Очередной репортаж бесконечного сериала Весь Крым 2016.
Утро 27 июня 2016 года мы встретили в подвернувшемся вчера как нельзя кстати мотеле "Чинар" в Калаче-на-Дону. Запаслись кипятком в термос и в путь. Пять с половиной часов сна пока хватает. Идем в сторону федеральной трассы М-4 Москва-Ростов-на-Дону по хорошему и ровному асфальту. Утренний трафик не доставляет хлопот.
Мост через Дон рядом с Калачем. Сначала я даже не понял куда он течет. Мы перезжаем с левого на правый берег. Так вот он каков Тихий Дон!
Въезжаем в Ростовскую область и оглядываемся на пройденный путь
Справа и слева от дороги бескрайние поля одной из главных житниц страны
Последствия аварии на встречке. Как я понял в этом месте было реверсивное движение и фура отчаянно уходила от кого-то на обочину
Мемориал на развязке чуть севернее станицы Тацинской. Мемориал посвящен 2-му танковому корпусу. В годы Великой Отечественной войны 17-29 декабря 1942 года 2-ой танковый корпус, под командованием генерала В.М.Баданова совершил 300- километровый рейд в тыл врага, захватив в станице Тацинской немецко-фашистский аэродром и уничтожил около 400 боевых самолетов, снабжавших окруженную группировку врага под Сталинградом.
Проехав поселок Углегорский, справа от дороги видим еще одну достопримечательность. Памятник "Первым пахарям земли Тацинской" представляет собой оригинальный трактор СХТЗ-15/30 на кургане, как "символ трудовой славы". Трактор производства Харьковского тракторного завода был аналогичен СТЗ-15/30 Сталинграского тракторного завода и производился с 1931 года. Настоящий экземпляр частично разукомплектован, похоже нехватает двигателя.
Между поселками Гремучий и Комиссаров проезжаем Мемориал погибшим в Афганистане воинам интернационалистам и место базирования местного объединения ветеранов воины в Афганистане "Саланг"
Культурный ландшафт начинают немного разнообразить отвалы горных пород - терриконы. Это свидетельствует о том, что мы постепенно приближаемся к Донецкому угольному бассейну
Проехав поселок Шолоховский с целым кустом угольных шахт в правые окна машины наблюдаем здание Центральной обогатительной фабрики "Шолоховская", когда входившей в состав обанкротившегося "Ростовугля". Фабрика в июле 2004 года была приобретена за 23 миллиона рублей украинским холдингом "Запорожсталь". Новыми хозяевами были отремонтированы основные здания и сооружения технологического комплекса, произведена замена изношенного оборудования, а заодно - ревизия и ремонт всей технологической цепочки. Общий объем инвестиций составил 150 миллионов рублей. Плановая производственная мощность ЦОФ "Шолоховская" составляла 1,2 миллионов тонн коксового концентрата в год. Предполагается, что фабрика будет перерабатывать коксующиеся угли из Кузбасса, так как в Ростовской области угля такой марки добывается незначительное количество. Вывод фабрики на полную производственную мощность планировалось произвести в два этапа. Первый этап - возобновление эксплуатации фабрики по существующей технологической схеме был успешно реализован. Ко второму этапу, который будет заключаться в реконструкции технологической системы, собственник предполагал приступить в начале 2006 года. Источник.
Однако, в марте 2015 года Арбитражный суд Ростовской области признал ООО "Центральная обогатительная фабрика "Шолоховская" банкротом. Требования кредиторов составили 4,1 млрд руб, (третья очередь, основной кредитор - Сбербанк), балансовая стоимость имущества предприятия на конец 2013 года составляет 622,3 млн руб. Выручка компании по итогам 2013 года - 720 млн руб., чистый убыток - 130,8 млн руб. Источник.
Шоссе отличное, идем по Белокалитвинскому району Ростовской области с хорошей скоростью по хорошему асфальту
Индустриальные пейзажи временами сменяются чисто сельскохозяйственными
Мост через Северный Донец в Белой Калитве
Северный Донец и белокалитвинский элеватор
Выскакиваем на трассу М-4 "Дон" Москва-Ростов-на-Дону и недалеко от границы с самопровозглашенной Донецкой народной республикой поворачиваем в южном направлении. Шоссе на этом участке отличное, бесплатное, идет по равнинной местности, пересекающейся сухими балками. Солнце начинает припекать. В одной из балок останавливаемся на обед, опробуем современную газовую плитку и плитку на сухом горючем времен второй мировой войны. Современная эффективнее. Чуть моем машину использованной водой. Ее надо экономить.
