Так как в Санкт-Петербурге я оказалась в июле, а погода радовала солнцем и отсутствием дождя, то бОльшую часть времени я проводила, просто гуляя по городским улицам. Вот и сегодня я вам расскажу об одной из таких небольших прогулок и покажу, что мне удалось увидеть в тот раз на коротком участке Невского проспекта в районе Гостиного Двора.
Гуляем по улицам Питера...
Начала я свою прогулку в тот солнечный день с Малой Садовой улицы, которая была проложена между Невским проспектом и Итальянской улицей ещё в 1740-х годах. Изначально она называлась Новым переулком, а с 1756 года - Шуваловской улицей, по построенному здесь в 1749-1756 годах дворцу графа Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Вся нечётная сторона улицы в то время находилась во владении Шувалова. Со стороны Итальянской улицы располагался дворец, далее по Малой Садовой - сад, отгороженный от улицы оградой. Часто Малую Садовую улицу ошибочно называют самой короткой в Санкт-Петербурге, ведь её длина всего 179 м. Но на самом деле самой короткой в городе является улица Пасторова длиной 140 м:
Иван Иванович Шувалов - выдающийся государственный деятель, основатель Академии художеств и Московского университета. Дворец Шувалова в Санкт-Петербурге - один из нескольких Шуваловских дворцов города. Построен по проекту архитектора С.И. Чевакинского в стиле елизаветинского барокко. В помещениях этого дома размещалась галерея картин, собранных Иваном Ивановичем. Художественный салон во дворце посещали многие известные художники, поэты и архитекторы, был среди гостей и сам Ломоносов:
В 1919 году здесь открылся Музей здравоохранения и Дом санитарного просвещения:
С 1850 года улица стала именоваться Малой Садовой. Она была любимым местом прогулок Александра II. Когда в сквере напротив улицы, через Невский проспект открыли памятник Екатерине II, улица в 1873 году сменила своё название на Екатерининскую. А сразу за памятником расположился Александринский театр - один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени. Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси. Театр был назван в честь императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I:
В 1914 году на углу Малой Садовой и Итальянской улиц архитекторами братьями Косяковыми было построено здание Санкт-Петербургского Благородного собрания:
Начало Первой мировой войны изменило предназначение нового здания. 6 декабря 1914 года здесь был открыт лазарет японского отряда Красного Креста для тяжелораненых нижних чинов. В госпитале вместе работали японские и русские врачи, фармацевты и сестры милосердия. Сестрой милосердия стала и жена японского посланника Мотоно. Вскоре разросшийся госпиталь занял весь дом, кроме театрального зала и нескольких комнат рядом с ним, оставшихся за Благородным собранием. Японцы работали до апреля 1916 года. Предметом особой гордости персонала была низкая смертность - 6 человек из пятисот тяжелораненых. В 1918 году в здании располагалась организация "Пролетарская культура". В связи с этим улицу переименовали в улицу Пролеткульта. Название просто супер))) А с 1933 года в здании бывшего Благородного собрания разместилось Ленинградское радио. Этот этап истории включил героические дни блокады: здесь работники радиокомитета жили, работали и умирали, отсюда они поддерживали Лениградцев своими передачами. Отсюда звучали стихи Ольги Берггольц, ставшей блокадной музой сражающегося города. В наши дни об этих событиях напоминает памятник поэтессе, установленный у входа в здание радиокомитета со стороны Итальянской улицы и мемориальная доска "Мужеству работников Ленинградского радио в годы блокады". К сожалению, о славном прошлом этого здания я узнала уже после своего отъезда из Питера, поэтому на улицу Итальянскую не ходила и памятник с мемориальной доской не видела.
