К совместному с Константином nord_ursus предыдущему репортажу о местах, где сохранилась брусчатка и булыжное мостовое покрытие в России и (+ примеры в Беларуси и Украине) интересно будет продолжить исследование на эту тему на примере сохранившейся брусчатке в Калининградской области. К сожалению, я не обладаю теорией относительно ушедшего способа укладки дорог и тротуаров в нашей стране, но совместно с другими пользователями можно сделать неплохую картинку мест с сохранившейся до настоящего времени дореволюционной мостовой.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода - 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина. На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц: "каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило". На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
Со временем булыжные мостовые в тогдашней столице Российской империи начали заменять брусчаткой.
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример - деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени (деревянные мостовые можно встретить в Солигаличе, Чухломе, Парфеньево Костромской области в репортаже Константина.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядоченными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
visualhistory по теме сохранившихся мостовых в России отметил: "я, кстати, тоже собираю фотографии уцелевшей брусчатки в России. Считаю, что каждый метр старинных мостовых должен был взят под государственную охрану как памятник истории. А где-то может быть ещё не поздно откопать старую брусчатку из-под слоя асфальта".
На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
По данной теме блогер schelkunov скинул интересную статью о сохранившемся способе укладки автодорог шестигранными плитками под названием "трилинки". Данные артефакты можно найти в Бресте, на автодороге Кобрин-Пинск, появившиеся в межвоенный польский период на территории современной западной Беларуси. Вот ещё материал на данную тему На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
Вот ещё дополнение calendulae о рижской брусчатке: "по поводу брусчатки в Риге довольно простое объяснение. Каменное строительство домов началось в 13 веке. Немного позже вступил полный запрет на деревянное строительство. Соответственно улицы, тоже можно было мостить только камнем. Как материал, использовали добываемый недалеко доломит. К 1413 году замостили всю ратушную площадь.
При шведах, в 17 веке начали переходить на гранитные булыжники с полей, как более долговечные. Был приказ, как плату за въезд с крестьян брать булыжниками.
С 1851 года приказ обязательного покрытия улиц булыжником, и ввели специальный налог. С 1873 года начали завозить из Швеции колотую "рижскую" брусчатку. После войны стали массово центральные улицы менять на асфальт, но в 1960-е годы приняли постановление в исторической части города (особенно в Старом городе) о сохранении брусчатки". На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
Брусчатка в Черняховске (нем. Insterburg). Многоэтажки на месте погибшей немецкой застройки в результате ожесточённых боёв в ходе Восточно-Прусской операции в январе-апреле 1945 года.
Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов. На фото - частный сектор в окрестностях Черняховска (нем. Insterburg).
Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства. Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона. На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
В России и Беларуси массовое исчезновение булыжных мостовых и брусчатки приходится на 60-е гг. ْXX века. Интересный факт остаётся, что в Финляндии, Эстонии, Латвии,Литве, Украине брусчатка очень во многих местах сохранилась. Дело может быть просто в руководстве отдельных республик, по-разному видевшие эстетическую ценность и целесообразность укладки дорог именно этим способом. На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
Больница в Черняховске (нем. Insterburg). Приглядитель. Ближе к краям один способ укладки, в центре - другой и ещё отрывок, словно игравший роль пешеходного перехода.
На этом дворе Черняховска (нем. Insterburg) познакомился с человеком, который сумел своей активной гражданской позицией спасти брусчатку города от уничтожения (или быть возможно разобранной или закатанной в асфальт).
На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
В лесу по дороге к замку Бальга.
На фото - Советск (нем. Tilsit).
На фото - Советск (нем. Tilsit).
Сохранился и немецкий тротуар для пешеходов возле школы, где учился Вернер фон Браун. На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
Во внутреннем дворе булыжная мостовая На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
Призраки Германии в простых дворах. На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
Фрагмент немецкого тротуара. На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
Вдоль железнодорожных путей вокзала Гусева.
Эта фотография Калининграда (нем. Königsberg) очень символично отражает 2 лика города - немецкого и российского.
Вот ещё тип укладки брусчатки, видимо, другая порода, от этого различия в формах кладки. На фото - Калининград (нем. Königsberg)
Спальный район на месте почти самого центра Кёнигсберга.
Внутренний двор больницы. На фото - Калининград (нем. Königsberg)
Если у кого из читателей есть снимки брусчатки и мостовой - кидайте фотографии в комментариях.
05/11/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Калининградская область
- Фоторепортаж: Светлогорск, 01.10.2016
- Фоторепортаж: Зеленоградск, он же Кранц, 22.07.2016
- Фоторепортаж: Балтийская коса, форт Западный, 15.06.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.