Особенности туристического сплава за полярным кругом



    Что такое, в представлении людей обычных, далеких от туризма,  сплав? Чинное сидение в лодке, наблюдение за проплывающими берегами, остановка в любом месте, где понравится, ночевка под открытым небом, и собственно никаких лишений. Ну река же тебя сама несет, в лодке, без всяких сложностей. На горбе тоже не надо носить ничего, все же в лодке лежит, зачем силы тратить? Сиди себе спокойно, и ничего не делай, река вынесет, куда надо. Романтика и удовольствие - все в одном.

    Люди, которые сталкивались со сплавами, знают, что все вышенаписанное - то может и имеет место быть, но к сожалению, к этому добавляются еще и различные  неприятные моменты. Река не очень то и хочет тащить тебя по течению, вместо отличной погоды с неба вечно сыпется какая-нить хрень, а уж если ветер задул тебе в лицо - то это совсем-совсем плохо. Да и попутный ветер - не очень хорошо. Еще  хотелось бы отметить постоянную борьбу с мокрой одеждой. Какая бы не была спокойная река, одежда у тебя будет обязательно мокрой. С этим не надо спорить, это просто аксиома сплава. Если одежда мокрая, значит будешь все время мерзнуть, как  бы ты правильно не был экипирован. Это тоже аксиома. Ну и до кучи можно еще много таких отрицательных моментов привести.

    И, наконец, люди, не понаслышке знающие, что такое природа нашей Родины за полярным кругом  - добавят ко всем положительным сторонам  туристических сплавов еще огромное количество отрицательных сторон.  И будут правы абсолютно, потому что  места за полярным кругом для человека неподготовленного совсем некомфортны. я бы даже сказал - непригодны.

    Но все равно - сплав, это прекрасно. Даже за полярным кругом. Он просто со своими особенностями. О них я сегодня и хочу рассказать.

    Вчера я остановился на моменте, когда байдарки  мы собрали, и наступила пора грузить на них вещи, грузиться самим и начинать путь по реке Амгуэма, протекающей в Иультинском районе за Полярным кругом.

    Как это просто написать - погрузить вещи на байдарки. И как это сложно сделать в реальности, особенно если вещей много, байдарки узкие, и надо предусмотреть - куда ты сядешь сам. Сложнее всего это делать в первый раз. Приходится много раз укладывать и перекладывать вещи, что бы добится оптимальной укладки. Еще очень важно помнить, в каком гермомешке что лежит. Если забыть - придется делать много лишней работы при разгрузке байдарок.

    Поэтому вещи на байдарки первый раз укладывали очень долго и тщательно. Не меньше двух часов, как мне показалось. Но зато практически сразу добились оптимальной укладки вещей. Во всяком случае, все следующие дни сплава - вещи у нас лежали так же, как мы их уложили в первый день.

    Следующий этап перед стартом - обучение. Трое из семерых в нашей команде не то что весло в первый раз в руках держали, но даже и по рекам никогда не сплавлялись в какой-либо команде. Да и я в основном привык к лодкам или рафтам с распашными веслами, и опыта походов с двухлопастными веслами практические не имел.

    В общем, более опытные товарищи сказали пару слов менее опытным, а потом напутственным пинком скинули байдарки на воду.

    И мы вышли в обычную такую старицу, без течения и без особых сложностей. До течения было примерно 300 метров по спокойно   воде. В принципе, для минимального понимания - хватило.

    главное - никогда не ставить байдарку поперек течения. По течению - можно, наискосок - тоже можно. Поперек - категорически запрещено. Заливает водой - и оверкиль неизбежен. А когда у тебя в байдарке фототехники на многие тысячи рублей, да еще и квадрокопетр лежит, который тоже денег стоит - оверкиля не хочется от слова совсем.

    Поэтому поперли потихонечку по старице - ну а там начали сплочаться в дружную команду. Мне досталась одна байдарка на троих  с сестрами Сашей и Алиной valyakg. Как выяснилось немного позже - весла в тот день в руки они взяли в первый раз в жизни. Поэтому учится приходилось на ходу.