Сейчас это здание известно как "Дом радио", здесь находится студия петербургского 5-го телеканала:
В 1949 году улице вернули прежнее название. А в 1999-м Малая Садовая вслед за Малой Конюшенной стала пешеходной зоной. Под гранитными плитами уложили отопительные трубы. В результате зимой мостовая никогда не замерзает, тает быстро снег и не образуется лёд. Я не уверена, но вроде бы это пока единственная улица в городе с "подогревом":
После короткой прогулки по Малой Садовой я вышла на Невский проспект. И что же здесь интересного? Да практически всё, что можно охватить взглядом! На нечётной стороне Невского целый квартал от Думской до Садовой улицы занимает Гостиный Двор - самый большой универмаг в городе. Периметр здания - 1км (длина стороны вдоль Невского - 230 метров, фасад по Садовой улице ещё длиннее)
Каменный Гостиный Двор задумала ещё Елизавета Петровна. Он должен был стать самым обширным торговым пространством империи. Архитекторы несколько раз менялись, пока за строительство в 1757 году не взялся Растрелли. Его проект сохранился, и видно, что архитектор замыслил необычайно роскошное убранство здания - достаточно сказать, что над центральным входом со стороны Невского должна была возвышаться великолепная многоярусная башня. Однако из-за недостатка средств дело шло очень медленно, а после восшествия на престол Екатерины II всё круто изменилось: барочные проекты были решительно отвергнуты, Растрелли в одночасье оказался фактически в опале и униженно просил императрицу о пенсии, а строительство поручили Жан Батисту Валлен-Деламоту, работавшему в формах раннего классицизма. Занятно, что Растрелли жил как раз напротив Гостиного Двора. Можно только догадываться, какие чувства испытывал старый зодчий, наблюдая в окно за новомодной стройкой. Строительство длилось более двадцати лет и завершилось в 1785 году. Здание специально немного сдвинули от красной линии проспекта, чтобы экипажи и повозки могли останавливаться прямо у лавок, не загораживая проезжую часть. В Гостином Дворе когда-то находилось более 300 лавок с галантерейными, мануфактурными, меховыми и ювелирными товарами:
На рубеже 1800-х годов вдоль нынешней Думской улицы по проекту Джакомо Кваренги было построено здание торговых Перинных рядов, разделившее её на две части. Существующее здание Перинных рядов возведено в 2003 году:
Перинные ряды были названы так от продажи в некоторых лавках птичьего пера:
К торцу Перинных рядов со стороны Невского проспекта в 1802-1806 годах был пристроен шестиколонный дорический портик, выполненный по проекту архитектора Луиджи Руска. Его стали называть "портик Перинных рядов" или "портик Руска". При строительстве метро в 1950-х годах портик был снесён, но затем построен заново в прежних формах:
Рядом с Гостиным Двором, по адресу Невский проспект 33, высится многоярусная башня Городской думы:
Ещё в 1710 году на углу Невского проспекта и улицы, которая впоследствии получила название Думской, находился центр купеческого самоуправления - "гильдейский дом". В нём работали городовые старосты, которых избирали купцы. Старосты регулировали городскую торговлю и некоторые хозяйственные вопросы. Позднее, уже при Екатерине II, была учреждена Городская дума. Гильдейский дом оказался тесен, и император Павел повелел расширить гильдейский дом для устройства в нём "ратгауза" (ратуши). За работу взялся помощник, ученик и тёзка Кваренги - Джакомо Феррари, расширивший здание и пристроивший к нему пятиярусную башню. Ратушу-думу, главный фасад которой выходит на Думскую улицу, с тех пор много раз перестраивали, а вот башня сохранилась почти в первоначальном виде:
В 1839-1854 годах башня Городской думы входила в систему самой протяжённой в империи линии оптического телеграфа. Сигнал через 149 вышек за 15 минут доходил от Петербурга до Варшавы, а это, ни много ни мало, 1200 км. Когда на смену оптическому пришёл электрический телеграф, башня стала пожарной каланчой. Часы на башне появились в начале 1880-х годов, и до сих пор используется тот же часовой механизм. Конечно, не раз отремонтированный и реконструированный.
На месте дома № 36/1, который сегодня занимает Гранд-отель "Европа", когда-то стоял четырёхэтажный дом купца Рогова, в котором находилась "Польская кухмистерская" - дешёвая столовка, весьма популярная у студентов:
В начале 1870-х годов дом Рогова и соседний дом по Михайловской улице выкупило акционерное общество "Европейская гостиница". Дома были перестроены, объединены и превращены в фешенебельный отель, в котором в разное время останавливались Чайковский, Тургенев, Айвазовский, Горький, Бернард Шоу:
Помните, я рассказывала про Армянскую апостольскую церковь? Мне потом в комментариях многие написали, что были в том районе Невского, но церковь эту не заметили. Сейчас станет понятно, почему. Вы видите на этом фото церковь? А она есть! Спряталась во дворе между двумя светлыми домами под номерами 40 и 42 (второе и третье здания, если смотреть слева направо)
Кстати, эти два здания по бокам от церкви раньше были её доходными домами. И оба, так же, как и армянская церковь, были построены по проекту архитектора Фельтена. А в доме под № 42, где сегодня находится театральная касса города, прожил последние 18 лет жизни поэт Тютчев. Его квартира находилась на 4-м этаже.
Вообще, надо заметить, что многие церкви, расположенные на Невском проспекте, имели раньше свои доходные дома. Вот и католическая церковь Св.Екатерины не стала исключением. О самой церкви я расскажу в следующий раз, а вот один из её доходных домов покажу в этом отчёте. Находятся они по адресу Невский проспект 32-34. Церковь расположена между ними. На этом фото она виднеется в левой части снимка:
Этот участок на Невском проспекте был передан петербургской католической общине указом императрицы Анны Иоанновны в 1738 году. Проект его застройки большим храмом и двумя доходными домами был составлен архитектором Пьетро Антонио Трезини после 1740 года. Проект в стиле барокко был утверждён в 1746 году, но реализован он был со значительными изменениями.
Строительство жилых зданий началось сразу после утверждения проекта. Этим обеспечивалось жильё для духовенства и временная капелла на период возведения храма. Кроме того, сдаваемые здесь внаём квартиры приносили католической общине доход, который шёл на строительные нужды. В 1754 году о доме № 32 говорилось как о "новопостроенном". Дом №34, по всей видимости, был возведён чуть раньше, так как уже в 1752 году в нём существовала "малая капелла".
Классический облик фасадам домов №32 и 34 придал архитектор Ринальди в 1779 году. В их нижнем этаже были устроены открытые аркады для магазинов, где открылись "нюрнбергские лавки". В них немецкие купцы торговали книгами, игрушками, галантереей. В доме №32 в 1798 году была открыта книжная лавка Фёдора Леонтьевича Свешникова. В настоящее время дома №32 и 34 по Невскому проспекту существуют как бизнес-центры.
Под № 28 на углу Невского и канала Грибоедова высится шестиэтажный дом с мансардой, облицованный тёмно-серым гранитом:
Это дом компании "Зингер" - первое в России здание со стальным каркасом. Дом был построен в 1904-1907 годах по заказу знаменитой американской компании, выпускавшей швейные машины. Архитектор Павел Сюзор. Слева от дома Зингера - угловой пятиэтажный жёлтый дом № 26, бывший доходный дом Гансена. Здание в формах эклектики построил в 1873-1874 годах норвежский коммерсант Гансен. Витринные окна в первом этаже были тогда новинкой. В 1880-х годах в доме Гансена начала работать первая в России телефонная станция:
Вид на канал Грибоедова и храм Спас на Крови с Невского проспекта. Всё бы ничего, если бы не чудовищное количество проводов! Ну, неужели же нельзя их как-то спрятать?!
И, конечно, одно из самых грандиозных зданий на Невском проспекте - Казанский собор 1801-1811 годов постройки, архитектор Андрей Воронихин. Длина его 72,5м, ширина - 56,7м, высота, включая крест на куполе, - 71,5м:
Собор стоит на том месте, где во времена Анны Иоанновны располагалась придворная церковь Рождества Богородицы, в которой хранился образ Казанской иконы Божией Матери. В 1773 году в церкви венчался цесаревич Павел Петрович, и он всю жизнь особенно любил этот храм:
К началу 19-го века церковь обветшала, и Павел I решил построить для святыни по-настоящему величественное обрамление. В качестве образца надлежало взять собор Св.Петра в Риме. А молодой архитектор Андрей Воронихин нашёл остроумное решение непростой градостроительной задачи, которая неизбежно возникала при строительстве любой церкви на Невском. Невский идёт с запада на восток. Алтарь христианской церкви тоже должен быть ориентирован на восток. То есть получалось, что, в отличие от римского собора, новый храм будет выходить на площадь не главным (западным) фасадом, а боковым (северным). Воронихина это ничуть не смутило: он предложил оформить боковой фасад грандиозной колоннадой из 96 колонн, открывающейся на проспект. И что за дело, что посетитель входит в собор сбоку! Для симметрии Воронихин хотел возвести колоннаду и с южной стороны, но на это уже не хватило денег. Обратите внимание, что при этом крест на куполе ориентирован канонически, и с проспекта виден ребром:
Казанский собор унаследовал от церкви-предшественницы роль храма русской воинской славы. Перед Казанской иконой летом 1812-го, перед выездом в войска, молился Михаил Илларионович Кутузов. Здесь же он и был похоронен в следующем году. Надгробная плита и ограда могилы Кутузова выполнены по рисунку Воронихина.
В 1837 году, к 25-летию Отечественной войны, перед собором были установлены памятники полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли работы Бориса Орловского:
Пожалуй, возле Казанского собора мы и закончим нашу сегодняшнюю прогулку:
Чтобы продолжить её немного позже и увидеть ещё много-много интересного. До встречи в Санкт-Петербурге!
28/08/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Санкт-Петербург
- Отзыв о поездке: Царское Село и его обитатели, лето 2016
- Отзыв о поездке: Экскурсия по необыкновенным Питерским крышам, лето 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.