Ростов-на-Дону обходим по объездной через Аксай делая лишь пару кадров с моста через Дон видов на Аксайский ковш
Нас встречает Краснодарский край - еще одна житница страны
На подъезде к приснопамятной станице Кущевской за окнами мелькает мемориал "Поле казачьей славы" . Мемориал открыт 04 августа 2007 г. возле знаменитого памятника "Казак" (собственно на фото только он и попал). Открытие приурочено к 65-летию Кущевской битвы, произошедшей в 1942 году, когда казаки 15-й Донской и 12-й Кубанской кавалерийских дивизий насмерть держали оборону, остановив танковую атаку немецко-фашистских войск. За этот подвиг 4-й Кубанский казачий кавалерийский корпус получил звание "гвардейский". Комплекс включает в себя памятник "Казак", надвратную часовню, Стену памяти, бытовые постройки кубанских казаков и предметы их быта (куда ж без них то...).
На Кисляковской развязке делаем методологическую ошибку и сворачиваем на более короткую дорогу через станицы Краснодарского края на Славянск-на-Кубани. Был более быстрый и менее интересный вариант лететь по трассе через Краснодар, но мы его не выбрали, а предпочли довольствоваться кубанскийми пейзажами, изучать особенности придорожной торговли и местных, весьма затейливых, дорожных указателей. В станице Кисляковской мы тормознулись у придорожного рынка и с удивлением узнали, что цены на фрукты здесь несколько выше чем на Урале. Как потом оказалось, это были самые низкие цены встреченные нами за все путешествие по югу России. Своеобразным эталоном являлись абрикосы. В Перми на рынке в конце июня их можно было купить по 90 руб. за кг, здесь же они были от 150 руб. и выше, по мере приближения к Крыму. Причем в Крыму под видом местных продавались узбекские и армянские абрикосы, цены на которые доходили до 350 руб. за килограмм. От пермского ассортимента в Кисляковской выгодно отличались по цене только помидоры, которые мы и приобрели. Плюс купили синий ялтинский лук и бутылку замечательного вонючего подсолнечного масла, которое радовало нас примерно половину путешествия. К сожалению, на обратном пути такое масло нам больше не попалось, а то что пытались нам впарить на Ставрополье не шло ни в какое сравнение с кубанским маслом.
Памятник военным лётчикам при въезде в станицу Ленинградскую в виде взлетающего истребителя МиГ-15 бис. Надпись на постаменте (как гласит Викимапия): "Славным защитникам Родины. Лётчикам Черниговского военного училища. В 1943 - 1946 годах училище дислоцировалось в станице Ленинградской". Надо сказать, что в моих репортажах далеко не полный перечень памятников и достопримечательнойсть, которые можно посмотреть вдоль трассы. Мы снимали то, что замечали из окон машины, считали достойным остановки или просто успевали щелкнуть на ходу. Очень много объектов мы успевали увидеть, но не успевали снять, проносясь мимо. И, наверняка, есть такие, которые мы даже не заметили.
Немного о местной специфике дорожных указателей. Они установлены таким странным образом, чтобы максимально замедлить трафик. Например, в станицу Ленинградскую я заезжал строго по указателям два раза. Заехав первый раз, я выехал. Объехал огромное поле по слегка подубитой дороге, только затем, чтобы въехать обратно через 5-6 км. Все это крайне снизило скорость передвижения и привело к мысли не жалеть местных жителей, а прорываться прямиком через местные станицы, не пользуясь объездными дорогами.
Подсолнухи, осколки солнечного дня
В станице Каневской настало время запастись перед Крымом наличкой и возникла проблема иного рода - поиски Сбербанковского банкомата. Местные жители на вопросы о Сбербанке реагировали крайне замедлено, отправляя нас в разные концы станицы. Наконец, выбрав попутное направление мы достигли местного отделения Сбербанка, которое оказалось пустым и заброшенным, а банкомат о котором нам сообщала реклама на столбе уже давно отсутствовал. Но случилось чудо и на местном рынке за пивным киоском с характерным запахом нагретой солнцем мочи я нашел требуемое. Обналичился.
Попутно закупились в местном "Магните", который порадовал нас широчайшим ассортиментом продуктов, кондиционерами, низкими ценами, полусонными кассирами, и, а это главное, отсутствием покупателей. Смешная остановка/торговый павильон рядом с "Магнитом".