    И в общем-получалось. Поперек течения не вставали - да и течение было хоть и бурным - но без порогов, валунов, и прочих неприятностей. Но ровно по течению лодка у нас тоже не шла. Особенно первое время. В основном шли галсами - то в одну сторону, то в другую. Но так всегда у новичков бывает. Что поделаешь. Грести приходилось в результате несогласованности действий больше чем остальным.

    В попытках управления байдаркой. Сразу скажу - некоторые снимки здесь - это стоп-кадры с видеокамеры. Отсюда соответсвующее качество. Фотоаппарат на воде я доставать не особо рисковал.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Была еще одна причина плохой управляемости лодки. Ветер. Сильный южный ветер, набравший скорости на бескрайних просторах Чукотки и упорно разворачивающий лодку поперек течения. Сделать с этим что-либо ни мы, ни остальные команды на других байдарках в самом начале сплава ничего не могли. Абсолютно.

    Поэтому пройдя всего три километра от точки старта - приняли решение приставать к берегу и пережидать ветер. Тем более в этом месте река делала поворот и попутный ветер грозил превратится в боковой, который прибивал бы байдарки к берегу.

    Амгуэма - река, на которой часто уносит лодки.  Это не наша, эта на другом берегу лежала. Видать, у кого-то выше по течению не стало лодки.  Печальная картина.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Стоянку мы выбрали удачно. Дело в том, что еще одной, можно сказать, главной особенностью сплавов за полярным кругом является практически полное отсутствие дров для костра. Их нет совсем. Иногда попадается плавник и сухие кусты - но это такая редкость, что особо на это расчитывать не стоит. Леса нет. Совсем. Забудьте о возможности обсушится и согреться в любом месте на реке. Не выйдет. Просто не выйдет.

    Но в это раз нам повезло. Стоянку организовали возле балка. Балок хоть и был закрыт на замок (еще бы, от села то отошли всего на три километра), но рядом был небольшой запас дров. Хватило на приготовление обеда и чая.

    Ну а дальше - ветер не стихает, делать нечего. Сидим, ждем погоды. Кто-то лег спать, кто-то пошел рыбачить. Мне не везло, к сожалению, никак. Один жалкий харитон - да и того выпустил в силу размеров. Место для блеснения было совсем не удачное. У Вадима - еще одного участника слета - дело пошло получше. На муху он выловил 5 среднего размера хариусов, которые пошли в пятиминутку.

    А еще после обеда развлекали себя нежными звуками флейты. Я пробовал подыграть на хомусе - но не очень выходило... А флейта в тундре звучит божественно на самом деле... Хотелось слушать и слушать.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Даже зайцы сбежались на эти нежные звуки музыкального инструмента.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Часам к 7 вечера, ветер, как будто где-то в тундре закрыли огромную форточку, дуть перестал. Почти все за день выспались, поэтому решили, что идем по реке - сколько сможем пройти, и только под утро, часа в 4 будем вставать на ночевку. Это тоже особенность сплава в полярных широтах летом. Все равно, когда идти по воде. Солнце не заходит. Правда вечером, все таки немного холоднее, чем днем, но если правильно одет - то это не особо волнует. А еще и гребешь же.

    Вышли удачно. Ветер стих, лодку уже не так таскает по водной глади, гребем, правда все равно галсами по реке идем, но гребем. Холод правда, даже если гребешь,начинает брать свое. И есть еще одно неудобство. Когда гребешь - очень много воды попадает с весел в лодку. Настолько много - что через время сидишь весь мокрый. Это тепла совсем не добавляет.

    Поэтому эпизодически останавливаемся, и выходим на берег. Для меня радость -  я хотя бы пофотографировать могу в это время.

    Это закат на самом деле. Хотя можно ли назвать это явление природы закатом, если солнце ниже уже не опустится - а только начнет подниматься вверх с этой точки?

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Редкая фотография - все участники сплава в одном кадре. Слева направо - Саша, Алина, Томас (за ним собака Локи), Женя, ваш покорный слуга, Гаяна, Вадим.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    И потрясающий закат. Который, кстати, не предвещал ничего хорошего.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Очередная остановка. Удачно я как-то так кадр схватил.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    А это уже рассвет. Часа два ночи - что ли было. Я же говорю, идти по воде можно и ночью - разницы особой нет, когда это делать. Светло все время.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Дров нет. Единственный способ согреться - движение.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Но просушится хоть немного хочется. Хоть это и не очень легко сделать, на очередном привале выбрали удачное место. Удалось наскрести плавника на небольшой костерок. Он позволил немного просушить одежду и даже вскипятить котелок чая. Как же приятно выпить горячего чая после ночи в холодной мокрой байдарке. Однако, хотя сушняк на берегу и валялся - полноценный ночлег в этом месте организовать не удалось. Мало его слишком было, что бы приготовить еду. Газ-то у нас был - но и его особо бы не хватило. Не, покушать бы смогли, а вот просушить вещи - нет.

