Ярославль - один из городов России, в застройке которых представлены все магистральные направления российской архитектуры XVI-XX веков. Высокая сохранность историко-архитектурной ткани центра города обеспечила ему место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом репортаже мы рассмотрим с вами Храм Фёдоровской иконы Божией Матери 1682-1687 гг. постройки, сравним с тем, как эта церковь выглядела в 1911 году на снимках С. Прокудина-Горского.
Храм расположен недалеко от притока Волги реки Которосли немного в стороне от Московского проспекта на Большой Фёдоровской улице, если идти от Московского вокзала в сторону центра города. Очень рекомендую свернуть и пройти к этому храму и церкви Иоана Предтечи в Толчкове, черёд которой будет в следующем репортаже - они очень красивы, не пожалеете. К сожалению, я не очень знаком с храмовым зодчеством (при этом, очень интересуюсь), поэтому буду признателен поправкам в корректной форме и обмену мнений. Существует сказание XVII века о чудотворным исцелением посадского человека Иоанна Плешкова, который в 1669 году впал в "лютую болезнь расслабления" (паралич), а исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей "во одеянии святительском" и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери - моленному образу царей новой династии Романовых, а после соорудить храм.
Роспись храма была доверена костромскому иконописцу 2 половины XVII в. Гурию Никитину. Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский,которой был его личным домовладением. Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей тогдашнего района Ярославля. Митрополит Иона Сысоевич (инициатор возведения "небесного рая на земле" в Ростове Великом) дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года.
Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром). Архаичный, по-соборному строгий четверик (четырёхугольный или четырёхгранный объём основной части сооружения) контрастирует с крупным, сочным пятиглавием, которое придаёт всему зданию выразительный, грациозный силуэт. Высота церкви- 36 м.
Западное крыльцо на переднем плане снимка.
Исторический снимок С. Прокудина-Горского 1911 года. Фотография взята на сайте Библиотеки Конгресса США. Ещё рекомендую читать Блог проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" (www.prokudin-gorsky.org) - там очень много интересного.
Ныне существующий иконостас датирован 1705 годом, а стены сохранили монументальные стенописные ансамбли допетровского времени.
Царские врата на дореволюционном фото С. М. Прокудина-Горского.
Давайте ещё раз посмотрим на общий вид храма.
Он же в 1911 году.
Рядом с этим храмом - зимняя церковь Святого Николая на Пенье 1689-1690 гг. постройки - небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением, но примечательным наличием шатра.
1911 год.
01/11/2017 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Ярославская область
- Города: Ярославль
- Отзыв о поездке: Деревянный Ярославль - уходящее "прошлое", весна 2016
- Отзыв о поездке: Ярославль: по городу, март 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.