В 5 км к востоку от Суздаля притаился древний городок Кидекша. Сейчас это село, а когда-то в 12 веке здесь располагалась резиденция князя Юрия Долгорукого. Русские князья любили жить вне городов, справедливо опасаясь бунтов городского населения. Для этого строились укрепленные города-резиденции, самые известные - Вышгород рядом с Киевом, Боголюбово рядом с Владимиром и Кидекша рядом с Суздалем.
Эти замки позволяли контролировать ближайшие города, так как возводились на речных торговых путях, например, замок Андрея Боголюбского - Боголюбово, стоял в устье реки Нерли, впадавшей в Клязьму, тем самым запирая столичный город Владимир. Кидекшу основали в устье реки Каменки, впадавшей в Нерль, тем самым запирая боярский Суздаль, который располагался на Каменке.
Само финно-угорское слово Кидекша соответствует славянскому Каменка, по смыслу это одно и тоже - каменистая река. Крепость Юрия Долгорукого была основана примерно в 1150-х годах, в это время в резиденции возвели белокаменный собор Бориса и Глеба - один из первых во Владимиро-Суздальской Руси. Можно предположить, что Кидекша была весьма крупным городом, как и другие подобные княжеские резиденции, т.е. это было не просто княжеское подворье, пусть и укрепленное. Длина оборонительных валов Кидекши составляла примерно 1 км, в это же время такие размеры имела, например, Москва, тоже основанная Юрием Долгоруким.
Лучше всего крепостной характер княжеской резиденции заметен со стороны Нерли, строения Кидекшы стоят на высоком речном берегу, который видимо еще специально укреплялся земляными валами.
К сожалению, древнерусская фортификация Кидекши почти не сохранилась. Уже в 18 веке о характере города было мало что известно, например, летописец Суздаля Анания Федоров, живший в это время, излагал очень путанный рассказ о Кидекше:
>>>>>На месте, где ныне в селе Кидекше церковь, близь тоя церкви был двор Великих Князей Суждальских, загородной, и благоверный Князь Великий Георгий Всеволодович восхоте ту на береге Нерли устроити церковь каменную соборную, и град с крепостию пренести на оное место, но по некоему явлению возбранен бысть, остави то свое начинание, и устрои церковь прекрасну, и пречудну каменную соборную на том месте, где была прежде внутри кремля города, а на том месте, где хоте крепость городовую устроить и соборную церковь на берегу Нерли, устроив из камения, оставшаго от строения соборныя во граде Суждале церкви, церков святых мучеников Бориса и Глеба, и монастырь согради на обитание иноком, и прозва то место Кидекша, то есть покинутое, или негодное; (до зде от повести словесной)
Здесь Анания Федоров перепутал князя Юрия Владимировича Долгорукого с Юрием Всеволодовичем, зато интересно его утверждение, о том, что русские князья хотели перенести город Суздаль в Кидекшу, но по какой-то причине этого не случилось.
Река Нерль.
Об основании града Кидекши есть упоминание в Супрасльской летописи: "А Кыдешьшскую церков постави Борис Михалькович сын брата Андреева и Всеволожя и сыпа город Кидекшу той же Городец на Волзе" Здесь летописец тоже перепутал князей, так как речь могла идти только о Борисе Юрьевиче - сыне Долгорукого, который и был похоронен в церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Зато есть упоминание о возведении здесь крепости - " сыпа город Кидекшу", город на Руси это прежде всего укрепление и укрепление земляное, поэтому города именно "сыпали" - насыпали земляные валы.
Ныне весь комплекс Кидекши - это перестроенный храм Бориса и Глеба 12 века, зимняя церковь Св.Стефана 1780 г. и колокольня с оградой 18 века. Колокольня уже стала "пизанской", так как ощутимо накренилась вбок.
О судьбе Кидекши в позднейшее время известно мало, город сильно пострадал после монгольского нашествия и видимо так и не возродился вновь, в этом месте был основан монастырь. Церковь Кидекши давно утратила свою главу, изначально храм был похож на церковь Покрова на Нерли или Дмитровский собор во Владимире. В 16-17 вв. своды храма рухнули, и при реконструкции большую древнерусскую главу заменили маленькой нынешней главкой.
Но даже в перестроенном виде церковь несет в себе черты романского стиля архитектуры, скорее всего Юрий Долгорукий приглашал для строительства зодчих из западной Руси из Галицко-Волынского княжества, где были сильны связи с Европой.
На рубеже XIX-XX вв. к церкви был пристроен притвор, расписанный в 1913 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых.
Храм сейчас хорошо отреставрировали, внутри можно увидеть архитектурные детали и фрески 12 века, также вскрытые полы в алтарной части, где обнаружилось много элементов старого сооружения.
В центре храма был обнаружен омфал или "пуп земли", важная часть византийских церквей, омфал присутствует, например, в Св. Софии в Константинополе, но для Руси омфалий Кидекши 12 в. уникален.