На выезде из Каневской обогнали танк Т-34-85 на белых катках (как потом оказалось это такая кубанская фишка). Памятник посвящен воинам 417-й и 89-й дивизий, освободивших Каневской район, и Героям Советского Союза И.В.Колованову и И.А.Передерию. Постамент памятника изготовлен из туфа (похоже что сейчас он отделан в кладбищенском стиле). Памятник сооружен к 9 мая 1980 года к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Уборка урожая в валки. Особенности местного климата таковы, что фуры беспрепятственно могут выезжать на поле под погрузку
Обойдя по объезной станицы Переяславскую и Брюховецкую справа от шоссе на высоком кургане увидели монумент легендарной "Катюше" 49-го Гвардейского минометного Феодосийского полка. Согласно надписи на постаменте это БМ-13 образца 1941 года, но что-то мне подсказывает что в ее роли выступает ЗиЛ-157.
При въезде в станицу Калининскую в честь летчиков 9-ой ГИАД, принимавшей участие в освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков и прорыве "Голубой линии" , в 1975 году установлен памятник воинской славы "Самолет МИГ-15"
На развязке перед станицей Старонижнестеблиевской чуть ошиблись поворотом и ушли на юг. Но ничего страшного, зато посмотрели на гигантский Ангелинский элеватор и чуть раньше выскачили на трассу Краснодар-Темрюк
После станицы Ивановской, уже на трассе Краснодар-Темрюк остановились у Ангелинского Ерика умыться, слегка умыть машину (помня что пресная вода в Крыму в дефиците) и вспугнуть лягушек в прибрежных камышах. Было желание искупаться, но поджимало время. На дальнем плане здание насосной станции № 1 подающей воду в оросительную систему
После развязки въезжаем в пригород Славянская-на-Кубани поселок Трудобеликовский и метров через 500 видим у автомагазина "Звук, мастер, 12 вольт" вот такое вот чудо. По всей видимости это какая-то самодельная реинкарнация БТР-40 в теле БТР-152. Но внимание привлекает
UPD: БТРчик оказался интересным. Михаил Гриф говорит что это попытка сделать американский Scout Car M3A1
Cравните с другого ракурса UPD 2: yuripasholok пишет, что это: "сделанный из ГАЗ-63 типа "Скаут", делался для Ивана Стреляева, им же активно использовался для реконструкций. Либо стал не нужен, либо "одолжил"."
Летим без остановок, море все ближе. В поселке Красный Октябрь (слился с пос. Светлый путь Ленина) заливаем полные баки на АЗС "Газпром". Цена уже кусается и достигает 39,40 руб. за 1 литр А-95. Собираемся отъезжать, как вдруг замечаем притаившееся в придорожной траве грозное орудие. Забываем про все и туда. Оказалось это мемориал, посвященный прорыву в сентябре 1943 года "Голубой линии" на реке Курка. Открыт в 2010 году. Про него будет отдельный репортаж.
А пока со вкусом осматриваем достаточно редкую послевоеную 130-мм береговую артиллерийскую установку СМ-4-1
Следующая остановка в Темрюке вынужденная - пора подумать о переправе. Припарковались крайне удачно у музея военной техники под открытым небом "Военная горка". Здесь все прекрасно. Уже издалека видны ползущие в кильватерном строю по боевому гребню возвышенности самолеты. Интереса добавляет то, что музей расположен на северном отроге изрядно подпорченного человеком грязевого вулкана Миска, последний раз извергавшегося в 1860 году
БТР-152 с белоснежными колесами производит неизгладимое впечатление на детей и взрослых
Паровоз "за родину" под прикрытием одного из МиГарей тащит куда-то санитарный вагон и платформу с полевой пушкой
Самолеты, катюши, полуторки, невзирая на периоды бытования, состояние здоровья, чины и звания, целеустремленно пытаются вырваться с территории музея в южном направлении
Вся эта территория охраняется при входе отставным военным с близким к казакам менталитетом и вход на нее платный. Но из-за забора фотографировать не запрещено. Пока я безуспешно пытался получить электронную регистрацию на паром, Снежана пыталась немного поснимала этот великий исход военной техники, ко мне подошел отставной военный/смотритель музея. Несколько его фраз заставили задуматься: "Здесь как на Урале - филиал". На вопрос: А сколько сейчас времени?" Он ответил: " А хрен его знает, раньше знал - 2 часа со Свердловском, я тут уже одичал за 30 (?) лет". Репортаж про музей будет
Двигаемся дальше. Почему-то в середине города видим стеллу с надписью Темрюк. Переправа Темрюк-Керчь принимает только фуры и спецгрузы, поэтому мы без вариантов следуем на косу Чушка
Уря! Это море и изумительный закат. Мы в графике и движемся на переправу Кавказ-Крым
Жизнь по обе стороны шоссе не перестает удивлять. Надо понимать что все пространство здесь вытянуто вдоль дороги и зажато между берегом Азовского моря и цепочкой лиманов с солончаками. Жизнь здесь концентрируется в населенных пунктах типа станицы Голубицкой и Пересыпи. остальная территория мало пригодна не только для отдыхающих, но и местных жителей. Тем не менее мы можем наблюдать удивительнейший феномен: далеко не бедные люди со всех уголков нашей необъятной Родины, на перекладных или на солидных машинах приезжают в эту дыру, останавливаются бивуаком рядом с шоссе и глотая придорожную пыль проводят отпуск перемещаюсь по закольцованному маршруту: палатка-море-магаз. Можно конечно остановиться и за невысоким заборчиком под каким-нибудь колючей маслиной или даже поселиться в мини отеле. Но я все-равно не понимаю, зачем проделав путь в не одну сотню километров оседать в этой дыре по всем параметрам напоминающей пермскую Гачу или окраины Каира.
