... Музей Мирового Океана - это два корабля ("Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев") и одна подводная лодка (Б-413). И ещё небольшой Аквариум в музейном здании. Сюда надо вести маленьких и взрослых мальчиков. Тут такое ненавязчивое, но мощное прикосновение к военной и морской истории.
...Облазить подлодку и два огромных корабля - ну где ещё такое возможно, как не в Калининграде?
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413
Музей Мирового Океана - это два корабля ("Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев") и одна подводная лодка (Б-413). И ещё небольшой Аквариум в музейном здании. Сюда надо вести маленьких и взрослых мальчиков.
Тут такое ненавязчивое, но мощное прикосновение к военной и морской истории. Облазить подлодку и два огромных корабля - ну где ещё такое возможно, как не в Калининграде? На финском острове-форте Свеаборге тоже есть подлодочка, но маленькая, престарая, вытащенная на землю, и со скромной внутренней начинкой. Никакого сравнения не выдерживает.
Билеты продаются в будочке-кассе, ~ по 60-70р. на каждый объект. На "Пацаев" мы не попали, как музей в тот день он не работал, но мы его уже и не осилили бы, если честно. Toо much для отведенных нами 2-3 часов.
Жара жуткая. Охлаждаемся в кафе на набережной и сейчас пойдём на подводную лодку
Описание Б-413
На хребет угольно-черного цилиндрического туловища подлодки переходим с набережной по железной лесенке. Б-413 на половину корпуса лежит в реке Прегель. Длина - ~90м, ширина - 8,5м. На меня дохнуло чем-то пугающим, когда прочитала следующие характеристики: предельная глубина погружения - 400м..., автономность плавания - 90 суток.... На лодке размещалось 80 человек экипажа. Была вооружена 22мя торпедами и 22мя минами.
Длина Б413 90 метров
Сейчас купим билеты и поднимемся по трапу
Спускаемся в её недра. Бессчетное количество разноцветных и самых разных металлических колесиков, кнопок, рычагов, трубок и прочего непонятного оборудования и непонятного назначения вводят всех туристов в ступор.
Торпедный отсек
В торпедном отсеке уже началась примерка формы
Старый моряк-смотритель встречает спускающихся и начинает рассказывать морские байки, которые слушать очень интересно. Их у него, чувствуется, приличный запасец). Мы выслушали про то, как появились обшлаги на морском кителе. Оказывается, их велел нашить Пётр I, поскольку русские морячки - крепкие деревенские парни не в парижах манерам обучались, и поэтому любили рукавом подтирать носы). Попутно он предлагает вам великолепную услугу - сфотографироваться (на свой фотоаппарат) в морской форме (100р.). Муж отказался наотрез, а я не могла отказаться. Мне долго подбирали нужный китель и фуражку. Оказалось, что к моему лицу больше всего подходит старая морская форма, которую упразднили (если не ошибаюсь) в 50х годах. Удовольствия - выше ватерлинии. А старый моряк, не останавливаясь, травил свои рассказы и предложил обмыть звездочки на моих погонах ведром спирта), это обязательный морской закон.
Внутри подводной лодки - 7 отсеков, в каждый мы пролезаем через люки, складывая свои 177 и 194 в три раза. 1) носовой торпедный отсек, где мы только что были, 2) носовой аккумуляторный + жилой, 3) центральный пост + каюты командира и офицеров + боевой пост по управлению торпедной стрельбой и т.д., 4) кормовой аккумуляторный + каюты офицеров и мичманов + камбуз, 5) дизельный отсек, 6) электромоторный отсек, 7) кормовой торпедный + койки матросов + средства спасения и аварийный люк.
Пролезаем через круглую дверь, идём по длинному коридору заглядываем в каюты
Каюта капитана
Кубрик или кухня
Написано Корректура пути торпеды
Особенно интересно рассматривать крошечные каюты, книги в них, разные предметы. ПЛ "Б-413" построили в Ленинграде (Ново-Адмиралтейский завод) и спустили на воду в 1968 году. Эта черная "рыба" поплавала в разных морях, от северных до южных. Что-то там делала в районе Кубы и Новой Гвинеи, а в 2000г. Балтийский флот торжественно передал 32-летнюю "старушку" калининградскому Музею Мирового Океана.