Борисоглебская церковь строилась как усыпальница семьи Юрия Долгорукого, хотя сам князь умер и был погребен в Киеве. В южном аркосолии храма Бориса и Глеба был похоронен князь Борис Туровский (сын Юрия Долгорукого), умерший в 1159 г. Фреска Деисус поздняя 18-19 вв. Перед княжеской гробницей лежит надгробная плита могилы 17 века, на ней надпись - "лета 7114 (1606) августа 18 дня преставися раб Божий князь и старец Исайя Петров на память святых мученик Флора и Лавра".
В 17 веке суздальский воевода Тимофей Савелов вскрыл княжеский саркофаг и увидел, что на скелете превосходно сохранились остатки драгоценной одежды: "поверх лежит неведомо какая одежда шитая золотом... на ней же вышит золотом орел пластаной одноглавной, а от того орла пошло на двое шито золотом же и серебром узорами... Надо сказать, что гробница невелика размерами, князь Борис имел рост, видимо, не больше 150-160 см, что для средних веков почти норма.
На противоположной стене аркосолий с гробницей жены князя Бориса - княгини Марии. На фреске 12 века изображены святые жены среди Райского Сада, справа стоит мученица Мария - покровительница княгини. Также где-то тут, у северной стены, должна быть могила дочери князя Бориса Ефросинии, внучки Юрия Долгорукого.
Фрески 12 века на стенах церкви.
Так как церковь Борисоглебская это изображение всадников часто трактуют именно как Бориса и Глеба, хотя кто это неизвестно.
Вскрытый пол центральной апсиды, на стенах видны остатки фресок 12 века
Престол придельного храма, XIII век.
Фрагмент белокаменной колонны и кирпичное мощение полов.
На переднем плане основание древнего белокаменного престола, XII век.
Граффити на столбе - голова Адама с проросшим крестом.
В 1780 г. рядом с Борисоглебской церковью была выстроена небольшая каменная церковь святого первомученика Стефана с высокой двускатной крышей. Оба храма принадлежали Борисоглебскому монастырю, основанному на месте старой княжеской резиденции.
Святые ворота Борисоглебского монастыря.
Спуск к реке Нерль из цитадели Кидекши. С большой долей вероятности этот спуск к речной пристани или мосту существовал уже в 12 веке, здесь должна была стоять воротная башня. Нынешняя дорога сохранила каменное мощение видимо 19 века, что говорит о ее важности, здесь вплоть до второй половины 20 века был спуск к деревянному мосту через Нерль, по которому проходил путь из Суздаля в Городец. Этой дороге более 800 лет.
Общий вид городища Кидекши. Исходя из довольно крупных размеров этого средневекового города, можно предположить, что он мог иметь отдельную цитадель с княжеской резиденцией и укрепленный посад вокруг. В свое время А.Д. Варганов нашел к северо-западу от резиденции остатки оборонительных валов.
Слева, видно место, где стояли ворота, через которые цитадель сообщалась с пристанью.
Этот холм напротив, скорее всего, тоже входил в состав города. К сожалению, системных археологических раскопок в Кидекше не проводилось, исследовали только территорию церкви Бориса и Глеба, а вся местная топография это терра инкогнита. Старую дорогу сдвинули южнее, теперь она идет по современному мосту.
Я сколько не искал, так и не нашел остатки валов с напольной стороны, обнаруженные Варгановым в первой половине 20 века. Что сами валы, что их следы полностью исчезли. И это, надо сказать, странно, так как со стороны поля укрепления города должны быть серьезными, например, валы во Владимире видели все, за 800 лет они не исчезли, хотя в большом городе, коим является Владимир, возможностей для их уничтожения много больше, чем в маленьком селении Кидекша. Здесь даже сейчас всего несколько десятков домов, решительно непонятно, как малочисленное население деревни или насельники монастыря смогли срыть, распахать без остатка линию валов, предположительно в 1 км длинной, а главное - зачем?
Есть предположения, что посад Кидекши мог доходить на юге до самого устья Каменки, его видно тут вдалеке, т.е. весь низкий берег, что справа, мог быть заселен. Дальше, за устьем Каменки, на более высоком месте располагается село Новоселка Нерльская, археологически доказано, что это поселение является ровесником Кидекши.
Кстати, из Новоселки Нерльской контролировать устье реки Каменки много проще, чем из Кидекши, так как банально ближе, две реки омывают высокое плато этой деревни с двух сторон. Это природная крепость, почти наверняка в средние века там существовала какая-то фортификация.
В Кидекше сохранилось несколько старых изб, самая красивая стоит у дороги на самом видном месте.
Но существенную часть застройки села занимают сейчас отнюдь не старые избы. Судя по домам, здесь живет много зажиточных людей, возможно, это чьи то дачи, так как для местных жителей Кидекши или Суздаля высокооплачиваемой работы здесь никакой нет, а на провинциальную зарплату такие хоромы не построишь.
Все бы ничего, но жилые дома, на мой взгляд, стоят слишком близко к историческому комплексу Кидекши и откровенно портят весь вид.
За деревней располагается кладбище, меня привлекла сюда небольшая часовня, видимая издалека. Надо сказать, что кладбище здесь тоже солидное, это лишний раз подтверждает, что в Кидекше сейчас живут люди весьма обеспеченные.
21/08/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Суздаль
- Отзыв о поездке: Суздаль разрушенный, лето 2016
- Отзыв о поездке: Сумрачный Суздаль, май 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.