Здесь даже полунеработающие отели в клубах пыли и лучах заходящего солнца выглядят как на кадрах хроники времен последней войны в Персидском заливе
Хотя рядом с трассой есть и вот такие симпатичные заведения с искусственной пальмой при входе
Пересыпь. Здесь нас существенно замедлил сплошной поток раскрасневшихся от солнца и алкоголя отдыхающих, мигрирующих через шоссе в поперечном направлении. Решили припарковаться середи торговых точек и рынка. Не понимаю, что здесь можно делать две недели? Пляж, магазины, пиво-воды-вино, опять пляж. И все это в пыли, вони гнилых овощей и под шум проходящих колонн фур, автобусов и машин с автотуристами. Заглавное фото хорошо передает атмосферу этого славного места. Единственной достопримечательностью которую мы успели обозреть был бывший клуб с двумя скульптурами перед фасадом.
Первая скульптура в жанре соцреализма изображает мужчину-рыбака, победно поднимающего под уздцы вверх запрещенного к отлову осетра
Вторая скульптура в виде женщины-рыбачки ласково прижимает осетра к бедру. Ныне бывший клуб стал еще одним символом Пересыпи, получив гордое название "Алкомир".
На рынке мы поинтересовались ценами на фрукты и овощи. Эталонные абрикосы достигли своего максимума в 350 руб. Эта цена была выше чем в среднем по Крыму. Были правда абрикосы по 90-100 руб. за кг, при условии что я возьму ведро, но размером они были с недоделанный грецкий орех, твердые и все в оспинах, такие мне даже в заброшенных татарских садах не попадались. Пожелав продавцам всего хорошего и посоветовав приезжать на Урал за дешеыми фруктами мы сели в машину и отправились на косу Чушка, принимать испытания переправой через Керченский пролив.
Про переправу я расскажу отдельно. Если в двух словах, то все было технологично, максимально вежливо и комфортно (за исключением обгоняющих по встречке между двумя накопителями). Всего мы потратили три часа на это удовольствие. Из них половину времени провели в первом большом накопителе, въехав в него в 20-30 по местному времени. Светящиеся информационные стенды оперативно доводят до клиентов переправы необходимую информацию
Темнеет. Вот так выглядит линейка кафе в первом накопителе
Купив билеты за 1700 руб. мы проехали косу Чушка вдоль, постояли во втором накопителе и резво загрузились на греческий паром "Гликофилоуса-III"
Красивый финал перегона: море, залитый огнями трюм парома, легкий ветерок, бодрящие запахи механизмов и водорослей
Оставив наши белую девочку в трюме отправляемся наслаждаться ночной прохладой и осматривать помещения парома
Спустя немного времени мы были уже в Керчи, потрогали море у стен крепости Еникале в месте строительства первого моста через пролив и, поплутав по улочкам Аджимушкая, чуть не задавив ежика, нашли гостеприимны ночлег у Юрия Белика. Итог дня: пройдено 898 км примерно за 18 часов.
Продолжение следует.
Фотографии мои и Снежаны Карпович
Другие репортажи из цикла "Весь Крым 2016" в моем блоге по тэгу ВК2016
02/10/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Краснодарский край; Крым; Ростовская область
- Города: Керчь
- Отзыв о поездке: Дорога: Волгоград - Переправа - Евпатория, июнь 2015
- Фоторепортаж: Атлеш. Тарханкут, 06.09.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.