    Поэтому приняли волевое решение - идти дальше. По слухам, было известно - что где-то в 10 километрах от нас есть одна база отдыха, построенная местным олигархом исключительно для себя возле заброшенного поселка Транзитный. Там наверняка, если не попадем в домик, то хотя бы дров найдем точно, в заброшенном поселке они должны быть, как без них? И это тоже особенность сплава по Чукотским рекам - там, где есть или было человеческое жилье - наверняка найдутся и дрова для костра.

    Дружный экипаж байдарки.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Экипаж Вадима и Томаса.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Гаяна выжимает воду из перчаток, всю ночь судорожно сжимавших весло.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Худо-бедно, но до базы мы дошли. На ней были даже сторожа. Но, к сожалению в домики попасть не удалось. Сторожа - недавно переехавшие беженцы с Украины, северных законов гостеприимства не впитали в себя, поэтому в домики не пустили. Честно говоря, они даже пытались не разрешить нам поставить палатки на берегу, но тут уж мы их послали. Территория тут ничья, поэтому ставить палатки можно где хочешь. А нам жизненно необходимы были дрова, которые можно было набрать в заброшенном поселке. Да и время уже было - пять утра. Искать следующее прибежище абсолютно не хотелось.

    Река - штука коварная. Поэтому прежде чем расположится на ночлег, надо достать байдарки из воды. Иначе с утра не досчитаемся их. А что бы достать байдарки, надо выгрузить все вещи. В общем-то, это не очень легко все. Да еще и после активной ночи гребли. И когда глаза уже слипаются. Но надо, что делать-то?

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Остатки заброшенного поселка Транзитный.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Палатки поставили быстро. Как и в прошлую ночевку - одну палатку использовали как столовую и одновременно спальню для мальчиков, вторую - как спальню для девочек. Особо сил за ужином сидеть не было, так, поклевали бутербродов - и мгновенно поотрубались. Снилась мне опять же река и опять же постоянная гребля. Но это нормально, когда организм весь день занимался монотонной работой. Под утро (вернее под конце ночевки) вообще перестало что-либо снится, просто отрубился наглухо. Устал.

    Проспали часов до 12 дня. Затем встали, и ошалели - на улице замечательнейшая погода. Пока часть народу готовила завтрак, остальные быстро раскидали все намокшие вещи по земле и другим подходящим поверхностям.

    Завтрак.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Продукты у нас тоже намокли сильно некоторые. В частности сухари. Поэтому девушки сами решили их посушить. Хлеб у нас еще был, но не так уж и много. Поэтому сухари - нужны.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Если бы не украинцы-сторожа - ночевали бы вот в таком прекрасном срубе местного олигарха.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Блогеры - они и в походе блогеры. basov_chukotka пишет на бумагу отчет о прошедшей ночи.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Спальня столовая.  Кавардак в лагере страшный, потому что все что прошлой ночью промокло - сушится.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Опять же попытался покидать спининг. Безрезультатно. Не ловится. Виной всему опять быстрое течение. Блесну просто сносит.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    Ну а дальше - сборы шмурдяка и погрузка в лодки. На этот раз все прошло быстрее, хотя бы потому, что уже знаем, что и куда привязывать. После сборки - трогаемся дальше.

    Особенности туристического сплава за полярным кругом / Россия
    // goblinid.livejournal.com

    За первые сутки прошли 27 километров по воде. Даже, считаю много для начала. Но - из-за того что шли ночью, особо не рыбачили, да и мест в верховьях реки для нормальных стоянок особо не было найдет. Потому такое расстояние и получилось.

    Вот такие особенности сплавов за полярным кругом. Продолжение истории этого сплава я еще обязательно напишу.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    goblinid
    02/09/2016 09:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны