Мне лично нравятся регионы с "текучестью истории", с "текучестью" этнографической, архитектурной, национальной идентичности, словно в них эхом отзывается ушедшая эпоха или цивилизация. Рассмотрим эту "текучесть" на примере города Печоры, входившего в 1920-1940-е гг. XX века в состав Эстонии.
Какие ещё есть примеры из Всемирной истории? Это Египет, когда едешь на юг страны. Приближаясь к суданской границе к городу Асуану, ты видишь обилие, пестроту , палитру цветов в частном секторе. Если на севере, в основной части Египта. Преобладает коричневый цвет в постройках, то на юге Египта, на территории бывшей Нубии, преобладают жёлто-зелёные цвета и уже заметное число темнокожих жителей, такое этакое дыхание "чёрной Африки", с которой ассоциируется в сознании жителей "Севера".
Также в рамках этой логики подходят территория Калининградской области России, где интересно наблюдать немецкое архитектурное наследие и российский менталитет или польский город Познань с польским менталитетом и немецким архитектурным фоном. В восточной Польше (Луков-Вуков), Тересполь, Белосток есть этнографическая группа белорусов (Подляшский микроязык) , которые остались по ту сторону Бреста, а Гродненская область с польским населением - по ту сторону Сувалок и Белостока. Фактически, Печорский район Псковской области - это музей "под открытым небом" Польши образца 1930-х гг. по способам возведения построек гражданской архитектуры (в Выборге это облик Финляндии 1930- х гг., в Познани -облик Германии 30-х гг или в Харбине -облик России 1910-х гг.).
Печоры интересен 2 своими сторонами - Псково-Печерским монастырём, о котором я ещё напишу, и городской застройкой, созданной по преимуществу эстонцами в 1920-30-е годы. Если первая сторона широко известна и практически всегда является главной и единственной целью поездки в этот город, то вторая незаслуженно обходится туристическим вниманием. А между тем мы имеем дело с довольно уникальным для России городом, облик которого почти целиком сложился в период его нахождения в составе иностранного государства, при том, что за шестисотлетнюю историю города этот период занял всего каких-то 20 лет.
До революции Печоры были маленьким захолустным сперва уездным, а затем заштатным городом в составе Псковской губернии. Оживила местную жизнь лишь открытая в 1889 году Псково-Рижская железная дорога. В 1920 году, по Тартускому советско-эстонскому мирному договору, город вошёл в состав Эстонии и стал называться по-эстонски Petseri, а уезд - Petserimaa. В Эстонии город стал иметь большее значение, нежели имел в составе России, и, можно сказать, полноценно сложился, как город. В итоге большая часть капитальных зданий города построена именно эстонцами, и город, являющийся оплотом русского православия, имеет совершенно нерусский архитектурный облик. Население города на момент 2016 года - 10100 человек.
А теперь давайте пройдёмся по городу и познакомимся с его архитектурным наследием. На фото - центральная Октябрьская площадь.
На которой мы можем лицезреть дореволюционную водонапорную башню, которая в настоящее время занята кафе. Сама водонапорка 1913 года строительства - единственный памятник промышленной архитектуры дореволюционного периода в застройке г.Печоры, образец "кирпичного стиля" в застройке города.
Напротив водонапорки находится странноприимный дом для паломников.
Там же наткнулся на люк эстонского периода. Эх, только под ноги взглянул и порадовался находке.
На здании висит табличка с информацией о том, что здесь в 1940-1941 гг. находился Петсерский УКОМ КП(б) Эстонии. УКОМ - это как областной комитет, только в Эстонии вместо обкомов были уезды, получается - уездный комитет коммунистической партии большевиков Эстонии.
Торговые ряды.
Один из символов пограничья помимо трети автопарка с эстонскими номерами.
Небольшой скверик. В 1991 году Эстония вышла из состава СССР уже без Печорского района. Дело в том, что в 1945 году была изменена административная граница между Эстонской ССР и РСФСР в пользу последней. Печорский район был передан в состав Псковской области (а Ивангород в состав Ленинградской).
"Памятник уличному фонарю" (2011 год)
Юрьевская улица в сторону автовокзала.
После чего я свернул к улице Свободы. В этом доме жил местный врач-терапевт Форма Акимов, гордость Печор в сфере медицины.
Граффити.
Ещё пример уличного искусства.
Здание эстонского банка 1929-1930 гг. постройки работы архитектора Густава Адоффа.
Рекомендую обойти вокруг этого здания.
Напротив здания банка в городском сквере находится памятник Витгенштейну. Нет, не философу Людвигу Витгенштейну, представителю аналитической философии и философии языка, а российскому военачальнику немецкого происхождения Петру Витгенштейну, героя Отечественной войны 1812 года, который, действуя в отрыве от основных сил русской армии, прикрывавшей Москву, сумел остановить продвижение французских войск к Петербургу.
Далее начинается элитный район эстонских коттеджей 1930-х гг. Посмотрим на домики.
Печорская гимназия 1925-1927 гг. постройки.
Дом Кайтселийт 1930 года постройки архитектора Бориса Крюммера. Что такое "Кайтселийт"? Это Союз Обороны Эстонии, дружины самообороны страны в 1918-1940 гг. и после восстановления независимости на волне распада СССР.
Лютеранская кирха святого Петра 1926 года постройки с уникальным органом - один из 10 инструментов, уцелевших во время Великой Отечественной войны. Печорский орган был создан на стилистических принципах, свойственных органостроению конца XIX - начала ХХ века. По составу регистров и характеру звучания относится к типу немецких романтических органов. Именно эта черта значительно повышает его историческую и музыкальную ценность. Его звучание отличает массивность и басовитость (из-за обилия низко звучащих регистров), идеально подходящие для сопровождения пения большого числа людей. В то же время звук органа мягок, а набор регистров предоставляет массу возможностей для выбора тихих звучностей, флейтовых и скрипичных красок.
Дом пастора, в настоящее время- военкомат.
Псковская улица.
Печорская лингвистическая гимназия в здании 1927 года постройки.
Красивый особняк лесопромышленника Т. Русанова.
Часовня Иоанна Предтечи 1890 года из валунного камня.
Неожиданно наткнулся на т.н. "домик стрельца", который является уникальным памятником деревянного зодчества начала XVIII века. Стрельцы поселились в Печорах в середине XVI века по указу Ивана Грозного для охраны монастыря и окрестных деревень от иноземных захватчиков, сформировав возле Псково-Печёрского монастыря т.н. "стрелецкую слободу", от которой остался этот единственный дом.
Акварель художницы Анны Калашниковой-Роот "Старик" в экспозиции музея истории города. Оригинал фото здесь
Уже упомянутая в предыдущей записи Варваринская церковь православных эстонцев сету (слева) и церковь сорока Мучеников Севастийских, построенная в 1817 году справа (колокольня пристроена в 1860).
Улица Мира.
Эстонская пожарная часть. В этих зданиях хорошо узнаётся популярная в 1920-х-30-х годах в европейских странах архитектура функционализма.
Эстонская 2-этажка в стиле функционализм.
18/10/2017 09:00
Материалы по теме
- Страны: Эстония; Россия
- Регионы: Псковская область
- Города: Печоры
- Отзыв о поездке: Печоры и Изборск, осень 2012
- Отзыв о поездке: Псково-Печерский монастырь, весна 2016
- Отзыв о поездке: Варваринская церковь, Печоры, весна 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.