Настал черёд Ярославля добавить в коллекцию репортажей "с высоты птичьего полёта" вместе с Ираком, вьетнамским Хошимином и египетским Каиром. Теперь давайте практически полетаем над историческим центром города, являющимся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Перед уже анонсированными постами из экспедиций по Калининградской и Ленинградской областей необходимо закончить рассказ о поездке в Ярославль (потом ещё 1 город покажу, пока сюрприз).
Итак, мы сейчас находимся на звоннице Печёрской иконы Божией Матери при Спасо-Преображенском монастыре. На снимке - сначала монастырские кельи (красное и белое здания), затем стена монастыря с Михайловской башней 1803 года постройки. Вне монастыря - гарнизонная церковь Архангела Михаила 1657-1682 гг. постройки,за ней храм Спаса Преображения на Городу 1672 года. Слева на панораме - церковь Ильи Пророка 1647-1650-х гг.
Исторический центр Ярославля был внесён список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году как "выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II, развёрнутой в масштабах всей России в 1763 году", представляя собой стандартизацию застройки российских городов в духе классицизма, одного из веяний эпохи Просвещения. Реформа была направлена на замену "случайной" градостроительной системы, чрезвычайно опасной в плане возникновения пожаров, - "разумной" системой планировки в условиях развития промышленности и торговли. Живописная застройка, мягко следующая за формами рельефа, должна была уступить место "образцовым" строениям на широких прямолинейных улицах и площадях.
В случае с Ярославлем градостроительная реформа Екатерины II оказалась особенно удачной, как в плане самой городской застройки, так и в отношении её сгармонированности с историческим прошлым и с водными просторами Волги и Которосли. Она же не имеет прецедентов в европейской истории по масштабам, так как привела к приведению облика практически всех городов Российской империи в соответствие с рационалистическими идеалами Просвещения. Перепланировка Ярославля вышла особенно сбалансированной, а его главная площадь не имеет себе равных в провинциях империи по поистине "царским" размерам.
Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС, International Council on Monuments and Sites, штаб-квартира в Париже), рекомендуя Ярославль к внесению в список Всемирного наследия, отмечал размеренность ритмов рядовой застройки: двух- и трехэтажные здания образуют довольно широкие улицы (как правило, озеленённые), которые выводят на обширные площади.Церкви и башни допетровского времени служат зрительными и композиционными доминантами застройки более позднего времени. Ярославль выгодно отличается от других городов России тем, что промышленное развитие мало затронуло центральную часть города. Несмотря на значительные утраты советского времени, Ярославль пострадал меньше других городов аналогичного размера и значения. Новых зданий в центре города сравнительно немного. В целом, при застройке города в XX веке превалировало стремление к сохранению историко-архитектурного наследия. Существует "высотный регламент", ограничивающий высоту новых построек не более 14-17 м.
Вид на реку Которосль и Красноперекопский район города.
Спасо-Преображенский монастырь является бывшей упразднённой мужской обителью с памятниками архитектуры XVI-XIX вв. Есть достаточно спорная версия о находке "Слова о полку Игореве", памятника древнерусской литературы (по ЕГЭ часто спрашивают). Изначально монастырь занимал особое место в системе городских оборонительных укреплений. Здесь же было открыто 1 в северо-восточной Руси духовное училище. В главном Спасо-Преображенском соборе сохранилась 1 из 2 фресок времени Ивана Грозного. Отсюда Михаил Романов отправлял грамоту о своём согласии на престол в 1613 году при избрании его Земским Собором. Протяжённость стен монастыря- 820 м, высота - 10 м.
Внизу на фото - крестовая церковь Воскресения Христова 1520 года постройки, а за стеной монастыря - Богоявленский храм 1684-1693 гг.
Кельи конца XVII в. постройки.
"Очаровательно зрелище Великокняжеского Ярославля, от нагорной церкви Креста, господствующей над всею роскошною долиною Волги. Одно близкое сердцу русскому течение сей матери наших рек, уже производит приятное впечатление и оживляет широко раскрывающуюся взорам картину, и вот на берегу её восстаёт многоглавый Ярославль, весь исполненный величественными храмами, в византийском, или, лучше сказать, собственно в русском вкусе первых времён дома Романовых, ибо более всех других городов носит он отпечаток сей эпохи. Церковь Предтечи в предместии издали напоминает восточную массу Василия Блаженного, что посреди Китая, приготовляя к необычайной красоте прочих храмов, которыми особенно славится Ярославль."
Андрей Муравьёв, поэт и драматург.
По мере роста благосостояния горожан в XVII веке каждый приход, включая отдалённые от центра слободы, считал своим долгом заменить деревянную церковь на каменную, которые соперничали друг с другом в богатстве силуэта и внутренней отделки. Храмы возводились, как правило, по берегам Волги и Которосли и были рассчитаны на восприятие с реки. Во второй половине века не проходило года, чтобы не освящалась новая церковь, а в особо "урожайные" годы панорама города обогащалась 2-3 новыми храмами. По всей Верхней Волге от Костромы до Углича возобладал во многом уже архаичный тип крупного храма соборного типа, с ярко выраженным световым пятиглавием, поставленного на высокий подклет, живописно окружённого галереями и приделами (зачастую шатровыми) и высокими притворами с щипцовыми завершениями. Динамизм зданиям придавало асимметричное размещение шатра колокольни с северо-западного угла. Теплая церковь, почти всегда одноглавая, строилась отдельно от главного храма прихода. Вкупе с окружающими хозяйственными пристройками многие приходы производили впечатление небольшого монастыря.
04/09/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Ярославль
- Отзыв о поездке: Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль, весна 2016
- Отзыв о поездке: Ярославль вчера (сегодня, завтра и послезавтра). Как он есть, май 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.