Любопытно (прочитали информацию на стендах) у наших подводных субмарин не было имён (были засекречены), только буквенно-цифровые обозначения, типа "С-51", "Л-15", "Б-77", "С-358", "К-115", и т.п., "К-141" ("Курск")...
Наши лодки выходили в Атлантический океан, Индийский океан, плавали до Экватора и Северного полюса, проходили подо льдами Северного Ледовитого океана, переходили без всплытия с Северного флота в Тихоокеанский вокруг мыса Горн и т.д. Моряки пользовались Азбукой Морзе: сигнал "Выходите немедленно" - 7....... точек, "Выходите в нос" - 3 точки... пауза 1. точка, "Выходите на корму" - 3 точки... пауза две.. точки.
МУЗЕЙНОЕ СУДНО (БЫВШЕЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ) "ВИТЯЗЬ"
Смотришь сейчас на этот огромный белый корабль и удивляешься его Судьбе. Он же "немец" - сухогруз "Марс" из Германии (1939). В войну вывез на себе 20тыс. беженцев из В.Пруссии (1945) и тогда же стал "англичанином" - "Вперёд, империей" в составе флота Великой Британии. СССР как победитель воспользовался своим правом и отобрал, прибранный к английским рукам, корабль. Так он стал "русским" и "Экватором" (1946). А потом превратился в "Витязя" и в Научно-Исследовательское судно АН СССР (1949). Послужной список - 65 научных экспедиций и именно на нём (при его непосредственном участии )) советская наука пополнялась своими главными открытиями. А потом что-то случилось и в 60 лет (1979) его отправили на пенсию. Причем незаслуженную. Оставили превращаться в ржавую консервную банку где-то на стоянке. Несправедливость ликвидировали аж через 11 лет забвения. Подписали документы о создании на нем Музея (1990). В 1994 он отдал швартовы здесь в Калининграде на набережной и подарил себя туристам. В 2006 он немного подлатал свой белый китель на судоремонтном заводе и теперь, говорят, на нём есть даже небольшая гостиница.
Внутри очень интересно. Можно заблудиться в хитросплетениях узких коридоров и кают, и четырех палубах - главной, верхней, прогулочной и шлюпочной.
Что особенно запомнилось - одну из кают специально оставили неотреставрированной, чтобы показать, в каком состоянии корабль находился раньше - там ужасный разрушенный Шанхай. В одной из витрин я увидела стеклянные большие морские звезды - как будто ёлочные новогодние игрушки. Оказалось это не фабричное изделие, а действительное морское произведение - радиолярии - древние организмы из протерозойского времени.
Такие экземпляры водятся в южных морях
Корабль ходил в Арктику
Интересно было увидеть газету "Правда" с портретом Сталина и заголовком "О Полярной экспедиции "Челюскина".
Интересно было прочитать надписи на ящичках капитанского комода (?) - "Астрономические тетради", "Отработанные карты", "Рабочие карты на переход", "Хронометрический журнал" и т.п.
Интересно познакомиться с рельефом Марианской впадины.
Да всего не перечислишь. На выходе, уже стоя на палубе и любуясь городом, поверх зачехленных шлюпок, мы увидели вдруг в уголке ласточкино гнездо и пять широко открытых желтых клювиков. Мечущаяся ласточка не знала в какой рот закинуть принесенную муху, и буквально задевала нас крыльями.
А это МУЗЕЙ "АКВАРИУМ"
16/09/2016 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Калининград
- Отзыв о поездке: Калининград - Территория музея Мирового океана, весна 2015
- Отзыв о поездке: Калининград - От проспекта Мира до площади Победы, апрель 2015
- Отзыв о поездке: Калининград - Музей И. Канта в Кафедральном соборе, осень 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.