Вечером многочисленное общество отправилось пешком к Провалу.
По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки.
Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.
- Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже...
Она посмотрела на меня пристально, покачала головой - и опять впала в задумчивость: явно было, что ей хотелось что-то сказать, но она не знала, с чего начать; ее грудь волновалась... Как быть! кисейный рукав слабая защита, и электрическая искра пробежала из моей руки в ее руку; все почти страсти начинаются так, и мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют ее сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.
Она недовольна собой: она себя обвиняет в холодности... о, это первое, главное торжество! Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть - вот что скучно!
(с) Лермонтов, "Герой нашего времени"/"Княжна Мери"
К чему странствовать? - вопрошают многие, - уж всё открыто, исследовано, хожено-перехожено. Обо всем фотографии, литографии, научные труды, докторские и профессорские степеня.
Что такого можно увидеть там, о чем пестрят тысячи снимков, фильмов, о чем рассказывают журналы?
Многие стремятся забраться вот уж совсем к черту в задницу, лишь бы выпендриться - я был там, куда не ступала нога человека с фоторужьем (которого, по заветам Ильича, не надо бояться)!
Так вот, я, с высоты моих умудренных сединами висков, официально заявляю, и можете меня цитировать для потомков - это всё туфта от лукавого.
Дело в том, что даже тысячу раз изображенное место, во-первых, не станет заменою собственным очам, ушам и рецепторам. А во-вторых - я этому поражаюсь безмерно - все, даже самые раскрученные места, изображаются крайне однобоко.
Ну вот все видели фото Египетских пирамид в Гизе, величественно попирающих небо средь бедуинской пустыни. И можно подумать, что там до них полтора месяца на верблюдах переть - нет, повернуться в сторону - а там под самые пирамиды полполз Каир, своей трущобной частью. Сфинкс, опять же - уж насколько раскрученный бренд - а такой невзрачный, что я его даже сперва не заметил. А, заметив, долго не мог поверить - что, вот эта вот плюгавая детсадовская поделка из песка и есть оно, о котором столько толков?
Все знают писающего мальчика в Брюсселе? Ведь все? Так вот - как-то никто не обращает должного внимания, что он, этот самый писающий мальчик, совершенно крошечный и стоит в какой-то неприметной, замшелой нише какого-то фонтана.
Я это к чему - а к тому, что не бойтесь путешествовать по попсовым местам. Да, о них уже много чего отображено и написано - но вам-то с того что? Будьте сами себе первооткрывателем; есть на свете для меня лишь единственный город, где все оказалось ровно таким, каким я себе представлял (меня это не расстроило) - это Одесса.
Да и то, увидев легендарный рынок Привоз, я был серьезно разочарован это абсолютной затрапезностью, несопоставимой с масштабом окутывающих его легенд.
Что бы вы не увидели прежде - все равно, вами посещенное место окажется для вас совершенно своим. И только вы его сможете увидеть так, как никто не увидит, даже при сотнях лет прежнего паломничества во времена исторического материализма.
Район Кавказских Минеральных Вод вообще оказался не таким, каким его можно было вообразить.
Что представляется при всех этих названиях - Пятигорск, гора Машук, Железноводск, особенно если быть знакомым с творчеством вышецитированного Лермонтова? Правильно - заснеженные вершины, гора на горе, падающий навзничь несчастный Грушницкий, темница с пленником, да хищный птиц, кровавую пищу клюющий за окном. Представляется что-то очень монументальное, и оттого, когда подъезжаешь к району Минераловодского агломерата-архипелага (все эти города - Минеральные Воды, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск - все на одной линии, воспринимаются как один город, с отдаленными районами), то невежливо прыскаешь - в ровной степи высятся, хм... даже не горы, а кучи, напоминающие с детства знакомую панораму Донбасских терриконов.
Особенно если подсолнухов в пейзаж добавить - кто видел, тот поймет
Вот эти кучи и оказываются теми самыми горами, где у подножья и стрелялся Лермонтов.
Есть, правда, у любых гор особенность - издали они порой невыразительные, но не вблизи. Вблизи любые горы оказываются полноформатными, с захватывающими дух видами.
Все эти города и места, много раз представленные, много раз виданные на фото, оказались совершенно иными. И в этом есть невыразимая радость странствований - они всегда новые и свежие.
В Пятигорске, как это ни банально, я хотел увидеть легендарный Провал. Мне представлялась какая-то горная, безлюдная тропа, вдалеке от городских улиц.
Оказалось, что к Провалу ведет широкий проспект, сплошь унизанный советскими санаториями и здравницами, и прямо к месту обыденно ходит городская маршрутка.
Провал - это карстовая пещера, с озером. Некогда пещера была укрытая, потом вверху грунт провалился, так нынешний Провал и образовался
Сперва народ глазел в провал земли сверху, сочиняя легенды, спускаясь вниз на канатах, в специальной корзине
Опосля сделали боковой коридор
Именно тут продавал билеты Остап Бендер - деньги должны были пойти, как вы помните, на капитальный ремонт Провала - чтобы не сильно проваливался.
Статуя ему тут же, подле - разумеется, вся в туристических, хипстерских луках
Рядом площадь, с городской панорамой
Внизу бесстыжие ванны, как их прозвали в миру - из подземного озера течет теплая минералка, стелясь по камням, которые образовывают естественные для омовения ниши.
Кайф! Одно лишь смущает - минеральный источник здесь серный, и порой ощутимо несет сероводородом
- Чуешь, как будто дерьмицом пахнуло? - Думаешь?
Ладно, идем вглубь земли, в самый что ни на есть Провал.
Пол, как взлетно-посадочная полоса, оснащен освещением
Виды получаются мистические и призрачные, словно материализовались из другого измерения духи греников
Ход недолог - впереди площадка, огороженная решеткой
За решеткой - горное озеро
Вода здесь серная, и оттого непривычных может стошнить - ладно я, я привычный, я в своем индустриальном детстве еще не такого нанюхался.
Зато цвет у воды совершенно нереальный - я даже такому не знаю описания и названия
Вода недвижная, плотная и аж светится, аж мерцает
Словно не вода под ногами, а, как в фантастических фильмах, таинственный дым, скрывающий... скрывающий, как это ни банально вновь звучит, провал. Провал куда-то туда, в царство коварных гор, в вотчину Гадеса, куда все так или иначе уйдут, а вернутся оттуда лишь некоторые.
Сколько я это место видел в разных отчетах, репортажах, фото, видео - а оно все равно оказалось совсем-совсем не таким, как представлялось
И даже фотографии, так и те, даром что собственные, не передают всего сильного впечатления от места
Потрясающе!
Никогда еще популярный блоггер Гайдамак не был так близок к Провалу
05/09/2016 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Пятигорск
- Отзыв о поездке: В поисках пещеры вблизи села Подлужного Ставропольского края, март 2016
- Отзыв о поездке: Северный Кавказ 2015. Пятигорск, октябрь 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.