке начали строить церковь, но из-за революции так и не закончили. В конце 90-х верующим для церковных нужд было передано здание машинно-расчётной станции завода 1914-го года постройки (хотя есть мнение, что это был роддом). Т.е. тоже - одно из старейших в городе. К началу 2000-х из него сделали церковь. Получилась своеобразная "ответка" православных советской власти: если те делали клубы и склады из церквей, то тут церковь сделали из заводского здания. Хотя в данном случае, лучше бы сохранили историческое наследие города в изначальном виде, а церковь построили рядом.
Перейдём к самому сердцу города. Перед зданием администрации - памятник Рошалю, тому самому предводителю кронштадтских моряков, в честь которого назвали город. Я так понимаю, к городу своего имени он и близко не подъезжал:
Рядом - мемориал в форме обелиска, посвящённый рошальцам, погибшим в Великой Отечественной:
Напротив администрации - раннесоветское здание с кучей вывесок. Видимо, используется под торговый центр.
nordprod пишет, что это здание бывшего рабочего кооператива 1927-го:
Там же - одно из самых нарядных зданий города - ДК им. Косякова. Построено в 1916-м руководством завода для административных нужд. После революции его переоборудовали под заводской клуб, а в 80-х наделили статусом дома культуры. До недавних пор он не действовал. Как я понимаю, местные коллективы занимались в новом спортивном центре (см. далее). Но в данный момент его реставрируют. Значит, скоро должны открыть:
Маленький Ленин на большом постаменте:
Вход в небольшой городской парк:
На территории парка - неожиданная конструкция. Такие сейчас очень модно ставить где ни попадя, но чаще всё-таки в крупных либо популярных у туристов городах. В Ростове-на-Дону, там, или в Великом Новгороде. Причём обычно у них у всех абсолютно идентичный дизайн из белых букв и красного сердца, что наводит на мысли об их едином происхождении. Здесь же сделали сами, а конкретно - преподаватель всё той же детской школы искусств, ко дню города. Чтобы отличалось от других городов, раскрасили буковки в яркие цвета:
Сразу за парком - ещё одно из зданий времён основания города: дом первого директора порохового завода С. Броунса. Сегодня в нём расположен туберкулёзный диспансер.
Нельзя хоть краем глаза не взглянуть на завод, имевший такое значение для города. Если от администрации пойти не к парку с ДК, а в обратную сторону, то попадём в "заводскую" часть. Почти сразу, на крупном перекрёстке, натыкаемся на часы с символикой города и завода. Раннесоветское здание на заднем плане - бывшее заводоуправление:
Перед бывшим заводоуправлением - памятник А.А. Косякову, первому советскому директору завода, внёсшему большой вклад в его развитие. Его именем впоследствии назвали и сам завод, и ДК, и парк, и одну из центральных улиц:
Далее, по мере приближения к заводу, обнаруживается пожарная часть с башенкой. Только в центре Рошаля нашли две пожарные части. Ещё бы! Один из крупнейших в стране заводов взрывчатых веществ. Тут и десять пожарных частей поставить не жалко...
Для полноты картины стоит добавить, что территорию завода в своё время охраняли войска. Словно в подтверждение этого, напротив пожарной части на постаменте установлена боевая разведывательно-дозорная машина, в память рошальцев, погибших при исполнении воинского и служебного долга:
Перед входом в пожарную часть - плакат в узнаваемом советском стиле, который, видимо, должен был каждый день напоминать приходящим на смену пожарным, чем им, вероятно, придётся заниматься. По счастью, крупных катастроф тут не произошло, и теперь уже не произойдёт. На удивление, и ограда с тех времён сохранилась.
А вот и ворота на территорию непосредственно завода. Пока к ним едешь, по сторонам от дороги уже встречаются заброшенные корпуса и какие-то коммуникации. Но что ещё удивительнее - встречаются и новые корпуса. На гигантской территории спокойно умещаются с десяток небольших современных производств и окружающие их заброшенные пространства. В частности, одним из основных "наследников" завода является компания, производящая антигололёдный реагент для взлётно-посадочных полос. Фуры, кстати, даже в выходной день регулярно проезжают по ведущей к заводу дороге. На саму территорию, как видно, проникнуть вообще не проблема, даже на машине. Также хорошо видно, на каком расстоянии от ворот находятся трубы:
Без единого конкурента, самое яркое и важное современное здание в городе - новый спортивно-культурный центр. Здесь проходит почти вся культурно-общественная жизнь города:
Весьма специфическая достопримечательность Рошаля - вот эта стена старого спортивного центра. В 2015-м году её расписал всемирно известный, как гордо сообщает официальный городской сайт, американский уличный художник Крис Риггс. Эта инсталляция стала на тот момент самой большой в его карьере. Представляет она собой слова "мир и любовь", написанные на разных языках и сливающиеся в единое полотно. Даже если усомниться в художественной ценности этого произведения и во всемирной известности его автора, остаётся непонятным, каким ветром его занесло в Рошаль.
А вообще стрит-арт в Рошале как-то удивительно богат и интересен. На стенах рошальских домов встретилось немало толковых граффити. Все, конечно, выкладывать не буду. Вот пример, в дополнение к "стене мира и любви":
Наконец, посмотрим кварталы старого, "исторического" Рошаля. Они представлены несколькими улицами, целиком застроенными довоенными и даже дореволюционными двухэтажными зданиями, преимущественно деревянными. Обычно их без разбору называют "бараки".
Обычно глядя на них ужасаешься, представляя условия жизни в них. Здесь тоже без этого не получится. Но именно в Рошале я вдруг подумал, что такие бараки могут быть интересны с точки зрения архитектуры.
В Рошале их очень много, всевозможных видов и модификаций. Тут настоящий парад бараков. Я привожу только несколько наиболее приглянувшихся. Если показывать все возможные рошальские бараки, получится отдельный пост.
Оказалось, бараки могут быть разными и интересными. Их можно долго рассматривать и изучать, как русские избы с резными наличниками или европейские пряничные домики. Специфическая эстетика, конечно, но от рошальского разнообразия барачных форм действительно можно ею проникнуться.
Есть даже улица, застроенная чем-то наподобие сталинских "немецких" домов:
На окраине города находится искусственное озеро Юбилейное. Это бывший песчаный карьер, заполненный водой к 100-летию со дня рождения Ленина, откуда и название. Наличие такого рекреационного места в шаговой доступности - вещь замечательная, но берег сильно замусорен, и это бросается в глаза.
Рядом с озером - неожиданно крутое здание лицея. Собственно, и сам лицей тоже весьма непрост. Приходилось слышать, что образование в Московской области догоняет столичное. Это радует. Если, конечно, это результат улучшения в области, а не ухудшения в столице.
На сладкое - железная дорога. Как ни странно, в Рошале она есть, и даже действующая. Это тупиковая ветка "Черусти - Рошаль", ответвляющаяся от казанской магистрали и, как нетрудно догадаться, служившая и даже до сих пор служащая интересам местной промышленности. До 1996-го на ней даже было пассажирское движение, но сейчас обслуживаются только товарные поезда. На фото - вокзал:
В 1996-м параллельно этой ж/д ветке до Черустей дотянули автомобильную дорогу и пассажирское движение отменили. Теперь до Черустей добираются на автобусе, а оттуда, как и раньше, - на электричке. Думаю, жители города сильно не потеряли: вряд ли какая-нибудь "кукушка" или дизель-поезд могли набрать тут достаточную скорость, чтобы конкурировать с автобусом. Потерю эту будет оплакивать только горстка ж/д фанатов, к коим я, впрочем, отчасти отношусь. На территории хорошо видны вагоны и даже что-то типа депо. На прошлом фото слева от вокзала можно разглядеть кусочек новенького зелёного вагона, как раз находившегося на разгрузке.
Ну а рядом с ж/д станцией - современный пассажирский терминал связи с внешним миром - автовокзал:
Напоследок, уезжая из города, сфотографируем въездную стелу Рошаля. Она удивительно информативна и лаконична:
Рошаль оставил совершенно неожиданное общее впечатление. Затерянный в глуши столичного региона, довольно большой моногород с умершим производством, богатый очень специфической, но интересной архитектурой, которая со временем вполне может стать "историческим наследием". Наконец, в наши дни этот город пытается найти себя не где-нибудь, а в современной урбанистике. Произведение американского художника, богатый стрит-арт, обильные ростки современного благоустройства, трансформаторная будка, превращённая в декоративный объект, резные совы и пр. Всё это явно не случайно появляется в одном и том же городе. В общем, коктейль любопытный. Рошаль интересен, насколько вообще может быть интересен советский город. Негативных ожиданий, обусловленных месторасположением и экономикой, он явно не оправдывает.
04/11/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Московская область
- Отзыв о поездке: Село Карпово, сентябрь 2016
- Фоторепортаж: Церкви и монастыри города Серпухова, 20.10.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.